Рабочая программа по изобразительному искусству для 4 класса. УМК "Гармония".
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему
Рабочая прорамма по изобразительному искусству для 4 класса. УМК "Гармония".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma._izo._4_klass._koptseva.docx | 84.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Раздел 1. Пояснительная записка
Рабочая программа по Изобразительному искусству для 4 класса (далее Рабочая программа) составлена на основе: федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения по изобразительному искусству, программы по изобразительному искусству для 4 класса Копцевой Т.А. «Природа и художник» (УМК «Гармония»).
Предмет Изобразительное искусство относится к предметной области «Искусство».
Рабочая программа адресована учащимся 4 класса и рассчитана на 34 часа (34 недели, 1 час в неделю).
Целью изучения изобразительного искусства в 4 классе является выстраивание взаимосвязи - «Художник, природа и я».
Задачи:
- учить азбуке изобразительного искусства;
- развивать умение использовать цвет, линию, штрих, пятно, композицию, ритм, объём как средства художественного выражения в процессе работы с различными изобразительными материалами: карандашом, фломастерами, маркером, ручками, акварелью, гуашью, пластилином, тушью, пастелью, цветной бумагой и др.
- развивать способность видеть проявление художественной культуры в реальной жизни: воспитание зрительной культуры (способности «смотреть и видеть» культуры эстетического восприятия, формирование эмоционально-целостного неравнодушного отношения к миру природы, миру животных, миру человека, миру искусства);
- знакомить с мировой и отечественной художественной культурой.
В основе реализации рабочей программы по изобразительному искусству лежит системно-деятельностный подход с использованием форм индивидуальной, парной и групповой работы, решение проектных задач.
Текущий и тематический контроль осуществляется с помощью критериально-ориентированного оценивания творческих работ обучающихся и тестирования. Итоговый контроль – итоговая творческая работа обучающихся.
Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект (программа, учебник и методические рекомендации) Копцевой Т.А.
Раздел 2. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Изобразительное искусство»
Ценностные ориентиры образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системы образования и отражают следующие целевые установки начального образования в области изобразительного искусства:
– формирование основ гражданской идентичности осуществляется в процессе восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважение истории и искусства каждого народа, анализ произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства как носителей культурно-исторической информации, переживание их образного смысла способствуют развитию чувства сопричастности
и гордости за свою Родину, народ и историю;
– формирование психологических условий развития общения и сотрудничества осуществляется в процессе доброжелательного и доверительного диалога, в процессе образовательных ситуаций, стимулирующих зарождение у детей
доверия и внимания к собеседнику, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается. При этом ученик ставится в действенную позицию, а не получает лишь теоретическую информацию. Создавая творческий продукт на «важные темы жизни», он сердцем переживает ситуацию «раненой птицы» или «брошенной собаки», «больной бабушки» или «раненого солдата» и т. п. Таким образом он обогащает душу опытом чувствований, так необходимых для формирования чуткой и заботливой личности;
– развитие ценностно-смысловой сферы личности осуществляется в процессе приобщения учеников к общечеловеческим принципам нравственности и гуманизма. Такими непреходящими источниками мудрости являются произведения искусства, образная форма которых почти всегда несёт идею любви, сострадания, братства, уважения семейных ценностей и красоты. Даже тогда, когда замысел художника вызывает чувство тревоги, печали или грусти, всё равно ребёнок приобретает важный ценностно-смысловой опыт. Знакомство с мировой и отечественной художественной культурой способствует развитию эстетического чувства и формированию художественного вкуса;
– развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию осуществляется в процессе продуктивных видов художественно-творческой деятельности – созерцания и созидания. Ребёнок сам ставит перед собой творческую задачу, сам находит адекватные замыслу средства художественного выражения, сам анализирует результаты своей деятельности и сверстников. Самостоятельность действий на всех этапах творческой работы способствует развитию широких познавательных интересов, формированию умений планировать, контролировать и оценивать свою работу;
– развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации невозможно без самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе. Творческий процесс несёт творцу позитивную самооценку. Сотворяя что-то по законам красоты и гармонии, ученик переполняется чувством собственного достоинства: он сам смог, сам сделал, сам достиг выразительного решения образа, сам вылепил поделку, сам украсил платок для
мамы и т. п. Участие в выставках и конкурсах детского изобразительного творчества, в индивидуальных и коллективных социально значимых творческих проектах формирует в юном художнике чувство ответственности за результат, целеустремлённость и настойчивость в достижении цели.
Реализация ценностных ориентиров общего образования на уроках изобразительного искусства в единстве процессов обучения и воспитания обеспечивает возможность саморазвития обучающихся, способствует развитию личностных, коммуникативных и предметных компетенций младших школьников.
Раздел 3. Планируемые результаты изучения
предмета «Изобразительное искусство в 4 классе.
Четвероклассник
Личностные результаты:
- участвует в выставках детского изобразительного творчества;
- коллекционирует свои творческие работы;
- демонстрирует эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (природе, семье, Родине, людям, животным);
- демонстрирует толерантное отношение к другим разнообразным культурам;
- проявляет интерес к художественным традициям своего и других народов;
- отражает в собственной художественной деятельности общечеловеческие ценности;
- выражает своё эстетическое отношение к объектам и явлениям природы, шедеврам отечественного и мирового искусства.
Метапредметные:
Познавательные:
- видит предметы художественной культуры в окружающем жизни (техника, музей, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
- анализирует и сравнивает учебный материал;
- группирует и классифицирует учебный материал самостоятельно и по заданным критериям;
- активно использует выразительные возможности различных художественных материалов во внеурочной деятельности и на других предметах;
- моделирует новые образы путём трансформации известных образов.
Регулятивные:
- самостоятельно организовывает свою художественно-творческую деятельность;
- принимает и сохраняет учебную задачу;
- планирует свои действия в соответствии с учебной задачей;
- пользуется готовым алгоритмом художественно-творческой деятельности;
- выбирает необходимые средства для реализации художественного замысла;
- контролирует и оценивает результаты своей художественно-творческой деятельности в соответствии с учебной задачей;
- вырабатывает свой алгоритм художественно-творческой деятельности.
