образовательная программа «Маленький художник»
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) по теме

Дашко Оксана Николаевна

Цель программы «Маленький художник»: формирование и развитие у детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности. Отличительной особенностью данной программы является то, что наряду с обучением традиционной технике рисования, включенной в типовые программы, предлагается ознакомление детей с нетрадиционными техниками изобразительной деятельности и народными промыслами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon malenkiy_khudozhnik_dashko_2.doc122 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа – интернат III – IV вида г. Армавир Краснодарского края

    Обсуждено                                                      Согласовано                                                                       Утверждено

                      на заседании МО                                          заместитель директора                                                   решением             педсовета

         протокол № __ от ____ 2012 г.                                                                                                         протокол № __ от ____ 2012 г.

                     Руководитель МО                                             ___________ 2012 г.                                                  Председатель педсовета

                ______________    __________                                     __________    ______                                               ______________  __________

                               подпись председателя МО        Ф.И.О.                                 подпись  Ф.И.О.                                                                                  подпись директора ОУ                Ф.И.О.

Авторизованная программа

Направление: дополнительное образование  «Маленький художник» 

Количество часов  по программе  36

Возраст дошкольников 3-7

Уровень (базовый, профильный)

Педагог дополнительного образования  (Ф.И.О) Дашко Оксана Николаевна

Программа         разработана         на основе примерной  Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей) (ясли-сад-начальная школа) под редакцией Л.И. Плаксиной; рекомендованной управлением реабилитационной работы с специального образования Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации, институт коррекционной педагогики РАО, Москва «Город», 1999 г.


Пояснительная записка

Каждый ребенок — это отдельный мир со своими правилами поведения, своими чувствами. И чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, неординарное его воображение, тем вероятнее, что интуитивная тяга к искусству станет со временем осмысленнее. "Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок", — утверждал В.А.Сухомлинский.

Художественная  деятельность, то есть создание произведений графики, живописи пластического искусства связана с процессом восприятия, познания с эмоциональными и общественными сторонами жизни человека, свойственной ему на различных ступенях развития, в ней находят отражение некоторые особенности его интеллекта и характера. Художественное воспитание в состоянии решать настолько важные задачи, связанные с необходимостью гармонического развития личности, что место, отводимое ему в современном воспитании, не может быть второстепенным. Изобразительное искусство – наиболее эмоциональная сфера деятельности детей. Работа с различными материалами и в различных техниках расширяет круг возможностей ребенка, развивает пространственное воображение, конструкторские способности.

Особенно важна связь рисования с мышлением ребенка. При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. Кроме того, рисование развивает память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний. Оно влияет на формирование словарного запаса и связной речи у ребенка. Разнообразие форм предметов окружающего мира, различные величины, многообразие оттенков цветов, пространственных обозначений лишь способствуют обогащению словаря малыша.

Уже в самой сути маленького человека заложено стремление узнавать и создавать. Все начинается с детства. Результативность воспитательного процесса тем успешнее, чем раньше и целенаправленнее у детей развито абстрактное, логическое и эмоциональное мышление, внимание, наблюдательность и воображение. Вопросы гармоничного развития и творческой самореализации ребенка находят свое  разрешение на занятиях по изобразительное искусству. Открытие в себе неповторимой индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в учебе, творчестве, в общении с другими.

Помочь в этих устремлениях, призвана данная программа.

В программе используются различные виды нетрадиционных техник рисования, (рисование пальчиком, ладошкой, по сырой бумаге, восковыми мелками, свечой и акварелью, монотипия (техника печатки) и т.д.), а также рисование с использованием аппликации.

 Использование нетрадиционных способов направлены на развитие у дошкольников творчества, определяющиеся как продуктивная деятельность, в ходе которой ребенок создает новое, оригинальное, активизируя воображение и реализуя  свой замысел, находя средства для его воплощения.

