Технологическая карта урока изобразительного искусства 4 класс
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему

Крючкова Ирина Васильевна

Технологическая карта урока изобразительного искусства по теме "Убранство русской избы" по программе Б. М. Неменского. 4 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока изобразительного искусства в 4 классе

Составлена учителем начальных классов Крючковой И. В.

МБОУ «Гимназия №8»

по программе Б. М. Неменского

Тема урока

 Убранство русской избы

Тип урока

Урок « открытия нового знания»

Цель

Создать условия для формирования представлений обучающихся о доме как целостной образной системе, как о микрокосме; способствовать расширению знания учащихся о мудром мироустроении,  укладе  жизни наших предков.

Задачи:

-образовательные:

-развивающие:

-воспитательные:

Способствовать формированию знаний обучающихся об идее целостности мира, выраженной через символическую трехчастность ( космос- небо, земля, подводный мир), о всеобщности, космичности народного искусства; об устроении русской избы и ее декоративном убранстве; познакомить с символическими образами-понятиями - конь-охлупень, полотенце, причелина, наличник и фронтон, лобовая доска; закрепить знания о солярных знаках.

Способствовать развитию образного мышления, фантазии, творческого воображения, навыков владения художественными материалами и средствами

Способствовать формированию у детей способности эмоционально-ценностного отношения к предметам материальной культуры своего народа, уважительного отношения к народному творчеству, к прошлому своих предков

Планируемые результаты:    Предметные:

Личностные:

Метапредметные:

Обучающиеся научатся : Понимать и объяснять целостность образного строя традиционного крестьянского жилища, выраженного в его трёхчастной структуре и декоре.

Раскрывать символическое значение, содержательный смысл знаков-образов в декоративном убранстве избы.

Определять и характеризовать отдельные детали декоративного убранства избы как проявление конструктивной, декоративной и изобразительной деятельности.

Находить общее и различное в образном строе традиционного жилища разных народов.

Создавать эскизы декоративного убранства избы

Осваивать принципы декоративного обобщения в изображении.

Обучающиеся осознают включенность произведений крестьянского искусства в высокий порядок мира Природы и Космоса ;продолжится формирование коммуникативной компетенции, умение применять в общении со сверстниками навыки сотрудничества; формирование эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России.

Формирование умения самостоятельно определять цель своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи обучения, умение самостоятельно планировать пути достижения цели; принимать необходимые решения, умение осознанно действовать и осуществлять контроль соей деятельности, умение на основе сравнительного анализа делать обобщения, умение организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Основные понятия

Клеть, подклет, охлупень, доска-полотенце , доски-причелины, фронтон, наличники, лобовая доска

Межпредметные связи

История, музыка, литература

Ресурсы

Учебник Н. А. Горяева, О. В. Островская « Изобразительное искусство 5 класс» М. « Просвещение» 2012,Н. А. Горяева « Уроки изобразительного искусства» М. «Просвещение» 2012, Б. А. Рыбаков « Язычество Древней Руси» М.,1988, В. Паршуткин «Архаичная символика ведийских славян»м. 2012, проектор, презентация « Убранство русской избы», таблицы-схемы  с изображением строения русской избы; « Словарь терминов» обучающихся, карточки с заданиями

Методы и формы урока

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: фронтальная, индивидуальная

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Формируемые УУД

1.Организацион

ный

(этап мотивации).

Приветствую, проверяю готовность обучающихся к уроку.

Подвожу к формулировке темы и цели урока:

- Просмотрите, пожалуйста, слайды и попробуйте сформулировать тему урока.

Показ слайдов с изображением разных крестьянских изб.

Подвожу к более точной формулировки ответов детей.

-Прочитайте эпиграф к нашему уроку( Записан на доске, но был закрыт до определенного момента.)

-Выявите главное в эпиграфе.

- Как вы понимаете  выражение « с обдуманным мужицким вкусом и каждый со своим лицом»?

-Сформулируйте в связи с этим тему урока поточнее.

- Спасибо. Действительно, тема нашего урока «Убранство или украшение русской избы»

Самоорганизовываются, проверяют свою готовность к уроку.

Просматривают слайды под русскую народную мелодию.

Формулируют тему урока: «Русская изба»

Обучающие читают эпиграф: «Глаголем, кошелем и брусом
Дом строили с резным крыльцом
С обдуманным мужицким вкусом
И каждый со своим лицом»

                               В. Федотов

Рассуждения детей.

-Каждый дом неповторим, он « со своим лицом».

-Все дома украшены по-разному.

- Украшение русской избы.