Коммуникативные:
- высказывает суждения о художественных особенностях произведений;
- вступает в диалог с учителем;
- вступает в диалог со сверстниками;
- участвует в коллективной художественно-творческой деятельности;
- участвует в коллективном обсуждении результатов индивидуальной и коллективной художественно-творческой деятельности;
- выполняет различные роли: художник, зритель, критик, ценитель искусства и др.;
- использует ИКТ в своей учебной деятельности.
Предметные:
Восприятие искусства. Виды и жанры художественной деятельности.
- различает виды художественной деятельности (рисунок, живопись, графика, скульптура, архитектура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство);
- различает основные жанры изобразительного искусства (пейзаж, портрет, натюрморт, анималистический, сказочный и исторический жанры, иллюстрация);
- определяет вид народного промысла (гжель, хохлома, жостово, дымковская игрушка и т.д.);
- видит и характеризует художественные образы, представленные в произведениях искусства;
- описывает шедевры русского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны окружающего мира и жизненных явлений;
- называет известных художников и их работы¹;
- называет ведущие художественные музеи России и художественные музеи региона;
Азбука искусства.
- участвует во всех видах художественно-творческой деятельности;
- различает главные темы искусства и отражает их в собственной художественно-творческой деятельности;
- выбирает и использует различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
- использует выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру и др.
- различает основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменяет их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками;
- создаёт средствами изобразительного искусства образ человека: передаёт на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры; характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
- решает художественные задачи с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия;
- наблюдает, сравнивает, сопоставляет и анализирует геометрическую форму предмета; изображает предметы различной формы; использует простые формы для создания выразительных образов в живописи;
- использует декоративные элементы, геометрические и растительные узоры для украшений своих изделий и предметов быта;
- передаёт характер и намерения объекта (природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т.д.) в различных видах художественно-творческой деятельности;
- изображает пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним своё эмоциональное отношение;
- Изображает многофигурные композиции на значимые жизненные темы.
__________________________________________________________________________
¹ курсивом обозначен повышенный уровень.
Раздел 4. Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство»
Учебный материал программы по изобразительному искусству представлен следующими компонентами образования: «Эстетическое восприятие», «Виды художественной деятельности», «Язык изобразительного искусства», «Значимые темы художественного творчества (искусства)». Все эти направления работы в разной мере присутствуют на каждом уроке и способствуют раскрытию разных сторон изобразительного искусства: ценностно-ориентационную, типологическую, языковую
и деятельностную.
Компонент художественного образования «Значимые темы искусства» предполагает четыре модуля: «Художник и мир природы», «Художник и мир животных», «Художник и мир человека» и «Художник и мир искусств», содержание которых помогает ученику начальной школы представить целостную картину мира,
эмоционально-ценностно относиться к окружающей его действительности – живой и неживой природе, человеку, обществу, искусству; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение к ним средствами художественно-образного языка.
Компонент художественного образования «Эстетическое восприятие», раскрывая художественно-образную специфику содержания видов и жанров изобразительного искусства, предполагает переживание и осознание смысла произведения, эмоциональное созерцание объектов и явлений природы.
«Виды художественной деятельности» – компонент содержания художественного образования, создающий условия для получения практического художественно-творческого опыта работы с разнообразными техниками и материалами изобразительной, конструктивной и декоративной творческой деятельности, способствующий развитию навыков работы с:
– живописными материалами и техниками: акварелью, гуашью, пастелью (сухой и масляной) и др.;
– графическими материалами (простой карандаш, цветные карандаши, фломастеры, маркеры, тушь, гелевые или шариковые ручки) и техниками (граттаж, гравюра наклейками, кляксография, монотипия и др.);
– скульптурными материалами (пластилин или глина);
– конструктивными материалами (бумага цветная и белая, картон, ножницы и клей, «бросовые», природные и смешанные материалы и др.).
«Язык изобразительного искусства» – компонент художественного образования. Являясь «азбукой искусства», он даёт инструментарий для практической реализации замысла ученика и нацелен на то, чтобы выпускник начальной школы на-
учился использовать композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру как средства художественного выражения.
Композиция: знать и применять элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве; уметь использовать горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции, знать и применять основные пропорции предметного окружения; использовать линию горизонта, элементарные перспективные сокращения: ближе – больше, дальше –меньше, загораживание; роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, спокойное и динамичное и т. д.; композиционный центр; главное и второстепенное в композиции; симметрия и асимметрия.
Цвет: различать основные и составные, тёплые и холодные цвета, использовать смешанные и локальные цвета в собственной учебно-творческой деятельности; передавать с помощью цвета характер персонажа, его эмоциональное состояние, использовать выразительные свойства материалов и техник (гуашь, акварель, цветные фломастеры, аппликация, коллаж, витраж и др.) при изображении реального и фантастического мира.
Линия: знать и применять в изобразительной деятельности многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, ломаные, спиралевидные и др.), использовать их знаково-символическое значение; передавать с помощью линии, штриха, пятна, точки эмоциональное состояние природы, человека, животного.
Форма: знать разнообразие форм предметного мира и передавать их на плоскости и в пространстве; использовать сходство и контраст простых геометрических форм (круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник и др.) в изобразительном творчестве; использовать выразительные свойства силуэта в передаче характера персонажа, основных пропорций животных и человека, форму и конструкцию архитектурных построек.
Объём: умение применять способы передачи объёма разными художественными материалами (пластилин, бумага, картон и др.); в творческой деятельности использовать выразительные возможности геометрических тел (куб, цилиндр, конус и др.) и их сочетаний, форму и конструкцию архитектурных построек; через выразительность объёмных и рельефных композиций передавать основные пропорции животных и человека.
