Интегрированный урок музыки и литературы "Колыбель творчества", 2-й класс
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему

Пуценко Дарья Андреевна

Интегрированный урок музыки и литературы "Колыбель творчества", 2-й класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok_muzyki_i_literatury.doc51 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок музыки и литературы "Колыбель творчества", 2-й класс (программа 1—4), система Л.В. Занкова

 

Цель: осознание детьми фольклорных истоков авторского поэтического и музыкального творчества.

Задачи:

  • Показать учащимся взаимосвязь музыкального и поэтического фольклора с авторским литературным творчеством
  • Развивать творческие способности детей на основе личностно-ориентированного подхода через инсценирование, сочинительство, исполнение музыкальных произведений
  • Воспитывать уважение к духовной культуре русского народа.

Оборудование: звуковоспроизводящая техника (проигрыватель, магнитофон); фортепиано, ложки (деревянные), колокольчики, игрушка "Гном", маски-шапочки (медведь, лиса, заяц, еж), учебники "Литература" В.Ю. Свиридовой (2 часть), увеличенная карта-схема "Страны Литературии", использованная учителем в ходе подготовки к уроку книга-сборник " Мудрость народная, жизнь человека в русском фольклоре. Младенчество. Детство" (М., "Художественная литература" 1991г.).

Используемые произведения:

Музыка:

а) распевка "Как под горкой под горой…"
б) русская народная песня "Небылица"
в) русская народная песня "Савка и Гришка"
г) музыкальная игра "У оленя дом большой"
д) песня "Пестрый колпачок" муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьевой
е) песня "Простая песенка" муз. В. Дементьева, сл. В. Семернина

Литература:

а) А. Майков "Колыбельная песня"
б) С. Черный "Колыбельная"
в) И. Зиедонис "Не ешь, о дитя мое…"
г) русская народная колыбельная
д) небылица (русская народная)
е) потешки
ж) веселые стихи разных поэтов (по выбору уч-ся)

Подготовка к уроку: дать детям поисковое задание - найти и выучить наизусть веселые стихи разных авторов;

Ход урока:

Настрой на урок (Литература):

Сегодня у нас необычный урок. Сегодня на уроке встретятся литература и музыка, и вы увидите и почувствуете, как тесно они связаны друг с другом.  Начать наш необычный урок я хочу с необычного стихотворения. Послушайте.  Учитель начинает читать стихи И. Зиедониса, фоном звучит красивая, плавная русская народная мелодия.

И. Зиедонис

"Не ешь, о дитя мое, когда песню поют!
Никогда не ешь, о дитя мое, когда поют песню!
Там, в песне, чья-то душа маленькая умоляет, молит, она, может быть, проголодалась в это мгновение - не ешь, никогда не ешь, о дитя мое, когда песню поют.
Не пей, о дитя мое, не пей, когда песню поют!
Иволга там поет, дождика просит, росинку у листьев выпрашивает.
Мы народ едоков, о дитя мое, но ложку свою положи на стол, когда песню поют, положи свою ложку на стол, о дитя мое.
Одни двери для ложки и песни.
О дитя, возьми на руку ложку, в сторонку ее отведи, - первой песню пусти, о дитя"

По окончании стихов учитель делает паузу и задает вопрос: Какую песню самой первой впускает в свою жизнь маленький ребенок (дитя)? (Конечно, колыбельную)

И на наш урок первой впустим "Колыбельную песню"! Ее автор А. Майков. Откройте, пожалуйста, учебник литературы - стр. 106.

Работа над литературным произведением:

  1. Первичное чтение учителем, выслушивание впечатлений детей, первый отклик;
  2. Чтение способом "Эхо" (по 2 строчки сначала читает учитель, давая образец чтения, за ним эхом повторяют дети);
  3. Словарная работа (выяснение значения непонятных детям слов);
  4. Выразительное хоровое чтение (по четверостишиям):

1-е - ласково

2-е - с паузами на знаках препинания (обратить внимание на знак ;)

3-е - строго

4-е - с достоинством

  1. Индивидуальное чтение по ролям - автор, мать ветра, ветер;
  2. Ответы на вопросы учебника после текста (№ 1,2,3,4).
  • Сколько нянек позвала мать к сыну? (3)
  • Почему именно таких? (орел-сила, зоркость; солнце-тепло и добро; ветер -всезнающий, мудрый)
  • Найдите контраст (могучий ветер, гоняющий волны и воюющий со звездами, может быть очень нежным и ласковым)
  1. Заключительное хоровое чтение.