Метапредметные  УУД:

регулятивные:

-осуществлять самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать;

коммуникативные:

формируются умения общаться с учителем, рассуждать,  выслушивать точку зрения другого и находиться в диалоге со сверстниками

Познавательные:

- действия исследования, поиска, отбора необходимой информации,

моделирование изучаемого материала;

- самостоятельная формулировка темы урока

Личностные УУД:

Мотивация к теме урока

2. Актуализация опорных знаний и умений.

- Мы уже с вами говорили об украшениях нашими предками древними знаками- символами различных предметов обихода .

-Что и для чего украшали наши предки?

- Как отразились в древних образах народного искусства поэтические представления наших предков  о земле, ее плодородии?

Вывешиваю на доску плакат с изображением солярных знаков.

Дети отвечают, высказывают свое мнение. Сообщают о солярных знаках, их значении, обобщают изученный на прошлых уроках материал.

Ответы обучающихся

Предметные УУД:

Использование изученной информации для подготовки к усвоению новых знаний, ее систематизация и обобщение

Метапредметные  УУД:

регулятивные:

-управление своей деятельностью, коррекция знаний;

коммуникативные:

-формировать умение доносить свою мысль, четко ее формулировать;

Познавательные:

Выполнение операций обобщения и систематизации

Личностные:

-выражать свое отношение к мировоззрению предков

3.Постановка учебной проблемы и задач. Планирование учебной деятельности

- Как строили избу?

-Для чего же нужно было ее украшать?

- Какие задач нам предстоит решить на сегодняшнем уроке?

- Для чего нам нужно говорить об этом на уроке? Пригодятся ли нам эти знания в дальнейшей жизни? Где мы их сможем применить? Чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

Записываю на доске задачи урока, сформулированные с помощью обучающихся:

1.Как строилась изба.                    ( Представления наших предков)

2. Декоративные элементы убранства избы. (Словарь терминов)

3. Самостоятельное украшение деталей избы (Составление композиции) по выбору

4.Самоанализ и  анализ получившихся работ

5.Рефлексия

Предположения обучающихся.

-Это и защита от темных сил и украшение.

Дети рассуждают, делают умозаключения, находят ответы на вопросы.

Личностные УУД:

-создание учебной мотивации, определение границ «знания» и «незнания»;

Метапредметные:

-познавательные: работа по построению задач урока (составление плана действий);

-коммуникативные: совершенствование речевой деятельности в создании четких формулировок

5.Открытие нового знания

Рассказываю о представлении  мироустроения нашими предками-славянами. Рассказ сопровождается показом слайдов презентации.

Постановка проблемного вопроса перед рассказом и показом:

-Прослушав мой рассказ и просмотрев слайды попробуйте определить, какой основополагающий принцип постройки и убранства дома, на что опирались наши предки к чему стремились. А поможет вам в этом поэтическая метафора: « Пахарь укладывал борозду к борозде- как причесывал, как укладывал волосок к волоску. Так кладется в избе бревно к бревну, плаха к плахе, в изгороди жердь к жерди, а сами избы выстраиваются в ритмический ряд над рекой или вдоль дороги- как стадо, вышедшее на водопой».

 Новая жизнь- новый дом. И строительство его спешки не терпит, всему свой черед и свой порядок, который установили деды и прадеды, нарушишь устой- не будет тебе житья в новом доме.

Древние славяне вкладывали глубочайший смысл в постройку дома, ведь человек при этом уподоблялся богам, создавшим Вечную Вселенную. Человек же строил свой мир, создавая из разрозненных частей на пустом месте что-то новое, чего не было в природе и что должно служить и оберегать весь род.

Как же представляли свой мир языческие славяне?. Они делили его на 3 части: верхний мир-ПРАВЬ, мир добра и богов, где хранятся запасы живой воды, неиссякаемый источник дождей- «хляби небесные». В хлябях небесных есть остров Ирий, где живут прародители всех птиц и зверей, туда улетают перелетные птицы, они же являются посланниками Правого мира. Средний мир- Явь.

- Догадайтесь, кто живет в этом мире?

- Верно, молодцы.

Нижний мир- НАВЬ, мир мертвых, ночная сторона, мир зла, тьмы.

Боялись наши предки чужих мертвых -навьих душ. Они прилетают в Живой мир человека,неся смерть и болезни. Напасть на человека они могут везде и отовсюду.

 Но есть  у человека надежная защита. Как вы думаете, какая?

