Изобразительное искусство."В мире книг". 1 класс
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 1 класс) по теме

Морозова (Пакуть) Екатерина Александровна

Урок по изобразительному искусству . Учебник Т.А. Копцевой «Изобразительное искусство» 1 класс, 2012. УМК "Гармония". Тема урока: «В мире книг». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo_-_bukvitsa_1_klass.docx26.11 КБ
Файл izo_-_bukvitsa_1_klass.pptx646.32 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Медвежьегорская СОШ №3»

Открытый урок по искусству (изобразительное искусство).

Тема урока: «В мир книг».

Класс: 1б

учитель: Пакуть Екатерина Александровна

Вид: декоративное рисование.

Цель урокаДать понятие «Буквица». Научить выполнять Буквицы. Расширение представлений детей о разных цветах и умение их различать. Хроматические и ахроматические цвета.

Задачи:

  • Образовательная: узнать об истории книгопечатания, о рукописных книгах, об искусстве каллиграфии, принципах образования шрифта; способствовать формированию умений и навыков;
  • Развивающая: развитие графических умений и навыков; развитие общей эрудиции и кругозора, способствовать развитию сенсорной сферы (развитию глазомера, ориентировки в пространстве, точности и тонкости различения цвета, формы), творческих способностей, обогащению словарного запаса; развитию памяти, произвольного внимания;
  • Воспитательная: способствовать формированию и развитию нравственных, трудовых, эстетических и  др. качеств; формированию навыков коллективного творчества; воспитывать интерес к искусству шрифта, а также наблюдательности к окружающему пространству надписей, букв, афиш и т.д; прививать любовь к культуре предков.

Оборудование:

Технические средства: Компьютер, оснащённый проектором.

Наглядные пособия:

Художественная литература (книги, текст которых начинается с красиво украшенной буквицы);

Учебник Т.А. Копцевой «Изобразительное искусство» 1 класс, 2012.

Инструменты:

Маркеры, фломастеры, карандаши, мелки, бумага.

План урока:

1.      Организационный момент (2 мин.).

2.      Сообщение темы, целей урока, мотивация учебной деятельности учащихся (2 мин.).

3.      Изучение нового материала, с показом презентации (5 мин.).

4.      Практическая работа  в группах(10 мин.).  

6.       Итог занятия. Рефлексия.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

Организационный момент

Тренируем наблюдательность

Открытие нового знания, освоение языка искусства

Физкультминутка

 Творческая практическая работа

Итог урока

Рефлексия

Звонок уж прозвенел,

Ну, а теперь дружок, проверь,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
Мелки, фломастеры, листы?!
Проверили? Садитесь.
С усердием трудитесь!

Поднимите руку юные художники, у которых веселое настроение.

Хлопайте в ладоши юные художники, которые ничего не боятся.

Добрые дети – кивните головой.

А теперь приготовьтесь внимательно слушать те, кто готов работать и кому интересно, чем же мы сегодня будем заниматься на уроке. 

Взгляните на ваши столы, на них не зря лежат книги. Книги – это источник знаний, читая их, мы узнаем много нового и интересного.

Мы с вами уже можем их прочитать книги?

Конечно, ведь мы не зря путешествовали с вами по Буквограду и познакомились со всеми буквами. Кстати, сколько их в алфавите? (слайд 1)

Ребята, а вы знаете, что даже одна буква может многое рассказать читателю.

Чтобы в этом убедиться, я предлагаю вам открыть книги на ваших столах и внимательно рассмотреть первую букву, с которой начинается текст.

Назовите мне буквы, с которых начинаются ваши книги.

Какие они?

Украшены они не зря. Эти яркие красивые буквы называются буквицы. (слайд 2)

Буквица (или инициал) - крупная, отличная от прочих, первая буква главы, раздела или целой книги (слайд 3).

Художник-график стремится выделить первую букву, чтобы читатель обратил на неё внимание. Она первая, поэтому ей особый почёт и уважение! Буквицы украшались растительным орнаментом, изображениями животных или птиц, использовался плетёный стиль. (слайд 4)

В древние времена буквицу выделяли красным цветом, который назывался киноварь (оттенок красного цвета). Красная буквица бросалась в глаза и привлекала читателя. (слайд 5)

Отсюда и пошло выражение, которые вы уже слышали на уроке русского языка: «Пишем с красной строки…» (т.е. с первой, или с новой строки, с начала абзаца).

Вы не зря разделены на необычные группы, подумайте, что общего есть в ваших именах? (начинаются с одной буквы)

В наших именах тоже есть буквицы или инициалы. Иногда я прошу вас подписывать работы, используя инициал. Выдаются буквы-раздатка на каждую группу.

Сегодня ваша задача будет немного пофантазировать и представить свой инициал, нарисовать первую букву своего имени. Сложность задания состоит в том, что в каждой вашей группе будут одни и те же буквы, но выглядеть они должны по-разному, у каждого свой инициал, своя буква.

Ребята, в нашем классе сегодня есть гости, у которых тоже есть свои инициалы. Дадим им возможность на один урок стать художниками-графиками?

(Приглашаем гостей в группы по буквице в имени)

Прежде чем мы выполнять работу, давайте немного разомнёмся и взбодримся. (презентация – физкультминутка)

А теперь приступаем к выполнению практического задания.

Для начала нам необходимо вспомнить, как сделать хорошую и красивую композицию?

Сначала нужно решить, как расположить лист бумаги (горизонтально или вертикально)?

