Рабочая программа по ИЗО в 4 классе (ОС "Школа 2100")
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему

    Данная программа составлена учителем начальных классов Козловой Е.И. с учетом требований ФГОСа (ОС "Школа 2100"). Она включает обязательные разделы: титульный лист, пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса,требования к уровню подготовки обучающихся, целевую ориентацию программы в практике указанного образовательного учреждения, перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематическое планирование на 2014/2015 учебный год.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа №456 Колпинского района Санкт-Петербурга

«Рассмотрено»

 на заседании  МО

 учителей начальных классов

Протокол № ________

от «___»  _______  2014 года

Руководитель методического объединения: ____________

«Согласовано»:

Заместитель директора

по УВР_________________

              /Бородулина Н.В./

от «___»  ______   2014 года

«Утверждено»

Директор ГБОУ СОШ  №456___________________

             /Гришина Л.А./

 от «__»  ______ 2014 года

Рабочая программа  по изобразительному искусству  для 4 класса

1 час в неделю (всего 34 часа)

Составитель: учитель начальных классов Козлова Е.И.

2014 -  2015  уч. г.

2. Пояснительная записка

Программа по изобразительному  искусству направлена на формирование духовной культуры средствами художественно-творческой изобразительной деятельности, которая дает возможность не только отстраненно воспринимать духовную культуру, но и непосредственно участвовать в ее созидании на основе эмоционального и интеллектуального включения в создание визуального образа мира.

Программа строится по содержательным блокам, охватывающим как общепознавательный компонент, так и непосредственно художественно-деятельностный. В процессе освоения программных дидактических единиц учащиеся получают не только навыки овладения определенными изобразительными операциями и манипуляциями, не только приемами создания конкретно-визуального образа, но и постигают контекст художественного явления как результата преобразования действительности в процессе самовыражения. Художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно переплетена с эстетическими представлениям о действительности, о деятельности, о человеке и о самом себе.

     Целью курса является общеэстетическое развитие учащихся средствами изобразительной художественно-творческой деятельности.

     Цель определяет следующие задачи: 

   – расширение художественно-эстетического кругозора; – приобщение к достижениям мировой художественной культуры в контексте различных видов искусства;

   – освоение изобразительных операций и манипуляций с использованием различных материалов и инструментов;

  – создание простейших художественных образов средствами живописи, рисунка, графики, пластики; – освоение простейших технологий дизайна и оформления;
  – воспитание зрительской культуры.

В соответствии с базисным учебным планом реализация программы рассчитана на заданное количество часов (по 32 часа в 1, 2, 3 и 4-м классах). Практическая реализация программы предполагает наличие заданий на размышление, на усвоение цветоведения и ощущение формы, поисково-экспериментальной направленности, результатом чего является коллективная работа, которая завершает каждый проблемный содержательный блок.

     Общая характеристика учебного предмета

    Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания, формирование эмоционального и осознанного отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса изобразительного искусства. Благодаря развитию современных информационных технологий современные школьники больше информированы, рациональнее и логичнее мыслят, но в то же время у многих из них существуют проблемы с эмоционально-образным мышлением и восприятием красоты мира. Необходимо  построить урок таким образом, чтобы, с одной стороны, научить детей эмоционально воспринимать произведения искусства, уметь выражать свои чувства, а с другой – обеспечить усвоение необходимых знаний и умений.

     Описание места учебного предмета в учебном плане

   В соответствии с базисным учебным планом курс «Изобразительное искусство» изучается  в 4 классе   один час в неделю. Общий объём учебного времени составляет 34 часа в год.

     Описание ценностных ориентиров содержания

    При изучении каждой темы, при анализе произведений искусства необходимо постоянно делать акцент на гуманистической составляющей искусства: говорить о таких категориях, как красота, добро, истина, творчество, гражданственность, патриотизм, ценность природы и человеческой жизни.

Планируемые результаты освоения программного материала:

          Личностные результаты :

а) формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;

б) воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;

в) развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;

г) формирование духовных и эстетических потребностей;

д) овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;

е) воспитание готовности к отстаиванию своего идеала;

ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы.

Предметные результаты:

а) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;

б) ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них;

в) ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства;

в) первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;

г) получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации и пр.), а также декоративного искусства и дизайна.

Метапредметные результаты:

Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой. Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс. Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

• Проговаривать последовательность действий на уроке.

• Учиться работать по предложенному учителем плану.

• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД:

• Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

• Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

• Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

• Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.

Коммуникативные УУД:  

• Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

а) донести свою позицию до собеседника;

б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).

• Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

• Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.

• Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.

• Учиться согласованно работать в группе:

а) учиться планировать работу в группе;

б) учиться распределять работу между участниками проекта;

в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

3. Учебно-тематический план

Название тем

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Монументально-декоративное искусство (4часа)

Рождение монументальной живописи.

 Что такое фреска.

     1

- Рассказывать о происхождении монументальной живописи, об особенностях фресковой живописи, о таких мастерах фрески, какФеофан Грек и Андрей Рублёв.

- Иметь представление о таких техниках монументально-декоративного искусства, как мозаика и витраж.

- Рассказывать об истории иконы на Руси.

- Иметь представление о звенигородских иконах, написанных Андреем Рублевым.

- Понимать задачи дизайна и уметь рассказывать о его происхождении и целях работы художников-дизайнеров.

- Иметь представление о различных видах фотографии, отличать художественные фотографии от других видов искусства.

- Осуществлять практический поиск и открытие нового знания и умения; анализировать и читать графические изображения (рисунки).

- Воплощать мысленный образ в материале с опорой (при необходимости) на графические изображения. Соблюдая приемы безопасного и рационального труда.

- Планировать последовательность практических действий для реализации поставленной задачи.

- С помощью учителя и под его контролем организовывать свою деятельность: работать в малых группах, осуществлять сотрудничество.

- Осуществлять самоконтроль качества выполненной работы ( соответствие предложенному образцу или заданию), корректировку хода работы и конечного результата.

- Оценивать результат своей деятельности: точность и аккуратность выполненной работы.

- Овладевать навыками:

  • рисования цветными карандашами;
  • рисования простым карандашом (передача объема предмета с помощью светотени);
  • построения растительного орнамента с использованием различных видов его композиции;
  • различных приемов работы акварельными красками;
  • работы гуашевыми красками.

- Эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства; чувствовать образный характер различных произведений искусства, замечать и понимать, для чего и каким образом художники передают своё отношение к изображённому на картине.

Монументально-декоративное искусство.

Что такое мозаика и витраж.

1

Русская икона.

Звенигородская находка.

1

Монументальная скульптура.

1

Новые виды искусств (2 часа) 

Дизайн и фотография.

      2

На пути к мастерству (20 час)

Родная природа. Поэт пейзажа.

      1

Изучаем работу мастера (Д. Митрохин «Яблоки»)

1

Градации светотени. Рефлекс. Падающая тень.

2

Композиция на заданную тему. Оформление творческих работ.

2

Зарисовки животных. Твоя мастерская: от зарисовок к иллюстрации.

2

Композиция и её основные законы.

2

Для любознательных: отмывка.

Твоя мастерская: гризайль.

1

Родная история и искусство. Народные промыслы: нижегородская резьба по дереву.

1

Линейная перспектива.

2

Родная история и искусство. Изучаем работы мастеров (А.  Дейнеко «Оборона Севастополя»,   П. Оссовский «Салют Победы»).

2

Фигура человека. Пропорции.

3

Для любознательных: китайский рисунок кистью.

1

Учимся видеть и говорить на языке искусства(7ч)

Родная история и искусство – русский народный театр.

       1

Кукольный спектакль по сказке С. Козлова «Снежный цветок».

4

Учимся видеть: Эрмитаж.

2

Итоговый урок (1ч). «Скоро лето».

       1

Итого

34

4. Содержание тем учебного курса

Учебный курс рассчитан на 34 часа в год (1 час в неделю)

Раздел I. Монументально-декоративное искусство  (4 часа)

Изучение некоторых видов монументально-декоративного искусства. Рождение монументальной живописи. Что такое фреска. Особенности этой техники. Фрески Джотто, Ф. Грека, А. Рублёва.  Что такое мозаика и витраж.

  Русская икона. Помимо икон, предложенных в учебнике, рассматриваются и другие иконы разного времени и школ.

   Монументальная скульптура. Памятники, посвященные Великой Отечественной войне. Экскурсия к памятнику в микрорайоне.

Раздел II. Новые виды изобразительного искусства (2 часа)

    Дизайн и фотография. Цели и задачи дизайна. Что должен учитывать дизайнер в своей работе. Виды фотографий. Художественная фотография.

Раздел III. На пути к мастерству (20 час)

Изучение осенних пейзажей И. Левитана. Закрепление умения работать акварельными красками: выполнение осеннего пейзажа по воображению или с натуры. Чтение стихов об осени.

Как передать объем предмета, работая цветными карандашами.

