Рабочая программа "Утро художника"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1, 2, 3 класс) на тему
Рабочая программа "Утро художника" разработана на основе авторской программы Е.С.Медковой "Утро художника", допущенной Министерством образования и науки РФ, расчитана для детей 7-11 лет. Срок реализации программы 2 года. Содержание программы основывается на реалиях того исторического пути, который проделало человечество в ходе формирования принципов художественной культуры. Схемы первообразов настолько вошли в человеческую культуру, в её подсознание, что они осознаются нами как нечто присущее нам изначально, способное вызывать в ребёнке творческое начало.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа "Утро художника" | 87.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
дополнительного образования
«Утро художника»
для детей с 7 до 11 лет
Срок реализации образовательной программы: 2 года
(1 год обучения 1 час в неделю, 38 часа всего,
2 год обучения 3 раза в неделю, 102 часа в неделю)
Составила программу педагог дополнительного образования:
Подосельникова Валентина Михайловна.
Пояснительная записка
Направленность программы.
Образовательная программа «Утро художника» разработана на основе авторской программы Е.С. Медковой «Утро художника», допущенной Министерством образования и науки Р.Ф. и опубликованной в сборнике «Программы дополнительного художественного образования детей», Москва, «Просвещение», 2007 год. «Утро художника» является программой художественно-эстетической направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков, по функциональному предназначению – учебно-познавательной, по времени реализации – долговременной (2 года обучения).
Данная программа оформлена в соответствии с требованиями о порядке оформления программ дополнительного образования детей в образовательных учреждениях города Сургута.
Программа реализуется в творческом объединении «Волшебная палитра» муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения начальной школы №30, соответствует авторской линии учебно-методического комплекса.
Новизна программы заключается во взаимодействии педагога и воспитанников, направленном на обеспечение свободы мировосприятия и средств педагогической поддержки, уникального пути развития и самоопределения каждого обучающегося. Содержание программы основывается на реалиях того исторического пути, который проделало человечество в ходе формирования принципов художественной культуры. Формирование первичных смыслов, символов, относится к отдалённым от нас эпохам. Схемы первообразов настолько вошли в человеческую культуру, в её подсознание, что они осознаются нами как нечто присущее нам изначально, способное, несмотря на свою крайнюю обобщённость, вызывать в человеке творческое начало. Именно они лежат в основе любого художественного произведения.
Во внеклассной и внешкольной работе студийные и кружковые занятия изобразительным искусством занимают важное место и как бы продолжают классную деятельность. Эти занятия вносят свой вклад в воспитание подрастающего поколения и являются одним из средств разностороннего развития учащихся: изобразительно-творческого и личностного. Художественная деятельность имеет особенность, благоприятствующую массовому охвату младших школьников. Это любовь детей к изобразительной деятельности как к наиболее понятному и доступному виду искусства.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.
Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.
Цель программы: Формирование потребностей и способностей детей к творческому самовыражению через занятия изобразительным искусством, декоративно-прикладным творчеством и знакомством с национальной и мировой художественной культурой.
Задачи:
1. Развивать духовные и художественно-творческие способности учащихся, образное и ассоциативное мышление, фантазию, зрительно - образную память, эмоционально - эстетическое восприятие действительности.
2. Воспитывать культуру восприятия достижений человечества в области искусства.
3. Осваивать знания в области изобразительного искусства как способа эмоционально-практического освоения окружающего мира; обучать выразительным средствам и социальным функциям в различных видах ИЗО на основе творческого опыта.
4. Овладевать практическими умениями и навыками художественной деятельности через использование разных техник изображения, простейших графических и техник ИКТ.
5. Формировать устойчивый интерес к изобразительному искусству, способность воспринимать его исторические и национальные особенности
Возраст обучающихся.
В объединение «Волшебная палитра» приглашаются дети в возрасте 7-10 лет, желающие заниматься творчеством, не проходящие специального отбора. Такие условия позволяет детям, даже не имеющим природных задатков к изобразительной художественной деятельности, развить интерес, умения, а главное, организовать своё свободное время в полезном и интересном деле. В таком объединении каждый ребёнок ощутит себя нужным, востребованным, увидит хотя и небольшие, но приятные результаты своей работы.
Принцип построения программы.
Программа основывается на принципах природосообразности, культуросообразности, коллективности, проектности, диалога культур, поддержки самоопределения воспитанника. Большое внимание уделяется творческим заданиям, в ходе выполнения которых у детей формируется творческая и познавательная активность. Значительное место в содержании программы занимают вопросы композиции, цветоведения.
Предложенная программа может рассматриваться как база для изучения специализированных областей искусства и закономерностей искусства в целом на занятиях по мировой художественной культуре. Структура программы базируется на демонстрации единства способов выразительности (речь, жест, музыка, цвет и т. д.) в древнем ритуале, что даёт возможность выстроить деятельность по трём направлениям: словесность, изображение и перфоманс.
Сама программа строится блоками соответственно тем вехам, по которым следовало развитие символического и эстетического развития освоения бытия.
1 блок «Что мы можем увидеть в геометрических формах».
2 блок «Символика цвета», целью которого является изучение цветовой образности.
3 блок «Чёрное и белое, или бином фантазии» отражает двойственность системы описания мира.
4 блок «Первообразы» говорит о том, что в мифах, фольклоре, произведениях детской литературы и в искусстве присутствуют базовые архетипы (Мировое дерево, Мудрый старик, Дорога, Тень), на которых строятся и творческие задания.
Большие темы рассматриваются в течение нескольких занятий. При этом учитываются этапы рассмотрения тем с наиболее удобной точки зрения в каждом конкретном случае.
Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
На первом году обучения воспитывается осознание связей человека с искусством (в единстве восприятия и созидания), от личности ребенка, от его чувств, от близкого ему мира природы, через окружающий его мир вещей и явлений, до связей с представлениями у разных народов о красоте жизни, красоте человека, человеческого поступка.
