РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ФГОС нового поколения) УМК «Перспектива» по «Изобразительному искусству» для 3 класса
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 3 класс) по теме
Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Макарова Н. Р. и др. «Изобразительное искусство» 3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_-3_klass_-_izobrazitelnoe_iskusstvo.docx | 106.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено на заседании Утверждено
методического совета Приказ по школе
Протокол № ____ от _____________г № ___от _______г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ФГОС нового поколения) УМК «Перспектива»
по «Изобразительному искусству»
для 3 класса
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
основная общеобразовательная школа города Кирсанова Тамбовской области
Бурцевой Анжелы Александровны
Период реализации программы: 1.09.2013 г. по 30.05. 2014 г.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
- Общая характеристика учебного предмета, курса.
В современных условиях развития системы народного образования с особой остротой встает проблема формирования духовного мира, эстетической культуры, мировоззренческих позиций и нравственных качеств, художественных потребностей подрастающего поколения. В этом деле важнейшее значение имеет искусство и прежде всего изобразительное искусство, охватывающее целый комплекс художественно-эстетических отношений личности к окружающей действительности.
Содержание предмета «Изобразительное искусство» предусматривает два вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик – зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик – художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.
Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком – рекомендуется проводить экскурсии в художественные и краеведческие музеи, в архитектурные заповедники; использовать видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях.
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературного чтения, при прохождении отдельных тем рекомендуется использовать межпредметные связи с окружающим миром (наша Родина и мир, строение растений, животных, пропорции человека, связи в природе), математикой (геометрические фигуры и объемы), трудом (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий).
- Цели и задачи:
В результате изучения изобразительного искусства реализуются следующие цели:
- развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
- освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
- овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
- воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Задачи:
- - содействовать проявлению целостного оптимистического мироощущения учащихся, созданию собственными силами нравственно-эстетической среды общения с искусством с учетом многообразия его видов (народное искусство, живопись, графика) и архитектурой;
- - способствовать формированию чувства национального достоинства, культуры межнационального общения, умения видеть памятники истории и культуры в связи с историей, бытом и жизнью народа;
- - способствовать формированию особых качеств мышления, творческого воображения, культурно-исторической памяти в процессе комплексного освоения искусства России.
- Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Законом Тамбовской области от 04.06.2007 № 212-З «О региональном компоненте государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Тамбовской области»;
- приказом Минобразования России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями);
- постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (изменениями и дополнениями);
- примерной основной образовательной программой начального общего образования, рекомендованной Координационным советом при Департаменте общего образования Минобрнауки России по вопросам организации введения ФГОС к использованию образовательными учреждениями РФ примерная основная образовательная программа начального общего образования (актуальная версия расположена на сайте: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2768);
- приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
- приказа управления образования и науки Тамбовской области от 05.06.2009 года №1593 «Об утверждении Примерного положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательными учреждениями, рас-положенных на территории Тамбовской области и реализующих программы общего образования»;
- приказа МБОУ ООШ от ______________ года №_____ «Об утверждении Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих про-грамм учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) муниципального бюджетного образовательного учреждения основная общеобразовательная школа города Кирсанова
- Сведения о программе (примерной или авторской, в случае разработки рабочей программы на основании примерной или авторской), литературе (основная и дополнительная учебная литература, учебные и справочные пособия, учебно-методическая литература), на основании которой разработана рабочая программа, с указанием наименования, автора и года издания.
Рабочая программа по «Изобразительному искусству» составлена на основе:
- примерной программы начального общего образования по изобразительному искусству;
- авторской программы под редакцией Т.Я. Шпикаловой, Л.В. Ершовой, М. «Просвещение», 2013 год.
- Информация об используемом учебнике.
- Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Макарова Н. Р. и др. «Изобразительное искусство».Учебник.3 класс. М. «Просвещение», 2013 г.
- Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Макарова Н. Р. и др. «Изобразительное искусство». Творческая тетрадь. 3 класс. М. «Просвещение», 2013 г.
- Обоснование выбора примерной или авторской программы для разработки рабочей программы.
- Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования
- Рекомендована Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования.
- Информация о внесенных изменениях в примерную или авторскую программу и их обоснование.
Содержание программы «Изобразительное искусство» полностью соответствует авторской программе Шпикаловой Т. Я., Ершовой Л. В., Макаровой Н. Р. и др., изменения внесены в учебно-тематический план: добавлен 1 час на закрепление изученного материала.
- Особенность курса
Содержание программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка. Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Учащиеся получают представление об изобразитель-ном искусстве как целостном явлении, поэтому темы программ формулируются так, чтобы избежать излишней детализации, расчлененности и препарирования явлений, фактов, событий. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.
Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик – зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик – художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позво-ляет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.
- Основные содержательные линии курса.
ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ (18 часов)
Развитие эмоционально-эстетического восприятия произведений живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, отражающих единство и многообразие мира, сходство мотивов, сюжетов, приемов художественной обработки материалов в искусстве России и других народов мира.
Формирование эстетических представлений и художественных умений
в работе: с цветом как основным выразительным средством живописи. Возможности цвета в передаче своеобразия природы (цветов, плодов, ландшафтов) в разных местах Земли. Продолжение знакомства с приемами работы акварелью, гуашью, тушью, фломастерами. Возможности нюансных и контрастных цветовых сочетаний в создании определенного эмоционального настроя в живописных и декоративных композициях. Продолжение знакомства с использованием теплых и холодных цветов (в тени и на свету) для передачи освещенности предметов, пространства.
с графическими средствами выразительности. Роль линии в различных видах изобразительного искусства (графика, живопись, декоративно-прикладное искусство, скульптура, архитектура). Черно-белые и цветные силуэты. Способы получения силуэтных изображений (заливка контура тоном, цветом; штамп, трафарет, набойка и т. д.).
