СИМВОЛИКА ЦВЕТА В ИСКУССТВЕ
методическая разработка по изобразительному искусству (изо)
Смысловое значение цвета.
Исторически цвет использовался в начале в качестве простого связующего средства между объектамиЮ, затем знака-символа и в последнее время - системф языкового характера. При определении смысла и значении цвета всегда учитывались конкретные исторические условия
Программаучебногопредмета«Прикладноетворчество»разработана наосновании исучетом федеральных государственных требованийк дополнительнымпредпрофессиональным программамвобласти изобразительногоискусства «Декоративно-прикладное творчество».
Учебный предмет«Прикладное творчество» занимаетважноеместов комплексе предметов программы «Декоративно-прикладное творчество».Онявляетсябазовойсоставляющейдляпоследующегоизучения предметоввобластиизобразительногоискусства.
Программаучебногопредмета«Прикладноетворчество»направленана создание условийдляпознания учащимися приемов работывразличных материалах,техниках, навыявлениеи развитиепотенциальных творческих способностей каждого ребенка, на формированиеоснов целостного восприятия эстетической культурычерез пробуждение интереса к национальнойкультуре.
Мир, в котором живет ребенок сегодня и в котором все пребывает в движении, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать противоречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате неудержимого потока информации. В поисках цельности, в стремлении упорядочить свои знания, в том числе и в сфере эстетической, человек обращает свой взор к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям и относится нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление предков, отображенное в народном искусстве.
Все профессиональное искусство вышло из народного, которое является началом всякого искусства. Народная эстетика наиболее древняя, является первоосновой и одним из главных источников современных эстетических воззрений. На сегодняшний день более всего она реализована в народном декоративно – прикладном искусстве, в существующих и сегодня художественных промыслах.
Основным источником народной эстетики служила красота русской земли, которая воспитывала в людях поэтическое восприятие мира и делала их художниками, создавала чудесное совершенство форм. С другой стороны, образы родной природы обязательно воплощались в предметах, имевших практическое значение: в бытовых вещах, хозяйственной утвари, убранстве жилища, одежде, игрушках для детей и т. д.
Из всего многообразия видов творчества декоративно – прикладноеявляется самым популярным. Оно непосредственно связано с повседневным окружением человека и призвано эстетически формировать, оформлять быт людей и среду их обитания. Можно констатировать, что предметы декоративно – прикладного искусства вносят красоту в обстановку дома, на работе и в общественных местах.
Простые и красивые, часто высокохудожественные, изделия народных умельцев, а также желание узнать их назначение, учат детей видеть и любить природу и людей, ценить традиции родных мест, уважать труд. Они формируют у ребенка эстетическое восприятие мира, передают детям представления народа о красоте, добре, зле, предначертании человека.
С давних времен огромная часть изделий создавалась в домашних условиях. Женщины ткали полотно, шили одежду, вязали, создавали прекрасные картины. За все эти годы человечество собирало по крупицам опыт искусных мастеров, передавая и совершенствуя его от поколения к поколению. Интерес к отдельным ремеслам то ослабевал, то вновь возрастал, немало появлялось ремесел новых, а некоторые забылись навсегда.
Знание народных традиций, зачастую тесно связанных с декоративно – прикладным искусством и играет особую роль в развитии у детей эмоционально – эстетического отношения к народной культуре и пониманию национальных культур других народов.
Задания по учебному предмету «Прикладное творчество» составленыс учетомвозрастныхвозможностейдетейиспланированыпостепенисложности.Дети,напротяжении всегокурсаобучения,учатсяорганизовать композиционную плоскость, сообразуясь с композиционным центром формата, учатся обращать вниманиенавыразительностьпятна, линии,цвета.Знакомясьс различнымитехникамиивидамидекоративноготворчества,ониузнаютоего многообразии, учатся создаватьсвоими руками предметы, вкоторые вкладывают своизнания обокружающем мире, фантазию. Знакомство с традиционными видами ремеселтакже играет важную рольв передаче традицийизпоколениявпоколение.
