Рабочая программа по предмету изобразительное искусство 4 класс
материал по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему

Гусева Анастасия Андреевна

Адаптированная программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo.docx23.32 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования города Москвы

Колледж малого бизнеса № 4

115054, г. Москва, Дубининская улица, д. 25, стр. 1.

                                                     тел./факс: 8 (499) 235-52-94;                e-mail: spo-4@edu.mos.ru

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету

«Изобразительное искусство»

4 «А» КЛАССА

(для учащихся с легкой и умеренной степенью нарушения интеллекта)

Составитель программы:

учитель

Гусева Анастасия Андреевна

Москва

2013 г.

Пояснительная записка

Цели и задачи программы.

На  уроках изобразительного искусства дети не только рисуют, но составляют аппликацию, лепят. Они также знакомятся с законами композиции и свойствами цвета, с различными видами и жанрами и с некоторыми доступными по содержанию произведениями известных художников.

Основными задачами обучения школьников с нарушениями интеллекта изобразительному искусству являются:

  • воспитанию положительных качеств личности (настойчивости, стремления к познанию, доброжелательности и т.д.;
  • воспитание интереса к занятиям изобразительной деятельностью;
  • развитие эстетических чувств и понимания красоты окружающего мира;
  • развитие познавательной активности, формирование у школьников  приемов познания предметов и явлений действительности с целью их изображения;
  • формирование практических умений в разных видах художественно-изобразительной деятельности (рисовании, аппликации, лепке);
  • воспитание умения работать в заданной последовательности в соответствии с правилами (по инструкции) и самостоятельно;
  • формирование умения работать коллективно, выполняя определенный этап работы в цепи заданий для получения результата общей деятельности.

Наряду с названными учебно-воспитательными задачами в настоящей программе предусматривается решение специальных задач, например коррекционных: коррекция недостатков психического развития, коррекция мелкой моторики, а также развитие речи учащихся, организующей и направляющей их умственную и практическую деятельность.

        Обучение предмету «Изобразительное искусство»  происходит на основании следующих нормативно-правовых документов: Закона РФ «Об образовании», Положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида, Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII  вида под ред. к.п.н. И.М. Бгажноковой. Обучение на уроках изобразительного искусства проходит в соответствии с нормами САНПиН и с применением ИКТ.

На предмет «Изобразительное искусство» в учебном плане отводится 1 час в неделю. Обучение проходит в форме совместной деятельности учителя и учащихся, при этом ведущая роль принадлежит учителю.  Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность.

        В процессе обучения учитель может использовать различные формы организации образовательного процесса: урок с привлечением различных видов деятельности: игровой (сюжетно-ролевая, дидактическая, театрализованная, подвижная игра), элементарной трудовой, конструктивной, а также внеклассную работу по предмету (викторины, экскурсии, совместная работа с родителями).

Уровень умений и знаний учащихся по предмету не может оцениваться с общепринятых педагогических позиций. Критериальные оценки относительно обучаемости детей со сложной структурой дефекта ориентированы не на результативность технологии учения в рамках нормированного педагогического процесса, а на опыт социального продвижения детей, т.е. на предметное и чувственное отражение окружающего мира, развитие личностного самосознания в обществе людей.  

Уровень умений и знаний учащихся по предмету:

Учащиеся могут знать/понимать

Учащиеся могут уметь

Учащиеся могут использовать приобретенные знания и умения в практической жизни

- материал для развития речи, изучавшийся на уроках изобразительного искусства;

- способы работы по мокрой и сухой бумаге;

- названия жанров живописи ( пейзаж, натюрморт, портрет, рисунок на тему из жизни, сюжетный);

- название некоторых национальных промыслов ( Гжель, Каргополь, Дымково, Городец);

- явление осевой и центральной симметрии, существующее в природе.