Рисование для ребенка — это та же игра, в которой он активно действует. Сам процесс сопровождается звукоподражанием, мимикой, движениями. На занятиях используются игры и игровые приемы, которые создают непринужденную творческую атмосферу, способствуют развитию воображения. Большое внимание уделяется творческим работам. Это позволяет соединить все полученные знания и умения с собственной фантазией и образным мышлением, формирует у ребенка творческую и познавательную активность.

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом.

Новизна программы состоит в том, что наряду с обучением традиционной технике рисования, включенной в типовые программы, предлагается ознакомление детей с, что способствует расширению круга знаний детей о народных промыслах России.

Цель программы: формирование у детей раннего и дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.

Основными задачами стали:

  • обучающие:
  • формирование умения работать с  художественными материалами;
  • формирование умения и навыков, необходимых в рисовании;
  • научить элементарному изображению, разнообразных прямолинейных и кругообразных форм несложных предметов, передавая их основные признаки (цвет, форму);
  • научить изображению некоторых характерных деталей, делающих изображение выразительным, образным;
  • передавать цвет предмета в соответствии с его содержанием и характером образа;
  • развивать технические навыки в рисовании карандашами, красками и другими материалами.
  • развивать чувство цвета - умение различать и называть основные цвета;
  • развивать композиционные навыки - располагать изображение в середине листа бумаги;

     совершенствовать технические навыки.

  • воспитывающие:
  • воспитание у детей нравственных качеств, умения работать в коллективе, усидчивости;
  • формирование  потребности в общении,
  • воспитание  умения доводить работу до конца и радоваться успеху;

  • развивающие:
  • развитие, наблюдательности, внимательности, интереса к окружающей действительности и стимулирование познавательной активности детей;
  • развитие эстетического восприятия ,художественного вкуса, творческого воображения  и фантазии;
  • развитие интереса к народному творчеству;
  • способствовать расширению представлений ребенка об окружающем мире; создание условий для самостоятельного творчества .

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы 3-5 лет.

Сроки реализации образовательной программы - программа рассчитана на 2 года обучения.

Состав группы – постоянный.

Форма занятий – групповая.

Количество обучающихся  определяется Уставом учреждения

Количество учебных часов – 1 часа  в неделю, 36 часов в год.

Программа соответствует типовому Положению об учреждениях дополнительного образования, Уставу ЦНТТ, не противоречит закону РФ "Об образовании", санитарно-эпидемиологическим  правилам  и  нормам (СанПиН) 2.4.4.1251-03, принятых МИНЮСТом  России от 27.05.2003.

           Программа разработана с учетом современных образовательных технологий, которые реализуются в принципах обучения (индивидуальность, доступность, преемственность, от простого к сложному), в формах и методах обучения (объяснительно-иллюстративный,  репродуктивный, экскурсии, конкурсы и игры).

Условия реализации программы

Занятия проходят в помещении, оборудованном рабочими местами, необходимыми принадлежностями, наглядностью. В процессе обучения применяются разнообразные дидактические и методические материалы.

Ожидаемые результаты

В результате обучения по данной программе предполагается овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками, выявление и осознание ребенком своих способностей, формирование общетрудовых и специальных умений, способов самоконтроля,  развитие внимания, памяти, мышления, пространственного воображения, мелкой моторики рук и глазомера; художественного вкуса, творческих способностей и фантазии; овладении навыками культуры труда, улучшении своих коммуникативных способностей и приобретении навыков работы в коллективе.

Прогнозируемые промежуточные результаты

По  окончании  I ступени сложности учащиеся должны

знать:

  • знать и называть материалы, которыми можно рисовать;
  •  цвета, определенные программой;
  • общие представления о рисовании цветными карандашами, акварелью, гуашью;
  • народные игрушки (матрешка, дымковская игрушка).
  • уметь:
  • изображать отдельные предметы, простые по композиции и незамысловатые по содержанию сюжеты;
  • раскрашивать рисунок, соблюдать направление штрихов( сверху вниз, слева направо, наискось),не оставлять пробелов, не выходить за пределы контура;
  • подбирать цвета, соответствующие изображаемым предметам;
  • правильно пользоваться карандашом, фломастерами, кистью и красками.