Важную область Декоративно-прикладного искусства занимает керамика:
Лепкаподразумеваетизготовлениемножествамелкихдеталей, чтовсвоюочередьтренируетмелкуюмоторикуиспособствуетразвитиюинтеллекта, улучшаетпамять, прививаетусидчивость. Вдальнейшемтакиенавыкисущественнооблегчаютобучениеребенкавшколе. Дети, занимавшиесялепкойвдошкольномвозрасте, раньшеиуспешнееовладеваютписьмом, быстреевыполняютзадания, лучшеусваиваютматериал. Дляознакомлениядетейсосновамилепкиобычноиспользуютсятринаиболеераспространенныхматериала: глина, пластилин, соленоетесто.
Глинаявляетсятрадиционнымматериаломдлялепки. Онадешева, пластична, хорошодержитформувовлажномсостоянииисохраняетеепривысыхании. Крометого, глинуможноподвергнутьобжигу, врезультатечегоподелкистановятсяпрочнымиидолговечными, приобретаютустойчивостьквлаге. Готовыеглиняныеподелкилегкоокрашиваютсявсемитипамикрасок.
Прилепкеизглиныосновноевниманиеуделяетсяформе, ккоторойвпоследствиидобавляютсядетали–вырезаютсяилиприлепляются. Лепкаизпластилина, наоборот, предполагаетбольшоевниманиекразрозненнымдеталям, изкоторыхвпроцессеработывыстраиваетсяформа.
Цели и задачи учебного предмета.
Основные цели:
- Приобретение учащимися начальных профессиональных навыков, обучение основам изобразительной грамоты.
- Воспитание эстетического вкуса.
- Создание условий для личностно-творческой самореализации и ранней профессиональной ориентации обучающихся в различных направлениях художественного образования.
- Приобщение учащихся к мировой и национальной культуре и овладеть духовными и культурными ценностями народов мира.
- Содействие и поддержка творчества и профессионального развития художественно-одаренных детей и подростков.
- Дать основы понимания искусства, его законов, выработать эстетическую позицию, научить видеть и понимать произведения искусства и народной культуры.
- Духовно-нравственное развитие детей.
- Программа предусматривает получение первичных знаний, умений и навыков при их последовательном расширении по годам обучения.
- Создать условия для приобретения детьми навыков, знаний, умений, позволяющих в дальнейшем осваивать основные профессиональные образовательные программы в области прикладного творчества.
- Выявление одаренных детей в раннем возрасте и подготовка к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в в данной области.
Задачи
1. Знание понятий «скульптура», «объемность», пропорция, «характер предметов», «плоскость», «декоративность», «рельеф», «круговой обзор», «композиция».
2. Знание особенностей работы с пластическими материалами.
3. Умение воспринимать предмет, анализировать его объем, форму, пропорции.
4. Умение передавать массу, объем, пропорции, характерные особенности переметов.
5. Умение создавать работы с натуры и по памяти.
6. Умение применять технические приемы лепки рельефа и росписи.
7. Навыки конструктивного и пластического способов лепки.
8. Знакомство с оборудованием и различными пластическими материалами: стеки, ножи, фактурные поверхности, каркасы, пластилин, глина, слоеное тесто.
9. Знакомство со способами лепки простейших форм и предметов.
10. Знакомство с оборудованием и различными пластическими материалами: стеки, ножи,специальныевалики,фактурныеповерхности, глина,пластилин,соленоетесто,пластика- масса).
Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной программы: 7 - 9 лет.
Срок реализации 1 год.
Методы обучения.
Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей, воспитания и развития навыков творческой работы учащихся в учебном процессе применяются следующие основные методы:
1.объяснительно – иллюстративные (демонстрация методических пособий, иллюстраций);
2.частично – поисковые (выполнение вариативных заданий);
3.творческие (творческие задания, участие детей в конкурсах);
4.исследовательские (исследование свойств бумаги, красок, а также возможностей других материалов).
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеке. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут пользоваться интернетом для сбора дополнительного материала по изучению видов народных ремесел, техник работы с материалами, а также информацию о мастерах и народных умельцах.
Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными изданиями основной, дополнительной, учебной и учебно0методической литературой по изобразительному искусству, а также альбомами по искусству. Кабинет должен быть оборудован удобной мебелью, наглядными пособиями, интерактивной доской.
Форма проведения учебных аудиторных занятий мелкогрупповая численность от 10 до 15 человек. Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.
Режим занятий
Расписание занятий студии строится из расчета три занятия в неделю по 1 академическому часу; 105 часов в год.
