Рабочая программа и календарно - тематическое планирование, ИЗО, УМК ПНШ, 3 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему
Рабочая программа и календарно - тематическое планирование, ИЗО, УМК ПНШ, 3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izobrazitelnoe_iskusstvo_3-a_lazarevich_i.g.doc | 269.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено на заседании ШМО Руководитель МО _________ Н.А.Павлинич Протокол № ___ От «___» ________ 2015 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа №31 с углубленным изучением отдельных предметов» __________ И.А. Каплеева «___» ________ 2015 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 31 с углубленным изучением отдельных предметов» _______________ Н. В. Ульченко «___» ____________ 2015 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО
изобразительному искусству
3-а класс
на 2015-2016 учебный год
Составила учитель начальных классов
1 квалификационной категории
Лазаревич Ирина Геннадьевна
Омск, 2015
Содержание
I.Паспорт рабочей программы
II.Пояснительная записка
III. Требования к уровню подготовки обучающихся (по годам обучения)
IV. Содержание учебного курса
V. Учебно-тематический план
VI. Перечень учебно-методических средств обучения, ЭОР (электронных образовательных ресурсов)
VII.Перечень обязательных лабораторных, практических, контрольных и других видов работ
VIII.Критерии и нормы оценки результатов освоения программы обучающимися
IX.Список литературы
I.Паспорт рабочей программы
Тип программы | Программа общеобразовательных учреждений (программа начального общего образования) |
Статус программы | Рабочая программа учебного предмета |
Название, автор и год издания предметной учебной программы (примерной, авторской), на основе которой разработана Рабочая программа; | Авторская программа Кузин B.C., Кубьшкина Э.И. Изобразительное искусство. Программа для общеобразовательных учреждений. Изобразительное искуство 1-4 класс. .Дрофа, 2011г |
Категория обучающихся | Учащиеся 3-1 класса БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа №31 с углубленным изучением отдельных предметов» |
Сроки освоения программы | 4 года, третий год обучения |
Объём учебного времени | 34 часа |
Форма обучения | очная |
Режим занятий | 1 час в неделю |
II.Пояснительная записка
Данная Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса первой ступени образования составлена с использованием нормативно-правовой базы:
- Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 .N~ 273-ФЗ);
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказы Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России Москва от 31.03.20 14 .N~ 253 Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
- Кузин В.С. Кубышкина Э.И. . Изобразительное искусство. 1-4 кл.: программа для общеобразовательных учреждений – М.: Дрофа, 2011
- Примерным программам по учебным предметам. Начальная школа.- М.: Просвещение, 2011 (Стандарты второго поколения)
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
В современных условиях развития системы народного образования с особой остротой встает проблема формирования духовного мира, эстетической культуры, мировоззренческих позиций и нравственных качеств, художественных потребностей подрастающего поколения. В этом деле важнейшее значение имеет искусство и прежде всего изобразительное искусство, охватывающее целый комплекс художественно-эстетических отношений личности к окружающей действительности.
Цель: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
Задачи:
- развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
- способствовать освоению школьниками первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
- способствовать овладению учащимися умениями, навыками, способами художественной деятельности;
- воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Общая характеристика учебного предмета
Рабочей программой по изобразительному искусству в 3 классе предусмотрены три основных вида художественной деятельности.
Изобразительное искусство как учебный предмет опирается на такие учебные предметы начальной школы как: литературное чтение, русский язык, музыка, труд, окружающий мир, что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью.
Изобразительная деятельность (рисование с натуры, рисование на темы). Рисование с натуры (рисунок и живопись) включает в себя изображение находящихся перед школьниками объектов действительности, а также рисование их по памяти и по представлению карандашом, акварельными и гуашевыми красками, пером и кистью.
Рисование на темы – это рисование композиций на темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений, которое ведется по памяти, на основе предварительных целенаправленных наблюдений, по воображению и сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры. В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения пропорций, конструктивного строения, объема, пространственного положения, освещенности, цвета предметов. Важное значение приобретает выработка у учащихся умения выразительно выполнять рисунки.
Декоративно-прикладная деятельность (декоративная работа и дизайн) осуществляется в процессе выполнения учащимися творческих декоративных композиций, составления эскизов оформительских работ (возможно выполнение упражнений на основе образца). Учащиеся знакомятся с произведениями народного декоративно-прикладного искусства.
Работы выполняются на основе декоративной переработки формы и цвета реальных объектов – листьев, цветов, бабочек, жуков и т.д., дети начинают рисовать карандашом, а затем продолжают работу кистью, самостоятельно применяя простейшие приемы народной росписи.
Во время практических работ важно использование школьниками самых разнообразных художественных материалов и техник: графических карандашей, акварели, гуаши, пастели, цветных мелков, цветной тонированной бумаги, ретуши, линогравюры и т.д.
Дизайн, являясь разновидностью художественного творчества, синтезом изобразительного, декоративно-прикладного, конструкторского искусства, художественной графики и черчения, в современном мире определяет внешний вид построек, видов наземного воздушного и речного транспорта, технических изделий и конструкций, рекламы, мебели, посуды, упаковок, детских игрушек и т.д.
Дизайн, в отличие от других видов художественного творчества органично соединяет эстетическое и трудовое воспитание, так как это процесс создания вещи (от замысла до изготовления в материале).
Детское дизайнерское творчество способствует появлению вещей, придуманных и изготовленных самими детьми, которые особо ценятся ими, становятся любимыми. В этом процессе учащиеся познают радость созидания и приобретенного опыта, получают удовольствие от использования собственных изделий. Также этот процесс стимулирует художественные и творческие таланты.
Лепка – вид художественного творчества, который развивает наблюдательность, воображение, эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности. На занятиях лепкой у школьников формируется объемное видение предметов, осмысливаются пластические особенности формы, развивается чувство цельности композиции.
Ценностные ориентиры учебного предмета «Изобразительное искусство» 3 класс
В содержание предмета входит эстетическое восприятие действительности и искусства (ученик - зритель), практическая художественно-творческая деятельность учащихся (ученик - художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.
В процессе учебной работы дети должны получить сведения о наиболее выдающихся произведениях отечественных и зарубежных художников, познакомиться с отличительными особенностями видов и жанров изобразительного искусства, сформировать представление о художественно-выразительных средствах изобразительного искусства (композиция, рисунок, цвет, колорит, светотень и т.п.), получить простейшие теоретические основы изобразительной грамоты.
Дети знакомятся с различными доступными их возрасту видами изобразительного искусства. Используя лучшие образцы народного искусства и произведения мастеров, учитель воспитывает у них интерес и способность эстетически воспринимать картины, скульптуры, предметы народного художественного творчества, иллюстрации в книгах, формирует основы эстетического вкуса детей, умение самостоятельно оценивать произведения искусства.
