Урок изобразительного искусства 1 класс
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок ИЗО в 1 классе по теме «Праздник весны. Пасхальное яйцо»
Образовательные ресурсы:
- художественные материалы: шаблоны, гуашь, кисти, баночка для воды, салфетка, простой карандаш, резинка.
- зрительный ряд: мультимедийная презентация «Пасхальный сувенир».
- Литературный ряд: стихи, загадки.
- Музыкальный ряд: запись колокольного звона.
План урока.
1.Беседа
2.Рассказ учителя, просмотр презентации.
3. Творческая практическая деятельность.
4. выставка работ. Рефлексия.
Цели и задачи художественного развития учащихся:
- ознакомить с историей возникновения праздника, с историей росписи яйца, образцами росписи.
- объяснить, что означают цвета при росписи;
- познакомить с символикой росписи;
- развивать интерес к творчеству, к культуре нашего народа, воспитывать эстетические чувства у учащихся, развивать наблюдательность и творческое воображение.
- формировать навыки работы с красками.
- развитие способности к творческому самовыражению.
Формы и методы обучения: объяснительно- иллюстративный; фронтальная и индивидуальная.
УУД (умение учиться)
Регулятивные: создаёт рисунок по собственному замыслу, используя выразительные свойства художественного материала (гуашь, акварель); оценивает результат своего труда, самостоятельно составляет план работы, организовывает рабочее место,.
Познавательные: понимание значения и роли изобразительного искусства в жизни каждого человека и общества.
Личностные: формирование навыков работы с красками, умение использовать цвет для достижения своего замысла; повышение культуры речевого общения; развитие способностей к творческому самовыражению.
Коммуникативные: умеет обмениваться мнениями, слушать учителя и одноклассников, работать в коллективе; обсуждает индивидуальные результаты художественно- творческой деятельности, рассуждает об услышанных музыкальных звуках
Сценарий урока.
- Организационный момент. Личностные УУД
Проверка готовности к уроку.
Прозвенел уже звонок. Начинается урок.
-Прежде, чем начать занятие, проверим, всё ли у вас готово к уроку. Я буду читать загадки, а вы покажете предмет, о котором в них говорится:
- Свою косичку без опаски
Она обмакивает в краски,
Потом окрашенной косичкой
В альбоме водит по страничке.
(Кисточка)
- Жмутся в узеньком домишке
Разноцветные детишки.
Только выпустишь на волю –
Где была пустота,
Там глядишь – красота.
(Краски)
- Черный Ивашка –
Деревянная рубашка,
Где носом поведёт, там линия пройдёт. (Карандаш)
- Семя плоско
Поле гладко,
Кто умеет,
Тот и сеет,
Семя не всходит
А плод приносит. (Бумага)
- Если ей работу дашь –
Зря трудился карандаш.
(Резинка)
-Что ещё у вас на столах?(Ещё нам сегодня будут нужны баночка с водой, палитра и салфетки.)
-Для того, чтобы вам удобно было работать, вспомним как организовать своё рабочее место и разложить необходимые материалы на столе.
Правила:
1.Лист бумаги кладём перед собой.
2.С правой стороны ближе к нам, ставим баночки с гуашью, дальше с водой.
2.Сообщение темы и цели урока. Постановка и формулирование учебной задачи.
-Ребята я бы хотела начать наш урок изобразительного искусства с просмотра слайда.(Слайд №1, звучит колокольный звон)
-Ребята, что вы слышали сейчас? ( колокольный перезвон)
-А слышали ли вы ранее такой перезвон? Если да то где и когда можно услышать такой перезвон?
-Вы правы это праздничный пасхальный перезвон.
-Какой праздник мы будем праздновать в это воскресенье? (слайд №3) (Праздник Пасхи)
-Когда с весенним пробужденьем
Звенит веселая капель,
Христовым Светлым Воскресеньем
Нам сердце радует Апрель.
В небесных, чудных, нежных красках
Под колокольный звон окрест
Мир отмечает Праздник Пасхи,
Как величайший из торжеств.
-Ребята, скажите, пожалуйста, а как у вас дома готовятся к Пасхе? (слайд №4) Совершенно верно. Вот и мы с вами тоже будем готовиться к празднику.
