Урок окружающего мира и изобразительного искусства Малокомплектная школа: 1 класс - ИЗО,3 класс – окружающий мир Тема урока: “Бабочки” (однотемный разнопредметный урок)
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 1 класс)

Шустрова Анастасия Анатольевна

Урок окружающего мира и  изобразительного искусства

Малокомплектная школа: 1класс - ИЗО,3 класс – окружающий мир

Тема урока: “Бабочки”

(однотемный разнопредметный урок)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_malokomplektnoy_shkole.docx89.4 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира и  изобразительного искусства

Малокомплектная школа: 1класс - ИЗО,3 класс – окружающий мир

Тема урока: “Бабочки”

(однотемный разнопредметный урок)

 Орг. момент.

- Все расселись по местам, никому не тесно,

 По секрету скажу вам: "Будет интересно!”

                                                                 (Вырезать красивые цветы разного цвета.)

- На улице зима, нет ярких цветов. Все эти цветы раньше росли на большой солнечной поляне. Представьте, что наш класс и есть волшебная поляна. Прикрепите цветок там, где вам понравится.

- Посмотрите — в классе стало теплее и веселее, потому что зацвели ваши цветы. Пусть так будет всегда!

-Отгадайте загадку:

На большой цветной ковёр

Села эскадрилья.

То раскроет, то закроет

Расписные крылья.

           

Постановка темы урока.

-Догадались, ребята? Правильно, это бабочка.  Сегодня мы будем говорить о бабочках. Все вы видели когда-нибудь бабочек. Расскажите, какие они ?

(….легкие, игривые, красивые, изящные, утонченные, стремительные, беспечные, лучезарные, невесомые…)

-Давайте посмотрим, какие они бывают.

Иллюстрации вывешиваются на доску, можно вывести на экран

Постановка учебных задач урока:

- Сегодня на уроке мы определим для себя вопросы. Что бы вам хотелось узнать о бабочках?

Наводящие вопросы:

-Какое строение имеют бабочки?

-Как появляются бабочки?

 -Какую пользу приносят бабочки?

-Почему исчезают бабочки?

-Как нарисовать бабочку?

Работа по группам.

-Чтобы научиться рисовать бабочку, надо о ней многое узнать, а прежде всего, из каких частей состоит она.

Всем  выдаются  бабочки ( Нецветные картинки бабочек разных  форм)

-Покажите на заготовках части, из которых состоит бабочка. (брюшко, голова,  крылья, лапки и усики, 3 класс подписывают части бабочки)

-К какой группе животных относятся эти красавицы? ( к насекомым, т.к. у них  6 лап)

-Что у бабочки на крыльях?

Там же солнце золотое.

-Что у бабочки на крыльях?

Там же небо голубое.

-Что у бабочки на крыльях?

Там же радуга цветная.

Что у бабочки на крыльях?

Посмотри же, посмотри,

Ничего на свете краше не найти!

                           1 класс

                              3 класс

-Раскрасьте бабочек.

Самостоятельная работа учащихся

-А вам надо прочитать материал на карточке и подготовится рассказать, что вы узнали о бабочках.(приложение 1)

(беседа)

- Рассмотрите, какие бывают бабочки

                 

-Спал цветок и вдруг проснулся-

Больше спать не захотел,

Встрепенулся, всколыхнулся,

Взвился вверх и улетел.

-Кто, ребята, знает, как появляются бабочки?

Продолжение урока

-Сначала бабочка откладывает яйца, где-нибудь на листочке. Из этих яиц  вылупляются  личинки, они начинают расти.   Все, чем занимаются гусеницы в этот период, - это едят и едят,  запасаясь на следующую жизнь, когда они превратятся в бабочек. В определённый момент гусеница чувствует, что пришло время изменений, и она сплетает маленький кокон вокруг себя -получается куколка. Куколка может спать несколько недель или месяцев. Выходит уже настоящая бабочка, она сидит несколько часов, ожидая пока крылья высохнут и окрепнут.

(Картинка на слайде)

Интересные факты про бабочек

-Какие прекрасные узоры, чудесные расцветки получились на крыльях. (1 класс проверка все ли правильно делают ребята )

                                                        Физкультминутка

         -Слетайте  к цветочкам в гости, покружитесь около них, как это делают бабочки, и возвращайтесь на свои места.

Продолжение урока

                         1 класс

                       3 класс

-А сейчас, слушай внимательно. Начинаем рисовать бабочку.(поэтапное рисование )

Самостоятельная работа(по группам)

Карточки с текстом (приложение 2)

Дети читают и отвечают на вопросы, записывая ответы на карточках

Окончание работы (в карандаше)

Проверка выполненной работы

Работа с шаблонами(3 класс) 

-Почему исчезают бабочки? (ответы и рассуждения детей)

- Сегодня, когда мы смотрели на бабочек и восхищались их красотой, то, наверняка, желали бы иметь таких в своей коллекции. Очень часто, мы видим, что-то красивое и говорим: вот бы мне такую! Но давайте признаемся, что поймать бабочку, это значит убить ее.  Что же делать, как сохранить красоту, не убивая ее? (ответы детей….)

                          1 класс

                     3 класс

    Самостоятельная работа

             (работа с цветом)

-Сделаем своими руками красавицу.

Нам нужна бумага, кисточка, гуашь и ваша фантазия.