Музыкальная часть урока .

Можно ли спеть колыбельную А. Майкова? Какая должна быть мелодия у колыбельной песни? (ласковая, нежная, певучая)

Далее уч-ся под руководством учителя музыки пытаются сочинить мелодию к первым 4 строчкам "Колыбельные песни" А. Майкова, напевают ее. Выслушиваются все желающие. Важно бережно отнестись к попыткам детского композиторского творчества: не оценивать, не критиковать, отмечать достоинства каждой мелодии.

Учитель :

  1. Ребята! Встречались ли нам в учебнике литературы другие авторские колыбельные?
  2. Давайте перечитаем "Колыбельную", автор которой Саша Черный (стр. 47)
  3. Чем отличаются стихотворения А.Майкова и С.Черного? Чем похожи?
  4. Чье произведение ближе к фольклорному стилю? Чем?

Дети высказывают свои мнения, предположения.

Учитель: - Подтверждение вашим мыслям я нашла в книге - сборнике русского фольклора (показывает книгу). Послушайте русскую народную колыбельную:

Ай, бай, бай
Ты, собачка, не лай.
Ты, корова, не мычи.
Ты, петух, не кричи.
А наш Юра будет спать,
Станет глазки закрывать.

  1. Что вы заметили?(дети отмечают сходство народной колыбельной и стихотворения Саши Черного)
  2. А вот еще фольклорное произведение. Послушайте и определите его жанр:

Вы послушайте, ребята,
Моей сказки небогатой
От конька-горбунка
И медведя-плясунка:
Облоухая свинья
На дубу гнездо свила,
Поросила поросят
Все по маленьким сучкам.
Поросяты визжат -
Полететь они хотят.
Полетели, полетели
И на воздухе присели…

  1. Что вы услышали? (небылицу)
  2. На каком уроке вы уже встречались с небылицей? (на уроке музыки)

Учитель  после распевки "Как под горкой под горой" исполняет вместе с детьми русскую народную песню "Небылица". Затем знакомит учеников с русским народным инструментом дудочкой - свирелью. Показывает, как она звучит, как правильно играть на дудочке. После этого логично исполнить хором русскую народную песню "Савка и Гришка сделали дуду". В ходе исполнения дети движениями рук и пальцев показывают игру на дудочке.

Учитель  обращает внимание детей на карту Литературной страны, расположенную на форзаце учебника (увеличенная копия карты – на доске).

  1. Где мы сейчас находимся? (в Фольклорной волости)
  2. Продолжим наше путешествие по Фольклорной волости…. Вспомните, что в народном творчестве есть для того, чтобы развеселить, потешить малыша? (потешки)
  3. Какие потешки вы помните наизусть? (дети рассказывают)

Работа с учебником литературы (стр. 57): перечитывание народных потешек, инсценирование или чтение по ролям с использованием масок зверей - лисы, зайца, медведя, ежа.

Проверка поискового задания:

  1. Да, русский народ сочинил замечательные потешки. А знаете ли вы авторов, которые пишут веселые, потешные стихи? Следом за ними мы отправляемся в Сады Поэзии! (учитель вновь обращает внимание детей на карту).

Дети рассказывают наизусть знакомые им веселые стихи разных авторов. Установка: рассказать так, чтобы всех повеселить, потешить; обязательно назвать автора.

Учитель музыки:

  1. Ребята, а если к веселым стихам добавить хорошую музыку, что получится? (веселая песня!) Знаете такую?

Исполняется песня "Пестрый колпачок" муз. Г. Струве, сл. Н.Соловьевой. Песня сопровождается игрой на детских музыкальных инструментах: колокольчиках, ложках, треугольниках. В ней поется о веселом гноме.

Учитель  держит в руках игрушку - гнома:

Познакомьтесь: гном Тимошка!
Просит он помочь немножко:
Очень любит сочинять,
Но не может рассказать…
Ну, ребята, помогайте,
Вместе с гномом сочиняйте!