Ожидаемые результаты обучения.
«Требования к уровню подготовки обучающихся»
Знания
- Знать наиболее известные народные ремёсла и особенности их исполнения.
- Знать основные виды, техники и жанры декоративно-прикладной деятельности.
- Знание и соблюдение техники безопасности.
- Знать основные выразительные средства.
- Знать основные методы и способы моделирования изделий ДПИ.
- Знать понятия и термины в области декоративно-прикладного искусства и художественных промыслов.
Умения
- Использовать полученные теоретические знания в художественно-творческой деятельности.
- Умение работать в коллективе.
- Умение самостоятельно работать, в частности самостоятельно преодолевать технические трудности при реализации художественного замысла.
- Умение работать с различными материалами.
- Умение работать в различных техниках.
- Умение давать объективную оценку своему труду.
- Умение изготавливать игрушки из различных материалов.
- Уметь уважительно относиться к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам.
Навыки
- Восприятие художественного образа.
- Личностные качества: доброжелательность, активность, аккуратность, внимательность,
ответственность, организованность.
- Развитие навыков самостоятельно применять различные художественные материалы и техники.
- Навыки заполнения объемной формы узором.
- Навыки копирования лучших образцов различных художественных ремесел.
- Навыки ритмичного заполнения поверхности
- Навыки проведения объемно-декоративных работ рельефного изображения.
- Формировать навыки взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе.
- Требования к уровню подготовки обучающихся.
- Разделсодержит перечень знаний, уменийинавыков, приобретение которыхобеспечиваетпрограмма учебногопредмета«Лепка»:
- 1.Знание понятий«скульптура», «объемность», «пропорция»,«характер предметов», «плоскость», «декоративность», «рельеф»,«круговойобзор», композиция».
- 2.Знаниеоборудованияиразличныхпластическихматериалов.
- 3.Умениенаблюдатьпредмет,анализироватьегообъем,пропорции,форму.
- 4.Умениепередаватьмассу,объем,пропорции,характерныеособенности предметов.
- 5.Умениеработатьснатурыипопамяти.
- 6.Умениеприменятьтехническиеприемылепкирельефаиросписи.
Формы и методы контроля.
Оценка качества реализации учебного предмета.
Входной контроль
Осуществляется в начале учебного года. Для знакомства проводится беседа с детьми и родителями.
Текущий контроль
Производится на каждом занятии в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Педагог в устной форме оценивает выполненную работу. Групповой контроль. Самоконтроль. Просмотр учебных творческих работ.
Промежуточная аттестация
Осуществляется в конце 1,2,3 учебного года в виде проверочной работы по материалам пройденных тем в виде творческого задания в 1, 2, 3 классах в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Формы подведения итогов
Открытые занятия, участие детей в массовых мероприятиях, конкурсах.
Для аттестации созданы фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки, которые соответствуют целям и задачам программы «Декоративно-прикладное творчество».
Система оценокскладывается:
- Восприятие художественного образа.
- Соблюдение пропорций и объемов.
- Композиционное решение.
- Организация художественного процесса.
- Особенности замысла и содержание.
- Владение техникой исполнения (плотность лепки)
- Целостность работы.
- Оригинальность и самобытное решение, созданного художественного образа.
“5” («отлично»)- ученик выполнилработу в полномобъеме с соблюдениемнеобходимойпоследовательности,составил композицию, учитывая законы композиции,проявил фантазию, творческий подход, техническиграмотноподошелкрешениюзадачи;
“4”(«хорошо») - вработеестьнезначительные недочеты в композиции и вцветовом решении, приработе вматериале есть небрежность;
“3”(«удовлетворительно»)-работавыполнена под руководством преподавателя,самостоятельностьобучающегося практически отсутствует, работавыполненанеряшливо,ученикбезынициативен.