Фактура: различать и применять в целях художественной выразительности фактуру разных художественных техник и материалов: гладкая, шершавая, выпуклая, колючая, мягкая, пастозная и др.
Ритм: знать виды ритма (размеренный, прерывистый, спокойный, беспокойный, замедленный, порывистый и т. п.), использовать ритм линий, пятен, цвета, объёмов в передаче эмоционального состояния, движения и динамики; различать специфику ритма в декоративно-прикладном искусстве, живописи, графике, скульптуре, архитектуре; выполнять ритмически организованные рисунки, орнаментальные и шрифтовые композиции, используя язык компьютерной графики в программе Point.
Компонент содержания художественного образования «Значимые темы искусства» определяет основные разделы программы «Художник и мир природы», «Художник и мир животных», «Художник и мир человека» и «Художник и мир искусств», намечает эмоционально-ценностную направленность тематики практических заданий.
В первом разделе («Художник и мир природы») определяется зависимость человека от природных условий, которые влияют на формирование представлений художника о мире, способствуют зарождению разных форм художественного освоения действительности. Природа дарит художнику материалы для творчества, которые он использует в живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве и архитектуре. Любование небом, землёй, цветами, деревьями, полями, лесами, озёрами и др., наблюдение за изменением природы осенью, зимой, весной и летом, в утренние, дневные, вечерние и ночные часы являются основой эстетического восприятия художника-пейзажиста. Выразительность пейзажа разных географических широт. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, знакомство с творчеством художников, работающих в жанре пейзажа и натюрморта.
Второй раздел («Художник и мир животных») расширяет детские представления об анималистическом жанре: изображение и лепка домашних и диких животных, птиц, насекомых, иллюстрация сказок про животных, сочинение образов фантастических зверей. Художник учится у природы, изучает постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, и т. д. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, знакомство с творчеством художников, работающих в анималистическом жанре.
Третий раздел («Художник и мир человека») расширяет горизонты детского познания окружающего мира – мира человека. Жанр портрета. Образ человека в искусстве разных народов. Образ современника. Образ защитника Отечества. Семья как главная ценность для ребёнка. Создание с помощью разных художественных материалов изобразительных образов мам и пап, бабушек и дедушек, братьев и сестёр.
Изображение семейных и государственных праздников как формы выражения отношения школьника к важным событиям жизни. Приёмы художественного отражения действительности, выраженные в оппозициях «высокий – низкий», «большой – маленький», «далёкий – близкий», находят у детей выразительные формы воплощения во время иллюстрации любимых литературных произведений – сказок, стихов и загадок, знакомства с чудесами света, известными скульптурами и архитектурными постройками. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма.
В четвёртом разделе («Художник и мир искусств») осуществляется связь изобразительного искусства с музыкой, театром, танцем, литературой и кино. Приобщение к мировой художественной культуре происходит через знакомство с кукольным и теневым театром, театром оперы и балета, искусством мультипликации, книжной графики и костюма. Анализ и создание образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д., образов, вызывающих гнев, раздражение, презрение и т. д., образов, символизирующих явления природы: огонь, воду, весну, дождь и т. д. Знакомство с мировыми шедеврами изобразительного искусства, которые хранятся в Третьяковской галерее, Эрмитаже, Русском музее, Лувре и других музеях. Города-музеи: Москва, Санкт-Петербург и др. Музеи под открытым небом (Кижи и др.). Музей игрушки. Краеведческий музей. Детские картинные галереи и выставки детского изобразительного творчества.
Раздел 5. Тематическое планирование.
№ | Тема | Количество часов |
1 | Художник и мир природы. | 9 |
2 | Художник и мир животных. | 8 |
3 | Художник и мир человека. | 10 |
4 | Художник и мир искусств. | 7 |
Итого: | 34 часа |
Раздел 6. Календарно-тематическое планирование.
Тема | Планируемые предметные и личностные действия учащегося | Формируемые универсальные учебные действия учащегося | Учебно-методические средства | дата | ||
План. | Факт. | |||||
Художник и мир природы (9 часов) | ||||||
1 | Учимся смотреть и видеть. | Различает изобразительные возможности разных художественных материалов. Выбирает элементарную композицию оформления рисунка (центр, справа, слева). Оценивает эстетическую выразительность обложки папки или альбома. Выполняет рисунок по собственному замыслу или на тему. Анализирует и оценивает выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников. Придумывает оригинальные названия своим рисункам. | Познавательные: проявляет учебно- познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу. Высказывает пути решения образовательной проблемы. Регулятивные: принимает и удерживает учебную задачу, планирует свои действия. Коммуникативные: вступает в общение, выражает свою точку зрения, слушает другого, соблюдает правила общения. | |||
2 | Линия горизонта. | Различает выразительные возможности разных художественных материалов. Анализирует выразительность произведений изобразительного искусства. Выполняет оригинальную композицию на тему урока. Создаёт рисунок карандашом с последующим включением цвета. Использует формат листа (квадрат, узкий, вытянутый по вертикали или горизонтали) и цветовую гамму (тёплую, холодную) в выразительных целях. Оценивает эстетическую выразительность результатов своей и чужой продуктивной деятельности. | Познавательные: проявляет учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную композицию, использовав в рисунке разное положение линии горизонта. Регулятивные: принимает и удерживает учебную задачу, планирует свои действия, придумывает оригинальный замысел предстоящей практической работы. Коммуникативные: участвует в диалоге, выражает свою точку зрения, слушает другого, соблюдает правила общения. | Репродукции картин И. Левитана. | ||
3 | Свет и тень. | Оценивает выразительность светового контраста живописных произведений. Высказывает суждения о выразительности теней в рисунке как важном композиционном элементе, раскрывающем глубину замысла (тень – подруга солнца, тень-призрак, ритмы теней деревьев, тень дразнится, повторяя все действия за человеком; тень тащится за человеком, животным и т. п.). Различает графические и живописные произведения. Продумывает замысел, сочиняет оригинальные названия будущей композиции, давая словесное описание её содержанию. Выполняет оригинальную композицию по теме урока, используя выразительные возможности светового контраста. Передаёт в самом общем виде перспективные сокращения предметов. Оценивает выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников. | Познавательные: проявляет учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную композицию «Свет и тень». Высказывает свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимает и удерживает учебную задачу, планирует свои действия, придумывает и воплощает оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвует в диалоге, выражает свою точку зрения, слушает другого, соблюдает правила общения, осуществляет анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям. | |||
