Программа "Мир Художника" 4 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему
Рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся 4 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mir_hudozhnika_krivichanina4_klass.doc | 165.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 246
ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
ПРИНЯТА Решением Педагогического Совета ГБОУ школы № 246 Санкт-Петербурга решение от 30.08.2014 Протокол № 1 | УТВЕРЖДЕНА Директор ГБОУ школы 246 Приморского района Санкт-Петербурга |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МИР ХУДОЖНИКА
Составитель:
Кривичанина А.Г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мир художника» составлена на основе нормативных документов:
- Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» (принят Государственной Думой 21.12.2012 г., дата подписания 29.12.2012 г.);
- Приказа Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
- Письма Департамента общего образования Министерства образования и науки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального образовательного стандарта общего образования»;
- Постановления Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189, (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 № 19993);
- Инструктивно-методическое письмо КО СПб № 03-20-1905/14-00 « Об организации внеурочной деятельности в государственных образовательных организациях Санкт-Петербурга» от 14.05.2014.
- Письмо КО СПб № 03-20-3717/14-0-0 «Об организации внеурочной деятельности» от 15.09.2014.
- Учебного плана ГБОУ школы №246 на 2014-2015уч. год.
- Основной образовательной программы начального общего образования ГБОУ школы № 246;
- Приказа по ГБОУ школе № 246 «Об организации внеурочной деятельности учащихся 1-4 классов по реализации государственного образовательного стандарта начального общего образования в 2014-2015 учебном году».
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.
Программа способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребёнка, которые не всегда удаётся раскрыть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д. Посещая кружки и секции, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя, глубже изучается материал. На занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии подростков.
ГБОУ школа № 246 работает по трём уровням результатов внеучебной деятельности школьников:
1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь;
2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь;
3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.
Внеурочная деятельность направлена на развитие воспитательных результатов:
- приобретение учащимися социального опыта;
- формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
- приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.
Принципы программы:
- включение учащихся в активную деятельность;
- доступность и наглядность;
- связь теории с практикой;
- учёт возрастных особенностей;
- сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности;
- целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).
Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий: пояснительную записку, содержание программы, ожидаемые результаты реализации программы, методическое обеспечение, календарно- тематическое планирование, список использованной литературы.
Рабочая программа «Смотрю на мир глазами художника» является программой художественно-эстетической направленности, по виду деятельности – художественное творчество.
Данная программа призвана помочь ребятам реализовать потребность в самовыражении посредством изобразительной деятельности, развивать в детях универсальную способность – воображение. Формируясь в художественно-изобразительной деятельности, воображение впоследствии проявится не только в каком-либо виде искусства, но и в любой другой области жизни человека.
Занимаясь изобразительной деятельностью, младший школьник становится организованным, учится планировать свою работу. Он может решать художественные задачи, начинает чувствовать цвет, форму, размер, состав и фактуру материала, вырабатывает точность движения руки, координацию ее действий со зрением, слухом и другими органами чувств. Все это становится условием развития способностей, причем способностей любого ребенка, а не только «одаренного от природы».
Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.
Главное назначение данных внеурочных занятий, цель,- создание условий для формирования творческой личности, развития в ребенке природных задатков, творческого потенциала, способностей, позволяющих самореализоваться в различных видах и формах художественно-творческой деятельности.
Программа опирается на следующие принципы:
«от жизни через искусство к жизни»;
·целостность и неспешность освоения материала каждой темы;
·единство восприятия и созидания;
·непрерывность, систематичность и взаимосвязь школьного и дополнительного образования и воспитания;
·гуманизм в межличностных отношениях;
·индивидуализации и дифференциации процесса образования и воспитания;
·интеграции интеллектуального, художественного, эстетического и нравственного развития.
Работу по развитию в изобразительной деятельности важно осуществлять комплексно. Отказ от фронтальных занятий рисованием, лепкой, аппликацией обязателен. Работа, как правило, переносится в блок совместной деятельности взрослого и детей. На специально организованных занятиях с группой детей в основном решаются задачи освоения технических и изобразительных навыков или осуществляется закрепление результатов знакомства с миром изобразительного искусства.
