Урок изобразительного искусства «Цвет как средство выражения. Звонкие и глухие цвета».
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему
На уроке обучающиеся познакомятся понятиями «тихие» («глухие») и «звонкие» цвета; откроют для себя взаимосвязь таких понятий, как цвет, настроение и образ; научатся правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски; научатся получать светлые, нежные, ласковые цвета за счёт соединения звонкой и белой красок, а так же мрачного, опасного, тёмного благодаря смешению звонкой и чёрной краски; передавать в тематических рисунках пространственные отношения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_izo_iskusstva_vo_2_klasse.docx | 23.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок изобразительного искусства во 2 классе.
Урок № 2, IV четверть.
Тема: «Цвет как средство выражения. Звонкие и глухие цвета».
Цель урока: учить передавать настроение в творческой работе с помощью цвета.
Планируемые результаты: познакомятся понятиями «тихие» («глухие») и «звонкие» цвета; откроют для себя взаимосвязь таких понятий, как цвет, настроение и образ; научатся правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски; научатся получать светлые, нежные, ласковые цвета за счёт соединения звонкой и белой красок, а так же мрачного, опасного, тёмного благодаря смешению звонкой и чёрной краски; передавать в тематических рисунках пространственные отношения.
Задачи урока:
- познакомить учащихся средством выражения эмоционального состояния на примере репродукций И. Левитана, музыкальных и художественных произведений;
- отражать полученные впечатления в творческих работах;
- формировать универсальные учебные умения: дифференцировать и обобщать знания о группах цветов: темные и светлые; легкие и тяжелые; звонкие и глухие;
- упражнять в приемах смешивания красок на палитре и сразу на бумаге;
- совершенствовать универсальные учебные умения через практическую деятельность в процессе обучения;
- развивать художественно-образное, творческое мышление детей;
- развивать умение видеть, слышать, понимать и чувствовать красивое в окружающей природе. Формировать эстетические чувства
- воспитывать критическое отношение к результатам своей деятельности.
Материалы и оборудование:
- Репродукции картин И.И. Левитана,
- отрывки музыкальных произведений Антонио Вивальди « Времена года. Зима» и Людвиг Ван Бетховен «К Элизе».
- Карты-опоры «Цветовой круг», «Осветленные и затемненные цвета».
- Стихи Т.Курбатовой стр.12-13 «Разноцветные стихи» Т., 1995г.
Презентация к уроку «Цвет как средство выражения. Звонкие и глухие цвета»
Раздаточные материалы: листы А-4, гуашевые краски, палитра, кисти рисовальные и щетинистые, банки для воды, тряпочки.
Практическая работа: Смешение различных цветов с черной, серой, белой красками – получение мрачных, тяжелых и нежных, легких оттенков цвета. Передача состояния, настроения в природе с помощью тихих (глухих) и звонких цветов. Наблюдение цвета в природе, на картинах художников.
Ход урока:
1.Целевая установка:
На этом уроке мы будем учиться слушать краски, узнаем, о чем они могут «говорить». Вы научитесь понимать «язык разноцветных красок». Поэтому в течение урока будьте внимательными и активными.
2.Сообщение цели и задач урока:
Сегодня мы вместе совершим путешествие в страну звуков и цвета, и вы узнаете, что цвет может звучать, а звук может создавать ощущение цвета. Вы будете учиться красиво рисовать пейзажные картинки. Ваши работы мы поместим на выставке, чтобы другие дети могли ими полюбоваться.
3.Открытие новых знаний:
- Представьте себе такую ситуацию: что было бы, если бы все на свете было одинакового цвета?
- А вот ещё одна ситуация: художник пришел писать поляну цветов, а у него оказалось только три основные краски?
- Рассердилось и ушло за горизонт солнце. Каким мы увидим весь мир?
Погас последний солнца луч.
Устало голову склонило
Дневное жаркое светило
На мягкий холм из рыжих туч.
И веки сонные сомкнуло,
Накрылось тучею. Заснуло.
Померкли краски, потемнели,
Сквозь мрак мерцают еле-еле.
Зарницей розово-лиловой,
Раздвинув мрак, пробился снова
Последний луч. И утонул
В нагроможденье туч сливовых.
