рабочая программа по рисованию
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 3
города Лебедянь Липецкой области
СОГЛАСОВАНО РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО
Протокол Протокол педагогического Приказ по МБОУ СОШ №3 г. Лебедянь
заседания МО совета от «____» ________ 4г.
учителей нач. классов от «___» __________ 2014 г. № _________
от «___» _______ 2014 г. № _________
№ _______
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
для 3 класса (УМК «Школа России»)
на 2014- 2015 учебный год
(начальное общее образование)
Составлена
учителем начальных классов
Рябковой Н. В.
г. Лебедянь
2014 год
Паспорт рабочей программы
Тип программы | Программа общеобразовательного учреждения |
Статус программы | Рабочая программа учебного курса « Изобразительное искусство» |
Название, автор и год издания предметной учебной программы ( примерной, авторской), на основе которой разработана Рабочая программа | Авторская программа Б.М. Неменского. Изобразительное искусство: Рабочие программы 1-4 классы – М. Просвещение, 2011. |
Категория обучающихся | Обучающиеся 3 В класса МБОУ СОШ № 3 г. Лебедянь |
Сроки освоения программы | 1 год |
Объём учебного времени | 35 часов |
Форма обучения | очная |
Режим занятий | 1 час в неделю |
Пояснительная записка
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Цель программы:
формирование художественной культуры обучающихся как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т.е. зоркости души ребенка.
Задачи программы:
- овладение знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;
- развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребёнка - главный смысловой стержень программы.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
- изобразительная художественная деятельность;
- декоративная художественная деятельность;
конструктивная художественная деятельность.
Три способа художественного освоения действительности - изобразительный, декоративный и конструктивный - в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач программой предусмотрены следующие основные виды занятий:
- рисование с натуры (рисунок, живопись),
- рисование на темы и иллюстрирование (композиция),
- декоративная работа,
- лепка,
- аппликация с элементами дизайна,
- беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.
Нормативные документы, на основании которых разработана рабочая программа:
Исходными документами для составления рабочей программы учебного предмета являются:
- Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ.
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;
- Федеральный государственный стандарт начального общего образования (Приложение к приказу Минобрнауки России от 06.10 2009г. № 373).
- Примерная программа, созданная на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
- Приказ от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»8.Образовательная программа МБОУ СОШ №3 г.Лебедянь на 2010-2015уч. гг.
- Авторская программа Б.М. Неменского. Изобразительное искусство: Рабочие программы 1-4 классы – М. Просвещение, 2011.
- Учебные планы МБОУ СОШ №3 г.Лебедянь, утвержденные приказом МБОУ СОШ №3 г.Лебедянь. № ____ от ______________.
- Годовой календарный график МБОУ СОШ №3 г.Лебедянь на 2014-2015 уч. год (Приказ №_____ от _________.)
- Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МБОУ СОШ №3 г.Лебедянь.
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта
2011 г.
Обоснование выбора примерной или авторской программы для разработки рабочей программы:
Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, что предмет «Изобразительное искусство» сориентирован на личностно-развивающее образование младших школьников, одна из главных задач которого заключается в развитии у ребенка интереса к познанию. Структура и способы изложения учебного материала соответствуют целям и задачами обучения, возрастным особенностям учеников, преемственности и необходимости подготовки к изучению математики в среднем и старшем звене.
Тема третьего класса - «Искусство вокруг нас». Здесь показано присутствие пространственно-визуальных искусств в окружающей нас действительности. Обучающийся узнает, какую роль играют искусства и каким образом они воздействуют на нас дома, на улице, в городе и селе, в театре и цирке, на празднике - везде, все люди живут, трудятся и созидают окружающий мир.
Практическая творческая работа с целью овладения практическими умениями и навыками представлена в следующих направлениях:
- использование различных художественных материалов, приемов и техник;
- изображение предметного мира, природы и человека в процессе работы с натуры, по памяти, по представлению и на основе фантазии;
- передача характера, эмоционального состояния и своего отношения к природе, человеку, обществу;
- выражение настроения художественными средствами;
- компоновка на плоскости листа и в объеме задуманного художественного образа;
- использование в художественно-творческой деятельности основ цветоведения;
- использование знаний графической грамоты;
- использование навыков моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыков изображения средствами аппликации и коллажа;
- передача в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной работы в команде одноклассников под руководством учителя;
- сотрудничество с товарищами в процессе совместного воплощения общего замысла.