Углубление понятий о светотени как способе передачи объема и формы предмета на плоскости. Совершенствование техники штриховки. Понятие о рефлексе, падающих тенях и конструкции предмета.

Составление композиции на заданную тему с использованием опорной схемы. Выполнение собственной композиции «Летние зарисовки». Оформление панно подходящей рамкой.

   Зарисовки животных. От зарисовки к иллюстрации. Рисование животного (по выбору).

Композиция. Натюрморт. Изучение основных законов композиции на примере «Натюрморта с тыквой» А.Куприна.

Изучение техник отмывки и гризайли.

Народные промыслы. Изучение особенностей нижегородской резьбы по дереву.

 Что такое линейная перспектива. Значение точки схода и положения линии горизонта. Наблюдение перспективных сокращений на улице (уходящая вдаль дорога, уменьшающиеся по мере удаления от зрителя предметы и т.д.), получение представления о воздушной перспективе.

Изучение картин советских художников, посвященных Великой Отечественной войне. Разработка макета альбома Славы. Создание классного альбома Славы.

Изучение пропорций человеческой фигуры. Понятие о модуле. Коллективная работа. Создание панно «Быстрее, выше, сильнее». Изучение, как с помощью пропорций создается образ сказочного героя. Создание панно «Сказочный мир».

Китайский рисунок кистью.

Раздел IV.Учимся видеть и говорить на языке искусства (7 часов)

О русском народном театре. Подготовка и постановка кукольного спектакля по сказке С.Козлова «Снежный цветок». Коллективная работа.

Изучение истории Эрмитажа и некоторых представленных в этом музее шедевров живописи разных стран. Виртуальная экскурсия. Экскурсия в Эрмитаж Санкт-Петербурга.

Итоговый урок (1 час)

«Скоро лето»

5. Требования к уровню подготовки обучающихся

К концу учебного года учащиеся должны иметь представление об эстетических понятиях: соотношение реального и ирреального в жизни и искусстве; средства художественной выразительности; единство формы и содержания. Образ как часть и целое. Ассоциации словесные, визуальные, музыкальные, литературные. Театр как синтетический вид искусства.  По художественно-творческой изобразительной деятельности должны иметь представление о взаимосвязи художественного образа и ассоциаций; о простейшем анализе художественного произведения.

 Должны знать: 

– компоненты композиции и их возможности в создании художественного образа; различные способы организации ритма в живописи, скульптуре, сценографии; основные вехи жизни и творчества выдающихся художников России и региона.

Должны уметь: 

– использовать известные средства художественной выразительности в создании художественного образа (ритм, фактура, колорит, соотношения частей, композиция, светотень); создавать произведения по словесным и музыкальным ассоциациям; разрабатывать сценические эскизы для театральных постановок;

под контролем учителя реализовывать творческий замысел в создании художественного образа в единстве формы и содержания;
под контролем учителя выстраивать весь процесс выполнения задания (от замысла или анализа готового образца до практической его реализации или исполнения), выбирать оправданные замыслом материалы и техники.

 Овладевать языком изобразительного искусства:

• иметь представление о монументально-декоративном искусстве и его видах;

• понимать и уметь  объяснять, что такое монументальная живопись (роспись, фреска, мозаика, витраж), монументальная скульптура (памятники, садово-парковая скульптура), икона, дизайн, художник- дизайнер,  фотография, градации  светотени,  рефлекс,  падающая тень, конструкция, композиционный центр, контраст, линейная

перспектива, линия горизонта, точка схода, воздушная перспектива,  пропорции, идеальное соотношение целого и частей, пропорциональная фигура, модуль;

• рассказывать о  живописных произведениях с  использованием уже   изученных понятий.

 Эмоционально воспринимать и оценивать  произведения искусства:

• чувствовать и уметь  описать, в чём  состоит образный характер различных произведений;

• уметь   рассказывать  о  том,   какие  изобразительные средства используются в различных картинах и как они  влияют на  настроение,  переданное в картине.

 Различать и знать, в чём особенности различных видов изобразительной деятельности.

  Развитие умений:

рисовать цветными карандашами  с переходами цвета и пере- дачей  формы предметов;

рисовать простым карандашом, передавать объём предметов с помощью градаций светотени;

разрабатывать и выполнять композицию на заданную тему;

работать в смешанной технике (совмещение различных  приёмов работы акварельными красками с гуашью и цветными карандашами).

 Углублять  и расширять  понятие  о некоторых  видах  изобразительного искусства:

живопись (натюрморт, пейзаж, картины о жизни людей;

графика (иллюстрация);

народные промыслы (филимоновские и  дымковские игрушки, изделия мастеров Хохломы и Гжели).