На втором году обучения углубляется познание этих связей. Кружковцы познают отличие разных видов зрительно-пространственных искусств и их взаимосвязь в жизни. На втором году обучения продолжается углубление тематики, используемой ранее, но уровень решаемых задач становится не только сложнее, но и многообразнее. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учётом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне. Это завершающий год, закрепляющий все полученные представления, знания и умения.
Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству; в том ,что практическая художественно-творческая деятельность учащихся по данной программе способствует более высокому качеству обучения и достижения более высокого уровня как предметных, так и личностных и метапредметных результатов обучения. Ценностные ориентиры содержания учебного материала-развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта.
Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала. Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:
- занятия в свободное время;
- обучение организовано на добровольных началах всех сторон (обучающиеся, родители, педагоги);
- обучающимся предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия;
Формы занятий
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная и коллективное творчество. Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества обучающихся – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, мероприятий, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Общественное положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе.
Методы
Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся. Изложение учебного материала имеет эмоционально-логическую последовательность, которая неизбежно приведет детей к высшей точке удивления и переживания. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими средствами.
Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве. Применяются такие методы как:
- репродуктивный (воспроизводящий); иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
- проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);
- эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения).
Среди методов такие, как беседа, объяснение, лекция, игра, конкурсы, выставки, праздники, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.
Широко применяются занятия по методике, мастер-классы, когда педагог вместе с обучающимися выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве.
Для качественного развития творческой деятельности юных художников программой предусмотрено:
- предоставление обучающемуся свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем;
- система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности позволяет овладевать приемами творческой работы всеми обучающимися;
- в каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент;
- создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия;
- создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности;
- объекты творчества обучающихся имеют значимость для них самих и для общества.
Режим занятий
Занятия в первый год обучения проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу, 38часов в год.
Второй год обучения рассчитан на тех, кто прошёл подготовку в 1 классе. Занятия проходят по 2 академических часа (c 10 минутным перерывом) и 1 академическому часу – 3 часа в неделю, 102 часа в год.
Ожидаемые результаты освоения программы: Главным результатом реализации программы является создание каждым обучающимся своего оригинального продукта, а главным критерием оценки обучающегося является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами изобразительного искусства может каждый ребёнок.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностные результаты.
В результате изучения курса «Волшебная палитра» должны быть достигнуты определенные результаты, которые отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, приобретенных в процессе изобразительной деятельности:
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа, понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого человека;
-овладение навыками коллективной работы в команде одноклассников под руководством учителя;
-сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
-умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу товарищей с позиции творческой задачи.
Метапредметными результатами изучения программы является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
-определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
-проговаривать последовательность действий на занятии;
-учиться высказывать своё предположение (версию) ;
- помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
-учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;
-выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;
Познавательные УУД:
-ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
-перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
-перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
-преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы.
Коммуникативные УУД:
-донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях;
-слушать и понимать речь других.
Предметные результаты:
-сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края;
-овладение навыками в восприятии, анализе, оценке произведений искусства;
-знание видов художественной деятельности;
-знание видов и жанров искусства;
-применение художественных умений, знаний, и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
-способность использовать в творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
Хорошим средством подведения итогов деятельности является реализация различных коллективно-творческих проектов, где каждый воспитанник находит себе дело по душе. Итоговые работы выполняются обучающимися к концу каждого полугодия.
Формы подведения итогов:
- Составление альбома лучших работ.
- Представление портфолио учащихся
3. Участие детей в традиционных школьных мероприятиях в рамках плана воспитательной работы школы.
4. Участие в конкурсах различного уровня:
а) школьные;
б) муниципальные
в) региональные
г) федеральные и международные
Способы фиксации результатов
1.Проведение аттестации учащихся в начале, середине и конце года.
2.Составление диагностической карты «Оценка результатов освоения программы».
С целью выявления уровней обученности предлагается следующая градация:
I уровень – репродуктивный с помощью педагога;
II уровень – репродуктивный без помощи педагога;
III уровень – продуктивный;
IV уровень – творческий.
Педагогический контроль знаний, умений и навыков учащихся осуществляется в несколько этапов :
I. Промежуточный контроль.
- Тестовый контроль, представляющий собой проверку репродуктивного уровня усвоения теоретических знаний с использованием карточек-заданий по темам изучаемого курса.
- Фронтальная и индивидуальная беседа.
- Выполнение дифференцированных практических заданий различных уровней сложности.
- Решение кроссвордов.
- Игровые формы контроля.
II. Итоговый контроль
Итоговый контроль проводится по сумме показателей за всё время обучения в творческом объединении, а также предусматривает выполнение творческой работы по собственным эскизам с использованием различных материалов. Конечным результатом выполнения программы предполагается выход учащихся на III – IV уровни обученности; участие в выставках, смотрах и конкурсах различных уровней.
Точному и однозначно количественному измерению поддаются далеко не все знания и умения, не во всех областях общественной практики. Развитие эмоционально-ценностного восприятия личности можно определять только как рост личного отношения от эмоционального восприятия к интересу, готовности к реагированию, к усвоению ценностных ориентаций до уровня их активного выражения в поведенческих проявлениях личности в тех или иных ситуациях.
Одним из направлений по определению качественных показателей результата образования личности можно считать «результат-комплекс»: знаний, фонда личностных коммуникативных умений, сформированности мотивов обучения и деятельности, личностных социальных приобретений, системы ценностей. Педагог подбирает или разрабатывает сам соответствующий оценочный инструментарий по каждому показателю «результата – комплекса» и делает обобщающее заключение, также используются формы промежуточной и конечной самодиагностики детей. В листах-картах самоанализа дети сами заполняют уровень своих достижений, приобретенные умения, позиции, эмоциональное состояние, характер выполненных работ или действий, состояние здоровья, отношений со взрослыми, сверстниками. Так стимулируется становление самосознания, саморазвития, устанавливается способность к рефлексии.
