Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по математике 4 класс УМК "Школа России"
календарно-тематическое планирование (математика, 4 класс) по теме
В данном учебном материале представлена рабочая программа и календарно-тематическое планирование по предмету "Математика" 4 класс УМК "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabprogrmatem4kl10_11uch_god.docx | 77.11 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА «ГЕЛИОС» г. ДАЛЬНЕГОРСК
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУСОШ «Гелиос»
_____________И.В. Воронина
«___»_______________2010 г.
РАССМОТРЕНО
на методическом объединении учителей начальных классов
протокол №____
от «___»______________2010 г.
Руководитель МО
___________Л.В. Павловская
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
______________Ю.Н. Москаленко
«___»___________________2010 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО МАТЕМАТИКЕ
4 КЛАСС
2010 – 2011 учебный год
Разработчик: Кислова Снежана Сергеевна,
учитель начальных классов
2010 год
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основании Закона РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-I (в последней редакции от 10.11.2009 г. N 260-ФЗ), федерального компонента государственного стандарта общего образования (Приказ Министерства образования и науки от 05.03.2004 г. № 1089), Базисного учебного плана, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 09.03.2004 г. № 1312 и примерной образовательной программы для общеобразовательных школ, рекомендованной Министерством образования и науки РФ авторы: М.И.Моро, Ю.М.Колягин, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.В. Степанова, С.И. Волкова.
Вид реализуемой рабочей программы: основная общеобразовательная.
Цели предмета:
- развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования;
- освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;
- воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Задачи предмета: создать прочную основу для дальнейшего обучения этому предмету.
Межпредметные связи:
- содержание курса математики позволяет осуществлять его связь с русским языком,
- окружающим миром,
- технологией (труд).
Принципы отбора учебного материала:
- учет возрастных особенностей;
- органическое сочетание обучения и воспитания;
- усвоение знаний и развитие познавательных способностей детей;
- практическая направленность преподавания.
Используемые технологии, методы и формы работы: личностно-ориентированное обучение и игровая технология.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, словесный, практический, наглядный;
Формы обучения: индивидуально – групповая, индивидуальная, групповая.
Используемые технологии соответствуют психологическим особенностям учащихся.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения математики ученик должен:
знать/понимать:
- последовательность чисел в пределах 100000;
- таблицу сложения и вычитания однозначных чисел;
- таблицу умножения и деления однозначных чисел;
- правила порядка выполнения действий в числовых выражениях;
уметь:
- читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1000000;
- представлять многозначное число в виде суммы разрядных слагаемых;
- пользоваться изученной математической терминологией;
- выполнять устно арифметические действия над числами в пределах сотни и с большими числами в случаях, легко сводимых к действиям в пределах ста;
- выполнять деление с остатком в пределах ста;
- выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначных чисел на однозначное и двузначное число);
- выполнять вычисления с нулем;
- вычислять значение числового выражения, содержащего 2 - 3 действия (со скобками и без них);
- проверять правильность выполненных вычислений;
- решать текстовые задачи арифметическим способом (не более 2 действий);
- чертить с помощью линейки отрезок заданной длины, измерять длину заданного отрезка;
- распознавать изученные геометрические фигуры и изображать их на бумаге с разлиновкой в клетку (с помощью линейки и от руки);
- вычислять периметр и площадь прямоугольника (квадрата);
- сравнивать величины по их числовым значениям; выражать данные величины в различных единицах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- ориентировки в окружающем пространстве (планирование маршрута, выбор пути передвижения и др.);
- сравнения и упорядочения объектов по разным признакам: длине, площади, массе, вместимости;
- определения времени по часам (в часах и минутах);
- решения задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др.);
- оценки размеров предметов «на глаз»;
- самостоятельной конструкторской деятельности (с учетом возможностей применения разных геометрических фигур).
Сетка часов
136 часов из расчета 3 часа в неделю
№ п/п | Раздел (тема) | Количество часов |
1 | Числа от 1 до 1000 (продолжение) | 12 |
2 | Нумерация | 9 |
3 | Величины | 15 |
4 | Сложение и вычитание | 9 |
5 | Умножение и деление | 75 |
6 | Систематизация и обобщение всего изученного | 16 |
ИТОГО | 136 ч |
Содержание учебного предмета.
Числа от 1 до 1000 (продолжение) (12 ч)
Четыре арифметических действия. Порядок их выполне ния в выражениях, содержащих 2 - 4 действия. Письменные приемы вычислений.
Числа, которые больше 1000
Знание, умения и навыки по теме.
Обучающиеся должны знать:
- названия и обозначения арифметических действий, названия компонентов и результата каждого действия;
- связь между компонентами и результатом каждого действия;
- основные свойства арифметических действий (переместительное и сочетательное свойства сложения и умноже ния, распределительное свойство умножения относительно сложения);
- правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях, содержащих скобки и не содержащих их;
- таблицы сложения и умножения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания и деления.
Обучающиеся должны уметь:
- записывать и вычислять значения числовых выраже ний, содержащих 3 - 4 действия (со скобками и без них);
- находить числовые значения буквенных выражений вида а + 3, а - 3, 8 × a, b : 2, a + b,
a - b, с × d, к : n при заданных числовых значениях входящих в них букв;
- выполнять устные вычисления в пределах 100 и с боль шими числами в случаях, сводимых к действиям в пределах 100;
Нумерация (9 ч)
Новая счетная единица - тысяча.
Разряды и классы: класс единиц, класс тысяч, класс мил лионов и т. д.
Чтение, запись и сравнение многозначных чисел.
Представление многозначного числа в виде суммы раз рядных слагаемых.
Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100, 1000 раз.
Знание, умения и навыки по теме.