 Изучать  произведения признанных мастеров  изобразительного   искусства    и   уметь   рассказывать  об   их особенностях (Эрмитаж).

 Иметь понятие  об изобразительных средствах живописи и графики:

композиция, рисунок, цвет для  живописи;

•  композиция, рисунок, линия,  пятно,  точка,  штрих  для графики.

Контроль знаний, умений, навыков по изобразительному искусству

(текущий, рубежный, итоговый)

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

  1. Активность участия.
  2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
  3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
  4. Самостоятельность.
  5. Оригинальность суждений.

Критерии и система оценки творческой работы

      1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).

2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.

3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления  работы. Аккуратность всей работы.

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.

Формы контроля уровня обученности

  1. Викторины
  2. Кроссворды
  3. Отчетные выставки творческих  (индивидуальных и коллективных) работ
  4. Тестирование

Сводная таблица достижения предметных результатов обучения по ИЗО в четвертом классе

Линии развития

Планируемые результаты

(Оценка двухуровневая:

 «+»-справляется, «-» - необходима тренировка)

Фамилии, имена обучающихся

Овладение языком изобразительного искусства

Имеет четкое представление о жанрах монументально-декоративного искусства и их особенностях.

Объясняет, что такое блик, светотень, рефлекс, перспектива, точка схода.

Объясняет, что такое кукольный театр, театральная декорация, театральный костюм и чем занимаются театральные художники.

Описывает живописные произведения с использованием уже изученных понятий.

Эмоциональное восприятие произведения искусства

Описывает, в чем состоит образный характер различных произведений.

Рассказывает о том, какая цветовая гамма используется в различных картинах и как она влияет на настроение, переданное в образе.

Различение особенностей различных видов изобразительной деятельности

Владеет приемами рисования цветными и простыми карандашами.

Владеет приемами изображения фигуры человека и сказочных персонажей в движении.

Владеет приемами изображения объемных предметов на плоскости.

Владеет приемами выполнения растительного орнамента (нижегородская роспись по дереву).

Имеет представление об истории создания Эрмитажа, объясняет значение музеев для сохранения культурного наследия человечества.

Владеет приемами однотонной работы акварельными красками (гризайль и отмывка)

Владеет приемами работы гуашью.

Владеет приемами постановки и оформления кукольного спектакля

6. Целевая ориентация данной рабочей программы по ИЗО в 4 «__» классе

   Настоящая рабочая программа учитывает особенности обучающихся класса, их результативность обучения в предшествующем классе.

    С учетом результатов успеваемости  по изобразительному искусству обучающихся в 3-ем классе  учебно-тематическое планирование для 4 класса ориентировано на устранение выявленных недочетов и пробелов в знаниях и умениях  обучающихся: особое внимание уделено таким  вопросам  программы как культура труда школьников, формирование универсальных учебных действий , проектная деятельность.

    По велению времени и требований ФГОСа в данную рабочую программу включен новый раздел «Новые виды искусства»,  где предполагается знакомство с современным информационным миром, работа с доступной информацией, с ПК и его использованием в разных сферах жизнедеятельности человека и т.д.

      Во избежание перегрузок детей и для поддержания интереса к предмету включены уроки для любознательных; определено соотношение теоретического и практического материала,  объем  проверочных, самостоятельных работ и разнообразие форм контроля .

     В классе есть ученики с высоким уровнем развития, они будут вовлекаться в дополнительную творческую деятельность, к проектной деятельности, конкурсным  работам.. Программа предусматривает возможность осваивать материал каждой категории обучающихся на их уровне и в их темпе.

7. Учебно-методическое обеспечение

    К учебно-методическому комплекту наряду с учебниками «Изобразительное искусство» («Разноцветный мир») относятся также рабочие тетради под аналогичным названием для 1–4 классов (авт. О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская) с методическим пошаговым комментарием. Все практические приёмы и навыки, теоретические основы которых даются в учебнике, затем более подробно описываются и отрабатываются в рабочей тетради.

8. Календарно-тематическое планирование учебного материала по ИЗО в 4 «__» классе

№ п/п

Дата

Разделы

 и темы уроков

Тип урока:

УОНМ-

урок ознаком. с новым матер.; УРУиН- урок развития умен. и навыков

Основные виды деятельности

Планируемые предметные результаты

Универсальные учебные действия

Личностные результаты

по плану

факт

1

Сент.

Раздел I. Монументально-декоративное искусство (4 ч)

Рождение монументальной живописи.

