Рабочая программа по изобразительному искусству з класс по программе Б.М.Неменского
рабочая программа (изобразительное искусство, 3 класс) по теме
Данная рабочая программа используется в разных УМК ("Школа России", "Школа 2100" и др.). Надеюсь, что кому-то она пригодится.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_izo_3_klass_po_programme_b.m.nemenskogo.doc | 149.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОКУ «Владимировская средняя общеобразовательная школа
Октябрьского района»
Рабочая программа
по изобразительному искусству 3 класс
по программе Б.М.Неменского
Составитель: Попова Е.В.
учитель начальных классов
Рассмотрено Согласовано: Утверждаю:
на заседании МО Заместитель директора Директор:
начальных классов по УВР
Протокол №
от
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа по изобразительному искусству создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. Рабочая программа распределяет учебные часы по крупным разделам курса, а также определяет конкретные виды изобразительной деятельности учащихся.
Структура документа
Рабочая программа включает три раздела: Пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии; Основное содержание обучения с примерным распределением учебных часов по разделам курса и Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих 3 класс начальной школы.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание рабочей программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как к духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Учащиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении, поэтому темы программы формулируются так, чтобы избежать излишней детализации, расчлененности и препарирования явлений, фактов, событий. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.
Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик – зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик – художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно
информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.
Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком рекомендуется проводить экскурсии в художественные и краеведческие музеи, в архитектурные заповедники; использовать видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях.
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературного чтения, при прохождении отдельных тем рекомендуется использовать межпредметные связи с окружающим миром (наша Родина и мир, строение растений, животных, пропорции человека, связи в природе), математикой (геометрические фигуры и объемы), трудом (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий).
Изобразительное искусство является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все виды искусства: живопись, графику, скульптуру, декоративно- прикладное искусство, архитектуру, дизайн, зрелищные и экранные искусства.
Одной из главных целей преподавания искусства становится задача развития у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности «углубления в себя», осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Программа воплощает в себе новый подход к художественно-творческому развитию школьников, который заключается в постановке и реализации принципиально новых задач художественной педагогики, из которых ведущая - формирование художественной культуры как неотъемлемой части культуры духовной. На каждом занятии педагог формирует нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное и безобразное, художественно - творческую активность, интерес к внутреннему миру, к сознанию своих личных связей с искусством, развивает умения и навыки художественной деятельности, приобщает детей к миру профессионального искусства, красоте природы, человека. Умения и навыки изображения усваиваются в процессе создания художественного образа, решения творческой задачи.
В основе лежит четкая последовательность приобщения ребенка к связям искусства с его личностью: от понимания образности самих художественных материалов к осознанию их как средства художественного языка, то есть способов выражения своих чувств и отношения жизни.
Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция группируются вокруг общих закономерностей художественно-образных языков изобразительных, декоративных, конструктивных искусств. Эти средства художественной выразительности учащиеся осваивают на всем протяжении обучения.
Три способа художественного освоения действительности - изобразительный, декоративный и конструктивный - в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных: видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
Основные содержательные линии
В рабочей программе выделены три содержательные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержания обучения, что дает возможность постепенно расширять и усложнять его с учетом конкретного этапа обучения: «Мир изобразительных (пластических) искусств»; «Художественный язык изобразительного искусства»; «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью».
Цели обучения
В результате изучения изобразительного искусства реализуются следующие цели:
- развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
- освоение первичных знаний о мире пластических искусств:
изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребёнка;
- овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
- воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому многонациональной культуре.
Место предмета в базисном учебном плане
В федеральном базисном учебном плане на изучение «Изобразительного искусства» в 3 классе отводится 1 час в неделю. Всего – 34 часа. Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» 3 класс разработана на основе учебно-методического комплекта «Школа России», а именно авторской программы Б.М.Неменского, В.Г.Горяева, Г.Е.Гурова, Л.А.Неменской и др.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
На уроках изобразительного искусства формируются умения:
- воспринимать окружающий мир и произведения искусства;
- выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений, анализировать результаты сравнения;
- объединять произведения по видовым и жанровым признакам;
- работать с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа;
- решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций, проявлять оригинальность при их решении;
- создавать творческие работы на основе собственного замысла;
- умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат.