По  окончании  II ступени сложности учащиеся должны

знать:

  • знать и называть материалы и инструменты,  цвета, определенные программой;
  • общие представления об элементах дизайна;
  • общие сведения о композиции;
  • народные игрушки (матрешка).

уметь:

  • изображать предметы и явления, используя умение передавать их выразительно путем создания отчетливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования разных материалов: карандашей, красок (гуашь), фломастеров, цветных жирных мелков и др.;
  • передавать несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов, располагая их на листе в соответствии с содержанием сюжета;
  • сочетать различные техники;
  • украшать силуэты игрушек элементами дымковской и филимоновской росписи
  • бережно относится к инструментам, экономить материал;
  • соблюдать правила санитарии, гигиены и безопасности труда.

Прогнозируемый конечный результат

 По  окончании  данного  курса учащиеся

должны знать:

  • особенности материалов, инструментах,  используемых на занятиях;
  • общие представления об элементах дизайна;
  • элементарные сведения о народном творчестве;
  • свойства материалов, используемых на занятиях;
  • правила безопасности труда и личной гигиены при выполнении всех указанных работ;

должны уметь:

  • раскрашивать рисунок, соблюдать направление штрихов (сверху вниз, слева направо, наискось),не оставлять пробелов, не выходить за пределы контура;
  • подбирать цвета, соответствующие изображаемым предметам;
  • правильно пользоваться карандашом, фломастерами, кистью и красками;
  • изображать предметы и явления, используя умение передавать их выразительно путем создания отчетливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования разных материалов: карандашей, красок (гуашь), фломастеров, цветных жирных мелков и др.;
  • сотрудничать со своими товарищами и принять участие в коллективных работах.

Способы проверки результатов освоения программы

Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводится в форме:  

 - контрольных занятий по изученным темам;

- конкурсов;

 - выставок детских работ.

Методическое обеспечение программы.

  1. Занятия в кружке должны отвечать следующим требованиям:

1.1. Четкая образовательная цель каждого занятия, определяемая педагогом.

  1. Правильный подбор материала с учетом содержания темы и поставленных задач.
  2. Четкая организация и эффективное использование времени: тщательная подготовка педагога к занятию (в том числе подбор материала чертежей рабочих мест).
  3. Сочетание коллективной и индивидуальной работы учащихся.
  4. Использование разнообразных методов работы с учетом темы уровня подготовки учащихся  материальной базы.

В соответствии с программой обучения для детей создаются оптимальные условия обучения. Воспитанник осваивает программу, реализуя свои способности. Обучение рисованию предусматривает применение современных материалов. Особое внимание уделяется безопасным приемам работы с оборудованием и инструментами.

  1. Методическое обеспечение:

2.1. Учебно-методическая литература.

2.2. Планы- конспекты занятий.

2.3.Дидактические материалы к занятиям.

2.4. Сценарии для проведения игр и конкурсов.

2.5. Раздаточный материал для проведения игр. 

  1. Учебно-дидактическое обеспечение:

          Для выполнения рисунков необходимы материалы и принадлежности в количестве, определяемом количеством учащихся в объединении. Изображения народных промыслов. Технологические карты выполнения рисунков. Образцы рисунков.

        Для проведения контроля и самоконтроля проверки знаний и умений нужны:

  контрольные вопросы по изученным темам.

  1. Методы обучения:

На занятиях в объединении применяются разнообразные методы обучения, которые обеспечивают получение учащимися необходимых знаний, умений и навыков, активизируют их мышление, развивают и поддерживают интерес.

                Выбор методов обучения зависит от содержания занятий, уровня подготовки, опыта учащихся. Основной метод проведения занятий – практическая работа – закрепление и углубление полученных теоретических знаний учащимися, формирование соответствующих навыков и умений.

