Урок изобразительного искусства 1 класс
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 1 класс) на тему

Шемякина Любовь Николаевна

Урок изобразительного искусства 1 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_izo_shemyakina.doc104.04 КБ

Предварительный просмотр:

Урок ИЗО в 1 классе по теме «Праздник весны. Пасхальное яйцо»

Образовательные ресурсы:

  • художественные материалы: шаблоны, гуашь, кисти, баночка для воды, салфетка, простой карандаш, резинка.
  • зрительный ряд: мультимедийная презентация «Пасхальный сувенир».
  • Литературный ряд: стихи, загадки.
  • Музыкальный ряд: запись колокольного звона.

План урока.

1.Беседа

2.Рассказ учителя, просмотр презентации.

3. Творческая практическая  деятельность.

4. выставка работ. Рефлексия.

Цели и задачи художественного развития учащихся:

  • ознакомить с историей возникновения праздника, с историей росписи яйца, образцами росписи.
  • объяснить, что означают цвета при росписи;
  • познакомить с символикой росписи;
  • развивать интерес к творчеству, к культуре нашего народа, воспитывать эстетические чувства у учащихся, развивать наблюдательность и творческое воображение.
  • формировать навыки работы с красками.
  • развитие способности к творческому самовыражению.

Формы и методы обучения: объяснительно- иллюстративный; фронтальная и индивидуальная.

УУД (умение учиться)

Регулятивные: создаёт рисунок по собственному замыслу, используя выразительные свойства художественного материала (гуашь, акварель); оценивает результат своего труда, самостоятельно составляет план работы, организовывает рабочее место,.

Познавательные: понимание значения и роли изобразительного искусства в жизни каждого человека и общества.

Личностные: формирование навыков работы с красками, умение использовать цвет для достижения своего замысла; повышение культуры речевого общения; развитие способностей к творческому самовыражению.

Коммуникативные: умеет обмениваться мнениями, слушать учителя и одноклассников, работать в коллективе; обсуждает индивидуальные результаты художественно- творческой деятельности, рассуждает об услышанных музыкальных звуках

Сценарий  урока.

  1. Организационный момент. Личностные УУД

Проверка готовности к уроку.

Прозвенел уже звонок. Начинается урок.

-Прежде, чем начать занятие, проверим, всё ли у вас готово к уроку. Я буду читать загадки, а вы покажете предмет, о котором в них говорится:

  1. Свою косичку без опаски

Она обмакивает в краски,

Потом окрашенной косичкой

В альбоме водит по страничке.

                                           (Кисточка)

  1. Жмутся в узеньком домишке

Разноцветные детишки.

Только выпустишь на волю –

Где была пустота,

Там глядишь – красота.

                                           (Краски)

  1. Черный Ивашка –

Деревянная рубашка,

Где носом поведёт,  там линия пройдёт. (Карандаш)

  1. Семя плоско

Поле гладко,

Кто умеет,

Тот и сеет,

Семя не всходит

А плод приносит.  (Бумага)

  1. Если ей работу дашь –

Зря трудился карандаш.

                                  (Резинка)

-Что ещё у вас на столах?(Ещё нам сегодня будут нужны баночка с водой, палитра и салфетки.)

-Для того, чтобы вам удобно было работать, вспомним как организовать своё рабочее место и разложить необходимые материалы на столе.

  Правила:

1.Лист бумаги кладём перед собой.

2.С правой стороны ближе к нам, ставим баночки с гуашью, дальше с водой.

2.Сообщение темы и цели урока. Постановка и формулирование учебной задачи.

-Ребята я бы хотела начать наш урок  изобразительного искусства с просмотра слайда.(Слайд №1, звучит колокольный звон)

-Ребята,  что вы слышали сейчас? ( колокольный перезвон)

-А слышали ли вы ранее такой перезвон? Если да то где  и когда можно услышать такой перезвон?

-Вы правы это праздничный пасхальный  перезвон.

-Какой праздник мы будем праздновать в это  воскресенье? (слайд №3) (Праздник Пасхи)

-Когда с весенним пробужденьем
Звенит веселая капель,
Христовым Светлым Воскресеньем
Нам сердце радует Апрель.
В небесных, чудных, нежных красках
Под колокольный звон окрест
Мир отмечает Праздник Пасхи,
Как величайший из торжеств.