Для организации работы по развитию в изобразительной деятельности важно создавать такие условия, в которых будет комфортно проводить как специально подготовленные, так и совместные со взрослыми и самостоятельные занятия детей. Удобно оборудованное рабочее место поможет художественно-изобразительному творчеству детей.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса:
Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки ученика является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами изобразительного искусства может каждый, по - настоящему желающий этого ребенок.
Дети, в процессе усвоения программных требований, получают дополнительную подготовку в области изобразительного искусства, а наиболее одаренные – возможность развития творческого потенциала.
Требования к планируемым результатам освоения программы:
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- устойчивый познавательный интерес к новым видам прикладного творчества, новым способам исследования технологий и материалов, новым способам самовыражения;
- адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
Адекватно воспринимать оценку учителя;
вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научиться:
- использовать схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
- высказываться в устной форме;
- анализировать объекты, выделять главное;
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- строить рассуждения об объекте;
- обобщать ( выделять класс объектов по какому-либо признаку);
- подводить под понятие;
- проводить наблюдения, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме;
- использовать методы и приемы художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- понимать возможность существования различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- стремиться к координации действий при выполнении коллективных работ.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- с учетом целей коммуникации достаточно полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
В результате занятий по предложенному курсу обучающиеся получат возможность:
· развивать воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, сформировать познавательные интересы;
· познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;
· использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
· познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных материалов;
· создавать полезные и практические изделия, осуществляя помощь своей семье;
· совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками, умение оказывать помощь другим, оценивать деятельность окружающих и свою собственную.
По окончании курса обучающиеся должны знать:
· о значении изобразительного искусства в жизни человека;
· основные виды изобразительного искусства (графика, живопись, архитектура, скульптура, декоративно-прикладное искусство) и жанры изобразительного искусства (портрет, натюрморт, пейзаж);
· несколько народных художественных промыслов России;
· разные художественные материалы, художественные техники и их значение в создании художественного образа;
· начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка (линия, штрих, пятно, сочетание оттенков цвета, колорит и т.п.);
· начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия живописи ( цвет, мазок, деление цветового круга на теплые и холодные цвета);
· основные средства композиции: контраст света и тени, цветовые отношения, выделение главного центра.
· понимать, что такое натюрморт, пейзаж, светотень (свет, тень, падающая тень, освещенность, объем);
· понимать, что такое линия горизонта, главное, второстепенное, композиционный центр;
· передавать на бумаге простейшую форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;
· правильно держать лист бумаги, карандаш и кисть, свободно рисовать карандашом – без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;
· правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски, ровно закрывая ими нужную поверхность ( в пределах намеченного контура), менять направление мазков согласно форме;
· передавать в рисунке на темы смысловую связь элементов композиции.
Должны уметь:
· правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение, цвет;
· выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчеркивать размером, цветом главное в рисунке;
· соблюдать последовательное выполнение рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм);
· уметь смешивать краски для получения новых оттенков;
· пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь, фломастеры), обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники;
· владеть навыком работы в конкретном материале.
Методы обучения.
Применяются такие методы, как беседы, объяснения, игры, конкурсы, выставки, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы, где стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока, полугодия и года. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.
Возраст школьников 10 лет (4 класс)
Сроки реализации программы: 2014-2015учебный год, количество часов— 136 ч. Программа предполагает проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками (в расчёте 1ч в неделю).
