Конспект урока по ИЗО
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему

Шилина Ольга Николаевна

Урок изобразительного искусства. 4 класс. УМК «Начальная школа XXI века»

Тема урока :               Пейзаж родной земли

Тип урока:                  урок  общеметодологической  направленности

Вид урока:                  смешанный

Цель методическая: создание условий для формирования ключевых компетенций, развитие творческих способностей учащихся ,  реализация концепции духовно-нравственного воспитания.

Цель образования: Расширить понятие о пейзаже. Уметь анализировать пейзажи художников- передвижников, используя понятия тёплые и холодные цвета. Продолжить овладение техникой гуаши..  Уметь эмоционально воспринимать произведения жанра пейзажа, уметь выражать своё отношение к ним на примере работ художников- передвижников.

Добавлена презентация к уроку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon Конспект урока по ИЗО996.24 КБ

Предварительный просмотр:

Урок изобразительного искусства. 4 класс. УМК «Начальная школа XXI века»

Тема урока :                Пейзаж родной земли

Тип урока:                 урок  общеметодологической  направленности

Вид урока:                 смешанный

Цель методическая: создание условий для формирования ключевых компетенций, развитие творческих способностей учащихся ,  реализация концепции духовно-нравственного воспитания.

Цель образования: Расширить понятие о пейзаже. Уметь анализировать пейзажи художников- передвижников, используя понятия тёплые и холодные цвета. Продолжить овладение техникой гуаши..  Уметь эмоционально воспринимать произведения жанра пейзажа, уметь выражать своё отношение к ним на примере работ художников- передвижников.

Задачи урока:

Деятельностные : формирование у учащихся деятельностных способностей к структурированию и ситуации изучаемого материала, к рефлексии ,воспитание любви и бережного отношения к природе;

Содержательные : построение обобщенных норм и выявление теоретических основ содержательно- методических особенностей построения композиции пейзажа, определения  средств выразительности для передачи настроения и чувств в пейзаже , развитие воображения, творческой  фантазии; совершенствование умения рисовать по памяти.

Материально-техническое обеспечение урока: 

  1. Компьютер;
  2. Экран;
  3. Акустические колонки
  4. Мультимедийный проектор;
  5. Презентация «Красота родной природы».
  6. Аудио запись Шопен «Вальс дождя», «Нежность», «Осенний вальс», Моцарт «Грусть», Вивальди»Осень» , Чайковский « Времена года. Октябрь»
  7. Ствол дерева, листья желтые, красные, оранжевые

Межпредметные и внутрипредметные связи: искусство, литература, музыка, история.


Осенний этюд

Барабанит дождь по крышам,

На этюды Осень вышла.

Здесь мазок и там мазок-

Зажелтел вдали лесок.

И стоят кругом рябинки

В Ярко-красных пелеринках.

Пруд, как блюдце, был простой-

Стал с каёмкой золотой.

Дождь стучит, стучит по крышам,

А художница всё пишет.

Пишет, пишет много лет

Осень свой автопортрет. 

Кнушевицкая Наталия Аркадьевна родилась в 1952г.  В Саратове.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Мотивация к учебной деятельности

Проверь, дружок, ты готов начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке?

Все ли правильно сидят?

Все внимательно глядят?

1. Проверим на месте ли

разноцветные сестрицы, которые заскучали без водицы» (гуашь).

 Покажите их.

2. Сегодня вам не обойтись без той, которая

- «Над бумажным над листом машет весело хвостом.

   И не просто машет, а бумагу мажет.

   Красит в разные цвета.

   Ух, какая красота!» (кисть). Покажите её.

3. А дневники на месте? Покажите их.

Выполняют.

показывают

Познавательные действия

1. Находить информацию в учебнике (разворот, оглавление, словарь), отделять известное от неизвестного.

2. Делать выводы, оперируя с предметами и их образами.

3. Небольшой пересказ простого текста.

4. Простой план.

Регулятивные действия

1. Совместно с учителем определять цель действий, проговаривать план, предлагать версии.

2. Работать по предложенному плану, использовать учебник.

3. Учиться оценивать успешность своего задания, признавать ошибки.

Коммуникативные действия

1. Высказывать свои мысли (предложение-текст), вступать в беседу.

2. Слушать и понимать других, в т.ч. выразительно читать чужие тексты.

3. Договариваться о правилах общения; учиться выполнять роли в группе.

Личностные результаты

1. Оценивать однозначные поступки как «плохие» или «хорошие» с позиции нравственных и эстетических ценностей.

2. Объяснять оценки однозначно оцениваемых поступков (хорошо/плохо) с позиции нравственных ценностей.

3. В предложенных ситуациях делать моральный выбор поступка.

4. Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач.

5. Воспитание уважительного отношения к творчеству – как своему, так и других людей.

Актуализация знаний.

Ребята, что для человека самое дорогое?

Что для вас означает слово Родина?

Природа на  территории России сильно меняется: есть могучие леса и бескрайние степи, горы, моря и океаны. Через всю страну бегут полноводные реки. Светлыми лентами вьются дороги. Бескрайни и разноцветны  просторы полей: одно с голубизной от васильков, на другом золотиться рожь. Прозрачные берёзовые рощи или непролазная чаща. Всё это мы можем увидеть на картинах художников

-  Каждый народ любит природу своей страны. О её красоте поют песни, пишут стихи

Слайд2

Сформулируйте тему урока.

Слайд 3

 

Отвечают.