Обоснованием выбора содержания программы по учебному предмету послужило то, что в основе авторской программы лежит тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового, эстетического и патриотического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности. А так же более обстоятельно построить межпредметные связи с другими уроками, учесть возрастные особенности детей, их познавательные и эстетические интересы.
Результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство» 3 класс
Планируемые результаты УУД
Личностные результаты.
У учащихся будут сформированы:
· положительное отношение к урокам изобразительного
искусства.
Учащиеся получат возможность для формирования:
· познавательной мотивации к изобразительному искусству;
· чувства уважения к народным художественным традициям России;
· внимательного отношения к красоте окружающего мира, к произведениям искусства;
· эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и изображаемой действительности.
Метапредметные результаты.
Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой.
Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых
поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс.
Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД.
Учащиеся научатся:
· адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем;
· выполнять работу по заданной инструкции;
· использовать изученные приёмы работы красками;
· осуществлять пошаговый контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью;
· вносить коррективы в свою работу;
Учащиеся получат возможность научиться:
· понимать цель выполняемых действий,
· адекватно оценивать правильность выполнения задания;
· анализировать результаты собственной и коллективной
работы по заданным критериям;
· решать творческую задачу, используя известные средства;
· включаться в самостоятельную творческую деятельность
(изобразительную, декоративную и конструктивную).
Познавательные УУД.
Учащиеся научатся:
· «читать» условные знаки, данные в учебнике;
· находить нужную информацию в словарях учебника;
· вести поиск при составлении коллекций картинок, открыток;
· различать цвета и их оттенки,
· соотносить объекты дизайна с определённой геометрической формой.
Учащиеся получат возможность научиться:
· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;
· различать формы в объектах дизайна и архитектуры;
· сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;
· характеризовать персонажей произведения искусства;
· группировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям;
· конструировать объекты дизайна.
Коммуникативные УУД.
Учащиеся научатся:
· отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;
· комментировать последовательность действий;
· выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;
· участвовать в коллективном обсуждении;
· выполнять совместные действия со сверстниками и взрослыми при реализации творческой работы.
Учащиеся получат возможность научиться:
· выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому;
· быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
· договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
· строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
Предметные результаты.
-называть семь цветов спектра (красный, оранжевый ,жёлтый, зеленый ,голубой, синий, фиолетовый),а также стараться определять названия сложных цветовых состояний поверхности предметов (светло-зеленый ,серо-голубой)
-понимать и использовать элементарные правила получения новых цветов путем смешивания основных цветов(красный и синий цвета дают в смеси фиолетовый; синий и жёлтый- зеленый и т.д.);
-изображать линию горизонта и по возможности пользоваться приемом загораживания;
-понимать важность деятельности художника (что может изображать художник -предметы ,людей, события; с помощью каких материалов изображает художник бумага ,холст, картон, карандаш ,кисть, краски ,и пр.).
-правильно сидеть за партой (столом), верно держать лист бумаги и карандаш;
-свободно работать карандашом : без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;
-передавать в рисунке форму, общее пространственное положение ,основной цвет простых предметов;
-правильно работать акварельными и гуашевыми красками : разводить и смешивать краски ровно закрывать ими нужную поверхность(не выходя за пределы очертания этой поверхности);
-выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных форм растительного мира (карандашом, акварельными и гуашевыми красками);
-применять приемы рисования кистью элементов декоративных изображений на основе народной росписи (Городец ,Хохлома);
-устно описать изображенные на картинке или иллюстрации предметы, явления(человек, дом, животное, машина, время года, время дня, погода и т.д.),действия (идут ,сидят, разговаривают и т.д.);выражать свое отношение;
-пользоваться простейшими приемами лепки (пластилин ,глина);
-выполнять простые по композиции аппликации.
Виды учебной деятельности учащихся
- выполнять простейшие исследования (наблюдать, сравнивать, сопоставлять);
- осуществлять практический поиск и открытие нового знания и умения;
- решение доступных творческих художественных задач (общий дизайн, оформление);
- простейшее проектирование (принятие идеи, поиск и отбор необходимой информации, окончательный образ объекта, определение особенностей объекта;
Виды и формы контроля
- выполнение учащимися продуктивных заданий в учебниках и рабочих тетрадях;
- выставки;
- конкурсы работ;
- проект;
III. Требования к уровню подготовки обучающихся по предмету
«Изобразительное искусство» к концу 3 года обучения
В течение учебного года учащиеся должны получить простейшие сведения о композиции, цвете, рисунке, приемах декоративного изображения растительных форм и форм животного мира и усвоить:
- понятия «набросок, «теплый цвет», «холодный цвет», «живопись», «графика», «архитектура», «архитектор»;
- простейшие правила смешивания основных красок для получения более холодного и более теплого оттенков: красно-оранжевого и желто-оранжевого; сине-зеленого, сине-фиолетового и красно-фиолетового;
- доступные сведения о культуре и быте людей на примерах произведений известнейших центров народных художественных промыслов России (Жостово, Хохлома, Полхов-Майдан);
- начальные сведения о декоративной росписи матрешек из Сергиева Посада, Семенова и Полхов-Майдана.
К концу учебного года учащиеся должны уметь:
- выражать свое отношение к рассматриваемому произведению искусства (понравилась картина или нет, что конкретно понравилось, какие чувства вызывает картина);
- чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов, изящество их форм, очертаний;
- сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом, использовать линию симметрии в рисунках с натуры и узорах;
- правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение, цвет;
- выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчеркивать размером, цветом главное в рисунке;
- соблюдать последовательность выполнения рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм);
- чувствовать и определять холодные и теплые цвета;
- выполнять эскизы оформления предметов на основе декоративного обобщения форм растительного и животного мира;
- использовать особенности силуэта, ритма элементов в полосе, прямоугольнике, круге;
- творчески применять простейшие приемы народной росписи: цветные круги и овалы, обработанные темными и белыми штрихами, дужками, точками в изображении декоративных цветов и листьев; своеобразие приемов в изображении декоративных ягод, трав;
- использовать силуэт и светлотный контраст для передачи «радостных» цветов в декоративной композиции;
- расписывать готовые изделия согласно эскизу;
- применять навыки декоративного оформления в аппликациях, плетении, вышивке, при изготовлении игрушек на уроках труда.
IV. Содержание учебного курса
Рисование с натуры (рисунок, живопись - 11ч.
Рисование с натуры различных объектов действительности, простых по очертанию и строению. Рисование домашних и диких животных, птиц, рыб, игрушек, цветов, предметов быта. Передача в рисунках пропорций, строения, очертания, общего пространственного расположения, цвета изображаемых объектов. Определение гармоничного сочетания цветов в окраске предметов, использование приёмов «переход цвета в цвет» и «вливание цвета в цвет». Выполнение набросков по памяти и по представлению различных объектов действительности.
