образовательная программа «Маленький художник»
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) по теме
Цель программы «Маленький художник»: формирование и развитие у детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности. Отличительной особенностью данной программы является то, что наряду с обучением традиционной технике рисования, включенной в типовые программы, предлагается ознакомление детей с нетрадиционными техниками изобразительной деятельности и народными промыслами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
malenkiy_khudozhnik_dashko_2.doc | 122 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа – интернат III – IV вида г. Армавир Краснодарского края
Обсуждено Согласовано Утверждено
на заседании МО заместитель директора решением педсовета
протокол № __ от ____ 2012 г. протокол № __ от ____ 2012 г.
Руководитель МО ___________ 2012 г. Председатель педсовета
______________ __________ __________ ______ ______________ __________
подпись председателя МО Ф.И.О. подпись Ф.И.О. подпись директора ОУ Ф.И.О.
Авторизованная программа
Направление: дополнительное образование «Маленький художник» Количество часов по программе 36 Возраст дошкольников 3-7 Уровень (базовый, профильный) Педагог дополнительного образования (Ф.И.О) Дашко Оксана Николаевна |
Программа разработана на основе примерной Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей) (ясли-сад-начальная школа) под редакцией Л.И. Плаксиной; рекомендованной управлением реабилитационной работы с специального образования Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации, институт коррекционной педагогики РАО, Москва «Город», 1999 г.
Пояснительная записка
Каждый ребенок — это отдельный мир со своими правилами поведения, своими чувствами. И чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, неординарное его воображение, тем вероятнее, что интуитивная тяга к искусству станет со временем осмысленнее. "Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок", — утверждал В.А.Сухомлинский.
Художественная деятельность, то есть создание произведений графики, живописи пластического искусства связана с процессом восприятия, познания с эмоциональными и общественными сторонами жизни человека, свойственной ему на различных ступенях развития, в ней находят отражение некоторые особенности его интеллекта и характера. Художественное воспитание в состоянии решать настолько важные задачи, связанные с необходимостью гармонического развития личности, что место, отводимое ему в современном воспитании, не может быть второстепенным. Изобразительное искусство – наиболее эмоциональная сфера деятельности детей. Работа с различными материалами и в различных техниках расширяет круг возможностей ребенка, развивает пространственное воображение, конструкторские способности.
Особенно важна связь рисования с мышлением ребенка. При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. Кроме того, рисование развивает память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний. Оно влияет на формирование словарного запаса и связной речи у ребенка. Разнообразие форм предметов окружающего мира, различные величины, многообразие оттенков цветов, пространственных обозначений лишь способствуют обогащению словаря малыша.
Уже в самой сути маленького человека заложено стремление узнавать и создавать. Все начинается с детства. Результативность воспитательного процесса тем успешнее, чем раньше и целенаправленнее у детей развито абстрактное, логическое и эмоциональное мышление, внимание, наблюдательность и воображение. Вопросы гармоничного развития и творческой самореализации ребенка находят свое разрешение на занятиях по изобразительное искусству. Открытие в себе неповторимой индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в учебе, творчестве, в общении с другими.
Помочь в этих устремлениях, призвана данная программа.
В программе используются различные виды нетрадиционных техник рисования, (рисование пальчиком, ладошкой, по сырой бумаге, восковыми мелками, свечой и акварелью, монотипия (техника печатки) и т.д.), а также рисование с использованием аппликации.
Использование нетрадиционных способов направлены на развитие у дошкольников творчества, определяющиеся как продуктивная деятельность, в ходе которой ребенок создает новое, оригинальное, активизируя воображение и реализуя свой замысел, находя средства для его воплощения.
Рисование для ребенка — это та же игра, в которой он активно действует. Сам процесс сопровождается звукоподражанием, мимикой, движениями. На занятиях используются игры и игровые приемы, которые создают непринужденную творческую атмосферу, способствуют развитию воображения. Большое внимание уделяется творческим работам. Это позволяет соединить все полученные знания и умения с собственной фантазией и образным мышлением, формирует у ребенка творческую и познавательную активность.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом.
Новизна программы состоит в том, что наряду с обучением традиционной технике рисования, включенной в типовые программы, предлагается ознакомление детей с, что способствует расширению круга знаний детей о народных промыслах России.
Цель программы: формирование у детей раннего и дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.
Основными задачами стали:
- обучающие:
- формирование умения работать с художественными материалами;
- формирование умения и навыков, необходимых в рисовании;
- научить элементарному изображению, разнообразных прямолинейных и кругообразных форм несложных предметов, передавая их основные признаки (цвет, форму);
- научить изображению некоторых характерных деталей, делающих изображение выразительным, образным;
- передавать цвет предмета в соответствии с его содержанием и характером образа;
- развивать технические навыки в рисовании карандашами, красками и другими материалами.
