Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» 4 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс) по теме
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» 4 класс разработана на основе :
1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ МО и НРФ № 373 от 06.10.2009)
2. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
3.Планируемых результатов начального общего образования.
4. Примерной программы начального общего образования по изобразительному искусству .
5. Учебного плана муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Ефремкинская средняя общеобразовательная школа №8 на 2014-2015учебный год. Приказ №1от 30.08.14г..
6.Приказа муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Ефремкинская средняя общеобразовательная школа №8 «Об утверждении списка учебной литературы на 2014-2015учебный год».
7.Устава муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Ефремкинская средняя общеобразовательная школа №8.
Целью художественного воспитания и обучения в 4 классе является формирование представления о многообразии культур народов Земли и о единстве представлений народов о духовной красоте человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_predmetu_izo_4kl.doc | 88 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» 4 класс разработана на основе :
1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ МО и НРФ № 373 от 06.01.2009)
2. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. 3.Планируемых результатов начального общего образования.
4. Примерной программы начального общего образования по изобразительному искусству .
5. Учебного плана муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Ефремкинская средняя общеобразовательная школа №8 на 2014-2015учебный год. Приказ №1от 30.08.14г..
6.Приказа муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Ефремкинская средняя общеобразовательная школа №8 «Об утверждении списка учебной литературы на 2014-2015учебный год».
7.Устава муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Ефремкинская средняя общеобразовательная школа №8.
Целью художественного воспитания и обучения в 4 классе является формирование представления о многообразии культур народов Земли и о единстве представлений народов о духовной красоте человека.
Задачи обучения
Изучение изобразительного искусства и художественного труда в 4 классе направлено на достижение следующих задач:
• развивать способность к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
• освоить первичные знания о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
• овладеть элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
• воспитать эмоциональную отзывчивость и культуру восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание рабочей программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Обучающиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.
Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности обучающихся: восприятие произведений искусства (ученик - зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик - художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.
Рабочая программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала.
Приобщаясь через уподобление сотворчества и восприятия к истокам культуры своего народа или других народов Земли, обучающиеся начинают ощущать себя участниками развития человечества, открывают себе путь к дальнейшему расширению восприимчивости богатства человеческой культуры.
Многообразие представлений различных народов о красоте раскрывается в процессе сравнения родной природы, труда, архитектуры, красоты человека с культурой других народов.
Темы раскрывают богатство и разнообразие представлений народов о красоте явлений жизни. Здесь все – и понимание природы, и связь с ней построек, и одежда, и праздники – разное. Обучающиеся должны осознать: прекрасно именно то, что человечество столь богато разнообразными художественными культурами и что они не случайно разные.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объёме; декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком – проводятся экскурсии в краеведческие музеи; используются видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях.
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературного чтения. При прохождении отдельных тем используются межпредметные связи с окружающим миром («Природа России», «Родной край – часть большой страны», «Страницы всемирной истории», «Страницы истории Отечества»), математикой (геометрические фигуры и объемы), трудовым обучением (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий).
Основные содержательные линии
В рабочей программе по изобразительному искусству 4 класс выделены 3 основные содержательные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержание обучения, что дает возможность постепенно расширять и усложнять его с учетом конкретного этапа обучения: «Мир изобразительных (пластических) искусств»; «Художественный язык изобразительного искусства»; «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью.
Систематизирующим методом является выделение трёх основных видов художественной деятельности: конструктивной, изобразительной, декоративной.
Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные – живопись, графика, скульптура; конструктивные – архитектура, дизайн; различные декоративно-прикладные искусства. Но одновременно каждая из этих форм деятельности присуща созданию любого произведения искусства и поэтому является необходимой основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу вида художественной деятельности.
Три способа освоения художественной действительности представлены в начальной школе в игровой форме, как Братья – Мастера Изображения, Украшения, Постройки, эти три вида художественной деятельности сопутствуют обучающимся весь год обучения. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, а затем более глубоко осознавать искусство.
Место предмета в учебном плане
В соответствии с Базисным учебным планом на изучение предмета «Изобразительное искусство» отводится 1 час в неделю. Всего на изучение программного материала отводится 34 часа.
Особенности преподавания учебного предмета «Изобразительное искусство» в данном классе.
Общеобразовательный класс. Программа по Изобразительному искусству за 2013-2014 уч.год была реализована в полном объеме. Все обучающиеся справились с программой, что свидетельствует об усвоении необходимых для продолжения обучения знаний, умений, навыков и способов работы; обучение повлияло и на их общее развитие.
Программа «Школа России»
Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом :
1.Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Каждый народ-художник.4 класс.-М.:Просвещение,2012.
2.Твоя мастерская: Рабочая тетрадь для 4 класса /Под редакцией Б.М.Неменского-М.:Просвещение2012.
Содержание учебного предмета. 34 часа.
