ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Юный художник»
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 2 класс)
Рабочая программа кружка «Юный художник» по внеурочной деятельности по художественному направлению разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального общего образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
parshukova_yunyy_hudozhnik.docx | 31.51 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Школа № 460»
Принята на заседании методического (педагогического) совета Протокол №_______ от «____»_________20__года |
УТВЕРЖДАЮ Руководитель ГБОУ «Школа №____» __________________Ф.И.О. Печать Приказ №______ от «____»___________20__ года |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Юный художник»
Разработчик:
Паршукова Елена Сергеевна,
учитель начальных классов
Москва, 2019
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Юный художник» по внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального общего образования, утверждённым Приказом МО и Н РФ от 06.10.2009г. № 373, изменениями, внесёнными в ФГОС НОО, утверждёнными приказом МО и Н РФ от 26.11.2010г. № 1241, примерной основной образовательной программой НОО, письмом департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 г. № 03 – 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» и приложение к нему «Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования; рекомендованной письмом МО и Н РФ от 16.08.2010г. № 03-48, основной образовательной программой МБОУ СОШ д.Башкирская Ургинка, утверждённой приказом № 97 от 01.09.2014 г. и примерной программой внеурочной деятельности.Начальное и основное образование/(В. А.Горский,А.А,Тимофеев,Д.В.Смирнов и др);под редакцией В.А.Горского-2 изд.Москва :Просвещение ,2011.
Актуальность программы «Юный художник» обусловлена тем, что происходит последовательность, единство и взаимосвязь теоретических и практических заданий. Основной способ получения знаний - деятельностный подход. Программа рассчитана на приобщение детей к истокам культуры своего народа. Младшим школьникам дается представление о тесном взаимодействии изобразительного искусства с жизнью, окружающей действительностью. Программа поможет ребенку привить художественный вкус, развивать воображение, познакомит с произведениями художественных промыслов России, мастерами народного творчества.
Практическая значимость кружка предполагает в большом объёме творческую деятельность, связанную с наблюдением окружающей жизни. Занятия художественно- практической деятельностью, знакомство с произведениями декоративно – прикладного искусства решают не только частные задачи художественного воспитания, но и более глобальные – развивают интеллектуально – творческий потенциал ребёнка. Практическая деятельность ребёнка направлена на отражение доступными для его возраста художественными средствами своего видения окружающего мира. Программа курса «Юный художник» вносит особый вклад в духовно-нравственное, эстетическое воспитание учащихся; формирует представление о мире искусства, знакомит с жанрами и видами изобразительного искусства, лучшими произведениями русских и зарубежных живописцев, графиков, скульпторов, национально-культурными традициями народных промыслов, с декоративным искусством и архитектурой, знаменитыми художественными музеями и картинными галереями мира.
Взаимосвязано с другими предметами (окружающий мир, музыка, литературное чтение, технология) формирует умение видеть прекрасное и создавать его своими руками.
Вид –модифицированная.
Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения учащиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах лепки, рисования, аппликации, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств.
Цель программы - развитие художественно-творческих способностей младших школьников посредством изобразительной деятельности.
Задачи :
- Содействие овладению элементарными навыками и умениями изобразительной деятельности, усвоению знаний о разнообразных материалах, используемых на занятиях рисованием;
- ознакомление детей с нетрадиционными техниками изображения, их применением, выразительными возможностями, свойствами изобразительных материалов;
- содействие формированию специальных графических умений и навыков (элементарные смешения цветов, формировать навыки размещения изображения в зависимости от листа бумаги);
- создание условий для формирования творческой активности, художественного вкуса;
- развитие мелкой моторики, зрительной памяти, глазомера;
- формирование чувства цвета;
- воспитание выдержки, волевого усилия, способности быстро переключать внимание;
Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству. Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной образовательной программы 7–8 лет. Обучающиеся этого возраста способны на высоком уровне усваивать разнообразную информацию о видах изобразительного искусства.
Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала.
Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:
- занятия в свободное время;
- обучение организовано на добровольных началах всех сторон (обучающиеся, родители, педагоги);
- обучающимся предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия;
- допускается переход обучающихся из одной группы в другую (по возрасту).
Режим занятий
.
Второй год обучения рассчитан на тех, кто прошёл подготовку в 1 классе. Занятия проходят в режиме –1час в неделю ,34 часа.
Прогнозируемые результаты
Должны знать:
-особенности материалов, применяемых в художественной деятельности;
-разнообразие выразительных средств: цвет, свет, линия, композиция, ритм;
-творчество художников, связанных с изображением природы: И.И. Шишкина, В.М. Васнецова, И.И. Левитана, Т.А. Мавриной – Лебедевой;
-основы графики;
-правила плоскостного изображения, развитие силуэта и формы в пятне.
Должны уметь:
-пользоваться гуашью, акварелью, тушью, белой и цветной бумагой;
-пользоваться графическими материалами и инструментами (перья, палочки);
- различать и передавать в рисунке ближние и дальние предметы;
-рисовать кистью элементы растительного орнамента;
-выполнять орнамент в круге, овал, ленту;
-проявлять творчество в создании работ.
