Конспект урока "Жанры живописи"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему

Сергеева Ирина Николаевна

–        На свете много людей, но есть среди них настоящие чародеи, волшебники. Они могут на плоскости (на холсте, на доске) изобразить картину, которая оживает на глазах, а глубина как бы затягивает наш глаз внутрь.

–        Как называют таких волшебников?

• художники

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_nash_kray.odt19.76 КБ

Предварительный просмотр:


Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 22

  Конспект урока

 

Тема: «Жанры живописи в картинах художников нашего края»

       4 класс

                                         Подготовила: учитель I категории

                                         МБОУСОШ № 22 Сергеева И. Н.

                                      г. Ковров 2014г.

                                                    1

Тема: «Жанры живописи в картинах художников нашего края»

Цели урока:

  • систематизировать знания учащихся о жанрах живописи
  • расширить представление учащихся о творчестве художников города Ковров
  • создать условия для развития познавательного интереса к данной теме

Оборудование к уроку:

  1. Демонстрационные и раздаточные материалы:

-        презентация

  • фотографии художников
  • фотографии картин
  • карточки с заданиями для групп
  • тесты о пейзаже

II. Технические средства:

     -   компьютер

     -   мультимедийный проектор

     -   экран

     -   DVD

                                                           2

                                                        Ход урока:

  1. Орг. момент:

-Начинаем урок с доброжелательной улыбки друг другу.

  1. Актуализация знаний.
  • На свете много людей, но есть среди них настоящие чародеи, волшебники. Они могут на плоскости (на холсте, на доске) изобразить картину, которая оживает на глазах, а глубина как бы затягивает наш глаз внутрь.
  • Как называют таких волшебников?

• художники

  • К сегодняшнему уроку мы готовились. Как?

• посетили выставку В. Бычкова в художественной школе

• ходили на выставку ковровских художников в Историко-Революционный музей

• посетили выставку Б. Н. Седова в школьной библиотеке

-   Из экскурсий вы знаете , что существует «Объединение ковровских художников», прошло 33 выставки.

  • Каких художников нашего края вы знаете?

• Тазетдинов Б.Ш. Белан В.Ф. Затеев Р.А Милованов В.М

Бычков В.А Каминская С.Ю. Федянов В.Ф Соснова Е.Ю

Лазуткина А.И Белов Н.Ю

  • Картины живут в картинных галереях , в выставочных залах, в музеях. А сегодня мы будем работать с фотографиями картин.
  1. Постановка проблемы. (*работа в группах)

-  На столах лежат фотографии картин.

- На какие группы можно разложить их?

• по жанрам

• по авторам

  • Попробуйте сформулировать тему урока.

Тема урока: «Жанры живописи в картинах художников нашего края»

  • На доске фотографии картин
  • Кого узнаёте? (*вывесить фамилии)

• В.А. Бычков

• С.Ю. Каминская

• Е.Ю. Соснова

•  Н.Ю Белов

(*показ альбомов художников)

                                                                     3

-Можете ли вы сказать, в каком жанре пишет каждый художник?

- Какие цели поставим?

Цели урока:

- познакомиться с особенностями жанров

- узнать, в каком жанре пишет каждый художник

- выяснить, где учат на художников

  1. Открытие нового знания.
  1. – О каком жанре речь?

Если видишь, что с картины

Смотрит кто-нибудь на нас:

Или принц в плаще старинном,

Или в робе верхолаз,

Лётчик или балерина,

Или Колька, твой сосед,

Обязательно картина

Называется …

(хором: ПОРТРЕТ)

  1. –Найдите портреты (вывешивают на доску)
  2. Рассказ подготовленного ученика.

«Самый древний жанр живописи – портрет-это изображение человека. Портрет бывает погрудный, например « Портрет дочери» Елены Сосновой, или в рост, например « На террасе» В. Бычкова, либо пишут одно лицо. Не всякое изображение человека- портрет, потому, что художник может писать человека «вообще», ни с кого не списывая.

Если художник пишет двух человек, то это двойной портрет, например, картина В. Бычкова « В мастерской». Но часто художник изображает самого себя. Такое изображение называют автопортретом, например «Автопортрет» Е. Сосновой.

Человека, который пишет портреты называют – портретист.»

Задание для групп:

  1. Что такое портрет?
  2. Какие бывают портреты?
  3. Как называют человека, который пишет портреты?
  4. Назовите художников- портретистов. (В. Бычков, Е. Соснова)

2.1. –Договорите слово:

Если видишь на картине

Чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или грушу, или торт,

Или все предметы сразу-

Знай, что это -…

(хором: НАТЮРМОРТ)

                                                              4

2.2.– Найдите натюрморты (дети вывешивают фото с натюрмортами  на доску)

- Кто вспомнит, что в переводе с французского языка означает слово « натюрморт»? («мёртвая натура»), но точнее перевод с английского языка « тихая жизнь».