Информационная справка об особенностях реализации УТП
Общий срок реализации исходной программы (количество лет) | 2 года |
Год обучения (первый, второй и т.д.) | первый |
Возраст обучающихся | 7-8 лет |
Количество обучающихся в группе в текущем учебном году | 15 |
Количество часов в неделю | 1 |
Общее количество часов в год | 38 |
Прогнозируемые результаты
Обучаемые первого года обучения
Должны знать: -
- виды изобразительного искусства и его роль в жизни человека;
- названия основных и составных цветов;
- понимать значение терминов: краски, палитра, композиция, художник, линия, орнамент; аппликация, симметрия, асимметрия, композиция, силуэт, пятно, роспись;
- основы изображения пространства (уменьшение объектов при удалении);
- изобразительные основы декоративных элементов;
- материалы и технические приёмы оформления;
- названия инструментов, приспособлений.
Должны уметь:
- пользоваться инструментами: карандашами, кистью, палитрой;
- полностью использовать площадь листа, крупно изображать предметы;
- подбирать краски в соответствии с настроением рисунка;
- владеть основными навыками использования красного, жёлтого, синего цветов их смешением;
- моделировать художественно выразительные формы геометрических и растительных форм; - создавать объемные композиций из бумаги;
- - применять творческий опыт в практической работе по оформлению класса, школы, созданию декоративных изделий из доступных материалов, участвуя в эстетическом преобразовании среды
Отражение в УТП особенностей текущего учебного года:
- памятные даты: организация школьных тематических выставок – «День учителя», «Поздравляем маму», «Новый год», «Знакомые и незнакомые зверята», выставки рисунков к празднику «День открытых дверей».
- крупные мероприятия учреждения: оформление школьного стенда «Воспитательное пространство группы продленного дня», участие в оформлении школы к празднованию Нового года, 8 Марта и другое.
- участие в муниципальных конкурсах, фестивалях, акциях (фестиваль «Калейдоскоп культур», «Палитра безопасности», «Внимание – тонкий лёд!», «Пасха Красная» «Щедрый вечер», «Радуга детства» и другие.
- участие в общероссийских и международных конкурсах и фестивалях различной направленности.
Учебно-тематический план[1]1
первый год обучения
Содержание программы 1 года обучения
1.Вводное занятие (1час)
Правила техники безопасности и санитарногигиенические требования на занятиях по изобразительной деятельности и декоративно-прикладному творчеству. Организация рабочего места. Знакомство с королевой Кисточкой. Цель и задачи объединения. Режим работы. План занятий. Инструменты и материалы, необходимые для работы.
2.Что мы можем увидеть в геометрических формах (17 часов)
2.1.Реальность и фантазия. Слушаем и рисуем сказку. 1 ч.
Реальность и фантазия, или как маленькая девочка может превратиться в непослушного зайчонка. Слушаем и рисуем сказку.
Задача - показать детям на основе совместного с ними анализа сказки Эллен Нийт «Папа, я и зайчонок» процессы и механизмы превращения образов реальности в сказочные за счет диссоциации, ассоциации и перекомбинации: девочка - зайчонок, мама - зайчиха. Сделать упор на точку зрения персонажей, постараться увидеть события глазами зайки или маленькой девочки. Анализ сопровождается рисунками, которые непосредственно на уроке выполняют педагог, дети (возможна коллективная работа). Демонстрируются фотографии реальных объектов (кролик, мышь, капуста, роза, медведь, волк) и их преобразованных средствами искусства изображений. Возможна инсценировка по ходу прочтения сказки.
Материалы: гуашь, фломастеры, мелки, пластилин, большие
листы бумаги.
2.2. Фантазия в мире реальности, или как чувствуют себя сказочные существа в реальном мире. 1 ч.
Занятие проходит в форме беседы со всеми детьми, в результате чего появляются новые варианты сказок или историй на основе перекомбинации традиционных образов и перенесения их в условия обыденной реальности. Педагог выступает в роли «провокатора» развития сюжета (рамки сюжета), «редактора» (отбор предлагаемого материала) и «летописца» ( фиксация основных сюжетных линий ). Возможен вариант оформления новой сказки иллюстрациями детей (например в виде комиксов ), либо электронный вариант изображения.
Материалы: любые изобразительные средства – от карандаша до гуаши, бумага. В электронном варианте – оснащение компьютера нужной программой.
2.3.Точка (зерно) как символ рождения мира. 1ч.
В древности точка символизировала Центр, Первопричину, Место, откуда все происходит и куда всё возвращается. В развёрнутом виде это описано в «Бесконечной книге» М. Энде. Прочтение отрывка рождает очень богатое смысловое поле для воображения. Каждый ребёнок превращается в героя книги – Бастиана и по собственному желанию создаст из песчинки-зерна и темноты фантастический лес. Ведущая мысль – идея трансформации.
Материалы: бумага чёрного цвета в качестве фона, мелки, гуашь, цветная бумага, конфетти; возможна техника граттажа.
2.4.Сказка из цветного песка (точка-пятно, динамика и статика множества точек). 1ч.
С точки зрения образности лучше всего эта идея раскрывается в технике пуантилизма (живописная манера письма раздельными мазками правильной формы в виде точек или квадратиков). Возможен вариант картины из песка или просеянных и окрашенных опилок. В качестве литературной основы можно использовать образ сказочной пустыни Гоаб из «Бесконечной книги» М. Энде.Технику изображения можно посмотреть в презентации медиаматериалов, используемых для данной программы, где познакомиться с художниками, работающими в этой технике.
Материалы: предпочтительны цветные фоны, которые обеспечат цветовую гармонию, но возможен и вариант с белым листом бумаги формата А4 или меньше, гуашь или акварель, эскиз.
2.5.Линия и изменчивое множество. 1ч.
Идея динамичного изменчивого множества созвучна миру линий. Определённость и характерность открытой и замкнутой линий – главная идея живописного или графического задания для детей. Отрывок из «Бесконечной книги» М. Энде, в котором изображена битва, можно рекомендовать в виде образной и литературной основы практической работы. Возможны варианты индивидуальной и коллективной работы.
Материалы. Тушь или карандаш, гуашь, бумага формата А4 .
2.6.Мореплаватели туманного моря, или сказка сплетения линий. 1 ч.