№ | Содержание программного материала | Кол-во часов |
1 | Истоки искусства твоего народа | 8ч. |
Рисование на тему «Пейзаж родной земли». | 2 | |
Рисование на тему «Пейзаж родной земли». | ||
Образ традиционного русского дома (избы) | 1 | |
Украшение деревянных построек и их значение | 1 | |
Деревня - деревянный мир. | 1 | |
Образ красоты человека(женский образ). | 1 | |
Образ красоты человека(мужской образ). | 1 | |
Народные праздники | 1 | |
2 | Древние города твоей земли | 7ч |
Древнерусский город крепость | 1 | |
Древние соборы | 1 | |
Древний город и его жители. | 1 | |
Древнерусские воины защитники | 1 | |
Древние города Русской земли. | 1 | |
Узорочье теремов. | 1 | |
Праздничный пир в теремных палатах. | 1 | |
3 | Каждый народ – художник | 11ч |
Образ художественной культуры Древней Греции. | 1 | |
Храмы Древней Греции. | 1 | |
Древнегреческий праздник. Олимпийские игры в Древней Греции. | 1 | |
Образ художественной культуры Японии. | 1 | |
Образ человека, характер одежды в японской культуре. | 1 | |
Японские праздники: «Праздник цветения вишни». | 1 | |
Образ художественной культуры Средневековой Западной Европы. | 1 | |
Образ человека, характерные черты одежды Средневековой Западной Европы. | 1 | |
Средневековая Архитектура Западной Европы. | 1 | |
Образ художественной культуры Средней Азии. | 1 | |
Многообразие художественных культур в мире. | 1 | |
4 | Искусство объединяет народы | 8ч. |
Все народы воспевают материнство. | 1 | |
Все народы воспевают мудрость старости. | 1 | |
Сопереживание- великая тема искусства. | 1 | |
Сопереживание- великая тема искусства. | 1 | |
Герои, борцы и защитники. | 1 | |
Герои, борцы и защитники. | 1 | |
Юность и надежды. | 1 | |
Искусство народов мира. Обобщение по теме « Искусство объединяет народы». | 1 |
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
В ценностно-эстетической сфере у детей будет формироваться:
- эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям);
- толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций;
- художественный вкус и способность к эстетической оценке произведения искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни.
В познавательной сфере будет развиваться:
- способность к художественному познанию мира;
- умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности.
В трудовой сфере будут формироваться:
- навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование);
- стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.
Метапредметные результаты
В 4 классе продолжится формирование:
- умения видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
- желания общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
- активного использования языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов;
- обогащения ключевых компетенций художественно-эстетическим содержанием;
- мотивации и умений организовывать самостоятельную художественно-творческую * и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
- способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Предметные результаты
В 4 классе продолжатся процессы:
- формирования первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;
- формирования основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края; эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
- овладения практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
- овладения элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструиро-вании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
- овладения навыками коллективной деятельности в процессе совместной работы в команде одноклассников под руководством учителя;
- развития навыков сотрудничества с товарищами в процессе совместного вопло-щения общего замысла.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Печатные пособия
Таблицы в соответствии с основными разделами программы 2 класса:
- Портреты русских и зарубежных художников.
- Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента.
- Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта.
- Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц,
человека.
- Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному
искусству.
Альбом с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с
тематическими линиями рабочей программы.
Дидактический раздаточный материал: карточки по художественной грамоте.
Технические средства обучения
Оборудование рабочего места учителя:
- Классная доска с креплениями для таблиц.
- Магнитная доска.
- Персональный компьютер
- CD/DVD-проигрыватель.
- Телевизор с диагональю не менее 72 см.
- Проектор для демонстрации слайдов.
- Мультимедийный проектор.
- Экспозиционный экран размером 150 X 150 см.
Учебно-практическое оборудование
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование.
Набор инструментов для работы с различными материалами в соответствии с про граммой.
Краски акварельные или гуашевые.
Кисти беличьи № 5, 10, 20.
Кисти из щетины № 3, 10, 13.
Ёмкости для воды.
Стеки (набор).
Пластилин \ глина.
Ножницы.
Подставка для натуры.
Оборудование класса
Ученические столы двухместные с комплектом стульев. Стол учительский с тумбой.
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного обору дования и
Список литературы
Для учащихся
- Неменская . Изобразительное искусство. 4 класс. Учебник/Под редакцией Б.Неменского. – М.: «Просвещение», 2012
Для учителя
- Б.Неменский. Изобразительное искусство и художественный труд. Программа 1-9 классы. – М.: «Просвещение», 2009
- Дроздова С.Б. Изобразительное искусство. 4 класс. Поурочные планы. – Волгоград: «Учитель»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по предмету изобразительное искусство 3 класс программа "Школа Росии"
Примерная рабочая программа по изобразительному искусству создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и авторского курса «Изобразительное искусст...
Рабочая программа учебного предмета изобразительное искусство Образовательная область: изобразительное искусство для _I ступени 2 класс
Содержание: 1.Пояснительная записка;2.Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета в данном классе;3.Содержание учебного предмета, курса, модуля и.т.д.;4.Тематичес...
Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" 3 класс программа "Планета знаний"
Рабочая программа написана на основе Федерального образовательного стандартаначального общего образования, Примерной программы начального образования, авторскойпрограммы Н. М. Сокольниковой «Изобразит...
Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" 3 класс по программе "Школа России"
В данном разделе помещёна рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" для 3 класса по программе "Школа России" ....
Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" 3 класс по программе "Школа России"
Представлена рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство"3 класс...
Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" для 4 класса к учебнику В.С.Кузина. УМК РИТМ. Авторы программы С.П.Ломов, С.Е.Игнатьев.
Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" для 4 класса составлена на основе авторской программы С.П.Ломова, С.Е Игнатьева "Изобразительное искусство.1 - 4". Программа включает в ...
Рабочие программы по предметам: Изобразительное искусство, Живопись, Технология, Декоративно прикладное искусство, 2-4 классы, 2018-2019 уч.г. г.
Рабочие программы по предметам: Изобразительное искусство, Живопись, Технология, Декоративно прикладное искусство, 2-4 классы, 2018-2019 уч.г. (Учебный материaл в раздел "Начальное и с...