4 | Растительный орнамент. | Оценивает выразительность ритмически организованных орнаментальных композиций. Сравнивает разные национальные орнаменты. Различает тёплые и холодные цвета. Выполняет оригинальный растительный орнамент, используя выразительные возможности тёплой или холодной гаммы цветов и ритмическое чередование стилизованных растительных элементов. Оценивает выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников. | Познавательные: проявляет учебно-познавательный интерес в решении проблемы урока: как создать оригинальный растительный орнамент в полосе, высказывает пути решения проблемы. Регулятивные: принимает и удерживает учебную задачу, понимает план действий, придумывает и воплощает оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвует в диалоге, выражает свою точку зрения, слушает другого, соблюдает правила общения. | |||
5 | Дождь. | Оценивает красоту дождя и коварство ливня. Различает выразительные средства живописи и графики. Различает жанры изобразительного искусства: натюрморт, пейзаж, портрет. Выполняет оригинальную композицию «Дождь» и даёт ей необычные названия. Оценивает выразительность результатов творческой деятельности профессиональных художников, своей и сверстников. | Познавательные: проявляет учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать выразительную оригинальную композицию «Дождь», предлагает пути решения проблемы. Регулятивные: принимает и удерживает учебную задачу, понимает план действий, придумывает и воплощает оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвует в диалоге, выражает свою точку зрения, слушает другого, соблюдает правила общения. | Репродукции картин Юрия Пименова и Франца Мозереля с изображением дождя. | ||
6 | Морской пейзаж. | Вычленяет своеобразие образного языка живописи, в которой цвет является основным средством выражения. Различает жанры изобразительного искусства: натюрморт, пейзаж, портрет. Выделяет среди других пейзажей марины. Отличает выразительность творческого почерка разных художников. Различает тёплые и холодные цвета. Создаёт оригинальную контрастную или нюансную композицию морского пейзажа. Оценивает выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников. Выражает через название эстетическое отношение к изображению. | Познавательные: проявляет учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу. Высказывает свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимает и удерживает учебную задачу, планирует свои действия, придумывает и воплощает оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвует в диалоге, выражает свою точку зрения, слушает другого, соблюдает правила общения, использует образные сравнения и сопоставления, синтез и анализ при решении художественно- творческих задач. | |||
7 | Горный пейзаж. | Высказывает эмоциональные суждения о живописных работах Н. Рериха. Различает основные жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт. Выделяет цвет как основное выразительное средство живописи. Различает тёплые и холодные цвета. Выполняет оригинальную композицию горного пейзаж в тёплом, холодном или контрастном колорите для достижения своего замысла. Оценивает выразительные качества изображений. Выражает через название эстетическое отношение к изображению. | Познавательные: проявляет учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать выразительную композицию горного пейзажа, высказывает пути решения проблемы. Регулятивные: принимает и удерживает учебную задачу, планирует свои действия, придумывает и воплощает оригинальный замысел работы. Коммуникативные: участвует в диалоге, выражает свою точку зрения, слушает другого, соблюдает правила общения. | Пейзажи Николая Рериха. | ||
8 | Необычные подземные музеи. | Высказывает эмоциональные суждения о красотах ледяных пещер. Отличает линейный рисунок от силуэтного. Использует выразительные возможности рисунка или техники монотипии для достижения своего замысла. Оценивает выразительные качества рисунка и умение автора выражать своё отношение к сказочному герою (Снежная королева, хозяйка Медной горы и др.). | Познавательные: проявляет учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу в технике монотипии или при помощи рисунка (линейного или силуэтного), высказывает свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимает и удерживает учебную задачу, планирует свои действия, придумывает и воплощает оригинальный замысел работы. Коммуникативные: участвует в диалоге, выражает свою точку зрения, слушает другого, соблюдает правила общения. | |||
9 | Тайны лабиринтов. | Высказывает эмоциональные суждения о запутанных лабиринтах и о мифе о Минотавре. Использует ритм как средство художественного выражения, об особенностях построения арабескового орнамента. Создаёт орнамент-лабиринт (меандр, арабеска). Оценивает выразительные качества орнаментальной композиции «Лабиринт». | Познавательные: проявляет учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную декоративную арабесковую композицию или меандровую композицию, высказывает свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимает и удерживает учебную задачу, планирует свои действия, придумывает и воплощает оригинальный замысел работы. Коммуникативные: участвует в диалоге, выражает свою точку зрения, слушает другого, соблюдает правила общения. | |||
Художник и мир животных (8 часов) | ||||||
10 | Рисунки животных с натуры. | Сравнивает рисунок и фотографию, выявляет оригинальность рисованного изображения с натуры. Оценивает выразительные достоинства детского стихотворения «Носорог». Называет отечественных и зарубежных художников-анималистов. Отличает анималистический жанр от других жанров изобразительного искусства: портрет, пейзаж, натюрморт. Выполняет наброски с натуры, с чучела птицы, животного или с фотографии, превращает набросок в законченную композицию. Использует выразительные средства графики: линию, пятно, штрих, точку — в целях достижения замысла. Оценивает выразительные качества своего рисунка и сверстников. Придумывает оригинальные названия творческим работам. | Познавательные: проявляет учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую композицию в анималистическом жанре, высказывает свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимает и удерживает учебную задачу, планирует свои действия, придумывает и воплощает оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвует в диалоге, выражает свою точку зрения, слушает другого, соблюдает правила общения. | Детские книги с иллюстрациями Евгения Чарушина и Василия Ватагина. | ||