Что такое фреска.

УОНМ

Изучение фресок Джотто, Феофана Грека, А.Рублёва. выполнение творческих заданий.

Иметь представление о некоторых видах монументально-декоративного искусства. Рассказывать о происхождении монументальной живописи (характеризовать особенности фресковой живописи), о таких мастерах фрески, работавших в Средние века на Руси, как Ф.Грек и А.Рублев.

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Перерабатывать полученную информацию; делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

2

Сент.

Что такое мозаика и витраж.

УРУиН

Рассматривание репродукций фресок. Знакомство с техникой выполнения фресок и витражей. Выполнение узора, имитирующего мозаику, с использованием любых материалов.

Иметь представление о некоторых видах монументально-декоративного искусства: мозаика, витраж. Находить различия между витражами Средневековья и ХХ века.

Планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи; оценивать ход и результат выполнения работы; участвовать в обсуждении учебной задачи; делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Самостоятельно определять и описывать собственные чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, обсуждения наблюдаемых объектов.

3

Сент.

Русская икона.

Звенигородская находка.

УОНМ

Рассматривание репродукций икон; сюжеты, цветовая гамма. Характеристика особенностей работы иконописцев.

Рассказывать об истории иконы на Руси. Иметь представление о звенигородских иконах, написанных А.Рублевым. различать иконы, фрески, витражи; уметь использовать речевые средства для их описания.

Оценивать собственную успешность выполнения заданий;  планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи; оценивать ход и результат выполнения работы; участвовать в обсуждении учебной задачи.

Осознавать свою этническую и национальную принадлежность, целостно воспринимать окружающий мир в его органическом единстве и разнообразии народов, культур и религий.

4

Сент.

Монументальная скульптура.

УОНМ

Изучение памятников героям ВОВ. Прослушивание песни «Вставай, страна огромная». Анализ настроения, которое создают у зрителя памятники героям ВОВ.

Представлять особенности монументальной скульптуры. Характеризовать памятники героям ВОВ, расположенные в г. Колпино. Выполнять эскиз памятника герою ВОВ по собственному замыслу.

Оценивать собственную успешность выполнения заданий;  планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи; воспринимать учебное задание; выбирать последовательность действий. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. Испытывать чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

 5

 Окт.

Раздел II. Новые виды искусства.

Дизайн.

Что такое дизайн.

УОНМ

Знакомство с понятием дизайн,  с особенностями работы дизайнера. Разработка проекта календаря для класса.

Понимать задачи дизайна и уметь рассказывать о его происхождении и целях работы художников-дизайнеров.

В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Определять под руководством педагога самые простые правила поведения при сотрудничестве; понимать причины успеха и неудач в собственной учебе.

6

Окт.

Фотография.

Художественная фотография.

УОНМ

Подготовка фотографий для конкурса «Моя семья»

Представлять различные виды фотографии, отличать художественные фотографии от других видов этого искусства.

В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Определять под руководством педагога самые простые правила поведения при сотрудничестве; понимать причины успеха и неудач в собственной учебе.

  7

 Окт.

Раздел III. На пути к мастерству (20 час)

Родная природа.

Поэт пейзажа.

УРУиН

Изучение работ мастера: И.Левитан «Печальная, но дивная пора». Рассматривание и анализ картин И. Левитана.

Повторение знаний об особенностях пейзажа.

Представлять и рассказывать о творчестве И.Левитана. анализировать картины И. Левитана об осени, подбирать к ним подходящие стихи, выполнять осенний пейзаж по воображению или с натуры.

Оценивать собственную успешность выполнения заданий;  планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи; воспринимать учебное задание; выбирать последовательность действий.

Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

8

Окт.

Твоя мастерская: использование разных видов штриховки.

УРУиН

Развитие умения воспринимать и анализировать содержание различных произведений искусства. Изучение работы мастера:  Д.Митрохин «Яблоки»

Использовать  различные виды штриховки для более выразительной передачи объема. Изучить на примере рисунка Д.Митрохина «Яблоки», как можно передать объем предмета с помощью цветных карандашей.

Оценивать собственную успешность выполнения заданий;  планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи; воспринимать учебное задание; выбирать последовательность действий.

Самостоятельно определять и описывать собственные чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, обсуждения наблюдаемых объектов.

9

Окт.

Градации светотени. Рефлекс. Падающая тень. Твоя мастерская: конструкция предмета.

УРУиН

Работа цветными карандашами. Выполнение различных видов штриховки (различное направление штрихов, послойное уплотнение штриховки); передача объема с помощью штриховки.

