Урок изобразительного искусства во 2 классе на тему «Наши друзья: птицы. Изображение и реальность»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему

Вид занятий:

 рисование по памяти и представлению. По заранее заготовленной форме

 Тип урока:

 ознакомление с новым материалом, интеграция,.

 Методы:

диалогическое изложение. Исследовательский.

Цели и задачи:

 знакомство с образом сказочной птицы в рус­ском фольклоре и других народов мира; закрепление знаний о жан­ре анималистки; повтор изученного о «теплых» и «холодных» цве­тах, цветовом круге, контрастных цветах; закрепление умения пользоваться палитрой, техникой мазка, линией, пятном, развитие эстетического отношения к действи­тельности, фантазии и умения творчески преображать формы ре­ального животного мира в условно-декоративные.

Оборудование урока:

Для учащихся - гуашь (2-3 краски или холодная или теплая гамма), крупные и мелкие кисти, большой лист бумаги (желательно цветной, тонированной синий цвет для панно), фотографии и открытки с изображением птиц, книги на ту же тему, сувениры, игрушки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_izo_ptitsy.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Гончарова Л.Д. МОУ «Гимназия №5 г. Белгорода»

Тема  урока во 2 классе:

«Наши друзья: птицы. Изображение и реальность»

Вид занятий:

 рисование по памяти и представлению. По заранее заготовленной форме

 Тип урока:

 ознакомление с новым материалом, интеграция,.

 Методы:

диалогическое изложение. Исследовательский.

Цели и задачи:

 знакомство с образом сказочной птицы в русском фольклоре и других народов мира; закрепление знаний о жанре анималистки; повтор изученного о «теплых» и «холодных» цветах, цветовом круге, контрастных цветах; закрепление умения пользоваться палитрой, техникой мазка, линией, пятном, развитие эстетического отношения к действительности, фантазии и умения творчески преображать формы реального животного мира в условно-декоративные.

Оборудование урока:

Для учащихся - гуашь (2-3 краски или холодная или теплая гамма), крупные и мелкие кисти, большой лист бумаги (желательно цветной, тонированной синий цвет для панно), фотографии и открытки с изображением птиц, книги на ту же тему, сувениры, игрушки.

Ход урока

I.        Организация класса.

Проверка готовности к уроку.

  1. Сообщение темы урока.

Знакомство с образом волшебной птицы в русском фольклоре и других народов мира.

 Звучит музыка ( таинственная, сказочная)

-Ребята вы догадываетесь о чём этот музыкальный фрагмент?

Таинственном, сказочном, задумчивом, лиричном

Вот мудрец перед Дадоном

Стал и вынул из мешка

Золотого петушка.

«посади ты эту птицу, -

Молвил он царю, - на спицу;

Петушок мой золотой

Будет верный сторож твой:…»

Какие вы можете вспомнить образы сказочных птиц?

«Фи-нист - ясный сокол», А. Пушкин Царевна Лебедь в «Сказке о царе Салтане», Жар-птица в сказке П. Ершова «Конек-Горбунок серены в греческих мифах, птица Феникс в восточных сказках, Сова в книге «Вини-Пух и все-все-все»

 

В народном календаре, обычаях и обрядах народа образ птицы неотделим от начала весны. Один из обычаев был печь «жаворонки» - вкусные булочки в форме птичек, так отмечали начало весны. А еще весной выпускали на волю птиц, проживших в доме человека зиму. Был обычай, весело заклиная птиц, петь песенки про птиц (закличка - просьба замкнуть зиму, отомкнуть лето):

Жавороночки, прилетите к нам,

Красно летичко принесите к нам,

А зимушку унесите от нас.

Показываю  изделия, фотографии вещей, украшенных стилизованными рисунками птиц приамурские узоры,  гончарные изделия, дымковская и филимоновская игрушки, птицы из  Архангельской области. Объяснить, как таким рисунком украшаются полезные в быту вещи (в технике вышивки, аппликации, росписи).

- Должен ли художник, создающий подобные изображения, знать птиц, их повадки?

 Можно ли отнести создание такого художественного образа к жанру анималистки?

(да можно, так как форма декоративно перерабатывается.)

