рабочая программа по рисованию
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 2 класс) по теме
Программа по изобразительной деятельности для 2 «А» класса ГС(К)ОУ для обучающихся (воспитанников) с нарушением развития 3-4 вида «Петровск-Забайкальского школы-интерната для слепых и слабовидящих детей» на 2011 – 2012 учебный год составлена на основе стандарта начального общего образования по ИЗО и программы по изобразительному искусству автора Б.М. Неменского. . Данная программа построена с учётом уровня подготовки и общего развития учащихся, большинство учащихся названного класса работоспособны, с развитой учебной мотивацией по предмету.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izobrazitelnoe_iskusstvo.doc | 107.5 КБ |
poyasnitelnaya_zapisk3.docx | 26.32 КБ |
Предварительный просмотр:
№п/п | Дата | Тема урока | Оборудование | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся (результат) | Элементы дополнительного (необязательного) содержания | Вид контроля. | |||||
«Чем и как работают художники». (8ч) | ||||||||||||
1. | 8.09 | 8.09 | Три основные краски, «строящие» многоцветие мира. «Цветочная поляна». | альбом, карандаш, стирка, краски акварельные Таблица, демонстрирующая 3 основных цвета и их смешение | Три основных цвета и их составные. Умение смешивать краски. | Знать теплые и холодные цвета в живописи; правила работы с акварельными красками. Уметь различать основные и составные, холодные и теплые цвета; выполнять рисунок с натуры; работать кистью и акварельными красками | создание декоративной композиции | Самостоятельная работа по образцу | ||||
2. | 15. 09 | 15 09. | Пять красок – богатство цвета и тона. «Радуга на грозовом небе». | Репродукции: И.Левитан «Буря – дождь», И.Шишкин «Последние лучи» | Смешивание цветных красок с белой. | Знать основные цвета теплые и холодные цвета в живописи; правила работы с акварельными красками. Уметь смешивать цветные краски с белой и черной; различать основные и составные, холодные и теплые цвета; выполнять рисунок с натуры; работать кистью и акварельными красками | выражать свое отношение к произведению изобразительного искусства в небольшом сочинении | |||||
3. | 22. 09 | 22.09. | Пастель и цветные мелки: их выразительные возможности. «Осенний лес». | альбом, пастель и цветные мелки | Первичные навыки рисования с натуры (пейзаж) | Знать правила работы с пастелью и цветными мелками. Уметь рисовать по представлению; смешивать краски. | передача настроения в творческой работе с помощью тона, штриха. | Самостоятельная работа по образцу | ||||
4. | 29.09 | 29.09 | Выразительные возможности аппликации. «Осенний листопад»- коврик аппликаций. | картон, ножницы, клей, листья растений | Бережное использование и экономное расходование материалов. | Техника безопасности при работе с ножницами. Знать понятие «аппликация»4 технику выполнения аппликации. Уметь составлять композицию, последовательно ее выполнять. | Выражать свое отношение к произведению изобразительного искусства в небольшом сочинении | |||||
5. | 8. 10 | 8.10 | Выразительные возможности графических материалов. «Графика зимнего леса». | карандаш, альбом | Элементарные основы рисунка: линия, штрих. | Знать правила работы с графическими материалами. | Текущий. Ответы на вопросы | |||||
6 . | 15.09 | 15.09 | Выразительность материалов для работы в объеме. «Сказочные животные». | цв. бумага, ножницы, фольга, упаковочная бумага | Выполнение изделий из пластичных материалов. Овладение основными приемами обработки пластичных материалов. | Знать выразительные возможности графических материалов; понятия «линия», «пятно»; правила выполнения работы в объеме. Уметь выражать свои чувства настроение с помощью цвета, насыщенность оттенков. | Текущий. Самостоятельная работа по образцу | |||||
7. | 22.09 | 22.09 | Выразительные возможности бумаги. Сооружение игровой площадки из объемных форм. | бумага, ножницы, картон | Изготовление изделий из бумаги и картона; основные приемы работы: разметка, резание, сгибание, складывание, склеивание. Последовательность операций. Декоративное оформление. | Знать выразительные возможности бумаги. Уметь выполнять сооружение игровой площадки из объемных форм. | создание декоративной композиции | |||||
8. | 29.09 | 29.09 | Для художника любой материал станет выразительным. | Уметь выполнять работу из любых подручных материалов (клей, серпантин, конфетти….) | создание моделей по собственному замыслу | |||||||
«Реальность и фантазия» «Ты изображаешь, украшаешь, строишь». (7ч) | ||||||||||||