Волнистая линия – древний символ воды. Своеобразный магический танец волны, плетение вод соотносятся с мифопоэтическими образами огня, ткачества, плетения, всеобщей связи. Среди народных игр встречаются игры, которые своим графическим рисунком воспроизводят плетение как древний ритуал установления связей. Изобразительный ряд занятия может лежать и в области реалистического изображения воды, огня, и в области условно-символического мира орнамента, и в области аллегории – Сказочный Плетеный город (Искал) из «Бесконечной книги» М. Энде сплетён из самых древних волнистых линий, символизирующих бег воды. После прочтения отрывка вполне уместна пантомима: дети рисуют плавные параллельные линии по горизонтали двумя руками одновременно ( в каждой руке мелок или карандаш разного цвета или несколько карандашей, связанных в «обойму». Красивый эффект даёт смешанная техника (восковые мелки для линий, акварель для заполнения промежутков).
Материалы. Восковые мелки или акварель, тушь, перо, карандаши, фломастеры, бумага формата А3, А2.
2.7.Суровая музыка прямоугольных очертаний. 1 ч.
Волнистая линия ещё в древности могла приобретать более регулярные прямоугольные очертания меандра. Со временем сама форма породила новые смыслы в связи со своей жёсткостью (вспомним зубцы крепостной стены). На этом занятии необходимо обыграть идею образной выразительности различных линий. Можно предложить работу по трафарету с последующим заполнением промежутков цветом.
Материалы. Трафарет из картона, гуашь, бумага.
2.8. Острые вершины ломаной линии. 1ч.
Главная цель этого занятия – дать почувствовать изначальную образную выразительность линий разных конфигураций. В качестве словесного эквивалента может быть использован отрывок «Горы судьбы» из «Бесконечной книги» М. Энде, отрывок с описанием Огненной горы Ородруина и дворца Снежной королевы из «Властелина колец» Дж. Р. Р. Толкиена. Образности первого произведения соответствует техника работы тушью и пером (острота контраста белого пространства листа и чёрной линии, острота самого инструмента работы). Для воплощения образов второго произведения можно предложить технику воскографии.
Материалы. Тушь, перо и свеча или восковые мелки, акварель.
2.9. Кусты, барашки и облака, или пряничный домик. 1ч.
Рисование спиралевидной линией. Успокаивающая, баюкающая вязь спиралевидной линии может существовать в исконно мягких предметах (облака, шерсть), а также придавать «мягкость» любой конструкции, например схеме дома, где соединяются треугольник и прямоугольник. Занятие можно построить, предложив детям преобразовать заданные жёсткие конструкции в нечто прямо противоположное (схему дома преобразовать в пряничный домик, полукруги – в лес или морскую пену и т.д.). Подходящей техникой является работа восковыми мелками с последующей заливкой фона акварелью.
Материалы. Восковые мелки, акварель, формат бумаги А4, карандаши, фломастеры.
2.10. В лабиринте линий. 1ч.
Занятие в форме игры, в ходе которой ребёнок может почувствовать связь слова и линии с траекторией своего движения. Попытаться с завязанными глазами пройти под руководством своего напарника, подчиняясь его словесным указаниям, по лабиринту из кеглей, стульев и т. д. Объединяем слова и движения руки, звук и линию, ритмические движения тела и линии краски, растекающейся по листу. Варианты творческих заданий: как растечётся клякса жидкой краски или туши по листу под действием ритмических движений рук ребёнка, который держит бумагу; как краска ляжет на бумагу, предварительно закрашенную восковыми мелками.
Материалы. Тушь (чёрная или цветная), восковые мелки, бумага большого формата для упражнений на ритмику и маленького формата для музыкального и словесного диктантов.
2.11. Круг, треугольник, квадрат (прямоугольник) – что мы можем увидеть в каждой из этих фигур и в их сочетании.1 ч.
Игра-угадайка : на что похож красный круг, синий (голубой) треугольник. Что обозначают разные комбинации этих фигур – круга, треугольника, квадрата? Учитель выкладывает на доске ряд картинок-загадок – дом с солнцем, пейзаж с горой и солнцем, детская площадка с грибком и мячом. Затем дети сами придумывают свои варианты, а другие дети отгадывают. В конце занятия каждый изображает на бумаге свой вариант загадки (может быть серия рисунков) или создаёт коллаж.
Материалы. Фломастеры, карандаши, бумага или квадраты, круги и треугольники из цветной бумаги, клей.
2.12. «Семейный портрет» из геометрических фигур.1ч.
Психогеометрический тест: из пяти фигур ( квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, зигзаг), нарисованных на доске, ребёнок должен выбрать одну, по отношению к которой он мог бы сказать: «Это – я!» Остальные формы выстраиваются в порядке предпочтения. Далее можно попросить ребёнка объяснить свой выбор или дать краткую шутливую характеристику каждой из выбранных фигур. Краткий пересказ рассказа Р. Брэтбери «И всё-таки он наш» о рождении в семье ребёнка в форме пирамидки и о трудном выборе его родителей, которые ради своего ребёнка перешли в иное измерение и превратились в шар и призму, создаёт необходимый мостик между абстрактными формами и образным представлением ребёнка о человеке. Каждому ребёнку можно предложить выбрать любую геометрическую фигуру, цвет и композиционное решение для изображения собственной семьи. Перед работой рассматривание репродукций картин художников абстракционистов.
Материалы. Карандаши, фломастеры, мелки, альбомные листы бумаги.
2.13. Следствие ведут знатоки, или как можно одновременно улыбаться и хмуриться. 1ч.
Игра в сыщиков, составляющих фоторобот злоумышленника (мячика, разбившего окно) по словесному описанию свидетелей. Для четырёх портретов (круги красного, зелёного, фиолетового и чёрного цветов) соответственно характеру подбираются нос, глаза, рот, брови, а затем обсуждается полученный результат ( весёлое, кислое, злое или более сложное выражение лица). Затем следует совместный или индивидуальный выбор и зарисовка двух противоположных по характеру портретов. (Аппликация). На занятии возможна и игра по составлению фоторобота по описанию, с помощью использования специальной компьютерной программы.