                На занятиях по всем темам на изложение теоретического материала отводится 3-5 минут, остальное время – практическая работа. В течение всего занятия педагог контролирует ход выполнения задания, дает пояснения, оказывает необходимую помощь.

                Теоретический материал (рассказ, беседа) сочетается с демонстрацией наглядных пособий. Еще одной формой подведения итогов работы в объединении для учащихся является представление работы на различные выставки.

                Обязательным направлением в деятельности объединения является работа с родителями. На собраниях, в индивидуальных беседах, консультациях обсуждаются успехи учащихся, предлагаются конкретные рекомендации, помощь.

  1. Оборудование:

На выбор методов обучения влияет материально-техническая база объединения:

наличие материалов, инструментов, оборудования.

Материально-техническая база:  помещение и оборудование для ребенка, рабочий стол;

  материалы и принадлежности: альбомы для рисования, бумага, краски (акварель, гуашь), кисточки, клей, карандаши, баночка для воды, салфетки, палитра, поролоновые тампоны, ватные палочки, восковые мелки, свеча;  раздаточный материал;  наглядные пособия.


Учебно-тематический план

i ступень

п/п

Тема

Общее

Кол-во

часов

Теория

Практика

Вводное занятие.

1

1

0

Основы изобразительного искусства.

30

5

25

Народная игрушка.

4

1

3

Заключительное занятие.

1

1

Итого:

36

7

29

СОДЕРЖАНИЕ

1. ВВОДНОЕ  ЗАНЯТИЕ (1 ч)

Теория: Порядок и содержание работы объединения. Материалы и принадлежности, используемые в работе (карандаш, кисточка, бумага). Организация рабочего места.  Правила безопасной работы.

Практика: Выполнение рисунков по свободную тему, с целью  ознакомления с уровнем подготовки учащихся. Упражнения для пальцев.

2. Основы изобразительного искусства(30ч)

Теория: Знакомство с видами линий. Форма предметов (круглая, прямоугольная, квадратная, треугольная). Знакомство с основными цветами, их названия. Получение цветов путем смешивания красок. Правила пользования кисточкой, набора цветов.

Практика: Проведение линий (вертикальных, горизонтальных, волнистых, кривых). Рисование дождика, забора, травки, коврика и т.д.

Рисование предметов круглой, прямоугольной, треугольной форм карандашом, кистью. (Мячика, цыпленка, волн, неваляшки и т.д.).

Выполнение работы по смешиванию красок.

Выполнение рисунков с использованием нетрадиционных техник  (тычок жесткой кистью, рисование пальчиками, палочками, оттиск, кляксогафия  и т.п.), аппликации. (Бабочка, ветка рябины, еж и т. д)

3.  Народная игрушка (4 ч)

Теория: Знакомство с народной игрушкой. Значение игрушки в жизни человека.

Практика: Оформление силуэтов фигурок декоративными элементами и рисование узоров (проведение линий, нанесение цветовых пятен).

4. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ  ЗАНЯТИЕ (2 ч). Подведение итогов. Отбор лучших поделок на выставку. Перспективы работы объединения в следующем году.

Учебно-тематический план

ii ступень

п/п

Тема

Общее

Кол-во

часов

Теория

Практика

1.

Вводное занятие.

1

1

0

2.

Цветоведение.

28

4

24

3.

Народная игрушка.

6

2

4

4.

Заключительное занятие.

1

0

1

Итого:

36

7

29

СОДЕРЖАНИЕ

1. ВВОДНОЕ  ЗАНЯТИЕ (1 ч)

Теория: Порядок и содержание работы объединения. Материалы и принадлежности, используемые в работе. Организация рабочего места.  Правила безопасной работы.

Практика: Рисование по собственному замыслу.

2.Цветоведение (28 ч)

Теория: Систематизация знаний об элементах дизайна. Знакомство с новыми цветами (основные и дополнительные), их названия. Получение цветов путем смешивания красок.