1. | 12.11 | 12.11 | Изображение и реальность. Рисунок птицы. «Наши друзья – птицы». | картины с изображением птиц, пошаговое рисование птицы | Изображение по памяти. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета | Уметь изображать форму, общее пространственное расположение, пропорции, цвет; сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства. | Текущий. Самостоятельная работа по образцу | |||||
2. | 19.11 | 19.11 | Изображение и фантазия. «Сказочная птица». | цв. бумага, ножницы, фольга, упаковочная бумага | Взаимосвязь изобразительного искусства с литературой. | Знать выразительные возможности бумаги. Уметь самостоятельно выбирать материал для работы; передавать в тематических рисунках пространственные отношения; правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски. | создание декоративной композиции | |||||
3. | 26.11 | 26.11 | Украшение и реальность. Веточки деревьев с росой и паутиной. | карандаш, гуашь, альбом | Изображение при помощи линий | Знать правила рисования с натуры. Уметь рисовать ветку хвойного дерева, точно передавая ее характерные особенности – форму, величину, расположение игл. | передача настроения в творческой работе с помощью тона, штриха. | |||||
4. | 3. 12 | 3.12 | Украшение и реальность. «Кружева». | чёрный картон, гуашь белого цвета | Работа в различных видах декоративно-прикладной деятельности | Знать понятие «орнамент»; известные центры народных художественных ремесел России; правила работы с гуашевыми красками. Уметь выполнять декоративные цепочки из растительного материала. | создание декоративной композиции | Текущий. Ответы на вопросы | ||||
5. | 10.12 | 10.12 | Постройка и реальность. Моделирование форм подводного мира. | цв. бумага, ножницы, картон, клей | Изготовление изделий из бумаги и картона; основные приемы работы: разметка, резание, сгибание, складывание, склеивание. Последовательность операций. Декоративное оформление. | Уметь выполнять моделирование форм подводного мира. | создание моделей по собственному, замыслу проверка модели в действии | Текущий. Самостоятельная работа по образцу | ||||
6. | 17.12 | 17.12 | Постройка и фантазия. «Город фантазия». | бумага, ножницы, картон | Уметь выполнять моделирование фантастических зданий | |||||||
7. | 24.12 | 24.12 | Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе. Изготовление новогодних игрушек. | цв. бумага, ножницы, картон, фольга, клей, вата, нитки | Определение формы, размеров, последовательности изготовления изделий по рисункам, схемам, эскизам. | Знать правила работы с бумагой и клеем. Уметь изготавливать различные игрушки. | ручной, механизированный и автоматизированный труд | |||||
«О чем говорит искусство» (8ч) | ||||||||||||
1. | 14.01 | 14.01 | Выражение характера изображаемых животных. Живопись. «Четвероногий герой». | изображение домашних животных, карандаш, гуашь, альбом | Выбор и применение выразительных средств для реализации замысла в рисунке | Знать понятие «художник-анималист»; творчество художников В. Серова, М. Кукунова. Уметь рисовать силуэты животных; передавать свои наблюдения и переживания в рисунке; правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски. | Текущий. Ответы на вопросы. Самостоятельная работа по образцу | |||||
2. | 21.01 | 21.01 | Выражение характера человека в изображении мужской образ. | изображение образов людей, карандаш, гуашь, альбом | Взаимосвязь изобразительного искусства с литературой. Выбор и применение выразительных средств для реализации замысла в рисунке. | Знать основные жанры и виды произведений изобразительного искусства. Уметь изображать образ человека и его характер, используя объем; используя художественные материалы. | передача настроения в творческой работе с помощью орнамента, конструирования. Использование материала: пастели, восковых мелков | |||||
3. | 28.01 | 28.01 | Выражение характера человека в изображении женский образ. | |||||||||
4. | 4. 02 | 4.02 | Образ человека и его характер, выраженный в объёме | Выполнение изделий из пластичных материалов. Овладение основными приемами обработки пластичных материалов. | ||||||||
5. | 11.02 | 11.02 | Изображение природы в разных состояниях. «С чего начинается Родина?». | картины природы, карандаш, гуашь, альбом | Элементарные основы рисунка: линия, штрих. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета | Знать творчество русских художников второй половины 19 века: Илья Репин, Иван Шишкин; о лини и пятне как художественно-выразительных средствах живописи; сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства. Уметь выполнять рисование по памяти и представлению | выражать свое отношение к произведению изобразительного искусства в небольшом сочинении | |||||