Информация о внесённых изменениях в примерную или авторскую программу и их обоснование.
Логика и содержание авторской программы полностью соответствует требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.
Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана программа /в соответствии с учебным планом, годовым учебным графиком/, в том числе количестве часов для проведения контрольных, лабораторных, практических работ, экскурсий, проектов, исследований и др.
В соответствии с Примерным учебным планом ОУ Липецкой области, реализующих программы ФГОС начального общего образования на изучение предмета во 3 классе отводится 35 часов ( из расчёта 1 час в неделю).
Формы организации учебного процесса:
- групповые, коллективные, классные и внеклассные.
Технологии обучения:
учебный предмет «Изобразительное искусство» обеспечивает возможность реализации новых педагогических технологий, таких как педагогика сотрудничества, личностно-ориентированное обучение, игровые технологии, проблемное обучение, групповые технологии, компьютерные технологии обучения и т.д.
Виды организации учебной деятельности:
- экскурсия, путешествие, выставка.
Виды контроля:
- текущий, итоговый
Формы (приемы) контроля:
- наблюдение, самостоятельная работа, работа по карточке, тест.
Планируемые результаты изучения предмета.
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные:
отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные:
- овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
- использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные:
- знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
- знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
- понимание образной природы искусства;
- эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
- художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
- способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
- умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
- усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
- умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
- способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
- способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
- умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
- освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
- овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
- умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
- умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
- изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
- умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
- способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
- умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
- выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
- умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Информация об используемом учебнике:
Коротеева Е.И. Изобразительное искусство. 3 класс. Учебник/Под редакцией Б.Неменского. – М.: «Просвещение», 2012г.
Учебник представляет собой единый курс для обучения и эстетического развития младших школьников, воспитывает в них интерес к искусству, развивает зрительную память, умение замечать прекрасное в окружающем мире, формирует у детей наглядно-образное и логическое мышление, совершенствует их речевые навыки и обеспечивает понимание основных законов изобразительного искусства. Обучающиеся поэтапно осваивают начальные навыки изобразительной деятельности.
Содержание рабочей программы
№ п\п | Наименование темы( раздела) | Содержание учебного материала ( дидактические единицы) | Планируемые результаты (предметные) | Планируемые результаты (личностные и метапредметные) Характеристика деятельности | Перечень контрольных мероприятий | ||||
Познавательные УУД | Регулятивные УУД | Коммуника- тивные УУД | Личностные УУД | ||||||
Раздел I. | Искусство в твоем доме \ 8 ч\ | - овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; - стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. | - уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, -находить варианты решения различных художественно-творческих задач; - уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность, - уметь организовать место занятий. | - овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы; -использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.; - владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя; | -уважительно относиться к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; - понимать роли культуры и искусства в жизни человека; - уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм; - иметь эстетическую потребность в общении с природой, в творческом отношении к окружающему миру, в самостоятельной практической творческой деятельности; - уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; - уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. | Творческая работа | |||