Практика: Выполнение работы по смешиванию красок.

Рисование цветов, деревьев, овощей, елки, домика, зайца, Снегурочки и т. д.

Рисование узоров (точки, кольца, штрихи).

Выполнение рисунков с использованием нетрадиционных техник  (тычок жесткой кистью, рисование пальчиками, палочками, оттиск, кяксогафия  и т.п.): Божья коровка, ежик, цветы, рыбки, солнышко,  и т.д.

Рисование по мотивам сказок («Колобок», «Репка»)

3.НАРОДНАЯ ИГРУШКА (6 ч) 

Теория: Знакомство с народными игрушками (филимоновская, матрешка)

Практика: Оформление силуэтов фигурок декоративными элементами и рисование узоров (проведение линий, нанесение цветовых пятен).

Рисование матрёшки.

5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ  ЗАНЯТИЕ (1 ч). Подведение итогов. Отбор лучших поделок на выставку. Перспективы работы объединения в следующем году.

Литература

для педагога

 1. Зеленина Л.Е. Играем, познаем, рисуем. – М.: Просвещение, 2001 г.

 2. Дрезинина М.Г. Каждый ребенок – художник. – М.: «Ювента», 2002 г.

 3. Шалаева Г.И. Учимся рисовать. – М.: СЛОВО, Эксмо, 2008 г.

 4. Казакова Р.Г. Занятия по рисованию с дошкольниками. – М.: ТЦ Сфера, 2008 г.

 5. Дизайн. Учеб. пособие для младших школьников.  – М.: Изд.центр «Владос», 1994 г.

 6. Краткий словарь терминов изобразительного искусства. Под редакцией Г.Г Обухова. - М.:    Сов.художник, 1990 г.

 7. OCR Detskiysad.Ru

 8. http://kinder-garten.narod.ru

 9. Программа по изобразительному искусству. Под ред. М. А. Васильевой, Гербовой

 10. Л.Данилова, Н. Михайлова Школа рисования. М.: ЗАО «ОЛМА-ПРЕСС» 2010г.

 11. Программа художественного воспитания, обучения и развития для детей 2-7 лет. Под ред. И. В. Лыковой «Цветные ладошки»- М.: Изд. «Карапуз-Дидактика»2009 г.

 12. Изобразительная деятельность и художественный труд. Сост\. О. В.Павлова. Волгоград.:      «Учитель» 2011 г.

 13. Обучение детей рисованию. Пособие для воспитателей детских садов. Под ред. С. В. Парафеевой. - М., «Просвещение», 1992. Рисование с детьми 3-4 лет. Конспекты занятий.

 14. Нетрадиционные техники рисования .М. : «КАРО»2010г.

 15. Колдина Д.Н. Нетрадиционные техники рисования. Издательство: Мозаика-Синтез, 2008г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Маленький исследователь"

Пояснительная записка     Рабочая программа составлена на основе сборника программ Министерства образования Ульяновской области Ульяновского института повышения квалификации и пере...

Дополнительная образовательная программа "Юный художник".

Дополнительная образовательная программа "Юный художник"....

Открытое занятие кружка "Маленький художник"в 1 классе

Конспект занятия и презентация к занятию. Тема занятия "Роспись русской матрёшки"...

Образовательная программа Маленькие волшебники

Программа «Маленькие волшебники» является  составляющей частью системы художественно-эстетического развития младших школьников в рамках внеурочной деятельности, формирующей эстетическую культуру,...

Дополнительная образовательная программа "Маленькие волшебники, или на пути к творчеству"

Дополнительная образовательная программа по ФГОС  "Маленькие волшебники, или на пути к творчеству"....

авторская дополнительная образовательная программа " Юный художник"

Авторская дополнительная образовательная программа художественной направленности...

Отчет о работе дополнительной образовательной программы «Юный художник» за 2023-2024г.

Работа программы «Юный художник» направлена на развитие у детей творческих способностей, фантазии, воображения средствами  различных техник рисования....