Определить, откуда на постановку падает свет и как в зависимости от этого на предметах распределяется светотень. Различать, где на предметах свет, тень, полутень, блик, рефлекс и падающая тень. Передавать светотень с помощью цветных карандашей.

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Выполнять анализ (выделение признаков), относить объекты к известным понятиям.

Анализировать свои действия и управлять ими; сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой учителя. Понимать причины успеха и неудач в собственной учебе.

10

Нояб.

Градации светотени. Рефлекс. Падающая тень. Твоя мастерская: конструкция предмета.

УРУиН

Выполнение упражнений на передачу формы предмета с помощью штриховки.

Находить на предмете  свет, тень, полутень, блик, рефлекс и падающая тень. Понимать конструкцию предмета. Передавать светотень с помощью простого карандаша.

Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения. Участвовать в диалоге при обсуждении плана выполнения учебного задания.

Понимать причины успеха и неудач в собственной учебе.

11

Нояб.

Композиция на заданную тему.

Оформление творческих работ.

УОНМ

Уточнение представлений о последовательности составления композиции на заданную тему. Работа по технике коллажа.

Составлять и использовать для создания композиции опорную схему. Изготавливать законченную композицию – панно на тему «Лето» из материалов по выбору.

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Испытывать эстетические чувства и эстетические потребности, эмоционально воспринимать окружающий мир природы.

12

Нояб.

Композиция на заданную тему.

Оформление творческих работ.

Комбин.

Изготовление рамки для панно. Работа в технике коллажа. Творческая деятельность.

Составлять и использовать для создания композиции опорную схему. Представлять значение рамки для цельности восприятия любой творческой работы. Изготавливать законченную композицию – панно на тему «Лето» из материалов по выбору.

Оценивать собственную успешность выполнения заданий;  планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи; воспринимать учебное задание; выбирать последовательность действий.

Стремиться передавать собственное настроение в творческой работе, уважительно относиться к творчеству, как своему, так и других людей.

13

Дек.

Зарисовки животных. Твоя мастерская: от зарисовок к иллюстрации.

УРУиН

Рассматривание и анализ зарисовок животных, выполненных немецким художником А.Дюрером. развитие умений передавать в рисунке движения животных.

Представлять значение зарисовок с натуры для создания более крупных творческих работ. Выполнять творческое задание на тему «твой пушистый друг» с передачей характерного для выбранного животного движения.

Владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Анализировать свои действия и управлять ими; сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой учителя.

14

Дек.

Зарисовки животных. Твоя мастерская: от зарисовок к иллюстрации.

УРУиН

Продолжение работы над набросками животных. Прорисовывание набросков. Передача фактуры шерсти животного с помощью красок или цветных карандашей.

Выполнять творческое задание на тему «твой пушистый друг» с передачей характерного для выбранного животного движения, фактуры шерсти животного. Оформить работу для выставки рисунков в классе на тему «Наши любимые животные».

Уметь оценивать собственную успешность выполнения заданий. Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения. Участвовать в диалоге при обсуждении плана выполнения учебного задания.

Анализировать свои действия и управлять ими; сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой учителя.

15

Дек.

Композиция и ее основные законы.

УОНМ

Изучение на примере «Натюрморта с тыквой» А.Куприна основных законов композиции и определение их в натюрмортах других авторов.

Представлять основные законы композиции. Выполнять простым карандашом эскиз натюрморта с натуры, стараясь следовать основным законам композиции.

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Стремиться передавать собственное настроение в творческой работе, уважительно относиться к творчеству, как своему, так и других людей.

16

Дек.

Композиция и ее основные законы.

УРУиН

Уточнение понятия «композиционные средства». Развитие умений определять  композиционный центр, цельность и выразительность композиции натюрморта.

Анализировать натюрморты, созданные одноклассниками, с позиции соблюдения основных законов композиции. Выполнить в любом материале простой натюрморт с натуры, стараясь следовать основным законам композиции.

Уметь оценивать собственную успешность выполнения заданий. Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения. Участвовать в обсуждении учебной задачи.

Стремиться передавать собственное настроение в творческой работе, уважительно относиться к творчеству, как своему, так и других людей.

17

Янв.

Твоя мастерская: гризайль. Отмывка.

УРУиН

Знакомство с новыми техниками однотонной живописи – отмывка и гризайль. Самостоятельная работа.