1. | Твои игрушки. | Лепка игрушки из пластилина или глины. Разнообразие форм и декора игрушек. Роль игрушки в жизни людей. Игрушки современные и игрушки прошлых времен. | Понимать и объяснять единство материала, формы и внешнего оформления игрушек (украшения). Учиться видеть и объяснять образное содержание конструкции и украшения предмета. Называть народные игрушки: дымковские, филимоновские, городецкие, богородские. Создавать игрушки из любых подручных материалов. | ||||||
2. | Посуда у тебя дома. | Разнообразие посуды: ее форма, силуэт, нарядный декор. Роль художника в создании образа посуды. Зависимость формы и декора посуды от материала. Образцы посуды, созданные мастерами промыслов. Работа Братьев – Мастеров по созданию посуды: конструкция - форма, украшение, роспись. Придумать и изобразить на бумаге сервиз из нескольких предметов. | Понимать зависимость формы и декора посуды от материала (фарфор, фаянс, дерево, металл, стекло). Узнавать образцы посуды, созданные мастерами промыслов (Гжель, Хохлома). Выполнять лепку посуды с росписью по белой грунтовке. | ||||||
3. | Обои и шторы у тебя дома. | Создание эскиза обоев или штор для комнаты, имеющей четкое назначение (спальня, гостиная, детская). | Понимать роль цвета и декора в создании образа комнаты. Создавать эскизы обоев или штор для комнаты, имеющей чёткое назначение (спальня, гостиная, детская). Понимать значение слова «ритм». | ||||||
4-5. | Мамин платок. | Знакомство с искусством росписи тканей. Создание эскиза платка для мамы, девочки, бабушки. Выражение в художественном образе платка: платок праздничный или повседневный и т. д. | Воспринимать и эстетически оценивать разнообразие вариантов росписи ткани на примере платка. Различать постройку (композицию), украшение (характер декора), изображение (стилизацию) в процессе создания образа платка. Создавать эскиз платка для мамы, девочки или бабушки (праздничного или повседневного). | ||||||
6. | Твои книжки. | Разработка детской книжки игрушки с иллюстрациями. (Или конструирование обложки для книжки игрушки). | Знать и называть отдельные элементы оформления книги (обложка, иллюстрации, буквицы). Разрабатывать детскую книжку-игрушку с иллюстрациями | ||||||
7. | Открытки. | Создание художником поздравительных открыток. (и другой мелкой тиражной графики). Многообразие открыток. Создание эскиза открытки или декоративной закладки. | Создавать эскиз открытки или декоративной закладки (возможно исполнение в технике граттажа, гравюры наклейками или графической монотипии). | ||||||
8 | Труд художника для твоего дома. | Роль Братьев – Мастеров в создании формы предмета и его украшения. Выставка творческих работ. Игра в художников и зрителей, в экскурсоводов на выставке детских работ. | Представлять любой предмет с точки зрения участия в его создании волшебных Братьев- Мастеров. Участвовать в выставке и обсуждении детских работ. | ||||||
Проверочная работа | |||||||||
Раздел II. | Искусство на улицах твоего города \8ч \ | - овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; - стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. | - уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, - находить варианты решения различных художественно-творческих задач; - уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность, - уметь организовать место занятий. | - овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы; - использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.; - владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя; | - уважительно относиться к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; - понимать роли культуры и искусства в жизни человека; - уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм; - иметь эстетическую потребность в общении с природой, в творческом отношении к окружающему миру, в самостоятельной практической творческой деятельности; - уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; - уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения | Творческая работа | |||