Формы и режим занятий: внеурочная деятельность художественно-эстетической направленности
Тематическое планирование | ||
1 | Вводная часть | 1 |
2 | « В гостях у художника графика». Основы рисунка. Изобразительные средства рисунка | 3 |
3 | «В мире цвета и красок». Основы цветоведения. Живопись – искусство цвета. | 3 |
4 | «Изображение растительного мира». Изображение животного мира. | 7 |
5 | «Как художник придумывает картину». Основы композиции. Взаимосвязь элементов в произведении. | 11 |
6 | «Природа – источник творчества художника». Орнамент. Стилизация. | 3 |
7 | «В гостях у народных мастеров». Основы декоративно-прикладного искусства. Приобщение к истокам. Оформительские, творческие и выставочные работы. | 6 |
| Всего часов | 34 |
Учебно-методические средства обучения. Для достижения поставленных целей, для решения задач используются различные технологии, формы и методы работы:
- современные инновационные технологии (презентации)
- проблемное обучение и воспитание; развивающие приемы, компьютерные технологии
- экскурсии, выставки рисунков
- викторины
Третий год направлен на углубленное знакомство с основами видов изобразительного искусства и их образным языком.
Ожидаемые результаты:
- главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки ученика является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами изобразительного искусства может каждый, по - настоящему желающий этого ребенок;
- дети, в процессе усвоения программных требований, получают дополнительную подготовку в области изобразительного искусства, а наиболее одаренные – возможность развития творческого потенциала;
- у детей развивается воображение, образное мышление, интеллект, фантазия, формируются познавательные интересы
- ребята познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных материалов;
- создавать полезные и практические изделия, осуществляя помощь своей семье;
- совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками, умение оказывать помощь другим, оценивать деятельность окружающих и свою собственную.
Содержание программы
Раздел 1. Введение. (1 час)
Тема 1.1 Первичный инструктаж на рабочем месте. Источники наших знаний об изобразительном искусстве. (1 час)
Проведение первичного инструктажа ТБ. Инструменты, необходимые для работы кружка.
Задание: рисование на свободную тему.
Материалы: альбом, карандаш, ластик.
Зрительный ряд: компьютерная презентация о значении искусства в жизни человека.
Раздел 2. «В гостях у художника графика».
Основы рисунка. Изобразительные средства рисунка.
Тема 2.1 Графика – вид изобразительного искусства. Основные средства выразительности графики .
Беседа. Всё о графике: правила, законы, приёмы, графические техники, материалы, инструменты, необходимые для работы. Знакомство с произведениями художников, выполненных в разнообразных техниках, с использованием разнообразных приёмов.
Ведущие элементы изобразительной грамоты – линия, штрих, тон в рисунке.
Углубленный интерес к окружающему миру вещей и явлений и умение познавать его.
Зрительный ряд: фильм «В мастерской художника-графика».
Тема 2.2 «Городской пейзаж». Рисование графическими материалами.
Знакомство с понятием «архитектура». Изображение архитектурных сооружений в изобразительном искусстве, архитектура Петербурга. Основные конструктивные особенности архитектурных сооружений. Учить читать композиционные схемы .зданий
Задание: рисование по представлению «архитектурного памятника» с использованием геометрических фигур (куб, конус, цилиндр, пирамида, шар)
Материалы :карандаши, мелки, черная тушь, фломастеры.
Раздел 3. «В гостях у художника живописца».
Основы цветоведения. Живопись – искусство цвета.
Тема 3.1 «Закат солнца» Знакомство с творчеством художников импрессионистов. К.Моне, О. Ренуар.
Неброская и "неожиданная" красота в природе. Рассматривание различных состояний природы: рассвет, туман, блики солнца, капли на ветках и т.д. Развитие эмоционального чувства ощущения природы. Опыт зрительных поэтических впечатлений. Знакомство с техникой импрессионизма, с приемом мелкого мазка.
Умение ценить то, что создано самой природой.
Задание: выполнение пейзажа, по впечатлению от картин известных мастеров
Материалы: акварель, гуашь, крупная и тонкая кисти, листки бумаги.
Раздел 4. Изображение растительного мира.
Изображение животного мира.
.
Тема 4.1 «Фея осени»
Создание символичного образа осени. Знакомство с композициями выдающихся художников на тему осени: И. И. Левитан «Золотая осень», И.Бродский «Опавшие листья». Беседа о красоте осенней природы.