В течение выполнения данных видов работ обучающиеся должны получить простейшие сведения о композиции, цвете, рисунке и знать/понимать:
- начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка (линия, композиция, контраст света и тени, сочетание контрастных и родственных оттенков цвета, колорит и т. п.);
- термины: « эмблема», «символ», «декоративный силуэт»;
- основные средства композиции: высота горизонта, точка зрения, контрасты света и тени, цветовые отношения, выделение главного центра;
- простейшие сведения о наглядной перспективе, линии горизонта, точке схода и т. д.;
- начальные сведения о светотени (свет, тень, полутень, блик, рефлекс, падающая тень), о зависимости освещения предмета от силы и удаленности источника освещения;
- деление цветового круга на группу тёплых цветов (желтый, оранжевый, красный) и группу холодных цветов (синий, зеленый, фиолетовый);
- изменение цвета в зависимости от расположения предмет в пространстве (для отдельных предметов — смягчение очертаний, ослабление яркости и светлоты цвета).
Уметь:
- чувствовать и передавать красоту линий, формы, цветовых оттенков объектов в действительности и в изображении;
- выполнять изображения отдельных предметов (шар, куб и т. д.) с использованием фронтальной и угловой перспективы;
- передавать в рисунках свет, тень, полутень, блик, рефлекс, падающую тень;
- использовать различную штриховку для выявления объема, формы изображаемых объектов;
- анализировать изображаемые предметы, выделяя при этом особенности конструкции, формы, пространственного положения, особенности цвета, распределения светотени на поверхности предмета;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- познания и видения красоты окружающего мира;
- развития своих художественных способностей;
- развития эстетического вкуса и чувства прекрасного.
Рисование на темы – 13ч.
Совершенствование умений выполнять рисунки композиций на темы окружающей жизни по памяти и по представлению. Иллюстрация как произведение художника. Передача в рисунках общего пространственного расположения объектов, их смысловой связи в сюжете и эмоционального отношения к изображаемым событиям.
В течение выполнения данных видов работ обучающиеся должны получить простейшие сведения о композиции, цвете, рисунке и знать/понимать:
- начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка (линия, композиция, контраст света и тени, сочетание контрастных и родственных оттенков цвета, колорит и т. п.);
- основные средства композиции: высота горизонта, точка зрения, контрасты света и тени, цветовые от ношения, выделение главного центра;
- простейшие сведения о наглядной перспективе, линии горизонта, точке схода и т. д.;
- начальные сведения о светотени (свет, тень, полутень, блик, рефлекс, падающая тень), о зависимости освещения предмета от силы и удаленности источника освещения;
- деление цветового круга на группу тёплых цветов (желтый, оранжевый, красный) и группу холодных цветов (синий, зеленый, фиолетовый);
- изменение цвета в зависимости от расположения предмет в пространстве (для отдельных предметов — смягчение очертаний, ослабление яркости и светлоты цвета).
Уметь:
- рассматривать и проводить простейший анализ произведения искусства (содержания, художественной формы), определять его принадлежность к тому или иному виду или жанру искусства;
- чувствовать и передавать красоту линий, формы, цветовых оттенков объектов в действительности и в изображении;
- передавать в рисунках свет, тень, полутень, блик, рефлекс, падающую тень;
- использовать различную штриховку для выявления объема, формы изображаемых объектов;
- анализировать изображаемые предметы, выделяя при этом особенности конструкции, формы, пространственного положения, особенности цвета, распределения светотени на поверхности предмета;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- познания и видения красоты окружающего мира;
- развития своих художественных способностей;
- развития эстетического вкуса и чувства прекрасного.
Декоративная работа- 5ч.
Знакомство с новыми видами народного декоративно-прикладного искусства: художественной росписью по металлу (Жостово) и по дереву (Хохлома), народной вышивкой, кружевом. Ознакомление с русской глиняной и деревянной игрушкой, современной технической и ёлочной игрушкой.
В работе с эскизами учащиеся постепенно учатся понимать простейшую связь формы, материала и элементов украшения с практическим назначением предмета. У них начинается формироваться представление о том, что родная природа, близкая и известная им с детства (ягоды, цветы, листья, птицы), служит основой для творчества народного мастера. Природу он знает, любит и поэтизирует. Народное орнаментальное искусство отражает представление его создателей о прекрасном.
Приобщение к изучению культуры и быта своего народа на примерах произведений известнейших центров народных художественных промыслов (Жостово, Хохлома, Вологда, Вятка).
В течение выполнения данных видов работ обучающиеся должны знать/понимать:
- начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка (линия, композиция, контраст света и тени, сочетание контрастных и родственных оттенков цвета, колорит и т. п.);
- термины: « эмблема», «символ», «декоративный силуэт»;
- начальные сведения о народной художественной резьбе по дереву и об украшении домов и предметов быта;
- начальные сведения о видах современного декоративно-прикладного искусства;
- деление цветового круга на группу тёплых цветов (желтый, оранжевый, красный) и группу холодных цветов (синий, зеленый, фиолетовый);
- изменение цвета в зависимости от расположения предмет в пространстве (для отдельных предметов — смягчение очертаний, ослабление яркости и светлоты цвета).
- доступные сведения о культуре и быте людей на примерах произведений известнейших центров народных художественных промыслов России (Жостово, Хохлома, Полхов-Майдан);
- начальные сведения о декоративной росписи матрешек из Сергиева Посада, Семенова и Полхов-Майдана.
Уметь:
- чувствовать и передавать красоту линий, формы, цветовых оттенков объектов в действительности и в изображении;
- передавать в рисунках свет, тень, полутень, блик, рефлекс, падающую тень;
- анализировать изображаемые предметы, выделяя при этом особенности конструкции, формы, пространственного положения, особенности цвета, распределения светотени на поверхности предмета;
- использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков, творчески и разнообразно применять приемы народной кистевой росписи;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- познания и видения красоты окружающего мира;
- развития своих художественных способностей;
- развития эстетического вкуса и чувства прекрасного.
Лепка -3ч.
Лепка сложных по форме листьев деревьев, фруктов, овощей, предметов быта, животных и птиц с натуры, по памяти или по представлению.
В течение выполнения данных видов работ обучающиеся должны знать/понимать:
- понятия «скульптура», «скульптор»;
- простейшие правила лепки из пластичных материалов;
Уметь:
- рассматривать и проводить простейший анализ произведения искусства (содержания, художественной формы), определять его принадлежность к тому или иному виду или жанру искусства;
- чувствовать и передавать красоту линий, формы, цветовых оттенков объектов в действительности и в изображении;
- передавать в лепных изделиях объемную форму, конструктивно-анатомическое строение животных, фигуры человека.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- познания и видения красоты окружающего мира;
- развития своих художественных способностей;
- развития эстетического вкуса и чувства прекрасного.
Аппликация – 1ч.
Составление простейших мозаичных панно из кусочков цветной бумаги на мотивы осенней, зимней и весенней природы, на сюжеты русских народных сказок, басен.