Материалы. Цветные карандаши, фломастеры, мелки или цветная бумага, клей и набор шаблонов.
2.14. Могут ли предметы вести беседу или говорящие фрукты. 1ч.
Близкие по геометрической форме предметы рассматриваются сначала по отдельности, а затем в различных композиционных сочетаниях, которые соответствуют состоянию диалога, ссоры, примирения, отчуждения. В соответствии с характером взаимоотношений в натюрморте можно изменять цвет фруктов и фона. Приветствуется «оживление» предметов (чаще всего эта идея возникает у самих детей). Возможен показ медиа-презентации с жанром «натюрморт».
Материалы. Гуашь или цветные карандаши, фломастеры, цветная бумага.
2.15. Конечная бесконечность окружности.1 ч.
Перед детьми задача, которую должна была решить Алиса в Стране чудес из сказки Л. Кэрролла: где у круглого гриба одна сторона, а где другая?
Описание сказочного талисмана «Аурина» из «Бесконечной книги» очень наглядно и эмоционально вводит ребёнка в древнюю символику круга и окружности. Дополнить разговор можно впечатлениями и ассоциациями на тему круга и его «жизни» в быту (кольцо, ожерелье, круг костра, хоровод, каравай, круг друзей и т. д.). Предложить детям нарисовать «Аурин» или сделать его макет.
Материалы. Бумага, гуашь или нетрадиционные материалы.
2.16. Ковёр Царевны-лягушки, или целый мир в квадрате. 1ч.
Квадрат – символ земли: от конкретного поля до образа мироздания с центром, обозначенным мировым древом, и ориентацией по четырём сторонам света, где живут ветра, стихии (огонь, вода, земля, воздух), божества времён года, частей суток. Предложить детям создать свой фантастический ковёр с древней картиной мира или сложить мозаику из отдельных кусочков (коллективная работа).
Материалы. Гуашь, кисть, белая бумага большого формата или кусочки цветной бумаги.
2.17. Треугольник, или мир горы.1ч.
Гора в сказках. Детям предлагается нарисовать мир горы, где на вершине, среди облаков, будет шуметь густой и непроходимый лес, а в глубоких пещерах будут трудиться гномы, спать огнедышащие драконы, покоиться сокровища, мечи-кладенцы, лампы Алладина и т.д. Работа может быть индивидуальной или коллективной. Рисование может сопровождаться сочинением сказки. Сказку дети могут сочинить и на основе нескольких рисунков.
Материалы. Карандаши, мелки, фломастеры и др. сухие красящие материалы.
3. Символика цвета (13часа)
3.1. «Летопись Кляксы». 1ч.
Забавная сказка чешского поэта В.Незвала очень точно воспроизводит древние представления наших предков о цветовой символике мира, где белый цвет был символом неба, красный – жизни, чёрный – земли и подземного мира. Коллективная или индивидуальная форма работы, связанная с изображением фантастического мира.
Материалы.Тушь или акварель, кисть, фломастеры, карандаши, бумага.
3.2. Хеппенинг, или что произойдёт? 1ч.
Предлагается выполнить ряд заданий в технике пятнографии (кляксографии) разными способами (монотипия, «марсианские каналы» и тушь, раздувание клякс, использование нитей для печати, случайные заливки, и т. п.)
Материалы: Гуашь, тушь, акварель, восковые мелки или свечи, фломастеры, карандаши, бумага.
3.3. Цвет и наши ощущения. 1ч.
Ощущения цвета: температурные, пространственные, весовые, акустические. Разные эмоции от ощущения цвета.
Форма разговора об этом: игра, с заранее заготовленными карточками, опытно-экспериментальная работа по смешиванию гуаши, поиск ощущений в произведениях художников, анализ цветовой гаммы одежды или окружающих предметов. В занятии использование репродукций картин русских художников .
Материалы. Гуашь, цветная бумага.
3.4. Какого цвета звуки? Жёлтая сказка. 1ч.
В начале занятия Игра-эксперимент: 6 квадратиков бумаги разного цвета предлагается надписать гласными и объяснить свой выбор.
Затем фантазии на тему жёлтого цвета. Возможна коллективная работа
Материалы. Карандаши, фломастеры, восковые мелки, сухая пастель, бумага.
3.5. Цвет и движение. Синяя сказка. 1ч.
Древняя символика. Чтение сказки И. Зиедониса «Синяя сказка». Можно предложить условно воспроизвести древний ритуал, сыграв в игру, в которой одни показывают пантомиму, другие отгадывают, какой цвет зашифрован в движениях. Импровизационное изображение танца-фантазии с голубыми лентами.
Материалы. Карандаши, фломастеры, восковые мелки или сухая пастель всех оттенков сине-голубого или фиолетового цветов.
3.6. Какого цвета наши чувства? Красная сказка.1ч.
Заполнение небольшой анкеты, связанной с пониманием чувств в ассоциациях с цветом. Выявление общности и различий. Можно связать с древними традициями.
«Красная сказка» И.Зиедониса даёт детям более доступные ассоциации.
Самостоятельный выбор сюжета для рисунка. Можно предложить нарисовать танец огня.
Материалы. Карандаши, фломастеры, мелки красно-жёлто-оранжевых цветов, бумага.
3.7. Определи свой цвет. Зелёная сказка. 1ч.
Тест с карточками, по разложению предпочтений. Погружение в царство зелёного цвета. Рисование иллюстраций к произведению И. Зиедониса «Зелёная сказка» или свободная импровизация на тему леса.
Материалы. Карандаши, фломастеры, мелки, пастель оттенков зелёного цвета, бумага.
3.8.Роль ахроматического цвета, или монолог серого. 1ч.
«Серая сказка» И. Зиедониса, построенная в виде монолога серого цвета, в образной форме раскрывает роль серого, как необходимой паузы, тишины.
Сказка – раскрытие темы, ряд зрительных образов, букет творческих заданий из которых дети могут выбрать что-то близкое себе.
Техника разная – от эскизов до коллажа.
Материалы: гуашь, кисть, бумага или цветная бумага, клей, ножницы.
