Урок изобразительного искусства 2 класс по теме "Цвет как средство выражения. Автопортрет"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 2 класс) по теме

Урок изобразительного искусства во 2 классе по программе Б.М. Неменского.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_izo_2_klass.docx25.17 КБ
Файл izo_2_kl_prezent.pptx1.98 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Цвет как средство выражения. Автопортрет.

Цели:

 Предметные: создать условия  для ознакомления с искусством автопортрета, способами выражения характера через  цветовые отношения, совершенствовать работу восковыми мелками и акварелью, закрепить знания по изображению портрета.

Познавательные: сравнивать объекты, выделять существенные признаки,  проводить сравнение, строить высказывания, осуществлять анализ объектов, развивать наблюдательность.

Личностные: способствовать развитию интереса к искусству, формировать этические и эстетические чувства, понимать настроение людей.

Регулятивные: принимать учебную задачу, следовать инструкциям учителя, планировать свои действия в соответствии с учебными задачами, принимать роль в учебном сотрудничестве

Коммуникативные: контролировать свои действия в коллективной работе, проявлять инициативу

Оборудование: презентация, детские работы, методическая таблица; для обуч-ся  восковые мелки, акварель, бумага , кисти, карточки «Найди лишнее», карточки «Описание портрета», фото детей, ватман,

образец рисования портрета, кружки цветные для рефлексии.

Тип урока: усвоение новых знаний

Формы: коллективная, индивидуальная, групповая.

Методы: словесные (беседа, объяснение), практические ( практическая работа, самостоятельная работа), наглядные (презентация, демонстрация)

Технологии: развивающего, здоровьесберегающего обучения, проблемного обучения, ИКТ

Планируемый результат: знать особенности жанра портрет и автопортрет, уметь выражать характер  через цветовые отношения.

Ход урока

  1. Оргмомент.

Закончилась большая перемена,
И снова прозвенел звонок.
Сейчас начнется в нашем классе
Изобразительный урок.

Надеюсь все у вас в порядке:
Краски, кисточки, альбом.
И вы готовы все, ребятки.
Тихо сядем и начнем.

  1. Актуализация опорных знаний обуч-ся.

1. Беседа:- На какие группы делятся  цвета? (Тёплые и холодные)

- К какой группе отнесли зелёный цвет? (Это отдельная группа, зеленый цвет может быть и теплым и холодным)

2. Цветовые задачи. (слайд)

    3.         Слайд.

Если видишь, что с картины

Смотрит кто-нибудь на нас:

Или принц в плаще старинном,

Или в робе верхолаз,

Лётчик или балерина,

Или Колька – твой сосед,

Обязательно картина

Называется …

Виды портретов. Слайды.

-описание портрета работа в группах

В старину знатные люди заказывали портреты всех членов семьи и передавали из поколения в поколение. Через портреты можно было познакомиться со своим прапрадедушкой или же с мамой прапрабабушки. Таким образом собиралась целая коллекция семейных портретов.

Как здорово, что художники смогли запечатлеть все эти образы, ведь раньше, в старину, не было фотоаппарата

- создание портрета класса. «Это мы!»

  1. Формирование новых  знаний  обуч-ся.
  1. Сообщение темы урока, постановка задач урока.

Нарисую на листке

Девочку с цветком  в руке

Платье голубое,

Хороша собою-

Ручки, ножки, личико,

Рыжая косичка,

Глазки, ротик, ушки,

На носу- веснушки.

В целом свете лучше нет!

Это мой автопортрет.

Тема нашего урока: «Цвет как средство выражения. Автопортрет.»

- Какие задачи поставим  себе на уроке?

  1. Работа по теме.

-Мы уже рисовали портрет мамы, друга. -Что такое автопортрет? Автопортрет – это изображение самого себя.

– Что мы видим, глядя на себя в зеркало?  (свое отражение).

- А что мы видим, глядя на картину, на которой изображен художник? Что хочет рассказать о себе художник, создавая автопортрет – свое собственное изображение?

- Попробуем разобраться  на примере двух автопортретов.

- Какой автопортрет создан раньше, почему?  (автопортрет Дюрера, можно догадаться по одежде). Слайд

-Давайте  подробнее  рассмотрим  «Автопортрет» А. Дюрера. Вам нравится этот автопортрет?  Сдержанная поза, выразительное, сосредоточенное  лицо, тонкая рука. Дюрер был не только художником, но и ученым.