 - Верно. Не зря говорят: « Мой дом - моя крепость». И для того, чтобы дом действительно был крепостью большое значение уделялось времени начла работ, выбору места строительства, подготовке строительных материалов; каждый этап строительства был подчинен особому ритуалу, корни которого- в преданиях наших далеких предков.

14 октября- праздник Покрова Святой Богородицы .К этому дню увозились с полей последние снопы, убирались овощи с огородов.  Покрова наступало время веселых игрищ и гуляний. Покров был непременной порой сельских свадеб.

- Узнайте ,по желанию, почему так называется праздник: Покрова Святой Богородицы»?

-Семьи на Руси были большие, патриархальные, под одной крышей собирались и отцы, и деды. И внуки.

- Как вы думаете, почему держались вместе?

-Действительно, скопом легче дом держать, в поле работать, на промысел ходить. А если приходила необходимость раздела ( изба становилась тесной для всех), отделяли младшего сына с молодой женой, старший продолжал род и принимал после отца семью. Младший создавал основы своего рода.

После Покровских праздников выбирали место под усадьбу, старались не оказаться на заброшенной старой дороге( ведь по ней, того и гляди, уйдут из дома достаток и жизнь), на месте, где раньше стояла баня, там, где был когда-то пожар, где случалась поломка и ли – всего хуже – пролилась кровь. Ясно же, что подобное может произойти только в « худом месте, где человеку лучше всего не находиться, а жить- и подавно!

После выбора участка молодой хозяин « очищал 2 его и освящал специальной символикой: опахивал участок по кругу ( круг – замкнутая линия)

-Символом чего он являлся?

-Верно. Внутри круга он обозначал квадрат усадьбы, делил крестообразной фигурой на четыре части. Потом глава дома отправлялся  « во вс четыре стороны2 и с каждой стороны приносил матерый камень-валун, эти камни клались под углы дома. Тысячелетиями обкатываемые льдами, обдуваемые ветрами, эти камни будут крепким основанием для нового дома.

- Итак ,дом построен .Рассмотрите, пожалуйста, эти два дома и сравните их: в чем схожесть и отличие?

На слайде демонстрируются изба северная и изба средней полосы России.

Работа с учебником.

-Как же представляли наши предки устройство дома, с чем связывали свои представления, как назывались декоративные элементы избы?. Все это вы узнаете из материала учебника. Откройте его на стр. 21 и самостоятельно изучите, выписывая новые термины и их значение в свой словарь. По окончании работы мы проверим полученные знания.

Слушают рассказ учителя и рассматривают слайды.

Дети рассуждают, делают выводы о том, что наши предки ощущали себя частью природы, окружающего мира и старались слиться с ним, не нарушая общей гармонии.

Дети слушают и вступают в диалог с учителем.

-Это мир людей и животных.

- Это его дом.

Желающие записывают задание в тетрадь.

Ответы детей..

- Символом солнца.

Рассматривают фотографии изб.

Проводят сравнительный анализ.  Делают выводы.

Самостоятельное изучение параграфа учебника и выписывание в словарь новых терминов.

Предметные УУД:

-Получение новых знаний

-Предметные и метапредметные действия с учебным материалом

Метапредметные:

-познавательные: работа с информацией, выполнение логических операций анализа, обобщения,сравнения

-коммуникативные: умение строить диалог с учителем и товарищами, умение рассуждать;

 Личностные:

- формировать бережное и уважительное отношение к культурно-историческому наследию страны.

6.Первичное закрепление полученных знаний

- Как части дома связывались у наших предков с небом, землей и подземным миром?

-Зачем люди украшали и продолжают украшать свои жилища?

Какие новые понятия вы выписали в словарь терминов?

Расскажите о каждом из них.

На моем столе карточки с дифференцированными заданиями: красный круг на карточке- задание повышенной сложности; с зеленым кругом- по материалам учебника и рассказу учителя( средний уровень); с желтым: простое, не требующее больших мыслительных операций( простой уровень).

Пр.: Украсьте избу, используя готовые декоративные элементы.

СР.: Расположите декоративные элементы убранства избы в нужном порядке и подпишите название каждого из них.

Пов.: Самостоятельно украсьте избу необходимыми декоративными элементами, используя солярные знаки,  и подпишите название каждого из них.

Ответы обучающихся.

Дают определения понятиям.

Самостоятельная индивидуальная работа.

Дети сами выбирают, какого уровня карточку им взять. Если задание выполнено быстро, берут карточку другого уровня.

Выполняют взаимопроверку, пользуясь материалом учебника. Оценивают работу товарища.

Предметные УУД:

-обобщение и систематизация полученных знаний; опыт предметной деятельности по применению нового знания; предметные действия с учебным материалом;

Личностные:

-определение границ «знания» и « незнания»; проявление личного интереса к предмету.