3.9. Начало начал или белая сказка.1 ч.
Белый цвет – цвет начала, абсолютной тишины, абсолютно ничто – предвестник рождения нового. Раскрытие сути мифа о сотворении мира из белого света и прочтение «Белой сказки» И.Зиедониса.
Рождение сказки из белого листа, лежащего перед каждым ребёнком.
Материалы: бумага и карандаши пастельных тонов (голубой, розовый, жёлтый); белый восковой мелок и акварель, клей.
3.10. Цвет и слово, или пишем цветные стихи. 1ч.
Подготовка к работе, настрой. Схема стихотворения: цвет, три предмета этого цвета, наши чувства (три слова), цвет. Для закрепления созданного образа и более полного его восприятия, необходимо создать зрительный эквивалент и проиллюстрировать стихи.
Материалы: карандаши, фломастеры, пастель, бумага.
3.11.Радуга или цветные нити жизни.1 ч.
Рассказ о значении радуги в мифологии, символ радуги в жизни человека.
Песня-радуга в книге писательницы Л.-Л. Миккола «Анни Маннинен».
2 варианта задания: рисование мира таким, как поёт о нём Маари, а затем помочь ей вспомнить радугу и сочинить новую радужную песню, но с реальным порядком спектра; или рисование своей песни или семицветного хоровода, или радужного наряда женщины, всей земли и т. п. .Техника: акварель по мокрому), на которой позднее сухой или восковой пастелью наносится пейзаж; или смешанная техника: восковые мелки, а затем акварельная заливка.
Материалы: бумага, акварель, восковые мелки, пастель.
3.12. Радужные ступени или дополнительный цвет.1ч.
Просмотр картин художников для рассмотрения того, как в живописи выстраиваются интересные гармонии и возникают образные решения на основе контрастных пар дополнительных цветов ( «Купание красного коня» К. Петрова-Водкина, картины М. Сарьяна, картины художников Югры.)
Творческое задание: нарисовать фантастический мир, используя только 2 краски, например: красно-зелёный мир.
Материалы. Гуашь, кисть, бумага.
3.13. Сказка превращений или как из трёх цветов сделать шесть. 1ч.
На основе приведённой схемы дети могут строить сказку превращений или мир творения. Всё зависит от фантазии учителя и его направления в работе.
Сочинять сказку можно группой из 5-7 человек или парами. Затем результаты работы каждого совмещаются, после чего сказку можно нарисовать, а рисунки соединить в единую раскладную панораму.
Материалы. Гуашь, акварель, кисть, пастель, бумага.
4. Выставочная деятельность, участие в конкурсах, экскурсии. 6ч.
Заранее точно спрогнозировать все эти виды деятельности не возможно. Можно лишь предполагать и планировать эту работу на месяц вперёд. Всё будет зависеть от предлагаемых действующих выставок в городе, которые можно было бы посетить, от тем и сроков предлагаемых конкурсов, в которых можно принять участие. Поэтому эта деятельность корректируется в определённых временных рамках.
5. Итоговое занятие (1час)
Организация выставки лучших работ учащихся. Обсуждение результатов выставки, подведение итогов, награждение.
Информационная справка об особенностях реализации УТП второй год обучения
Общий срок реализации исходной программы (количество лет) | 2 года |
Год обучения (первый, второй и т.д.) | второй |
Возраст обучающихся | 8-10 лет |
Количество обучающихся в группе в текущем учебном году | 15 |
Количество часов в неделю | 2 |
Общее количество часов в год | 102 |
Прогнозируемые результаты
Обучаемые второго года обучения
Должны знать:
- Основы цветоведения: знать о разнообразии цветовых решений, о связи цветового строя с содержанием искусства.
- Разнообразие возможных выразительных средств изображения.
- Значение понятий: живопись, графика, пейзаж, натюрморт, линейная и воздушная перспективы.
- Виды и жанры произведений изобразительного искусства.
- Свойства художественных материалов.
- Основные законы композиции.
Должны уметь:
- работать в определённой цветовой гамме;
- добиваться тональной и цветовой градации при передаче объёма предметов несложной формы;
- передавать пространственные планы способом загораживания и цветовоздушной перспективы;
- сознательно выбирать средства выражения своего замысла;
- решать художественно творческие задачи, пользуясь эскизом;
- решать творческие задачи на уровне импровизаций;
- создавать творческие работы на основе собственного замысла;
- применять творческий опыт в практической работе по оформлению класса, школы, созданию декоративных изделий из доступных материалов, участвуя в эстетическом преобразовании среды.
Отражение в УТП особенностей текущего учебного года:
- памятные даты: организация школьных тематических выставок – «День учителя», «Поздравляем маму», «Новый год», выставки рисунков к празднику «День открытых дверей» «День Победы».
- крупные мероприятия учреждения: оформление школьного стенда, участие в оформлении школы к празднованию Нового года, 8 Марта и другое.
- участие в муниципальных конкурсах, фестивалях, акциях (фестиваль «Калейдоскоп культур», «Палитра безопасности», «Внимание – тонкий лёд!», «Пасха Красная» «Щедрый вечер», «Радуга детства» и другие.
- участие в общероссийских и международных конкурсах и фестивалях различной направленности.