Передача объема с помощью света и тени. Отражение в рисунке характерных особенностей формы (округлость, плоскостность, удлиненность, наклон и т. д.); передача пропорций частей и целого в изображении предметов комбинированной формы. Передача глубины пространства на плоскости картины с элементами линейной и воздушной перспективы (горизонт, уровень зрения, изменение тона по мере удаления предметов от зрителя);
по составлению станковой композиции (на примерах натюрморта, пейзажа, портрета, сюжетно-тематической композиции). Продолжение знакомства со средствами композиции: зрительный центр, статика, динамика, ритм, равновесие;
по составлению декоративной композиции (декоративный натюрморт, сюжетно-тематическая, орнаментальная, абстрактная композиция). Средства декоративной композиции. Приемы декоративного обобщения природных форм и предметов: выделение главных признаков, упрощение или усложнение второстепенных деталей, укрупнение, уменьшение деталей, условность цвета, условное размещение элементов композиции, условное размещение на плоскости, силуэт, ритм, симметрия и асимметрия, условность форм.
Опыт художественно-творческой деятельности:
изображение объектов природы по памяти и представлению живописными, графическими и декоративными средствами: («Земля одна, а цветы на ней разные», «Сиреневые перезвоны»), объектов архитектуры («Чьи терема ушли под небеса...»), пейзажа («Живописные просторы Родины», «Как красивы русские зимы»). Отражение своеобразия природы своего края. Передача ближних и дальних планов с помощью темных и светлых оттенков, изменения насыщенности цвета; передача цветовой гаммы морского пейзажа («Глубокая вода не мутится»);
изображение натюрморта с натуры, по памяти и представлению. Выполнение зарисовок отдельных предметов (цветов, овощей, фруктов, новогодних игрушек, гирлянд). Рисование натюрморта с использованием сближенной или контрастной цветовой гаммы («Каждый художник урожай своей земли хвалит»). Отражение местного разнообразия форм плодов, цветовой окраски. Передача цветовых различий тени и света, колорита, соответствующего искусственному освещению («Каждая изба удивительных вещей полна»);
изображение человека, птиц, животных. Выполнение акварельных набросков и зарисовок птиц по сырой бумаге. Передача красоты оперения, движения («Каждая птица своим пером красуется»). Создание портретного женского образа («Дорогие, любимые, родные») с отражением в рисунке пропорций, выражения лица, прически, костюма; образа воина на поле битвы («Чужой земли не хотим, а своей не отдадим»), создание карнавальной маски с передачей в ней образа матушки-зимы;
составление сюжетно-тематических и декоративных компо-зиций. Выполнение композиций на темы сказок («То ли терем, то ли царев дворец», «Ни в сказке сказать, ни пером описать...», «Мои любимые герои из сказки»), новогоднего карнавала («Зима за морозы, а мы за праздники»). Передача в композиции праздничных или сказочных (народных) костюмов ритма, величавости в движениях фигур человека, смысловой связи между ними. Создание эскиза композиции «Широкая Масленица» с последующим выполнением ее в материале на уроках труда в технике обрывной мозаики. Выполнение композиции «Салют Победы» с передачей радости, торжества победного дня. Применение разнообразных приемов изображения цветом праздничного салюта.
ОСНОВЫ НАРОДНОГО
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА (17 часов)
Развитие эмоционально-эстетического восприятия произведений народного декоративно-прикладного искусства, отражающих общность представлений разных народов России и мира о красоте природы, человека, предметного окружения. Сходство и национально-региональные различия художественно-образного языка традиционного зодчества, керамики, подносов, игрушки, одежды.
Формирование представлений о символике народного орнамента. Искусство орнамента в украшении жилища русского крестьянина. Образы-символы неба, солнца, воды, земли, птиц, животных. Особенности орнамента деревянной резьбы (в декоре избы), жостовского подноса (каймы и центральной части), гжельской керамики, павловских шалей, лоскутного шитья, вышивки в русском костюме. Ритмические схемы построения орнамента: ярусное расположение орнаментальных мотивов (в японском искусстве воздушных змеев), кайма, зеркально-симметричный, сетчатый орнамент; характер элементов (геометрический, растительный и зооморфный).
Опыт художественно-творческой деятельности:
ознакомление с русской деревянной и каменной архитектурой. Символика орнаментов в декоре крестьянского дома Русского Севера: повтор традиционной схемы узоров фасада (причелины, полотенце, наличники). Выполнение импровизаций по мотивам деревянного зодчества («Двор, что город, изба, что терем»), создание красоты образа древнего города («Город чудный...»), могущества крепостей-монастырей («Россия державная»). Отражение в рисунках регионального своеобразия памятников архитектуры;
ознакомление с богородской резной игрушкой. Сравнительные особенности игрушек из дерева — токарной, топорно-щепной, резной. Своеобразие, пластичность форм богородской игрушки, специфика приемов резьбы. Отражение в забавном образе игрушки представлений о семейном ладе, труде и разных профессиях, любви к природе, уважения к воинству. Выполнение зарисовок (повтор, вариации) богородских игрушек, составление эскиза собственной игрушки с последующим конструированием (имитация на основе импровизаций) на уроках труда
ознакомление с искусством жостовских подносов. Своеобразие форм подносов, мотивов и приемов росписи (послойное кистевое письмо). Упражнения по освоению этапов росписи (замалевка, тенежка, бликовка, чертежка) на основе повтора и вариаций. Разновидности композиции (букет, ветка с угла, венок и т. д.). Создание цветочного узора (импровизация) на поверхности силуэта подноса («В жостовском подносе все цветы России») с последующим его конструированием (имитация) на уроках труда и росписью;
ознакомление с искусством гжельской майолики. Своеобразие форм и росписи майоликовых сосудов. Цветовая гамма (охристый, коричневый, желтый, зеленый, малиновый цвета), мотивы росписи (растительные, архитектурные, зооморфные). Приемы кистевого письма, использование приема плавного растяжения цвета (экспериментирование с акварелью). Выполнение упражнений по освоению приемов гжельской росписи (повтор, вариации). Самостоятельное составление узора (импровизация) для росписи майоликовой тарелки («Родные края в росписи гжельской майолики»);
ознакомление с народным костюмом народов России (Сибири) и мира (Финляндии, Латвии). Знакомство с традиционной зимней одеждой народа саами (лопари, лапландцы), нахождение общего в одежде из меха у разных народов мира. Связь мотивов орнаментального украшения одежды (из меха, бисера) с окружающей природой. Мотивы орнамента вязаных вещей (варежки, перчатки). Композиционные схемы сетчатых орнаментов. Создание эскиза украшения из бисера (импровизация);
продолжение знакомства с русским народным костюмом. Выявление общего и различного в северном и южном костюмном комплексе, регионального своеобразия в костюме разных регионов России («В каждом посаде в своем наряде»). Упражнения на освоение орнаментальных мотивов русской вышивки. Рисование отгадок на загадки о русском народном костюме;
знакомство с особенностями театрального исторического костюма — княжеские, царские одежды, костюм русских дружинников. Создание эскиза театрального костюма для постановки сказки, былины или спектакля на историческую тему («Жизнь костюма в театре»)
ознакомление с искусством павловских шалей. Плат — головной убор в костюме русской крестьянки. Зарубежные истоки русских шалей. Творческое освоение орнаментального строя заграничных шалей русскими мастерами. Отражение в цветочных узорах на платках многоцветия родной земли (роза, шиповник, незабудки, ромашки и т. д.). Восточные мотивы — «огурец», «перец», «опахало». Цветовая гамма (контрастная, нюансная; с включением основного цвета, светлого и темного оттенков). Упражнения по рисованию цветов по мотивам узоров павловских платков. Композиционные схемы ритмического строя узоров для шали. Создание варианта орнаментальной композиции для украшения платка;
ознакомление с искусством лоскутного шитья. Особенности композиции, характер орнаментальных мотивов (геометрические — квадрат, треугольник, прямоугольник). Модуль лоскутного шитья — квадрат — символ дома. Ком-позиционные схемы узоров лоскутных ковриков: «изба» или «колодец», «елочки», «мельница», «грядки». Цветовая гамма в лоскутном шитье (монохромная — со ступенчатым растяжением цвета от темного к светлому и от светлого к темному; контрастная — с подбором лоскутков контрастных оттенков). Создание эскиза орнамента для лоскутного коврика («То дорого, что доброго мастерства») с дальнейшим исполнением в материале на уроках художественного труда.