11 | Чёрная кошка. | Высказывает суждения о повадках и характере кошек, основанных на собственном опыте. Продумывает замысел, сочиняет оригинальные названия будущей композиции, даёт словесное описание её содержанию. Высказывает свои суждения о выразительных качествах творческих работ сверстников. Использует средства художественного выражения для достижения замысла: в скульптуре и конструировании – объём, пластика; в графике – точка, линия, штрих, пятно; в живописи – цвет, композиция. Оценивает результаты своей творческой работы и сверстников. | Познавательные: проявляет учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальный образ кошки в изобразительных, декоративных или конструктивных видах деятельности, высказывает свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимает и удерживает учебную задачу, понимает план действий, придумывает и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвует в диалоге, выражает свою точку зрения, слушает другого, соблюдает правила общения. Проявляет эмпатийную способность, участвовать в игровых ситуациях. | |||
12 | Скульпторы-анималисты. | Различает основные виды художественной деятельности: скульптуру, графику, живопись. Называет некоторые произведения художников-анималистов И. Ефимов и В. Ватагина. Продумывает замысел, сочиняет оригинальные названия будущей объёмной поделке, давая словесное описание её содержанию. Использует выразительные свойства пластилина (глины) — объём, пластичность для достижения замысла. Учитывает в творческой работе основные пропорции. Оценивает выразительность объёмных поделок. Придумывает оригинальные названия для своей композиции и сверстников. | Познавательные: проявляет учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальный объёмный образ животного, высказывает свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимает и удерживает учебную задачу, планирует свои действия, придумывает и воплощает оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвует в диалоге, выражает свою точку зрения, слушает другого, соблюдает правила общения. | |||
13 | Рельефное изображение животных. | Высказывает свои суждения по поводу рассматриваемых рельефов: статичное или динамичное, декоративное или реалистическое изображение зверя. Продумывает замысел, проговаривает сюжет будущей композиции рельефа. Использует выразительные средства полуобъёма для достижения замысла. Оценивает выразительные качества рельефных изображений, своих и сверстников. Придумывает оригинальное название своей работе и работе сверстников. | Познавательные: проявляет учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную рельефную композицию животного, высказывает свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимает и удерживает учебную задачу. Планирует свои действия, придумывает и воплощает оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвует в диалоге, выражает свою точку зрения, слушает другого, соблюдает правила общения. | |||
14 | Образы насекомых в стихах. | Участвует в обсуждении выразительной формы японских трёхстиший – хокку, выражает своё отношение к их содержанию. Сочиняет стихи в стиле японских трёхстиший, высказывает суждения о выразительности коротких стихов, сочинённых сверстниками. Различает графические художественные материалы и живописные. Использует выразительные средства техники «тушь – перо – палочка – кисть» для достижения замысла. Оценивает выразительность результатов своей изобразительной творческой деятельности и сверстников. | Познавательные: проявляет учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как выполнить иллюстрацию к коротким, но образным стихам графически, высказывает свои пути решения проблемы. Осуществляет анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям. Регулятивные: принимает и удерживает учебную задачу, планирует свои действия, придумывает и воплощает оригинальный замысел работы. Коммуникативные: участвует в диалоге, выражает свою точку зрения, слушает другого, соблюдает правила общения. Проявляет эмпатийную способность, участвует в игровых ситуациях. | |||
15 | Образы животных в книжной иллюстрации. | Высказывает эмоциональные суждения о книжных иллюстрациях разных художников к одному произведению (Р. Киплинг «Маугли»). Выявляет стилистические особенности иллюстраций, те качества рисунков, которые отличают творчество одного художника от другого. Использует выразительные возможности графических материалов для достижения замысла. Выполняет иллюстрацию к сказке Р. Киплинга «Маугли», раскрывающую сюжет литературного произведения. Оценивает выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников. Придумывает и обыгрывает оригинальные названия к своим иллюстрациям. | Познавательные: проявляет учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную иллюстрацию к произведению Р. Киплинга «Маугли», высказывает свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимает и удерживает учебную задачу, планирует свои действия, придумывает и воплощает оригинальный замысел работы. Коммуникативные: участвует в диалоге, выражает свою точку зрения, слушает другого, соблюдает правила общения. Проявляет эмпатийную способность, участвует в игровых ситуациях. | Книга Р. Киплинга «Маугли» разных изданий. | ||
16 | Талисманы олимпийских игр. | Участвует в обсуждении олимпийской символики, талисманов 22-х зимних Олимпийских и 11-х Паралимпийских игр в Сочи и значимости олимпийской символики. Применяет в рисунке выразительные свойства тёплых и холодных цветов. Отличает реалистическое изображение от стилизованного, использует в рисунке приёмы стилизации. Выбирает и использует способы работы различными художественными материалами для передачи замысла «Талисман спортивных игр» (солнечный, летящий, быстрый, сильный, стремительный и т. П.). Оценивает выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников. | Познавательные: проявляет учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальный изобразительный образ талисмана спортивных игр, высказывает свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимает и удерживает учебную задачу, планирует свои действия, придумывает и воплощает оригинальный замысел работы. Коммуникативные: участвует в диалоге, выражает свою точку зрения, слушает другого, соблюдает правила общения. | Презентация «Зимняя олимпиада – 2014 в г. Сочи». | ||
17 | Фантастические животные. | Участвует в обсуждении содержания художественных произведений. Различает основные виды изобразительного искусства: живопись, графику, декоративно- прикладное искусство. Создаёт (индивидуально или в группе) образ фантастического животного, используя свойства разных художественных материалов. Придумывает оригинальное название фантастическому животному. Оценивает выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников. | Познавательные: проявляет учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу: образ фантастического животного, высказывает свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимает и удерживает учебную задачу, планирует свои действия, придумывает и воплощает оригинальный замысел работы. Коммуникативные: участвует в диалоге, выражает свою точку зрения, слушает другого, соблюдает правила общения. | |||
Художник и мир человека (10 часов) | ||||||