Уснуло солнце, день уснул.
И вечер в черную вуаль
Убрал сиреневую даль.
- Как вы думаете, каких цветов в этом стихотворении больше ГЛУХИХ или ЗВОНКИХ?
- А можно ли сказать, что эти цвета ТЯЖЕЛЫЕ? Почему?
- Ребята, внимательно послушайте стихотворение и подумайте: ГЛУХИМИ или ЗВОНКИМИ цветами будет нарисована картина-стихотворение?
Голубым огнем, зеленым
Загорелись сосен кроны,
Мир зарею обновленный,
Встрепенулся, ожил вдруг.
Алою зарей плененный,
Обновленный, удивленный,
Алый, голубой, зеленый,
Разноцветный мир вокруг.
(Т. Курбатова «Утро»)
- А как изменяются краски в природе вечером и днем, в солнечный день или в дождь?
Учитель зачитывает строчки стихотворение:
«Словами красок на своем холсте
Художник говорил о красоте…»
- Дайте название этим цветам? (Картины из презентации). (Учащимся предлагается рассмотреть репродукции картин, написанные разными группами цветов (темными и светлыми)).
После просмотра репродукций учитель предлагает детям послушать музыкальные отрывки Вивальди и Бетховена. Сравнить их и рассказать, КАКИЕ ЗВУКИ использовал композитор, чтобы «создать настроение»?
Слушание музыки:
1). Антонио Вивальди «Времена года. Зима»
Цикл из четырех концертов для солирующей скрипки с оркестром. Каждый из концертов в трех частях и каждый концерт изображает одно время года.
"Зима" (L'Inverno)
Дрожишь, замерзая, в холодном снегу,
И севера ветра волна накатила.
От стужи зубами стучишь на бегу,
Колотишь ногами, согреться не в силах
Как сладко в уюте, тепле и тиши
От злой непогоды укрыться зимою.
Камина огонь, полусна миражи.
И души замерзшие полны покоя.
На зимнем просторе ликует народ.
Упал, поскользнувшись, и катится снова.
И радостно слышать, как режется лед
Под острым коньком, что железом окован.
А в небе Сирокко с Бореем сошлись,
Идет не на шутку меж ними сраженье.
Хоть стужа и вьюга пока не сдались,
Дарит нам зима и свои наслажденья.
Первая часть. Здесь действительно царит очень холодная (для итальянцев!) атмосфера. Ремарки поясняют, что здесь изображается то, как стучат от холода зубы, притоптывание ногами, завывание лютого ветра и бегание, чтобы согреться. Для скрипача в этой части сконцентрированы наибольшие технические трудности. Виртуозно сыгранная она проносится как бы на одном дыхании.
Вторая часть. А вот и зимние радости. Полное единение солиста и аккомпанирующего ему оркестра. Льется чудесная ария в стиле bel canto. Эта часть необычайно популярна как самостоятельное совершенно законченное произведение, и так она часто и исполняется.
Третья часть. Вновь жанровая сценка: катание на коньках. А кто же в Италии умеет или умел во времена Вивальди, когда никакого искусственного льда не было, кататься на коньках? Конечно, никто. Вот Вивальди и изображает - в забавных "кувыркающихся" пассажах скрипки - как можно "легко поскользнуться и упасть" или как "ломается лед" (если дословно переводить содержание сонета). Но вот задул теплый южный ветер (сирокко) - предвестник весны. И между ним и бореем разворачивается противоборство - бурная драматичная сцена. Это и есть завершение - почти симфоническое - "Зимы" и всего цикла "Времен года".
У: КАКИЕ ЗВУКИ использовал композитор, чтобы «создать настроение»?
Ответ: Звонкие, тяжелые и легкие, чуть больше глухих звуков. (первое произведение)
2). Людвиг ван Бетховен «К Элизе»
«К Элизе» (нем. Fur Elise) – знаменитая фортепианная пьеса-багатель Людвига ван Бетховена. Багате́ль (фр. bagatelle — безделица) — это небольшая, лёгкая в исполнении музыкальная пьеса, главным образом для фортепиано.