- Место предмета в базисном учебном плане..
В соответствии с учебным планом школы рабочая программа «Изобразительное искусство» в 3 классе составлена из расчета 1 час в неделю, 35 часов в год (35 недель).
1.11. Формы контроля.
- Индивидуальный и фронтальный опрос
- Работа в паре, в группе
- Срезовые работы (тесты)
1.12. Методы изучения предмета.
а) объяснительно-иллюстративный,
б) репродуктивный,
в) проблемное изложение изучаемого материала,
г) частично-поисковый,
д) исследовательский метод.
1.13. Педагогические условия и средства реализации стандарта (формы, типы уроков и методы обучения).
Формы: урок.
Типы уроков:
- урок изучение нового материала;
- урок рефлексия (уроки повторения, закрепления знаний и выработки умений)
- комбинированный урок;
- урок контроля умений и навыков.
Методы обучения:
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
- Словесные, наглядные, практические.
- Индуктивные, дедуктивные.
- Репродуктивные, проблемно-поисковые.
- Самостоятельные, несамостоятельные.
Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:
- Стимулирование и мотивация интереса к учению.
- Стимулирование долга и ответственности в учении.
Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:
- Устного контроля и самоконтроля.
- ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.
В результате изучения изобразительного искусства в 3 классе ученик должен:
знать / понимать:
• доступные сведения о памятниках культуры и искусства в связи с историей, бытом и жизнью своего народа; о ведущих художественных музеях России и своего региона;
• понятия: живопись, графика, пейзаж, натюрморт, портрет, архитектура, народное декоративно-прикладное искусство;
• отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;
• приемы смешения красок для получения разнообразных теплых и холодных оттенков цвета (красный теплый и холодный, зеленый теплый и холодный, синий теплый и холодный), приемы плавного и ступенчатого растяжения цвета;
• основы орнамента (символика орнаментальных мотивов, ритмические схемы композиции, связь декора с материалом, формой и назначением вещи);
• основные правила станковой и декоративной композиции (на примерах натюрморта, пейзажа, портрета, сюжетно-тематической композиции); средства композиции: зрительный центр, статика, динамика, ритм, равновесие;
• названия ручных инструментов, их назначение, правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
• разнообразные средства выразительности, используемые в создании художественного образа (формат, форма, цвет, линия, объем, ритм, композиция, пропорции, материал, фактура, декор);
• основы традиционной технологии художественной обработки и конс-труирования из природных материалов (глины, соломы, бересты), ткани (набойка, ткачество на дощечке, вышивка, лоскутное шитье и др.), бумаги (гофрирование, скручивание, склеивание, складывание, конструирование); глины (лепка из пласта по готовым формам, приемы лепного декора);
уметь:
• организовывать свое рабочее место; пользоваться кистью, красками, палитрой,
ножницами, линейкой, шилом, кистью для клея, стекой, иголкой;
• правильно определять, рисовать, исполнять в материале форму простых и комбинированных предметов, их пропорции, конструкцию, строение, цвет;
• применять способы смешения акварельных, гуашевых красок для получения разнообразных оттенков в соответствии с передаваемым в рисунке настроением;
• выбирать величину и расположение изображения в зависимости от формата и размера листа бумаги; учитывать в рисунке особенности изображения ближних и дальних планов, изменение цвета предметов по мере их удаления от зрителя;
• применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и представлению), в конструктивных работах, в сюжетно-тематических и декоративных композициях с учетом замысла;
• рисовать кистью без предварительного рисунка элементы жостовского орнамента, придерживаться последовательности исполнения росписи;
• решать художественно-творческие задачи на проектирование изделий, пользуясь технологической картой облегченного типа, техническим рисунком, эскизом с учетом простейших приемов технологии в народном творчестве;
• выполнять сюжетно-тематические и декоративные композиции по собственному замыслу, по представлению, иллюстрации к литературным и фольклорным произведениям изобразительными материалами, в технике аппликации из бумаги, ткани;
• выполнять тамбурный шов и украшать изделие народной вышивкой;
• лепить и украшать декором сосуды по мотивам керамики Гжели, Скопина, конструировать изделия из соломки по мотивам работ киргизских и белорусских мастеров;
• конструировать динамические и статические игрушки по мотивам традиционных работ богородских народных мастеров;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности:
• выражать свое эмоционально-эстетическое отношение к произведениям изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, к окружающему миру; чувствовать гармонию в сочетании цветов, в очертаниях, пропорциях и форме предметов;
• высказывать собственные оценочные суждения о рассматриваемых произведениях искусства, при посещении художественных музеев, музеев народного декоративно-прикладного искусства;
• выражать нравственно-эстетическое отношение к родной природе, к Родине, к защитникам Отечества, к национальным обычаям и культурным традициям народа своего края, своей страны и других народов мира;
• положительное отношение к процессу труда, к результатам своего труда и других людей; стремление к преобразованию.