18 | Ты – художник. | Участвует в обсуждении содержания и выразительности произведений изобразительного искусства и детских рисунков. Различает основные виды пластических искусств: живопись, графику, скульптуру, декоративно-прикладное искусство. Работает над замыслом и его воплощением, используя выразительные возможности художественного материала. Оформляет рисунок для выставки в паспарту. Оценивает выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников. | Познавательные: проявляет учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как оформить рисунок на выставку, высказывает свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимает и удерживает учебную задачу, планирует свои действия, придумывает и воплощает оригинальный замысел работы. Коммуникативные: участвует в диалоге, выражает свою точку зрения, слушает другого, соблюдает правила общения. | Презентация «Художественные музеи» | ||
19 | Интерьер с окном. | Анализирует композицию произведений изобразительного искусства и детских рисунков, выявляет основную идею замысла. Различает произведения живописи и графики. Отражает свой замысел в творческой композиции. Выбирает и использует способы работы графическими материалами (цветными или чёрно-белыми) для достижения своего замысла. Оценивает выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников. | Познавательные: проявляет учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную композицию, в которой окно является важным элементом, высказывает свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимает и удерживает учебную задачу, планирует свои действия, придумывает и воплощает оригинальный замысел работы. Коммуникативные: участвует в диалоге, выражает свою точку зрения, слушает другого, соблюдает правила общения. Осуществляет анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям. | |||
20 | Дружеский шарж. | Анализирует произведения художников-карикатуристов: шаржи и карикатуры. Знакомится с художниками, работающими в жанре карикатуры (Кукрыниксы: Михаил Куприянов, Пётр Крылов, Николай Соколов). Выражает своё отношение к человеку через шарж. Использует выразительные возможности графических материалов с целью достижения замысла. Оценивает выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников. | Познавательные: проявляет учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу – дружеский шарж, высказывает свои пути решения проблемы. Осуществляет анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям. Регулятивные: принимает и удерживает учебную задачу, планирует свои действия, придумывает и воплощает оригинальный замысел работы. Коммуникативные: участвует в диалоге, выражает свою точку зрения, слушает другого, соблюдает правила общения. | |||
21 | Парадный портрет. | Выявляет признаки парадного портрета. Выражает отношение к человеку через парадный портрет. Выбирает и использует способы работы графическими художественными материалами для передачи замысла. Придумывает парадным портретам оригинальное название. Оценивает выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников. | Познавательные: проявляет учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу – парадный портрет воина, высказывает свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимает и удерживает учебную задачу, планирует свои действия, придумывает и воплощает оригинальный замысел работы. Коммуникативные: участвует в диалоге, выражает свою точку зрения, слушает другого, соблюдает правила общения. | |||
22 | Искусство костюма: театральный костюм. | Высказывает суждения о выразительности эскизов театральных костюмов. Знакомится с фамилиями театральных художников (Л. Бакст, В. Васнецов или др.). Передаёт в самом общем виде пропорции человеческого лица. Создаёт выразительный эскиз театрального костюма. Использует выразительные свойства художественных материалов для достижения своего замысла. Оценивает выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников. | Познавательные: проявляет учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальный эскиз театрального костюма, высказывает свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимает и удерживает учебную задачу, планирует свои действия, придумывает и воплощает оригинальный замысел работы. Коммуникативные: участвует в диалоге, выражает свою точку зрения, слушает другого, соблюдает правила общения. Осуществляет анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям. | |||
23 | Знаменитые скульптуры. | Высказывает суждения о выразительности групповой скульптуры О. Родена «Памятник гражданам Кале». Различает основные виды пластических искусств: архитектура, скульптура, живопись, графика. Выбирает и использовать способы работы пластилином (глиной) для передачи замысла. Передаёт в самом общем виде пропорции фигуры человека. Оценивает выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников. | Познавательные: проявляет учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную объёмную групповую композицию, состоящую из двух и более человек, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимает и удерживает учебную задачу, планирует свои действия, придумывает и воплощает оригинальный замысел работы. Коммуникативные: участвует в диалоге, выражает свою точку зрения, слушает другого, соблюдает правила общения. Пластически обыгрывает скульптурные образы. | |||
24 | Знаменитый город. | Использует выразительные возможности художественных материалов при иллюстрировании сюжетов священных книг: «Вифлеемская звезда», «Волхвы идут на поклон», «Рождество», «Три ангела (Троица)», «Ангел – добрый вестник», «Ноев ковчег», «Старый быт», «Мой ангел-хранитель», «В храме» и т. п. Оценивает выразительность результатов своей изобразительной деятельности и сверстников. | Познавательные: проявляет учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную иллюстрацию сюжетов любой священной книги, высказывает свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимает и удерживает учебную задачу, планирует свои действия, придумывает и воплощает оригинальный замысел работы. Коммуникативные: участвует в диалоге, выражает свою точку зрения, слушает другого, соблюдает правила общения. | Детская Библия. | ||
25 | Герб. | Участвует в обсуждении символических изображений на гербе родного селения, области, столицы, государства. Анализирует эскизы семейных гербов, созданных учениками. Использует символические изображения и цвет при создании эскизов семейного герба. Оценивает выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников. | Познавательные: проявляет учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывает свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимает и удерживает учебную задачу, планирует свои действия, придумывает и воплощает оригинальный замысел работы. Коммуникативные: участвует в диалоге, выражает свою точку зрения, слушает другого, соблюдает правила общения. | Презентация «Гербы городов России». | ||
26 | Художник-дизайнер. | Участвует в обсуждении продукции, созданной художниками- дизайнерами. Высказывает суждения об упаковках кондитерских изделий. Выбирает и использует способы работы художественными материалами, выразительные свойства цвета (тёплые, холодные) в процессе разработки эскизов упаковок для мороженого, конфет, плитки шоколада или др. Придумывает оригинальное название кондитерскому изделию. Оценивает выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников. | Познавательные: проявляет учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальный эскиз упаковки кондитерского изделия, высказывает свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимает и удерживает учебную задачу, планирует свои действия, придумывает и воплощает оригинальный замысел работы. Коммуникативные: участвует в диалоге, выражает свою точку зрения, слушает другого, соблюдает правила общения. | Упаковки различные по размеру, цвету и оформлению. | ||
