Урок изобразительного искусства «Цвет как средство выражения. Звонкие и глухие цвета».
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему

 На уроке обучающиеся познакомятся понятиями «тихие» («глухие») и «звонкие» цвета; откроют для себя взаимосвязь таких понятий, как цвет, настроение и образ;  научатся правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски;  научатся получать светлые, нежные, ласковые цвета за счёт соединения звонкой и белой красок, а так же мрачного, опасного, тёмного благодаря смешению звонкой и чёрной краски; передавать в тематических рисунках пространственные отношения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_izo_iskusstva_vo_2_klasse.docx23.3 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  изобразительного  искусства во 2 классе.

Урок № 2, IV четверть.

Тема: «Цвет как средство выражения.  Звонкие и глухие цвета».

Цель урока: учить передавать настроение в творческой работе с помощью цвета.

Планируемые результаты: познакомятся понятиями «тихие» («глухие») и «звонкие» цвета; откроют для себя взаимосвязь таких понятий, как цвет, настроение и образ;  научатся правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски;  научатся получать светлые, нежные, ласковые цвета за счёт соединения звонкой и белой красок, а так же мрачного, опасного, тёмного благодаря смешению звонкой и чёрной краски; передавать в тематических рисунках пространственные отношения.

Задачи урока:

  • познакомить учащихся средством выражения эмоционального состояния на примере репродукций И. Левитана, музыкальных и художественных  произведений;
  • отражать полученные впечатления в творческих работах;
  • формировать универсальные учебные умения: дифференцировать и обобщать знания о группах цветов: темные и светлые; легкие и тяжелые; звонкие и глухие;
  • упражнять в приемах смешивания красок на палитре и сразу на бумаге;
  • совершенствовать универсальные учебные умения через практическую деятельность в процессе обучения;
  • развивать художественно-образное, творческое мышление детей;
  • развивать умение видеть, слышать, понимать и чувствовать красивое в   окружающей природе. Формировать эстетические чувства
  • воспитывать критическое отношение к результатам своей деятельности.

Материалы и оборудование:

  • Репродукции картин И.И. Левитана,
  •  отрывки музыкальных произведений  Антонио Вивальди « Времена года. Зима» и  Людвиг Ван Бетховен «К Элизе».
  • Карты-опоры «Цветовой круг», «Осветленные и затемненные цвета».
  • Стихи Т.Курбатовой стр.12-13 «Разноцветные стихи» Т., 1995г.

Презентация к уроку «Цвет как средство выражения.  Звонкие и глухие цвета»

Раздаточные материалы: листы А-4, гуашевые краски, палитра, кисти рисовальные и щетинистые, банки для воды, тряпочки.

Практическая работа: Смешение различных цветов с черной, серой, белой красками – получение                          мрачных, тяжелых и нежных, легких оттенков цвета. Передача состояния, настроения в природе с помощью                         тихих (глухих) и звонких цветов. Наблюдение цвета в природе, на картинах художников.

Ход урока:

1.Целевая установка:

На этом уроке мы будем учиться слушать краски,  узнаем, о чем они могут «говорить». Вы научитесь понимать «язык разноцветных красок». Поэтому в течение урока будьте внимательными и активными.

2.Сообщение цели и задач урока:

Сегодня мы вместе совершим путешествие в страну звуков и цвета, и вы узнаете, что цвет может звучать, а звук может создавать ощущение цвета. Вы будете учиться красиво рисовать пейзажные картинки. Ваши работы мы поместим на выставке, чтобы другие дети могли ими полюбоваться.

3.Открытие новых знаний:

  • Представьте себе такую ситуацию: что было бы, если бы все на свете было одинакового цвета?
  • А вот ещё одна ситуация: художник пришел писать поляну цветов, а у него оказалось только три основные краски?
  • Рассердилось и ушло за горизонт солнце. Каким мы увидим весь мир?

Погас последний солнца луч.

Устало голову склонило

Дневное жаркое светило

На мягкий холм из рыжих туч.

И веки сонные сомкнуло,

Накрылось тучею. Заснуло.

Померкли краски, потемнели,

Сквозь мрак мерцают еле-еле.