- развивать чувство цвета - умение различать и называть основные цвета;
- развивать композиционные навыки - располагать изображение в середине листа бумаги;
совершенствовать технические навыки.
- воспитывающие:
- воспитание у детей нравственных качеств, умения работать в коллективе, усидчивости;
- формирование потребности в общении,
- воспитание умения доводить работу до конца и радоваться успеху;
- развивающие:
- развитие, наблюдательности, внимательности, интереса к окружающей действительности и стимулирование познавательной активности детей;
- развитие эстетического восприятия ,художественного вкуса, творческого воображения и фантазии;
- развитие интереса к народному творчеству;
- способствовать расширению представлений ребенка об окружающем мире; создание условий для самостоятельного творчества .
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы 3-5 лет.
Сроки реализации образовательной программы - программа рассчитана на 2 года обучения.
Состав группы – постоянный.
Форма занятий – групповая.
Количество обучающихся определяется Уставом учреждения
Количество учебных часов – 1 часа в неделю, 36 часов в год.
Программа соответствует типовому Положению об учреждениях дополнительного образования, Уставу ЦНТТ, не противоречит закону РФ "Об образовании", санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам (СанПиН) 2.4.4.1251-03, принятых МИНЮСТом России от 27.05.2003.
Программа разработана с учетом современных образовательных технологий, которые реализуются в принципах обучения (индивидуальность, доступность, преемственность, от простого к сложному), в формах и методах обучения (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, экскурсии, конкурсы и игры).
Условия реализации программы
Занятия проходят в помещении, оборудованном рабочими местами, необходимыми принадлежностями, наглядностью. В процессе обучения применяются разнообразные дидактические и методические материалы.
Ожидаемые результаты
В результате обучения по данной программе предполагается овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками, выявление и осознание ребенком своих способностей, формирование общетрудовых и специальных умений, способов самоконтроля, развитие внимания, памяти, мышления, пространственного воображения, мелкой моторики рук и глазомера; художественного вкуса, творческих способностей и фантазии; овладении навыками культуры труда, улучшении своих коммуникативных способностей и приобретении навыков работы в коллективе.
Прогнозируемые промежуточные результаты
По окончании I ступени сложности учащиеся должны
знать:
- знать и называть материалы, которыми можно рисовать;
- цвета, определенные программой;
- общие представления о рисовании цветными карандашами, акварелью, гуашью;
- народные игрушки (матрешка, дымковская игрушка).
- уметь:
- изображать отдельные предметы, простые по композиции и незамысловатые по содержанию сюжеты;
- раскрашивать рисунок, соблюдать направление штрихов( сверху вниз, слева направо, наискось),не оставлять пробелов, не выходить за пределы контура;
- подбирать цвета, соответствующие изображаемым предметам;
- правильно пользоваться карандашом, фломастерами, кистью и красками.
По окончании II ступени сложности учащиеся должны
знать:
- знать и называть материалы и инструменты, цвета, определенные программой;
- общие представления об элементах дизайна;
- общие сведения о композиции;
- народные игрушки (матрешка).
уметь:
- изображать предметы и явления, используя умение передавать их выразительно путем создания отчетливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования разных материалов: карандашей, красок (гуашь), фломастеров, цветных жирных мелков и др.;
- передавать несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов, располагая их на листе в соответствии с содержанием сюжета;
- сочетать различные техники;
- украшать силуэты игрушек элементами дымковской и филимоновской росписи
- бережно относится к инструментам, экономить материал;
- соблюдать правила санитарии, гигиены и безопасности труда.
Прогнозируемый конечный результат
По окончании данного курса учащиеся
должны знать:
- особенности материалов, инструментах, используемых на занятиях;
- общие представления об элементах дизайна;
- элементарные сведения о народном творчестве;
- свойства материалов, используемых на занятиях;
- правила безопасности труда и личной гигиены при выполнении всех указанных работ;
должны уметь:
- раскрашивать рисунок, соблюдать направление штрихов (сверху вниз, слева направо, наискось),не оставлять пробелов, не выходить за пределы контура;
- подбирать цвета, соответствующие изображаемым предметам;
- правильно пользоваться карандашом, фломастерами, кистью и красками;
- изображать предметы и явления, используя умение передавать их выразительно путем создания отчетливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования разных материалов: карандашей, красок (гуашь), фломастеров, цветных жирных мелков и др.;
- сотрудничать со своими товарищами и принять участие в коллективных работах.
Способы проверки результатов освоения программы
Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводится в форме:
- контрольных занятий по изученным темам;
- конкурсов;
- выставок детских работ.
Методическое обеспечение программы.
