Рабочая программа, для начальной школы, учебного курса по изобразительному искусству в 4 классе Неменский Б.М.
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему
Рабочая программа по изобразительному искусству для 4 класса (базовый уровень) общеобразовательного учреждения разработана на основании фундаментального ядра Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, а также примерной программы начального общего образования, авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы», созданной под руководством народного художника России, академика РАО Б.М. Неменского, утверждённой МО РФ (Москва, 2010 г.) в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва, 2009 г.), изобразительное искусство. 4 класс. Учебник/Под редакцией Б.Неменского. – М.: «Просвещение», 2014.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_porgramma_po_izo.doc | 144.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа
п. Красный Текстильщик Саратовского района Саратовской области»
«Утверждаю» Директор школы: Промкина Л.Н. приказ № ____ от____ 09. 2014 г. |
Рабочая программа,
для начальной школы, учебного курса
по изобразительному искусству в 4 «а» классе
учителя начальных классов
Комаровой Екатерины Витальевны
п. Красный Текстильщик, 2014 г
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству для 4 класса (базовый уровень) общеобразовательного учреждения МОУ «СОШ п. Красный Текстильщик Саратовского района Саратовской области» разработана на основании фундаментального ядра Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, а также примерной программы начального общего образования, авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы», созданной под руководством народного художника России, академика РАО Б.М. Неменского, утверждённой МО РФ (Москва, 2010 г.) в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва, 2009 г.), изобразительное искусство. 4 класс. Учебник/Под редакцией Б.Неменского. – М.: «Просвещение», 2014.
Общая характеристика учебного предмета, курса.
Цель учебного предмета «Изобразительное искусства» в общеобразовательной школе - формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культура духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями.
Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе всех основных видов искусств: изобразительных – живопись, графика, скульптура; конструктивных – архитектура, дизайн; различных видов ДПИ, народного искусства, а также постижение роли художника в синтетических искусствах – искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
-изобразительная художественная деятельность;
-декоративно-художественная деятельность;
-конструктивная художественная деятельность.
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Основные виды учебной деятельности - практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства. Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивает опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы, инструменты, художественные техники.
Одна из задач – постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.
Восприятие произведений искусств, предполагает развитие специальных навыков, чувств, а также овладение образным языком искусств. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления.
Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной информации в Интернете.
Развитие художественно-творческого мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности и развитие фантазии.
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуально - практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
В соответствии с образовательной программой на 2014-2015 учебный год, рабочая программа рассчитана на 35 часа в год при 1 часе в неделю.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
- духовно-нравственное воспитание и развитие способностей, творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции;
- эмоционально-ценностное отношение ребенка к миру
Опыт эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета
Данная программа обеспечивает формирование универсальных учебных действий, а также достижение необходимых предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО
Универсальные учебные действия.
Личностные универсальные учебные действия. | |
У четвероклассника будут формироваться: -Чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа. -Уважительное отношение к культуре искусству других народов нашей страны и мира в целом. -Понимание особой роли культуры в жизни общества и каждого отдельного человека. -Эстетические чувства художественно-творческое мышление, наблюдательность, фантазия. -Эстетические потребности; потребности в общении с искусством, природой, потребности в творческом отношении к окружающему миру, потребности в самостоятельной практической творческой деятельности. -Навыки коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя. -Умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы. | Четвероклассник получит возможность для формирования: -Понимания значения изобразительного искусства в жизни человека. -Понимания роли искусства в собственной жизни. -Внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к предмету «Изобразительное искусство» через освоение роли автора своих художественных работ. -Уважения к чувствам и настроениям другого человека, представления о дружбе, доброжелательным отношениям к людям. -Мотивации к коллективной творческой работе. -Представления о труде художника, его роли в жизни каждого человека. -Личностной идентификации на основе общего представления о творческом самовыражении, о мире профессий в изобразительном искусстве. |