Зарницей розово-лиловой,

Раздвинув мрак, пробился снова

Последний луч. И утонул

В нагроможденье туч сливовых.

Уснуло солнце, день уснул.

И вечер в черную вуаль

Убрал сиреневую даль.

  • Как вы думаете, каких цветов в этом стихотворении больше ГЛУХИХ или ЗВОНКИХ?
  • А можно ли сказать, что эти цвета ТЯЖЕЛЫЕ? Почему?
  • Ребята, внимательно послушайте стихотворение и подумайте: ГЛУХИМИ или ЗВОНКИМИ цветами будет нарисована картина-стихотворение?

Голубым огнем, зеленым

Загорелись сосен кроны,

Мир зарею обновленный,

Встрепенулся, ожил вдруг.

Алою зарей плененный,

Обновленный, удивленный,

Алый, голубой, зеленый,

Разноцветный мир вокруг.

                                                  (Т. Курбатова «Утро»)

  • А как изменяются краски в природе вечером и днем, в солнечный день или в дождь?

Учитель зачитывает строчки стихотворение:

«Словами красок на своем холсте

Художник говорил о красоте…»  

  • Дайте название этим цветам? (Картины из презентации). (Учащимся предлагается рассмотреть репродукции картин, написанные разными группами цветов (темными и светлыми)).

После просмотра репродукций учитель предлагает детям послушать музыкальные отрывки Вивальди и Бетховена. Сравнить их и рассказать, КАКИЕ ЗВУКИ использовал композитор, чтобы «создать настроение»?

Слушание музыки:

1).  Антонио  Вивальди «Времена года. Зима»

Цикл из четырех концертов для солирующей скрипки с оркестром. Каждый из концертов в трех частях и каждый концерт изображает одно время года.

"Зима" (L'Inverno)

 Дрожишь, замерзая, в холодном снегу,

 И севера ветра волна накатила.

 От стужи зубами стучишь на бегу,

 Колотишь ногами, согреться не в силах

Как сладко в уюте, тепле и тиши

От злой непогоды укрыться зимою.

 Камина огонь, полусна миражи.

 И души замерзшие полны покоя.

На зимнем просторе ликует народ.

Упал, поскользнувшись, и катится снова.

 И радостно слышать, как режется лед

 Под острым коньком, что железом окован.

А в небе Сирокко с Бореем сошлись,

Идет не на шутку меж ними сраженье.

Хоть стужа и вьюга пока не сдались,

 Дарит нам зима и свои наслажденья.

Первая часть. Здесь действительно царит очень холодная (для итальянцев!) атмосфера. Ремарки поясняют, что здесь изображается то, как стучат от холода зубы, притоптывание ногами, завывание лютого ветра и бегание, чтобы согреться. Для скрипача в этой части сконцентрированы наибольшие технические трудности. Виртуозно сыгранная она проносится как бы на одном дыхании.

  Вторая часть. А вот и зимние радости. Полное единение солиста и аккомпанирующего ему оркестра. Льется чудесная ария в стиле bel canto. Эта часть необычайно популярна как самостоятельное совершенно законченное произведение, и так она часто и исполняется.

  Третья часть. Вновь жанровая сценка: катание на коньках. А кто же в Италии умеет или умел во времена Вивальди, когда никакого искусственного льда не было, кататься на коньках? Конечно, никто. Вот Вивальди и изображает - в забавных "кувыркающихся" пассажах скрипки - как можно "легко поскользнуться и упасть" или как "ломается лед" (если дословно переводить содержание сонета). Но вот задул теплый южный ветер (сирокко) - предвестник весны. И между ним и бореем разворачивается противоборство - бурная драматичная сцена. Это и есть завершение - почти симфоническое - "Зимы" и всего цикла "Времен года".

У: КАКИЕ ЗВУКИ использовал композитор, чтобы «создать настроение»?

Ответ: Звонкие, тяжелые и легкие, чуть больше глухих звуков. (первое произведение)

2).  Людвиг ван Бетховен  «К Элизе»

«К Элизе» (нем. Fur Elise) – знаменитая фортепианная пьеса-багатель Людвига ван Бетховена. Багате́ль (фр. bagatelle — безделица) — это небольшая, лёгкая в исполнении музыкальная пьеса, главным образом для фортепиано.