Использование в аппликациях ритма (линейного, тонового, цветового), освещения, светотени.
В течение выполнения данных видов работ обучающиеся должны знать/понимать:
- понятия «скульптура», «скульптор»;
- простейшие правила лепки из пластичных материалов;
Уметь:
- рассматривать и проводить простейший анализ произведения искусства (содержания, художественной формы), определять его принадлежность к тому или иному виду или жанру искусства;
- чувствовать и передавать красоту линий, формы, цветовых оттенков объектов в действительности и в изображении;
- передавать в лепных изделиях объемную форму, конструктивно-анатомическое строение животных, фигуры человека.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- познания и видения красоты окружающего мира;
- развития своих художественных способностей;
- развития эстетического вкуса и чувства прекрасного.
Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас – 1ч. + в ходе урока.
Основные темы бесед:
- виды изобразительного искусства и архитектура;
- наша Родина – Россия – в произведениях изобразительного искусства;
- тема материнской любви и нежности в творчестве художников;
- красота родной природы в творчестве русских художников;
- действительность и фантастика в произведениях художников;
- сказка в изобразительном искусстве;
- красота народного декоративно-прикладного искусства, выразительные средства декоративно-прикладного искусства;
- охрана исторических памятников народного искусства;
- орнаменты народов России;
- музеи России.
V. Учебно-тематический план
Место учебного предмета в учебном плане
В Федеральном базисном учебном плане в 3 классе на изучение изобразительного искусства отводится 1 час в неделю, всего 34 часа (34 учебные недели). В рабочей программе выстроена система учебных занятий последовательно и с учётом формирования универсальных учебных действий.
Учитывая возрастные особенности школьников, их интересы, решая задачи нравственного, трудового и эстетического воспитания, в основу календарно – тематического планирования уроков положен тематически – поурочный принцип:
все темы уроков подчинены общей теме четверти:
- 1 четверть «И снова осень к нам пришла»;
- 2 четверть «В мире сказок»;
- 3 четверть «Труд и отдых людей зимой и весной»;
- 4 четверть «В каждом рисунке – солнце».
Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач предусмотрены следующие виды рисования:
№ п/п | Разделы программного материала | Количество часов |
1 | Рисование с натуры (рисунок, живопись) | 11ч. |
2 | Рисование на темы | 13ч. |
3 | Декоративная работа | 5ч. |
4 | Лепка | 3ч. |
5 | Аппликация | 1ч. |
6 | Беседа об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас | 1ч |
Итого: | 34 ч. |
Данное планирование определяет достаточный объем знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин.
Количество часов в год – 34.
Количество часов в неделю – 1.
Количество часов в I четверти – 9.
Количество часов во II четверти – 7.
Количество часов в III четверти – 10.
Количество часов в IV четверти – 8.
Тематическое планирование
Наименование разделов, тем | Количество часов: | Номера уроков | Характеристика основных видов деятельности |
Рисование с натуры (рисунок, живопись) Прощаемся с тёплым летом. Летние травы. Осенний букет. Портрет красавицы Осени. Линии и пространство. Животные на страницах книг. По дорогам любимой сказки. Иллюстрирование русской народной сказки «По щучьему велению» Самая любимая. Сказочные перевоплощения. Маскарад. Карнавал. Ветка вербы | 11 | 1; 2;3; 7; 8;11;14;15;16; 23;31 | - углубление знаний о композиции, цвете, рисунке; - использование приёмов перспективного построения изображений- уменьшающихся в удалении реки, дороги, сознательное использование приемов загораживания; - усвоение и применение правил смешения красок для получения более холодных и тёплых оттенков; - чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов, изящество их форм, очертаний; - сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом, использовать линию симметрии в рисунках с натуры и узорах; -соблюдать последовательность выполнения рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм); - чувствовать и определять холодные и тёплые цвета; - выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчёркивать размером, цветом главное |
Рисование на темы Труд людей осенью Дорогая моя столица! Звери и птицы в городе. Слава русского воинства Иллюстрирование стихотворения Н.А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы» (карандаш). Полёт на другую планету. Рисуем сказки А.С.Пушкина. Иллюстрирование «Сказки о царе Салтане…» Праздничный салют. Красота моря. Пусть всегда будет солнце! | 13 | 6; 17; 18; 20;21; 25; 26; 27; 29; 30; 32; 33; 34 | - использование приёмов перспективного построения изображений- уменьшающихся в удалении реки, дороги, сознательное использование приемов загораживания; - усвоение и применение правил смешения красок для получения более холодных и тёплых оттенков; - чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов, изящество их форм, очертаний; соблюдать последовательность выполнения рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм); выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчёркивать размером, цветом главное |
Декоративная работа Дивный сад на подносах. Где живут сказочные герои. Сказочные кони (Городецкая роспись) Красота в умелых руках. Создаём красивые узоры для подарка Головной убор русской красавицы. | 5 | 4;12;13;22;28 | -использовать линию симметрии в рисунках и узорах; - соблюдать последовательность выполнения рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм); - чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов, изящество их форм, очертаний; - выполнять эскизы оформления предметов на основе декоративного обобщения форм растительного и животного мира; -использовать особенности ритма в полосе, прямоугольнике, круге; -творчески использовать приёмы народной росписи (цветные круги, овалы, обработанные тёмными и белыми штрихами, дужками, точками) в изображении декоративных цветов и листьев; - использовать световой и цветовой контраст в декоративной композиции; - расписывать изделия и рисунки согласно эскизу; - усвоить начальные сведения о приёмах росписи матрёшек из Сергиева Посада, Семёнова и Полхово – Майдана |
Лепка Осенние фантазии Лепка животных Видим терем расписной. | 3 | 5; 10; 19 | - анализировать и характеризовать скульптурные объекты и выбирать приемы лепки; - работать по плану и контролировать выполнение своей работы согласно заданию |
Аппликация Подарок маме - открытка | 1 | 24 | - анализировать и характеризовать приемы аппликации; - работать по плану и контролировать выполнение своей работы согласно заданию |
Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас Красота родной природы в творчестве русских художников. Сказка в произведениях русских художников. Наша Родина Россия – в произведениях изобразительного искусства. Великие полководцы России. Весна в произведениях русских художников. | 1 | 9;10;17;20;28 | -усвоить доступные сведения об известных центрах народных художественных промыслов (Хохлома, Жостово, Полхов – Майдан и т. п.) - знать и называть художественные музеи России |
Итого: | 34ч. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Дата проведения урока | Тема урока, | Кол - часов | Основные виды учебной деятельности | Виды контроля | Требования к результату | Оборудование, дополнительная литература | |
Предметные УУД | Личностные и метапредметные УУД | |||||||
1 четверть( 9 ч) «И снова осень к нам пришла» | ||||||||