Обучающиеся должны знать:
- названия и последовательность чисел в натуральном ряду (с какого числа начинается этот ряд и как образуется каждое следующее число в этом ряду);
- как образуется каждая следующая счетная единица(сколько единиц в одном десятке, сколько десятков в одной сотне ит.д., сколько разрядов содержится в каждом клас се), названия и последовательность классов.
Обучающиеся должны уметь:
- читать, записывать и сравнивать числа в пределах миллиона; записывать результат сравнения, используя знаки > (больше), < (меньше), = (равно);
- представлять любое трехзначное число в виде суммы разрядных слагаемых.
Величины (15 ч)
Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр. Соотношения между ними. Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадрат ный километр. Соотношения между ними.
Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна. Соот ношения между ними.
Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век. Соотношения между ними. Задачи на определение начала, конца события, его продолжительности.
Знание, умения и навыки по теме.
Обучающиеся должны знать:
- единицы названных величин, общепринятые их обозначе ния, соотношения между единицами каждой из этих величин;
- связи между такими величинами, как цена, количест во, стоимость; скорость, время, расстояние и др.
Обучающиеся должны уметь:
- находить длину отрезка, ломаной, периметр много угольника, в том числе прямоугольника (квадрата);
- находить площадь прямоугольника (квадрата), зная длины его сторон;
- узнавать время по часам;
- выполнять арифметические действия с величинами (сложение и вычитание значений величин, умножение и де ление значений величин на однозначное число);
- применять к решению текстовых задач знание изучен ных связей между величинами.
Сложение и вычитание (9 ч)
Сложение и вычитание (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые сложением и вычитанием; сложе ние и вычитание с числом 0; переместительное и сочетатель ное свойства сложения и их использование для рационали зации вычислений; взаимосвязь между компонентами и ре зультатами сложения и вычитания; способы проверки сложения и вычитания.
Решение уравнений вида:
х + 312 = 654 + 79, 729 - х = 217 + 163, х - 137 = 500 -140.
Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, и письменное - в остальных случаях.
Сложение и вычитание значений величин.
Знание, умения и навыки по теме.
Обучающиеся должны знать:
- таблицу сложения и вычитания однозначных чисел;
- переместительное и сочетатель ное свойства сложения и их использование
- способы проверки сложения и вычитания.
- вычисление значений числовых выражений в 2 - 4 действия (со скобками и без них), требующих применения всех изученных правил о порядке выполнения дей ствий.
Обучающиеся должны уметь:
- представлять многозначное число в виде суммы разрядных слагаемых;
- пользоваться изученной математической терминологией;
- выполнять устно арифметические действия над числами в пределах сотни и с большими числами в случаях, легко сводимых к действиям в пределах ста;
- выполнять вычисления с нулем;
- вычислять значение числового выражения, содержащего 2 - 3 действия (со скобками и без них);
- проверять правильность выполненных вычислений;
- решать текстовые задачи арифметическим способом (не более 2 действий);
Умножение и деление (75 ч)
Умножение и деление (обобщение и систематизация зна ний):
Задачи, решаемые умножением и делением; случаи ум ножения с числами 1 и 0; деление числа 0 и невозможность деления на 0; переместительное и сочетательное свойства умножения, распределительное свойство умножения относи тельно сложения; рационализация вычислений на основе пе рестановки множителей, умножения суммы на число и чис ла на сумму, деления суммы на число, умножения и деле ния числа на произведение; взаимосвязь между компонентами и результатами умножения и деления; спосо бы проверки умножения и деления.
Решение уравнений вида 6 × х = 429 + 120, х - 18 = 270- 50, 360 : х – 630 : 7 на основе взаимосвязей между компонентами и результатами действий.
Устное умножение и деление на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умноже ние и деление на 10, 100, 1000.
Письменное умножение и деление на однозначное и дву значное, числа в пределах миллиона.
Письменное умножение и деление на трехзначное число (в порядке ознакомления).
Умножение и деление значений величин на однозначное число.
Связь между величинами (скорость, время, расстояние; масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов и др.).
В течение всего года проводится:
- вычисление значений числовых выражений в 2 - 4 действия (со скобками и без них), требующих применения всех изученных правил о порядке выполнения дей ствий;
- решение задач в одно действие, раскрывающих:
а) смысл арифметических действий;
б) нахождение неизвестных компонентов действий;
в) отношения больше, меньше, равно;
г) взаимосвязь между величинами;
- решение задач в 2 - 4 действия;
- решение задач на распознавание геометрических фи гур в составе более сложных;
- разбиение фигуры на задан ные части;
- составление заданной фигуры из 2 - 3 её частей;
- построение изученных фигур с помощью линейки и цир куля.
Знание, умения и навыки по теме.
Обучающиеся должны знать:
- последовательность чисел в пределах 100000;
- таблицу сложения и вычитания однозначных чисел;
- таблицу умножения и деления однозначных чисел;
- правила порядка выполнения действий в числовых выражениях;
Обучающиеся должны уметь:
- читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1000000;
- представлять многозначное число в виде суммы разрядных слагаемых;
- пользоваться изученной математической терминологией;
- выполнять устно арифметические действия над числами в пределах сотни и с большими числами в случаях, легко сводимых к действиям в пределах ста;
- выполнять деление с остатком в пределах ста;
- выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначных чисел на однозначное и двузначное число);
- выполнять вычисления с нулем;
- вычислять значение числового выражения, содержащего 2 - 3 действия (со скобками и без них);
- проверять правильность выполненных вычислений;
- решать текстовые задачи арифметическим способом (не более 2 действий);
- чертить с помощью линейки отрезок заданной длины, измерять длину заданного отрезка;
- распознавать изученные геометрические фигуры и изображать их на бумаге с разлиновкой в клетку (с помощью линейки и от руки);
- вычислять периметр и площадь прямоугольника (квадрата);
- сравнивать величины по их числовым значениям; выражать данные величины в различных единицах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- ориентировки в окружающем пространстве (планирование маршрута, выбор пути передвижения и др.);
- сравнения и упорядочения объектов по разным признакам: длине, площади, массе, вместимости;
- определения времени по часам (в часах и минутах);
- решения задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др.);
- оценки размеров предметов «на глаз»;
- самостоятельной конструкторской деятельности (с учетом возможностей применения разных геометрических фигур).