- рисовать с натуры ( рассматривать предмет, находить его форму, выделять части, видеть пропорции);

- рисовать по памяти, после проведенных наблюдений;

- использовать планы и хотя бы частичное загораживание одних предметов другими в работе над аппликацией или в рисунки;

- выбирать для рисунка лист бумаги нужной формы, размера;

- применять осевую линию при рисовании симметричных предметов;

- сочинять узор, используя ритм формы, цвета элементов узора и симметрию в его композиции;

- осветлять и затемнять краски, используя белила и черную краску;

- закрашивать силуэт краской, разведенной до нужной консистенции;

- рисовать по мокрой и сухой бумаге, используя приемы этой работы с краской и кистью;

- в работе над аппликацией составлять целое изображение из частей.

Могут различать и соотносить цвет, форму, величину; работать с мелкими предметами; правильно держать кисточку, карандаш.

        

Содержание рабочей программы по предмету «Изобразительное искусство»

Раздел в предмете

Содержание

Задачи

Цели (характеристика деятельности учащихся)

Способ проверки достижений учащихся

Ожидаемые результаты (учащиеся могут овладеть следующими знаниями и умениями)

1 уровень

2 уровень

3 уровень

Предметные учебные действия

Обучение композиционной деятельности.

Совершенствование умений передавать глубину пространства посредством: - уменьшения величины удаленных предметов по сравнению с расположенными вблизи от наблюдателя; - загораживания одних предметов другими. Планы в пространстве: передний, задний, средний ( использование макета и панно « В деревне» с изображенным пейзажем на переднем, заднем и среднем планах, с вариантами изображения домов деревенского типа и деревьев, разных по величине). Обучение приему построения сюжетной и декоративной композиции с использованием симметричного расположения её частей (элементов), позволяющему достигать равновесия на изобразительной плоскости. Обучение приему построения композиции в прямоугольнике с учетом центральной симметрии. Знакомство с выразительными средствами сказочного изображения: избушка на курьих ножках; деревья в сказочном лесу с глазами из двух дупел, с сучьями и ветками, похожими на руки, и т.п.

Формировать умение размещать рисунок на изобразительной плоскости. Уточнить и расширить знания о расположение листа бумаги в зависимости от содержания рисунка. Формировать умение вырезать силуэты симметричных предметов из бумаги сложенной вдвое,  планировать деятельность.  

Учатся размещать рисунок на изобразительной плоскости. Продолжают работать над правильным  расположение листа бумаги в зависимости от содержания рисунка. Учатся вырезать силуэты симметричных предметов из бумаги сложенной вдвое,  планировать деятельность.  

Практическая работа.

Уметь самостоятельно планировать свою деятельность. Уметь самостоятельно размещать рисунок на изобразительной плоскости, лист бумаги в зависимости от расположения рисунка. Уметь вырезать силуэты симметричных предметов из бумаги сложенной вдвое.

Уметь с помощью учителя планировать свою деятельность. Уметь с минимальной помощью учителя размещать рисунок на изобразительной плоскости, лист бумаги в зависимости от расположения рисунка.

 Уметь с помощью учителя размещать рисунок на изобразительной плоскости, лист бумаги в зависимости от расположения рисунка.

Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию

Закрепление умений обследовать предметы с целью их изображения. Совершенствование умения изображать предметы с натуры и по памяти, правильно передавать в изображении их форму, конструкцию и пропорции. При объяснении использовать поэтапный показ способа изображения ( «графический диктант», процесс лепки, работа над аппликацией). Закрепление умения изображать деревья в состоянии покоя и в движении ( в ветреную погоду). Развитие умения видеть и передавать в лепке и рисунке изгибы и «узор» ветвей. Развитие умения изображать человека. Фигура человека в статике и в динамике в соответствии с изобразительными возможностями детей, с использованием помощи педагога. Портрет человека. Формирование умения отражать в изображении форму и части головы человека, черты лица. Формирование умений передавать форму, строение и пропорции фигуры животного в лепке, аппликации и затем в рисунке. Закрепление приемов исполнения косовской и городецкой росписи посуды. Использование приемов работы кончиком кисти и всей кистью, «примакивания». Закрепление представления о явлении центральной симметрии в природе: составление узора в круге и овале с учетом центральной симметрии ( элементы узора – геометрические и стилизованные формы растительного и животного мира). Составление целого изображения ( реального, сказочного) из частей.