1 | Прощаемся с тёплым летом.. | 1 | Рисование по представлению насекомого. Анализ строения, использование оси симметрии. Наблюдение. Обобщение. Выполнение линейной композиции | Устный опрос. Рисунок. | Формирование умения выражать в рисунке свои зрительные представления и впечатления , передавать в рисунках формы, очертания и цвета изображаемых предметов; изображать форму, общее пространственное расположение, пропорции, цвет холодные и теплые цвета; элементарные правила смешивания цветов. -правильно сидеть за партой (столом), верно держать лист бумаги и карандаш; -свободно работать карандашом : без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги; -передавать в рисунке форму, общее пространственное положение ,основной цвет простых предметов; -правильно работать акварельными и гуашевыми красками : разводить и смешивать краски ровно закрывать ими нужную поверхность(не выходя за пределы очертания этой поверхности); | Личностные: развивать эстетические чувства; развивать самостоятельность в поиске решения изобразительных задач; эстетически воспринимать мир; понимать значение красоты природы для человека Познавательные: овладение приёмами механического смешения цветов; Регулятивные: понимать поставленную учебную задачу; самостоятельно ставить цель предстоящей работы, определять последовательность выполнения рисунка; решать творческую задачу, используя известные средства. | Графитовый карандаш, акварельные краски, ластик, салфетка, кисти, цветные карандаши, палитра, стакан- неразливайка с водой | |
2 | Летние травы. | 1 | Рисование с натуры (Анализ конструктивного строения предметов, сравнение, прием-эстамп) Выполнение отпечатков осенних листьев и трав . | Устный опрос. Рисунок | Формирование умений и навыков в изображении предмета сложной формы. Развитие зрительной памяти, умения сравнивать свой рисунок с натурой | Личностные: развивать эстетические чувства; развивать самостоятельность в поиске решения изобразительных задач; эстетически воспринимать мир; понимать значение красоты природы для человека Познавательные: различать цвета и их оттенки; использовать новые приёмы работы красками | Гуашь, салфетка, кисти, листы белой бумаги | |
3 | Осенний букет. | 1 | Рисование с натуры разных по форме листьев после анализа их конструктивного строения. Передача в рисунке формы, очертания и цвета изображаемого предмета | Устный опрос. Рисунок | Развитие зрительной памяти, умения сравнивать свой рисунок с натурой Развитие творческого воображения, пространственное мышление и умение образно передать задуманную композицию | Познавательные: различать цвета и их оттенки; использовать изученные приёмы работы красками Коммуникативные отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного; ·комментировать последовательность действий; выслушивать друг друга, участвовать в коллективном обсуждении; | Простой карандаш, ластик, акварельные краски, палитра, стакан с водой, кисти, цветные карандаши | |
4 | Дивный сад на подносах. | 1 | Декоративное рисование. Знакомство с особенностями данного народного искусства, с приёмами творческого процесса. | Устный опрос. Рисунок | Формирование умения составлять декоративно- сюжетные композиции. Формирование умения выражать в декоративном рисунке свои зрительные представления. -применять приемы рисования кистью элементов декоративных изображений на основе народной росписи (замалёвка, прокладка, привязка, уборка) | Личностные: формирование познавательной мотивации к изобразительному искусству; чувства уважения к народным художественным традициям России Регулятивные: использовать изученные приёмы работы красками; осуществлять пошаговый контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью; вносить коррективы в свою работу; Познавательные: «читать» условные знаки, данные в учебнике; | Жостовский поднос, демонстрационный материал с изображением жостовских подносов и поэтапного выполнения рисунка, гуашь, акварельные краски, салфетка, стакан с водой. | |
5 | Осенние фантазии. | 1 | Лепка. Простейшее проектирование и дизайн. Пользоваться простейшими приемами лепки (пластилин ,глина) | Устный опрос. Поделка | Развитие творческого воображения, пространственное мышление и умение образно передать задуманную композицию | Регулятивные: решать творческую задачу, используя известные средства; · включаться в самостоятельную творческую деятельность (изобразительную, декоративную и конструктивную). | Пластилин, стеки, салфетка, лист жёлтого картона | |
6 | Труд людей осенью. | 1 | Рисование по памяти и представлению. Выполнение различных объектов действительности Передача в рисунках общего пространственного расположения объектов, их смысловой связи в сюжете и эмоционального отношения к изображаемым событиям | Устный опрос. Рисунок | Формирование элементарных представлений о пропорциях, строении фигуры человека; развитие графических умений и навыков. | Регулятивные: решать творческую задачу, используя известные средства; включаться в самостоятельную творческую деятельность (изобразительную, декоративную и конструктивную). Коммуникативные: отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного; комментировать последовательность действий; · участвовать в коллективном обсуждении; | Цветные карандаши, фломастеры, простой карандаш, ластик, иллюстрации на тему труда людей | |
7 | Портрет красавицы Осени | 1 | Рисование по представлению Передача в рисунках пропорций, строения, очертания, общего пространственного расположения, цвета изображаемых объектов. Определение гармоничного сочетания цветов в окраске предметов, использование приёмов «переход цвета в цвет» и «вливание цвета в цвет». | Устный опрос. Рисунок | Формирование умения выражать в рисунке свои зрительные представления и впечатления | Личностные: развивать эстетические чувства; развивать самостоятельность в поиске решения изобразительных задач; эстетически воспринимать мир; понимать значение красоты природы для человека Познавательные: овладение приёмами механического смешения цветов; Регулятивные: понимать поставленную учебную задачу; самостоятельно ставить цель предстоящей работы, определять последовательность выполнения рисунка; решать творческую задачу, используя известные средства. | Карандаши цветные, простой карандаш, акварельные краски, кисти, ластик, салфетка, стакан с водой | |
8 | Линии и пространство. | 1 | Художественное конструирование композиций по получению разного тона с помощью штриха; выполнение линейной композиции пейзажа | Устный опрос. Рисунок | Формирование графических умений и навыков - свободно работать карандашом : без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги; -передавать в рисунке форму, общее пространственное положение ,основной цвет простых предметов; | Личностные: формирование положительного отношения к урокам изобразительного искусства. Регулятивные: осуществлять пошаговый контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью; вносить коррективы в свою работу; | Графические карандаши, цветные карандаши, ластик | |
9 | Беседа «Красота родной природы в творчестве русских художников». Дорогие сердцу места.. | 1 | Рисование по памяти. Выполнение набросков по памяти и по представлению различных объектов действительности Передача в рисунках общего пространственного расположения объектов, их смысловой связи в сюжете и эмоционального отношения к изображаемым событиям | Устный опрос. Рисунок | Формирование умения выражать в рисунке свои зрительные представления и впечатления | Коммуникативные: Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства. Познавательные: Воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства. Группировать произведения изобразительных искусств по видам | Фотоматериалы о родном крае, иллюстрации картин русских художников с изображение пейзажев родной природы, простой карандаш, ластик, акварель | |