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ (ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ. ПРЕДМЕТНЫЕ).
Освоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов:
Личностные результаты
- Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
- Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
Познавательные:
- Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
- Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
- Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
- Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям
- Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами
Регулятивные:
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Коммуникативные:
- Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
- УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ – ИЗО
Содержание курса | Тематическое планирование | Характеристика деятельности учащихся |
РАЗДЕЛ 1. «ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ» (17 ЧАСОВ) | ||
Изображения в жизни человека. Предмет «Изобразительное искусство». Чему мы будем учиться на уроках изобразительного искусства. | «Земля одна, а цветы на ней разные.» | Находить в окружающей действительности изображения, сде-ланные художниками. Рассуждать о содержании рисунков, сделанных детьми. Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Выставка детских работ и первый опыт их об-суждения. Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. |
Красота и разнообразие окружа-ющего мира природы. Знакомство с понятием «форма». | «В жостовском под-носе - все цветы Рос-сии.» | Находить, рассматривать красоту в обыкновенных явлениях природы и рассуждать об увиденном. Выявлять геометричес-кую форму простого плоского тела (листьев). Сравнивать различные листья на основе выявления их геометрических форм. |
Пятно как способ изображения на плоскости. Образ на плоскости. Роль воображения и фантазии | «О чем может расска-зать русский поднос.» | Использовать пятно как основу изобразительного образа на плоскости. Соотносить форму пятна с опытом зрительных впечатлений. Видеть зрительную метафору — находить потенциальный образ в случайной форме силуэтного пятна и проявлять его путем дорисовки. Воспринимать и анализировать (на доступном уровне) изоб-ражения на основе пятна в иллюстрациях художников к детским книгам. Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью пятна, навыками работы кистью и краской |
Объемные изображения. Отличие изображения в прост-ранстве от изображения на плос-кости. Объем, образ в трехмерном пространстве. Выразительные, объемные объ-екты в природе. | «Каждый художник урожай своей земли хвалит». Натюрморт. «Славный урожай» | |
Придумать свой орнамент; об-разно, свободно писать красками и кистью эскиз на листе бумаг | «Лети, лети бумажный змей» Орнамент народов мира. | Находить выразительные, образные объемы в природе (облака, камни, коряги, плоды и т. д.). |
Знакомство с цветом. Краски гуашь. Цвет. Эмоциональное и ассоциа-тивное звучание цвета (что напо-минает цвет каждой краски?). | «Чуден свет. Мудры люди. Дивны их дела.»
| Соотносить цвет с вызываемыми им предметными ассоциа-циями (что бывает красным, желтым и т. д.), приводить при-меры. Экспериментировать, исследовать возможности краски в процессе создания различных цветовых пятен, смешений и наложений цветовых пятен при создании красочных ковриков. |
Выражение настроения в изображении. Эмоциональное и ассоциативное звучание цвета. Цвет и краски в произведениях художников | «Живописные просторы Родины.» Пейзаж. | Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями. Осознавать, что изображать можно не только предметный мир, но и мир наших чувств (радость или грусть, удивление, восторг и т. д.).Изображать радость или грусть (работа гуашью). |
Первоначальный опыт художес-твенного творчества и опыт вос-приятия искусства. Восприятие детской изобразительной дея-тельности. Цвет и краски в кар-тинах художников. | «Родные края в росписи гжельской майолики. | Обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. Воспринимать и эмоционально оценивать выставку твор-ческих работ одноклассников. Участвовать в обсуждении выставки. |
«Двор, что город. Изба, что терем.» В мире народного творчества | ||
Украшения в окружающей дейст-вительности. Разнообразие укра-шений (декор). Многообразие и красота форм, узоров, расцветок и фактур в природе. Яркая и не-броская, тихая и неожиданная красота в природе | «То ли терем, то ли царев дворец.» | Находить примеры декоративных украшений в окружающей действительности . Наблюдать и эстетически оценивать украшения в природе. Любоваться красотой природы. Создавать роспись цветов-заготовок, вырезанных из цветной бумаги (работа гуашью). |
«Каждая птица своим пером красуется.» Живая природа. | ||
Отличие изображения в прост-ранстве от изображения на плос-кости. Объем, образ в трехмерном пространстве. Симметрия, фанта-зийный узор. Графические материалы, Выра-зительность фактуры. Красота узоров (орнаментов), созданных человеком. Разнообразие орна-ментов и их применение в пред-метном окружении человека | «Каждая изба удиви-тельных вещей полна.» Натюрморт. | Находить природные узоры (сережки на ветке, кисть ягод, иней и т. д.) Разглядывать узоры и формы, созданные природой, интерпретировать их в собственных изображениях и украше-ниях. Осваивать простые приемы работы кистью и графической росписи и т. д. Изображать (декоративно) бабочек, рыб, птиц, передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры. |
«Русская зима.» Пейзаж в графике. | ||
«Зима не лето, в шубу одета.» Орнамент народов мира. | ||
Без праздничных украшений нет праздника. Подготовка к Новому году. | «Зима за морозы, а мы за праздники.» Карнавальные фантазии | Создавать несложные новогодние украшения из цветной бумаги (гирлянды, елочные игрушки, карнавальные головные уборы). Придумать, как можно украсить свой класс к празднику Нового года. |
Без праздничных украшений нет праздника. Подготовка к Новому году. Новые навыки работы с бумагой и обобщение материала всей те-мы. | «Всякая красота фанта-зии да умения требует» Маски | Рассматривать изображения сказочных героев в детских кни-гах. Анализировать украшения как знаки, помогающие узнавать героев и характеризующие их. Изображать сказочных героев, опираясь на изображения характерных для них украшений (шляпа Незнайки и Красной Шапочки, Кот в сапогах и т. д.). |