Оказывается все буквы нашего алфавита, с точки зрения художника,  можно разделить на две группы:

(слайд 6)

Первая группа - буквы нормальной ширины (многочисленная группа 26 букв):  А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, З, И, Й, К, Л, Н, О, П, Р, С, Т, У, Х, Ц, Ч, Ь, Ъ, Э, Я.

Вторая группа букв – широкие буквы (их всего 7): Ж, М, Т, Ф, Ш, Щ, Ю.

В нашем классе только одна группа «М» располагает свой лист горизонтально.

Не забывайте и об остальных правилах композиции: чтобы вашу букву не приходилось рассматривать «под микроскопом» и она «не вываливалась» за края листа! (слайд 7,8)

Букву лучше сделать объёмной, широкой, чтобы можно было её украсить, заштриховать, придумать геометрический узор или орнамент. Можно придумать для буквы свой наряд (шляпки, юбочку, штанишки).

Вот я, к примеру, свою букву представила в виде кактуса в горшочке. (большой кактус на доске)

Если вы желаете, то на странице 116 вашего учебника, можно посмотреть, как свои буквы представили другие школьники.

Словом, творите и фантазируйте! Приступаем! Выполнение рисунка буквицы. Во время работы включена музыка, что настраивает ребят на творческий лад, они раскрепощаются, подпевают.

Какие у вас красивые получились работы. Выставка.

Ребята, а моя буква «К» обозначает не только моё имя. Догадайтесь, как одним словом назвать всех нас?! (класс)

Буква «К» - это буквица в слове класс, давайте и её тоже украсим?  Может быть вы знаете, что кактусы могут цвести? Пусть наш кактусик зацветёт?!

Те, кому наш сегодняшний урок понравился, у кого всё-всё получилось, возьмите со стола раскрывшиеся цветочки.

Те, у кого не всё получалось на уроке – возьмите цветочек не раскрывшийся.

Наш урок подошёл к концу! Спасибо за работу! (слайд 9) Вы можете убрать рабочие места.

Познавательные УУД

1. Формируем  умение извлекать информацию из текста  и  иллюстраций;

2. Формируем умение на основе анализа рисунка-схемы делать выводы.

Коммуникативные УУД

1. Формируем умение слушать и понимать других;

2. Формируем умение видеть и говорить на языке искусства.

Регулятивные УУД

1.Формирование умения высказывать своё предположение.

2. Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Формирование умения составлять план деятельности на уроке.

Личностные УУД

1. Формирование эмоционального отношения к цвету

2. Формирование  понимания значения сочетания различных цветов

3. Формирование  мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МКОУ «Медвежьегорская СОШ №3» Презентация к уроку изобразительного искусства Подготовила: учитель начальных классов Е.А.Пакуть

Слайд 2

2

Слайд 3

у́квица , или инициа́л — крупная, отличная от прочих, первая буква главы, раздела или целой книги.

Слайд 6

Обычные буквы Широкие буквы А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, З, И, Й, К, Л, Н, О, П, Р, С, Т, У, Х, Ц, Ч, Ь, Ъ, Э, Я. Ж, М, Т, Ф, Ш, Щ, Ю.

Слайд 9

Молодцы! Спасибо за работу!

Слайд 10

Источники: https :// www.google.ru/ алфавит https :// ru.wikipedia.org/ буквица https:// www.google.ru/ буквица

Слайд 11

Результаты работы: Рефлексия: Наш кактус зацвел разными цветочками! Карточки-буквы в группах; Работы гостей;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания по изобразительному искусству для 1 - 4 классов "Язык изобразительного искусства"

Задания составлены с учетом разновозрастного обучения малокомплектных школ в дополнение к рабочим программам по изобразительному искусству начальной школы....

Рабочие программы по русскому языку, математике, окружающему миру, литературному чтению, обучению грамоте и письму, изобразительному искусству,технологии для 1 класса

Рабочие программы для 1класса по русскому языку, математике, обучению грамоте, окружающему миру, литературному чтению, изобразительному искусству, технологии...

Изобразительное искусство. "В мире книг". Урок в малокомплектной школе (1-3 класс).

Урок по изобразительному искусству в малокомплектной школе . Учебник Т.А. Копцевой «Изобразительное искусство» 1 класс, 2012.; Учебник Т.А. Копцевой «Изобразительное искусство» 3 класс, 2012...

Конспект интегрированного урока по окружающему миру и изобразительному искусству "Оберегайте лес" 2 класс.

Интегрированный урок. Данный конспект урока составлен по УМК "Планета знаний". В основе урока лежат словесные, наглядные методы обучения. Использование разных форм и методов обучения способствует поло...

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ, ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ И ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЕ. 2 класс. Тема "ЛИНИЯ КАК СРЕДСТВО ВЫРАЖЕНИЯ КРАСОТЫ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА"

Урок объединяе темы трёх предметов:Изобразительное искусство: линия как средство выражения, характер линий.Окружающий мир: живая и неживая природа.Православная культура: красота рукотворная и нерукотв...

Урок окружающего мира и изобразительного искусства Малокомплектная школа: 1 класс - ИЗО,3 класс – окружающий мир Тема урока: “Бабочки” (однотемный разнопредметный урок)

Урок окружающего мира и  изобразительного искусстваМалокомплектная школа: 1класс - ИЗО,3 класс – окружающий мирТема урока: “Бабочки”(однотемный разнопредметный урок)...