Программа кружка "Юный художник"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо) на тему

Марина Алексеевна Герасимова

Программа составлена с учетом возрастных особенностей младших школьников.Занятия построены в форме путешествия по станциям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka.docx22.51 КБ

Предварительный просмотр:

Программа кружка «Юный художник»

1.Пояснительная записка.

                                            «Через искусство должна воспитываться        творческая воля детей ,их воля к действию.»    

Известно, что личность может развиваться только как целостная система. Ребенок поднимается год за годом по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры. Создание творческой атмосферы способствует росту личности, обогащению новыми знаниями путем самостоятельного или коллективного открытия. Обучение детей рисованию предполагает не только воспитания у них умения излагать свою мысль графически ,умения понимать изобразительное искусство, но и содействует способности острее наблюдать и анализировать явления окружающей действительности, развивает пространственное мышление и творческое воображение. В процессе рисования происходит живая работа мысли, развиваются образные представления и художественный вкус, наблюдательность и зрительная память, мышечно- двигальные  функции руки и глазомер .Немаловажную роль в современных условиях жизни школьника следует отвести способности искусства быть активным звеном здоровьесберегающих технологий. Искусство способно уравновесить умственную перегруженность, «отвести от агрессивных способов поведения» Эстетическое воспитание младшего школьника средствами изобразительного искусства предполагает нравственное совершенствование личности ребенка, является эффективным средством умственного и общего развития, средством формирования его духовного мира.                                                        Младшие школьники любят рисовать, но 1 часа в учебном плане недостаточно , чтобы удовлетворить данную потребность. Поэтому на занятиях кружка «Волшебная кисточка» будет реализовываться программа «Юный художник» в форме игры-путешествия по станциям.

Состав группы постоянный.

Количество детей  :    12-15 чел

Количество занятий: 1 час в неделю, 33 часа в год.

Время занятий : среда , с   12ч 45 мин   до   13 ч 20 мин.

Возраст детей : 7-8 лет          

2.  Цель и задачи.        

Цель : способствовать развитию творческой активности младшего школьника.

Задачи :

  1. Формировать художественные умения и навыки.
  2. Приобщать детей к миру искусства через практическую деятельность.
  3. Развивать художественно- образное мышление.
  4. Развитие коммуникативных качеств обучающихся.

        3. Тематическое  планирование.

Название темы

Кол-во часов

теория

практика

1.

Рисование с натуры.

5 ч

0,5 ч

4,5 ч.

2.

Рисование по памяти, представлению.

5 ч

0,5 ч

4,5 ч

3.

4.

Рисование на тему.

Декоративное рисование.

5 ч

18 ч

0,5 ч

2 ч

4,5 ч

16 ч

                                                            Итого:             33 ч  

 4.Содержание занятий.  

                          Занятие № 1           станция «Радужная»  

Тема : Знакомство с цветами радужного спектра.

Беседа по технике безопасности на занятиях .Организация рабочего места.

Знакомство с цветами радуги и способами получения оттенков цвета.

                       Занятие № 2           станция «Лесная»  

Тема : Рисование с натуры осеннего листа березы.

Познакомить с назначением дерева как материала. Формы деревьев и листьев. Обучение технике рисования листа. Разбелевка цвета.

                      Занятие № 3           станция «Игрушечная»  

Тема : Рисование с натуры игрушки.

Беседа о появлении деревянной игрушки на Руси.  Рисование с натуры игрушки- свистульки. Знакомство с приемами   «мазок»  «тычки»

                    Занятия  № 4-5              станция  «Расписная»

Тема : Роспись разделочной доски.

Знакомство с элементами городецкой росписи. Упражнения по технике росписи .Оформление доски.

                  Занятия № 6-7             станция «Животные»

Тема : Учимся рисовать домашних животных.

Беседа о домашних животных, загадки. Изучение последовательности рисунка .Обучение технике рисования животных.( по выбору детей)

                         Занятие № 8-9           станция  «Нарядная»

Тема  : Орнамент в народном костюме.