«В каждом посаде в своём наряде» Узоры -обереги в русском на-родном костюме. | ||
РАЗДЕЛ 2. «ОСНОВЫ НАРОДНОГО ДЕКОРАТИВНО –ПРИК-ЛАДНОГО ИСКУССТВА» (18 ЧАСОВ) | ||
Первичное знакомство с дизай-ном. Строят не только дома, но и вещи, создавая для них нужную форму — удобную и красивую | «Жизнь костюма в теат-ре.» Сценический костюм героев. | Рассматривать и сравнивать, различные виды костюмов, предметов современного дизайна с целью развития наблюда-тельности и представлений о многообразии и выразительности конструктивных пространственных форм. |
Многообразие архитектурных по-строек и их назначение. Соотно-шение внешнего вида здания и его назначения. Составные части дома и разнообразие их форм. | «Россия державная» В мире народного зод-чества. Памятники архитектуры. | Соотносить внешний вид архитектурной постройки с ее назна-чением. Анализировать, из каких основных частей они состоят |
Природные постройки и конст-рукции. Многообразие природных построек, их формы и конструк-ции. Соотношение форм и их пропорций. Понятие сюжетная композиция | «Город чудный…» Памятники архитектуры. | Наблюдать постройки в городских форму, конструкцию, пропорции. |
«Защитники земли русской» Сюжетная композиция | ||
Понятие «портрет»; творчество некоторых художников – портре-тистов | «Дорогие любимые, родные.» Женский портрет. | Придумывать и изображать фантазийные дома (в виде букв алфавита, различных бытовых предметов и др.), их вид снаружи и внутри (работа восковыми мелками, цветными карандашами или фломастерами по акварельному фону). |
«Широкая Масленица» Сюжетно-декоративная композиция. | Рассматривать и сравнивать реальные здания разных форм. Овладевать первичными навыками конструирования из бумаги. Приемы работы в технике бумагопластики. Создание коллек-тивного макета. Конструировать(строить) из бумаги (или ко-робочек-упаковок) разнообразные дома, создавать коллектив-ный макет игрового городка. | |
Конструкция предмета. Любое изображение — взаимодействие нескольких простых геометри-ческих форм. | «Красота и мудрость народной игрушки.» Зарисовка игрушек. | Анализировать различные предметы с точки зрения строения их формы, их конструкции. Формирование первичных умений видеть конструкцию предмета, т. е. то, как он построен. Составлять, конструировать из простых геометрических форм изображения животных в технике аппликации. |
Изображение сказочного мира. Мастера помогают увидеть мир сказки и воссоздать его. Выразительность размещения элементов коллективного панно. | «Герои сказки глазами художника» Декоративно-сюжетная композиция. | Развитие первичных представлений о конструктивном устрой-стве предметов быта. Развитие конструктивного мышления и навыков постройки из бумаги. Знакомство с работой дизайнера: Мастер Постройки придумы-вает форму для бытовых вещей. Мастер Украшения в соответ-ствии с этой формой помогает украшать вещи. |
Первоначальные навыки коллек-тивной работы над панно. | «Водные просторы России» Морской пейзаж: линия горизонта, колорит. | Прогулка по родному городу с целью наблюдения реальных по-строек: рассмотрение улицы с позиции творчества Мастера Постройки. Анализ формы домов, их элементов, деталей в связи с их назначением. Создание образа города (коллективная твор-ческая работа или индивидуальные работы). |
Взаимодействие трех видов ху-дожественной деятельности: уча-ствуют в процессе создания практической работы и в анализе произведений искусства; как эта-пы, последовательность созда-ния произведения; у каждого своя социальная функция. | «Цветы России на Пав-ловских платках и ша-лях». Русская набойка: тра-диции мастерства. | Различать три вида художественной деятельности (по цели де-ятельности и как последовательность этапов работы). Воспринимать и обсуждать выставку детских работ (рисунки, скульптура, постройки, украшения), выделять в них знакомые средства выражения, определять задачи, которые решал автор в своей работе Анализировать деятельность Мастера Изобра-жения, Мастера Украшения и Мастера Постройки, их «учас-тие» в создании произведений искусства (изобразительного, декоративного, конструктивного). |
«В весеннем небе салют Победы» Декоративно-сюжетная композиция. | Создание коллективного панно. Коллективная работа с участием всех учащихся класса Создавать коллективное панно-коллаж с изображением сказоч-ного мира. Наблюдать и анализировать природные пространственные формы. Фантазировать, придумывать декор на основе алгоритмически заданной конструкции. | |
Основы символики | «Гербы городов Золото-го кольца.» Символические изобра-жения: состав герба. | |
Времена года. Как они выглядят. Художники – пейзажисты. | «Сиреневые перезвоны» Натюрморт | Учиться поэтическому видению мира. Любоваться красотой природы Наблюдать живую природу с точки зрения трёх Мастеров, т.е. имея в виду задачи трёх видов художественной деятельности |
Красота природы восхищает лю-дей, ее воспевают в своих произ-ведениях художники. Образ лета в творчестве российс-ких художников. Картина и скульптура. Репродук-ция. | «У всякого мастера свои затеи» Орнамент наро-дов мира. | Умение видеть. Развитие зрительских навыков. Создание композиции по впечатлениям от летней природы. Создавать композицию на тему «Здравствуй, лето!» (работа гуашью). |
«Наши достижения Наш проект. «Я знаю. Я могу» |
- РАЗВЁРНУТОЕ КАЛЕНДАРНО -ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ – ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Сокращения, принятые в данном планировании:
ОНЗ – урок «открытия» нового знания Р – рефлексия (уроки повторения, закрепления знаний и выработки умений) К – урок контроля, оценки и коррекции знаний КР – контрольная работа | с/к - самоконтроль и/к - итоговый контроль и- индивидуальный ф - фронтальный |
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Требования к уровню подготовки учащихся | Элементы содержания | Формы контро-ля | УУД | Дата проведения | Дата фактического проведения |
РАЗДЕЛ 1. «ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ» (17 ЧАСОВ) | |||||||||
1 | «Земля одна, а цветы на ней разные.» | 1 | ОНЗ | Находить в окружающей действителЬности изоб-ражения, сделанные ху-дожниками. Рассматри-вать иллюстрации (ри-сунки) в детских книгах. Выставка детских работ и первый опыт их обсуж-дения. Придумывать и изображать то, что каж-дый хочет, умеет, любит. | Изображения в жизни человека. Предмет «Изобразительное ис-кусство». Чему мы бу-дем учиться на уроках изобразительного ис-кусства.