- Какие цвета преобладают в картине? (теплые)

-Опишите  характер и настроение художника  по портрету. (добрый, умный, немного грустный, красивый).

- можно ли сказать, что автопортрет является рассказом о себе? Да

Слайд.

- Загадку автопортретов человек разгадывает веками. Послушайте, что пишет В. Бекетт  об автопортрете Ван Гога: «В общей холодной гармонии серебристо-серых , серебристо-зеленых и голубых тонов голова Ван Гога пылает, как пламя. Портрет полон резких контрастов. Вокруг живой природы все приглушено. Взбаламученный фон намекает на хрупкость душевного состояния, о котором свидетельствует аккуратный пиджак, застегнутая рубашка, спокойная застывшая поза. Фон выдержан в одном колорите  с фигурой, выделенной лишь извилистыми мазками кисти».

        -В каком колорите- теплом или холодном- написан портрет? Холодном

- Есть ли на картине контрасты? Да

-Как вы думаете, был ли художник счастлив?

Сообщение о жизни Ван Гога.

 ( Художник  много страдал. Ван Гог при жизни продал только одну картину, причем ее купил его брат. Тяжелая болезнь мучила  художника, его преследовали видения. Поэтому , наверное, его жизнь нельзя назвать счастливой.)

- Как найти на рисунке  самого веселого ребенка? Почему вы так решили? ( яркое платье,улыбка, шары в руке, когда смотришь, становится весело)

- Как на рисунке можно показать чувства? (выражением лица, цветом) – А как можно показать свое увлечение? То, чем вы любите заниматься?

-Послушайте стихотворение.

ПОЧЕМУ Я НЕ ТАКОЙ?

Если станем мы похожи,
Как узнать друг друга сможем?
Станем на одно лицо,
Как куриное яйцо.
Одинаковы носы
И одной длины усы,
Одинаковые вкусы,
Те же галстуки и бусы.
И на всех один фасон
От пальто и до кальсон.
Все вокруг одной расцветки
И на все расставим метки.
А иначе как узнаешь,
Чью ты маму обнимаешь?
Нет ни низеньких, ни длинных,
Легкомысленных, солидных,
Слишком тощих нет и тучных.
Вам еще не стало скучно?
На других ты не похож,
Тем для мамы и хорош.
Ей всего милей веснушки
У вихрастого Андрюшки,
Оттопыренные ушки
и курносый нос Танюшки.
Всякой формы и раскраски
Ваши волосы и глазки,
Милых деток, очень разных,
Самых лучших и прекрасных.

- О чем это стихотворение? О том , что нет одинаковых людей

- У каждого человека лицо полно своеобразия. Свой цвет волос, глаз, губ, линия бровей, форма носа, овал лица – все очень индивидуально.

- Посмотрите на себя в зеркало. Таблица построения лица.

Физкультминутка.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

  1. Представьте,  что  прямо  напротив  вас  стоит  художник
  2. Пожалуйста,  закройте  глаза  и  поверните  ваше  лицо  так,  чтобы  художнику  открылся  ваш  левый  профиль  и  т.д.
  3. Откройте  глаза.  Где  у  вас  левый  профиль?  Теперь  снова  закройте  глаза
  4. Теперь  портрет  в  «полный  рост».
  5. Развернитесь  в  «три  четверти»  направо,  теперь  «анфас»  и  т.д.
  6. Портрет,  где  вы  изображены  сидя  за  партой  с  поднятой  правой  рукой,  развернуты  в  «три  четверти»  налево.

  1. Формирование практических умений, навыков обуч-ся.

Творческая практическая деятельность  обуч-ся.

- Какие приемы работы для выполнения автопортрета вы можете предложить?

(черты лица, волосы, одежду, элементы фона нарисовать мелками; лицо, фон раскрасить акварелью.)

-Продумайте все детали автопортрета. Можно нарисовать в полный рост, по пояс или по плечи. Фоном могут быть окно, стена, море, лес, ночное небо или лужайка с цветами. Не забывайте  о проявлении характера в рисунке. Сначала работаем простым карандашом, потом мелками и акварелью.