-Как вы думаете, чем мы сегодня с вами будем заниматься на уроке? ( будем в роли художников, создающие эскизы пасхального яйца, которые мы можем применить при крашении яиц к светлому дню Пасхи.)
3. Введение в тему урока.
Беседа по теме урока просмотр презентации.
Познавательные и коммуникативные УУД.
-Каждую весну весь мир отмечает светлый праздник - «Пасху» или Христово Воскресенье.
-Скажите ребята, а что вы знаете о празднике? ( Выслушиваются ответы)
Ребенок читает стихотворение:
В лужах солнышко искрится,
Верба пухом зацвела,
«Живы, жить!» - щебечут птицы
И поют колокола.
На столе кулич душистый,
Горка крашеных яиц.
В этот праздник светлый, чистый,
Не увидишь хмурых лиц.
Говорят: «Христос воскрес!»
«Да, воистину воскрес!»
Разрывая тьмы завесу,
К людям Он сошел с небес.
Жив Христос и верят люди:
Коль расстанемся со злом,
Жизнь продлится. Вечным будет
Мир с любовью и добром! (слайд № 5)
-Пасха - это главный праздник христианского мира. Это победа жизни над смертью, праздник любви, мира, символизирующий приход весны. На пасху все ходят друг к другу в гости, поздравляют с праздником, желают хозяевам счастья, одаривают друг друга крашеными яйцами и куличами. (Слайд №6) Главный символ праздника –это…Может вы знаете? окрашенное яйцо. Люди с радостью дарят друг другу крашеные яйца. Потому что яйцо- символ возрождения и бесконечности жизни.
(слайд № 7)
-По великой любви к нам, людям, Господь сошёл на землю в образе человека, принял за нас страдание и смерть на кресте. На третий день после погребения свершилось чудо – Господь воскрес из мёртвых! Люди, радуясь этому, говорят друг другу…?.. «Христос воскрес» и отвечают «Воистину воскрес».
(слайд №8)
-А может кто-нибудь из вас знает, откуда пошёл обычай дарить яйца?
-Обычай дарить крашеные яйца произошел от святой Марии Магдалины, когда она принесла императору Тиберию яйцо в качестве подарка и сказала ему «Христос воскрес», он не поверил ей, рассмеялся и сказал «это не возможно, как если бы это белое яйцо стало красным». И яйцо в руках Марии Магдалины сразу же покраснело.
-Поэтому к пасхе каждая семья окрашивает яйца.(Слайд№9)
-Скажите, а что устраивают дети в этот день? ( Дети, устраивают состязания между собой, чьё яйцо крепче, или у кого дальше укатится.)
- Скажите, а как ваши мамы окрашивают яйца? (Выслушиваются ответы)
(слайд № 10)
-Пасхальные яйца в прошлые времена окрашивали натуральными красителями: отваром луковой шелухи – в красный цвет, отвар ольхи - в коричневый, настой почек тополя – в желтый и называли их - крашенками (слайд №11) Также на яйца часто наносили узоры – символы.
– Ребята, а вы знаете, какие узоры использовали для росписи пасхальных яиц? ( Выслушиваются ответы)
-Такие яйца назывались – писанками. Каждый рисунок имел свое значение.(слайд № 12, 13, 14) Символы были разные. (Звездочки, веточки, листочки и т. д)
- Вы посмотрели Крашенки и Писанки, рассмотрите яйца которые у вас на столе, отличаются они? ( Да)
-Чем отличаются? ( Выслушать ответы)
-Отличие Крашенок от Писанок в том, что для Крашенок использовали вареные яйца, а для Писанок непременно сырые.
(слайд № 15)
-Цвет тоже означал разное:
- зеленый – символизирует весну;
- сочетание красного и белого – благодарность богам за защиту от зла.
- красный- цвет радости, жизни, любви;
- жёлтый- посвящается солнцу, луне, звёздам.
-До наших дней дошли такие разновидности яиц: (слайд №16)
- крапанки (слезки, точки, зернышки, капли);
- драпанки (узор процарапывается);
- бочарки (узор колечки);
- малеванки (раскрашены кисточками, рисуют цветы, церкви)
-Есть множество способов создания дарственных яиц (слайд №17, 18, 19)
- яйца украшенные конфетти, бисером, крупой, зерном.