- Занятия в кружке должны отвечать следующим требованиям:
1.1. Четкая образовательная цель каждого занятия, определяемая педагогом.
- Правильный подбор материала с учетом содержания темы и поставленных задач.
- Четкая организация и эффективное использование времени: тщательная подготовка педагога к занятию (в том числе подбор материала чертежей рабочих мест).
- Сочетание коллективной и индивидуальной работы учащихся.
- Использование разнообразных методов работы с учетом темы уровня подготовки учащихся материальной базы.
В соответствии с программой обучения для детей создаются оптимальные условия обучения. Воспитанник осваивает программу, реализуя свои способности. Обучение рисованию предусматривает применение современных материалов. Особое внимание уделяется безопасным приемам работы с оборудованием и инструментами.
- Методическое обеспечение:
2.1. Учебно-методическая литература.
2.2. Планы- конспекты занятий.
2.3.Дидактические материалы к занятиям.
2.4. Сценарии для проведения игр и конкурсов.
2.5. Раздаточный материал для проведения игр.
- Учебно-дидактическое обеспечение:
Для выполнения рисунков необходимы материалы и принадлежности в количестве, определяемом количеством учащихся в объединении. Изображения народных промыслов. Технологические карты выполнения рисунков. Образцы рисунков.
Для проведения контроля и самоконтроля проверки знаний и умений нужны:
контрольные вопросы по изученным темам.
- Методы обучения:
На занятиях в объединении применяются разнообразные методы обучения, которые обеспечивают получение учащимися необходимых знаний, умений и навыков, активизируют их мышление, развивают и поддерживают интерес.
Выбор методов обучения зависит от содержания занятий, уровня подготовки, опыта учащихся. Основной метод проведения занятий – практическая работа – закрепление и углубление полученных теоретических знаний учащимися, формирование соответствующих навыков и умений.
На занятиях по всем темам на изложение теоретического материала отводится 3-5 минут, остальное время – практическая работа. В течение всего занятия педагог контролирует ход выполнения задания, дает пояснения, оказывает необходимую помощь.
Теоретический материал (рассказ, беседа) сочетается с демонстрацией наглядных пособий. Еще одной формой подведения итогов работы в объединении для учащихся является представление работы на различные выставки.
Обязательным направлением в деятельности объединения является работа с родителями. На собраниях, в индивидуальных беседах, консультациях обсуждаются успехи учащихся, предлагаются конкретные рекомендации, помощь.
- Оборудование:
На выбор методов обучения влияет материально-техническая база объединения:
наличие материалов, инструментов, оборудования.
Материально-техническая база: помещение и оборудование для ребенка, рабочий стол;
материалы и принадлежности: альбомы для рисования, бумага, краски (акварель, гуашь), кисточки, клей, карандаши, баночка для воды, салфетки, палитра, поролоновые тампоны, ватные палочки, восковые мелки, свеча; раздаточный материал; наглядные пособия.
Учебно-тематический план
i ступень
№ п/п | Тема | Общее Кол-во часов | Теория | Практика |
Вводное занятие. | 1 | 1 | 0 | |
Основы изобразительного искусства. | 30 | 5 | 25 | |
Народная игрушка. | 4 | 1 | 3 | |
Заключительное занятие. | 1 | 1 | ||
Итого: | 36 | 7 | 29 |
СОДЕРЖАНИЕ
1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ (1 ч)
Теория: Порядок и содержание работы объединения. Материалы и принадлежности, используемые в работе (карандаш, кисточка, бумага). Организация рабочего места. Правила безопасной работы.
Практика: Выполнение рисунков по свободную тему, с целью ознакомления с уровнем подготовки учащихся. Упражнения для пальцев.
2. Основы изобразительного искусства(30ч)
Теория: Знакомство с видами линий. Форма предметов (круглая, прямоугольная, квадратная, треугольная). Знакомство с основными цветами, их названия. Получение цветов путем смешивания красок. Правила пользования кисточкой, набора цветов.
Практика: Проведение линий (вертикальных, горизонтальных, волнистых, кривых). Рисование дождика, забора, травки, коврика и т.д.
Рисование предметов круглой, прямоугольной, треугольной форм карандашом, кистью. (Мячика, цыпленка, волн, неваляшки и т.д.).
Выполнение работы по смешиванию красок.
Выполнение рисунков с использованием нетрадиционных техник (тычок жесткой кистью, рисование пальчиками, палочками, оттиск, кляксогафия и т.п.), аппликации. (Бабочка, ветка рябины, еж и т. д)
3. Народная игрушка (4 ч)
Теория: Знакомство с народной игрушкой. Значение игрушки в жизни человека.
Практика: Оформление силуэтов фигурок декоративными элементами и рисование узоров (проведение линий, нанесение цветовых пятен).
4. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ (2 ч). Подведение итогов. Отбор лучших поделок на выставку. Перспективы работы объединения в следующем году.
Учебно-тематический план
ii ступень
№ п/п | Тема | Общее Кол-во часов | Теория | Практика |
1. | Вводное занятие. | 1 | 1 | 0 |
2. | Цветоведение. | 28 | 4 | 24 |
3. | Народная игрушка. | 6 | 2 | 4 |
4. | Заключительное занятие. | 1 | 0 | 1 |
Итого: | 36 | 7 | 29 |
СОДЕРЖАНИЕ
1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ (1 ч)
Теория: Порядок и содержание работы объединения. Материалы и принадлежности, используемые в работе. Организация рабочего места. Правила безопасной работы.
Практика: Рисование по собственному замыслу.
2.Цветоведение (28 ч)
Теория: Систематизация знаний об элементах дизайна. Знакомство с новыми цветами (основные и дополнительные), их названия. Получение цветов путем смешивания красок.
Практика: Выполнение работы по смешиванию красок.
Рисование цветов, деревьев, овощей, елки, домика, зайца, Снегурочки и т. д.
Рисование узоров (точки, кольца, штрихи).
Выполнение рисунков с использованием нетрадиционных техник (тычок жесткой кистью, рисование пальчиками, палочками, оттиск, кяксогафия и т.п.): Божья коровка, ежик, цветы, рыбки, солнышко, и т.д.
Рисование по мотивам сказок («Колобок», «Репка»)
3.НАРОДНАЯ ИГРУШКА (6 ч)
Теория: Знакомство с народными игрушками (филимоновская, матрешка)
Практика: Оформление силуэтов фигурок декоративными элементами и рисование узоров (проведение линий, нанесение цветовых пятен).
Рисование матрёшки.
5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ (1 ч). Подведение итогов. Отбор лучших поделок на выставку. Перспективы работы объединения в следующем году.
Литература
для педагога
1. Зеленина Л.Е. Играем, познаем, рисуем. – М.: Просвещение, 2001 г.
2. Дрезинина М.Г. Каждый ребенок – художник. – М.: «Ювента», 2002 г.
3. Шалаева Г.И. Учимся рисовать. – М.: СЛОВО, Эксмо, 2008 г.
4. Казакова Р.Г. Занятия по рисованию с дошкольниками. – М.: ТЦ Сфера, 2008 г.
5. Дизайн. Учеб. пособие для младших школьников. – М.: Изд.центр «Владос», 1994 г.
6. Краткий словарь терминов изобразительного искусства. Под редакцией Г.Г Обухова. - М.: Сов.художник, 1990 г.
7. OCR Detskiysad.Ru
8. http://kinder-garten.narod.ru
9. Программа по изобразительному искусству. Под ред. М. А. Васильевой, Гербовой
10. Л.Данилова, Н. Михайлова Школа рисования. М.: ЗАО «ОЛМА-ПРЕСС» 2010г.
11. Программа художественного воспитания, обучения и развития для детей 2-7 лет. Под ред. И. В. Лыковой «Цветные ладошки»- М.: Изд. «Карапуз-Дидактика»2009 г.
12. Изобразительная деятельность и художественный труд. Сост\. О. В.Павлова. Волгоград.: «Учитель» 2011 г.
13. Обучение детей рисованию. Пособие для воспитателей детских садов. Под ред. С. В. Парафеевой. - М., «Просвещение», 1992. Рисование с детьми 3-4 лет. Конспекты занятий.
14. Нетрадиционные техники рисования .М. : «КАРО»2010г.
15. Колдина Д.Н. Нетрадиционные техники рисования. Издательство: Мозаика-Синтез, 2008г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа "Маленький исследователь"
Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе сборника программ Министерства образования Ульяновской области Ульяновского института повышения квалификации и пере...
Дополнительная образовательная программа "Юный художник".
Дополнительная образовательная программа "Юный художник"....
Открытое занятие кружка "Маленький художник"в 1 классе
Конспект занятия и презентация к занятию. Тема занятия "Роспись русской матрёшки"...
Образовательная программа Маленькие волшебники
Программа «Маленькие волшебники» является составляющей частью системы художественно-эстетического развития младших школьников в рамках внеурочной деятельности, формирующей эстетическую культуру,...
Дополнительная образовательная программа "Маленькие волшебники, или на пути к творчеству"
Дополнительная образовательная программа по ФГОС "Маленькие волшебники, или на пути к творчеству"....
авторская дополнительная образовательная программа " Юный художник"
Авторская дополнительная образовательная программа художественной направленности...
Отчет о работе дополнительной образовательной программы «Юный художник» за 2023-2024г.
Работа программы «Юный художник» направлена на развитие у детей творческих способностей, фантазии, воображения средствами различных техник рисования....