Метапредметные учебные действия | |
научится: -Овладеет умением творческого видения с позиции художника. Овладеет умением вести диалог, распределять функции в роли выполнения коллективной творческой работы. -Использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнения творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию. -Планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач. -Рационально строить самостоятельную творческую деятельность, организовывать место занятий. -Осознано стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более оригинальных творческих результатов. | получит возможность: -Принимать художественную задачу, инструкцию учителя и ход выполнения работы, предложенный в учебнике. -На первоначальном уровне понимать особенности художественного замысла и его воплощения. -Осуществлять под руководством учителя контроль по результату своей деятельности. -Воспринимать мнение и предложения своих сверстников. -Соотносить произведения по настроению, форме, по средствам художественной выразительности. -Делать несложные выводы. -Обсуждать со сверстниками ход выполнения работы и её результаты. -Использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от произведения живописи. -Следить за действиями других участников в совместной деятельности. |
Предметные результаты. Опыт учащихся в художественно-творческой деятельности. | |
научится: | |
-Различать виды художественной деятельности. -Различать виды и жанры в ИЗО. -Понимать образную природу искусства. -Эстетически оценивать явления природы, события окружающего мира. -Применять художественные умения, знания и представления в процессе выполнения художественно-творческой работы. -Узнавать, воспринимать и осмысливать несколько великих произведений русского и мирового искусства. -обсуждать и анализировать произведения искусства. -Усвоить названия ведущих музеев России и своего региона. -Видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике. -Использовать в художественно-творческой деятельности различные материалы и техники -Компоновать на плоскости листа и в объеме, задуманный образ. Освоить умения применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, графической грамотности. -овладеть навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, Навыками изображения средствами аппликации и коллажа. Рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную культуру. -Эстетически воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, свидетелей нашей истории. -Объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современников. -Выражать в изобразительной деятельности свое отношение к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов. -Приводить примеры произведений искусств, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека. | -Понимать содержание и выразительные средства художественных произведений. -Сопоставлять объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведениях искусств, и объяснять их разницу. -Выражать в беседе свое отношение к произведению искусства. -Создавать графическими средствами выразительные образы природы, человека, животного. -Выбирать характер линий для изображения того или иного образа. -Овладеть на практике основами цветоведения. -Использовать пропорциональные соотношения лица, фигуры человека при создании портрета. -Создавать средствами живописи эмоционально-выразительные образы природы. -Изображать пейзажи, натюрморты, выражая к ним свое эмоциональное отношение. |
Содержание тем учебного предмета, курса
Истоки родного искусства 8ч.
Знакомство с истоками родного искусства – это знакомство со своей Родиной. В постройках, предметах быта, в том, как люди одеваются и украшают одежду, раскрывается их представление о мире, красоте человека.
Роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Гармония жилья с природой. Природные материалы и их эстетика. Польза и красота в традиционных постройках.
Дерево как традиционный материал. Деревня – деревянный мир.
Изображение традиционной сельской жизни в произведениях русских художников. Эстетика труда и празднества.
Древние города нашей земли 8 ч.
Красота и неповторимость архитектурных ансамблей Древней Руси. Конструктивные особенности русского города-крепости. Крепостные стены и башни как архитектурные постройки. Древнерусский каменный храм. Конструкция и художественный образ, символика архитектуры православного храма.
Общий характер и архитектурное своеобразие древних русских городов (Новгород, Псков, Владимир, Суздаль, Ростов и др.). Памятники древнего зодчества Москвы. Особенности архитектуры храма и городской усадьбы. Соответствие одежды человека и окружающей его предметной среды.
Конструктивное и композиционное мышление, чувство пропорций, соотношение частей при формировании образа.
Каждый народ — художник 10 ч.
Представление о богатстве и многообразии художественных культур мира.
Отношения человека и природы и их выражение в духовной сущности традиционной культуры народа, в особой манере понимать явления жизни. Природные материалы и их роль в характере национальных построек и предметов традиционного быта.
Выражение в предметном мире, костюме, укладе жизни, представлений о красоте и устрой стве мира. Художественная культура – это пространственно-предметный мир, в котором выражается душа народа.