9. | Памятники архитектуры. | Знакомство со старинной и новой архитектурой родного города. Образное воздействие архитектуры на человека. Изучение и изображение одного из архитектурных памятников. | Учиться видеть архитектурный образ, образ городской среды. Изучать и изображать один из архитектурных памятников своих родных мест. Понимать значение слов «памятники архитектуры». | ||||||
10-11. | Парки, скверы, бульвары.. | Изображение парка, сквера. (Возможен коллаж). Архитектура садов и парков. Проектирование не только зданий, но и парков, скверов. | Называть разновидности парков. Изображать парк, сквер (возможен коллаж) или строить игровой парк из бумаги. | ||||||
12. | Ажурные ограды | Чугунные ограды в Санкт – Петербурге и других городах. Создание проекта ажурной ограды или ворот – вырезание из цветной бумаги, сложенной гармошкой. Монтируется в композицию «Парки, скверы, бульвары» | Понимать назначение и роль ажурных оград в украшении города. Создавать проект ажурной решетки или ворот. | ||||||
13. | Волшебные фонари. | Графическое изображение или конструирование формы фонаря из бумаги. Работа художника по созданию красочного облика города, уличных и парковых фонарей. | Графически изображать или конструировать формы фонаря из бумаги. | ||||||
14. | Витрины. | Роль художника в создании витрин. Реклама товара. Витрина как украшение города. Создание проекта оформления витрины любого магазина. | Объяснять связь художественного оформления витрины с профилем магазина. Создавать проект оформления витрины любого магазина. | ||||||
15. | Удивительный транспорт. | Роль художника в создании образа машины. Разные формы автомобилей. Придумать и нарисовать или построить из бумаги образы фантастических машин. | Видеть образ в облике машины. Придумать, нарисовать или построить из бумаги образы фантастических машин (наземных, водных, воздушных). | ||||||
16. | Три художника на улицах твоего города. | Обобщение представлений о роли и значении художника в создании облика современного города. Создание коллективного панно. | Создавать коллективное панно «Наш город (село)» в технике коллажа, аппликации(панорама улицы из нескольких склеенных в полосу рисунков, с включением в них ажурных оград, фонарей, транспорта, дополненных фигурками людей). | ||||||
Проверочная работа | |||||||||
Раздел III. | Художник и зрелище. \11 ч\ | овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; - стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. | уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, - находить варианты решения различных художественно-творческих задач; - уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность, - уметь организовать место занятий. | овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы; - использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.; - владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя; | уважительно относиться к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; - понимать роли культуры и искусства в жизни человека; - уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм; - иметь эстетическую потребность в общении с природой, в творческом отношении к окружающему миру, в самостоятельной практической творческой деятельности; - уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; - уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения | Творческая работа | |||
17. | Художник в цирке. | Цирк – образ яркого развлекательного зрелища. Роль художника в цирке. Выполнение рисунка или аппликации на тему циркового представления | Понимать и объяснять важную роль художника в цирке (создание красочных декораций, костюмов, циркового реквизита и т.д.). Выполнять рисунок или аппликацию на тему циркового представления. | ||||||
18. | Художник в театре. | Истоки театрального искусства. Спектакль: вымысел и правда, мир условности. Художник создатель сценического мира. Создание театра на столе – создание картонного макета и персонажей сказки для игры в спектакль. | Понимать и уметь объяснять роль театрального художника в создании спектакля. Понимать значения слов «декорация», «макет». | ||||||
19. | Театр кукол. | Истоки развития кукольного театра. Разновидности кукол: перчаточные, тростевые, куклы – марионетки. Работа художника над куклой. Образ куклы и ее конструкция и костюм. Создание куклы к кукольному спектаклю. | Иметь представление о разных видах кукол (перчаточные, тростевые, марионетки) и их истории, о кукольном театре в наши дни. | ||||||