Учитель дает начало строчки: "Гном веселый говорит…." Уч-ся сочиняют рифмовки - продолжение. Игрушка переходит из рук в руки, от одного юного поэта к другому. Рифмовки получаются разнообразными – и веселыми, и грустными, словом, - “авторскими”.

Обобщение:

  1. Когда мы в рифму сочиняли, где мы с вами побывали? (см. карту - в Садах Поэзии)
  2. А теперь трудный вопрос! Художник нарисовал на карте Сады Поэзии рядом с Фольклорной волостью. Случайность? Осознанный выбор? (выслушиваются ответы детей)

Учитель подводит итог общих рассуждений:

  1. Все авторы - и писатели, и поэты, и мы с вами, иногда сами того не осознавая, берут идеи, мысли, настроение из русского народного творчества, из фольклора. С детства погружаясь в мир народной поэзии - в колыбельные, потешки, сказки, небылицы, взрослые поэты растят из нее свои поэтические сады, пьют из родников русского фольклора…. Конечно, не случайно Фольклорная волость граничит с Садами Поэзии…

Учитель :

  1. А как вы думаете, в кого могла бы превратиться Лягушка-царевна из народной сказки (см. карту), переплыви она на листике от фольклорного берега к авторскому? (в веселую “лягушку с гитарой на спине…”)

Класс исполняет произведение "Простая песенка" муз. Дементьева, сл. Семернина. Песня звучит как иллюстрация к предыдущим рассуждениям уч-ся.

Оба учителя обращаются к детям с вопросами, подводя итог урока:

  1. Каким получился наш урок?
  2. Что бы вам хотелось сделать дома?

Домашнее задание дети получают дифференцированно, в зависимости от индивидуальных особенностей ученика: нарисовать иллюстрацию к одному из произведений, придумать и записать свой стишок или свою мелодию, научиться выразительно читать стихи и т.п. Можно предложить детям, чтобы они сами себе дали домашнее задание. Желательно, чтобы оно носило творческий характер.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок музыки, литературы, изобразительного искусства для первого класса, посвященный дню Матери «Ты на свете лучше всех, Мама»

Цели:Познавательная:Почему каждому человеку нужна семья, мама. Раскрыть смысл слов: «нежность», «доброта», «ласка», «забота», «верность», «прекрасные чувства», «отношения».Разобрать музыкальные поняти...

Урок-путешествие в страну детства.Творчество А.Л. Барто. Интегрированный урок. (Музыка, литературное чтение)

Мы хотели расширить знания детей о творчестве А.Л. Барто. Готовиться к этому уроку было интересно, как учителям, так и учащимся. Так же нашей задачей было обобщить знания детей полученные  за пол...

Интегрированный урок музыки и литературного чтения в 4 классе

Тема урока:  «Являться Муза стала мне…»: музыка и литература в жизни лицеистов.Задачи урока:  1.    Обобщить знания учащихся об основных событиях – в первую очередь, лицейског...

План-конспект интегрированного урока музыки и живого мира в 1 классе для детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития. Тема урока: "Весенняя капель"

Тема: «Весенняя капель».Цели: развитие слухового восприятия, слуховой памяти, закрепление понятия «весна».Задачи: - повторение времён года (зима, весна), повторение признаков весны- развитие умения сл...

Конспект интегрированного урока по музыке и изобразительному творчеству во 2 классе " Масленица в звуках и красках"

Матерал для организации и проведения интегрированного урока по музыке и изобразительному творчеству...

Конспект интегрированного урока музык, пения и ритмики в 3 классе по теме "Разучивание песни В.Шаинского «Чунга-чанга». Слушание произведения Н.А.Римского-Корсакова «Океан-море синее». Разучивание игры «Всадники и упряжки»

Цели: развитие певческих навыков, чувства ритма, музыкальной памяти, слуха, ориентировки в пространстве, коррекция дикции, расширение кругозора, развитие творческих способностей учащихся....

Интегрированный урок музыки и риторики в 3-м классе по теме "Интонация"

Задачи:Образовательныепознакомить с музыкальными произведениями – песней С.С. Прокофьева на слова А. Барто «Болтунья», пьесами Д.Б. Кабалевского «Плакса», «Резвушка...