Рабочая программа по предмету изобразительное искусство
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МОУ Быковская СОШ № 14
Раменского муниципального района Московской области
Утверждаю Директор МОУ Быковской СОШ № 14 _____ ___/Т.В. Туманова/ ФИО Приказ № ______ от «___» _________ 20__г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по изобразительному искусству
(базовый уровень)
2 класс
Составитель: Горшкова Марина Львовна,
учитель начальных классов
2014 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе авторской программы под редакцией
Б. М. Неменского и полностью соответствует государственным стандартам по изобразительному искусству.
Предназначена для 2 класса и рассчитана на 34 часа за год в соответствии с годовым календарным учебным графиком на 2014-15 учебный год.
Изучение курса «Изобразительное искусство» направлено на достижение следующих целей:
- воспитание интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран;
- развитие воображения, творческого потенциала ребенка, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способностей к эмоционально-ценностному отношению к искусству и окружающему миру, навыков сотрудничества в художественной деятельности;
- освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне, их роли в жизни человека и общества;
- овладение элементарной художественной грамотой, формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности; совершенствование эстетического вкуса, умения работать разными художественными материалами.
Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:
- совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
- развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
- формирование навыков работы с различными художественными материалами.
Работа по данной программе способствует совершенствованию образного восприятия произведений искусства и окружающего мира, развитию способности видеть проявления художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.), формирует навыки работы с различными художественными материалами.
Основное содержание программы
Чем и как работают художник?- 8 ч.
Реальность и фантазия – 7 ч.
О чём говорит искусство -11 ч.
Как говорит искусство – 8 ч.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
- использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
- знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
- понимание образной природы искусства;
- эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
- применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
- способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
- умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
- усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
- умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
- способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
- способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
- умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
- освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
- овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
- умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
- умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
- изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
- умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
- способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
- умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
- выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
- умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема урока | Тип урока | Планируемые результаты (предметные) | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения |
Чем и как работает художник (8 ч) | |||||
Три основных цвета. | Ввод ный | Изображение цветов. Работа с гуашью. | 1.09-5.09 | ||
Пять красок – все богатство цвета и тона. Темное и светлое. | Комб. | Изображение природных стихий (гроза, буря, извержение вулкана, дождя, тумана и солнечного дня). Работа с гуашью Знакомство с отдельными произведениями выдающихся русских и зарубежных художников: В.М.Васнецов, И.Е.Репин, Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, композиция, пропорции | 8.09-12.09 | ||
Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности. | Комб. | Изображение осеннего леса. работа пастелью, мелками, акварелью | 15.09-19.09 | ||
Выразительные возможности аппликации. | Комб. | Создание коврика «Осенняя земля с опавшими листьями» | 22.09-26.09 | ||
Выразительные возможности графических материалов. | Комб. | Красота и выразительность линии. Изображение зимнего леса. | 29.09-3.10 | ||
Выразительность материалов для работы в объеме. | Комб. | Изображение животных родного края. Работа с целым куском пластилина, | 6.10-10.10 | ||
Выразительные возможности бумаги. | Комб. | - Склеивание простых объемных форм (конус, цилиндр, «лесенка», «гармошка») | 13.10-17.10 | ||
Неожиданные материалы | Обобщ | Изображение ночного праздничного города с помощью разнообразных неожиданных материалов | 20.10-24.10 | ||
Реальность и фантазия (7 ч) | |||||
Изображение и реальность. | Комб. | Изображение животных, увиденных в зоопарке, в деревне, дома. Работа с гуашью и цветной бумагой: | 27.10-31.10 | ||
Изображение и фантазия | Комб. | .Фантазия в жизни людей. Сказочные персонажи: драконы, кентавры и т.д. Работа с гуашью | 10.11-14.11 | ||
Украшение и реальность. | Комб. | Изображение паутинок с росой и веточками деревьев. Работа с тушью или гуашью, мелом. | 17.11-21.11 | ||
Украшение и фантазия. | Комб. | Украшение заданной формы (воротничок, кокошник, закладка для книги) | 24.11-28.11 | ||
Постройка и реальность. | Комб. | Индивидуально-коллективная работа: конструирование из бумаги подводного мира | 1.12-5.12 | ||
Постройка и фантазия. | Комб. | Создание макетов фантастических зданий, конструкций «Фантастический город». Работа с бумагой. | 8.12-12.12 | ||
Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщ. урок) | Комб. | Обсуждение творческих работ, оценивание собственной художественной деятельности. | 15.12-19.12 | ||
О чем говорит искусство (11ч) | |||||
Изображение природы в различных состояниях. | Обобщ | Изображение природы в различных состояниях. | 22.12-30.12 | ||
Изображение характера животных. | Комб. | Изображение характера животных. с ярко выраженным характером | 12.01-16.01 | ||
Изображение характера человека: женский образ. | Комб. | Изображение противоположных по характеру сказочных образов (Царевна Лебедь и Баба Бабариха, Золушка и мачеха и др.) | 19.01-23.01 | ||