6. | 18.02 | 18.02 | Выражение характера человека через украшения. «Человек и его украшения». | изображение украшений, карандаш, гуашь, альбом | Взаимосвязь изобразительного искусства с литературой. Основы изобразительного искусства. | Знать понятие «украшение»; правила выражения человека через украшение. Уметь рисовать с натуры; сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства; узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов; передавать свои наблюдения и переживания в рисунке; правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски. | передача настроения в творческой работе с помощью орнамента, конструирования. Использование материала: пастели, восковых мелков | Текущий. Ответы на вопросы Самостоятельная работа по образцу. | ||||
7. | 25.02 | 25.02 | Выражение намерений человека через украшения. | Передача настроения в творческой работе. Выбор и применение выразительных средств для реализации замысла в рисунке. | ||||||||
8. | 27.03 | 27.03 | В изображении, украшении и постройки человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру. | Представление о роли изобразительных искусств организации материального окружения человека, его повседневной жизни. | ||||||||
Как говорит искусство (11ч) | ||||||||||||
1. | 5. 03 | 5.03 | Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного. «Огонь в ночи». | Альбом, карандаш, краски, стирка. | Выбор и применение выразительных средств для реализации замысла в рисунке. | Знать средства художественной выразительности, понятие «цвет»; теплые и холодные цвета. Уметь высказывать простейшие суждения о картине; передавать свои наблюдения и переживания в рисунке; передавать в тематических рисунках пространственный отношения; правильно разводить и смешивать акварельные краски
| Передача настроения в творческой работе с помощью орнамента, конструирования. Использование материала: пастели, восковых мелков | Текущий ответы на вопросы. Самостоятельная работа по образцу | ||||
2. | 12. 03 | 12.03 | Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного. «Мозаика». | Альбом, акварельные краски, карандаш. | ||||||||
3. | 19.03 | 19.03 | Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета «Весенняя земля». | Альбом, акварельные краски, карандаш. | Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции. | Создание декоративных композиций | ||||||
4. | 2. 04 | 2.04 | Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета «Весенняя земля». | Альбом, акварельные краски, карандаш. | Выражать свое отношение к произведению изобразительного искусства в небольшом сочинении | Текущий. Самостоятельная работа по образцу | ||||||
5. | 9. 04 | 9.04 | Графические упражнения. Линия как средство выражения. Характер линий. | Альбом, акварельные краски, карандаш. | Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, линии, штриха, штриха. | Уметь различать основные и составные, теплые и холодные цвета; сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства; использовать художественный материал. | Выражать свое отношение к произведению изобразительного искусства в небольшом сочинении | Текущий. Ответы на вопросы. | ||||
6. | 16. 04 | 16.04 | Линия как средство выражения: ритм линий. «Дерево». | Альбом, акварельные краски, карандаш. | ||||||||
7. | 23.04 | Ритм пятен как средство выражения. Аппликация «Поле цветов». | Альбом, акварельные краски, карандаш. | Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пятна. | Техника безопасности при работе с ножницами. Знать понятие «аппликация»; технику выполнения аппликации. Уметь составлять композицию, последовательно ее выполнять. | Создание декоративных композиций | Текущий. Самостоятельная работа по образцу | |||||
8. | 30.04 | Ритм пятен как средство выражения. «Птицы». | Альбом, акварельные краски, карандаш. | Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, линии, штриха, пятна. | Знать правила рисования с натуры. Уметь выражать свои чувства, настроение с помощью цвета, насыщенности оттенков. | Выражать свое отношение к произведению изобразительного искусства в небольшом сочинении | Текущий. Самостоятельная работа по образцу | |||||
9. | 7. 04 | Пропорции выражают характер. Оригами «Птицы». | Альбомная бумага | бумагопластика | Знать понятие «пропорция»; технику выполнения оригами. Уметь работать в технике оригами и бумагопластики; изображать форму, общее пространственное расположение, пропорции, цвет. | |||||||
10. | 14. 04 | Ритм пятен, линий, пропорций как средство художественной выразительности. «Весна идет». | Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, линии, штриха, пятна. | Знать понятия «ритм линий», «пятно»; правила рисования с натуры. Уметь выражать свои чувства, настроение с помощью оттенков | Создание декоративных композиций | Текущий. Ответы на вопросы. | ||||||