Систематизация и обобщение всего изученного (16 ч)
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся, обеспечивающие преемственную связь с курсом математики в 5 классе
Нумерация
Обучающиеся должны знать:
- названия и последовательность чисел в натуральном ряду (с какого числа начинается этот ряд и как образуется каждое следующее число в этом ряду);
- как образуется каждая следующая счетная единица(сколько единиц в одном десятке, сколько десятков в одной сотне ит.д., сколько разрядов содержится в каждом клас се), названия и последовательность классов.
Обучающиеся должны уметь:
- читать, записывать и сравнивать числа в пределах миллиона; записывать результат сравнения, используя знаки > (больше), < (меньше), = (равно);
- представлять любое трехзначное число в виде суммы разрядных слагаемых.
Арифметические действия
Понимать конкретный смысл каждого арифметического действия.
Обучающиеся должны знать:
- названия и обозначения арифметических действий, названия компонентов и результата каждого действия;
- связь между компонентами и результатом каждого действия;
- основные свойства арифметических действий (переместительное и сочетательное свойства сложения и умноже ния, распределительное свойство умножения относительно сложения);
- правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях, содержащих скобки и не содержащих их;
- таблицы сложения и умножения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания и деления.
Обучающиеся должны уметь:
- записывать и вычислять значения числовых выраже ний, содержащих 3—4 действия (со скобками и без них);
- находить числовые значения буквенных выражений вида а + 3, а - 3, 8 × a, b : 2, a + b,
a - b, с × d, к : n при заданных числовых значениях входящих в них букв;
- выполнять устные вычисления в пределах 100 и с боль шими числами в случаях, сводимых к действиям в пределах 100;
- выполнять письменные вычисления (сложение и вычита ние многозначных чисел, умножение и деление многозначных чи сел на однозначное и двузначное числа), проверку вычислений;
- решать уравнения вида х ± 60 = 320, 125 + х =750, 2000 - х =1450, х × 12 = 2400,
х : 5 = 420, 600 : х = 25 на основе взаимосвязи между компонентами и результатами действий;
- решать задачи в 1—3 действия.
Величины
Иметь представление о таких величинах, как длина, пло щадь, масса, время, и способах их измерений.
Обучающиеся должны знать:
- единицы названных величин, общепринятые их обозначе ния, соотношения между единицами каждой из этих величин;
- связи между такими величинами, как цена, количест во, стоимость; скорость, время, расстояние и др.
Обучающиеся должны уметь:
- находить длину отрезка, ломаной, периметр много угольника, в том числе прямоугольника (квадрата);
- находить площадь прямоугольника (квадрата), зная длины его сторон;
- узнавать время по часам;
- выполнять арифметические действия с величинами (сложение и вычитание значений величин, умножение и де ление значений величин на однозначное число);
- применять к решению текстовых задач знание изучен ных связей между величинами.
Геометрические фигуры
Иметь представление о таких геометрических фигурах, как точка, линия (прямая, кривая), отрезок, ломаная, много угольник и его элементы (вершины, стороны, углы), в том числе треугольник, прямоугольник (квадрат), угол, круг, ок ружность (центр, радиус).
Обучающиеся должны знать:
-виды углов - прямой, острый, тупой;
-виды треугольников: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный; равносторонний, равнобедренный, разносто ронний;
- определение прямоугольника (квадрата);
-свойство противоположных сторон прямоугольника
Обучающиеся должны уметь:
-строить заданный отрезок;
-строить на клетчатой бумаге прямоугольник (квадрат) по заданным длинам сторон.
Календарно-тематическое планирование.