Формировать умение рисовать жилые дома городского типа, человека в статической форме. Учить  приемам изображения с помощью опорных точек, а затем от руки геометрических форм, приему «дорисовывания». Формировать умение проводить прямые, ломаные, волнистые линии (с помощью опорных точек, от руки).

Учатся рисовать жилые дома городского типа, человека в статической форме. Учатся приемам изображения с помощью опорных точек, а затем от руки геометрических форм, приему «дорисовывания». Тренируются в проведении прямых, ломаных, волнистых линий (с помощью опорных точек, от руки).

Практическая работа.

Уметь самостоятельно проводить прямые, ломаные, волнистые линии (с помощью опорных точек, от руки). Уметь самостоятельно изображать с помощью опорных точек, а затем от руки геометрических форм. Знать и уметь изобразить жилые дома городского типа, человека в статической форме.

Уметь с минимальной помощью учителя проводить прямые, ломаные, волнистые линии (с помощью опорных точек, от руки). Уметь с помощью учителя изображать с помощью опорных точек, а затем от руки геометрических форм.

Уметь с помощью учителя проводить прямые, ломаные, волнистые линии (с помощью опорных точек).

Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи.

Закрепление представлений о цвете, красках и приемах работы красками и кистью. Совершенствование приемов осветления цвета с помощью белил или разведения краски водой; затемнение цвета с помощью черной краски, получения некоторых оттенков. Использование получаемых осветленных и затемненных красок в сюжетных рисунках, в декоративном рисовании. Приемы работы акварельными красками: работа синей краской по мокрой бумаге ( «по – мокрому») при изображении неба, красной и оранжевой красками – при изображении солнца и его лучей. Подбор цветовых сочетаний при изображении красок осени, зимы, лета ( с помощью учителя). Подбор цветовых сочетаний при создании сказочных образов ( с помощью учителя): добрые и злые образы, при использовании ярких и тусклых цветов. Совершенствование умений раскрашивания силуэта изображения, не выходя за его пределы, работая по сухой бумаге ( « по – сухому»).

Формировать умение применять приемы составления зеленого, оранжевого,  фиолетового, коричневого цветов в работе с акварелью.

Уточнить и расширить знания о локальных цветах. Учить приему «примакивание». Продолжать работать над формированием умения работать с цветными карандашами, гуашью, акарелью.

Учатся составлять цвета в работе с акварелью (зеленый, оранжевый, фиолетовый, коричневый). Закрепляют прием «примакивание». Продолжают работать с карандашами и различными видами красок. Закрепляют названия и отличия локальных Цветов.

Практическая работа.

Знать, уметь назвать и показать локальные цвета. Уметь составить  самостоятельно и назвать смешиваемые цвета:  зеленый, оранжевый, фиолетовый, коричневый. Уметь самостоятельно применять прием «примакивание». Называть и различать виды красок (гуашь, акварель).

Знать, уметь назвать и показать с помощью учителя локальные цвета. Уметь составить  с помощью учителя и назвать смешиваемые цвета:  зеленый, оранжевый, фиолетовый, коричневый. С помощью учителя применять  прием «примакивание». Называть и различать виды красок (гуашь, акварель).

Уметь показать локальные цвета. Показывать с помощью учителя смешиваемые цвета:  зеленый, оранжевый, фиолетовый, коричневый.  Различать и показывать виды красок (гуашь, акварель).

Обучение восприятию произведений искусства

Формирование у учащихся представлений о работе художников и скульпторов, о мастерах народных промыслов. Беседы на темы: 1. Как и о чем создаются картины. Пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетная картина. Какие материалы использует художник (краски, гуашь, акварель, постель, сангина, карандаши, тушь и др.).

2. как и о чем создаются скульптуры. Скульптурные изображения (статуя, бюст, группа из нескольких фигур, статуэтка). Какие материалы использует скульптор (мрамор, гранит, металл, гипс, глина, пластилин и др.).

Формировать умение понимать и описывать картину,  описывать настроение картины.