11. | 21.04 | «Экзамен художника Тюбика». Искусствоведческая викторина. | Виды и жанры изобразительных искусств. Восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства. Многообразие материалов и сфера их использования. | Знать основные жанры и виды произведений искусства; ведущие художественные музеи России. Уметь высказывать простейшие суждения о картине и предметах декоративно-прикладного искусства. | Ручной, механизированный и автоматизированный труд. | Текущий , игровые задания, самостоятельная работа по образцу. |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Программа по изобразительной деятельности для 2 «А» класса ГС(К)ОУ для обучающихся (воспитанников) с нарушением развития 3-4 вида «Петровск-Забайкальского школы-интерната для слепых и слабовидящих детей» на 2011 – 2012 учебный год составлена на основе стандарта начального общего образования по ИЗО и программы по изобразительному искусству автора Б.М. Неменского. . Данная программа построена с учётом уровня подготовки и общего развития учащихся, большинство учащихся названного класса работоспособны, с развитой учебной мотивацией по предмету. Способности по рисованию находятся на среднем уровне. 50% учащихся со слабым зрением, медлительны. При нарушении зрения, а у отдельных школьников сочетающимся с другими нарушениями центральной нервной системы, наблюдается обеднение предметных и пространственных представлений, обнаруживаются задержки ориентации при выполнении движений. В работе с ними необходим дифференцированный подход обучения, это отражается при работе с дидактическим материалом, умственной работоспособности учащихся. В классе должна продолжаться работа расширением предметных и пространственных представлений, развитиемпознавательных процессов. Также программа направлена на формирование духовной культуры средствами художественно-творческой изобразительной деятельности, которая дает возможность не только отстраненно воспринимать духовную культуру, но и непосредственно участвовать в ее созидании на основе эмоционального и интеллектуального включения в создание визуального образа мира.
Программа строится по содержательным блокам, охватывающим как общепознавательный компонент, так и непосредственно художественно-деятельностный. В процессе освоения программных дидактических единиц учащиеся получают не только навыки овладения определенными изобразительными операциями и манипуляциями, не только приемами создания конкретно-визуального образа, но и постигают контекст художественного явления как результата преобразования действительности в процессе самовыражения. Художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно переплетена с эстетическими представлениям о действительности, о деятельности, о человеке и о самом себе. Поэтому ей как необходимое условие предшествует общеэстетический контекст (взаимодействие, окружение), выраженное в программе через понятия, усвоение которых поможет учащимся включиться в процесс творчества через сопричастность и сопереживание.
Цели курса.
- развитие учащихся средствами изобразительной художественно-творческой деятельности.
Задачи курса:
- расширение художественно-эстетического кругозора;
- приобщение к достижениям мировой художественной культуры в контексте различных видов искусства;
- освоение изобразительных операций и манипуляций с использованием различных материалов и инструментов;
- создание простейших художественных образов средствами живописи, рисунка, графики, пластики;
- освоение простейших технологий дизайна и оформления;
- воспитание зрительской культуры.
Место предмета в базисном плане.
В соответствии с базисным учебным планом реализация программы по ИЗО отведено 1 час в неделю (34 часа в год).
Практическая реализация программы предполагает наличие заданий на размышление, на усвоение цветоведения и ощущение формы, поисково-экспериментальной направленности, результатом чего является коллективная работа, которая завершает каждый проблемный содержательный блок.
Результаты обучения и развития учащихся
К концу учебного года учащиеся должны иметь
- представление об эстетических понятиях: художественный образ, форма и содержание.
По художественно-творческой изобразительной деятельности должны иметь: - представление об архитектуре как виде искусства,
- о воздушной перспективе и пропорциях предметов,
- о прообразах в художественных произведениях.
Должны знать: - холодные и теплые цвета, свойства графики;
- виды изучаемых материалов и их свойства;
- законы цветоведения.