20-21. | Маски. | Лицедейство и маска. Маски разных времен и народов. Маски как образ персонажа. Маски – характеры, маски-настроения. Условность языка масок и их декоративная выразительность. Искусство маски в театре и на празднике театральные, обрядовые, карнавальные) Конструирование выразительных острохарактерных масок. | Создавать куклу к кукольному спектаклю. Пользоваться пластилином, тканью и реализовывать с их помощью свой замысел. | ||||||
22. | Афиша и плакат. | Значение театральной афиши и плаката как рекламы и приглашения в театр. Выражение в афише образа спектакля. Композиционное единство изображений, и текстов в плакате. Эскиз плаката-афиши к спектаклю или цирковому представлению. | Понимать значение театральной афиши и плаката как рекламы и приглашения в театр. Осваивать навыки лаконичного, декоративно-обобщенного изображения (в процессе создания афиши или плаката). Создавать эскиз-плакат к спектаклю или цирковому представлению. | ||||||
23. | Праздник в городе. | Роль художника в создании праздничного облика города. Элементы праздничного украшения города: панно, декоративные праздничные сооружения, иллюминация, фейрверки, флаги. Выполнение рисунка «Праздник в городе». | Объяснять работу художника по созданию облика праздничного города. Выполнять рисунок проекта оформления праздника. | ||||||
24. | Школьный карнавал. | Организация театрализованного представления или спектакля с использованием сделанных на уроках масок, кукол, афиш, плакатов, костюмов и т. д. | Понимать, какую роль играет праздничное оформление для организации праздника. | ||||||
Раздел IV. | Художник и музей. \ 9ч \ | Творческая работа | |||||||
25. | Музей в жизни города. | Художественные музеи Москвы, Санкт-Петербурга, других городов – хранители великих произведений мирового и русского искусства. Разнообразие музеев(художественные литературные, исторические, игрушек, космоса Крупнейшие художественные музеи России: Эрмитаж, Третьяковская галерея, Русский музей. Рассказ учителя и беседа. | Понимать значения слов «музей», «экспозиция», «коллекция». Понимать и объяснять роль художественного музея, учиться понимать, что великие произведения искусства являются национальным достоянием. | ||||||
26-27. | Картина – особый мир. Картина пейзаж. | Картины создаваемые художниками. Где и зачем мы встречаемся с картинами. Мир в картине. Роль рамы для картины. Пейзаж – изображение природы, жанр изобразительного искусства. Знаменитые картины-пейзажи. Выражение в пейзаже настроения, состояния души. Изображение пейзажа по представлению с ярко выраженным настроением. | Понимать значение словосочетания «музей искусства». Иметь представление о том, что картина - это особый мир, созданный художником, наполненный его мыслями, чувствами и переживаниями | ||||||
28. | Картина - портрет | Знакомство с жанром портрета. Знаменитые художники портретисты. Портрет человека как изображение его характера, настроения, как проникновение в его внутренний мир. Создание портрета кого либо из дорогих, хорошо знакомых людей или автопортрета. | Иметь представление об изобразительном жанре - портрете и нескольких известных картинах-портретах. Создавать портрет кого-либо из дорогих, хорошо знакомых людей или автопортрет (по представлению). | овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; - стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. -творческих задач; - уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность, -уметь организовать место занятий. | уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, - находить варианты решения различных художественно-творческих задач; - уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность, - уметь организовать место занятий. | овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы; - использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.; - владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя; | уважительно относиться к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; - понимать роли культуры и искусства в жизни человека; - уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм; - иметь эстетическую потребность в общении с природой, в творческом отношении к окружающему миру, в самостоятельной практической творческой деятельности; - уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; - уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. | ||
