РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ на 2013/2014 учебный год 3 классы Учитель Максимова О.В.
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 3 класс) по теме
Планирование составлено на основе
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. — М., «Просвещение», 2010.
Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_izo_3_klass.doc | 81.5 КБ |
planirovanie_izo.doc | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа по изобразительному искусству создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. Рабочая программа распределяет учебные часы по крупным разделам курса, а также определяет конкретные виды изобразительной деятельности учащихся.
Структура документа
Рабочая программа включает три раздела: Пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии; Основное содержание обучения с примерным распределением учебных часов по разделам курса и Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих 3 класс начальной школы.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание рабочей программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как к духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Учащиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении, поэтому темы программы формулируются так, чтобы избежать излишней детализации, расчлененности и препарирования явлений, фактов, событий. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.
Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик – зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик – художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно
информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.
Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком рекомендуется проводить экскурсии в художественные и краеведческие музеи, в архитектурные заповедники; использовать видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях.
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературного чтения, при прохождении отдельных тем рекомендуется использовать межпредметные связи с окружающим миром (наша Родина и мир, строение растений, животных, пропорции человека, связи в природе), математикой (геометрические фигуры и объемы), трудом (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий).
Изобразительное искусство является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все виды искусства: живопись, графику, скульптуру, декоративно- прикладное искусство, архитектуру, дизайн, зрелищные и экранные искусства.
Одной из главных целей преподавания искусства становится задача развития у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности «углубления в себя», осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Программа воплощает в себе новый подход к художественно-творческому развитию школьников, который заключается в постановке и реализации принципиально новых задач художественной педагогики, из которых ведущая - формирование художественной культуры как неотъемлемой части культуры духовной. На каждом занятии педагог формирует нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное и безобразное, художественно - творческую активность, интерес к внутреннему миру, к сознанию своих личных связей с искусством, развивает умения и навыки художественной деятельности, приобщает детей к миру профессионального искусства, красоте природы, человека. Умения и навыки изображения усваиваются в процессе создания художественного образа, решения творческой задачи.
В основе лежит четкая последовательность приобщения ребенка к связям искусства с его личностью: от понимания образности самих художественных материалов к осознанию их как средства художественного языка, то есть способов выражения своих чувств и отношения жизни.
Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция группируются вокруг общих закономерностей художественно-образных языков изобразительных, декоративных, конструктивных искусств. Эти средства художественной выразительности учащиеся осваивают на всем протяжении обучения.
Три способа художественного освоения действительности - изобразительный, декоративный и конструктивный - в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных: видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
Основные содержательные линии
В рабочей программе выделены три содержательные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержания обучения, что дает возможность постепенно расширять и усложнять его с учетом конкретного этапа обучения: «Мир изобразительных (пластических) искусств»; «Художественный язык изобразительного искусства»; «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью».
Цели обучения
В результате изучения изобразительного искусства реализуются следующие цели:
- развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
- освоение первичных знаний о мире пластических искусств:
изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребёнка;
- овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
- воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому многонациональной культуре.
Место предмета в базисном учебном плане
В федеральном базисном учебном плане на изучение «Изобразительного искусства» в 3 классе отводится 1 час в неделю. Всего – 34 часа. Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» 3 класс разработана на основе учебно-методического комплекта «Школа России», а именно авторской программы Б.М.Неменского, В.Г.Горяева, Г.Е.Гурова, Л.А.Неменской и др.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
На уроках изобразительного искусства формируются умения:
- воспринимать окружающий мир и произведения искусства;
- выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений, анализировать результаты сравнения;
- объединять произведения по видовым и жанровым признакам;
- работать с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа;
- решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций, проявлять оригинальность при их решении;
- создавать творческие работы на основе собственного замысла;
- умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат.
Задачи художественного развития учащихся в 3 классе
Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве:
- развивать понимание неразрывной связи своей жизни, предметного окружения с деятельностью пластических (пространственных) искусств;
- развивать понимание роли каждого из Братьев-Мастеров в создании любого предмета быта и произведений искусства в окружающей человека жизни;
- развивать умение видеть и ценить труд художников, создающих неповторимый облик родного города на протяжении веков;
- развивать интерес к восприятию памятников архитектуры и произведений изобразительного искусства;
- развивать эмоциональную сферу ребёнка средствами комплексного воздействия разных видов искусств: изобразительного искусства, музыки, литературы.