2 четверть (7 ч) «В мире сказок» | ||||||||
10 | Беседа «Сказка в произведениях русских художников». Лепка животных. | 1 | Лепка фигурки животного. Устно описать изображенные на картинке или иллюстрации животное и его действия (идут ,сидят,т.д.);выражать свое отношение; -пользоваться простейшими приемами лепки (пластилин ,глина); Лепка фигурки животного | Опрос. Поделка | Развитие творческого воображения, умения выражать свои чувства в рисунках. Формирование элементарных представлений о пропорциях, строении фигуры животного | Регулятивные: решать творческую задачу, используя известные средства; включаться в самостоятельную творческую деятельность (изобразительную, декоративную и конструктивную). | Пластилин, стеки, фигурки животных из с демонстрационные таблицы этапов лепки, салфетка | |
11 | Животные на страницах книг. | 1 | Иллюстрирование. Устно описать изображенные на картинке или иллюстрации животное и его действия (идут ,сидят,т.д.);выражать свое отношение; | Устный опрос. Рисунок | Развитие творческого воображения, умения выражать свои чувства в рисунках. | Регулятивные: решать творческую задачу, используя известные средства; включаться в самостоятельную творческую деятельность (изобразительную, декоративную и конструктивную). | Простой карандаш, ластик | |
12 | Где живут сказочные герои | 1 | Анализ строения объектов, их разновидностей, пропорций, их перспективы. Рисование по памяти и представлению рисунка дома, замка | Рисунок | Развитие творческого воображения, умения выражать свои чувства в рисунках. | Коммуникативные: Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства. Познавательные: воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства; группировать произведения изобразительных искусств по видам ; различать формы в объектах дизайна и архитектуры | Фотоматериалы и иллюстрации из книг с изображением домом, замков, карандаши, акварельные краски, стакан с водой, салфетка | |
13 | Сказочные кони. Городецкая роспись. | 1 | Декоративное рисование Совершенствование навыков декоративного рисования городецких изделий с учетом их мотивов росписи. Выполнение росписи панно с изображением коня | Устный опрос. Рисунок | Развитие творческого воображения, умения выражать свои чувства в рисунках. Использовать стилизацию форм для создания орнамента. Формирование умения составлять декоративно- сюжетные композиции | Коммуникативные: Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства. Познавательные: Воспринимать и эмоционально оценивать расписные изделия . Группировать произведения изобразительных искусств по видам Регулятивные: осуществлять пошаговый контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью; вносить коррективы в свою работу | Акварельные краски, гуашь, кисти, вода в стакане, простой карандаш, ластик, салфетка, демонстрационный материал Городецкой росписи | |
14 | По дорогам сказки. Иллюстрирование любимой сказки. | 1 | Рисование по представлению с использованием известных средств выразительности . | Устный опрос. Рисунок | Развитие творческого воображения, умения выражать свои чувства в рисунках. Передача в рисунках пропорций, строения, очертания, общего пространственного расположения, цвета изображаемых объектов. | Регулятивные: осуществлять пошаговый контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью; вносить коррективы в свою работу | Цветные карандаши, простой карандаш, ластик | |
15 | По дорогам сказки. Иллюстрирование русской народной сказки «По щучьему велению» | 1 | Рисование по представлению с использованием известных средств выразительности . | Устный опрос. Рисунок | Формирование умения составлять декоративно- сюжетные композиции Передавать в рисунке форму, общее пространственное положение ,основной цвет простых предметов | Регулятивные: решать творческую задачу, используя известные средства; включаться в самостоятельную творческую деятельность (изобразительную, декоративную и конструктивную). Коммуникативные: Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства. Познавательные: сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников; характеризовать персонажей произведения искусства | Простой карандаш, цветные карандаши, ластик, иллюстрированная книга с текстом народной сказки , фломастеры | |
16 | Сказочные перевоплощения. Маскарад. Карнавал. | 1 | Беседа. Анализ. Конструирование объекта дизайна –карнавальной маски, костюма (эскиз) | Устный опрос. Рисунок | Ознакомление с произведениями народного декоративно-прикладного искусства. Развитие интереса и любви к народным традициям. | Регулятивные: решать творческую задачу, используя известные средства; включаться в самостоятельную творческую деятельность (изобразительную, декоративную и конструктивную). Коммуникативные: Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства. | Простой карандаш, цветная бумага, ножницы, акварельные краски | |
3 четверть ( 9 ч) «Красота в умелых руках» | ||||||||
17 | Дорогая моя столица! Беседа «Наша Родина – Россия – в произведениях изобразительного искусства». | 1 | Рисование на тему. Беседа, устное описание представленных картин Выполнение наброска в технике – графика. | Устный опрос. Рисунок | Развитие эстетического восприятия и понимания красоты труда людей в жизни и произведениях изобразительного искусства. Изображать линию горизонта и по возможности пользоваться приемом загораживания | Коммуникативные: выражение своих мыслей; формулирование и аргументация своего мнения ; планирование способов взаимодействия ; | Графический карандаш, ластик, презентация о музеях художественнного искусства России, портреты известных художников, репродукции нескольких картин. | |
18 | Звери и птицы в городе. | 1 | Рисование на тему. Линейно- конструктивное построение птицы (дятла), зверя (белки). Выполнение в цвете | Устный опрос. Рисунок | Передавать в рисунке форму, общее пространственное положение ,основной цвет простых предметов; | Познавательные: анализ, синтез, сравнение самостоятельное создание алгоритмов деятельности осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника; различать формы в объектах дизайна и архитектуры; | Простой карандаш, цветные карандаши, ластик | |
19 | «Видим терем расписной». | 1 | Лепка. Художественное конструирование и дизайн. | Устный опрос. Поделка- макет | Формирование умения составлять декоративно- сюжетные композиции | Познавательные: анализ, синтез, сравнение самостоятельное создание алгоритмов деятельности различать формы в объектах дизайна и архитектуры; | Пластилин, бросовый подходящий материал( флаконы, баночки, коробочки) стеки, салфетка | |
20 | Беседа о великих полководцах России «Слава русского воинства». | 1 | Беседа. Характеристика и анализ материалов учебника. Рисование на тему- карандаш | Устный опрос. Рисунок | Личностные: формирование познавательной мотивации к изобразительному искусству; чувства уважения к народным художественным традициям России | Книги для выставки о защитниках земли русской, портреты воинов, иллюстрации картин «Три богатыря», «Александр Невский» | ||
21 | «Слава русского воинства». Рисование на тему. | 1 | Рисование на тему- в цвете | Рисунок | Формирование элементарных представлений о пропорциях, строении фигуры человека; развитие графических умений и навыков. | Личностные: развивать эстетические чувства; развивать самостоятельность в поиске решения изобразительных задач; Регулятивные: понимать поставленную учебную задачу; самостоятельно ставить цель предстоящей работы, определять последовательность выполнения рисунка; решать творческую задачу, используя известные средства. | Простой карандаш, цветные карандаши, акварель, гуашь, стакан с водой, ластик, салфетка | |