Задачи художественного развития учащихся в 3 классе
Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве:
- развивать понимание неразрывной связи своей жизни, предметного окружения с деятельностью пластических (пространственных) искусств;
- развивать понимание роли каждого из Братьев-Мастеров в создании любого предмета быта и произведений искусства в окружающей человека жизни;
- развивать умение видеть и ценить труд художников, создающих неповторимый облик родного города на протяжении веков;
- развивать интерес к восприятию памятников архитектуры и произведений изобразительного искусства;
- развивать эмоциональную сферу ребёнка средствами комплексного воздействия разных видов искусств: изобразительного искусства, музыки, литературы.
Формирование художественно-творческой активности:
- уметь видеть творческий вклад художников в создание различных предметов для дома, для придания своего облика городу, улице, театру;
- творчески участвовать в создании эскизов предметов, окружающих детей дома (игрушек, книжек, посуды и др.), на улицах города, в театре;
- активно участвовать в беседах на уроке, в индивидуально-коллективных формах творчества;
- активно участвовать в организации выставок в классе и школе.
Результаты обучения
Формирование художественных знаний, умений, навыков у учащихся 3 класса:
- учиться понимать, что в создании разных предметов для дома, школы, театра, города важную роль играют качество и красота материала, разнообразие и красота форм, узоров, конструкций;
- знать, что в создании любой вещи, объекта окружающей нас среды, произведений искусства принимают участие Мастера Изображения, Украшения и Постройки;
- знать основные жанры станковых форм искусства: натюрморт, портрет, пейзаж, исторический и бытовой жанры;
- знать, что лучшие произведения искусства хранятся в музеях изобразительного искусства, художественных галереях, музеях декоративно-прикладного искусства и музеях под открытым небом; знать основные музеи нашей страны;
- иметь представление о творчестве художников-иллюстраторов детских книг (И.Билибин, Ю.Васнецов и др.), об известных народных художественных промыслах России (Хохлома, Гжель, промыслы народной игрушки, промыслы своего региона);
- запомнить ряд имён мастеров, с работами которых встречались на уроках (И.Левитан, А.Саврасов, И.Репин, В.Серов, В.Ватагин);
- владеть элементарными навыками работы гуашью, цветными мелками, а также работы с пластилином или глиной, бумагой, необходимыми для осуществления творческих замыслов;
- владеть элементарными приёмами изображения глубины пространства (наблюдательной перспективой) с элементами загораживания, передачи величины предметов (дальше – меньше, ближе – больше);
- знать начальные сведения о светотени (свет, тень, полутень, блик, рефлекс);
- учиться передавать движение, пропорции фигуры человека и животных;
- владеть простейшими навыками объёмного конструирования из бумаги при создании «проектов» оград, фонарей, зданий, витрин, транспорта, выразительных масок и кукол для школьного театра.
Содержание программного материала
№ п/п | Наименование раздела | Всего часов | Сроки изучения | Контрольные и диагностические работы | Сроки проведения | Примечания |
1. | «Искусство в твоём доме» | 8 часов | I четверть | Выставка работ | На уроке | |
2. | «Искусство на улицах твоего города» | 7часов | II четверть | Выставка работ | На уроке | |
3. | «Художник и зрелище» | 10часов | III четверть | Выставка работ | На уроке | |
4 | «Художник и музей» | 9 часов | IV четверть | Выставка работ | На уроке | |
Всего | 34 часа |
Календарно-тематическое планирование
Планирование раздела №1
«Искусство в твоём доме» (8 часов)
№ п/п | Тема учебного занятия | Кол-во часов | Тип урока | Материалы и зрительный ряд | Дата проведения |