Формирования эстетического отношения к иным художественным культурам. Формирование понимания единства культуры человечества и способности искусства объединять разные народы, способствовать взаимопониманию.
Искусство объединяет народы 9 ч.
От представлений о великом многообразии культур мира – к представлению о едином для всех народов понимании красоты и безобразия, коренных явлений жизни. Вечные темы в искусстве: материнство, уважение к старшим, защита Отечества, способность сопереживать людям, способность утверждать добро.
Изобразительное искусство выражает глубокие чувства и переживания людей, духовную жизнь человека. Искусство передает опыт чувств и переживаний от поколения к поколению. Восприятие произведений искусства – творчество зрителя, влияющее на его внутренний мир и представления о жизни.
Тематическое планирование
№ | Наименование разделов | Содержание программного материала | Характеристика деятельности учащихся | Универсальные учебные действия. | Форма контроля |
1 | ИСТОКИ РОДНОГО ИСКУССТВА 8часов | Предметы искусства в жизни человека: игрушки, посуда, платки, обои, книги. | Беседовать о красоте земли родного края. Изображать характерные особенности пейзажа родной земли. Использовать выразительные средства живописи. Овладевать живописными навыками. Воспринимать и эстетически оценивать красоту русского деревянного зодчества. Характеризовать значимость гармонии постройки с окружающим ландшафтом. Объяснять особенности конструкций русской избы. Воспринимать и эстетически оценивать красоту русского деревянного зодчества. Характеризовать значимость гармонии постройки с окружающим ландшафтом. Объяснять особенности конструкций русской избы. Приобретать представления об особенностях русского женского образа. Понимать и анализировать конструкцию русского национального костюма. Различать деятельность Братьев - Мастеров при создании русского костюма. Приобретать представления об особенностях русского мужского образа. Различать деятельность Братьев - Мастеров при создании русского костюма. Эстетически оценивать красоту и назначение народных праздников. | Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения задания с использованием учебной литературы. Овладевать основами языка живописи, графики, скульптуры, ДПИ, художественного конструирования. | ФО - фронтальный опрос, СР- самостоятельная работа, |
2 | ДРЕВНИЕ ГОРОДА НАШЕЙ ЗЕМЛИ 8 часов | Формирование художественных представлений о работе художника на улицах города. Атрибуты современной жизни города: фонари, витрины, парки, ограды, скверы; их образное решение. | Познакомиться с древнерусской архитектурой. Беседа по картинам художников, изображающих древнерусские города. Конструирование башен-бойниц из бумаги. Получать представления о конструкции древнерусского каменного собора. Моделировать древнерусский храм. Беседовать о красоте русской природы. Анализировать полотна известных художников. Работать над композицией пейзажа с церковью. Познакомиться с декором городских архитектурных декоративным украшением интерьеров. Различать деятельность каждого из Братьев-Мастеров при создании теремов и палат. Подготовить фон теремных палат. | Понимать условность и субъективность художественного образа. Выполнять учебные действия. Выражать в беседах свое отношение к произведению искусства. | ФО - фронтальный опрос, СР- самостоятельная работа, |
3 | КАЖДЫЙ НАРОД – ХУДОЖНИК 10 часов | Деятельность художника в театре в зависимости от видов зрелищ или особенностей работы. | Выполнение графического рисунка. Познакомиться с традиционными представлениями красота японской и русской женщинами. Знакомство с произведениями японских художников. Выполнение портрета японской женщины в национальном костюме. Познакомиться с особенностями культуры Средней Азии. Наблюдать связь архитектурных построек с особенностями природы и природных материалов. Выполнение аппликации. Познакомиться с античным искусством Древней Греции. Работать в группах. | Эмоционально откликаться на образы персонажей театрализованных представлений. Понимать и объяснять важную роль художника в цирке, театре и т.д. Овладевать навыками создания объемно-пространственной композиции. | ФО - фронтальный опрос, СР- самостоятельная работа, |