Формирование художественно-творческой активности:
- уметь видеть творческий вклад художников в создание различных предметов для дома, для придания своего облика городу, улице, театру;
- творчески участвовать в создании эскизов предметов, окружающих детей дома (игрушек, книжек, посуды и др.), на улицах города, в театре;
- активно участвовать в беседах на уроке, в индивидуально-коллективных формах творчества;
- активно участвовать в организации выставок в классе и школе.
Результаты обучения
Формирование художественных знаний, умений, навыков у учащихся 3 класса:
- учиться понимать, что в создании разных предметов для дома, школы, театра, города важную роль играют качество и красота материала, разнообразие и красота форм, узоров, конструкций;
- знать, что в создании любой вещи, объекта окружающей нас среды, произведений искусства принимают участие Мастера Изображения, Украшения и Постройки;
- знать основные жанры станковых форм искусства: натюрморт, портрет, пейзаж, исторический и бытовой жанры;
- знать, что лучшие произведения искусства хранятся в музеях изобразительного искусства, художественных галереях, музеях декоративно-прикладного искусства и музеях под открытым небом; знать основные музеи нашей страны;
- иметь представление о творчестве художников-иллюстраторов детских книг (И.Билибин, Ю.Васнецов и др.), об известных народных художественных промыслах России (Хохлома, Гжель, промыслы народной игрушки, промыслы своего региона);
- запомнить ряд имён мастеров, с работами которых встречались на уроках (И.Левитан, А.Саврасов, И.Репин, В.Серов, В.Ватагин);
- владеть элементарными навыками работы гуашью, цветными мелками, а также работы с пластилином или глиной, бумагой, необходимыми для осуществления творческих замыслов;
- владеть элементарными приёмами изображения глубины пространства (наблюдательной перспективой) с элементами загораживания, передачи величины предметов (дальше – меньше, ближе – больше);
- знать начальные сведения о светотени (свет, тень, полутень, блик, рефлекс);
- учиться передавать движение, пропорции фигуры человека и животных;
- владеть простейшими навыками объёмного конструирования из бумаги при создании «проектов» оград, фонарей, зданий, витрин, транспорта, выразительных масок и кукол для школьного театра.
Содержание программного материала
№ п/п | Наименование раздела | Всего часов |
1. | «Искусство в твоём доме» | 8 часов |
2. | «Искусство на улицах твоего города» | 7часов |
3. | «Художник и зрелище» | 10часов |
4 | «Художник и музей» | 9 часов |
Всего | 34 часа |
Список литературы по реализации программы
1. Концепция и программы начальных классов. 2 часть.
2. Учебник «Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас» 3 класс
под ред. Б.М. Неменского.
3. Поурочные планы 3 класс по программе Б.М. Неменского.
4. Набор таблиц по ИЗО, слайды.
Предварительный просмотр:
Учебная неделя № п/п | Тема урока | |
| ||
| 1.Твои игрушки (Создание формы) | 1.Коммуникативные: сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи. 2.Познавательные: находить информацию (текстовую, графическую, изобразительную) в учебнике, анализировать ее содержание. Анализ, синтез, выбор оснований для сравнения. 3.Регулятивные: оценивать результаты выполненного задания: «Проверь себя». Самооценка 4. Личностные. Формирование основ личностно-этической ориентации. |
| 2. Твои игрушки (Украшение) | 1 2 4 |
| 3. Посуда у тебя дома (Создание посуды на каждый день и праздничной. Связь формы и декора посуды с её назначением) | 1 2 3 4 |
| 4. Мамин платок (Создание эскиза росписи платка. Композиция и эмоциональное звучание цвета в росписи) | 1 2 4 |
| 5. Обои и шторы в твоём доме (Создание орнамента для обоев) | 1 2 4 |
| 6. Твои книжки (Создание книги. Форма, цвет, размер, оформление обложки, иллюстрации) | 1 2 4 |
| 7. Поздравительная открытка Создание поздравительной открытки-образа. Открытка как предмет искусства) | 1 2 4 |
| 8. Что сделал художник в нашем дом | 1 2 4 |
| 9. Памятники архитектуры – наследие веков (Изображение памятников архитектуры, основываясь на разнообр. архит. форм и их нарядном декоре). | 1 2 4 |
