РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Изобразительное искусство» для 1 класса
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс) на тему

Аликбарова Альбина Рафиковна

Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, 2009г., Примерной программы для начальной школы по предмету «Изобразительное искусство», Москва: «Просвещение», 2011; Основной образовательной программы начального общего образования школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_izo.docx31.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, 2009г., Примерной программы для начальной школы по предмету «Изобразительное искусство», Москва: «Просвещение», 2011; Основной образовательной программы начального общего образования школы.

Основная цель изучение предмета «Изобразительное искусство» в первом классе - формирование образного мышления и творческого потенциала детей, на развитие у них  эмоционально-ценностного отношения к миру.

Основные задачи предмета «Изобразительное искусство» в первом классе:

  • Расширение художественно-эстетического кругозора
  • Воспитание зрительской культуры, умения увидеть художественное и эстетическое своеобразие произведений искусства и  грамотно рассказать об этом на языке изобразительного искусства
  • Приобщение к достижениям мировой художественной культуры
  • Освоение изобразительных приёмов с использованием различных материалов и инструментов, в том числе экспериментирование и работа в смешанной технике
  • Создание простейших художественных образов средствами живописи, рисунка, графики, пластики
  • Освоение простейших технологий дизайна и оформительского искусства

Место предмета в учебном плане. В соответствии с учебным планом на 2014-2015 год на предмет «Изобразительное искусство» в 1 классе отведено 1 час в неделю, 33 недели, всего 33 часа.

Требования к результатам обучения

Личностные результаты освоения предмета «Изобразительное искусство» в первом классе:

  • формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;
  • воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;
  • развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
  • формирование духовных и эстетических потребностей;
  • овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;
  • воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
  • отработка навыков самостоятельной и групповой работы.

Предметные результаты:

  • сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;
  • ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них;
  • ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства;
  • первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;

Метапредметные результаты:

Метапредметные результаты освоения предмета «Изобразительное искусство» в первом классе обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и математикой.

Регулятивные УУД

  • Проговаривать последовательность действий на уроке.
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.
  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные УУД

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
  • Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

Коммуникативные УУД

  • Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

а) донести свою позицию до собеседника;

б) оформить свою мысль в устной форме

  • Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
  • Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
  • Учиться согласованно работать в группе

Содержание

Рисунок, живопись (17 ч)

Волшебный мир красок. Живописные материалы. Прекрасное вокруг нас (красота вещей). Форма и цвет предметов. Жанр натюрморта. Материалы для рисунка и приемы работы с различными графическими материалами. Рисование с натуры фруктов. Объём в пространстве и объём на плоскости. Простые геометрические формы. Рисование с натуры овощей. Элементарные приемы композиции на плоскости и в пространстве. Цвет – основа живописи. Основные и составные цвета. Многообразие линий и их знаковый характер. Рисование с натуры или по памяти рыб. Изображение птиц: общие и характерные черты. Рисование с натуры или по памяти птиц.

Рисование на темы. Рисование на основе наблюдений или по представлению, иллюстрирование сказок Понятия: горизонталь (ближе - больше, дальше - меньше), вертикаль и диагональ в построении композиции. Сказочные сюжеты. Смешение цветов. Роль белой и черной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Передача в рисунках смысловой связи между предметами. Жанр портрета. Пейзажи родной природы. Образ защитника Отечества. Заочное путешествие по залам Третьяковской галереи на тему «Прекрасное в жизни и в произведениях изобразительного искусства».

Декоративная работа (9 ч)

Рисование узоров и декоративных элементов по образцам (на основе народного декоративно-прикладного искусства). Самостоятельное выполнение в полосе, круге растительных и геометрических узоров. Виды ритма. Ритм линий, пятен, цвета. Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Декоративное рисование «Элементы цветочного узора Городца». Формирование элементарных представлений о декоративном обобщении форм растительного и животного мира, о ритме в узоре, о красоте народной росписи в украшении одежды, посуды, игрушек.