Объясняю, что птица будет выполнена нарядно, выразительно и привлекательно, если художником будут учитываться гармоничные сочетания цветов в росписи. Рассмотреть методические таблицы «Цветовой круг», «Теплые и холодные цвета», как брать сочетания контрастных цветов, сближенных, теплых и холодных сочетаний.

III. Выполнение упражнений на освоение «теплых» и «холодных» цветов.

Вспомнить радугу. Расположить в порядке ее цветов все фломастеры, которые дети смогли найти дома (или старые цветные карандаши). Разделить на 3 группы цветов («теплые», зеленые, «холодные»). Показывая попарно рядом расположенные фломастеры, спросить, какой из них «холодный», а какой «теплый»? Тот же вопрос задать по поводу фломастеров, расположенных не рядом.

- Какую краску нужно добавить к краскам, чтобы высветлить цвет, сделать его более нежным? (Белый.)

— А какой цвет добавляем, чтобы приглушить яркость? (Черный, чуть-чуть и очень осторожно.)

  1. Работа над заданием.

Как рисовать птичку.

Возьмите лист бумаги или альбом, карандаш и ластик. Спросите ребенка, чем он будет разукрашивать птичку и приготовьте карандаши, фломастеры или краски с кисточкой.

Расскажите ребенку правила, как нужно работать с красками.

  1. Чистой водичкой подготовить и смочить краски;
  2. смешение красок производить на палитре (белой бумаге) не забывая промывать кисти;
  3. ровно закрывать поверхность фона и персонажей в композиции;
  4. в конце работы вымыть кисточку, не оставлять в банке с водой, а вытереть тряпочкой;
  5. по окончании работы краски, карандаш уберите в коробки или в пенал.

Объясните ребенку, что нужно начинать рисовать птичку с туловища, затем голову и хвостик. По окончанию рисунка приступайте к раскрашиванию. Покажите ребенку, как правильно закрашивать птичку - нельзя, чтобы штрихи, либо краска выходили за контур изображения, иначе рисунок будет не аккуратным.

Если малышу не удается сразу нарисовать птичку, не пытайтесь его заставлять, а предложите другой способ. При помощи кальки можно обвести готовый распечатанный либо нарисованный Вами рисунок птички, а затем ее разукрасить.

Заканчивайте занятие в тот момент, как ребенок потерял интерес. Чтобы ни нарисовал Ваш ребенок, обязательно похвалите его и повесьте Ваш шедевр на стену, чтобы малыш ощутил себя настоящим художником.

Рисуем птичку

Рисуем птичку

Рисуем птичку

Рисуем птичку

Рисуем птичку

Рисуем птичку

Как рисовать птичку Кардинал

Рисуем птичку

V.  Итоги урока.

Можно выполнить из работ учащихся коллективное панно либо в виде полосы, либо в виде прямоугольников (4-6 работ), придумать название.

Уборка рабочих мест.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок изобразительного искусства 2 класс по теме "Цвет как средство выражения. Автопортрет"

Урок изобразительного искусства во 2 классе по программе Б.М. Неменского....

Технологическая карта урока Изобразительного искусства 2 класс на тему - Масленица

технологическая карта урока Изобразительного искусства на тему - Масленица...

Технологическая карта урока изобразительного искусства 2 класс на тему:«Выражение характера человека через украшение (украшение щитов и зеркал сказочных героев)»

Предмет: Изобразительное искусствоКласс: 2Тема урока: «Выражение характера человека через украшение (украшение щитов и зеркал  сказочных героев)»Цели урока: Помочь детям разобраться в значении фо...

Презентация к уроку изобразительного искусства в1 классе на тему "Наблюдательность и фантазия. Выражение характера изображаемых животных."

Презентация составлена к уроку Изобразительного искусства в 1 классе "Наблюдательность и фантазия. Выражение характера изображаемых животных.Данный урок является продолжением тематики 1 раздела ...

Конспект урока изобразительное искусство 2 класс на тему "Изображение осеннего леса" (УМК "Школа России")

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУТема: «Изображение осеннего леса»Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления с характерными особенностями живописи и пейзажного...

Конспект урока изобразительное искусство 2 класс на тему "Изображение весенних ручьев" (УМК "Школа России")

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУТема: «Что такое ритм линий. Изображение весенних ручьев»Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления с понятием «ритм лин...