| И | Научиться: организовывать своё рабочее место, пользоваться кистью, ак-варельными и гуашевы-ми красками, палитрой | ||
2. | «В жостовс-ком подносе - все цветы России.» | 1 | ОНЗ | Находить, рассматривать красоту в обыкновенных явлениях природы и рас-суждать об увиденном. Выявлять геометричес-кую форму простого плоского тела (листьев). | Красота и разнообра-зие окружающего мира природы. Знакомство с понятием «форма». | И | Научиться: рисовать кистью без предвари-тельного рисунка элемен тами жостовского орна-мента, придерживаться последовательности ис-полнения росписи. | ||
3. 4. | «О чем мо-жет расска-зать русский поднос.» | 2 | ОНЗ Р | Использовать пятно как основу изобразительного образа на плоскости. Со-относить форму пятна с опытом зрительных впе-чатлений. Восприни--мать и анализировать изображения на основе пятна в иллюстрациях художников к детским книгам. Овладевать первичными навыками изображения на плос-кости с помощью пятна, навыками работы кист-ью и краской | Пятно как способ изоб-ражения на плоскости. Образ на плоскости. Роль воображения и фантазии | И | Научиться понимать сведения о памятниках культуры и истории, бы-та и жизни своего наро-да, понятие декоратив-но-прикладное иск-во, уметь рисовать кистью без предвари-тельного рисунка элементами жостовского орнамента, придерживаться после-довательности исполне-ния росписи, решать ху-дожественно-творчес-кие задачи на проекти-рование изделий, поль-зуясь эскизом с учетом простейших приёмов технологии в народном творчестве. | ||
5. | «Каждый художник урожай сво-ей земли хвалит». | 1 | ОНЗ | Объемные изображе-ния. Отличие изобра-жения в пространстве от изображения на пло скости. Объем, образ в трехмерном простран-стве. Выразительные, объемные объекты в природе. | И | Научиться определять «натюрморт», организо-вать свое рабочее место, выбирать величину и расположение изображе-ния в зависимости от формата и размера бума-ги; учитывать в рисун-ке особенности изображе-ния ближних и дальних планов, изменение цвета предметов по мере их удаления от зрителя | |||
6. | «Лети, лети бумажный змей» | 1 | ОНЗ | Находить выразитель-ные, образные объемы в природе (об-лака, камни, коряги, плоды и т. д.). | Придумать свой орна-мент; образно, свобод-но писать красками и кистью эскиз на листе бумаг | И | Научиться видеть орна-мент, познакомиться с основами орнамента (символика орнамен-тальных мотивов, рит-мические схемы компо-зиции, связь декора с ма-териалом, формой и на-значением вещи), органи зовать своё рабочее мес-то, пользоваться кистью, акварельными и гуаше-выми красками, палит-рой. | ||
7. | «Чуден свет. Мудры лю-ди. Дивны их дела.» | 1 | ОНЗ | Знакомство с цветом. Краски гуашь. Цвет. Эмо циональное и ассоциа-тивное звучание цвета (что напоминает цвет каждой краски?). | Соотносить цвет с вызываемыми им пред метными ассоциаци-ями приводить приме-ры.Экспериментиро-вать, исследовать во-зможности краски в процессе создания раз личных цветовых пя-тен, смешеий и нало-жений цветовых пятен при создании красоч-ных ковриков. | И | Научиться: выполнять рисунок акварелью, гу-ашью, фломастерами; по нятие орнамент, отдель-ные произведения выда-ющихся художников, ос-новы орнамента (симво-лика орнаментальных мотивов, ритмические схемы композиции, связь декора с материалом, формой и назначением вещи). | ||
8. | «Живопис-ные просто-ры Родины.» | 1 | ОНЗ | Выражение настроения в изображении.Эмоцио-нальное и ассоциативное звучание цвета. Цвет и краски в произведениях художников | Соотносить восприя-тие цвета со своими чувствами и эмоциями. Осознавать, что изоб-ражать можно не только предметный мир, но и мир наших чувств .Изображать радость или грусть (работа гуашью). | И | размера листа бумаги; учитывать в рисунке осо бенности изображения ближних и дальних пла-нов, изменение цвета предметов по мере их удаления от зрителя; при менять основные средст-ва художественной выра зительности в рисунке | ||
9. | «Родные края в росписи гжельской майолики. | 1 | ОНЗ | Первоначальный опыт художественного твор-чества и опыт восприя-тия искусства. Восприя-тие детской изобрази-тельной деятельности. Цвет и краски в карти-нах художников. | Обсуждать и анали-зировать работы од-ноклассников с пози-ций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. Воспринимать и эмо-ционально оценивать выставку творческих работ одноклассников. Участвовать в обсуж-дении выставки. | И | Научиться: правильно работы с акварелью; по-нимать народное декора-тивно-прикладное искус-ство, знать особенности изображения гжельского пейзажа, выполнять ри-сунок кистью без предва рительного рисунка рас-тяжение цвета в гжель-ском мазке. | ||
10. | Двор, что город, изба, что терем. В мире народного зодчества: традиции мастерства | 1 | ОНЗ | Украшения в окружаю-щей действительности. Разнообразие украшений (декор). | Научиться:смешению красок для получения разнообразных тёплых и холодных оттенков цвета. | И | Научиться: понимать пейзаж; отдельные про-изведения выдающихся художников; приемы смешения красок для получения разнообраз-ных тёплых и холодных оттенков цвета. | ||
11. | То ли терем, то ли царев дворец. | 1 | ОНЗ | Украшения в окружаю-щей действительности. Разнообразие украшений (декор). | Научится: правилам работы с акварелью. | И | Научится: правилам работы с акварелью. | ||
12 | Каждая пти-ца своим пе-ром красует-ся. | 1 | ОЕЗ | Отличие изображения в пространстве от изо-бражения на плоскости. Объем, образ в трехмер-ном пространстве. | Научится придумы-вать свой натюрморт; образно, свободно пи-сать красками и кис-тью эскиз на листе бу-маг | И | Научится придумывать свой натюрморт; образ-но, свободно писать крас ками и кистью эскиз на листе бумаг | ||