Учить выражать свое отношение к красоте осенней природы.
Линия горизонта, передний и дальний план, композиционный центр.
Задание: рисование по представлению композиции на тему.
Материалы: акварель, гуашь, крупная и тонкая кисти, цветные карандаши, белая бумага.
Тема 4.2 «В гостях у Нептуна».
Изображение богатства и разнообразия подводного мира. Правила рисования с натуры, по памяти и представлению. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке.
Развитие наблюдательности за подводным миром. Вести наблюдения в окружающем мире. Уметь анализировать, сравнивать, обобщать и передавать их типичные черты.
Задание :выполнение набросков рыб и морских обитателей в цвете.
Материалы: акварель, гуашь, крупная и тонкая кисти, цветные карандаши, белая бумага.
Тема 4.3 « Красота птиц» .
Изображение птиц по памяти и представлению. Особенности строения и формы птиц.
Уметь видеть красоту природы, Осознание бережного отношения к редким видам птиц. Эстетическая оценка «малой» Родины.
Задание: изображение птиц по памяти и представлению.
Материалы: акварель, гуашь, крупная и тонкая кисти, цветные карандаши, белая бумага.
Тема 4.4 «Изображение животных в движении, различными материалами».
Основы построения, пропорции и пластики фигуры животных. Ознакомление с творчеством художников-анималистов. Отработка навыков изображения животных в движении. Передача характерных особенностей.
Умение ценить то, что создано руками человека и природой.
Задание: рисование животных по памяти или по представлению.
Материалы: краски, пастэльные мелки; картинки различных видов животных.
Раздел 5. «Как художник придумывает картину.
Основы композиции.
Взаимосвязь элементов в произведении
Тема 5.1 Законы композиции. Композиционный центр.
Знание основных законов композиции, выбор главного композиционного центра.
Воспитание любви к изобразительному искусству, знакомство с отдельными произведениями художников. Развитие навыков грамотного отображения пропорций, конструктивного строения, объёма, пространственного положения, освещённости, цвета предметов.
Задание: упражнение на заполнение свободного пространства на листе.
Материалы: акварель, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага.
Тема 5.2 Знакомство с творчеством художников портретистов. В. Серов, И. Репин.
Беседа о жанре «портрета», знакомство с произведениями художников.
Приобретение знаний, основ пропорционального построения человеческого лица. Передача объёма, пространственного положения, освещённости, характерных особенностей.
Учить выражать свое отношение к близким людям.
Задание: изобразить портрет одного из членов семьи в привычной характерной для него обстановке..
Материалы: карандаш, краски, бумага.
Тема 5.3 «Создай историю из предметов». Рисование натюрморта с натуры.
Беседа о жанре «натюрморт», знакомство с произведениями художников.
Учить выражать свое отношение к миру предметов. Учить грамотному расположению предметов на плоскости. Развитие навыков пропорционального построения предметов разных форм. Знакомство с понятиями: свет, тень, оттенок. Закреплять знания о теплых и холодных, дополнительных цветах, понятие «цветовой контраст». Развитие навыков грамотного отображения освещённости, цвета предметов.
Учить выражать свое отношение к миру вещей.
Задание: придумать натюрморт из 2-3 вещей, выполнить рисунок в карандаше.
Материалы: акварель, гуашь, кисти, бумага.
Тема 5.4«Здравствуй музей».
Знакомство с известными музеями мира .Изображение жанровой композиции по впечатлению об архитектуре ,интерьеров и коллекций музеев. Знакомство с собраниями Эрмитажа и Русского музея.
Развитие способности видеть, понимать ,анализировать произведения искусства, понимания сюжета, а также задерживать свое внимание на деталях, находить в них красоту, смысл, любоваться ими.
Задание: изобразить сюжетную многофигурную композицию , приобретение навыков изображения пространства интерьера..
Материалы: бумага, краски, пастэльные мелки, кисти.