Должны уметь: - выполнять наброски по своим замыслам с соблюдением пропорций предметов;
- реализовывать творческий замысел в создании художественного образа в единстве формы и содержания, моделировать цвета из 2-х и более цветов, прорисовывать мелкие детали;
- под контролем учителя проводить анализ образца (задания),
- планировать и контролировать выполняемую практическую работу;
- самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с особенностями используемого в работе материала и поддерживать порядок на нем во время работы;
- оценивать качество выполненной работы с точки зрения соответствия ее художественному замыслу;
- ориентироваться в художественных тенденциях искусства эпохи Средневековья и Возрождения.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- самостоятельной творческой деятельности;
- обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
- оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
- овладения практическими навыками выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.
Формы контроля знаний, умений, навыков (текущего, рубежного, итогового)
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
- Активность участия.
- Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
- Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
- Самостоятельность.
- Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы
- Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
- Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
- Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
Формы контроля уровня обученности
- Викторины
- Кроссворды
- Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ
- Тестирование
Содержание программы 34 ч.
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1 | Чем и как работают художники. | 8 |
2 | Реальность и фантазия | 7 |
3 | О чем говорит искусство | 8 |
4 | Как говорит искусство | 11 |
Итого: | 34 |
Чем и как работают художники (8 ч.) Три основные краски, строящие многоцветие мира. Пять красок – все богатство цвета и тона. Пастель и цветные мелки, акварель; их выразительные возможности. Выразительные возможности аппликации. Выразительные возможности графических материалов. Выразительность материалов для работы в объеме. Выразительные возможности бумаги. Для художника любой материал может стать выразительным.
Реальность и фантазия (7 ч.) Изображение и реальность. Изображение и фантазия. Украшение и реальность. Украшение и фантазия. Постройка и реальность. Постройка и фантазия. Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе.
О чем говорит искусство (8 ч.) Выражение характера изображаемых животных. Выражение характера человека в изображении; мужской образ. Выражение характера в изображении; женский образ. Образ человека и его характер, выраженный в объеме. Изображение природы в разных состояниях. Выражение характера человека через украшение. Выражение намерений через украшение. В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру.
Как говорит искусство (11 ч.) Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного. Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета. Линия как средство выражения: ритм линий.
Линия как средство выражения: характер линий. Ритм пятен как средство выражения. Пропорции выражают характер. Ритм линий и пятен, цвет, пропорции – средства выразительности. Обобщающий урок года.
Используемый УМК:
Программа | Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Примерные программы по учебным предметам федерального базисного учебного плана. |
Учебник | Е.И. Коротеева. Изобразительное искусство. Искусство и ты. Учебник для второго класса начальной школы. М.: Просвещение, 2007, 144 с. Е.И. Коротеева. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь Б.М. Неменский Методические рекомендации к урокам изобразительного искусства
|
Дидактические средства для учащихся | Е.И. Коротеева. Изобразительное искусство. Рабочая тетрадь. Твоя мастерская. Пособие для учащихся второго класса начальной школы. М.: Просвещение, 2008, 48 с. |
Методическая литература | Б.М. Неменский Методические рекомендации к урокам изобразительного искусства. 2 класс. М.: ВАКО, 2008, 144 с. (Мастерская учителя) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа ФГОС рисование
Рабочая программа ФГОС. Детское объединение "Волшебная школа рисования". Рабочая программа для первых и вторых классов....
Индивидуальная рабочая программа по рисованию. Коррекционная школа 8 вида.
Индивидуальная рабочая программа по рисованию. Коррекционная школа 8 вида....
рабочая программа по рисованию
изобразительное искусство 3 класс...
Рабочая программа по рисованию
Рабочая программа по рисованию для 4 класса к учебнику Неменской Л.А. Включает в себя пояснительную записку и календарно-тематическое планирование...
Рабочая программа по рисованию 2 класс ОВЗ
Программа разработана на основе "Программы МО РФ для специальных (коррекционных) ОУ В.В.Воронковой"...
Рабочая программа по рисованию 2 класс для детей с интеллектуальными нарушениями
Рабочая программа по рисованию 2 класс для детей с интеллектуальными нарушениями...
Адаптированная рабочая программа по рисованию
Адаптированная рабочая программа по рисованию 2 класс для детей с РАС...