Конспект интегрированного урока по музыке и изобразительному творчеству во 2 классе " Масленица в звуках и красках"
план-конспект урока по музыке (2 класс) на тему

Миронова Наталья Олеговна

Матерал для организации и проведения интегрированного урока по музыке и изобразительному творчеству

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока36.18 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБОУ ЦО «19» г. Тула

Подразделение начальная школа

с дошкольными группами

Конспект интегрированного урока

изобразительного искусства и музыки – 2 класс.

Тема урока:

«Широкая Масленица в звуках и красках»

Урок разработали:

Учитель изобразительного искусства

Коновалова Я.М.

Учитель музыки Миронова Н.О.

                                                                       

Конспект современного интегрированного урока

изобразительного искусства и музыки во 2-ом классе

Тема урока: « Широкая Масленица в звуках и красках»

Тип урока: Интегрированный

Цели урока: Ознакомление учащихся с народными традициями Масленицы и их отражением в творчестве русских художников и композиторов. Усвоение навыков и умений декоративной и изобразительной техники, применение их на практике.

Задачи урока:

1)Образовательные: знакомство с традициями праздника Масленицы и отражение его в творчестве художника                  . Кустодиева «Масленица» и в музыкальном произведении  Н.А. Римского-Корсакова - фрагменте из оперы «Снегурочка».

2)Воспитательные: прививать интерес к произведениям музыкального и живописного искусства и воспитание любви к народным традициям.

3)Развивающие: развитие внимания, памяти,  творческого воображения, музыкального восприятия, умения и навыков в рисовании разными средствами и методами. Развитие вокально-хоровых навыков.

Оборудование урока: экран, проектор, компьютер (презентация), шумовые музыкальные инструменты, раздаточный материал, кисти, краски.

Ход урока:

I. Организационный момент.

-Звучит русская народная мелодия.

- Дети входят в класс.

-Приветствие:

II. Введение в тему урока.

-Вступительная беседа.

-Название темы урока.

  • Учитель музыки: Здравствуйте ребята. Наш урок мы начнем сегодня с двух загадок. Первую музыкальную загадку вам загадаю я.( Звучит русская народная песня «Масленая погорела»)

Учитель музыки: « О чем поется в этой песне?»

  • Отвечают дети:-
  • Учитель музыки:  «Правильно о Масленице»
  • Учитель ИЗО:  Внимание ! Теперь моя загадка: «Едят до икоты, кричат до перхоты, поют до надсаду, танцуют до упаду».
  • Отвечают дети: МАСЛЕНИЦА

Правильно. -Это замечательный народный праздник мы будем праздновать целую следующую неделю.

III. Объяснение и закрепление нового материала.

  • Учитель ИЗО: - А почему мы так любим масленицу?

Учитель музыки: -Давайте вспомним,  как называется каждый день на масляничной неделе

        

Внимание на экран.

  1. Работа с 1-9 слайдами презентации:

(Беседа как называются дни, когда празднуется масленица).

-  открывается 1-ый слайд презентации:

- Сколько дней она празднуется?

  • Отвечают дети:
  • Учитель музыки: - Да, действительно, Масленица длится 7 дней

и каждый день имеет свое название .

- открывается 3-ий слайд:

  • Учитель музыки:

- Понедельник:– «Встреча», в этот день встречают Масленицу:

строят горки, делают соломенную куклу-Масленицу,           устраивают качели. Санный поезд, запряженный ряжеными,  проезжает по улицам, зазывая всех на праздник.

- открывается 4-ый слайд:

- Вторник: - «Заигрыши», с утра наряжаются, зазывают покататься на горках, поесть блинов, играют и танцуют.

- открывается 5-ый слайд:

- Среда: - «Лакомка», теща приглашает зятьев на блины, а зятья приносят подарки и расписные пряники.

        - открывается 6-ой слайд:

                - Четверг: - «Широкий разгул»

  • Учитель музыки: как вы думаете, глядя на слайд, что делали в четверг?
  • Отвечают дети:
  • Учитель музыки: Вы правы. В этот день катались на санях, устраивали театральные представления, проходили кулачные бои, ходили по домам с бубнами, балалайками и начинали петь колядки. Давайте и мы с вами станем участниками Масленичного гуляния и заведем хоровод.
  • Песня « А мы масленицу дожидаем.»
  • Игра на музыкальных инструментах « Как у наших у ворот».