13 | Каждая изба удивитель-ных вещей полна. | 1 | ОНЗ | Находить природные узоры (сережки на вет ке, кисть ягод, иней и т. д.) Разглядывать узо ры и формы, созданные природой, интерпрети ровать их в собствен- ных изображениях и украшениях.Осваи-вать простые приемы работы кистью и гра фической росписи и т. д.Изображать (де-коративно) бабочек, рыб, птиц, передавая характер их узоров, расцветки, форму укра-шающих их деталей, узорчатую красоту фак туры. | И | Отличие изображения в пространстве от изобра-жения на плоскости. Объ-ем, образ в трехмерном пространстве. Симметрия, фантазийный узор. Графические мате-риалы, Выразительность фактуры. Красота узоров (орна-ментов), созданных че-ловеком. Разнообразие орнаментов и их приме-нение в предметном окружении человека | |||
14 | Русская зима. | 1 | ОЕЗ | ||||||
15 | Зима не лето, в шубу одета. | 1 | ОНЗ | Красота узоров (орна-ментов), созданных че-ло-веком. Разнообразие орнаментов и их приме-нение в предметном ок-ружении человека | |||||
16 | Зима за мо-розы, а мы за праздники. | 1 | ОНЗ | Создавать несложные новогодние украшения из цветной бумаги (гир лянды, елочные иг-рушки, карнавальные головные уборы).При-думать, как можно ук- сить свой класс к праз-днику Нового года. | И | Без праздничных укра-шений нет праздника. Подготовка к Новому году. Новые навыки рабо-ты с бумагой и обобще-ние материала всей темы | |||
17 | Всякая красота фантазии да умения требует. | 1 | ОНЗ | Украшения человека рассказывают о своем хо-зяине. Украшения могут расска зать окружающим, кто ты такой, каковы твои намерения | Рассматривать изоб-ражения сказочных ге-роев в детских книгах. Анализировать укра-шения как знаки, помо гающие узнавать геро ев и характеризующие их. Изображать ска-зочных героев, опира-ясь на изображения характерных для них украшений (шляпа Незнайки и Красной Шапочки, Кот в сапогах и т. д.) | И | Научится различать от-дельные произведения выдающихся художни-ков; разнообразные сред-ства выразительности, используемые в созда-нии художественного образа. Уметь правильно определять, рисовать, использовать в материа-ле форму простых и ком-бинированных предме-тов, их пропорции, конс-трукцию, строение, цвет. | ||
РАЗДЕЛ 2. «ОСНОВЫ НАРОДНОГО ДЕКОРАТИВНО –ПРИК-ЛАДНОГО ИСКУССТВА» (18 ЧАСОВ) | |||||||||
18 | В каждом по саде в своем наряде. | 1 | ОНЗ | Украшения человека рассказывают о своем хо-зяине. Украшения могут расска зать окружающим, кто ты такой, каковы твои намерения | Рассматривать изоб-ражения сказочных ге-роев в детских книгах. Анализировать укра-шения как знаки, помо гающие узнавать геро ев и характеризующие их. Изображать ска-зочных героев, опира-ясь на изображения характерных для них украшений (шляпа Незнайки и Красной Шапочки, Кот в сапогах и т. д.) | Научиться различать разнообразные приёмы работы кистью при рисо-вании декоративных эле-ментов узора. Уметь последовательно рабо-тать красками над деко-ративными фигурками орнаментальной полосы (от общего к деталям, от раскраски полоски фигу-рок к декоративной раз-делке и украшению фи-гурок узорами). | |||
19 | Жизнь костюма в театре. | 1 | ОНЗ | Первичное знакомство с дизайном. Строят не только дома, но и вещи, создавая для них нужную форму — удобную и кра-сивую | Рассматривать и сра-внивать, различные виды костюмов,пред- метов современного дизайна с целью раз-вития наблюдатель-ности и представлений о многообразии и вы-разительности конст-руктивных пространс-твенных форм. | И | Научиться выполнять эскиз театрального костюма красками, пастелью, мелками. | ||
20 | Россия дер-жавная. В мире народ-ного зодчест-ва: традиции мастерства. | 1 | ОНЗ | Многообразие архитек-турных построек и их назначение.Соотноше-ние внешнего вида зда-ния и его назначения. Составные части дома и | Соотносить внешний вид архитектурной постройки с ее назна-чением. Анализиро-вать, из каких основ-ных частей они сос- | И | Научиться распозна- вать доступные памятни-ки культуры и искусства в связи с историей и жиз нью своего народа, само-стоятельно выбирать сю | ||
жет темы, соблюдать пропорции; учитывать в рисунке особенности изображения ближних и дальних планов, измене-ние цвета предметов по мере их удаления от зри-теля; применять основ-ные средства художест-венной выразительности в рисунке. | |||||||||
21 | Город чуд-ный.. Памят-ники архи-тектуры. | 1 | ОНЗ | Природные постройки и конструкции. Многооб-разие природных пост-роек, их формы и конст- рукции. Соотношение форм и их пропорций. | Наблюдать постройки в городе, их форму, конструкцию, пропор-ции. | И | Научиться узнавать доступные памятники культуры и искусства в связи с историей и жиз- нью своего народа. Уметь самостоятельно выбирать сюжет темы, соблюдать пропорции; учитывать в рисунке | ||
22 | Защитники земли Рус-ской. | 1 | ОНЗ | Понятие сюжетная ком-позиция | Научиться правила работы с акварелью; понятие народное де-коративно-прикладное искусство, разнообраз-ные средства вырази-тельности, использу-емые в создании худо-жественного образа | И | Научиться понятию «живопись» Уметь при менять основные средст-ва художественной выра зительности в рисунке по представлению, в сю-жетно-тематических ком позициях с учётом замыс ла. | ||
23 | Дорогие, любимые, родные. Женский портрет. | 1 | ОНЗ | Понятие «портрет»; творчество некоторых художников – портретистов | |||||
24 | Широкая Масленица. | 1 | ОНЗ | Рассматривать и срав-нивать реальные здания разных форм. Овладе-вать первичными навы-ками конструирования из бумаги. Приемы работы в технике бумагопластики | |||||
25 | Красота и мудрость народной игрушки. | 1 | ОНЗ | Конструкция предмета. Любое изображение —взаимодействие несколь-ких простых геометри-ческих форм. | |||||
26 | Герои сказки глазами ху-дожника. | 1 | ОНЗ | Изображение сказочного мира. Мастера помогают увидеть мир сказки и во Ссоздать его. Вырази -тельность размещения элементов коллективного панно. | Развитие первичных представлений о конст-руктивном устройстве предметов быта.Раз- витие конструктивного мышления и навыков постройки из бумаги. Знакомство с работой дизайнера: Мастер Постройки придумы-вает форму для быто-вых вещей. Мастер Украшения в соответ-ствии с этой формой помогает украшать вещи | И | Научиться самостоя-тельно выбирать сюжет темы, соблюдать про-порции; учитывать в ри-сунке особенности изо-бражения ближних и дальних планов, изменение цвета пред-метов по мере их уда-ления от зрителя; приме-нять основные средства | ||