27 | Машины-роботы. | Участвует в обсуждении конструктивных особенностей машин-роботов, космических аппаратов, о полёте первого космонавта мира (Юрия Гагарина), первой женщины-космонавта (Валентины Терешкоой), первого космонавта, ступившего на Луну (Нила Армстронга). Выбирает и использует возможности художественных материалов для передачи своего замысла. Придумывает оригинальные названия машинам-роботам. Оценивает выразительность результатов своей творческой деятельности. | Познавательные: проявляет учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальный эскиз машины-робота, высказывает свои пути решения проблемы. Осуществляет анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям. Регулятивные: принимает и удерживает учебную задачу, планирует свои действия, придумывает и воплощает оригинальный замысел работы. Коммуникативные: участвует в диалоге, выражает свою точку зрения, слушает другого, соблюдает правила общения. | Презентация о летчиках-космонавтах. | ||
Художник и мир искусств (7 часов) | ||||||
28 | Книжка-игрушка. | Участвует в обсуждении разнообразных форм детских книжек: игрушек, гармошек, с фигурными обложками, трансформеров и др. Сочиняет краткие Сказки про краски. Выбирает и использует способы работы цветными материалами для передачи своего замысла. Оценивает выразительность результатов индивидуального или коллективного труда. | Познавательные: проявляет учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальный макет книжки-малютки для детей, высказывает пути решения проблемы. Осуществляет анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям. Регулятивные: принимает и удерживает учебную задачу, планирует свои действия, придумывает и воплощает оригинальный замысел работы. Коммуникативные: участвует в диалоге, выражает свою точку зрения, слушает другого, соблюдает правила общения. Осуществляет анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям. | Детские книжки разнообразных форм. | ||
29 | Музей игрушки. | Участвует в обсуждении выразительных качеств народных игрушек, хранящихся в Музее игрушки (Сергиев Посад). Выбирает и использует способы работы природными или подсобными материалами при создании игрушки-закрутки, куклы Масленицы или др. Оценивает выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников. | Познавательные: проявляет учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывает свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимает и удерживает учебную задачу, планирует свои действия, придумывает и воплощает оригинальный замысел работы. Коммуникативные: участвует в диалоге, выражает свою точку зрения, слушает другого, соблюдает правила общения. Осуществляет анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям. | Презентация «Народная игрушка». | ||
30 | Театр на колёсах. | Участвует в обсуждении картины Б. Кустодиева «Балаганы». Высказывает свои впечатления от посещения цирка, о выступлениях клоунов. Использует выразительные возможности цветных художественных материалов для достижения замысла: радостный клоун, грустный клоун, весёлое цирковое представление или др. Оценивает выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников. | Познавательные: проявляет учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу: портрет клоуна или сцену циркового представления, высказывает свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимает и удерживает учебную задачу, планирует свои действия, придумывает и воплощает оригинальный замысел работы. Коммуникативные: участвует в диалоге, выражает свою точку зрения, слушает другого, соблюдает правила общения. Осуществляет анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям. | Репродукция картины Кустодиева «Балаганы». | ||
31 | Большой театр. | Участвует в обсуждении архитектурного облика Большого театра. Выбирает и использует способы работы с художественными материалами для достижения замысла: умирающий лебедь, испанский танец, уставшая балерина, розовые танцовщицы или др. Оценивает выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников. | Познавательные: проявляет учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальный изобразительный образ балерины, высказывает свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимает и удерживает учебную задачу, планирует свои действия, придумывает и воплощает оригинальный замысел работы. Коммуникативные: участвует в диалоге, выражает свою точку зрения, слушает другого, соблюдает правила общения. Осуществляет анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям. | Фотографии Большого театра. Репродукции картин В. Серова и Э. Дега, изображающих балерин. Видеозапись танца маленьких лебедей. | ||
32 | В мире кино. | Участвует в обсуждении афиш и кадров фильмов мировой киноклассики. Анализирует выразительные особенности афиши: броскость, призывность, лаконичность композиции, выразительность шрифта и др. Выбирает и использует способы работы художественными материалами для передачи замысла. Использует разные виды шрифта в композиции афиши. Оценивает выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников. | Познавательные: проявляет учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную афишу к кинофильму, высказывает свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимает и удерживает учебную задачу, планирует свои действия, придумывает и воплощает оригинальный замысел работы. Коммуникативные: участвует в диалоге, выражает свою точку зрения, слушает другого, соблюдает правила общения. Осуществляет анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям. | |||
33 | Музеи мира и художественные выставки. Тестирование. | Выражает своё отношение к произведениям изобразительного искусства. Различает основные виды художественной деятельности: живопись, графику, скульптуру, архитектуру, декоративно-прикладное искусство и жанры изобразительного Выбирает и использует способы работы художественными материалами для передачи замысла. Оценивает выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников. Участвует в оформлении итоговой выставки детского рисунка. | Познавательные: проявляет учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную тематическую композицию «Я – художник», «Художник и его произведение», высказывать свои пути решения проблемы. Осуществляет анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям. Регулятивные: принимает и удерживает учебную задачу, планирует свои действия, придумывает и воплощает оригинальный замысел работы. Коммуникативные: участвует в диалоге, выражает свою точку зрения, слушает другого, соблюдает правила общения. | Игра «Художественное лото». Тест. | ||
34 | Итоговая творческая работа. | Выбирает и использует способы работы художественными материалами для передачи замысла. | Регулятивные: принимает и удерживает учебную задачу, планирует свои действия, придумывает и воплощает оригинальный замысел работы. | КИМ |
КИМ – контрольно-измерительный пакет материалов, для проведения промежуточной аттестации.