Выдаются шаблоны, объясняется ход работы(нанести рисунок на одну половинку бабочки, затем сложить бабочку, на второй половинке останется симметричный рисунок, бабочка готова)

Рефлексия:

- Ребята, если вам понравился урок, если было интересно, то посадите  на нашу поляну   своих бабочек.( Дети выходят к доске и прикрепляют  бабочек)

-А что вы нового узнали о бабочках?  

 Домашнее задание (для 3 класса)

Выберите то задание, которое вам хотелось бы выполнить (из трех вариантов заданий)

1 вариант задания: Раскрась правильно бабочку или нарисуй свою.

2 вариант задания: Найди интересные сведения о бабочке и расскажи своим одноклассникам.

3 вариант задания: Сочини стихотворение или придумай сказку о бабочке.

Урок сегодня был удачный,

Не прошёл для вас он зря.

Вы все очень постарались.

Вам понравилось, друзья?

Приложение 1

БабочкаЛучик света - энциклопедия для детей: насекомые. Бабочка

          На луговых просторах разнотравья, в степи и на полях в период цветения различных растений всегда можно увидеть множествобабочек. Они ласкают взор человека, являясь украшением природы. 
          Известно 140 000 видов этих прекрасных созданий. Как по цвету, так и по величине бабочки бывают очень разнообразны. Размах крыльев бабочки птицекрыл королевы Александры составляет 28 см, а размах крыльев африканской бабочки "синий карлик" - всего 1,4 см. Их крылья покрыты микроскопическими разноцветными чешуйками, похожими на блестящую пыль, которые помогают бабочкам летать. 
          Эти насекомые питаются сладким нектаром цветов и тем самым способствуют опылению растений. 

Приложение 2

Кто такие бабочки?

Бабочки – чешуекрылые насекомые. Это означает, что на их крыльях располагается множество небольших чешуек, которые, преломляя солнечный свет под разными углами, образовывают характерный рисунок. Нередко дети путают чешуйки с пыльцой. Пытаются стряхнуть, почистить крылья насекомому. На самом деле так поступать ни в коем случае нельзя. Крылья бабочки помнутся, она не сможет летать и погибнет. Но в природе встречаются и бабочки без крыльев. Это такие виды, как волянка степная и обычная. Они живут в коконе и питаются тем, что успели запасти еще гусеницами. Встречаются и бабочки, которые умеют нырять. Это такие насекомые, как огневки подводные. Бабочки имеют три пары лапок и длинный хоботок, который при необходимости превращается в полноценный орган питания. Эти чешуекрылые являются опылителями растений, так же, как и пчелы. Кроме того, они никогда не спят. Одни привлекают внимание своим необычным ярким окрасом, другие, наоборот, маскируются. Так, например, похожа на листок бабочка-лимонница. Бабочки обитают во всем мире, кроме Антарктиды. Но длительность жизни этих насекомых коротка: от нескольких дней до полугода, в зависимости от вида. Наука, которая изучает бабочек, называется лепидоптерологией.

Что едят бабочки?

В зависимости от вида насекомые могут питаться цветочным нектаром, соком из деревьев и подгнивших фруктов. Некоторые отдают предпочтение слезам и помету животных. В определенный период не прочь полакомиться грязью, благодаря которой можно запастись минеральными веществами. А бабочка вида Калиптра питается кровью крупного рогатого скота. Кроме того, одни подвиды могут присасываться и пить кровь из открытой раны, а другие даже способны самостоятельно прокалывать кожу с помощью острого хоботка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира по теме "Бабочки" 4 класс

 ЦЕЛЬ:    познакомить с насекомыми, их разнообразием, показать многообразие видов и жизненных форм насекомых на примере бабочек. Задачи образовательные:  1. Расширить представление детей о животном...

Методическая разработка урока окружающего мира в 3 классе по программе О.Т. Поглазовой (УМК «Гармония»). Тема урока «Как лечились наши предки».

Урок был проведен с использованием технологии обучения в сотрудничестве.Методами работы являются совместная деятельность, поиск, всевозможное сотрудничество учителя и учащихся.Педагогика сотрудн...

Урок окружающего мира ( Проблемный урок в 4 классе по программе Л. В. Занкова) Тема: "Природа Антарктиды".

Тема данного урока взята из курса Окружающего мира для 4 класса по программе развивающего обучения Л.В.Занкова. Урок построен в режиме проблемного обучения и представляет собой исследование самой холо...

Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».

     Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися  конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...

Фрагмент интегрированного урока «Окружающего мира» с уроками «Музыки», «Изобразительного искусства» с использованием ТРКМ. 1 класс Тема урока: «Листвы прощальная краса. Золотые краски осенних листьев».

    Интегрированные уроки позволяют сформировать представление о целостности мира, взаимосвязи его явлений и объектов; позволяют объединить «усилия» различных предметов по форми...

Презентация к уроку окружающего мира в малокомплектной школы. Тема "Мой край" 4 класс

Данный урок проведён в малокомплектной школе. Урок "Грибы" по УМК "Перспектива", урок "Мой край" по УМК "Школа России". Автор учебников - А А Плешаков....

Интегрированный урок окружающего мира, изобразительного искусства. Тема (окружающий мир): Разнообразие животных. Тема (изобразительное искусство): Рисование с натуры насекомых.

Конспект урока по темам. изобразительного искусства. Тема (окружающий мир): Разнообразие животных. Тема (изобразительное искусство): Рисование с натуры насекомых....