Учебно-тематический план[2]1
Второй год обучения
№ п/п | Раздел, тема | Количество часов | ||
Теоретическая часть | Практическая часть | Всего часов | ||
1. | Вводное занятие | 2 | 2 | |
2. | Чёрное и белое или бином фантазии. | 13 | 38 | 51 |
2.1. | Бинарная структура мира. | 2 | 8 | 10 |
2.2. | Чёрное и белое, или свет и тьма. | 2 | 7 | 9 |
2.3. | Верх и низ, или поиграем в игру Алисы из Зазеркалья. | 2 | 3 | 5 |
2.4. | Левое и правое, или мир зазеркалья. | 1 | 2 | 3 |
2.5. | Огонь и вода – бесконечная изменчивость и неизменность. | 1 | 4 | 5 |
2.6. | Зима – лето. | 2 | 5 | 7 |
2.7. | Круговорот жизни и смерти. Композиция по русским народным сказкам. | 1 | 5 | 6 |
2.8. | Бином фантазии. | 2 | 4 | 6 |
3. | Первообразы | 6 | 21 | 27 |
3.1. | Мировое дерево | 2 | 4 | 6 |
3.2. | Дорога, или путь к самому себе. Мотив дороги в сказках и загадках. | 1 | 5 | 6 |
3.3. | Тень, знай своё место! | 1 | 7 | 8 |
3.4. | Мудрый старик. Рисуем старичков по сказкам (старичок Лесовичок, доктор Айболит) | 1 | 3 | 4 |
3.5 | Богиня – мать. Создаем образ Земли - Матери. | 1 | 2 | 3 |
4. | Выставочная деятельность, участие в конкурсах | 20 | 20 | |
5. | Итоговое занятие | 2 | 1 | |
Всего | 23 | 79 | 102 |
Содержание программы 2 года обучения
1. Вводное занятие .2час.
Правила техники безопасности и санитарногигиенические требования на занятиях по изобразительной деятельности и декоративно-прикладному творчеству. Организация рабочего места. Знакомство с королевой Кисточкой. Цель и задачи объединения. Режим работы. План занятий. Инструменты и материалы, необходимые для работы.
2. Чёрное и белое или бином фантазии. 51 ч.
2.1. Бинарная структура мира.10 ч.
Бинарная структура мира. Полярность в классификации цвета. Русская народная игра «Холодно – горячо». После игры легко назвать явления природы, связанные с понятиями тепла и холода. Задание нарисовать композицию тёплыми или холодными красками тематически очень разнообразно. «Ветка рябины», «Осень», «Грустный дождик», «Астры».
Материалы. Гуашь, акварель, карандаши, пастель, мелки, фломастеры, бумага.
2.2. Чёрное и белое, или свет и тьма. 9ч.
Осмысление понятий в понимании народов разных вер и культур.
Задания на осмысление отношений белое – чёрное могут быть самыми разными. Можно выполнить коллективную композицию
На тему «Единый мир» на основе древнекитайского символа инь-ян. В результате получится своеобразная мозаика, фрагментами которой станут индивидуальные композиции детей на темы белого-дневного-светлого и чёрного-ночного-тёмного мира. Изучение символики славянских узоров, выполнение орнаментов в круге, в полосе. Изучение узоров народов ханты и манси. Выполнение гравюры на картоне (граттаж).
Материалы. Гуашь или акварель белого и чёрного цветов, бумага, картон, свечи.
2.3. Верх и низ, или поиграем в игру Алисы из Зазеркалья. 5ч.
Мифология. Понятие верха и низа в жизни человека.
Игра в Алису из Зазеркалья, после чего сочинение своей графической загадки и представление её всем. Рисование мира с высоты птичьего полёта, мира в чашке чая, мира облаков, потолка деревенской избы. Возможно создание в рисунке и мифологической картины мира.
Материалы. Любые, в зависимости от задания. Возможно выполнение работы в электронном варианте.
2.4. Левое и правое, или мир зазеркалья. 3 ч.
Связь со сказками и мифами. Слова, фразы, изображения-перевёртыши. Любой текст может быть воплощён средствами ИЗО в виде серии графических работ. Рисуем бабочку, применив приём нестандартного рисования-монотипией.
Материалы. Карандаши и фломастеры, гуашь, бумага.
2.5. Огонь и вода – бесконечная изменчивость и неизменность. 5ч.
В основе значения слов «огонь» и «вода» лежат понятия вселенной, гармонии, рождения, жизни и смерти. Общее и разное в этих образах, отражающееся в мифологии. Связь образа птицы с образом огня в загадках. Изображение образов огня и воды.
Материалы. Гуашь, акварель, карандаши, пастель, мелки, фломастеры, бумага.
2.6. Зима – лето. 7ч.
Оппозиции, связанные с календарём, с культурой древней символики, устным народным творчеством, народными приметами.
Занятие можно провести как игру-представление. Предложить детям нарисовать иллюстрации к загадкам, сказке «Двенадцать месяцев», создать коллективное панно «Чудо-дерево», соединяющее все времена года.
Изучение темы можно завершить творческим конкурсом «Защита времён года», в котором 4 команды должны доказать, что выбранное ими время года лучше.
Материалы. Гуашь, акварель, карандаши, мелки, фломастеры, бумага.
2.7. Круговорот жизни и смерти.6ч.
Проблема жизни и смерти в литературе, сказках.
Обсуждение сказок «Царевна-Лягушка», «Марья Моревна» и создание к ним иллюстраций о смерти Кощея Бессмертного. Композиция (старость - молодость), (жених- невеста).
Материалы. Гуашь, акварель, карандаши, мелки, фломастеры, бумага.
2.8. Бином фантазии. 6ч.
Игра, в которой вписываются случайные прилагательные в заранее заготовленный текст с пробелами и др. варианты. Результатом может стать схема рассказа или сказки (с последующей литературной обработкой) и серия рисунков по типу комиксов. Используем нестандартные приёмы изобразительной деятельности – рисование ватными палочками, мятой бумагой, отпечатками, монотипией, набрызгом.
Материалы. Гуашь, акварель, карандаши, мелки, фломастеры, бумага.
3. Первообразы. 27 ч.
3.1 . Мировое дерево (космическое). 6ч.
Философский смысл дерева мира. Образ дерева в художественной литературе.
Творческим заданием по этой теме может стать изображение любого мифологического или литературного образа: Дерево-мир, Дерево-земля, Дерево-время, Дерево-человек. Возможна работа по группам. Ствол, корни, ветки. По этим зонам распределяем животный мир, птиц, насекомых.
Материалы. Гуашь, кисть, бумага большого формата.
3.2. Дорога или путь к самому себе. 6 ч.
Дорога является горизонтальной проекцией Мирового дерева. Она связывает между собой все объекты, которые обозначили мифологическое пространство.