Содержание программы
Вводное занятие. Знакомство с предметом изучения. Техника безопасности и правила поведения на занятиях (1 ч)
Рисование примакиванием кусочком поролона(1 ч)
Рисование ладошками.(2 ч)
“Восхитись красотой нарядной осени” (10 часов). Понятия : художественный образ, живопись, графика, цвет, мазок, линия, форма, пропорции, композиция, декоративный натюрморт, геометрический орнамент, симметрия, хохломская роспись, аппликация, моделирование.
Виды деятельности: художественно –творческая изобразительная, трудовая.
“Любуйся узорами красавицы зимы” (8 час ).
Понятия : художественный образ, живопись, графика, цвет, мазок, линия, форма, пропорции, композиция, декоративный натюрморт, геометрический орнамент, каргопольская игрушка. симметрия, хохломская роспись, аппликация, моделирование, экспериментирование с бумагой. сюжет.
Виды деятельности: художественно –творческая изобразительная, трудовая.
“Радуйся многоцветью весны и лета” (5 часов).
Понятия : художественный образ, живопись, графика, цвет, мазок, линия, форма, пропорции, композиция, декоративный натюрморт, геометрический орнамент, каргопольская игрушка. симметрия, хохломская роспись, аппликация, моделирование, экспериментирование с бумагой.
«Я - художник».(7 часов) Творческая работа по замыслу детей. Смешанные техники.Выставка лучших работ. Оформление альбома «Мои рисунки»
Основная форма занятия – практическая творческая изо-деятельность ребёнка. Занятия носят как коллективные, так и индивидуальные формы работы.
Календарно-тематическое планирование.
№ | Тема занятия | Содержание. Вид деятельности. Техника выполнения. | Кол-во часов |
1 | «Чему я научусь» | Беседа. Знакомство с различными техниками изобразительной деятельности | 1 час |
2 | «Воздушный шар». Коллективная работа ко Дню учителя | Рисование примакиванием кусочком поролона. Акварель | 1 час |
3 | «Мои волшебные ладошки». Введение в технику рисования ладошками | Рисование ладошками. Акварель | 1 час |
4 | «Петушок – золотой гребешок» | Рисование ладошками. Акварель. | 1 час |
5 | «Праздничный букет»- коллективная работа | Рисование осенних цветов. Масляные мелки, акварельные краски, маркер. | 1 час |
6 | «Волшебные листья» - введение в технику печатания листьями | Беседа; сбор природного материала (листьев с разной листовой пластиной). Пробные упражнения. | 1 час |
7 | «Осенний день» | Рисование листьями; техника «по-сырому». Акварель. Маркер. | 1 час |
8 | «Капелька за капелькой» - знакомство с техникой «набрызг» | Беседа. Пробные упражнения по усвоению техники «Набрызг». Творческие работы с использованием новой техники. | 1 час |
9 | «Кленовый лист». Конструктивное рисование | Конструктивное рисование кленового листа. Акварель. Цветные мелки. | 1 час |
10,11 | «От точки к точке». Рисование по точкам | Игровое занятие (соединение пронумерованных точек). Масляные мелки, акварель. | 2 часа |
12, 13, 14 | «Вкусно и полезно!» Рисование фруктов | Конструктивное рисование фруктов. Использование техники «по-сырому».Акварель. | 3 часа |
15 | «Натюрморт». Аппликация | Составление композиции из ранее нарисованных фруктов. Аппликация. Коллективная работа. | 1час |
16 | Морозные узоры. | Знакомство с техникой«рисование воском» | 1 час |
17 | «Новогодний сувенир» | Бумагоплатиска. Техника «торцевание». Аппликация. | 1 час |
18 | «Новогодняя елка». Смешанные техники | Рисования руками: ладонью, пальцем. Акварель. | 1 час |
19 | «Моя картина». Творческая работа по замыслу ребёнка | Использование знакомых способов и техник рисования | 1 час |
20 | Декоративное рисование. Роспись стеклянного сосуда. | Техника рисования на стекле. Акриловые краски, контурная краска. | 1 час |
21 | Зимний пейзаж | Кляксография (рисование деревьев способом выдувания из кляксы). Акварель. Тушь | 1 час |
22 | Рисование птиц | Конструктивное рисование птиц. Акварель | 1 час |
23 | Февральская лазурь | Рисование берёз Акварель. Гуашь. Техника «по-сырому», «вливание цветов» | 1 час |
24 | Весенний букет | Конструктивное рисование цветов. Акварель. Цветные карандаши, маркер. | 1 час |
25 | «Котёнок и щенок». | Рисование ладошками. Акварель. Маркер. Мелки. | 1 час |
26, 27 | Дек.рис. «Пасхальный сувенир» | Бумагопластика. Прорезная аппликация. | 2 часа |
28 | Портрет друга | Знакомство с портретным жанром. Рисование фигуры человека. Смешанные техники. | 1 час |
29 | «Моя семья» | Жанр портрета. Акварель. Гуашь | 1 час |
30,31 | Сувенир «Последний звонок» | Тестопластика. Гуашь | 2 часа |
32 | Рисование бабочек | Коллективная работа. Украшение интерьера школы к лету | 1 час |
33 | «Моя картина» | Творческая работа по замыслу детей. Смешанные техники. | 1 час |
34 | «Я - художник» | Выставка лучших работ. Оформление альбома «Мои рисунки» | 1 час |
Методы и приёмы работы с детьми
На занятиях используются игры и игровые приемы, которые создают непринужденную творческую атмосферу, способствуют развитию воображения.