Тема 5.5 «В гостях у сказки». Сказка о снежной королеве
Ознакомление с произведениями изобразительного искусства (В.Васнецов, Билибин) и беседа о красоте мира сказок. Процесс работы над композицией, сюжет, главное и второстепенное, композиционный центр. Учить передавать логическую связь между изображаемыми объектами.
Задание :иллюстрирование русской народной сказки. 1 занятие – продумывание композиции, выполнение рисунка. 2 занятие – работа в цвете.
Материалы: карандаш, акварель, гуашь, фломастеры, бумага.
Тема5.6 «Батальный жанр в искусстве»
Знакомство с военно-патриотической темой в изобразительном искусстве. Беседа на историческую тему. Построение сюжетной композиции .Передача личного отношения к человеческим переживаниям. Передача настроения и состояния природы в военное время. Создание образов сильных духом героических людей.
Задание: Выполнение рисунка в жанре баталии.
Материалы: краски, пастельные мелки, бумага.
Раздел 6. «Природа – источник творчества человека».
Орнамент. Стилизация
Тема 6.1 Понятие «стилизация», переработка природных форм в декоративно-обобщенные.
Понятие «стилизация», переработка природных форм в декоративно-обобщенные.
Развитие наблюдательности за растительным и животным миром. Вести наблюдения в окружающем мире. Уметь анализировать, сравнивать, обобщать и передавать их типичные черты.
Задание: самостоятельная переработка элемента живой природы в декоративно-обобщенную форму.
Материалы: карандаш, фломастер, бумага.
Тема 6.2 «Орнамент из геометрических фигур и растительных элементов.
Знакомство с орнаментами разных народов мира.
Использование различных художественных техник и материалов в аппликации. Техника безопасности при работе с ножницами. Знакомство с материалами для выполнения аппликации, инструментами, порядок выполнения аппликации.
Задание: изготовление и украшение закладки для книги.
Материалы: ножницы, цветная бумага, клей, альбомный лист.
Раздел 7 Основы декоративно-прикладного искусства.
Приобщение к истокам
Тема 7.1»Сказка в декоративном искусстве». Знакомство с творчеством хохломской росписи.
Беседа. Виды ДПИ. Особенности и роль ДПИ в жизни человека и общества в целом. О роли в возрождении народных промыслов и подробное знакомство с росписями по дереву (Хохлома, Городец, Северная роспись и т.д.)
Корни и традиции хохломской росписи. Мастера хохломской росписи. Сюжетность и отличие от других росписей. Цветовая гамма и ее неповторимость. «Виртуальная экскурсия» по выставке изделий, расписанных по мотивам городецкой росписи.
Материалы: компьютерная презентация.
Символическое значение цвета в декоративном искусстве. Беседа о «постановке руки», контроль за выполнением упражнений на примере элементов росписи. Последовательность выполнения цветов. Купавка, розан, ромашка, бутон, городецкая роза.
Задание: повтор учащимися элементов хохломской росписи.
Материалы: кисти, гуашь, бумага.
Тема 7.2 Иллюстрирование сказок А. С. Пушкина.
Создание сказочного сюжета, образов героев. Знакомство с древнерусскими предметами быта, костюмами и их украшениям . Отработка приемов выполнения элементов росписи.
Задание: создание .иллюстрации к сказке.
Материалы: кисти, гуашь, бумага.
Тема 7.3 «Древнерусское зодчество»
Знакомство с традиционной архитектурой на Руси. Основы строенияй основных конструктивных особенносте й теремов и храмов.
Задание: изображение архитектурного памятника по выбору . Применение навыков декоративной росписи.
Материалы :кисти, гуашь, бумага, показ слайдов.
Тема 7.4 «Искусство своими руками». Творческая работа учащихся.
Стимулировать творческую активность, учить применять полученные знания на практике.
Задание :создать творческий рисунок или декоративную композицию на свободную тему.
Материалы: все изученные виды.
Раздел 8. Оформительские, творческие и выставочные работы
Тема 8.1. Отчетная выставка творческих работ.
Анализ детских работ и отбор лучших на отчетную выставку.