29. | Картина - натюрморт. | Жанр натюрморта: предметный мир в изобразительном искусстве. Натюрморт как рассказ о человеке. Выражение настроения в натюрморте. Знаменитые русские и западноевропейские художники, работавшие в жанре натюрморта. Создание натюрморта по представлению с ярко выраженным настроением. | Понимать значение слова «натюрморт». Понимать, что в натюрморте важную роль играет настроение, которое художник передаёт цветом. Называть имена нескольких художников, работавших в жанре натюрморта. Создавать натюрморт по представлению с выражением настроения. | ||||||
30. | Картины исторические и бытовые. | Изображение в картинах событий из жизни людей. Изображение больших исторических событий, героев в картинах исторического жанра. Красота и переживания повседневной жизни в картинах бытового жанра. Изображение сцены из своей повседневной жизни в картинах бытового жанра. | Иметь представление о картинах исторического и бытового жанра. Создавать в рисунке сцены из своей повседневной жизни в семье, в школе, на улице или изображать яркое общезначимое событие. | ||||||
31. | Скульптура в музее и на улице. | Скульптура – объемное изображение, которое живет в реальном пространстве. Скульптура в музеях. Скульптурные памятники. Парковая скульптура. Лепка фигуры человека или животного(в движении) для парковой скульптуры. | Называть несколько знакомых памятников и их авторов, уметь рассуждать о созданных образах. Называть виды скульптуры (скульптуры в музеях, скульптурные памятники, парковая скульптура), материалы, которыми работает скульптор. Вылепливать фигуру человека или животного (в движении) для парковой скульптуры. | ||||||
32. | Художественная выставка. Обобщение темы. | Выставка лучших детских работ за год. Выставка как событие и праздник общения. | Понимать роль художника в жизни каждого человека и рассказывать о ней. Понимать значение слов: «пьедестал», «скульптура-памятник», «парковая скульптура». или изображать яркое общезначимое событие. | Проверочная работа |
Учебно-тематический план
№ | Наименование разделов, тем | Количество часов | Количество часов, на проведение | |
Теоретической части | Контрольных работ ( проверочных) | |||
Раздел I | Искусство в твоём доме | 8 | 7 | 1 |
1. | Твои игрушки. | 1 | 1 | - |
2. | Посуда у тебя дома | 1 | 1 | - |
3. | Обои и шторы в твоем доме | 1 | 1 | - |
4-5. | Мамин платок | 2 | 1 | - |
6. | Твои книжки | 1 | 1 | - |
7. | Открытки. Декоративная закладка | 1 | 1 | - |
8. | Труд художника для твоего дома. \Обобщение\ | 1 | 1 | 1 |
Раздел II. | Искусство на улицах твоего города | 8 | 6 | 1 |
9. | Памятники архитектуры. | 1 | 1 | - |
10-11. | Парки, скверы, бульвары.. | 2 | 2 | - |
12. | Ажурные ограды. | 1 | 1 | - |
13. | Волшебные фонари | 1 | 1 | - |
14. | Витрины | 1 | 1 | - |
15. | Удивительный транспорт | 1 | 1 | - |
16. | Три художника на улицах твоего города.\обобщение\ | 1 | - | 1 |
Раздел III. | Художник и зрелище | 11 | 10 | 1 |
17. | Художник в цирке | 1 | 1 | - |
18. | Художник в театре | 1 | 1 | - |
19. | Театр кукол | 2 | 2 | - |
20-21. | Маски | 1 | 1 | - |
22. | Афиша и плакат | 1 | 1 | - |
23. | Праздник в городе | 1 | 1 | - |
24. | Школьный карнавал | 1 | - | 1 |
Раздел IV. | Художник и музей. | 9 | 8 | 1 |
25. | Музей в жизни города | 1 | 1 | - |
26-27. | Картина – особый мир. Картина пейзаж | 2 | 2 | - |
28. | Картина- портрет | 1 | 1 | - |
29. | Картина – натюрморт | 1 | 1 | - |
30. | Картины исторические и бытовые.. | 1 | 1 | - |
31. | Скульптура в музее и на выставке | 1 | 1 | - |
32. | Художественная выставка. Обобщение темы. | 1 | 1 | - |
Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу
В результате изучения изобразительного искусства ученик должен
знать/понимать
- основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;
- известные центры народных художественных ремесел России;
- ведущие художественные музеи России;
уметь:
- различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
- узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
- сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно – прикладного искусства);
- использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);
- применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах: иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- самостоятельной творческой деятельности;
- обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
- оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.
Литература и средства обучения.