4 | ИСКУССТВО ОБЪЕДИНЯЕТ НАРОДЫ 9 часов | Знакомство с жанрами изобразительного искусства, крупнейшими музеями России и мира. | Наблюдать и анализировать выразительные средства произведений. Изобразить образ матери и дитя. Выполнение портрета пожилого человека. Рассказать, что искусство способно выражать человеческую скорбь, отчаяние и т. п. Знакомство с полотнами русских и европейских художников. Изобразить в самостоятельной творческой работе. Выполнение памятника героям войны в графике. | Иметь представление о самых разных музеях и роли художника в создании экспозиции. Рассуждать, рассматривать и сравнивать картины. Создавать композиции на заданную тему. | ФО - фронтальный опрос, СР- самостоятельная работа, |
Календарно - тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Формы контроля | Дата план | Дата факт |
Р а з д е л 1. ИСТОКИ РОДНОГО ИСКУССТВА (8часов) I четверть
1 | Пейзаж родной земли | 1 | УОНЗ-урок открытия нового знания | ФО | ||
2 | Красота природы в произведениях русской живописи | 1 | УОНЗ-урок открытия нового знания | ФО | ||
3 | Русская деревянная изба. Конструкция и украшение избы | 1 | УОНЗ-урок открытия нового знания | ФО | ||
4 | Деревня – деревянный мир | 1 | УОНЗ-урок открытия нового знания | См.р | ||
5 | Русская красавица | 1 | УОНЗ-урок открытия нового знания | См.р. | ||
6 | Образ русского человека в произведениях художников | 1 | УОНЗ-урок открытия нового знания | См.р. | ||
7 | История создания праздников . Календарные праздники. | 1 | УОНЗ-урок открытия нового знания | ФО | ||
8 | Народные праздники | 1 | УРК- урок развивающего контроля | См.р. |
Р а з д е л 2. ДРЕВНИЕ ГОРОДА НАШЕЙ ЗЕМЛИ (8 часов) II четверть
1 | Родной угол | 1 | УОНЗ-урок открытия нового знания | ФО | ||
2 | Древние соборы. | 1 | УОНЗ-урок открытия нового знания | ФО | ||
3 | Города Русской земли | 1 | УОНЗ-урок открытия нового знания | ФО | ||
4 | Древнерусские воины-защитники. | 1 | УОНЗ-урок открытия нового знания | ФО | ||
5 | Золотое кольцо России | 1 | УОНЗ-урок открытия нового знания | ФО | ||
6 | Узорочье теремов. | 1 | УОНЗ-урок открытия нового знания | См.р. | ||
7 | Общенародные и государственные праздники Праздничный пир в теремных палатах. | 1 | УОНЗ-урок открытия нового знания | |||
8 | Традиции в моей семье. Страна восходящего солнца. Праздник цветения сакуры. | 1 | УОНЗ-урок открытия нового знания | См.р. |
Р а з д е л 3. КАЖДЫЙ НАРОД – ХУДОЖНИК (10 часов) III четверть
1 | Оригами | 1 | УОНЗ-урок открытия нового знания | ФО | ||
2 | Этика проведения праздников. Страна восходящего солнца. Обзор человека, характер в японской культуре | 1 | УОНЗ-урок открытия нового знания | ФО | ||
3 | Искусство народов гор и степей | 1 | УОНЗ-урок открытия нового знания | ФО | ||
4 | Города в пустыне. | 1 | УОНЗ-урок открытия нового знания | ФО | ||
5 | Древняя Эллада. | 1 | УОНЗ-урок открытия нового знания | См.р | ||
6 | Олимпийские игры | 1 | УОНЗ-урок открытия нового знания | ФО | ||
7 | Образ художественной культуры средневековой Западной Европы. Европейские города. | 1 | УОНЗ-урок открытия нового знания | ФО | ||
8 | Семейные праздники в традициях народов. Средневековый город | 1 | УОНЗ-урок открытия нового знания | См.р | ||
9 | Образ готического храма в средневековом городе | 1 | УОНЗ-урок открытия нового знания | ФО | ||
10 | Многообразие художественных культур в мире. Обобщение темы. | УОНЗ-урок открытия нового знания | ФО |
Р а з д е л 4. ИСКУССТВО ОБЪЕДИНЯЕТ НАРОДЫ (9 часов) IV четверть
1 | Материнство | 1 | УОНЗ-урок открытия нового знания | |||
2 | Мудрость старости. | 1 | УОНЗ-урок открытия нового знания | ФО | ||
3 | Сопереживание. | 1 | УОНЗ-урок открытия нового знания | ФО | ||
4 | Герои- защитники. | 1 | УОНЗ-урок открытия нового знания | ФО | ||
5 | Героическая тема в искусстве разных народов | 1 | УОНЗ-урок открытия нового знания | ФО | ||
6 | Юность и надежды. | 1 | УРК- урок развивающего контроля | См.р. | ||
7 | Искусство народов мира. Обобщение темы | 1 | УОНЗ-урок открытия нового знания | ФО | ||
8-9 | Резерв | 2 | УРК- урок развивающего контроля | ФО |
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Электронные ресурсы:
- «Форма». Cекреты живописи для маленьких художников.