(мама и Родина)

   Человек живет среди природы, сам являясь её частью.  И нет на земле человека, который бы  не  любил  природу,  не  любовался  бы  её  ясным  небом, цветущими лугами, огненными закатами. Природа всегда нас манит своей неповторимой красотой, и каждый раз предстает перед нашим взором то ласковая, то суровая, но всегда как настоящее чудо.

Отвечают.

Пейзаж родной земли

Этап выявления места и причины затруднения

Зрительное восприятие красоты пейзажа  родного края Работа по учебнику (стр.14-16)

  • Рассмотрите картины наших великих художников.
  • Назовите имена художников

  • Какое время года изобразили художники?

  • Какие средства выразительности использовали художники для передачи настроения природы в разное время года?
  • А сейчас какое время года ?
  • Как вы думаете есть ли картины художников с изображением осени? Назовите.

  • Посмотрите на слайдах репродукции картин русских художников:

Слайд 4-8

  • Какие чувства пробуждают в вас эти картины?

Эпиграфом нашего урока являются слова саратовской поэтессы Кнушевицкой Наталии Аркадьевны

Осенний этюд

Барабанит дождь по крышам,

На этюды Осень вышла.

Здесь мазок и там мазок-

Зажелтел вдали лесок.

И стоят кругом рябинки

В Ярко-красных пелеринках.

Пруд, как блюдце, был простой-

Стал с каёмкой золотой.

Дождь стучит, стучит по крышам,

А художница всё пишет.

Пишет, пишет много лет

Осень свой автопортрет..  

Слайд 9

Какие картины возникают в вашем воображении?

 

Отвечают.

И Левитан, И Шишкин, В Борисов- Мусатов, И. Грабарь

Лето, зима

Светотень, цветовой контраст, композиционный центр и др.

Осень

Да.

Могут быть затруднения в ответах

Душевный трепет, умиротворение, любовь к родной природе) 

Отвечают

  • Как называется картина на которой изображена природа?

Пейзаж - это жанр изобразительного искусства, в котором изображаются различные уголки природы).

  • Как называют художников, изображающих природу?

Слайд 10

пейзажисты

Этап построения проекта выхода из затруднения

- Сегодня на уроке мы любовались пейзажами природы нашей необъятной страны.

      2) -  вам предстоит побывать в роли художников-пейзажистов. Вы будете изображать красками на бумаге осенний пейзаж родной природы.

- Что вам понадобится для изображения пейзажа?

   

    3) Учебник – стр. 18

- Прочтите рекомендации, данные по изображению пейзажа.

- Что значит «живопись»?

- Чем отличается живопись от раскрашенного рисунка?

- Как изменить цвет гуаши, если это вам понадобится?

дети перечисляют

самостоятельное чтение

живое письмо

(рассуждения учащихся) 

смешивание красок прямо в изображении

Этап реализации построенного проекта

Кто ответит – что такое «композиция»?

Как правильно компоновать пейзаж?

(сочинение, расположение)

Провести линию горизонта, изображения первого плана больше, чем изображения, находящиеся дальше).

Этап первичного закрепления с проговаривание во внешней речи

Слайд 11

Мы не просто будем писать осенний  пейзаж родного края, а постараемся изобразить его разноплановым. Разместим объекты не по одной линии, а те, которые находятся близко, нарисуем в нижней части листа. Это будет передний план. 

А вы помните, как надо изображать ближние предметы?

Другие объекты мы нарисуем чуть дальше, т.е. выше на листе (чуть меньше). Это средний план. 

И, наконец, изобразим предметы, которые находятся вдали, в верхней части листа. Это дальний план.

 Как нарисуем дальние предметы  

Объяснение сопровождаю показом на образце.

Посмотрите на рисунок.

 Можно ли его назвать разноплановым пейзажем?

Если кто забыл, как изображаются деревья, посмотрите на таблицу, рисунок.

Помните, что дерево можно сравнить с человеком: у человека есть туловище, у дерева – ствол, у человека – руки, у дерева – толстые сучья, на руках у человека – пальцы, у дерева от сучьев отходят тонкие ветки, на пальцах – ноготочки, на тонких ветках – листочки или иголки.

У природы также, как у человека может быть разное настроение. Она может быть радостной, грустной, печальной, грозной, спокойной.

Но всегда остается красивой. С помощью чего можно передать настроение?

(крупно, ярко, с прорисовкой мелких деталей). 

(мелко, без прорисовки деталей).

С помощью теплого холодного цвета

Этап самостоятельной работы с самопроверкой

Физминутка

Ветер дует нам в лицо

Закачалось деревцо

Ветерок все тише, тише

Деревцо все выше выше.

  - Самостоятельная работа учащихся по изображению пейзажа родной природы.

(во время работы звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года»)

Выполняют.

Этап включения в систему знания и повторения

Сегодня вы прикоснулись к миру искусства, став художниками – пейзажистами.

 Давайте посмотрим на ваши работы.

Насколько вам удалось передать красоту русской природы, её удивительный и загадочный мир (анализ и оценка)

Выполняют.

показать всем ребятам наиболее удачные работы.

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Продолжи предложение:

  • У меня получилось…..
  • Мне понравилось……
  • Я знаю……

Отразите свое мнение о нашем  уроке на (осеннем) дереве

Желтый лист- урок понравился, был интересный, узнал новое

Оранжевый лист- урок

Красный лист-урок не  понравился

Отвечают

Выполняют.

10

Домашнее задание.

1. Доработать пейзаж. Оформить его в паспарту.

2. Принести рабочую тетрадь, альбом, карандаш,  гуашь.

Записывают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...