№ п.п. | № по теме | Дата | Тема | Цель | Формы контроля | Терминология, понятия |
Числа от 1 до 1000. Сложение, вычитание, умножение, деление (12часов) | ||||||
1 | 1 | Вводный инструктаж. Нумерация. Счет предметов. Разряды. | Повторение образования трехзначных чисел и их разрядный состав. | Фронтальный опрос Устный опрос | Класс. Разряд. | |
2 | 2 | Числовые выражения. Порядок выполнения действий в выражениях. | Повторение основных арифметических действий, порядка действий, установление связей между компонентами и результатами этих действий. | Фронтальный опрос Устный опрос | Числовое выражение. | |
3 | 3 | Сложение и вычитание вида а – 0 = а, 0 + b = b, с – о = с, d – d = 0. | Повторение названий чисел при сложении и вычитании, связь между результатами и компонентами этих действий. | Фронтальный опрос Устный опрос | Слагаемые. Сумма. | |
4 | 4 | Сложение нескольких слагаемых. | Ознакомление с разными способами нахождения суммы нескольких слагаемых, повторение письменных приемов сложения и вычитания трехзначных чисел. | Фронтальный опрос Устный опрос | Двузначное число. Трехзначное число. | |
5 | 5 | Вычитание вида 903-574 | Ознакомление с письменными приемами вычитания трехзначных чисел. | Фронтальный опрос Устный опрос | Уменьшаемо, вычитаемое, разность. | |
6 | 6 | Умножение вида 216 х 4. | Ознакомление с письменными приемами умножения трехзначного числа на однозначное. | Тематический Проверочная работа | Алгоритм письменного умножения. | |
7 | 7 | Умножение вида с х 0 = 0, 0 х b = 0, 1 х k = k, d х 1 = d. | Ознакомление с письменными приемами умножения числа на 0 и на 1. | Фронтальный опрос Устный опрос | Алгоритм письменного умножения. | |
8 | 8 | Деление вида 876 : 3. | Ознакомление с письменными приемами деления трехзначного числа на однозначное. | Фронтальный опрос Устный опрос | Алгоритм письменного деления. | |
9 | 9 | Деление вида 825 : 3. | Ознакомление с приемами решения текстовых задач и задач геометрического характера | Текущий Проверочная работа | Делимое, делитель, частное. | |
10 | 10 | Деление. Диагонали прямоугольника, их свойства. | Ознакомление с приемами распознавания и изображения геометрических фигур: точка, прямая, отрезок, многоугольники | Фронтальный опрос Устный опрос | Диагональ. Геометрическая фигура. | |
11 | 11 | Диагонали квадрата и их свойства. Закрепление по теме: «Числа от 1 до 1000» | Ознакомление со свойствами диагоналей прямоугольника, квадрата. | Фронтальный опрос Устный опрос | Свойства диагонали. | |
12 | 12 | Контрольная работа № 1 по теме: «Сложение, вычитание, умножение, деление» (входная). | Контрольная работа | |||
Числа, которые больше 1000 (108ч) Нумерация (9ч) | ||||||
13 | 1 | Работа над ошибками. Новые счетные единицы. Класс единиц и класс тысяч. | Ознакомление с новым понятием «класс числа» | Фронтальный опрос Устный опрос | Класс числа. | |
14 | 2 | Чтение многозначных чисел. Запись многозначных чисел | Ознакомление с приемами чтения многозначных чисел и их записью. | Фронтальный опрос Устный опрос | Разряд числа. | |
15 | 3 | Разрядные слагаемые. Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых. | Ознакомление с приемами записи многозначных чисел в виде суммы разных слагаемых. | Фронтальный опрос Устный опрос | Разрядное слагаемое. | |
16 | 4 | Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100, 1000 раз. | Развитие умения устанавливать связь между компонентами и результатами действий. | Фронтальный опрос Устный опрос | Компоненты и результаты действий. | |
17 | 5 | Выделение в числе общего количества единиц любого разряда | Развитие умения сравнивать многозначные числа с опорой на порядок следования чисел при счете. | Текущий Проверочная работа | Разряды многозначных чисел. | |
18 | 6 | Класс миллионов. Класс миллиардов. Закрепление по теме: «Нумерация» | Ознакомление с образованием, записью чисел из единиц III и IV классов. | Фронтальный опрос Устный опрос | Класс миллионов. Класс миллиардов. | |
19 | 7 | Луч. Числовой луч. | Формирование представления о понятиях «Луч», «Числовой луч». | Фронтальный опрос Устный опрос | Луч. Числовой луч. | |
20 | 8 | Угол. Виды углов. Построение прямого угла. | Ознакомление с новыми понятиями: угол, вершина, сторона угла, тупой угол, острый угол, прямой угол. | Фронтальный опрос Устный опрос | Угол. Вершина угла. Тупой угол. Острый угол. Прямой угол. | |
21 | 9 | Контрольная работа № 2 по теме «Нумерация». | Контрольная работа. | |||
Величины - 15 | ||||||
22 | 1 | Единицы длины. Километр. Таблица единиц длины. Работа над ошибками. | Ознакомление с новой единицей измерения длины - километр, ее использование на практике. | Фронтальный опрос Устный опрос | Километр | |
23 | 2 | Закрепление по теме: «Величины» | Формирование умения заменять мелкие единицы длины крупными, а крупные –мелкими, работать с числовым лучом. | Фронтальный опрос Устный опрос | Числовой луч. | |
24 | 3 | Единицы площади. Квадратный километр. Квадратный миллиметр. | Ознакомление с новыми единицами измерения площади – квадратный километр, квадратный миллиметр. | Фронтальный опрос Устный опрос | Квадратный километр. Квадратный миллиметр. | |
25 | 4 | Ар (сотка). Гектар. | Ознакомление с новыми единицами измерения площади – аром и гектаром. | Текущий Проверочная работа | Ар. Гектар. | |
26 | 5 | Таблица единиц площади. | Закрепление знаний учащихся об отношениях между изученными единицами измерения площади. | Фронтальный опрос Устный опрос | Площадь геометрической фигуры. | |
27 | 6 | Измерение площади фигур с помощью палетки. | Ознакомление с новым способом нахождения площади фигуры различной формы с помощью палетки | Фронтальный Устный опрос | Палетка. | |