Изображение характера человека: мужской образ. | Комб. | Изображение героя сказки (А. Пушкин «Сказка о царе Салтане»); | 26.01-30.01 | ||
Образ человека в скульптуре. | Комб. | Создание в объеме образов с ярко выраженным характером (Царевна Лебедь). Работа с пластилином. | 2.02-6.02 | ||
Образ человека в скульптуре. | Комб. | Изображение человека в объёме. Р | 9.02-13.02 | ||
Изображение состояний природы. | Комб. | Изображение состояний природы. по сказке (А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»). Работа с гуашью. | 16.02-20.02 | ||
Выражение характера человека через украшение: | Комб. | Украшение вырезанных из бумаги богатырских доспехов. | 24.02-27.02 | ||
О чем говорят украшения. | Комб. | Украшение вырезанных из бумаги кокошников заданной формы и воротников. | 2.03-6.03 | ||
О чем говорят украшения. | Комб. | Изобрапение намерений через украшение: двух противоположных по намерениям сказочных флотов (доброго, праздничного и злого, пиратского). Работа с гуашью | 10.03-13.03 | ||
В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение (обобщ. урок). | Комб. | Выставка и обсуждение творческих работ. | 16.03-20.03 | ||
Как говорит искусство (8 ч) | |||||
Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета. | Комб. | Составление теплых и холодных цветовых гамм. | 30.03-3.04 | ||
Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета. | Обобщ | Борьба теплого и холодного: - Изображение пера жар-птицы. | 6.04-10.04 | ||
Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета. | Комб. | Смешение красок с черной, серой, белой красками (мрачные, нежные оттенки цвета): - Изображение весенней земли | 13.04-17.04 | ||
Линия как средство выражения: ритм линий: | Комб. | Изображение весенних ручьев. | 20.04-24.04 | ||
Ритм пятен как средство выражения. | Комб. | Ритмическое расположение летящих птиц. Обрывная аппликация. | 27.04-30.04 | ||
Пропорции выражают характер. | Комб. | Лепка птиц с разным характером пропорций: большой хвост, маленькая головка и т. д. | 5.05-8.05 | ||
Ритм линий, пятен, цвет, пропорции — средства выразительности. | Комб. | Создание коллективного панно на тему «Весна. Шум птиц». Работа с гуашью и бумагой. | 12.05-15.05 | ||
Итоговый урок года.. | Обобщ | Рисование на свободную тему Передача настроения в творческой работе. | 18.05-27.05 |
Перечень учебно-методического обеспечения
№ | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения |
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | |
1 | Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования Москва., Просвещение 2011. Ты изображаешь, украшаешь и строишь: учебник для 1 кл. нач. шк. / Л. А. Неменская; под ред. Б. М. Неменского. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2011. Изобразительное искусство. 1 класс: поурочные планы по программе Б. М. Неменского / авт.-сост. Н. В. Лободина. – Волгоград: Учитель, 2011. Энциклопедии по искусству Альбомы по искусству Книги о искусству (о художниках, художественных музеях, Книги по стилям изобразительного искусства и архитектуры |
Печатные пособия | |
2 | Портреты русских и зарубежных художников Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству |
Информационно-коммуникационные средства | |
3 | Мультимедийные обучающие художественные программы Игровые художественные компьютерные программы |
Технические средства обучения (ТСО) | |
4 | Компьютер с художественным программным обеспечением Мультимедийный проектор Магнитная доска Экран Фотокамера цифровая Видеокамера цифровая со штативом |
Экранно-звуковые пособия | |
5 | Аудиозаписи по музыке и литературным произведениям Видеофильмы (памятники архитектуры, народные промыслы, художественные музеи, творчество отдельных художников, художественные технологии) в соответствии с программой обучения Слайды (диапозитивы): произведения пластических искусств в исторической ретроспективе, иллюстрации к литературным произведениям, объекты природы в разных ракурсах |
Учебно-практическое оборудование | |
6 | Конструкторы для моделирования архитектурных сооружений Материалы для художественной деятельности: краски акварельные, гуашевые, тушь, ручки с перьями, бумага белая и цветная, фломастеры, восковые мелки, пастель, сангина, уголь, кисти разных размеров беличьи и щетинные, банки для воды, стеки (набор), пластилин / глина, клей, ножницы, рамы для оформления работ. |
СОГЛАСОВАНО. Протокол № ______ заседания ШМО
учителей начальной школы от ______________________
СОГЛАСОВАНО. Зам.директора по УВР
___________Хаустова Н.В. ______________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по предмету изобразительное искусство 3 класс программа "Школа Росии"
Примерная рабочая программа по изобразительному искусству создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и авторского курса «Изобразительное искусст...
Рабочая программа учебного предмета изобразительное искусство Образовательная область: изобразительное искусство для _I ступени 2 класс
Содержание: 1.Пояснительная записка;2.Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета в данном классе;3.Содержание учебного предмета, курса, модуля и.т.д.;4.Тематичес...
Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" 3 класс программа "Планета знаний"
Рабочая программа написана на основе Федерального образовательного стандартаначального общего образования, Примерной программы начального образования, авторскойпрограммы Н. М. Сокольниковой «Изобразит...
Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" 3 класс по программе "Школа России"
В данном разделе помещёна рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" для 3 класса по программе "Школа России" ....
Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" 3 класс по программе "Школа России"
Представлена рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство"3 класс...
Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" для 4 класса к учебнику В.С.Кузина. УМК РИТМ. Авторы программы С.П.Ломов, С.Е.Игнатьев.
Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" для 4 класса составлена на основе авторской программы С.П.Ломова, С.Е Игнатьева "Изобразительное искусство.1 - 4". Программа включает в ...
Рабочие программы по предметам: Изобразительное искусство, Живопись, Технология, Декоративно прикладное искусство, 2-4 классы, 2018-2019 уч.г. г.
Рабочие программы по предметам: Изобразительное искусство, Живопись, Технология, Декоративно прикладное искусство, 2-4 классы, 2018-2019 уч.г. (Учебный материaл в раздел "Начальное и с...
Комментарии
Спасибо, Марина Львовна!
Спасибо, Марина Львовна! Большой труд!