Произведение Бетховена «К Элизе» на протяжении многих лет является одним из самых известных шедевров мировой музыки. Оно входит в обязательную программу произведений в музыкальных школах всего мира.

        В 1923 году исследователь творчества Бетховена Макс Унгер предположил, что Ноль неправильно интерпретировал неразборчивый почерк композитора, и «К Элизе» на самом деле было посвящено пианистке и ученице Бетховена Терезе Малфатти фон Роренбах цу Децца (1792 – 1851), виртуозно исполнявшей его произведения.

У: КАКИЕ ЗВУКИ использовал композитор, чтобы «создать настроение»?

Ответ: легкие, воздушные, нежные, светлые (второе произведение)

У.:  Ребята, для чего мы читали стихи, слушали музыку и рассматривали репродукции?

Д.:  Чтобы понять, что картину можно нарисовать разными красками, музыку написать звуками и эти звуки похожи на цвета, стихи написать при помощи слов, но звуки слов тоже напоминают какой-то цвет.

У.:  Правильно все цвета делятся на ГРУППЫ, но все они составляют ЦВЕТОВОЙ КРУГ.

4. Практическая работа учащихся.

Учащие рисуют пейзаж по выбору, передают состояние природы её особенности в разные части суток. При этом используются палитра и смешение цветов на бумаге. Дети смешивают цветные краски с белой и серой, чтобы получить различное «звучание»: легкие и тяжелые, светлые и темные, звонкие и глухие.

5. Анализ результатов работы. Рефлексия.

  • В чем же особенность «языка» цвета в пейзажной живописи?
  • Каким приемом вы получали разнообразные цвета в своем рисовании?
  • С какими группами цветов вы познакомились на этом уроке?
  • Давайте посмотрим, что у нас получилось? Вам нравятся пейзажи, которые вы нарисовали? О чем они нам рассказывают?

6. Вывод.

У живописи особый язык – язык цвета.  Художники разговаривают со зрителями своими картинами. На этом уроке мы учились «читать» и «разговаривать» этим особым языком.

7. Домашнее задание:

Нарисовать праздник, с. 37, рабочая тетрадь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока изобразительного искусства в 1 классе "Волшебные краски. Три основных цвета"

Урок изобразительного искусства в 1 классе по теме "Волшебные краски. Три основных цвета" построен как урок-путешествие. В ходе путешествия первоклассники знакомятся с тремя основными цветами....

Конспект урока по изобразительному искусству 2 класс по теме: «Ритм линий, пятен, цвет, пропорции- средства выразительности. Ваза с цветами» УМК "Школа России"

Конспект урока по изобразительному искусствупо теме: «Ритм линий, пятен, цвет, пропорции- средства выразительности. Ваза с цветами»  Цели деятельности учителя: формирование умени...

Конспект урока изобразительного искусства «Линия – как средство выражения. Характер линий. Ветка дерева» (УМК "Школа России", 2 класс)

Тема: «Линия – как средство выражения. Характер линий. Ветка дерева». Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления с ритмом и характером линий как средствами худ...

Конспект урока изобразительного искусства: «Линия как средство выражения: ритм линий» (УМК "Школа России", 2 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВАТема: «Линия как средство выражения: ритм линий»Цели деятельности учителя: формирование знаний о графики, графических материалах, их выразительных ...

Конспект урока изобразительного искусства "Линия – как средство выражения. Характер линий. Ветка дерева".(УМК Школа России, 2 класс)

Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления с ритмом и характером линий как средствами художественной выразительности, использование этих средств в создании изделия «Ветка дерев...

Технологическая карта урока изобразительного искусства «Линия как средство выражения: характер линий. Дерево» ( УМК " Школа России, 2 класс)

Тема урока: «Линия как средство выражения: характер линий. Дерево» Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования представления о линии как о ...

Технологическая карта урока изобразительное искусство «Линия – как средство выражения. Характер линий. Ветка дерева» ( УМК «Школа России», 2 класс)

Цель урока: создание условий для ознакомления с ритмом и характером линий как средствами художественной выразительности, использование этих средств в создании изделия «Ветка дерева».Задачи...