Значение орнамента в украшении народного костюма. Эскизы орнаментов. Выполнение орнамента на рубашке и сарафане.

                       Занятие № 10            станция «Животные»

Тема : Учимся рисовать диких животных.

Беседа о диких животных. Рассматривание иллюстраций .Обучение технике рисования диких животных.

                     Занятие № 11               станция «Посиделки»

Тема : Подведение итогов.

Круглый стол .Обсуждение работ, выявление лучших рисунков .Организация выставки в рекреации 1 этажа.

                 Занятие № 12             станция  «Звонкая»

Тема : Рисование с натуры колокольчика.

Беседа о назначении колокольчиков. Рассматривание  колокольчиков различной формы. Рисование с натуры.

                 Занятия № 13-14       станция  «Морозная»

Тема :  Ах  какая Гжель!

Знакомство с элементами гжельской росписи. Роспись посуды.

                   Занятия № 15-16     станция  «Золотая»

Тема : Хохломская роспись.

Знакомство с элементами хохломской росписи. Роспись деревянных ложек.

                  Занятия  № 17-18       станция «Яркая»

Тема : Роспись Полхова-Майдана.

Знакомство с элементами росписи Полхова- Майдана. Роспись игрушек.

             Занятие № 19             станция  «Рождественская»

Тема : Рисование на тему «Рождество»

Беседа о Рождестве. Значение этого праздника .Оформление рождественской открытки.

              Занятие  № 20         станция «Ярмарка»

Тема : Подведение итогов.

Обобщение знаний о различных видах росписи. Проверка умения различать росписи по элементам. Создание коллективного панно.

            Занятия № 21-22      станция «Город матрешек»

Тема : Рисование с натуры матрешки.

Беседа о происхождении матрешки. Знакомство с различными росписями матрешек .Рисование  семейства матрешек. Загорская матрешка.

               Занятия № 23-24    станция «Фестивальная»

Тема : Все матрешки в гости к нам.

Рассматривание матрешек различной росписи, сравнение, выявление отличительных признаков. Знакомство с элементами росписи.

            Занятия № 25-26    станция «Пасхальная»

Тема : Роспись пасхального яйца.

Составление узора в овале. Знакомство с элементами пасхальной росписи. Беседа о празднике Пасха.

           Занятие № 27.       Станция «Животные»

Тема : Учимся рисовать животных

Закрепление техники рисования форм животных. Рисование по памяти животных по выбору.

           Занятия № 28-29    станция «Цветочная»

Тема : Жостовские подносы.

Знакомство с элементами росписи по металлу. Жостовская роспись.

        Занятия  № 30-31       станция «Игрушечная»

Тема : Дымковская  барыня.

Знакомство  с материалом  -глина .Изготовление глиняных игрушек. Рисование и роспись игрушки  «Барыня»

          Занятие № 32         станция  «Весенняя»

Тема : Рисование на тему «Платье для Весны-красны»

Беседа о весне. Какие краски использует художница Весна. Придумать и нарисовать для Весны наряд.

          Занятие № 33        станция «Последняя»

Тема : Подведение итогов.

Викторина «Узнай и нарисуй» Организация выставки. Участие в школьном фестивале кружков.

5.   Методическое обеспечение.

Тема занятия

Формы занятий.

Приемы и методы.

Дидактический материал.

1.Рисование с натуры.

Экскурсия.

Коллективное рассматривание.

Практическая работа.

Игра.

Наглядные.

Словесные.

Репродуктивные.

Интегрированные ( восприятие с музыкой)

Сбор осенних листьев.

Стихи об осени.

Репродукции картин И.Левитана, А. Пластова.

Музыкальные произведения П.И. Чайковского

Дидактические таблицы «Русская деревянная игрушка»

2.Рисование по памяти ,представлению.

Беседа.

Индивидуально-групповая форма.

Игра.

Исследование.

Вернисаж.

Репродуктивные.

Творческие.

Словесные.

Серия книг «Я учусь рисовать»

«Изобразительное искусство» рабочая тетрадь, Кузин В.С.