Календарно-тематическое планирование 4класс
№ | Наименование раздела, темы | Количество часов |
Вводная часть. | ||
1.1 | Первичный инструктаж на рабочем месте. Источники наших знаний об изобразительном искусстве. | 1 |
2. « В гостях у художника графика». Основы рисунка. Изобразительные средства рисунка | ||
2.1 | Графика – вид изобразительного искусства. Основные средства выразительности графики. | 1 |
2.2 | Линия и штрих в графике. Городской пейзаж. Зарисовка угольным карандашом .
| 2 |
3. «В мире цвета и красок». Основы цветоведения. Живопись – искусство цвета. | ||
3.1 | Знакомство с творчеством художников импрессионистов. К. Моне О.Ренуар | 1 |
3.2 | «Закат солнца». Знакомство с приемом мелкого мазка , техникой импрессионистов. Составление сочной гаммы красок | 2 |
4. «Изображение растительного мира». Изображение животного мира. | ||
4.2 | «Фея осени» .Создание символичного образа. Яркая гамма красок | 2 |
4.3 | «В гостях у Нептуна» . Изображение богатства подводного мира | 2 |
4.4 | «Красота птиц» Изображение пропорций и особенностей окраса птиц. | 1 |
4.5 | Изображение животных в движении. В различных материалах. | 2 |
5. «Как художник придумывает картину». Основы композиции. Взаимосвязь элементов в произведении. | ||
5.1 | Законы композиции. Композиционный центр, ритм, плановость. | 1 |
5.2 | Знакомство с художниками портретистами В.Серов, И. Репин. Изображение портрета человека, пропорции, построение, передача характера. | 2 |
5.3 | «Создай историю из предметов». Рисование натюрморта с натуры. | 2 |
5.4 | «Здравствуй музей» Знакомство с известными музеями мира. Изображение композиции по впечатлению. | 2 |
5.6 | «В гостях у сказки».Сказка о снежной королеве. | 2 |
5.7 | Знакомство с жанром баталии. Построение сюжета на военную тему. | 2 |
6. «Природа – источник творчества художника». Орнамент. Стилизация. | ||
6.1 | Понятие «стилизация», переработка природных форм в декоративно-обобщенные. | 1 |
6.2 | Орнамент из геометрических фигур и растительных элементов. | 2 |
7. «В гостях у народных мастеров». Основы декоративно-прикладного искусства. Приобщение к истокам. | ||
7.1 | Сказка в декоративном искусстве. Знакомство с творчеством хохломской росписи мастеров. | 2 |
7.2 | Иллюстрирование сказок А.С. Пушкина. Создание сказочного сюжета, образов героев. Использование декоративных приемов. | 2 |
7.3 | Знакомство с древнерусским зодчеством .Изображение теремов, церквей. | 1 |
7.5 | «Искусство своими руками». Творческая работа учащихся. Оформительские, творческие и выставочные работы. | 1 |
| Всего | 34 |
Средства контроля:
подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводится в следующих формах:
- конкурсы;
- выставка детских работ;
- в конце года готовится итоговая выставка работ.
На первом, репродуктивном уровне организации деятельности обучающихся, основными формами представления результатов работы являются: открытые занятия, выставки на уровне школы, участие в конкурсах.
Информационно-методический ресурсы.
Литература:
1. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В.Григорьев, П.В.степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.
2. Гнедич П.П.История искусств. Живопись. Скульптура. Архитектура. - М.: Эксмо, 2008 - 848 с.
3. Изобразительное искусство: предметная неделя в школе/ сост. О.В.Свиридова. - Волгоград: Учитель, 2007 - 185 с.
4. История русской культуры. - М.: Эксмо, 2007 - 832 с.
5 Костерин Н.П. Учебное рисование.- М.: Просвещение, 1980. – 272 с.
6. Н.М.Сокольникова. Изобразительное искусство. Часть 1. Основы рисунка, 1995.
7. Н.М.Сокольникова. Изобразительное искусство. Часть 2. Основы живописи, 1995.