Учебно-тематический план
№ | Тема занятия | Содержание.Вид деятельности. Техника выполнения. | Кол-во часов | Дата |
1
| Свободная тема. Знакомство с группой. | Беседа. Практическое занятие. Фломастеры, карандаши. | 1,5 |
|
2 | Портрет учителя. | Гуашь, акварель, масляная пастель и т.д. А-3 | 1,5 |
|
3
| Улитки. | Жгутовая керамика. Объем. | 1,5 |
|
4
| Рельеф «Животное» из сплющенных шариков. (барашек, птица, раба) | Предварительный эскиз в цвете. Учимся изготавливать плинт, объем на плинте. | 3 |
|
5 | «Насекомые» | Графика гелиевой ручкой. А-3 | 1,5 |
|
6 | Пластовая керамика. Рыба | Учимся раскатывать пласт. Подбор штампов. | 1,5 |
|
7 | Птица. Гнездо. | Лепка из целого куска глины. | 1,5 |
|
8 | Высокий рельеф. Бабочка. |
| 1,5 |
|
9 | Кто вылупится их яйца. Разнообразные формы Птиц. | Развитие фантазии. Понятие композиции и пропорций. А-3 | 1,5 |
|
10 | Создание чашки. | Лепка жгутом. | 1,5 |
|
11 | Коллективная работа. Наш город. | Пластовая керамика. Предварительные эскизы. | 4,5 |
|
12 | Легенды и мифы СПб | Тонированная бумага. Тушь. Масляная пастель. Эскизы. | 4,5 |
|
13 | Колокольчик. | Пластовая керамика – объемная. | 1,5 |
|
14 | Подвеска лошадка. | Лепка. | 1,5 |
|
15 | Роспись созданных ранее работ. | Подбор цветов. Орнаментов. | 3 |
|
16 | Поздравительная открытка. | Черный картон. Белый маркер. Нестандартный размер. | 1,5 |
|
17 | Дымковская игрушка. | Ознакомление со стилем и технологией изготовления. Предварительный эскиз. | 3 |
|
18 | Буквица. | Графика. Капиллярная ручка. А-3 | 1,5 |
|
19 | Буквица. | Плинт-объемное изображение буквицы. | 1,5 |
|
20 | Снежинка украшение | Лепка жгутом. | 1,5 |
|
21 | Ангел. | Пластовая керамика –объемная. | 1,5 |
|
22 | Елочная подвеска. | Жгут. | 1,5 |
|
23 | Клякса. | Тушь. Капиллярная ручка. А-4 | 1,5 |
|
24 | Портрет мамы. | Плинт. Высокий рельеф. | 1,5 |
|
25 | Кот. | Объемная лепка из цельного куска глины. | 1,5 |
|
26 | Пасхальное яйцо. | Объемная лека и декорирование штампами. | 1,5 |
|
27 | Ложка-подставка. | Лепка способом соединения деталей с помощью шликера. | 1,5 |
|
28 | Рельеф птицы. | Предварительный эскиз в цвете. Учимся изготавливать плинт и компоновать. | 1,5 |
|
29 | Сова | Пластовая керамика. Умение сочетать различные фактуры. | 1,5 |
|
30 | Рождественский ангел. | Масляная пастель. | 1,5 |
|
31 | Листик и насекомое. | Передача формы и характера листа дерева. | 1,5 |
|
32 | Пластовая керамика. Домик | Пластовая керамика. Умение сочетать различные фактуры. | 1,5 |
|
33 | Роспись ранее изготовленных изделий. | Умение аккуратно расписывать объемные предметы. Подбирать цвета. | 1,5 |
|
34 | Домик подсвечник. | Работа с пластом. | 1,5 |
|
35 | Фоторамка | Пластовая керамика. | 1,5 |
|
36 | Натюрморт с цветами. | Гуашь. | 3 |
|
37 | «Животное» | Создание плинта. Предварительный эскиз. Процарапывание. Глазуровка. | 4,5 |
|
38 | Лепим насекомых | Метод соединения кусков глины. |
|
|
|
|
| 45=13,5 9 |
|
|
| всего | 105 |
|
Методическое обеспечение учебного процесса.
Основное время на занятиях отводится практической работе, которая проводится на каждом занятии после объяснения теоретического материала. Создание творческой атмосферы на занятиях способствует появлению и укреплению у ребенка заинтересованности в собственной творческой деятельности. С этой целью педагогу необходимо знакомить с работами художников и народных мастеров, с шедеврами живописи и графики (используя богатые книжные фонды и фонды мультимедиатеки школьной библиотеки). Важной составляющей творческой заинтересованности учащихся является приобщение детей к конкурсно-выставочной деятельности (посещение художественных выставок, проведение бесед и экскурсий, участие в творческих конкурсах).