Метапредметные:

-регулятивные: управление своей деятельностью; контроль и коррекция; самостоятельность в выборе задания;

-коммуникативные: умение вступать в диалог с товарищем, доносить свои мысли, аргументы;

-познавательные: работа с учебными моделями, выполнение логических операций анализа, обобщения

7. Смена видов деятельности. Проведение физминутки.

Физминутка для глаз и для двигательной активности

Участвуют в проведении физминутки.

8.Применение

новых знаний.

- Переходим к следующей нашей задаче.

- Представь, что ты строишь дом для своей семьи и потому он должен быть украшен необычайно красиво. Прежде чем начинать работу, еще раз внимательно рассмотри облик избы, ее декоративные элементы.

-Подумай и реши, какую деталь дома  ты будешь украшать: причелину, полотенце, наличник и т.д. Украшая, смело вводи в свою композицию солярные знаки, обобщенные изображения животных.

 -Возможно, у тебя появилось желание выполнить другой вид работы, связанный с украшением избы?

Звучат фоном русские народные мелодии, красивая славянская напевная музыка.

Хожу по рядам, помогаю, советую, подбадриваю.

Самостоятельная индивидуальная работа под звуки славянских мотивов.

Личностные УУД:

-формировать  уважительное отношение к наследию предков; способствовать ощущению причастности к славянской культуре;

Метапредметные:

-регулятивные: управление своей деятельностью; контроль и коррекция, самостоятельность;

-познавательные: использование полученных знаний, их систематизация, обобщение;

Предметные:

- действия с учебным материалом

9.Заключительный этап. Рефлексия.

Самоанализ и анализ получившихся работ

- Проведем самоанализ и анализ получившихся работ. Помним о дружелюбии, объективности и чувстве такта по отношению к своим одноклассникам.

Дети выходят со своей работой к доске, вывешивают ее и проводят сначала самоанализ по плану, затем анализируют остальные дети

Самоанализ и анализ работ обучающимися по плану, данному на доске:

1.  Что тебе  хотелось показать в своей работе?

2. С чего начинал свою работу?

3. Какими средствами художественной выразительности  пользовался?

4. Что удалось?

5. Что вызвало затруднения и почему?

6. Какие ощущения и настроение остались после выполнения работы?

Отбор лучших работ для выставки.

Личностные:

-самоопределение: самооценка своей деятельности;

 Метапредметные:

-регулятивные: контроль и коррекция;

-коммуникативные: речевая деятельность, навыки сотрудничества;

-познавательные: выполнение операций анализа и сравнения

Предметные:

-обобщение и систематизация новых знаний

10. Домашнее задание

1.Найти в книгах, журналах, Интернете информацию о традиционных жилищах северных народов, народов Средней Азии, Закавказья. Постарайтесь увидеть и объяснить, что между ними общего и в чем различие.

2. По желанию: узнать из книг или Интернета о таких символах древних славян, как Лев, Грифон, Единорог, древо жизни. Что они означали? С чем связывались?

Проблемный вопрос: Почему эти символы, сохранившиеся до наших времен, встречаются и в христианских храмах и церквях, хотя церковь считает древних славян темными  язычниками?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Платок для мамы", 3 класс, (УМК "Изобразительное искусство", Б. М. Неменский)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВАТема урока «Платок для мамы»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования у учащи...

Технологическая карта урока изобразительного искусства «Старинное вышитое полотенце», 3 класс, УМК "Изобразительное искусство", автор Б.М. Неменский

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВАТема урока «Старинное вышитое полотенце»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования п...

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Музей в жизни в города", 3 класс (УМК "Изобразительное искусство" Б.М. Неменский)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВАТема урока: «Музеи в жизни города»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условия для формирования у обуча...

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Весенний пейзаж", 1 урок, 3 класс (УМК "Изобразительное искусство", Б.М. Неменский)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОТема урока: «Весенний пейзаж»Тип урока: открытие «нового» знанияЦель урока: создание условий для раскрытия творческого поте...

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Весенний пейзаж", 2 урок, 3 класс (УМК "Изобразительное искусство", Б. М. Неменский)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОТема урока: «Весенний пейзаж»Тип урока: открытие «нового» знанияЦель урока: создание условий для развития у детей художеств...

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Портрет", 3 класс (УМК "Изобразительное искусство", Б. М. Неменский)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВАТема урока: «Картина-портрет»Тип урока: открытие «нового» знанияЦель урока: создание условия для формирования представлени...