Представлять технику ГРИЗАЙЛЬ и ОТМЫВКА, рассказывать об отличиях в выполнении изображений в этих двух техниках. Выполнять изображение любого предмета (по выбору) в технике отмывки, стараясь передавать тончайшие переходы светотени.

Выбирать последовательность действий; оценивать ход и результат выполнения работы; участвовать в обсуждении учебной задачи. Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, адекватно воспринимать оценку своей работы учителем.

Уважительно относиться к творчеству, как своему, так и других людей.

18

Янв.

Родная история и искусство. Народные промыслы: нижегородская резьба по дереву.

УОНМ

Углубление знаний о декоративно-прикладном искусстве, народных промыслах России. Ознакомление с особенностями нижегородской резьбы по дереву.

Характеризовать особенности нижегородской резьбы по дереву и выполнять эскиз рисунка для резьбы,  самостоятельно составлять законченную композицию, выбирать для нее элементы, характерные для нижегородской резьбы по дереву.

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Самостоятельно определять и описывать собственные чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, обсуждения объектов.

19

Янв.

Линейная перспектива.

УОНМ

Знакомство с понятиями ЛИНЕЙНАЯ ПЕРСПЕКТИВА, ТОЧКА СХОДА. Наблюдение над реальными объектами, находящимися на разном расстоянии от наблюдателя.

Понимать линейную перспективу: как влияет на построение перспективы положение линии горизонта. Объяснять, что такое точка схода, делать простые построения перспективы; находить точку схода, линию горизонта в произведениях известных художников.

Владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. Высказывать оценочные суждения при восприятии произведений изобразительного искусства.

Самостоятельно делать выбор, какое мнение принять в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения.

20

Февр.

Линейная перспектива.

УРУиН

Продолжение наблюдения  над реальными объектами, находящимися на разном расстоянии от наблюдателя.

Характеризовать законы перспективы, позволяющие изображать объемные предметы на плоскости. Уметь изображать объемные предметы на плоскости, определяя линию горизонта, точку схода.

Оценивать собственную успешность выполнения заданий;  планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи; воспринимать учебное задание.

Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

21

Февр.

Родная история и искусство. Изучаем работы мастеров: А.Дайнеки и П.Оссовского.

УОНМ

Анализ произведений изобразительного искусства на примере картин А. Дайнеки «Оборона Севастополя» и П. Оссовского «Салют Победы». Изучение работ советских художников, посвященных Великой Победе.

Представлять изученные жанры живописи и их характерные особенности. Рассказывать об особенностях исторического жанра в живописи; анализировать изучаемое произведение изобразительного искусства. Разработать макет обложки коллективного «Альбома Славы».

Владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. Высказывать оценочные суждения при восприятии произведений ИЗО.

Испытывать чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России.  Стремиться передавать собственное настроение в творческой работе, уважительно относиться к творчеству других людей.

22

Февр.

Родная история и искусство. Изучаем работу  мастера М. Кугач  «Дед и внук».

Комбин.

Разработка макета классного «Альбома Славы». Коллективная работа.

Подбирать фотографии и другие иллюстративные материалы для оформления альбома;  подготавливать текстовое сообщение для странички альбома, компоновать подготовленные материалы с целью создания коллективной работы.

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнерами.

Испытывать чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России.  Стремиться передавать собственное настроение в творческой работе.

23

Февр.

Фигура человека. Пропорции.

УОНМ

Изучение пропорций человеческой фигуры; определение различий пропорций мужской и женской фигуры.

Представлять необходимость соблюдения определенных пропорций при изображении фигуры человека. Выполнять наброски с натуры (одноклассников или родственников).

Владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

24

Март

Фигура человека. Пропорции.

УРУиН

Изучение пропорций человеческой фигуры. Изготовление подвижной модели фигуры человека.

Использовать знания о пропорциях человеческой фигуры и роли суставов в обеспечении подвижности частей тела для изготовления подвижной модели фигуры человека. С помощью модели выполнить изображение спортсмена ( по выбору) в движении.

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

25

Март

Фигура человека. Пропорции.

Комбин.

Применение полученных знаний о пропорциях фигуры человека для создания образов сказочных персонажей в движении.

Рассматривать и анализировать пропорции фигур различных сказочных персонажей. Определение пропорционального соотношения фигурок эльфа и гнома. Создавать образы сказочных персонажей в движении, пользуясь пропорциональной  сеткой, костюмы для них. Выполнить коллективную работу – иллюстрацию к сказке (по выбору), используя законы композиции при составлении иллюстрации.

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения. Участвовать в диалоге при обсуждении плана выполнения учебного задания. Сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях. Работать в группе, распределять обязанности при выполнении коллективной работы.

Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

26

Март

Китайский рисунок кистью.

Комбин.

Самостоятельное изучение темы, выполнение практических заданий.

Представлять особенности китайского искусства рисования. Выполнять набросок цветущей ветки акварельными красками, соблюдая заданную последовательность.

Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения. Участвовать в диалоге при обсуждении плана выполнения учебного задания.

Уважительно относиться к творчеству, как своему, так и других людей.

27

Апр.

Раздел IV «Учимся видеть и говорить на языке искусства» (7 часов)

Родная история и искусство – русский народный театр.

УОНМ

Знакомство с историей возникновения театра.

Рассказывать об особенностях русского народного театра; об особенностях национального кукольного театра.

Использование речевых, музыкальных, знаково-символических средств, информационных и коммуникационных технологий в решении творческих задач.

Понимать особую роль культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека.

28

Апр.

Кукольный спектакль по сказке С.Козлова «Снежный цветок».

Урок-проект

Коллективный проект: подготовка к постановке кукольного спектакля по сказке С.Козлова «Снежный цветок».

Иметь представление о работе различных театральных художников; реализовывать творческий замысел на основе жанровых закономерностей, выполнять заготовки для кукол; использовать в работе приемы обработки различных материалов.

Составлять план работы и согласованно действовать в коллективе. Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения работы; участвовать в обсуждении учебной задачи.

Понимать особую роль культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека. Уважительно относиться к творчеству, как своему, так и других людей.

29

Апр.

Кукольный спектакль по сказке С.Козлова «Снежный цветок».

Урок-проект

Коллективный проект: подготовка к постановке кукольного спектакля по сказке С. Козлова «Снежный цветок».

Иметь представление о работе различных театральных художников; реализовывать творческий замысел на основе жанровых закономерностей, выполнять заготовки для кукол; использовать в работе приемы обработки различных материалов.

Составлять план работы и согласованно действовать в коллективе. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Самостоятельно делать выбор, какое мнение принять в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения.

30

Апр.

Кукольный спектакль по сказке С.Козлова «Снежный цветок».

Урок-проект

Коллективный проект: подготовка к постановке кукольного спектакля по сказке С. Козлова «Снежный цветок».

Завершить работу по изготовлению коробки театра-балагана, декораций и фигурок персонажей. Подготовить текст для персонажей на основе пьесы-сказки С. Козлова «Снежный цветок».

Составлять план работы и согласованно действовать в коллективе. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Самостоятельно делать выбор, какое мнение принять в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения.

31

Апр.

Кукольный спектакль по сказке С.Козлова «Снежный цветок».

Урок-проект

Коллективный проект: подготовка к постановке кукольного спектакля по сказке С. Козлова «Снежный цветок».

Реализовывать творческий замысел в коллективном проекте.

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Уметь оценивать собственную успешность выполнения заданий, адекватно воспринимать оценку своей работы.

Уважительно относиться к творчеству, как своему, так и других людей.

32

Май

Учимся видеть: Эрмитаж.

УОНМ

Знакомство с историей создания Эрмитажа. Расширение знаний обучающихся о жанрах изобразительного искусства. Создание виртуальной экскурсии.

Составлять рассказ об истории основания Эрмитажа. Рассказывать о живописных произведениях на языке искусства; о значении музеев для сохранения культурного наследия отечественных и зарубежных мастеров изобразительного искусства.

Уметь оценивать собственную успешность выполнения заданий, адекватно воспринимать оценку своей работы. Владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Самостоятельно определять и описывать собственные чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, обсуждения наблюдаемых объектов.

33

Май

Учимся видеть: Эрмитаж.

экскурсия

Посетить Эрмитаж в Санкт-Петербурге, познакомиться с произведениями искусства.

Осмыслить значение музеев для сохранения культурного наследия мастеров изобразительного искусства.

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Понимать особую роль культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека; уважительно относиться к творчеству других людей.

34

Май

Итоговый урок «Скоро лето!»

Урок-игра

Организация игры-путешествия «Скоро лето!» по станциям.

Обобщить и систематизировать полученные знания в коллективной игре.

Составлять план работы и согласованно действовать в коллективе. Использование речевых, музыкальных, знаково-символических средств, информационных и коммуникационных технологий в решении творческих задач.

Мотивировать себя на получение новых знаний , расширение своего кругозора. Демонстрировать творческий подход к выполнению заданий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике. 1 класс школа 2100.

Рабочая программа по математике. 1 класс школа 2100....