22 | Красота в умелых руках. Создаём красивые узоры для подарка маме или бабушке (гуашь).. | 1 | Декоративное рисование. Составление эскиза декоративного оформления подарка, открытки | Устный опрос. Рисунок | Развитие эстетического восприятия и понимания красоты труда людей в жизни и произведениях изобразительного искусства. | Личностные: развивать эстетические чувства; развивать самостоятельность в поиске решения изобразительных задач; Регулятивные: понимать поставленную учебную задачу; самостоятельно ставить цель предстоящей работы, определять последовательность выполнения рисунка; решать творческую задачу, используя известные средства. | Гуашь, салфетка, простой карандаш, стакан с водой | |
23 | Самая любимая. | 1 | Рисование на тему по памяти портрета своей мамы. Беседа. Построение изображения. | Устный опрос. Рисунок | Передача форм, общее пространственное положение. Последовательность выполнения рисунка | Личностные: развивать эстетические чувства; развивать самостоятельность в поиске решения изобразительных задач; Регулятивные: понимать поставленную учебную задачу; самостоятельно ставить цель предстоящей работы, определять последовательность выполнения рисунка; решать творческую задачу, используя известные средства. | Простой карандаш, гуашь, салфетка, стакан с водой, женские портреты известных мастеров | |
24 | Подарок маме- открытка | 1 | Художественное конструирование и дизайн открытки для мамы или бабушки | Аппликация | Формирование умения составлять декоративно- сюжетные композиции | Личностные: развивать эстетические чувства; развивать самостоятельность в поиске решения изобразительных задач; Регулятивные: понимать поставленную учебную задачу; самостоятельно ставить цель предстоящей работы, определять последовательность выполнения рисунка; решать творческую задачу, используя известные средства. | Лист картона или ватмана, цветная бумага, клей-карандаш, ножницы, простой карандаш, ластик | |
25 | Забота человека о животном. Иллюстрирование стихотворения Н.А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы» | 2 | Тематическое рисование – анализ, пропорции, выполнение наброска (карандаш) фигуры животного | Устный опрос. Рисунок - карандаш | Умение выражать свое понимание содержания литературного произведения. Формирование умения согласовывать в тематической композиции линейные формы, пространственные и цветовые отношения, добиваясь выразительности и цельности. | Регулятивные: решать творческую задачу, используя известные средства; включаться в самостоятельную творческую деятельность (изобразительную, декоративную и конструктивную). Коммуникативные: отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного; комментировать последовательность действий; · участвовать в коллективном обсуждении; | Иллюстрированная книга стихов Н.Никрасова, простой карандаш | |
26 | Иллюстрирование стихотворения Н.А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы» Рисование на тему | Рисование на тему Окончание рисунка (выполнение в цвете) | Устный опрос. Рисунок | Умение выражать свое понимание содержания литературного произведения | Регулятивные: решать творческую задачу, используя известные средства; включаться в самостоятельную творческую деятельность (изобразительную, декоративную и конструктивную). Коммуникативные: отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного; комментировать последовательность действий; · участвовать в коллективном обсуждении; | Цветные карандаши | ||
4 четверть (7 ч) «Пусть всегда будет солнце» | ||||||||
27 | Полет на другую планету | 1 | Тематическое рисование.Беседа. Анализ фотоматериала о космосе. Рисование самостоятельно составленной линейной композиции. (карандаш,гуашь).. | Устный опрос. Рисунок | Умение выражать свое понимание содержания литературного произведения. Формирование умения согласовывать в тематической композиции линейные формы, пространственные и цветовые отношения, добиваясь выразительности и цельности. | Регулятивные: решать творческую задачу, используя известные средства; включаться в самостоятельную творческую деятельность (изобразительную, декоративную и конструктивную). Коммуникативные: отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного; комментировать последовательность действий; · участвовать в коллективном обсуждении; | Илюстративный материал с изображением космоса планет, цветные карандаши, гуашь, ластик, салфетка, стакан с водой, кисти | |
28 | Беседа: «Весна в произведениях русских художников». Головной убор русской красавицы | 1 | Рисование по представлению. Беседа. Эскиз женского головного убора и костюма. | Устный опрос. Рисунок | Формирование умения согласовывать в тематической композиции линейные формы, пространственные и цветовые отношения, добиваясь выразительности и цельности. | Личностные: развивать эстетические чувства; развивать самостоятельность в поиске решения изобразительных задач; Регулятивные: понимать поставленную учебную задачу; самостоятельно ставить цель предстоящей работы, определять последовательность выполнения рисунка; решать творческую задачу, используя известные средства. | Демонстрационные картинки головных уборов прошлых веков, цветные карандаши, фломастеры, ластик. | |
29 | Рисуем сказки А.С.Пушкина. Иллюстрирование «Сказки о царе Салтане…» | 2 | Выполнение наброска линейной композиции к сказке с учётом изобразительной грамоты | Устный опрос. Рисунок - карандаш | Умение выражать свое понимание содержания литературного произведения. Формирование умения согласовывать в тематической композиции линейные формы, пространственные и цветовые отношения, добиваясь выразительности и цельности. | Личностные: развивать эстетические чувства; развивать самостоятельность в поиске решения изобразительных задач; Регулятивные: понимать поставленную учебную задачу; самостоятельно ставить цель предстоящей работы, определять последовательность выполнения рисунка; решать творческую задачу, используя известные средства. | Иллюстрация картины «Царевна – Лебедь, книга сказки Пушкина, простой карандаш, ластик | |
30 | Рисуем сказки А.С.Пушкина. Иллюстрирование «Сказки о царе Салтане…» | Выполнение в цвете линейной композиции к сказке с учётом изобразительной грамоты | Устный опрос. Рисунок в цвете | формирование графических умений и навыков в передаче пространственного расположения группы предметов, определении пропорций, в передаче светотени средствами живописи | Регулятивные: решать творческую задачу, используя известные средства; включаться в самостоятельную творческую деятельность (изобразительную, декоративную и конструктивную). Коммуникативные: отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного; комментировать последовательность действий; · участвовать в коллективном обсуждении | Гуашь, акварельные краски, фломастеры, стакан с водой, салфетка, кисти | ||
31 | Ветка вербы | 1 | Рисование с натуры. Выполнение наброска и этюда(акварель). веточки с соблюдением пространственного отношения между деталями растения | Устный опрос. Рисунок | Развитие умений и навыков сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом и исправлять замеченные в рисунке ошибки. | Личностные: развивать эстетические чувства; развивать самостоятельность в поиске решения изобразительных задач; эстетически воспринимать мир; понимать значение красоты природы для человека Познавательные: различать цвета и их оттенки; использовать новые приёмы работы красками | Цветные карандаши, акварельные краски, стакан с водой, салфетка, ластик, палитра, кисти | |