  1. Закрепление пройденного материала.

Выставка и анализ работ. «Угадай, чей портрет»

-Кого еще вы узнали? Какие детали в автопортрете вам помогли  это сделать?

  1. Итог урока.

-Что такое автопортрет? Что нам хочет рассказать художник, изображая себя на картине?

-Как  выразить характер и настроение в автопортрете?

  1. Рефлексия.

Выберете у себя на столе цвет, соответствующий вашему настроению.

  1. Домашнее задание.

Описание  портрета

  1. Вид  искусства,  к  которому  относится  портрет   /живописный,  графический,  скульптурный,  фотографический,  ювелирный/

  1. Количество  персонажей  /одного  человека,  парный,  групповой,  групповой  семейный/

  1. Персонажи  на  портрете  /мужчина,  женщина,  ребенок  (детский)/

  1. Положение  персонажа  /в  полный  рост,  поколенный,  поясной,  погрудный,  голова/,     а  также  /стоящий, сидящий или лежащий/

  1. Разворот  головы  персонажа  /анфас,  в три  четверти  или  в  профиль/

Описание  портрета

  1. Вид  искусства,  к  которому  относится  портрет   /живописный,  графический,  скульптурный,  фотографический,  ювелирный/

  1. Количество  персонажей  /одного  человека,  парный,  групповой,  групповой  семейный/

  1. Персонажи  на  портрете  /мужчина,  женщина,  ребенок  (детский)/

  1. Положение  персонажа  /в  полный  рост,  поколенный,  поясной,  погрудный,  голова/,     а  также  /стоящий, сидящий или лежащий/

  1. Разворот  головы  персонажа  /анфас,  в три  четверти  или  в  профиль/

Карточка-план  для учащихся

«Описание портрета»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Урок ИЗО

Слайд 3

Цветовые задачи + + + + + + = = = = = = ? ? ? ? ? + 1 . 2. 3. 4. 5. 6.

Слайд 4

П о р т р е т Если видишь, что с картины Смотрит кто-нибудь на нас: Или принц в плаще старинном, Или в робе верхолаз, Лётчик или балерина, Или Колька – твой сосед, Обязательно картина Называется …

Слайд 5

Портрет ( от франц. – изображать, передавать «черта в черту») – это изображение человека или группы людей, реально существующих, либо существовавших в прошлом.

Слайд 6

Портрет бывает:

Слайд 7

Индивидуальный, двойной, групповой 18.04.2012 7

Слайд 8

Альбрехт Дюрер

Слайд 9

Винсент Ван Гог


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по изобразительному искусству на тему "Цвет как средство выражения " 2 класс

Конспект урока по изобразительному искусству на тему "Цвет как средство выражения " 2 класс...

Конспект урока изобразительного искусства по теме: «Линия – как средство выражения. Характер линий. Ветка дерева».

Конспект урока изобразительного искусства по теме: «Линия – как средство выражения. Характер линий. Ветка дерева»....

Конспект урока изобразительного искусства на тему: "Линия как средство выражения: ритм линий"

КОНСПЕКТ УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВАТема: «Линия как средство выражения: ритм линий» Цели деятельности учителя: формирование знаний о графики, графических материалах, их выр...

Технологическая карта урока изобразительного искусства по теме: «Цвет как средство выражения. Тихие цвета», 3 класс, УМК «Школа России»

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для ознакомления  с понятием «тихие» цвета и для формирования умения использовать их в рисовании  подм...

Технологическая карта урока изобразительное искусство по теме «Цвет как средство выражения. Тихие и звонкие цвета. Изображение весенней земли.» (2 класс)

Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: формирование умений различать тихие и звонкие цвета и создание условий для обучения смешиванию красок с целью получения глухих и звонких оттенк...

Технологическая карта урока изобразительное искусство по теме «Линия как средство выражения. Характер линий» Изображение весеннего леса (2 класс)

Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: создание условий для ознакомления с ритмом и характером линий как средствами художественной выразительности.Задачи урокаДидактические:1) дать п...

Технологическая карта урока "Изобразительное искусство" на тему "Линия – как средство выражения. Характер линий. Ветка дерева" (УМК "Школа России", 2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания. Цель урока: создание условий для ознакомления с ритмом и характером линий как средствами художественной выразительности, использование этих с...