Частично-поисковый метод направлен на развитие познавательной активности и самостоятельности. Он заключается в выполнении небольших заданий, решение которых требует самостоятельной активности (работа со схемами, привлечение воображения и памяти).
Метод проблемного изложения направлен на активизацию творческого мышления, переосмысление общепринятых шаблонов и поиск нестандартных решений.
Большое внимание уделяется творческим работам. Это позволяет соединить все полученные знания и умения с собственной фантазией и образным мышлением, формирует у ребенка творческую и познавательную активность.
Выход программы . Участие в выставках и конкурсах рисунков, украшение интерьера школы к праздникам, родительским собраниям, др. Кроме того, кружок позволяет обучающимся развивать практические изо-навыки, что способствует усвоению программного материала по изобразительному искусству.
Одним из важных условий реализации данной программы является создание необходимой материальной базы и развивающей среды для формирования творческой личности ребенка.
Развивающая среда в изостудии, если она построена согласно принципам, предполагает решение следующих воспитательно-образовательных задач:
- обеспечение чувства психологической защищенности – доверия ребенка к миру, радости существования;
- формирование творческого начала в личности ребенка;
- развитие его индивидуальности;
- формирование знаний, навыков и умений, как средства полноценного развития личности;
- сотрудничество с детьми.
Материалы и инструменты, необходимые для работы:
1. Бумага разного формата и цвета.
2. Акварельные краски.
3. Тушь разноцветная
4. Гуашь.
5. Восковые мелки.
6. Трубочки для коктейля.
8. Ванночки с поролоном.
9. Баночки для воды.
10. Кисти круглые и плоские разного размера.
11. Салфетки.
12. Мягкие карандаши, ластики, бумага для эскизов.
13. Клей ПВА.
14. Аптечный парафин или восковые свечи.
Список литературы используемая педагогом:
1.Ф.Г.Азнабаева «Рисуем ,фантазируя»-Уфа,2009
2.В.А.Сапожникова « Образовательная программа внеурочной деятельности учащихся в условиях введения ФГОС нового поколения».
3.«Нетрадиционная техника изодеятельности в школе» - 2007г. В.Л. Стрелкина
4.Флористика, 2003г.
5.«Чудесная мастерская» - 3 учебника для начальной школы - М.Н. Конышева - 2000г.
6.В. В. Ячменёва. Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству с детьми 7-14 лет, М, 2003
Список литературы рекомендуемая для детей и родителей:
1.Ф.Г.Азнабаева «Рисуем ,фантазируя»-Уфа,2009
2.«Нетрадиционная техника изодеятельности в школе» - 2007г. В.Л. Стрелкина
Интернет ресурсы.
-сайт «Образовательная школа 2100»;
-«Открытый класс»;
-«Proшколу.ru»;
-www.school-collection.edu.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа "Юный художник".
Дополнительная образовательная программа "Юный художник"....
Методическая разработка занятия на тему «Разнообразие животного мира» по курсу дополнительной общеразвивающей программы «Юный исследователь природы»
Методическая разработка занятия на тему "Разнообразие животного мира".Цель данного занятия - познакомить детей с основными классами животных (насекомые, рыбы, птицы, земноводные, пресмыкающи...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный техник»
Образовательная направленность: ТехническаяЦель программы: обучение основам конструирования и моделирования технических объектов, развитие смекалки и сообразительности, пространственных представлений ...
Дополнительная общеразвивающая программа "Юный математик"
Цель программы: создание условий для активизации интеллектуальной деятельности младших школьников. Пеагогической целеобразностью является формирование приёмов умственной деятельности: анализа, синтеза...
Дополнительная общеразвивающая программа «Юный конструктор»
Программа « Юный конструктор» предполагает использование металлических конструкторов и образовательных конструкторов LEGO как инст...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Юный турист ХМАО»
В настоящее время ощущается необходимость изучения истории народа, восстановления духовности для формирования нравственной личности, гражданина и патриота России.Для современного человека стало актуал...
Занятие по дополнительной общеразвивающей программе «Юный эколог» Тема занятия: “Лес – многоэтажный дом”.
Занятие по дополнительной общеразвивающей программе «Юный эколог»Тема занятия: “Лес – многоэтажный дом”.Цель занятия:Уточнить и расширить представление детей о лесе,...