1. | Твои игрушки (Создание формы) | 1 | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Пластилин, глина, мука, водоэмульсионная краска. Практическая работа в создании будущей игрушки из данных м-ов. Подлинники, слайды образцов дымковской, филимоновской , богородской и др. игрушек. | |
2. | Твои игрушки (Украшение) | 1 | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Гуашь, крупные и мелкие кисти. Практическая работа в росписи самодельной игрушки. Слайды. | |
№ п/п | Тема учебного занятия | Кол-во часов | Тип урока | Материалы и зрительный ряд | Дата проведения |
3. | Посуда у тебя дома (Создание посуды на каждый день и праздничной. Связь формы и декора посуды с её назначением) | 1 | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Пластилин. Практическая работа в лепке посуды. Слайды и подлинники образцов посуды (Хохлома, Гжель и др.) | |
4. | Мамин платок (Создание эскиза росписи платка. Композиция и эмоциональное звучание цвета в росписи) | 1 | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Цветная бумага, гуашь, кисти, ножницы. Практическая работа в росписи платка на цветной бумаге. Слайды платков. | |
5. | Обои и шторы в твоём доме (Создание орнамента для обоев) | 1 | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Альбом (белая бумага), цветная бумага, гуашь, кисти. Практическая работа в Создании орнамента для обоев на белой или цв. бумаге. Образцы обоев, слайды. | |
6. | Твои книжки (Создание книги. Форма, цвет, размер, оформление обложки, иллюстрации) | 1 | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Белая бумага, цветной картон, белые нитки, игла, степлер, цв. карандаши, фломастеры, гуашь, кисти. | |
7. | Поздравительная открытка Создание поздравительной открытки-образа. Открытка как предмет искусства) | 1 | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Пластилин, стеки, картон, белая и цв. бумага, клей, ножницы, гуашь, кисти, сухие травы. Слайды и подлинники поздравительных открыток. | |
8. | Что сделал художник в нашем доме (Обобщение темы четверти) | 1 | Обобщение изученного материала | Занимательные игры-угадайки, экскурсия по выставке детских работ, выполненных за это время. |
Планирование раздела №2
«Искусство на улицах твоего города» (7 часов)
№ п/п | Тема учебного занятия | Кол-во часов | Тип урока | Материалы и зрительный ряд | Дата проведения |
1 | Памятники архитектуры – наследие веков (Изображение памятников архитектуры, основываясь на разнообр. архит. форм и их нарядном декоре).
| 1
| Изучение и первичное закрепление нов. знаний
| Белая или тонир. бумага, гуашь, кисти, восковые мелки. Слайды архитектурных памятников. |
|
2. | Парки, скверы, бульвары (Изображение культурной природной среды. Разные по характеру парки (для сказочных героев, весёлый детский парк-аттракцион, аллея воинской славы) | 1 | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Белая или тонированная бумага, гуашь, крупные и мелкие кисти. Слайды парков культуры и отдыха. | |
3. | Ажурные ограды (Создание проектов ажурных оград. Приобщение детей к красоте ажурно-сетчатых конструкций оград и решёток скверов, парков, перил мостов (чугунное литьё, ковка); деревянного узорочья изб, ворот и т. д. | 1 | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Белая, чёрная и цветная бумага, клей, ножницы, цветной картон, серпантин. Слайды ажурных узоров (ковка, деревян. узорочье). |
|
4. | Фонари на улицах и парках (Создание проектов фонарей. Важная роль уличных и парковых фонарей в создании неповторимого облика города.) | 1 | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Цветная бумага, клей, ножницы. Белая бумага, гуашь, кисти. Слайды Московского музея фонарей. | |
5. | Витрины магазинов (Создание проектов оформления витрины. Композиционное решение, цветовой строй, ритм. расположение предметов в пространстве). | 1 | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Коробка от обуви, цветная бумага, клей, ножницы. Слайды витрин магазинов. | |
6. | Транспорт в городе (Создание проектов машин. Образ машины через её форму.)