-Ребята, скажите, пожалуйста, а как у вас дома готовятся к Пасхе? (слайд №4) Совершенно верно.  Вот и мы с вами тоже будем готовиться к празднику.

-Как вы думаете, чем мы сегодня с вами будем заниматься на уроке? ( будем  в роли художников, создающие эскизы пасхального яйца, которые мы  можем применить при крашении яиц к светлому дню Пасхи.)

3. Введение в тему урока.

Беседа по теме урока просмотр презентации.

Познавательные и коммуникативные УУД.

-Каждую весну весь мир отмечает светлый праздник -  «Пасху» или Христово Воскресенье.

-Скажите ребята, а что вы знаете о празднике? ( Выслушиваются ответы)

Ребенок читает стихотворение:

В лужах солнышко искрится,

Верба пухом зацвела,

«Живы, жить!» - щебечут птицы

И поют колокола.

На столе кулич душистый,

Горка крашеных яиц.

В этот праздник светлый, чистый,

Не увидишь хмурых лиц.

Говорят: «Христос воскрес!»

«Да, воистину воскрес!»

Разрывая тьмы завесу,

К людям Он сошел с небес.

Жив Христос и верят люди:

Коль расстанемся со злом,

Жизнь продлится. Вечным будет

Мир с любовью и добром! (слайд № 5)

-Пасха - это главный праздник христианского мира. Это победа жизни над смертью, праздник любви, мира, символизирующий приход весны. На пасху все ходят друг к другу в гости, поздравляют с праздником, желают хозяевам счастья, одаривают друг друга крашеными яйцами и куличами. (Слайд №6) Главный символ праздника –это…Может вы знаете? окрашенное яйцо. Люди с радостью дарят  друг другу крашеные яйца.  Потому что яйцо- символ возрождения и бесконечности жизни.

(слайд № 7)

 -По великой любви к нам, людям, Господь сошёл на землю в образе человека, принял за нас страдание и смерть на кресте. На третий день после погребения свершилось чудо – Господь воскрес из мёртвых! Люди,  радуясь этому, говорят друг другу…?.. «Христос воскрес» и отвечают «Воистину воскрес».

(слайд №8)

-А может кто-нибудь из вас знает, откуда пошёл обычай дарить яйца?

-Обычай дарить крашеные яйца произошел от святой   Марии Магдалины,  когда она принесла императору Тиберию яйцо в качестве подарка и сказала ему «Христос воскрес», он не поверил ей, рассмеялся и сказал  «это не возможно, как если бы это белое яйцо стало красным». И яйцо в руках Марии Магдалины  сразу же покраснело.

-Поэтому к пасхе каждая семья окрашивает яйца.(Слайд№9)

-Скажите, а что устраивают дети в этот день?  ( Дети, устраивают состязания между собой, чьё яйцо крепче, или у кого дальше укатится.)

- Скажите, а как ваши мамы окрашивают яйца? (Выслушиваются ответы)

(слайд № 10)

-Пасхальные яйца в прошлые времена окрашивали натуральными красителями: отваром луковой шелухи – в красный цвет, отвар ольхи - в коричневый, настой почек тополя – в желтый и называли их -  крашенками (слайд №11) Также на  яйца часто  наносили узоры – символы.

– Ребята, а вы знаете, какие  узоры использовали для росписи пасхальных яиц? ( Выслушиваются ответы) 

-Такие яйца назывались – писанками. Каждый рисунок имел свое значение.(слайд № 12, 13, 14) Символы были разные. (Звездочки, веточки, листочки и т. д)

- Вы  посмотрели Крашенки и Писанки, рассмотрите яйца которые у вас на столе, отличаются они? ( Да)  

-Чем отличаются? ( Выслушать ответы)

-Отличие  Крашенок от Писанок в том, что для Крашенок  использовали вареные яйца, а для Писанок непременно сырые.

(слайд № 15)

-Цвет тоже означал разное:

  • зеленый – символизирует весну;
  • сочетание красного и белого – благодарность  богам за защиту от зла.
  • красный- цвет радости, жизни, любви;
  • жёлтый- посвящается солнцу, луне, звёздам.