27 | Герои сказки глазами художника. | 1 | ОНЗ | Первоначальные навыки коллективной работы над панно. | И | ||||
28 | Водные про-сторы Рос-сии. Мор-ской пейзаж. линия | 1 | ОНЗ | И | |||||
Научиться сравни-вать различные виды и жанры изобразитель-ного искусства; ис-пользовать художест- | Прогулка по родному городу с целью наблюде-ния реальных построек: рассмотрение улицы с позиции творчества Мас- | ||||||||
венные материалы. Уметь самостоятельно выбирать сюжет темы, соблюдать пропорции; учитывать в рисунке особенности изобра-жения ближних и даль них планов, изменение цвета предметов по мере их удаления от зрителя; применять основные средства ху-дожественной выра-зительности в рисунке | тера Постройки. Анализ формы домов, их элемен-тов, деталей в связи с их назначением. Создание образа города (коллектив-ная творческая работа или индивидуальные ра-боты). | ||||||||
29 | Цветы Рос-сии на пав-ловских плат ках и шалях. | 1 | ОНЗ | Взаимодействие трех видов художественной деятельности: участвуют в процессе создания практической работы и в анализе произведений искусства; как этапы, по-следовательность созда-ния произведения; у каж дого своя социальная функция. | Различать три вида художественной дея-тельности (по цели деятельности и как последовательность этапов работы). Вос-принимать и обсуж-дать выставку детских, выделять в них зна-комые средства выра-жения, определять задачи, которые решал автор в своей работе Анализировать дея-тельность Мастера Изображения, Масте-ра Украшения и Маст-ера Постройки, их «участие» в создании произведений искусст-ва (изобразительного, декоративного, конст-руктивного). | И | Научиться получать сведения о памятниках культуры и истории, бы-та своего народа, понятие декоративно-прикладное искусство. Уметь рисо-вать кистью без предв-арительного рисунка эле ментами повтора, импро-визации и вариации по мотивам цветочной ком-позиции павловских узо-ров, придерживаться по-следовательности испол-нения росписи, решать художественно-творчес-кие задачи на проектиро-вание изделий, пользу-ясь эскизом с учетом про стейших приёмов тех-нологии в народном творчестве. | ||
30 | Всяк на свой манер. Русская набойка: композиция и ритм. | 1 | ОНЗ | И | |||||
31 | В весеннем небе — са-лют Победы. | 1 | ОНЗ | Основы символики | Коллективное панно-коллаж с изображением сказочного мира. На-блюдать и анализи-ровать природные про-странственные формы. Фантазировать, при-думывать декор на основе алгоритмичес-ки заданной конст-рукции | И | Научиться основы сим-волики, доступные све-дения о гербах городов Золотого кольца России. Уметь правильно опре-делять, рисовать, исполь зовать в материале фор-му простых и комбини-рованных предметов, их пропорции, конструк-цию, строение, цвет. | ||
32 | Гербы горо-дов Золотого кольца Рос-сии. | 1 | ОНЗ | И | |||||
33 | Сиреневые перезвоны. Натюрморт: свет и цвет. | 1 | ОНЗ | Времена года. Как они выглядят. Художники – пейзажисты | Учиться поэтическому видению мира.Любо- ваться красотой при-роды. Наблюдать жи-вую природу с точки зрения трёх Мастеров, т.е. имея в виду зада-чи трёх видов худо-жественной деятел-ти | И | Научится: самостоятельно выбирать сюжет те-мы, соблюдать пропор-ции; учитывать в рисун-ке особенности изобра-жения ближних и даль- них планов, изменение цвета предметов по мере их удаления от зрителя; | ||
применять основные средства художествен-ной выразительности в рисунке. | |||||||||
34 35 | У всякого мастера свои затеи. | 1 | ОНЗ К | Красота природы вос-хищает людей, ее воспе-вают в своих произведе-ниях художники. Образ лета в творчестве российских художников. Картина и скульптура. Репродукция. | Умение видеть. Раз-витие зрительских на-выков. Создание ком-позиции по впечатле-ниям от летней приро-ды. Создавать компо-зицию на тему «Здрав-ствуй, лето!» | И | Научиться правильно определять, рисовать, использовать в материа-ле форму простых и ком-бинированных предме-тов, их пропорции, кон-струкцию, строение, цвет. |
- МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
- Программа курса Шпикалова Т. Я. «Изобразительное искусство» М. «Просвещение» 2013 год.
- Шпикалова Т. Я. Методическое пособие к учебнику «Изобразительное искусство» 3 класс. М. «Просвещение» 2013 год.
- Наглядные пособия (таблицы, плакаты, таблички с терминами).
- Аудиоматериалы и видеоматериалы: электронное приложение к учебнику «Изобразительное искусство».
- Технические средства (проектор, компьютер, интерактивная доска)
УМК «Перспектива» 3 класс Бурцева Анжела Александровна, Страница
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ФГОС нового поколения) УМК «Перспектива» по «Литературному чтению»
Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Горецкий В.Г. Литературное чтение 3 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ФГОС нового поколения) УМК «Перспектива» по «Окружающему миру» для 3 класса
Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. 3 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ФГОС нового поколения) УМК «Перспектива» по «Русскому языку» для 3 класса
Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. Русский язык. 3 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ФГОС нового поколения) УМК «Перспектива» по «Математике» для 3 класса
Дорофеев Г.Ф, Миракова Т.Н. Математика. 3 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ФГОС нового поколения) УМК «Перспектива» по «Технологии» для 3 класса
Н.И. Роговцева, Н.В. Богданова, Н. В. Шипилова. Технология. 3 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ФГОС нового поколения) УМК «Перспектива» по «Технологии» для 4 класса
ТЕХНОЛОГИЯ1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.1. Общая характеристика учебного предмета. ХХI век ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ФГОС нового поколения) УМК «Перспектива» по «Технологии» для 4 класса
ТЕХНОЛОГИЯ1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.1. Общая характеристика учебного предмета. ХХI век ...