Учатся описывать картину  своими словами по опорному плану. Учатся понимать что изображено на картине.

Практическая работа, беседа.

Уметь описывать картину  своими словами по опорному плану. Знать и уметь рассказать что изображено на картине.

Уметь описывать картину  своими словами по опорному плану с наводящими вопросами учителя.

Уметь показать на картине элементы, названные учителем.

Работа над развитием речи.

Закрепление речевого материала 1, 2, 3 классов. Новые слова, словосочетания: - искусство, красота; художник, картина, натура; пейзаж, натюрморт, портрет; картина и жизни (сюжет); пастель, сангина; тушь, перо; палитра;

- скульптор, скульптура, гранит, гипс, сталь, металл, статуя, бюст, скульптурная группа из нескольких фигур, статуэтка; форма, размер, цвет;

- радостный, мрачный, сказочный, волшебный;

- смешное, страшное, доброе, злое;

- рисунок с натуры, рисунок по памяти; работать кончиком ( корпусом ) кисти;

- рисовать акварелью по мокрой (по сухой) бумаге;

- красота природы, красота человека (животного); части предмета, умелый мастер, русский народный узор, народное искусство, каргопольские, дымковские игрушки, узоры Гжели. Новые фразы: Рисуй с натуры. Рисуй, чтобы было похоже. Рисуй предмет так, как его видишь. Расположи рисунок на листе бумаги так, чтобы было красиво (рисунок в центре листа, не большой и не маленький). Рисуй по памяти (как запомнил). Рисуй сразу кистью краской, пятном, кончиком кисти. Я расположил рисунок посередине (у края) листа бумаги. Я рисую с натуры (по памяти). Я рисую предмет так, как его вижу. Я рисую пейзаж (натюрморт, портрет). Мне нравится этот рисунок: яркие краски, красивые деревья и т.п.

Уточнить и расширить знания  о названиях красок и приемах работы с ними. Расширить активный и пассивный словарь учащихся.

Учатся  правильно называть краски, приемы работы с ними. Узнают новые слова и словосочетания.

Практическая работа, беседа.

Знать и уметь правильно назвать краски и приемы работы с ними. Уметь назвать и показать объект работы.

Знать и уметь правильно назвать (с минимальной помощью учителя) краски и приемы работы с ними. Уметь назвать и показать объект работы (с помощью учителя).

Уметь показать различные виды красок с помощью учителя. Уметь  пользоваться элементарными приемами  работы с красками с помощью учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по предмету изобразительное искусство 3 класс программа "Школа Росии"

Примерная рабочая программа по изобразительному искусству создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и авторского курса «Изобразительное искусст...

Рабочая программа учебного предмета изобразительное искусство Образовательная область: изобразительное искусство для _I ступени 2 класс

Содержание: 1.Пояснительная записка;2.Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета в данном классе;3.Содержание учебного предмета, курса, модуля и.т.д.;4.Тематичес...

Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" 3 класс программа "Планета знаний"

Рабочая программа написана на основе Федерального образовательного стандартаначального общего образования, Примерной программы начального образования, авторскойпрограммы Н. М. Сокольниковой «Изобразит...

Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" 3 класс по программе "Школа России"

В данном разделе помещёна рабочая программа по  предмету "Изобразительное искусство" для 3 класса по программе "Школа России" ....

Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" 3 класс по программе "Школа России"

Представлена рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство"3 класс...

Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" для 4 класса к учебнику В.С.Кузина. УМК РИТМ. Авторы программы С.П.Ломов, С.Е.Игнатьев.

Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" для 4 класса составлена на основе авторской программы С.П.Ломова, С.Е Игнатьева "Изобразительное искусство.1 - 4".  Программа включает в ...

Рабочие программы по предметам: Изобразительное искусство, Живопись, Технология, Декоративно прикладное искусство, 2-4 классы, 2018-2019 уч.г. г.

Рабочие программы по предметам: Изобразительное искусство, Живопись,  Технология, Декоративно прикладное искусство, 2-4 классы, 2018-2019 уч.г. (Учебный материaл в раздел "Начальное и с...