28 | 7 | Нахождение нескольких долей целого. Нахождение целого по его части. | Ознакомление учащихся с решением задач на нахождение нескольких долей целого. | Фронтальный Устный опрос | Доли целого. | |
29 | 8 | Нахождение нескольких долей целого. Нахождение целого по его части. | Совершенствование вычислительных навыков, умение находить целое по его части. | Фронтальный Устный опрос | Доли целого. | |
30 | 9 | Единицы массы. Тонна. Центнер | Ознакомление учащихся с единицами массы тонной и центнером. | Фронтальный Устный опрос | Тонна. Центнер. | |
31 | 10 | Таблица единиц массы. | Систематизация знаний учащихся о единицах массы, упражнение в замене крупных единиц- мелкими, а мелких крупными. | Тематический Проверочная работа | Грамм. Килограмм. | |
32 | 11 | Контрольная работа №3 (за 1четверть). | Контрольная работа | |||
33 | 12 | Единицы времени. Работа над ошибками. | Уточнение и систематизация знаний учащихся об известных единицах времени: сутки, неделя, месяц, год. | Фронтальный Устный опрос | Секунда. Минута. Час. Сутки. Неделя. Месяц. Год. | |
34 | 13 | 24-часовое исчисление времени суток. Решение задач (нахождение начала, продолжительности и конца события) | Обучение учащихся умению ориентироваться в единицах времени, умению их преобразовывать, решать задачи на время. | Фронтальный Устный опрос | Исчисление времени. | |
35 | 14 | Единицы времени – секунда, век. | Ознакомление с новыми единицам времени- секундой, веком. | Фронтальный Устный опрос | Единица времени. | |
36 | 15 | Таблица единиц времени. Закрепление изученного. | Обобщение и проверка знаний и умений по теме «Единицы времени», составление таблицы единиц времени. | Фронтальный Устный опрос | Единица времени. | |
Сложение и вычитание (9ч) | ||||||
37 | 1 | Письменные приёмы сложения и вычитания. | Ознакомление учащихся с письменным приёмом сложения, обучение использовать свойства сложения для рационализации устных и письменных вычислений. | Фронтальный Устный опрос | Натуральное число. | |
38 | 2 | Вычитание с заниманием единицы через несколько разрядов (вида 30007-648) | Ознакомление с приёмом письменного вычитания, когда отсутствуют значимые цифры в разрядах уменьшаемого. | Фронтальный Устный опрос | Алгоритм вычитания чисел. | |
39 | 3 | Решение уравнений вида: х +15 = 68 : 2 | Обучение нахождению неизвестного слагаемого в усложнённых уравнениях. | Фронтальный Устный опрос | Связь между величинами. | |
40 | 4 | Решение уравнений вида х – 34 = 48: 3; 75 –х = 9 х 7; | Ознакомление учащихся с решением уравнений на основе связи уменьшаемого с вычитаемым и разностью, выраженной в виде выражения. | Фронтальный Устный опрос | Связь уменьшаемого с вычитаемым. | |
41 | 5 | Решение задач на нахождение массы. | Формирование умения решать задачи. | Тематический Проверочная работа | Масса. | |
42 | 6 | Сложение и вычитание значений величин. | Ознакомление учащихся с письменными приёмами сожжения и вычитания. | Фронтальный Устный опрос | Преобразование величин. | |
43 | 7 | Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц, выраженных в косвенной форме. | Ознакомление учащихся с решением задач нового вида. | Фронтальный Устный опрос | Выражение единицы в косвенной форме. | |
44 | 8 | Контрольная работа № 4 по теме «Сложение и вычитание». | Проверка знаний и умений учащихся по теме «величины. сложение и вычитание многозначных чисел». | Тематический Контрольная работа | ||
45 | 9 | Работа над ошибками. Закрепление по теме: «Сложение и вычитание» | Систематизация знаний по теме «Сложение и вычитание». | Фронтальный Устный опрос | ||
Умножение и деление (75ч) | ||||||
46 | 1 | Умножение и его свойства. Умножение на 1 и 0. | Обобщение имеющихся у детей знаний о действии умножения. | Фронтальный Устный опрос | Свойства умножения. | |
47 | 2 | Письменные приемы умножения вида 5432 х 3. | Ознакомление учащихся с приёмом письменного умножения многозначного числа на однозначное, включая умножение именованных чисел. | Фронтальный Устный опрос | Именованное число. | |
48 | 3 | Письменные приемы умножения вида 4037 х 4. | Ознакомление с приёмом письменного умножения, когда в записи первого множителя есть нули. | Фронтальный Устный опрос | Натуральное число. | |
49 | 4 | Умножение чисел, оканчивающихся нулями. | Ознакомление приёмом умножения многозначного числа, оканчивающегося нулями, на однозначное число. | Фронтальный Устный опрос | Преобразование величин. | |
50 | 5 | Решение уравнений вида Х х 8 = 26 +70; 15 х Х= 98-23 | Ознакомление учащихся с решением уравнений на основе знаний связи между множителями и произведением. | Фронтальный Устный опрос | Связь между множителем и произведением. | |
51 | 6 | Деление (повторение изученного). Деление многозначного числа на однозначное. | Повторение и обобщение знаний о действии деления. | Фронтальный Устный опрос | Однозначное число. Многозначное число. | |
52 | 7 | Деление многозначного числа на однозначное | Обучение учащихся делению многозначных чисел на однозначные числа письменным способом. | Фронтальный Устный опрос | Однозначное число. Многозначное число. | |
53 | 8 | Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц, выраженных в косвенной форме. | Развитие умения решать задачи в косвенной форме на увеличение (уменьшение) в несколько раз. | Фронтальный Устный опрос | Выражение числа в косвенной форме. | |
54 | 9 | Контрольная работа № 5 за 1 полугодие. | Проверка умений решать примеры и задачи. | Итоговый Контрольная работа | ||
55 | 10 | Работа над ошибками. Решение уравнений вида Х:6=18 -5; 48 : Х = 92:6 | Обучение учащихся решать уравнения, где неизвестны делимое или делитель, а частное представлено в виде выражения. | Фронтальный Устный опрос | Делимое. Делитель. Частное. | |
56 | 11 | Задачи на пропорциональное деление. | Формирование умения решать задачи на пропорциональное деление. | Фронтальный Устный опрос | Пропорциональное деление. | |
57 | 12 | Деление многозначных чисел (в записи частного нули). | Обучение учащихся делить многозначные числа на однозначные, когда в записи частного есть нули в середине и в конце. | Фронтальный Устный опрос | Частное с нулями. | |
58 | 13 | Деление многозначных чисел (в записи частного нули). | Закрепление и совершенствование умения учащихся письменно делить многозначные числа на однозначные. | Фронтальный Устный опрос | Преобразование величин. | |
59 | 14 | Деление многозначных чисел (в записи частного нули). | Формирование навыка деления многозначных чисел, используя подробную и более краткую запись. | Фронтальный Устный опрос | Подробная запись деления. | |
60 | 15 | Решение задач. Закрепление по теме «Умножение и деление». | Формирование умения решать задачи. | Фронтальный Устный опрос | Краткую запись деления. | |
61 | 16 | Среднее арифметическое. | Ознакомление с понятием «средний», его определением, развитие вычислительных навыков. | Фронтальный Устный опрос | Среднее арифметическое. | |
62 | 17 | Среднее арифметическое. | Продолжение работы над понятием «среднее значение». | Фронтальный Устный опрос | Схема вычисления. Таблица вычисления. | |
63 | 18 | Понятие скорости. Единицы скорости. | Ознакомление с новой величиной «скорость», с новым видом задач на движение. | Фронтальный Устный опрос | Единица скорости. Пройденный путь. | |
64 | 19 | Связи между скоростью, временем и расстоянием. | Закрепление умения решать задачи на движение. | Фронтальный Устный опрос | Скорость движения. Время движения. | |
65 | 20 | Связи между скоростью, временем и расстоянием. | Закрепление навыка решения задач на движение, находить время, если известны расстояние и скорость. | Фронтальный Устный опрос | Скорость движения. Время движения. | |
66 | 21 | Связи между скоростью, временем и расстоянием. | Продолжение работы над задачами на движение. | Фронтальный Устный опрос | Скорость движения. Время движения. | |
67 | 22 | Закрепление по теме «Умножение и деление» | Закрепление умений решать задачи на движение. | Фронтальный Устный опрос | Скорость движения. Время движения. | |
68 | 23 | Контрольная работа № 6 по теме: «Решение задач на движение». | Проверка умений решать задачи на движение, решение примеров изученных видов. | Тематический Контрольная работа | ||
69 | 24 | Решение задач. Работа над ошибками. | Закрепление умения решать задачи на движение. | Фронтальный Устный опрос | Натуральное число. | |
70 | 25 | Виды треугольников (остроугольный, прямоугольный, тупоугольный) | Ознакомление с видами треугольников. | Фронтальный Устный опрос | Треугольник. | |
71 | 26 | Виды треугольников (остроугольный, прямоугольный, тупоугольный) | Закрепление знаний разных видов треугольников. | Фронтальный Устный опрос | Точка. Прямая. Отрезок. | |
72 | 27 | Построение прямоугольного треугольника и прямоугольника на нелинованной бумаге. | Ознакомление с построением прямоугольного треугольника на нелинованной бумаге. | Фронтальный Устный опрос | Прямоугольный треугольник. | |
73 | 28 | Умножение числа на произведение. | Формирование представлений об умножении числа на произведение. | Фронтальный Устный опрос | Умножение. Произведение. | |
74 | 29 | Письменное умножение в случаях вида 243 х 20, 532 х 300. | Ознакомление с письменными приёмами умножения на числа, оканчивающиеся нулями. | Фронтальный Устный опрос | Умножение. Произведение. | |
75 | 30 | Закрепление по теме «Умножение и деление» | Продолжение работы над письменным приёмом умножения, вычислительными навыками. | Фронтальный Устный опрос | Умножение. Произведение. | |
76 | 31 | Умножение вида 7600 х 40. | Ознакомление с письменными приёмами умножения двух многозначных чисел, оканчивающееся нулями. | Фронтальный Устный опрос | Умножение. Произведение. | |
77 | 32 | Решение задач на встречное движение. | Закрепление умения решать задачи на встречное движение, обратные задачи, работать над вычислительными навыками. | Фронтальный Устный опрос | Встречное движение. | |
78 | 33 | Перестановка и группировка множителей. | Ознакомление с перестановкой и группировкой множителей. | Фронтальный Устный опрос | Группировка множителей. | |
79 | 34 | Закрепление по теме «Умножение и деление» | Закрепление умения решать задачи, умножать на числа, оканчивающиеся нулями. | Фронтальный Устный опрос | Множитель. | |
80 | 35 | Закрепление по теме «Умножение и деление» | Закрепление умения решать задачи, умножать на числа, оканчивающиеся нулями. | Фронтальный Устный опрос | Частное. | |
81 | 36 | Контрольная работа №7 по теме «Умножение и деление» | Проверка умений решать примеры и задачи изученных видов. | Тематический Контрольная работа | ||
82 | 37 | Деление числа на произведение. Работа над ошибками. | Закрепление умений решать примеры и задачи. | Фронтальный Устный опрос | Деление числа. | |
83 | 38 | Устные приёмы деления в случаях вида 600: 20, 5600 : 800. | Закрепление устных приёмов деления, используя свойства деления числа на произведение. | Фронтальный Устный опрос | Движение. | |
84 | 39 | Деление с остатком на 10, 100, 1000. | Ознакомление с делением с остатком на 10, 100, 1000. | Фронтальный Устный опрос | Остаток. | |
85 | 40 | Решение задач на движение в противоположных направлениях. | Ознакомление с новым видом задач. | Фронтальный Устный опрос | Противоположное движение. | |
86 | 41 | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями. | Ознакомление с письменным приёмом деления на числа, оканчивающиеся нулями. | Фронтальный Устный опрос | Алгоритм деления. | |