- Коротеева Е.И. Изобразительное искусство. 3 класс. Учебник/Под редакцией Б.Неменского. – М.: «Просвещение», 2012
- Б.Неменский. Изобразительное искусство и художественный труд. Программа 1-9 классы. – М.: «Просвещение», 2012
- Дроздова С.Б. Изобразительное искусство. 3 класс. Поурочные планы. – Волгоград: «Учитель»
Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Изобразительное искусство»
3 класс
№ п/п | Тема раздела/ тема урока | Количество часов | Тип урока, образовательные технологии | Вид контроля | Дата планируемая | Дата фактическая |
Раздел I. | Искусство в твоём доме. | 8 | ||||
1. | Твои игрушки. | 1 | Ввод. | Фронт. индив. | 08.09. | |
2. | Посуда у тебя дома. | 1 | Комбин. | Фронт, индив. | 15.09. | |
3. | Обои и шторы в твоем доме . | 1 | Комбин. | Фронт.индив. | 22.09. | |
4-5. | Мамин платок. | 2 | Комбин. | Фронт. Индив. | 29.09. 06.10. | |
6. | Твои книжки. | 1 | Комбин. | Фронт.индив. | 13.10. | |
7. | Открытка. Декоративная закладка. | 1 | Комбин. | Фронт.индив. | 20.10. | |
8. | Труд художника для твоего дома. | 1 | Комбин. | Фронт. индив. | 27.10. | |
Раздел II. | Искусство на улицах твоего города | 8 | ||||
9. | Памятники архитектуры. | 1 | Комбин. | Фронт.индив. | 10.11. | |
10-11. | Парки, скверы, бульвары. | 2 | Комбин. | Фронт. индив. | 17.11. 24.11. | |
12. | Ажурные ограды. | 1 | Комбин. | Фронт. индив. | 01.12. | |
13. | Волшебные фонари. | 1 | Комбин. | Фронт. индив. | 08.12. | |
14. | Витрины. | 1 | Комбин. | Фронт. индив. | 15.12. | |
15. | Удивительный транспорт | 1 | Комбин. | Фронт. индив. | 22.12. | |
16. | Три художника на улицах твоего города. | 1 | Комбин. | Фронт. индив. | 12.01. | |
Раздел III . | Художник и зрелище | 11 | ||||
17. | Художник в цирке. | 1 | Комбин. | Фронт. индив. | 19.01. | |
18. | Художник в театре. | 1 | Комбин. | Фронт.индив. | 26.01. | |
19. | Театр кукол. | 1 | Комбин. | Фронт. индив. | 02.02. | |
20-21. | Маски. | 2 | Комбин. | Фронт. индив. | 09.02. 16.02. | |
22. | Афиша и плакат | 1 | Комбин. | Фронт.индив. | 02.03. | |
23. | Праздник в городе. | 1 | Комбин. | Фронт.индив. | 09.03. | |
24. | Школьный карнавал. | 1 | Комбин. | Фронт. индив. | 16.03. | |
Раздел IV. | Художник и музей | 9 | ||||
25. | Музей в жизни города. | 1 | Комбин. | Фронт.индив. | 30.03. | |
26-27. | Картина – особый мир. Картина пейзаж | 2 | Комбин. | Фронт. индив. | 06.04. 13.04. | |
28. | Картина – портрет. | 1 | Комбин. | Фронт.индив. | 20.04. | |
29. | Картина - натюрморт. | 1 | Комбин. | Фронт.индив. | 27.04. | |
30. | Картины исторические и бытовые. | 1 | Комбин. | Фронт. индив. | 11.05. | |
31. | Скульптура в музее и на улице. | 1 | Комбин. | Фронт. индив. | 18.05. | |
32. | Художественная выставка. Обобщение темы. | 1 | Комбин. | Фронт. индив. | 25.05. |
Лист внесения изменений в рабочую программу
№ п/п | Тема( темы) урока | Причина корректировки | Способ, форма корректировки | Согласование с администрацией школы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по рисованию
Программа по изобразительной деятельности для 2 «А» класса ГС(К)ОУ для обучающихся (воспитанников) с нарушением развития 3-4 вида «Петровск-Забайкальского школы-интерната для слепых и слаб...
Рабочая программа ФГОС рисование
Рабочая программа ФГОС. Детское объединение "Волшебная школа рисования". Рабочая программа для первых и вторых классов....
Индивидуальная рабочая программа по рисованию. Коррекционная школа 8 вида.
Индивидуальная рабочая программа по рисованию. Коррекционная школа 8 вида....
Рабочая программа по рисованию
Рабочая программа по рисованию для 4 класса к учебнику Неменской Л.А. Включает в себя пояснительную записку и календарно-тематическое планирование...
Рабочая программа по рисованию 2 класс ОВЗ
Программа разработана на основе "Программы МО РФ для специальных (коррекционных) ОУ В.В.Воронковой"...
Рабочая программа по рисованию 2 класс для детей с интеллектуальными нарушениями
Рабочая программа по рисованию 2 класс для детей с интеллектуальными нарушениями...
Адаптированная рабочая программа по рисованию
Адаптированная рабочая программа по рисованию 2 класс для детей с РАС...