-До наших дней дошли такие разновидности яиц: (слайд №16)

  • крапанки (слезки, точки, зернышки, капли);
  • драпанки (узор процарапывается);
  • бочарки (узор колечки);
  • малеванки (раскрашены кисточками, рисуют цветы, церкви)

-Есть  множество способов создания дарственных яиц  (слайд №17, 18, 19)

  • яйца украшенные конфетти, бисером, крупой, зерном.
  • именные писания (знаки зодиака, фазы луны)
  • деревянные яйца;
  • ювелирные яйца – «Фаберже», «Картье», «Гжель», «Софрино»;
  • боевые яйца – для пасхальных игр.

(слайд № 20)

 -Писанка до сих пор очень популярна во многих уголках мира. Музей писанки есть в Коломне на Украине.

(слайд № 21)

 -А на территории Канады, в местечке Вегревиль, находится самое большое в мире пасхальное яйцо: его длина – 8м, а ширина – 5м. Эта «писанка» весом около 2270 кг сделана из обломков самолетов, поворачивается по ветру. И видна за многие километры. Обхватить этот шедевр могут лишь 20 человек, а разбить – разве что тяжелой артиллерией.

4.Физминутка. Регулятивные УУД

На зарядку солнышко поднимает нас.

Поднимаем руки мы по команде «раз».

А над нами весело шелестит листва.

Опускаем руки мы по команде «два».

5.Творческая и практическая деятельность.

Регулятивные и личностные УУД

(слайд № 22)

 - Сейчас мы с вами превратимся в мастеров росписи и тоже сделаем эскиз писанки. Это несложно. Только  не надо торопиться и делать все аккуратно.

- Давайте составим план работы. (слайд № 23)  В начале обводим шаблон, делаем эскиз карандашом, составляем узор (слайд № 24, 25) а затем выполняем работу в цвете. Обводка цветом каждого элемента орнамента, для выразительности.

(слайд №26) (дети выбирают любой вид росписи либо придумывают свой и под музыку выполняют работу)

6.Итог урока. Рефлексия.

Коммуникативные УУД

1.Организация выставки. Анализ детских работ.

-Вот и закончилась наша работа. Посмотрите, какие замечательные яйца – писанки у вас получились.

2.Обобщение.

- Для чего делали писанки? Зачем создавали такую красоту? (Они украсят не только нашу выставку, но такие яйца можно подарить своей семье.)

-О каком православном празднике мы сегодня говорили?

-Что вам особенно запомнилось?

-Что вы сделаете доброго для своих близких?

(слайд № 27)

-В заключении я хочу рассказать еще об одной традиции Пасхи . В пасхальную неделю любой желающий мог поупражняться в колокольном звоне и пожелать здоровья себе и своим близким. Давайте позвоним в этот колокольчик и будем всегда здоровы!(звучит колокольный звон, дети звонят в маленький колокольчик)

3. Уборка рабочего места. Личностные УУД


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку изобразительного искусства в 4 классе "Изучаем азбуку изобразительного искусства.Рисуем с натуры коробку".

Данная презентация содержит теоретический материал по теме и образцы поэтапного рисования коробки....

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Платок для мамы", 3 класс, (УМК "Изобразительное искусство", Б. М. Неменский)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВАТема урока «Платок для мамы»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования у учащи...

Технологическая карта урока изобразительного искусства «Старинное вышитое полотенце», 3 класс, УМК "Изобразительное искусство", автор Б.М. Неменский

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВАТема урока «Старинное вышитое полотенце»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования п...

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Весенний пейзаж", 1 урок, 3 класс (УМК "Изобразительное искусство", Б.М. Неменский)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОТема урока: «Весенний пейзаж»Тип урока: открытие «нового» знанияЦель урока: создание условий для раскрытия творческого поте...

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Весенний пейзаж", 2 урок, 3 класс (УМК "Изобразительное искусство", Б. М. Неменский)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОТема урока: «Весенний пейзаж»Тип урока: открытие «нового» знанияЦель урока: создание условий для развития у детей художеств...