Произведение Бетховена «К Элизе» на протяжении многих лет является одним из самых известных шедевров мировой музыки. Оно входит в обязательную программу произведений в музыкальных школах всего мира.
В 1923 году исследователь творчества Бетховена Макс Унгер предположил, что Ноль неправильно интерпретировал неразборчивый почерк композитора, и «К Элизе» на самом деле было посвящено пианистке и ученице Бетховена Терезе Малфатти фон Роренбах цу Децца (1792 – 1851), виртуозно исполнявшей его произведения.
У: КАКИЕ ЗВУКИ использовал композитор, чтобы «создать настроение»?
Ответ: легкие, воздушные, нежные, светлые (второе произведение)
У.: Ребята, для чего мы читали стихи, слушали музыку и рассматривали репродукции?
Д.: Чтобы понять, что картину можно нарисовать разными красками, музыку написать звуками и эти звуки похожи на цвета, стихи написать при помощи слов, но звуки слов тоже напоминают какой-то цвет.
У.: Правильно все цвета делятся на ГРУППЫ, но все они составляют ЦВЕТОВОЙ КРУГ.
4. Практическая работа учащихся.
Учащие рисуют пейзаж по выбору, передают состояние природы её особенности в разные части суток. При этом используются палитра и смешение цветов на бумаге. Дети смешивают цветные краски с белой и серой, чтобы получить различное «звучание»: легкие и тяжелые, светлые и темные, звонкие и глухие.
5. Анализ результатов работы. Рефлексия.
- В чем же особенность «языка» цвета в пейзажной живописи?
- Каким приемом вы получали разнообразные цвета в своем рисовании?
- С какими группами цветов вы познакомились на этом уроке?
- Давайте посмотрим, что у нас получилось? Вам нравятся пейзажи, которые вы нарисовали? О чем они нам рассказывают?
6. Вывод.
У живописи особый язык – язык цвета. Художники разговаривают со зрителями своими картинами. На этом уроке мы учились «читать» и «разговаривать» этим особым языком.
7. Домашнее задание:
Нарисовать праздник, с. 37, рабочая тетрадь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока изобразительного искусства в 1 классе "Волшебные краски. Три основных цвета"
Урок изобразительного искусства в 1 классе по теме "Волшебные краски. Три основных цвета" построен как урок-путешествие. В ходе путешествия первоклассники знакомятся с тремя основными цветами....
Конспект урока по изобразительному искусству 2 класс по теме: «Ритм линий, пятен, цвет, пропорции- средства выразительности. Ваза с цветами» УМК "Школа России"
Конспект урока по изобразительному искусствупо теме: «Ритм линий, пятен, цвет, пропорции- средства выразительности. Ваза с цветами» Цели деятельности учителя: формирование умени...
Конспект урока изобразительного искусства «Линия – как средство выражения. Характер линий. Ветка дерева» (УМК "Школа России", 2 класс)
Тема: «Линия – как средство выражения. Характер линий. Ветка дерева». Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления с ритмом и характером линий как средствами худ...
Конспект урока изобразительного искусства: «Линия как средство выражения: ритм линий» (УМК "Школа России", 2 класс)
КОНСПЕКТ УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВАТема: «Линия как средство выражения: ритм линий»Цели деятельности учителя: формирование знаний о графики, графических материалах, их выразительных ...
Конспект урока изобразительного искусства "Линия – как средство выражения. Характер линий. Ветка дерева".(УМК Школа России, 2 класс)
Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления с ритмом и характером линий как средствами художественной выразительности, использование этих средств в создании изделия «Ветка дерев...
Технологическая карта урока изобразительного искусства «Линия как средство выражения: характер линий. Дерево» ( УМК " Школа России, 2 класс)
Тема урока: «Линия как средство выражения: характер линий. Дерево» Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования представления о линии как о ...
Технологическая карта урока изобразительное искусство «Линия – как средство выражения. Характер линий. Ветка дерева» ( УМК «Школа России», 2 класс)
Цель урока: создание условий для ознакомления с ритмом и характером линий как средствами художественной выразительности, использование этих средств в создании изделия «Ветка дерева».Задачи...