Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» 4 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс) по теме

Нестеренко Елена Васильевна

Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» 4 класс разработана на основе :

1. Федерального  государственного образовательного  стандарта начального  общего образования (приказ МО и НРФ № 373 от 06.10.2009)

 2. Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина России.

3.Планируемых результатов начального общего образования.

4. Примерной программы начального общего образования  по изобразительному искусству .

5. Учебного плана муниципального  бюджетного общеобразовательного учреждения Ефремкинская средняя общеобразовательная школа №8 на 2014-2015учебный год. Приказ №1от 30.08.14г..

6.Приказа муниципального  бюджетного общеобразовательного учреждения Ефремкинская средняя общеобразовательная школа №8 «Об утверждении списка учебной литературы на 2014-2015учебный год».

7.Устава муниципального  бюджетного общеобразовательного учреждения Ефремкинская средняя общеобразовательная школа №8.

 

 

 

Целью художественного воспитания и обучения в 4 классе является формирование представления о многообразии культур народов Земли и о единстве представлений народов о духовной красоте человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_predmetu_izo_4kl.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» 4 класс разработана на основе :

1. Федерального  государственного образовательного  стандарта начального  общего образования (приказ МО и НРФ № 373 от 06.01.2009)

 2. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. 3.Планируемых результатов начального общего образования.

4. Примерной программы начального общего образования  по изобразительному искусству .

5. Учебного плана муниципального  бюджетного общеобразовательного учреждения Ефремкинская средняя общеобразовательная школа №8 на 2014-2015учебный год. Приказ №1от 30.08.14г..

6.Приказа муниципального  бюджетного общеобразовательного учреждения Ефремкинская средняя общеобразовательная школа №8 «Об утверждении списка учебной литературы на 2014-2015учебный год».

7.Устава муниципального  бюджетного общеобразовательного учреждения Ефремкинская средняя общеобразовательная школа №8.

Целью художественного воспитания и обучения в 4 классе является формирование представления о многообразии культур народов Земли и о единстве представлений народов о духовной красоте человека.  

        Задачи обучения

Изучение изобразительного искусства и художественного труда в 4 классе направлено на достижение следующих задач:

         • развивать способность к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

освоить первичные знания о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;

овладеть элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;

воспитать эмоциональную отзывчивость и культуру восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

Общая характеристика учебного предмета

        Содержание рабочей программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

         Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Обучающиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении. Это  дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.

        Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности обучающихся: восприятие произведений искусства (ученик - зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик - художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.

Рабочая программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала.

Приобщаясь через уподобление сотворчества и восприятия к истокам культуры своего народа или других народов Земли, обучающиеся начинают ощущать себя участниками развития человечества, открывают себе путь к дальнейшему расширению восприимчивости богатства человеческой культуры.

Многообразие представлений различных народов о красоте раскрывается в процессе сравнения родной природы, труда, архитектуры, красоты человека с культурой других народов.

Темы раскрывают богатство и разнообразие представлений народов о красоте явлений жизни. Здесь все – и понимание природы, и связь с ней построек, и одежда, и праздники – разное. Обучающиеся должны осознать: прекрасно именно то, что человечество столь богато разнообразными художественными культурами и что они не случайно разные.    

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объёме; декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

        Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком – проводятся экскурсии в краеведческие музеи; используются видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях.          

Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературного чтения.  При прохождении отдельных тем используются межпредметные связи с окружающим миром («Природа России», «Родной край – часть большой страны», «Страницы всемирной истории», «Страницы истории Отечества»), математикой (геометрические фигуры и объемы), трудовым обучением (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий).

Основные содержательные линии

        В рабочей программе по изобразительному искусству 4 класс выделены 3 основные содержательные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержание обучения, что дает возможность постепенно расширять и усложнять его с учетом конкретного этапа обучения: «Мир изобразительных (пластических) искусств»; «Художественный язык изобразительного искусства»; «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью.

Систематизирующим методом является выделение трёх основных видов художественной деятельности: конструктивной, изобразительной, декоративной.

Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные – живопись, графика, скульптура; конструктивные – архитектура, дизайн; различные декоративно-прикладные искусства. Но одновременно каждая из этих форм деятельности присуща созданию любого произведения искусства и поэтому является необходимой основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу вида художественной деятельности.  

Три способа освоения художественной действительности представлены в начальной школе в игровой форме, как Братья – Мастера Изображения, Украшения, Постройки, эти три вида художественной деятельности сопутствуют обучающимся весь год обучения. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, а затем более глубоко осознавать искусство.

Место предмета в  учебном плане

В соответствии с Базисным учебным планом   на изучение предмета «Изобразительное искусство» отводится 1 час в неделю. Всего на изучение программного материала отводится  34 часа. 

Особенности преподавания учебного предмета «Изобразительное искусство» в данном классе.

Общеобразовательный класс.  Программа по Изобразительному искусству за 2013-2014 уч.год была реализована в полном объеме. Все обучающиеся справились с программой, что свидетельствует об усвоении необходимых для продолжения обучения знаний, умений, навыков и способов работы; обучение повлияло и на их общее развитие.

Программа «Школа России»

Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом :        

1.Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Каждый народ-художник.4 класс.-М.:Просвещение,2012.

2.Твоя мастерская: Рабочая тетрадь для 4 класса /Под редакцией Б.М.Неменского-М.:Просвещение2012.

Содержание учебного предмета.   34 часа.

Содержание программного материала

Кол-во часов

1

Истоки искусства твоего народа

8ч.

Рисование

на тему «Пейзаж родной земли».

2

Рисование

на тему «Пейзаж родной земли».

Образ традиционного русского дома (избы)

1

Украшение деревянных построек и их значение

1

Деревня - деревянный мир.