Учитель музыки: Вот какие молодцы. Песни спели , и на инструментах р. Н. поиграли.

- открывается 7-ой слайд:

- Пятница: - «Тещины вечеринки». В этот день зятья угощают своих тещ блинами. Зять обязан лично пригласить тещу.

- открывается 8-ой слайд:

- Суббота: - «Золовкины посиделки». Гостей принимает невестка. Она должна преподнести золовкам подарки.

-открывается 9-ый слайд:

  • Учитель ИЗО:

- Воскресенье: - «Прощеное воскресенье». В этот день торжественно сжигают соломенную куклу в знак победы жизни над смертью. В этот день все друг у друга просят прощение и прощают все обиды. И вы не забудьте в этот день попросить прощения у своих родных и близких.

  1. Работа с 10- 12 слайдами презентации:

(Беседа о художнике, изображавшем масленицу).

  • Учитель ИЗО: Наш народ очень любит этот праздник. Всенародная любовь к Масленице нашла отражение в творчестве известных русских художников.

- открывается 10-ый слайд:

- Одним из таких художников был Б.М.Кустодиев. Сейчас вы видите его автопортрет.

-открывается 11-ый слайд:

- Посмотрите на картину Б.М.Кустодиева «Масленица».

  • Какими красками смог художник передать красоту природы и праздничное настроение Масленицы.
  • Отвечают дети.
  • Учитель ИЗО: Да, действительно деревья все в инее, небо яркое, разноцветное, и в нем стаи птиц кружат. Снег пышный, рыхлый. Из труб дым в небо поднимается, везде нарядные церкви видны, из-за маленьких домиков выглядывают.Сани мчатся, везут их лошади в узорных уздечках.

А вон ребята катаются на салазках, в снежки играют.

- открывается 12-ый слайд:

  • Учитель ИЗО: На тему Масленицы Б.М.Кустодиев написал не одно полотно. Следующая картина называется «Масленичное гулянье».
  • Какие приметы Масленицы вы здесь видите?
  • Отвечают дети.

- открывается 13-ый слайд:

4)Работа с 13-14 слайдами.

    (Беседа о композиторе, написавшем оперу «Снегурочка»)

  • Учитель музыки: Ребята, Масленица нашла свое отражение в творчестве не только художников, но и русских композиторов. Одним из них был удивительный неповторимый композитор-сказочник Н.А. Римский-Корсаков. Однажды, прочитав сказку русского писателя А.Н.Островского «Снегурочка», композитор решил озвучить ее и получилось большое музыкальное произведение – опера «Снегурочка».
  • А кто из вас знает, что такое опера?
  • Отвечают дети:
  • Учитель музыки: В этой опере есть эпизод, который посвящен Масленице, а вот какому ее дню – угадаете сами.

- Дети слушают сцену из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка» «Прощай, Масленица».

-открывается 14-ый слайд:

  • Учитель музыки: Так какому дню посвящена эта сцена?
  • Отвечают дети:
  • Учитель музыки: Молодцы.

-открывается 15-ый слайд:

5) Работа с 15 слайдом.

(Объяснение учителем приемов и методов украшения блинов).

  • Учитель ИЗО: Ребята, какой самое главное блюдо масленицы.
  • Отвечают дети: БЛИНЫ.
  • Учитель ИЗО: А знаете, ведь блин – это символ солнца. И сегодня мы с вами будем украшать блины, которые вы  видите перед собой.

- Ребята, а как вы думаете, чем украшали блины?

  • Отвечают дети:
  • Учитель ИЗО:

- Как же мы можем украсить наши блины, и какие способы и методы при этом мы будем использовать?

- Как композиционно  правильно расположить узор на блинах?

  • Объяснение учителем о разных приемах и методах украшения блинов:
  1. Можно украсить в виде декоративной композиции, используя методы геометрического орнамента, не забывая при этом чувство ритма и цветовое восприятие, правильно заполняя пространство круга (центр и края).
  2. Так же можно придумать свой образ. При этом используя творческую фантазию (в виде разных животных или сказочных героев).