-Что художник изображает в натюрмортах?

2.3.- Послушайте интервью с ковровским художником В. Бычковым ,( на DVD)и скажите, какой натюрморт считается самым сложным?

  • с церковной утворью

2.4. (Подготовленный ученик)

Стих А. Усачёва « Натюрморты»

Люблю натюрморты смотреть.

Там разные сливы и груши

С них хочется краску стереть,

А то, что под краскою, скушать.

Я очень люблю виноград

И жёлтые спелые дыни,

Они поражают мой взгляд

И нравятся в каждой картине.

А вазы роскошных цветов!

Кувшинки, сирень, георгины

Я нюхать часами готов…

( Но только с хорошей картины)

2.5. – Кто из ковровских художников пишет натюрморты?

  • В. Бычков, С. Каминская, Н. Белов, Е. Соснова

Физ. минутка:

Если художник использует эту вещь- хлопаем в ладоши.( таблица, уголь, карандаш, окно, молоток, пастель, краска, доска, холст)

3.1.  Если видишь на картине

        Нарисована река,

        Или ель и белый иней,  

        Или сад и облака,

        Или снежная равнина,

        Или поле и шалаш,

        То подобная картина

        Называется…

       ( хором: ПЕЙЗАЖ)

                                                            5

3.2.- Найдите пейзажи

( дети вывешивают фото картин с пейзажами на доску)

3.3. – Какая из картин вам хорошо известна?

  • В. Бычкова « Разлив»

3.4. Сочинение по картине В. Бычкова «Разлив» (читает ученик, на экране картина, играет музыка)

3.5. –Художники выражают любовь к своему краю через картины, а поэты в стихах.

-С какой картиной можно соотнести стих Ю. Синицина «Нерехта»

  • Н. Белов «Нерехта зимой»

3.6.Работа с адаптированным текстом ( в группах)

Задания для групп:

1. Откуда появилось слово « пейзаж» и что оно значит?

2. Какие названия имеют разные пейзажи?

3.Почему художник пишет пейзажи?

4.Как называют художника, который пишет пейзажи?

- Назовите ковровских художников-пейзажистов.

                                                      Адаптированный текст.

Откуда появилось слово « пейзаж», и что оно значит? C  французского языка оно переводится как « местность, страна». То есть и то, что мы видим своими глазами в поле, лесу или на улице города, и изображение этого называют одним и тем же словом- «пейзаж».

Художника, который пишет пейзажи, называют пейзажистом.

Разные пейзажи имеют свои названия. Общий вид местности: горы, леса, поля, реки, ручьи, озёра- называют немецким словом « ландшафт».

Улицы, площади и переулки станут городским пейзажем , а изображение завода назовём промышленным пейзажем. Живописец не может равнодушно писать пейзажи. Тот или иной уголок природы вызывают в нём особое волнение, будит

Тонкие струны души. В нём художник не только изображает портрет природы, а стремится запечатлеть свои чувства, переживания, которые вызывает в нём тот или иной пейзаж.

3.7.Отчёт групп

V.Рефлексия.

-Какие цели ставили?

-Что расскажете дома?

-В каком жанре пишет каждый художник?

- Где учат на художников?( в художественной школе)

Два ученика нашего класса занимаются в художественной школе)

( показ работ)

-Заканчиваем урок песней « Если видишь на картине…»

                                                           6

                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия Арт-студии "Юные художники" "Имитация витража живописью пластилином на стекле" для детей 6-12 лет.

Конспект был написан для проведения открытого занятия районного этапа  всероссийского  конкурса  педагогических достижений педагогов дополнительного образования "Сердце о...

План конспект по предмету живописи "Виды и жанры изобразительного искусства".

Цель:- познакомить с видами и жанрами изобразительного искусства.Задачи:- научить владеть кистью без предварительного наброска;- развивать наблюдательность и внимательность к природе, ее цветовому раз...

3 класс урок «Образ матери в музыке, поэзии, живописи» конспект

Конспект  к уроку "Образ матери в исскустве"...

Конспект урока по литературному чтению на тему "Весна в лирических произведениях И. Никитина, А. Плещеева, И. Шмелева, Т. Белозерова и в произведениях живописи А. Куинджи" 2 класс "Перспектива"

Тип урока: изучение нового материалаЦели деятельности учителя: познакомить учащихся с творчеством И. Никитина, А. Плещеева, И. Шмелева, Т. Белозерова о весне; учить анализировать произведения, восприн...

Конспект урока по ИЗО Игра на основе обмена мнениями о произведениях живописи, «Прогулка по парку»

Игра на основе обмена мнениями о произведениях живописи,«Прогулка по парку»...

План-конспект урока по теме: Осень в произведениях живописи В.Поленова, А.Куинджи

План-конспект урока по теме: Осень в произведениях живописи В.Поленова, А.КуинджиКласс: 2...