1

Образ красоты человека(женский образ).

1

Образ красоты человека(мужской образ).

1

Народные праздники

1

2

Древние города твоей земли  

Древнерусский город крепость

1

Древние соборы

1

Древний город и его жители.

1

Древнерусские воины защитники

1

Древние города Русской земли.

1

Узорочье теремов.

1

Праздничный пир в теремных палатах.

1

3

Каждый народ – художник

11ч

Образ художественной культуры Древней Греции.

1

Храмы Древней Греции.

1

Древнегреческий праздник. Олимпийские игры в Древней Греции.

1

Образ художественной культуры Японии.

1

Образ человека, характер одежды в японской культуре.

1

Японские праздники:  «Праздник цветения вишни».

1

Образ художественной культуры

Средневековой Западной  Европы.

1

Образ человека, характерные черты одежды Средневековой Западной  Европы.

1

Средневековая

Архитектура Западной Европы.

1

Образ художественной культуры Средней Азии.

1

Многообразие художественных культур в мире.

1

4

Искусство объединяет народы

8ч.

Все народы воспевают материнство.

1

Все народы воспевают мудрость старости.

1

Сопереживание- великая тема искусства.

1

Сопереживание- великая тема искусства.

1

Герои, борцы и защитники.

1

Герои, борцы и защитники.

1

Юность и надежды.

1

Искусство народов мира. Обобщение по теме « Искусство объединяет народы».

1

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты

В ценностно-эстетической сфере у детей будет формироваться:

  • эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям);
  • толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций;
  • художественный вкус и способность к эстетической оценке произведения искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни.

В познавательной сфере  будет развиваться:

-        способность к художественному познанию мира;

-        умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности.

В трудовой сфере  будут формироваться:

  • навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование);
  • стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.

Метапредметные результаты

В 4 классе  продолжится формирование:

  • умения видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
  • желания общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
  • активного использования языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов;

-        обогащения ключевых компетенций художественно-эстетическим содержанием;

  • мотивации и умений организовывать самостоятельную художественно-творческую * и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
  • способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.

Предметные результаты

В 4 классе продолжатся процессы:

  • формирования первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;
  • формирования основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края; эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
  • овладения практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;

-        овладения элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструиро-вании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);

-        овладения навыками коллективной деятельности в процессе совместной работы в команде одноклассников под руководством учителя;

-        развития навыков сотрудничества с товарищами в процессе совместного вопло-щения общего замысла.

                            Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Печатные пособия

Таблицы в соответствии с основными разделами программы 2 класса:

  • Портреты русских и зарубежных художников.
  • Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента.
  • Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта.
  • Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц,

 человека.

  • Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному

искусству.

Альбом с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с

 тематическими линиями рабочей программы.

Дидактический раздаточный материал: карточки по художественной грамоте.

Технические средства обучения

Оборудование рабочего места учителя:

  • Классная доска с креплениями для таблиц.
  • Магнитная доска.
  • Персональный компьютер
  • CD/DVD-проигрыватель.
  • Телевизор с диагональю не менее 72 см.
  • Проектор для демонстрации слайдов.
  • Мультимедийный проектор.
  • Экспозиционный экран размером 150 X 150 см.

Учебно-практическое оборудование

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование.

Набор инструментов для работы с различными материалами в соответствии с про граммой.

Краски акварельные или гуашевые.

Кисти беличьи № 5, 10, 20.

Кисти из щетины № 3, 10, 13.

Ёмкости для воды.

Стеки (набор).

Пластилин \ глина.

Ножницы.

Подставка для натуры.

Оборудование класса

Ученические столы двухместные с комплектом стульев. Стол учительский с тумбой.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного обору дования и

Список литературы

                   Для учащихся

  1. Неменская . Изобразительное искусство. 4 класс. Учебник/Под редакцией Б.Неменского. – М.: «Просвещение», 2012

Для  учителя

  1. Б.Неменский. Изобразительное искусство и художественный труд. Программа 1-9 классы. – М.: «Просвещение», 2009
  2. Дроздова С.Б. Изобразительное искусство. 4 класс. Поурочные планы. – Волгоград: «Учитель»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по предмету изобразительное искусство 3 класс программа "Школа Росии"

Примерная рабочая программа по изобразительному искусству создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и авторского курса «Изобразительное искусст...

Рабочая программа учебного предмета изобразительное искусство Образовательная область: изобразительное искусство для _I ступени 2 класс

Содержание: 1.Пояснительная записка;2.Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета в данном классе;3.Содержание учебного предмета, курса, модуля и.т.д.;4.Тематичес...

Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" 3 класс программа "Планета знаний"

Рабочая программа написана на основе Федерального образовательного стандартаначального общего образования, Примерной программы начального образования, авторскойпрограммы Н. М. Сокольниковой «Изобразит...

Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" 3 класс по программе "Школа России"

В данном разделе помещёна рабочая программа по  предмету "Изобразительное искусство" для 3 класса по программе "Школа России" ....

Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" 3 класс по программе "Школа России"

Представлена рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство"3 класс...

Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" для 4 класса к учебнику В.С.Кузина. УМК РИТМ. Авторы программы С.П.Ломов, С.Е.Игнатьев.

Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" для 4 класса составлена на основе авторской программы С.П.Ломова, С.Е Игнатьева "Изобразительное искусство.1 - 4".  Программа включает в ...

Рабочие программы по предметам: Изобразительное искусство, Живопись, Технология, Декоративно прикладное искусство, 2-4 классы, 2018-2019 уч.г. г.

Рабочие программы по предметам: Изобразительное искусство, Живопись,  Технология, Декоративно прикладное искусство, 2-4 классы, 2018-2019 уч.г. (Учебный материaл в раздел "Начальное и с...