| 10. Парки, скверы, бульвары (Изображение культурной природной среды. Разные по характеру парки (для сказочных героев, весёлый детский парк-аттракцион, аллея воинской славы) | 1 2 4 |
| 11. Ажурные ограды (Создание проектов ажурных оград. Приобщение детей к красоте ажурно-сетчатых конструкций оград и решёток скверов, парков, перил мостов (чугунное литьё, ковка); деревянного узорочья изб, ворот и т. д. | 1 2 4 |
| 12. Фонари на улицах и парках (Создание проектов фонарей. Важная роль уличных и парковых фонарей в создании неповторимого облика города.) | 1 2 4 |
| 13. Витрины магазинов (Создание проектов оформления витрины. Композиционное решение, цветовой строй, ритм. расположение предметов в пространстве). | 1 2 4 |
| 14. Транспорт в городе (Создание проектов машин. Образ машины через её форму.) | 1 2 4 |
| 15. Что сделал художник на улицах моего города (моего села) (Обобщение темы четверти) | 1 2 4 |
| 16. Художник в цирке (Изображение циркового зрелища, отдельного номера или персонажа в процессе выступления). | 1 2 4 |
| 17. Художник в театре (Создание «Театра на столе». Художественно-декоративное оформление спектакля). | 1 2 4 |
| 18. Театр кукол (Изготовление перчаточных кукол и создание спектакля). | 1 2 4 |
| 19. Маска (Создание маски). | 1 2 4 |
| 20. Афиша и плакат (Составление эскиза афиши к своему кукольному спектаклю или цирковому представлению). | 1 2 4 |
| 21. Праздник в городе (Создание эскиза праздничного оформления города, села, двора на тему «День инопланетянина»). | 1 2 4 |
| 22. Школьный карнавал | 1 2 4 |
| 23. Музеи в жизни города (музей искусства) Просмотр слайдов с изображением Третьяковской галереи, Музея изобраз. искусств им. А.С.Пушкина и др | 1 2 4 |
| 24. Картина – особый мир Знакомство с станковым искусством. Отличие картины от иллюстрации в книге. Роль рамы в восприятии картины. Просмотр слайдов. | 1 2 3 4 |
| 25. Картина-пейзаж (жанр пейзажа) Изобразить два эмоционально разных пейзажа: радостный и грустный. | 1 2 4 |
| 26. Картина-портрет (жанр портрета) (Изобразить портрет интересного для себя человека) | 1 2 4 |
| 27. Картина-натюрморт (жанр натюрморта) (Изобразить натюрморт разного эмоционального звучания: радостный, грустный, нежный). | 1 2 3 4 |
| 28. Исторические картины и картины бытового жанра (Создать композицию на тему исторических событий или будничной человеческой жизни). | 1 2 3 4 |
| 29. Скульптура в музее и на улице (Создать из глины (пластилина) фигурку человека или животного в движении). | 1 2 3 4 |
| 28. Скульптура в музее и на улице (Создать из глины (пластилина) фигурку человека или животного в движении). | 1 2 4 |
| 29. Художественные выставки Занимательные игры-угадайки. | 1 2 4 |
| 30. Художественные выставки Подготовка выставки детских работ, выполненных за год. | 1 2 4 |
| 33. Резервный час | |
| 34. Резервный час |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по ИЗО на 2013-2014 учебный год
календарно -тематическое планирование...
2 класс. Рабочая программа по музыке за 2013-2014 учебный год.
Рабочая программа по музыкеступень обучения начальное общ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ на 2013/2014 учебный год 3 классы Учитель: Максимова О.В.
Планирование составлено на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания лич...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ТЕХНОЛОГИИ на 2013/2014 учебный год 3 классы Учитель Максимова О.В.
Планирование составлено на основе Федерального государственного образовательногостандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития ивоспитания ли...
Рабочие программы по предметам на 2013-2014 учебный год.
Рабочие программы по предметам на 2013-2014 учебный год....
Рабочая программа по русскому языку 2013-2014 учебный год.
Развернутое тематическое планирование составлено на основе:– авторской учебной программы: Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В. Русский язык, 2008г.На изучение предмета «Русский язык» в 4 классе ...
Рабочая программа по литературному чтению, 2013-2014 учебный год.
Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 г. и обеспечена учебниками «Литературное чтение» для 1–4 кл., авторы Р.Н. Бунеев...