87 | 42 | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями. | Закрепление письменных приёмов деления на числа, оканчивающиеся нулями. | Фронтальный Устный опрос | Алгоритм деления. | |
88 | 43 | Решение задач на движение в противоположных направлениях. | Формирование умения составлять обратные задачи на движение в противоположные направления. | Фронтальный Устный опрос | Обратная задача. | |
89 | 44 | Решение задач на движение в противоположных направлениях. | Закрепление навыка решения задач. | Фронтальный Устный опрос | Алгоритм. | |
90 | 45 | Контрольная работа № 8 по теме: «Скорость, время, расстояние». | Проверка умения решать задачи изученного вида, решение примеров. | Тематический Контрольная работа | ||
91 | 46 | Умножение числа на сумму. Работа над ошибками | Ознакомление с различными способами умножения числа на сумму. | Фронтальный Устный опрос | Перестановка множителей. | |
92 | 47 | Устные приёмы умножения в случаях вида 12 х 15, 40 х 32. | Формирование умения раскладывать множитель на удобные слагаемые, сравнение распределительного и сочетательного свойства умножения. | Фронтальный Устный опрос | Удобное слагаемое. | |
93 | 48 | Письменное умножение на двузначное число. | Ознакомление с письменным приёмом умножения на двузначное число. | Фронтальный Устный опрос | Алгоритм умножения. | |
94 | 49 | Письменное умножение на двузначное число. | Закрепление навыка письменного умножения на двузначное число. | Фронтальный Устный опрос | Двузначное число. | |
95 | 50 | Решение задач на нахождение неизвестных по двум разностям. | Формирование умения решать задачи, вычислительные навыки. | Фронтальный Устный опрос | Неизвестная величина. | |
96 | 51 | Закрепление по теме «Умножение и деление» | Развитие умения решать задачи. | Фронтальный Устный опрос | Алгоритм умножения и деления. | |
97 | 52 | Контрольная работа № 9 за 3 четверть. | Проверка умений решать задачи и примеры изученных видов. | Итоговый Контрольная работа | ||
98 | 53 | Закрепление по теме «Умножение и деление». Работа над ошибками. | Закрепление навыка решения задач, вычислительных навыков. | Фронтальный Устный опрос | Натуральное число. | |
99 | 54 | Умножение на трёхзначное число. | Ознакомление с письменным приёмом умножения на трёхзначное число, развитие логического мышления. | Фронтальный Устный опрос | Трехзначное число. | |
100 | 55 | Умножение на трёхзначное число. | Закрепление навыка умножения на трёхзначное число с числом нуль в некоторых разрядах. | Фронтальный Устный опрос | Множитель. | |
101 | 56 | Письменное деление вида 492 : 82 | Ознакомление с письменным приёмом деления на двузначное число. | Фронтальный Устный опрос | Двузначное число. | |
102 | 57 | Деление с остатком на двузначное число. | Ознакомление с письменным приёмом деления с остатком на двузначное число. | Фронтальный Устный опрос | Остаток. | |
103 | 58 | Закрепление по теме «Умножение и деление» | Закрепление вычислительных навыков. | Фронтальный Устный опрос | Результат деления. | |
104 | 59 | Деление на двузначное число. | Закрепление навыка деления на двузначное число. | Фронтальный Устный опрос | Алгоритм деления. | |
105 | 60 | Деление на двузначное число. | Закрепление тех случаев деления, когда пробная цифра не подходит. | Фронтальный Устный опрос | Пробная цифра. | |
106 | 61 | Закрепление по теме «Умножение и деление» | Формирование вычислительных навыков. | Фронтальный Устный опрос | Алгоритм деления. | |
107 | 62 | Закрепление по теме «Умножение и деление» | Формирование вычислительных навыков. | Фронтальный Устный опрос | Алгоритм деления. | |
108 | 63 | Деление на двузначное число (при двузначном частном) | Отработка навыка деления на двузначное число. | Фронтальный Устный опрос | Двузначное частное. | |
109 | 64 | Закрепление по теме «Умножение и деление» | Закрепление умения деления и умножения на двузначное число, решать задачи, развитие логического мышления. | Фронтальный Устный опрос | Алгоритм деления и умножения. | |
110 | 65 | Деление на трехзначное число. | Ознакомление с письменными приемами деления на трехзначное число. | Фронтальный Устный опрос | Делимое. Делитель. Частное. | |
111 | 66 | Деление на трехзначное число | Закрепления умения делить на трехзначное число. | Фронтальный Устный опрос | Делимое. Делитель. Частное. | |
112 | 67 | Проверка умножения делением | Формирование навыков проверки умножения делением. | Фронтальный Устный опрос | Множитель. Произведение. | |
113 | 68 | Контрольная работа №10 по теме: «Умножение и деление». | Проверка умений решать задачи и примеры изученных видов. | Тематический Контрольная работа | ||
114 | 69 | Деление на трёхзначное число. Работа над ошибками. | Закрепление умения делить на трехзначное число. | Фронтальный Устный опрос | Делимое. Делитель. Частное. | |
115 | 70 | Деление на трёхзначное число. | Закрепление умения делить на трехзначное число, когда в частном нули. | Фронтальный Устный опрос | Делимое. Делитель. Частное. | |
116 | 71 | Деление с остатком. | Ознакомление с письменными приемами деления с остатком. | Фронтальный Устный опрос | Делимое. Делитель. Частное Остаток. | |
117 | 72 | Решение задач. Проверка умножения делением. | Ознакомление с правилами решения задач и способами проверки правильности вычислений. | Фронтальный Устный опрос | Множитель, произведение. | |
118 | 73 | Проверка умножения делением. | Формирование навыков решения задач и проверки правильности вычислений. | Фронтальный Устный опрос | Множитель, произведение. | |
119 | 74 | Проверка умножения делением. | Закрепление навыков решения задач и проверки правильности вычислений. | Текущий Самостоятельная работа | Множитель, произведение. | |