Аппликация. Элементарные приёмы работы с бумагой (сгибание, вырезание) для создания выразительного образа. Аппликация «Осень». Аппликация «Геометрический орнамент в полосе», «Растительный орнамент в круге», «Геометрический орнамент в квадрате». Особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве. Наклеивание на картоне и цветной бумаге различных элементов изображения из вырезанных кусочков бумаги. Знакомство учащихся с материалами для выполнения аппликаций, инструментами, порядком выполнения аппликации.

Скульптура (4 ч)

Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Лепка с натуры осенних листьев. Овладение элементарными навыками лепки. Лепка овощей и фруктов. Элементарные приемы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа. Лепка с натуры или по представлению игрушечных зверей. Объём – основа языка скульптуры. Лепка животных. Знакомство с пластическими особенностями глины и пластилина, с правилами лепки.

Восприятие произведений искусства (3 ч)

Родная природа в творчестве русских художников. Знакомство с творчеством Б. Кустодиева, И. Т. Хруцкого, с картиной К. Ф. Юона «Русская зима», К. А. Коровина «Зимой». Натюрморты И. И. Машкова,  И. Е. Репина. Осенний пейзаж на картине И. И. Левитана «Золотая осень». Основные и составные цвета на картине  И. С. Остроухова «Золотая осень». Сказочные сюжеты в творчестве В. М. Васнецова; М. А. Врубеля, Ю. А. Васнецова. Знакомство с творчеством художника Е. И. Чарушина. Знакомство с картинами: И. Шишкин «Опушка лиственного леса», «Берег моря», В. Поленов «Заросший пруд»

Форма промежуточной аттестации по предмету «Изобразительное искусство»: выставка, конкурсы работ КТД.

Оценка результатов. На основании методического письма Министерства образования России от 25.09.2000 г. № 2021/11-13 «Об организации обучения в 1 классе четырёхлетней начальной школы»  и дополнении к письму Министерства образования России от 25.10.2000 г. № 2021/11-13 от 20.04.2001г. № 408 13/13 «Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период» в 1 классе исключается система балльного оценивания. Недопустимо и использование любой знаковой символики. Допускается лишь словесная объяснительная оценка.

Уровень обучения: базовый

Срок реализации рабочей программы: 1 год

Режим работы школы: 1 класс – пятидневная учебная неделя, в одну смену

Учебно-методическая литература для учителя и ученика:

  • Изобразительное искусство. 1 класс: книга для учителя/ В.С. Кузин - М.: Дрофа, 2007 г.
  • Методическое пособие, поурочные планы «Изобразительное искусство» по учебнику Кузина В.С., Кубышкиной Э.И.
  • Электронное пособие  конспектов уроков по изобразительному искусству в 1-2 классах по программе В. С. Кузина.

Учебно-тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство»

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Примечание

План

Факт

1

Родная природа в творчестве русских художников. Волшебный мир красок. Живописные материалы. Знакомство с творчеством Б. Кустодиева

1

2

Прекрасное вокруг нас (красота вещей). Форма и цвет предметов. Природные формы.

1

3

Жанр натюрморта. Натюрморты И. И. Машкова,  И. Е. Репина. Материалы для рисунка и приемы работы с различными графическими материалами. Рисование с натуры фруктов

1

4

Объём в пространстве и объём на плоскости. Простые геометрические формы. Рисование с натуры овощей. Знакомство с творчеством И. Т. Хруцкого

1

5

Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Лепка с натуры осенних листьев (простых по форме)

1

6

Элементарные приемы композиции на плоскости и в пространстве. Осенний пейзаж на картине И. И. Левитана «Золотая осень». Рисование на тему «Осенний пейзаж»

1

7

Цвет – основа языка живописи. Основные и состав

ные цвета. Картина  И. С. Остроухова «Золотая осень». Рисование на тему «Осенний пейзаж»

1

8

Элементарные приёмы работы с различными материа

лами для создания выразительного образа (бумага и картон - сгибание, вырезание). Аппликация «Осень»

1

9

Овладение элементарными навыками лепки. Лепка овощей и фруктов

1

10

Многообразие линий и их знаковый характер. Рисование с натуры или по памяти рыб

1

11

Изображение птиц: общие и характерные черты. Рисование с натуры или по памяти птиц.