Музыкальные произведения Сен-Санс «Карнавал животных», репродукции картин И.Шишкина, В.Васнецова, стихи С.Маршака, С.Михалкова, Д Хармса.

3. Рисование на тему.

Практическая работа.

Коллективно-групповая форма( панно)

Викторина.

Интегрированные.( восприятие с музыкой и стихами)

Репродуктивные.

Творческие.

 Фотографии, слайды, теневой театр, литературные произведения, классическая музыка.

6.   Методика оценки результатов.

- Словесная оценка учителя.

- Обсуждение работ активизирует внимание детей и формирует опыт творческого общения.

-Организация выставки работ.

- Участие в  школьном фестивале  кружков.( апрель)

 7. Формы работы :

   - сообщение информации ( рассказ учителя)

   -демонстрация наглядного материала.

   - коллективное рассматривание и обсуждение.

   - исследование : творческое добывание знаний ,поиск способов             деятельности.

   - индивидуальная помощь учителя.

     8.Требования к знаниям и умениям:        

- Понимать и принимать поставленную учителем задачу.

- Контролировать свои действия ,уметь видеть и исправлять допущенные ошибки и неточности.

-Овладеть линией контура ,штриха ,пятном.

- Освоить технические приемы работы кистью, карандашом, красками.

-Знать название основных цветов, цветов спектра.

. 9. Ожидаемые результаты:        

- овладеют художественными навыками изображения предметного мира.

- освоять технику работы с различными материалами.

-получать навыки совместной творческой деятельности.

-познакомятся с произведениями искусства и обогатят свой чувственный опыт.

 10. Методическое обеспечение.        

- Набор альбомов по декоративному рисованию.( Гжель, Хохлома, Полхов-Майдан)

-Набор иллюстраций «Русская деревянная игрушка»

- Серия книг «Я учусь рисовать»

-Учебник «Изобразительное искусство» 1 класс, Кузин В.С.

- Рабочая тетрадь «Изобразительное искусство»,Кузин В.С.

 11. Литература.

1. Абрамова М.А. «Беседы и дидактические игры на уроках ИЗО 1-4 кл»,М ; ВЛАДОС,2003 г.

  2.Варавва Л.В «Декоративно-прикладное искусство»,Ростов н/ Д , 2007 г.

3. Герчук Ю.Я «Что такое орнамент?»,М; ГАЛАРТ,1998 г.

4. Гусев Д.А. «Методические рекомендации по методике преподавания ИЗО»,Арзамас,АГПИ,2007 г.

5. Дмитриева Н.А. «Краткая история искусств»,М; 1993 г.

6.Комарова Т.С. «Как научить ребенка рисовать»,М; Столотие ,1998 г.

 7.Кузин В.С. «Изобразительное искусство», Дрофа,1993 г.

  8 .Мишарова Е.И.  «Задачи творческого характера на уроках ИЗО»,М., 1995 г.

  9.Неменский Б.М. «ИЗО и художественный труд»,Волгоград ,2005 г.

 10. «Начальная школа»,журнал № 3 1991г, № 4 2007 г. № 11 2008 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Юный художник".

Дополнительная образовательная программа "Юный художник"....

образовательная программа «Маленький художник»

Цель программы «Маленький художник»: формирование и развитие у детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной...

Программа "Мир Художника" 4 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся 4 класса....

Рабочие программы к программе "Юный художник" новая версия

Так как рограмма переработана мной в 2016-2017 учебном году, то переход с 3-летней формы обучения на 5-летнию будет происходить постепенно, по ка предлагаю рабочие программы на первые три года освоени...

Рабочая программа "Утро художника"

Рабочая программа "Утро художника" разработана на основе авторской программы Е.С.Медковой  "Утро художника", допущенной Министерством образования и науки РФ, расчитана для детей 7-11 лет. Ср...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Юный художник»

Рабочая программа кружка «Юный художник» по внеурочной деятельности   по художественному направлению разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом начальног...

авторская дополнительная образовательная программа " Юный художник"

Авторская дополнительная образовательная программа художественной направленности...