8. Н.М.Сокольникова. Изобразительное искусство. Часть 4. Краткий словарь,1995
9. Н.М.Сокольникова. Изобразительное искусство. Часть3. Основы композиции, 1995.
10.Островский Г. Рассказ о русской живописи. Москва. Издательство «Изобразительное искусство», 1990 - 347 с.
11. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование под редакцией В.А.Горского, 2-е издание. – М. : Просвещение, 2011.
12. Программы внеурочной деятельности. Система Л.В.Занкова. Сост. Е.Н.Петрова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011. –
13. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество: пособие для учителей общеобразоват.учреждений /Д.В.Григорьев, Б.В.Куприянов. – М. : Просвещение, 2011. – 80 с.
14. Программы общеобразовательных учреждений (1-4 классы) «Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства». Для школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла/ Т.Я.Шпикалова. – М.: Просвещение, 1996. – 91с.
15. Программа дополнительного художественного образования. Изобразительное творчество. Н.В.Гросул
16. Программа дополнительного художественного образования. Прикосновение (печатные техники).Е.И.Коротеева.
17. Программа дополнительного художественного образования. Волшебный мир народного искусства. О.И.Радомская.
18. Рисунок. Живопись. Композиция: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов худож.-граф. фак. пединститутов / Сост. Н.Н.Ростовцев и др.. - М.: Просвещение, 1989. - 207 с.
19. Тюфанова И.В. Мастерская юных художников. Развитие изобразительных способностей старших дошкольников. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2004. – 80 с.
20. Фенина С. Беседы о русских художниках. Москва , Издательство «Русский язык», 1990. - 214 с.
21. Ю.М.Кирцер. Рисунок и живопись, 1992.
Учебно-наглядные пособия
·Репродукции и слайды картин разных художников.
·Набор гипсовых геометрических тел.
·Предметы для натурной постановки (кувшины, часы, вазы, драпировки и др.).
·Детские работы как примеры выполнения творческих заданий.
·Таблицы по декоративно-прикладному искусству.
·Таблицы последовательного рисования по темам (в папках).
·Детские работы как примеры выполнения творческих заданий.
·Презентации учителя и учащихся к занятиям.
·Фильмы об искусстве.
Используемые сайты:
· www.lseptembter.ru –Издательский дом «Первое сентября»;
· www.edu.ru –Федеральный портал «Российское образования»;
· www.km.ru- Образовательные сайты компании «Кирилл и Мефодий»;
· www.college.ru –«Открытый колледж»-сайт дистанционного обучения школьников;
· http://new.teacher.fio.ru/ -Cайт «Учитель.RU»;
· www.museum.ru – Портал «Музеи России»;
· www.hermitage.ru –государственный Эрмитаж.
· www. Shtrih-33.ucoz. штрих-школа творчества
· www. Videoresursy.ru – медиаресурсы для образования и просвещения
· www. Pedagogy.ucoz.ru – учителю ИЗО и черчения
· www. Cd-izo.narod.ru – «Комплекс уроков по ИЗО» - готовые уроки, презентации и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
родительское собрание в 5 классе или в конце 4 класса по адаптации
Конспект родительского собрания в конце 4 класса или в начале пятого учебного года с презентацией для родителей...
Урок в классе-комплекте (1 - 3 классы) - обучение грамоте - литературное чтение: "Ь - показатель мягкости согласных звуков", "Великие русские писатели"
Урок проводится в двух классах....
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...
Рабочая программа учителя начальных классов по изо в 1 классе по УМК "Начальная школа XXI века"Изобразительное искусство: 1 класс: • Изобразительное искусство: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Л.Г.Савенкова, Е.А. Ермолинска
Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование....
Примеры математических ребусов: 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс, в картинках, с ответами
Родина ребуса — Франция. Именно в этой стране в 16 веке был издан первый сборник ребусов, составленный Этьеном Туаро. В переводе с латинского rebus означает — «при помощи вещей». К настоящему времени ...
Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс
Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс...