Рабочая программа по изобразительному искусству, 2 класс, 2013-2014 учебный год
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему
Рабочая программа по изобразительному искусству, 2 класс, 2013-2014 учебный год, ФГОС НОО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_izobrazitelnoe_iskusstvo_2_klass_2013-2014_uchebnyy_god.doc | 159.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Яйская средняя общеобразовательная школа №2»
«УТВЕРЖДАЮ»
Приказ №_____ от _______________ директор МБОУ «Яйская СОШ №2»
_____________________Т.И. Гирняк
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
ДЛЯ 2 КЛАССА
- Изобразительное скусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений/[Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева и др.]; под ред. Б.М. Неменского. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 129 с. – ISBN 978-5-09-028303-8;
- Коротеева Е.И Изобразительное искусство. Искусство и ты. 2 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений/ Е.И. Коротеева; под ред. Б.М. Неменского. – 2-изд. – М.: Просвещение, 2012. – 144с.: ил. – ISBN 9787-5-09-026868-4.
Рекомендовано Министерством образования и науки РФ)
Количество часов в неделю – 1
Количество часов в год - 34
Учитель начальных классов
Буракова Ольга Михайловна
СОГЛАСОВАНО ПРИНЯТО на заседании методического объединения педагогическим советом
протокол № ___________________________ протокол № _________________
от __________________________________ от __________________________
Руководитель МО _____________________
Яя,
2012 год
СОДЕРЖАНИЕ
1. Содержание ……………………………………………………………………………………
2. Пояснительная записка ………………………………………………………………………
3. Календарно-тематическое планирование …………………………………………………..
4. Список ключевых слов ………………………………………………………………………
5. Список литературы для учителя и обучающихся ………………………………………….
ПРОГРАММА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
Б.М. Неменский
34 часа
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; планируемых результатов начального общего образования; авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд 1-4 классы» (Изобразительное искусство» предметная линия учебников для 1-4 классов под редакцией Б.М.. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.
На изучение отводится 1 час в неделю, всего - 34 часа в год.
Распределение часов в течение учебного года
Период обучения | Количество часов |
1 четверть | 8 часов |
2 четверть | 7 часов |
3 четверть | 10 часов |
4 четверть | 9 часов |
Итого за год: | 34 часа |
Используемый УМК:
- Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений/[Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева и др.]; под ред. Б.М. Неменского. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 129 с. – ISBN 978-5-09-028303-8;
- Коротеева Е.И Изобразительное искусство. Искусство и ты. 2 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений/ Е.И. Коротеева; под ред. Б.М. Неменского. – 2-изд. – М.: Просвещение, 2012. – 144с.: ил. – ISBN 9787-5-09-026868-4.
Общая характеристика учебного предмета
Программа 2 класса вводит учащихся в тему начального этапа художественного обучения «Основы художественного восприятия», закладывает фундамент такого восприятия.
Основную идею программы — связь искусства с жизнью — выражают две линии: одна — познание образного строя искусства, другая — познание красоты жизни. Эти две линии будут развиваться в 3-4 классах и в среднем звене.
Познание образного строя искусства — задача каждого урока. Познание красоты жизни осуществляется через задания уроков.
На уроках у учеников продолжает формироваться умение быть в роли художника, зрителя, критика-зрителя. Во втором классе ученикам дается представление о сотворчестве художника и зрителя.
Тема "Ты и искусство" – важнейшая для данной концепции, она содержит основополагающие подтемы, необходимые для первичного приобщения к искусству как культуре. Здесь и первоэлементы языка (образного строя) пластических искусств и основы понимания их связей с окружающей жизнью ребенка. Понимание языка и связей с жизнью выстроены в четкой методической последовательности. Нарушение ее нежелательно.
Задача всех этих тем – введение ребят в мир искусства, эмоционально связанный с миром их личных наблюдений, переживаний, раздумий.
Цель курса:
- развитие личности учащихся средствами искусства;
- получение эмоционально-ценностного опыта восприятия произведений искусства и опыта художественно-творческой деятельности.
Задачи изучения курса в контексте основных педагогических задач образования:
- воспитание интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран;
- развитие воображения, творческого потенциала ребенка, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способностей к эмоционально-ценностному отношению к искусству и окружающему миру, навыков сотрудничества в художественной деятельности;
- освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;
- овладение элементарной художественной грамотой, формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Изобразительное искусство как учебный предмет опирается на такие учебные предметы начальной школы как: литературное чтение, русский язык, музыка, труд, природоведение, что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью.
Тематическое планирование
№ п/п | Раздел программы | Кол –во часов |
| ||
1 | «Чем и как работают художники». | 8 |
2 | «Реальность и фантазия». | 7 |
3 | «О чём говорит искусство». | 10 |
4 | «Как говорит искусство» | 9 |
ВСЕГО: | 34 часа |
Содержание учебного предмета.
Одна из основных идей программы: "От родного порога – в мир культуры Земли", то есть от приобщения к культуре своего народа, даже от культуры своей "малой родины" – без этого нет пути к общечеловеческой культуре.
Обучение в этом классе строится на приобщении детей к миру искусства через познание окружающего предметного мира, его художественного смысла. Дети подводятся к пониманию того, что предметы имеют не только утилитарное назначение, но и являются носителями духовной культуры и так было всегда – от далекой древности до наших дней. Надо помочь ребенку увидеть красоту окружающих его вещей, предметов, объектов, произведений искусства, обратив особое внимание на роль художников – "Мастеров Изображения, Украшения, Постройки" – в создании среды жизни человека.
В конце года дети должны почувствовать, что их жизнь, жизнь каждого человека ежедневно связана с деятельностью искусств. Завершающие уроки каждой четверти должны содержать вопрос: "А что было бы, если бы "Братья-Мастера" не участвовали в создании окружающего вас мира – дома, на улице и т.д.?" Понимание огромной роли искусств в реальной повседневной жизни должно стать открытием для детей и их родителей.
Требования к уровню подготовки учащихся 2 классов
Учащиеся 2 класса должны
знать/понимать:
- основные жанры и виды произведений изобразительного искусства начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка (линия, композиция, контраст света и тени, размер, характер, сочетание оттенков цвета, колорит и т.п.);
- основные средства композиции (высота горизонта, точка зрения, контрасты тени и света, цветовые отношения, выделение главного центра);
- простейшие сведения о наглядной перспективе, линии горизонта, точке схода и т.д.;
- начальные сведения о светотени (свет, тень, полутень, блик, рефлекс, собственная и падающая тени), о зависимости освещения предмета от силы и удаленности источника освещения;
- о делении цветового круга на группу «холодных» и «теплых» цветов, промежуточный зеленый, на хроматические и ахроматические цвета;
- начальные сведения о видах современного декоративно-прикладного искусства и их роли в жизни человека;
- начальные сведения о художественной народной резьбе по дереву, украшении домов, предметов быта, керамике, вышивке, дизайне;
- роль фантазии и преобразования форм и образов в творчестве художника;
- о деятельности художника (что и с помощью каких материалов может изображать художник);
- особенности работы акварельными и гуашевыми красками, а также назначение палитры.
уметь:
- высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно-прикладного искусства;
- стремиться верно и выразительно передавать в рисунке простейшую форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;
- использовать формат листа (горизонтальный, вертикальный) в соответствии с задачей и сюжетом;
- использовать навыки компоновки;
- передавать пространственное отношение (изображать на листе бумаги основание более близких предметов ниже, дальних — выше, ближние предметы крупнее равных им, но удаленных и т.п.);
- применять приемы рисования кистью, пользоваться палитрой, использовать художественную выразительность материалов, уметь ровно и аккуратно закрасить поверхность в пределах намеченного контура;
- менять направление штриха, линии, мазка согласно форме;
- составлять узоры в полосе, квадрате, круге из декоративно обобщенных и переработанных форм растительного мира, из геометрических фигур;
- лепить несложные объекты (фрукты, животных, фигуры человека, игрушки);
- составлять аппликационные композиции из разных материалов (аппликация, коллаж)
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для самостоятельной творческой деятельности;
- обогащение опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
- оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставки.
Формы контроля знаний, умений, навыков (текущего, рубежного, итогового)
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
- Активность участия.
- Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
- Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
- Самостоятельность.
- Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы
- Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
- Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
- Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Формы контроля уровня обученности
- Викторины
- Кроссворды
- Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ
- Тестирование
Формирование универсальных учебных действий
Личностные УУД:
- ценностно-смысловая ориентация учащегося;
- действие смыслообразования;
- нравственно-этическое оценивание
Коммуникативные УУД:
- умение выражать свои мысли;
- разрешение конфликтов, постановка вопросов;
- управление поведением партнера: контроль, коррекция.
Регулятивные УУД:
- целеполагание;
- волевая саморегуляция;
- коррекция;
- оценка качества и уровня усвоения.
Познавательные универсальные действия
Общеучебные:
- умение структурировать знания;
- смысловое чтение;
- знаково-символическое моделирование;
- выделение и формирование учебной цели.
Логические:
- анализ объектов;
- синтез, как составление целого из частей;
- классификация объектов;
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование;
- построение логической цепи рассуждения.
Материально-техническое
обеспечение образовательного процесса
Специфическое сопровождение (оборудование):
- Учебные столы, с возможностью остановки наклона рабочей плоскости и размещения красок и др. инструментов.
- Доска большая универсальная (с возможностью магнитного крепления и зажима для плакатов)
- Стеллажи для хранения детских работ, художественных материалов, методического фонда.
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
- Телевизор
- Видеомагнитофон (DVD)
- Компьютеры – 3
- Принтер
- Сканер
- Музыкальные колонки
ТАБЛИЦЫ (комплекты)
- Хохлома
- Гжель
- Урало-сибирская роспись
- Полхов-Майдан
- Мезенская роспись
- Дымковская игрушка
- Жостово
- Введение в цветоведение.
- Декоративно-прикладное искусство.
МЕТОДИЧЕСКИЙ ФОНД
- Репродукции картин разных художников.
- Муляжи для рисования
- Серии фотографий и иллюстраций природы.
- Фотографии и иллюстрации животных.
- Предметы для натурной постановки (кувшины, часы, вазы и др.).
- Детские работы как примеры выполнения творческих заданий.
ЭЛЕКТРОННЫЕ ПОСОБИЯ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
- Дымковские игрушки
- Гжель
- Слайды картин В. Васнецова
- Слайды иллюстраций И. Билибина
- Слайды картин отечественных художников
Учебно-методическое обеспечение
- О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования. Методическое письмо от 5.03.2004 № 1089. - на сайте www. ed.gov.ru.
- Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений/[Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева и др.]; под ред. Б.М. Неменского. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 129 с. – ISBN 978-5-09-028303-8;
- Коротеева Е.И Изобразительное искусство. Искусство и ты. 2 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений/ Е.И. Коротеева; под ред. Б.М. Неменского. – 2-изд. – М.: Просвещение, 2012. – 144с.: ил. – ISBN 9787-5-09-026868-4.
- Горяева Н.А., Неменская Л.А., Питерских А.С.Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь 2 класс: под ред. Б.М.Неменского. –Москва «Просвещение», 2011.
- Свиридова О. В. Изобразительное искусство. 1-4 классы: упражнения, задания, тесты /авт.-сост. О. В. Свиридова. – Волгоград: Учитель, 2009.-74 с.
Раздел учебника | № урока | Тема урока | Деятельность обучающихся | Формирование УУД | Формы контроля | Дата | ||||||
п/р | п/п | |||||||||||
«Чем и как работают художники» ( 8 ч) | 1 | 1 | «Цветочная поляна». Три основных цвета. | Изображать разнообразные цветы на основе смешивания трех основных цветов Рисование по памяти и впечатлению Повторение правил безопасной работы. Анализ задания, организация рабочего места, Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), ее использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Импровизация на тему дымковской глиняной игрушки. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и под чиненный). Передача настроения в творческой работе с помощью тона, штриха, материала, конструирования. Контроль и корректировка хода работы. Анализ задания, организация рабочего места, планирование трудового процесса. Проектировать изделия: создавать образ в соответствии с замыслом, реализовывать замысел, используя необходимые конструктивные формы и декоративно-художественные образы; Создавать образ в соответствии с замыслом, реализовывать замысел, используя необходимые конструктивные формы и декоративно-художественные образы; Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и под чиненный). Передача настроения в творческой работе с помощью тона, штриха, материала, конструирования. Контроль и корректировка хода работы. Анализ задания, организация рабочего места, планирование трудового процесса. Проектировать изделия: создавать образ в соответствии с замыслом, Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов). Создавать образ в соответствии с замыслом, реализовывать замысел, используя необходимые конструктивные формы и декоративно-художественные образы; Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и под чиненный). Передача настроения в творческой работе с помощью тона, штриха, материала, конструирования. Проектировать изделия: создавать образ в соответствии с замыслом. | Познавательные общеучебные УД
Познавательные логические УД
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
Познавательные общеучебные УД
Познавательные логические УД
Коммуникативные УУД
Познавательные общеучебные УД
Познавательные логические УД
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
оценка качества и уровня усвоения | |||||||
2 | 2 | «Радуга на грозовом небе». Пять красок — богатство цвета и тона: гуашь. | ||||||||||
3 | 3 | «Осенний лес». Выразительные возможности других материалов (графические: пастель, мелки) | ||||||||||
4 | 4 | «Осенний листопад» - коврик аппликаций. Выразительные возможности аппликации. | Викторина | |||||||||
5 | 5 | «Графика зимнего леса». Выразительные возможности графических материалов. | ||||||||||
6 | 6 | «Звери в лесу». Выразительные возможности материалов для работы в объеме. | ||||||||||
7 | 7 | «Звери в лесу». Выразительные возможности материалов для работы в объеме. | Кроссворд | |||||||||
8 | 8 | «Игровая площадка» - для вылепленных зверей. Выразительные возможности бумаги. | Выставка | |||||||||
«Реальность и фантазия» (7 ч) | 1 | 9 | «Наши друзья: птицы». Рисунок птицы. Изображение и реальность. | |||||||||
2 | 10 | «Сказочная птица». Изображение и фантазия. | ||||||||||
3 | 11 | «Узоры паутины». Украшение и реальность, украшения в природе. | ||||||||||
4 | 12 | «Обитатели подводного мира». Украшение и реальность. | Кроссворд | |||||||||
5 | 13 | «Кружевные узоры». Украшения и фантазия. | ||||||||||
6 | 14 | «Подводный мир». Постройка и реальность. | ||||||||||
7 | 15 | Постройка и фантазия. | Выставка | |||||||||
« О чём говорит искусство» (10 ч) | 1 | 16 | «Четвероногий герой». Выражение характера изображаемых животных. Живопись. | |||||||||
2 | 17 | Сказочный мужской образ. Выражение характера человека в изображении («Веселый и грустный клоуны») | ||||||||||
3 | 18 | Женский образ русских сказок. Выражение характера человека в изображении. | ||||||||||
4 | 19 | Образ сказочного героя. Художественное изображение в объеме. | ||||||||||
5 | 20 | «С чего начинается Родина?». Природа в разных состояниях. | ||||||||||
6 | 21 | «Человек и его украшения». Выражение характера человека через украшения. | Викторина | |||||||||
7 | 22 | «Морозные узоры». Украшение и реальность. | ||||||||||
8 | 23 | «Морской бой Салтана и пиратов». Выражение намерений через украшение | ||||||||||
9 | 24 | «Замок Снежной Королевы». Дом для сказочных героев. | ||||||||||
Выставка | ||||||||||||
10 | 25 | «Замок Снежной Королевы». Дом для сказочных героев. | ||||||||||
«Как говорит искусство» (9 ч) | 1 | 26 | «Огонь в ночи» («Перо жар-птицы»). | |||||||||
2 | 27 | «Мозаика». Цвет как средство выражения. | ||||||||||
3 | 28 | Графические упражнения. Линия как средство выражения. | ||||||||||
4 | 29 | «Дерево». Характер линий. | ||||||||||
5 | 30 | «Птицы». Ритм пятен как средство выражения. | ||||||||||
6 | 31 | «Поле цветов». Ритм цвета, пятен как средство выражения. | ||||||||||
7 | 32 | «Птицы». Пропорции и характер. | ||||||||||
8 | 33 | «Весна идет». Ритм пятен, линий, пропорций. | Викторина | |||||||||
9 | 34 | «Экзамен художника Тюбика». | Выставка | |||||||||
ВСЕГО: | 34 часа |
Список литературы:
Для учителя:
- О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования. Методическое письмо от 5.03.2004 № 1089. - на сайте www. ed.gov.ru.
- Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений/[Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева и др.]; под ред. Б.М. Неменского. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 129 с. – ISBN 978-5-09-028303-8;
- Коротеева Е.И Изобразительное искусство. Искусство и ты. 2 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений/ Е.И. Коротеева; под ред. Б.М. Неменского. – 2-изд. – М.: Просвещение, 2012. – 144с.: ил. – ISBN 9787-5-09-026868-4.
- Горяева Н.А., Неменская Л.А., Питерских А.С.Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь 2 класс: под ред. Б.М.Неменского. –Москва «Просвещение», 2011.
- Свиридова О. В. Изобразительное искусство. 1-4 классы: упражнения, задания, тесты /авт.-сост. О. В. Свиридова. – Волгоград: Учитель, 2009.-74 с.
Для обучающихся:
- Коротеева Е.И Изобразительное искусство. Искусство и ты. 2 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений/ Е.И. Коротеева; под ред. Б.М. Неменского. – 2-изд. – М.: Просвещение, 2012. – 144с.: ил. – ISBN 9787-5-09-026868-4.
- Горяева Н.А., Неменская Л.А., Питерских А.С.Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь 2 класс: под ред. Б.М.Неменского. –Москва «Просвещение», 2011.
- Ушакова О. Д. Великие художники: Справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2004. – 37 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по изобразительному искусству за 4 класс УМК "Школа России" - 2013 - 2014 учебный год
рабочая программа...
Рабочая программа по кубановедению 3 класс 2013-2014 учебный год
Рабочая программа по кубановедению 3 класс 2013-2014 учебный год...
Рабочая программа по технологии. 4 класс. 2013-2014 уч.г.
Рабочая программа по технологии составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений «Технология. Трудовое обучение (1-4 кл.)»/ под ред. В.Д. Симоненко. Программа рекомендована Министер...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ на 2013/2014 учебный год 3 классы Учитель Максимова О.В.
Планирование составлено на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Фед...
Рабочая программа по изобразительному искусству на 2013-2014 учебный год, Кузин, 3 класс.
Рабочая программа соответствует ФГОС....
Рабочие программы "Школа России" 2 класс 2013-2014 учебный год
Рабочие программы "Школа России" 2 класс 2013-2014 учебный год по ФГОСам...
Рабочая программа по математике, 2 класс, 2013-2014 учебный год
Рабочая программа по математике и календарно-тематическое планирование по математике, 2 класс, Чекин, УМК ПНШ ФГОС НОО, 2013-2014 учебный год...