| 1 | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Коробочки разных размеров, цветная бумага, клей, ножницы. Слайды городского транспорта. | |
7. | Что сделал художник на улицах моего города (моего села) (Обобщение темы четверти) | 1 | Обобщение изученного материала | Урок-викторина, игра в экскурсоводов по коллективному панно детских работ. |
Планирование раздела №3
«Художник и зрелище» (10 часов)
№ п/п | Тема учебного занятия | Кол-во часов | Тип урока | Материалы и зрительный ряд | Дата проведения |
1. | Художник в цирке (Изображение циркового зрелища, отдельного номера или персонажа в процессе выступления). | 1 | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Гуашь, кисти, белая бумага, восковые мелки, пастель. Слайды цирковых выступлений. | |
2-3 | Художник в театре (Создание «Театра на столе». Художественно-декоративное оформление спектакля). | 2 | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Гуашь, кисти, белая и цветная бумага, картон, ножницы, клей, коробки от обуви, пластилин. Слайды театр. выступл. | |
4-5. | Театр кукол (Изготовление перчаточных кукол и создание спектакля). | 2 | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Пластилин, мука, водоэмульсионная краска, картон, кусочки ткани, ножницы, клей, картон, большая обувная коробка. Слайды, образцы кукол. | |
6-7. | Маска (Создание маски). | 2 | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Цветной картон, цветная бумага, клей, ножницы, старые очки, большое фото лица из журнала (глаза), верёвки, пакля, бусы и т. д. Слайды масок, образцы. | |
8. | Афиша и плакат (Составление эскиза афиши к своему кукольному спектаклю или цирковому представлению). | 1 | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Альбомный лист, гуашь, кисти, восковые мелки, пастель. Слайды афиш. | |
9. | Праздник в городе (Создание эскиза праздничного оформления города, села, двора на тему «День инопланетянина»). | 1 | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Альбомный лист, гуашь, кисти. Слайды оформления улиц села (города). | |
10. | Школьный карнавал (Обобщение темы четверти). | 1 | Обобщение изученного материала | Урок-путешествие по темам четверти (просмотр кукольных спектаклей, афиш, масок). |
Планирование раздела №4
«Художник и музей» (9 часов)
№ п/п | Тема учебного занятия | Кол-во часов | Тип урока | Материалы и зрительный ряд | Дата проведения |
1. | Музеи в жизни города (музей искусства) | 1 | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Просмотр слайдов с изображением Третьяковской галереи, Музея изобраз. искусств им. А.С.Пушкина и др. | |
2. | Картина – особый мир | 1 | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Знакомство с станковым искусством. Отличие картины от иллюстрации в книге. Роль рамы в восприятии картины. Просмотр слайдов. | |
3. | Картина-пейзаж (жанр пейзажа) Изобразить два эмоционально разных пейзажа: радостный и грустный. | 1 | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Гуашь, акварель, кисти, альбом. Слайды пейзажной живописи (И.Левитан, А.Саврасов, А.Куинджи). | |
4. | Картина-портрет (жанр портрета) (Изобразить портрет интересного для себя человека). | 1 | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Гуашь, акварель, кисти, альбом. Слайды портретов. | |
5. | Картина-натюрморт (жанр натюрморта) (Изобразить натюрморт разного эмоционального звучания: радостный, грустный, нежный). | 1 | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Гуашь, акварель, кисти, альбом. Просмотр слайдов. | |
6. | Исторические картины и картины бытового жанра (Создать композицию на тему исторических событий или будничной человеческой жизни). | 1 | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Гуашь, акварель, кисти, альбом. Просмотр слайдов (П.Корин «Александр Невский», В.Васнецов «Витязь на распутье» и др. | |
7-8. | Скульптура в музее и на улице (Создать из глины (пластилина) фигурку человека или животного в движении). | 2 | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Глина (пластилин), мука, водоэмульсионная краска, гуашь, кисти. Слайды скульптур. | |
9. | Художественные выставки (Обобщение темы четверти и года) | 1 | Обобщение изученного материала | Занимательные игры-угадайки, экскурсия по выставке детских работ, выполненных за год. |
|
Список литературы по реализации программы
1. Концепция и программы начальных классов. 2 часть.
2. Учебник «Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас» 3 класс
под ред. Б.М. Неменского.
3. Поурочные планы 3 класс по программе Б.М. Неменского.
4. Набор таблиц по ИЗО, слайды.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по изобразительному искусству. 3 класс ( по программе Кузина В.С.) (ФГОС)
Рабочая программа по изобразительному искусству. 3 класс ( по программе Кузина ) Составлена с учетом ФГОС (с изменениями 2015)....
Рабочая программа по Изобразительному искусству 1 класс. Автор программы Ашикова
Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного ста...
Рабочая программа по изобразительному искусству , 4 класс по программе " Школа России".
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку и календарно-тематическое планирование для 4 класса по программе " Школа России"....
Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс под редакцией Б.М.Неменского
Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс под редакцией Б.М.Неменского составлена в соответствии с ФГОС...
Рабочая программа по изобразительному искусству. 2 класс по программе Б. М. Неменского
Рабочая программа по изобразительному искусству. 2 класс по программе Б. М. Неменского...
Рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс по ФГОС Б.М. Неменский, Н. А. Горяев
программа по ИЗО 3 класс...
рабочая программа по изобразительному искусству.3 класс .под редакцией Б.М.Неменского
рабочая программа по изобразительному искусству .3 класс ....
Комментарии
Спасибо за разработку. В этом