Рекомендуется проводить внеклассные мероприятие(организация выставок, проведение праздников, тематических дней, посещение музеев и др.)Это позволит сдружить детей.
Средства обучения
- материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом;
- наглядно – плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ учащихся, настенные иллюстрации, магнитные доски, интерактивные доски);
- демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, гербарии, демонстрационные модели, натюрмортный фонд;
- электронные образовательные ресурсы : мультимедийные учебники, мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы;
- аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудио-записи.
Список литературы.
- Логвиненко Г. М. Декоративная композиция. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: ВЛАДОС, 2004
- Островский Г. Как создается картина. М.: Изобразительное искусство, 1976.
- БелашовА.М.Какрисоватьживотных. –М.:«Юныйхудожник»,2002, с. 3-15
- Алексахин Н.Н. Волшебная глина. Методика преподавания лепки в детскомкружке.–М.:Издательство«Агар».1998,с.26-28
- Боголюбов Н.С. Лепка на занятиях в школьном кружке. – М.: Просвещение,1979
- Богуславская И. Русскаяглинянаяигрушка.-Л.:Искусство, Ленинградскоеотделение,1975
- Ватагин В.А. Изображениеживотного. Запискианималиста. –М.: «СварогиК»,1999.с.129,135, 150
- ВолковИ.П.Учимтворчеству.- М.:Педагогика,1982
- КонышеваН.М.Лепкавначальныхклассах.–М.:Просвещение,1985
- ЛукичГ.Е.Конструированиехудожественныхизделийизкерамики.М.: Высшаяшкола,1979
- ФедотовГ.Я.Глинаикерамика.–М.:Эксмо-Пресс,2002,с.44,47
- ФедотовГ.Я.Послушная глина: Основы художественного ремесла.М.: АСТ-ПРЕСС,1997
- КузинВ.С.Изобразительное искусствоиосновыего преподаванияв школе.Издание3-е.–М.:«Агар», 1998.с.179-184
- ЛогвиненкоГ.М.Декоративнаякомпозиция.–М.:Владос,2004.с.8-20
- МалолетковВ.А.Керамика.В2-хчастях.- М.:«Юныйхудожник»,2000.-
1-ячасть:с.28-30, 2-ячасть: с.23-25
Список материалов.
Карандаш кохинор 2В, НВ.
Резинка кохинор
Гелиевые ручки, белый маркер.
Стек, скалка, цикля.
Штампы (колпачки от фломастеров, фактурная ткань и т.д.)
Клеенка.
Полотенце.
Глазури по стеклу и керамике. (золото и серебро)
Глазури под обжиг.
Глина.
Палочки.
Шило.(на процарапку глины)
Леска
Губки
Стаканчики для воды.
Бисер.
Масляная пастель
Гуашь.
Точилка для карандашей.
Цветная бумага.
Плотная цветная бумага.
Тушь.
Бумага ватман А-3, А-4.
Тонкая бумага А-4.
Тонированная бумага.
Кисти тонкие, средние. Плоская синтетика узкая и средней ширины.
Ножницы с фактурными краями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока внеклассного чтения по теме: « Символика цвета в авторской сказке. Знакомство с творчеством латышского писателя И.Зиедониса»
Конспект урока внеклассного чтения с использованием технологии РКМЧП...
Презентация "Цветы в искусстве"
В данной презентации орпеделена роль цветов в жизни человека и искусстве...
Конспект урока по изобразительному искусству Тема: « Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета».
Знакомство с цветом как средством выражения, научить составлять теплые и холодные цветовые гаммы....
"Красный цвет в искусстве"(конспект урока+презентация)
конспект урока изобразительного искусства во 2 классе "Красный цветв искусстве"...
Урок изобразительного искусства «Цвет как средство выражения. Звонкие и глухие цвета».
На уроке обучающиеся познакомятся понятиями «тихие» («глухие») и «звонкие» цвета; откроют для себя взаимосвязь таких понятий, как цвет, настроение и образ...
ИЗО. 2 класс. Символика цвета в создании украшения. Украшения для оружия для добрых и злых героев по представлению.
ИЗО. 2 класс. Символика цвета в создании украшения....
Цветы в искусстве
Презентация к внеурочному занятию. Презентация показывает, как художники, поэты, композиторы воспевали красоту цветов в своих произведениях....