Раздел 7. Средства контроля.
Контроль осуществляется в нескольких направлениях: текущий, тематический и итоговый.
Текущий контроль осуществляется методом наблюдения за деятельностью обучающихся на уроках, оценкой продуктов творческой деятельности четвероклассников.
Тематический контроль организуется через тестирование и выполнение тематических творческих работ с дальнейшим анализом.
Итоговый контроль включает в себя итоговую творческую работу (формой промежуточной аттестации обучающихся), которая проводятся по окончанию учебного года.
По итогам наблюдений и оценки творческих работ обучающихся на каждого ребёнка заполняется лист достижений.
№ | Умение | 1 полугодие | 2 полугодие |
Восприятие искусства. Виды и жанры художественной деятельности. | |||
1 | Различает виды художественной деятельности (рисунок, живопись, графика, скульптура, архитектура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство). | ||
2 | Различает основные жанры изобразительного искусства (пейзаж, портрет, натюрморт, анималистический жанр, сказочный жанр, исторический жанр, иллюстрация и т.д.). | ||
3 | Видит и характеризует художественные образы, представленные в произведениях искусства. | ||
4 | Описывает шедевры русского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны окружающего мира и жизненных явлений. | ||
5 | Называет известных художников и их работы. | ||
6 | Называет ведущие художественные музеи России и художественные музеи региона. | ||
Азбука искусства. | |||
7 | Участвует во всех видах художественно-творческой деятельности. | ||
8 | Различает главные темы искусства и отражает их в собственной художественно-творческой деятельности. | ||
9 | Выбирает и использует различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла. | ||
10 | Использует выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру и др. | ||
11 | Различает основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменяет их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками. | ||
12 | Создаёт средствами изобразительного искусства образ человека: передаёт на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры; характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека. | ||
13 | Решает художественные задачи с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия. | ||
14 | Наблюдает, сравнивает, сопоставляет и анализирует геометрическую форму предмета; изображает предметы различной формы; использует простые формы для создания выразительных образов в живописи. | ||
15 | Использует декоративные элементы, геометрические и растительные узоры для украшений своих изделий и предметов быта. | ||
16 | Передаёт характер и намерения объекта (природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т.д.) в различных видах художественно-творческой деятельности. | ||
17 | Изображает пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним своё эмоциональное отношение. | ||
18 | Изображает многофигурные композиции на значимые жизненные темы. |
Раздел 8. Учебно-методический материал.
Учебно-методический комплект.
- Копцева Т.А., Копцев В.П., Копцев Е.В. Изобразительное искусство. 4 класс. Учебник. – Смоленск. Ассоциация ХХI век, 2013.
- Копцева Т.А. Изобразительное искусство: художник, природа и Я: Методические рекомендации к учебнику для 4 класса общеобразовательных учреждений. - Смоленск. Ассоциация ХХI век, 2014.
- Копцева Т.А. Изобразительное искусство: Творческая папка для 4 класса общеобразовательного учреждения - Смоленск. Ассоциация ХХI век, 2014.
Репродукции.
Айвазовский И.К.
- Чёрное море.
Архипов А.Е.
- По реке Оке.
Васильев Ф.А.
- Перед дождём.
- Оттепель.
Васнецов В.М.
- Снегурочка.
- Иван царевич на сером волке..
Елисеев. Иллюстрации к сказкам А.С. Пушкина:
- У Лукоморья.
- Сказка о царе Салтане.
- Сказка о мёртвоё царевне.
- Сказка о золотом петушке.
- Сказка о рыбаке и рыбке.
- Сказка о попе и работнике его Балде.
Кочергин. Иллюстрации к сказкам:
- Медное, серебряное и золотое царство.
- По щучьему веленью.
- Поди туда – не знаю куда.
- Семь Семионов.
- Иван царевич и серый волк.
- Сивка-бурка.
- Иван – крестьянский сын.
- Летучий корабль.
- Баба Яга.
Куинджи А.И.
- Лунная ночь на Днепре.
- Берёзовая роща.
Левитан И.И.
- После дождя.
- Золотая осень.
Поленов В.Д.
- Заросший пруд.
- Московский дворик.
Саврасов А.К.
- Просёлок.
- Грачи прилетели.
Серов В.А.
- Девочка с персиками.
- Портрет Коровина К.А.
- Портрет Ермолаевой М.Н.
- Девушка, освещённая солнцем.
- Заросший пруд.
Шишкин И.И.
- Сосны, освещенные солнцем.
- Рожь.
- Утро в сосновом бору.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»
Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдште...
Рабочая программа по изобразительному искусству з класс по программе Б.М.Неменского
Данная рабочая программа используется в разных УМК ("Школа России", "Школа 2100" и др.). Надеюсь, что кому-то она пригодится....
Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс Школа России по программе Т.Я.Шпикаловой
Пояснительная записка. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы. Цели и задачи. Требования к уровню подготовки обучающихся. Методы и формы. Формы контроля уровня достижений обучающих...
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс по авторской программе Ашикова С.Г.
Рабочая программа по изобразительному искусству. Пояснительная записка. Календарно тематическое планирование...
Рабочая программа по изобразительному искусству. 3 класс ( по программе Кузина В.С.) (ФГОС)
Рабочая программа по изобразительному искусству. 3 класс ( по программе Кузина ) Составлена с учетом ФГОС (с изменениями 2015)....
Изобразительное искусство. Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс (УМК "Планета знаний")
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. УМК "Планета знаний"...
Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс. Учебник "Изобразительное искусство". Авторы: Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. Образовательная программа "Перспектива".
Количество учебных часов за год 31 час, в неделю: 1 час ....