Для детей от 4 до 10 лет./ «Новый диск» e-mail sale@nd.ru
- «Фактура». Cекреты живописи для маленьких художников.
Для детей от 4 до 10 лет./ «Новый диск» e-mail sale@nd.ru
- http://www.unn.runnet.ru/rus/volgovyt/nizhobl/nizhnov/hohl.htm
- http://www.khokhloma.ru/
- http://festival.1september.ru
- http://www.it-n.ru
- История искусства: классические труды. / Электронная Библиотека ДМ.18 www.direktmedia.ru
- www.np.prosv.ru - Наглядные пособия.
Сайты музеев:
- www.getty.edu/art/exhibitions/devices
- www.rusmuseum.ru
- www.artsedge.kennedy-center.org
- http://art.edu-studio.narod.ru
Литература (основная и дополнительная)
- Л.А.Неменская; под ред. Б.М. Неменского «Изобразительное искусство. Каждый народ – художник»: учебник для 4 класса. – М.: Просвещение, 2014.
- Поурочные планы по учебнику Л.А. Неменской «Изобразительное искусство. 4 класс» /автор-составитель И.В. Федотова. – Волгоград: Учитель, 2014.
«Рассмотрено» | «Согласовано» |
Заседание школьного методического объединения протокол № …. от ___ 08. 201.. г. | Зам. директора по УВР ____________ Иноземцева Е.Г. 31. 08.201.. г. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА И КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» С.Г. Ашиковой.
Программа по изобразительному искусству разработана на основе дидактических принципов и типических свойств методической системы развивающего обучения Л.В. Занко-ва и в соответствии с требованиям...
Рабочая программа, по системе развивающего обучения Л.В.Занкова для начальной школы,учебного курса по изобразительному искусству в 3 «а» классе
Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса (базовый уровень) разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего обр...
Рабочая программа, по системе развивающего обучения Л.В.Занкова для начальной школы,учебного курса по русскому языку в 3 «б» классе
Рабочая программа, по системе развивающего обучения Л.В.Занкова для начальной школы,учебного курса по русскому языку в 3 «б» классе...
Рабочая программа, по системе развивающего обучения Л.В.Занкова для начальной школы,учебного курса по математике в3 «б» классе
Рабочая программа,по системе развивающего обучения Л.В.Занкова для начальной школы,учебного курса по математике в3 «б» классе...
Рабочая программа, по системе развивающего обучения Л.В.Занкова для начальной школы,учебного курса по окружающему миру в3 «б» классе
Рабочая программа,по системе развивающего обучения Л.В.Занкова для начальной школы,учебного курса по окружающему миру в3 «б» классе...
Живопись - Образовательная (рабочая) программа для учащихся 3-7 классов отделения изобразительного искусства Образовательная (рабочая) программа для учащихся 3-7 классов отделения изобразительного искусства
Образовательная программа по предмету «Живопись» является частью комплексной образовательной программы отделения изобразительного искусства ДШИ с семилетним сроком обучения, имеет художественно–...
Рабочая программа по урочной деятельности учебного курса «Изобразительного искусства» 1 класс
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской программы «Изо...