1

12

Понятия: горизонталь (ближе - больше, дальше - меньше), вертикаль и диагональ в построении композиции. Сказочные сюжеты в творчестве В. М. Васнецова; М. А. Врубеля, Ю. А. Васнецова. Иллюстрирование «Моя любимая сказка»

1

13

Смешение цветов. Роль белой и черной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Иллюстрирование «Моя любимая сказка»

1

14

Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Знакомство с картиной К. Ф. Юона «Русская зима». Рисование с натуры. Елочная игрушка

1

15

Рисование на тему «Новогодний праздник». Знакомство с картиной К. А. Коровина «Зимой».

1

16

Рисование на тему «Новогодний праздник». Конкурс работ КТД

1

17

Виды ритма. Ритм линий, пятен, цвета. Аппликация «Геометрический орнамент в полосе»

1

18

Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Декоративное рисование «Элементы цветочного узора Городца»

1

19

Особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве. Декоративное рисование. «Растительный орнамент в полосе»

1

20

Ознакомление с произведениями народных  художест

венных промыслов России (с учетом местных условий). Декоративное рисование «Растительный орнамент в круге»

1

21

Элементарные приемы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин). Лепка с натуры или по представлению игрушечных зверей. Знакомство с творчеством художника Е. И. Чарушина

1

22

Объём – основа языка скульптуры. Лепка животных

1

23

Жанр портрета. Знакомство с картиной  В. А. Серова «Девочка с персиками». Рисование на тему «Моя любимая мама»

1

24

Декоративное рисование «Сказочный букет для мамы» (в холодных тонах)

1

25

Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Декоративное рисование «Дымковская игрушка»

1

26

Аппликация «Геометрический орнамент в квадрате»

1

27

Декоративное рисование«Золотые рыбки» (в теплых тонах). Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке.

1

28

Пейзажи разных географических широт. Весенние пейзажи на картинах К. Юона «Мартовское солнце», Ф.Васильева «Оттепель», И.Левитана «Цветущие яблони». Рисование на тему «Весна»

1

29

Рисование с натуры или по памяти с использовани

ем различных художественных  материалов. Весенний цветок. Знакомство с картиной Ф. П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка»

1

30

Образ защитника Отечества. Рисование на тему «День Победы»

1

31

Рисование на тему «День Победы». Выставка работ

1

32

Рисование на тему «Лето». Общность тематики, передаваемых чувств, отношения к природе в произведениях И.И. Шишкина «Опушка лиственного леса», «Берег моря», В. Поленова «Заросший пруд»

1

33

Урок-обобщение. Ведущие художественные музеи России. Заочное путешествие по залам Третьяковской галереи на тему «Прекрасное в жизни и в произведениях изобразительного искусства».

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по предмету изобразительное искусство 3 класс программа "Школа Росии"

Примерная рабочая программа по изобразительному искусству создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и авторского курса «Изобразительное искусст...

Рабочая программа учебного предмета изобразительное искусство Образовательная область: изобразительное искусство для _I ступени 2 класс

Содержание: 1.Пояснительная записка;2.Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета в данном классе;3.Содержание учебного предмета, курса, модуля и.т.д.;4.Тематичес...

Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" 3 класс программа "Планета знаний"

Рабочая программа написана на основе Федерального образовательного стандартаначального общего образования, Примерной программы начального образования, авторскойпрограммы Н. М. Сокольниковой «Изобразит...

Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" 3 класс по программе "Школа России"

В данном разделе помещёна рабочая программа по  предмету "Изобразительное искусство" для 3 класса по программе "Школа России" ....

Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" 3 класс по программе "Школа России"

Представлена рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство"3 класс...

Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" для 4 класса к учебнику В.С.Кузина. УМК РИТМ. Авторы программы С.П.Ломов, С.Е.Игнатьев.

Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" для 4 класса составлена на основе авторской программы С.П.Ломова, С.Е Игнатьева "Изобразительное искусство.1 - 4".  Программа включает в ...

Рабочие программы по предметам: Изобразительное искусство, Живопись, Технология, Декоративно прикладное искусство, 2-4 классы, 2018-2019 уч.г. г.

Рабочие программы по предметам: Изобразительное искусство, Живопись,  Технология, Декоративно прикладное искусство, 2-4 классы, 2018-2019 уч.г. (Учебный материaл в раздел "Начальное и с...