- Не забываем, что для украшения мы можем использовать разные знакомые методы и приемы рисования (всей кистью, концом, прикладыванием или примакиванием, приемом тычка), не забываем, что декоративный рисунок в круге – это равномерное чередование каких-либо элементов.

-Скажите ребята, а как надо держать кисточку при использовании метода примакивания, тычка?

  • Отвечают дети:
  • Учитель ИЗО: Не забудьте, что цветовая гамма должна быть яркой, насыщенной и контрастной.

-открывается 16-ый слайд:

IV. Творческая работа детей:

 Учитель музыки: Расписывать свои замечательные блинчики мы вам предлагаем под р.н. масляничные песни.

Дети под музыку расписывают блины

Учитель музыки: Знакомит детей с пословицами и поговорками, связанными с Масленицей.

V. Подведение итогов:

  • Учитель ИЗО:

-На каком празднике мы с вами сегодня побывали?

-Какое блюдо обязательно готовят на масленицу?

-Посмотрите, какие красивые блины вы сегодня приготовили.

  Символом чего является блин?

  • Отвечают дети:
  • Учитель музыки:

-Какой композитор и художник помогли нам услышать и увидеть Масленицу?

-Что нового сегодня вы узнали про Масленицу?

  • Отвечают дети:
  • Учитель ИЗО: В какой день Масленичной недели принято просить друг у друга прощение?

- открывается 20 слайд:

VI. Оценка деятельности учащихся.

Анализ работы класса на  уроке.

Спасибо большое вам ребята. Вы сегодня замечательно работали и успешно справились со всеми заданиями.

ЛИТЕРАТУРА:

Интернет – ссылки

1.Н.А.Римский-Корсаков «Летопись моей музыкальной жизни»  М., Государственное музыкальное издательство, 1982.

2.Соловцов А. «Николай Андреевич Римский-Корсаков. Очерк жизни и творчества»

М., Музыка, 1984 («Классики мировой музыкальной культуры»)

3.Беда Г.В. «Основы изобразительной грамоты». – М., 1989.

4. Шпикалова Т.Я.«Народное искусство на уроках декоративного рисования» - М., 1979.

5.Хворостов А.С. «Декоративно-прикладное искусство в школе» - М., 1981.

6.Сокольникова Н.М. «Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе» -М., 2006.

7. Кузин В.С. «Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе: учебник.-М., 1998.

8. История празднования Масленицы. http://www.kulina.ru/articles/holy/maslenitsa/maslenichnaya/

          9. Масленица в песнях и загадках.http://maslenica.my1.ru/index/0-11


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок чтения, музыки и изобразительного искусства по произведениям К.Г.Паустовского и Э.Грига.

Надеюсь, что данная разработка заинтересует всех, кто обращается к проблеме интеграции в начальной школе....

Конспект интегрированного урока по литературе и изобразительному искусству по теме «Как прекрасен этот мир!» во 2 классе

Цели:- воспитание и развитие у учащихся творческих способностейи художественно – эстетических навыков;- расширение диапазона чувств, воображения, зрительныхпредставлений, фантазии;- воспитание э...

Конспект интегрированного урока по литературному чтению, изобразительному искусству и музыке во 2-м классе "Какое настроение у зимы в стихотворении Ф. И. Тютчева "Чародейкою зимою..."

  В данном конспекте подробно описан интегрированный урок по трем учебным предметам:чтению, изобразительному искусству и музыке.Буду очень рада, если он станет полезным в работе других пед...

Конспект интегрированного урока окружающего мира и изобразительного искусства. 1 класс. "Почему радуга разноцветная"

На уроке использовалась технология проблемного обучения, групповая технология, ИКТ....

Конспект интегрированного урока ИЗО + музыка для учащихся 1 класса с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)

Урок способствует созданию  положительной эмоциональной среды для социальной адаптации обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями), посредством изобразительной и музыкальной деятельности....

Конспект интегрированного занятия по матеиатике и изобразительному творчеству "Путешествие в страну чисел"

Развитие творческих способностей, счета в пределах 10 у младших школьников....