Мотив дороги в сказках, произведениях литературы, в загадках, в песнях, в произведениях художников (И. Левитан «Владимирка» , Алексей Саврасов «Распутица», «Зимняя дорога».
Составление карты-дороги-путешествия по разным сказкам. Придумать игры, препятствия, испытания и включить их в изображение.
Коллективная и индивидуальная работа.
Материалы. Карандаши, фломастеры, ватман.
3.3. Тень, знай своё место. 8ч.
Роль тени и её понимание в древности, фольклоре, сказках.
Эксперименты с тенями от 1 или 2 источников света. Теневой театр. Изготовление персонажей сказок из картона. Коллективная работа
Зарисовки и иллюстрации к сказке Г.-Х.Андерсена «Тень».
Материалы: карандаши, тушь, линогравюра, граттаж, картон.
3.4. Мудрый старик (старуха). 4ч.
Занятие лучше строить не на одном произведении, а на сравнении одного и того же образа во многих произведениях (соответственно возрасту детей).
Нужно предложить детям вспомнить и подобрать живописные произведения, в которых запечатлён образ мудрого старца. Возможно, наиболее близки к этому образу «Автопортрет» Леонардо да Винчи и «Автопортрет» Рембрандта. Затем дети осуществляют собственные творческие идеи. Рисуем старичков по сказкам (старичок Лесовичок, доктор Айболит, Король- олень)
Материалы: любые, по выбору детей.
3.5. Богиня-мать.3ч.
Тема материнства в позициях мифологии, различных культур мира, в детской литературе, народном фольклоре .Связь образа с Землёй, Природой, Богиней.
Работу связать с иллюстрированием колыбельных.
Материалы: любые, по выбору ребёнка.
4. Выставочная деятельность, участие в конкурсах, экскурсии. 20ч.
Заранее точно спрогнозировать все эти виды деятельности не возможно. Можно лишь предполагать и планировать эту работу на месяц вперёд. Всё будет зависеть от предлагаемых действующих выставок в городе, которые можно было бы посетить, от тем и сроков предлагаемых конкурсов, в которых можно принять участие. Поэтому эта деятельность корректируется в определённых временных рамках.
Материалы: любые, по выбору детей.
5. Итоговое занятие (2час)
Организация выставки лучших работ учащихся. Обсуждение результатов выставки, подведение итогов, награждение.
Список использованной литературы
- Банников В.Н., О.И. Петрук. «Изобразительное искусство в национальной школе». Ханты-Мансийск, 2009 г.
- Барри Дж. Питер Пэн (любое издание ).
- Брэдбери Р. И всё-таки он наш…//Время – вот твой полёт: Рассказы. – М., 1991 (см. также любой другой сборник рассказов Р.Брэдбери).
- Зиедонис И. Разные и проказные сказки. – Рига, 1988.
- Кастерман Ж. Живопись. Рисуй и самовыражайся. – М., 2002.
- Колякина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества. Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2002.
- Копцева Т.А. «Природа и художник». Методическое пособие для учителя. Москва, 2008 г
- Ле Гуин У. Волшебник Земноморья: Фантастическая трилогия (любое издание).
- Линдгрен А. Братья Львиное Сердце. Калле Блумквист и Расмус (любое издание).
- Линдгрен А. Мио, мой Мио (любое издание).
- Любимова Т.Т. Учить не только мыслить, но и чувствовать. – Чебоксары, 1994.
- Маковский М.М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских странах: Образ мира и миры образов. – М., 1996.
- Медкова Е.С. «Утро художника», «Программы дополнительного художественного образования детей», Москва, «Просвещение», 2007 г/
- Мифы народов мира: Энциклопедический словарь. – М., 1980.
- Мудрость народная: Жизнь человека в русском фольклоре. Детство. Отрочество. – М., 1994.
- Нийт Э. Папа, я и зайчонок. – Таллин, 1982.
- Никитин Б. Развивающие игры. – М., 1995.
- Претте М.-К., Капальдо А. Творчество и выражение: Курс художественного воспитания. – М., 1981.
- Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – СПб., 1996.
- Русский фольклор, - М., 1985.
- Скандинавские сказания. - М., 1988.
- Толкин (Толкиен) Дж.Р.Р. Хоббит (любое издание).
- Энде М. Бесконечная книга (любое издание).
- Юдин А.В. Русская традиционная народная духовность. – М., 1994.
[1]1 УТП для данного года обучения.
[2]1 УТП для данного года обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления по теме: «Занимательная информатика. Юный художник» 2012 г (1 класс)
Опоздание с развитием мышления — это опоздание навсегда. Поэтому для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, спо...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Смотрю на мир глазами художника"
Рабочая программа (модифицированная) по внеурочной деятельности "Смотрю на мир глазами художника" (УМК "Перстективная начальная школа")...
Дополнительные авторские программы художественно - эстетической направленности: «ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЯЗЫК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА», «СМОТРЮ НА МИР ГЛАЗАМИ ХУДОЖНИКА», «ВОЛШЕБНЫЕ СЕКРЕТЫ ХУДОЖНИКА», «В МИРЕ ХУДОЖНИКА - СКАЗОЧНИКА».
Хочу вашему вниманию представить мною разработанные 4 программы.Авторская программа«ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЯЗЫК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»Авторская программа«СМОТРЮ НА МИР ГЛАЗАМИ ХУДОЖНИКА»Авторская п...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЛЬНОСТИ "Смотрю на мир глазами художника"
Настоящая программа составлена на основании Примерной программы внеурочной деятельности художественно-эстетического направления «Смотр...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА "СМОТРЮ НА МИР ГЛАЗАМИ ХУДОЖНИКА"
Программа разработана на основе авторской программы Е.И. Коротеевой «Примерные программы внеурочной деятельности» Под редакцией В.А. Горского Москва «Просвещение» 2011 г. В процессе о...
Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка "Юный художник".
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-4 классов....
ИВАН КОСТАНТИНОВИЧ АЙВАЗОВСКИЙ. Художник-маринист, художник-баталист, меценат, коллекционер.
Занятие посвящено 170-летию со дня рождения И.К. Айвазовского.Жизнь, творчество, картины...