32 | Праздничный салют. | 1 | Рисование на темы. Выполнение композиции праздничного салюта в технике граттаж | Устный опрос. Рисунок | формирование графических умений и навыков в передаче пространственного расположения группы предметов, определении пропорций, в передаче светотени средствами живописи | Личностные: формирование познавательной мотивации к изобразительному искусству; чувства уважения к народным художественным традициям России Регулятивные: использовать изученные приёмы работы красками; осуществлять пошаговый контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью; вносить коррективы в свою работу; Познавательные: «читать» условные знаки, данные в учебнике; | Лист цветного картона, кусочек проволоки либо большая булавка | |
33 | Красота моря. Рисование на темы. | 1 | Рисование на темы. Беседа о творчестве Айвазовского . выполнение наброска моря по самостоятельно задуманному образу конструктивных линий. | Устный опрос. Рисунок | изображать линию горизонта и по возможности пользоваться приемом загораживания; понимать важность деятельности художника -правильно сидеть за партой (столом), верно держать лист бумаги и карандаш; -свободно работать карандашом : без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги; -передавать в рисунке форму, общее пространственное положение ,основной цвет простых предметов; | Регулятивные: решать творческую задачу, используя известные средства; включаться в самостоятельную творческую деятельность (изобразительную, декоративную и конструктивную). Коммуникативные: отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного; комментировать последовательность действий; · участвовать в коллективном обсуждении | Фото и иллюстративный материал с видом на море, цветные карандаши, ластик, фломастеры, маркеры | |
34 | Пусть всегда будет солнце | 1 | Тематическое рисование (карандаш). Выполнение рисунка облаков и солнца | Устный опрос. Рисунок | формирование графических умений и навыков в передаче пространственного расположения группы предметов, определении пропорций, в передаче светотени средствами живописи | Личностные: развивать эстетические чувства; развивать самостоятельность в поиске решения изобразительных задач; эстетически воспринимать мир; понимать значение красоты природы для человека Познавательные: различать цвета и их оттенки; использовать новые приёмы работы красками | Цветные карандаши, ластик |
VI. Перечень учебно-методических средств обучения, ЭОР (электронных образовательных ресурсов)
Печатные учебные изделия:
Портреты русских и зарубежных художников.
Таблицы по цветоведению , перспективе ,построению орнамента.
Таблицы по стилям архитектуры ,одежды,, предметов быта.
Схемы по правилам рисования предметов ,растений ,деревьев, животных, птиц, человека
Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно - прикладному искусству
Дидактический раздаточный материал: карточки по художественной грамоте
Технические средства обучения:
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
Магнитная доска.
Интерактивная доска
Персональный компьютер.
Мультимедийный проектор.
Ксерокс.
Инструменты и приспособления:
Муляжи овощей и фруктов
Гербарий
Изделия декоративно – прикладного искусства и народных промыслов.
Гипсовые и пластмассовые геометрические тела
Оборудование:
Учебные столы
Тумбочка на колесах для технических средств обучения.
Магнитная доска
Стеллажи для хранения детских работ, художественных материалов, методического фонда.
VII.Перечень обязательных лабораторных, практических, контрольных и других видов работ
Контрольная работа (тест) – 2
VIII.Критерии и нормы оценки результатов освоения программы обучающимися
Критерии и нормы оценки результатов освоения программы обучающимися определяются Положением о системе оценок, формах и порядке промежуточной аттестации обучающихся начальной ступени образования в БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 31 с углубленным изучением отдельных предметов»
Формы реализации программы:
-фронтальная;
-парная;
-групповая;
-индивидуальная
Методы реализации программы:
-практический;
-объяснительно-иллюстративный;
-частично- поисковый;
-информативный
Способы и средства:
-технические средства;
Форма контроля:
Контрольная работа (тест) – 2
Нормы оценок выполнения обучаемыми практических работ
Учитель выставляет обучаемым отметки за выполнение практической работы, учитывая результаты наблюдения за процессом деятельности школьников, качество выполненных работ:
Оценка `5`
учащийся полностью справляется с поставленной целью урока;
правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике;
верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.
Оценка `4`
учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;
гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее
характерное.
Оценка `3`
учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;
допускает неточность в изложении изученного материала.
Оценка `2`
учащийся обнаруживает полное незнание учебного материала.
IX.Список литературы
Методические пособия для учащихся:
Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство. 3 класс: учебник – М.:Дрофа, 2014
Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство. 3 класс: рабочая тетрадь – М.:Дрофа, 2014
Методические пособия для учителя:
Кузин В.С. и др. Изобразительное искусство. 1-4 кл.: программа для общеобразовательных учреждений – М.: Дрофа, 2009
Кузин В.С. Изобразительное искусство. 3 класс: книга для учителя – М.: Дрофа, 2013
Кузин В. С, Яременко Е. О. Программно-методические материалы: Изобразительное искусство в начальной школе. – 3-е изд., перераб. - М.: Дрофа, 2011.
Кузин В. С., Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство. 3 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений.– М.: Дрофа, 2012.
О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования. Методическое письмо от 5. 03.2004 № 1089. - на сайте www. ed.gov.ru.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочие программы и календарно-тематическое планирование по предметам 2 класс
Рабочие программы и календарно-тематическое планирование по предметам 2 класс "Школа России"...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по ИЗО 4 класс УМК "Школа России"
В данном учебном материале представлена рабочая программа и календарно-тематическое планирование по предмету "Искусство (ИЗО)" 4 класс УМК "Школа России"...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по математике 4 класс УМК "Школа России"
В данном учебном материале представлена рабочая программа и календарно-тематическое планирование по предмету "Математика" 4 класс УМК "Школа России"...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по труду 4 класс УМК "Школа России"
В данном учебном материале представлена рабочая программа и календарно-тематическое планирование по предмету "Технология (Труд)" 4 класс УМК "Школа России"...
Рабочая программа и календарно- тематическое планирование по математике 3 класс программа "Перспективная начальная школа" учителя начальных классов МКОУ СОШ №8 с.Тахта Ипатовского района Ставропольского края Остренко Л. П.
Данная рабочая программа и календарно- тематическое планирование по математике 3 класс программа "Перспективная начальная школа" учителя начальных классов МКОУ СОШ №8 с.Тахта Ипатовского района ...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по математике. 3 класс. Программа Л.В. Занкова.
Адаптированная рабочая программа по математике для 3 класса общеобразовательных школ по системе развивающего обучения Л.В. Занкова....
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по технологии. 3 класс. Программа Л.В. Занкова.
Адаптированная рабочая программа по технологии для 3 класса общеобразовательных школ по системе развивающего обучения Л.В. Занкова....