120 | 75 | Закрепление по теме «Умножение и деление» | Закрепление навыков решения задач и проверки правильности вычислений. | Фронтальный Устный опрос | Делимое. Делитель. Частное Остаток. | |
121 | 1 | Закрепление по теме «Умножение и деление» | Закрепление навыков решения задач и проверки правильности вычислений. | Фронтальный Устный опрос | Натуральное число. | |
122 | 2 | Закрепление по теме «Умножение и деление» | Закрепление навыков решения задач и проверки правильности вычислений. | Фронтальный Устный опрос | Делимое. Делитель. Частное Остаток. | |
123 | 3 | Контрольная работа № 11 (итоговая за год) | Проверка умений решать задачи и примеры изученных видов. | Итоговый Контрольная работа | ||
124 | 4 | Закрепление по теме «Умножение и деление». Работа над ошибками. | Закрепление навыков решения текстовых задач и проверки правильности вычислений. | Фронтальный Устный опрос | Делимое. Делитель. Частное Остаток. | |
125 | 5 | Повторение по теме «Нумерация» | Закрепление знаний классов и разрядов чисел, зависимости между величинами. | Фронтальный Устный опрос | Класс числа. | |
126 | 6 | Повторение по теме «Уравнение» | Закрепление знаний классов и разрядов чисел, зависимости между величинами, умения решать уравнения. | Фронтальный Устный опрос | Разряд числа. | |
127 | 7 | Повторение по теме «Арифметические действия» | Закрепление знаний арифметических действий, формирование вычислительных навыков. | Фронтальный Устный опрос | Сумма. | |
128 | 8 | Итоговое повторение по теме «Сложение и вычитание». | Закрепление знаний свойств сложения и вычитания, формирование вычислительных навыков. | Фронтальный Устный опрос | Разность. | |
129 | 9 | Итоговое повторение «Умножение и деление». | Закрепление знаний свойств умножения и деления, формирование вычислительных навыков. | Фронтальный Устный опрос | Произведение. Частное. | |
130 | 10 | Контрольная работа №12 по теме: «Решение задач и примеров». | Проверка умений решать задачи и примеры изученных видов. | Тематический Контрольная работа | ||
131 | 11 | Итоговое повторение по теме «Правила о порядке выполнения действий». Работа над ошибками. | Закрепление знаний правил порядка выполнения арифметических действий сложения и вычитания, умножения и деления. | Фронтальный Устный опрос | Сумма. Разность. | |
132 - 136 | 12-16 | Итоговое повторение по теме «Величины». | Закрепление знаний единицы длины, массы, времени, вместимости, площади, зависимости между величинами. Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы движения. | Фронтальный Устный опрос | Длина. Масса. Время. Площадь. Скорость движения. Пройденный путь. |
Обеспеченность материально-техническими и информационно-техническими ресурсами:
Проектор, таблицы.
УМК и методические пособия:
М.И.Моро. Математика 4 класс «Просвещение» 2009 г.
Поурочные разработки по математике к учебному комплекту М.И. Моро и др. 4 класс автор
О.И. Дмитриева, «ВАКО», 2006 г.
Организация текущего и промежуточного контроля знаний:
контрольные работы, проверочные работы, тесты.
Дата | Контрольная работа | Примечание | |
№ | Тема. | ||
1 | Сложение, вычитание, умножение, деление» (входная.) | ||
2 | Нумерация. | ||
3 | Величины (за 1 четверть). | ||
4 | Сложение и вычитание. | ||
5 | Умножение и деление. Решение уравнений (за 1 полугодие). | ||
6 | Решение задач на движение. | ||
7 | Умножение и деление. | ||
8 | Скорость, время, расстояние. | ||
9 | Умножение и деление (за 3 четверть). | ||
10 | Умножение и деление. | ||
11 | Итоговая за год | ||
12 | Решение задач и примеров. |
Список учебной литературы | |
Для учителя | Для учащихся |
Математика. Учебник для 4 класса авторы: М.И.Моро и др. 2008год. | Математика. Учебник для 4 класса авторы: М.И.Моро и др. «Просвещение», 2008 год |
Узорова М.И. , Нефедова Е.А. 2500 задач по математике. 1998г. | |
Поурочные разработки по математике к учебному комплекту М.И. Моро и др. 4 класс автор О.И. Дмитриева, «ВАКО», 2006 год. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по математике, 2 класс, "Школа России"
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по математике, 2 класс, "Школа России" составлено на основе требованний ФГОСов....
Рабочая программа и календарно- тематическое планирование учебного курса по математике для 2 класса, разработанная на основе авторской программы Моро М.И., Бантовой М.А., Бельтюковой Г.В. УМК «Школа России»
рабочая программа и календарно-тематическое планирование по математике для 2 класса, разработанная на основе авторской программы Моро М.И., Бантовой М.А., Бельтюковой Г.В. УМК "Школа России"...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по математике 3 класс (УМК "Школа России")
Развернутое календарно-тематическое планирование по математике для 3 класса (УМК "Школа России") по ФГОС....
Рабочие программы и календарно-тематические планы по предметам 1 класс Школа России ФГОС, математика 5 класс Бунимович
Рабочая программа +КТП по обучению грамоте, руускому языку Рамзаева, литературному чтению Горецкий, математике Моро, окружающему миру Плешаков ФГОС 1 класс Школа России,ИЗО, технология, музыка, физиче...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по математике 2 класс УМК "Школа России"
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по математике 2 класс УМК "Школа России"...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по математике 4 класс УМК "Школа России"
Рабочая программа по предмету "Математика" для 4 класса составлена на основе Федерального компонента стандарта начального общего образования по математике УМК "Школа России"...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по математике "Школа России" 4 класс
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по математике "Школа России" 4 класс...