- именные писания (знаки зодиака, фазы луны)
- деревянные яйца;
- ювелирные яйца – «Фаберже», «Картье», «Гжель», «Софрино»;
- боевые яйца – для пасхальных игр.
(слайд № 20)
-Писанка до сих пор очень популярна во многих уголках мира. Музей писанки есть в Коломне на Украине.
(слайд № 21)
-А на территории Канады, в местечке Вегревиль, находится самое большое в мире пасхальное яйцо: его длина – 8м, а ширина – 5м. Эта «писанка» весом около 2270 кг сделана из обломков самолетов, поворачивается по ветру. И видна за многие километры. Обхватить этот шедевр могут лишь 20 человек, а разбить – разве что тяжелой артиллерией.
4.Физминутка. Регулятивные УУД
На зарядку солнышко поднимает нас.
Поднимаем руки мы по команде «раз».
А над нами весело шелестит листва.
Опускаем руки мы по команде «два».
5.Творческая и практическая деятельность.
Регулятивные и личностные УУД
(слайд № 22)
- Сейчас мы с вами превратимся в мастеров росписи и тоже сделаем эскиз писанки. Это несложно. Только не надо торопиться и делать все аккуратно.
- Давайте составим план работы. (слайд № 23) В начале обводим шаблон, делаем эскиз карандашом, составляем узор (слайд № 24, 25) а затем выполняем работу в цвете. Обводка цветом каждого элемента орнамента, для выразительности.
(слайд №26) (дети выбирают любой вид росписи либо придумывают свой и под музыку выполняют работу)
6.Итог урока. Рефлексия.
Коммуникативные УУД
1.Организация выставки. Анализ детских работ.
-Вот и закончилась наша работа. Посмотрите, какие замечательные яйца – писанки у вас получились.
2.Обобщение.
- Для чего делали писанки? Зачем создавали такую красоту? (Они украсят не только нашу выставку, но такие яйца можно подарить своей семье.)
-О каком православном празднике мы сегодня говорили?
-Что вам особенно запомнилось?
-Что вы сделаете доброго для своих близких?
(слайд № 27)
-В заключении я хочу рассказать еще об одной традиции Пасхи . В пасхальную неделю любой желающий мог поупражняться в колокольном звоне и пожелать здоровья себе и своим близким. Давайте позвоним в этот колокольчик и будем всегда здоровы!(звучит колокольный звон, дети звонят в маленький колокольчик)
3. Уборка рабочего места. Личностные УУД
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку изобразительного искусства в 4 классе "Изучаем азбуку изобразительного искусства.Рисуем с натуры коробку".
Данная презентация содержит теоретический материал по теме и образцы поэтапного рисования коробки....
Технологическая карта урока изобразительного искусства для 2 класса «Изразец в архитектуре» по программе "Перспектива" Т. Я. Шпикаловой "Изобразительное искусство"
Данная технологичкская карта разработана для урока ИЗО во 2 классе по теме: "Изразец в архитектуре"...
Урок изобразительное искусство класс 4. Тема:"Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии".
Технологическая карта урока ИЗО,4 класс,УМК Школа России...
Технологическая карта урока изобразительного искусства "Платок для мамы", 3 класс, (УМК "Изобразительное искусство", Б. М. Неменский)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВАТема урока «Платок для мамы»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования у учащи...
Технологическая карта урока изобразительного искусства «Старинное вышитое полотенце», 3 класс, УМК "Изобразительное искусство", автор Б.М. Неменский
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВАТема урока «Старинное вышитое полотенце»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования п...
Технологическая карта урока изобразительного искусства "Весенний пейзаж", 1 урок, 3 класс (УМК "Изобразительное искусство", Б.М. Неменский)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОТема урока: «Весенний пейзаж»Тип урока: открытие «нового» знанияЦель урока: создание условий для раскрытия творческого поте...
Технологическая карта урока изобразительного искусства "Весенний пейзаж", 2 урок, 3 класс (УМК "Изобразительное искусство", Б. М. Неменский)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОТема урока: «Весенний пейзаж»Тип урока: открытие «нового» знанияЦель урока: создание условий для развития у детей художеств...