Рабочая программа по ИЗО в 4 классе (ОС "Школа 2100")
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему
Данная программа составлена учителем начальных классов Козловой Е.И. с учетом требований ФГОСа (ОС "Школа 2100"). Она включает обязательные разделы: титульный лист, пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса,требования к уровню подготовки обучающихся, целевую ориентацию программы в практике указанного образовательного учреждения, перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематическое планирование на 2014/2015 учебный год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_izo_v_4_klasse_os_shkola_2100_2014-15_god.doc | 267 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №456 Колпинского района Санкт-Петербурга
«Рассмотрено» на заседании МО учителей начальных классов Протокол № ________ от «___» _______ 2014 года Руководитель методического объединения: ____________ | «Согласовано»: Заместитель директора по УВР_________________ /Бородулина Н.В./ от «___» ______ 2014 года | «Утверждено» Директор ГБОУ СОШ №456___________________ /Гришина Л.А./ от «__» ______ 2014 года |
Рабочая программа по изобразительному искусству для 4 класса
1 час в неделю (всего 34 часа)
Составитель: учитель начальных классов Козлова Е.И.
2014 - 2015 уч. г.
2. Пояснительная записка
Программа по изобразительному искусству направлена на формирование духовной культуры средствами художественно-творческой изобразительной деятельности, которая дает возможность не только отстраненно воспринимать духовную культуру, но и непосредственно участвовать в ее созидании на основе эмоционального и интеллектуального включения в создание визуального образа мира.
Программа строится по содержательным блокам, охватывающим как общепознавательный компонент, так и непосредственно художественно-деятельностный. В процессе освоения программных дидактических единиц учащиеся получают не только навыки овладения определенными изобразительными операциями и манипуляциями, не только приемами создания конкретно-визуального образа, но и постигают контекст художественного явления как результата преобразования действительности в процессе самовыражения. Художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно переплетена с эстетическими представлениям о действительности, о деятельности, о человеке и о самом себе.
Целью курса является общеэстетическое развитие учащихся средствами изобразительной художественно-творческой деятельности.
Цель определяет следующие задачи:
– расширение художественно-эстетического кругозора; – приобщение к достижениям мировой художественной культуры в контексте различных видов искусства;
– освоение изобразительных операций и манипуляций с использованием различных материалов и инструментов;
– создание простейших художественных образов средствами живописи, рисунка, графики, пластики; – освоение простейших технологий дизайна и оформления;
– воспитание зрительской культуры.
В соответствии с базисным учебным планом реализация программы рассчитана на заданное количество часов (по 32 часа в 1, 2, 3 и 4-м классах). Практическая реализация программы предполагает наличие заданий на размышление, на усвоение цветоведения и ощущение формы, поисково-экспериментальной направленности, результатом чего является коллективная работа, которая завершает каждый проблемный содержательный блок.
Общая характеристика учебного предмета
Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания, формирование эмоционального и осознанного отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса изобразительного искусства. Благодаря развитию современных информационных технологий современные школьники больше информированы, рациональнее и логичнее мыслят, но в то же время у многих из них существуют проблемы с эмоционально-образным мышлением и восприятием красоты мира. Необходимо построить урок таким образом, чтобы, с одной стороны, научить детей эмоционально воспринимать произведения искусства, уметь выражать свои чувства, а с другой – обеспечить усвоение необходимых знаний и умений.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с базисным учебным планом курс «Изобразительное искусство» изучается в 4 классе один час в неделю. Общий объём учебного времени составляет 34 часа в год.
Описание ценностных ориентиров содержания
При изучении каждой темы, при анализе произведений искусства необходимо постоянно делать акцент на гуманистической составляющей искусства: говорить о таких категориях, как красота, добро, истина, творчество, гражданственность, патриотизм, ценность природы и человеческой жизни.
Планируемые результаты освоения программного материала:
Личностные результаты :
а) формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;
б) воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;
в) развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
г) формирование духовных и эстетических потребностей;
д) овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;
е) воспитание готовности к отстаиванию своего идеала;
ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
Предметные результаты:
а) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;
б) ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них;
в) ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства;
в) первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;
г) получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации и пр.), а также декоративного искусства и дизайна.
Метапредметные результаты:
Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой. Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс. Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
• Проговаривать последовательность действий на уроке.
• Учиться работать по предложенному учителем плану.
• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД:
• Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
• Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
• Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
• Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.
Коммуникативные УУД:
• Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
а) донести свою позицию до собеседника;
б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
• Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
• Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
• Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
• Учиться согласованно работать в группе:
а) учиться планировать работу в группе;
б) учиться распределять работу между участниками проекта;
в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
3. Учебно-тематический план
Название тем | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности обучающихся |
Монументально-декоративное искусство (4часа) Рождение монументальной живописи. Что такое фреска. | 1 | - Рассказывать о происхождении монументальной живописи, об особенностях фресковой живописи, о таких мастерах фрески, какФеофан Грек и Андрей Рублёв. - Иметь представление о таких техниках монументально-декоративного искусства, как мозаика и витраж. - Рассказывать об истории иконы на Руси. - Иметь представление о звенигородских иконах, написанных Андреем Рублевым. - Понимать задачи дизайна и уметь рассказывать о его происхождении и целях работы художников-дизайнеров. - Иметь представление о различных видах фотографии, отличать художественные фотографии от других видов искусства. - Осуществлять практический поиск и открытие нового знания и умения; анализировать и читать графические изображения (рисунки). - Воплощать мысленный образ в материале с опорой (при необходимости) на графические изображения. Соблюдая приемы безопасного и рационального труда. - Планировать последовательность практических действий для реализации поставленной задачи. - С помощью учителя и под его контролем организовывать свою деятельность: работать в малых группах, осуществлять сотрудничество. - Осуществлять самоконтроль качества выполненной работы ( соответствие предложенному образцу или заданию), корректировку хода работы и конечного результата. - Оценивать результат своей деятельности: точность и аккуратность выполненной работы. - Овладевать навыками:
- Эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства; чувствовать образный характер различных произведений искусства, замечать и понимать, для чего и каким образом художники передают своё отношение к изображённому на картине. |
Монументально-декоративное искусство. Что такое мозаика и витраж. | 1 | |
Русская икона. Звенигородская находка. | 1 | |
Монументальная скульптура. | 1 | |
Новые виды искусств (2 часа) Дизайн и фотография. | 2 | |
На пути к мастерству (20 час) Родная природа. Поэт пейзажа. | 1 | |
Изучаем работу мастера (Д. Митрохин «Яблоки») | 1 | |
Градации светотени. Рефлекс. Падающая тень. | 2 | |
Композиция на заданную тему. Оформление творческих работ. | 2 | |
Зарисовки животных. Твоя мастерская: от зарисовок к иллюстрации. | 2 | |
Композиция и её основные законы. | 2 | |
Для любознательных: отмывка. Твоя мастерская: гризайль. | 1 | |
Родная история и искусство. Народные промыслы: нижегородская резьба по дереву. | 1 | |
Линейная перспектива. | 2 | |
Родная история и искусство. Изучаем работы мастеров (А. Дейнеко «Оборона Севастополя», П. Оссовский «Салют Победы»). | 2 | |
Фигура человека. Пропорции. | 3 | |
Для любознательных: китайский рисунок кистью. | 1 | |
Учимся видеть и говорить на языке искусства(7ч) Родная история и искусство – русский народный театр. | 1 | |
Кукольный спектакль по сказке С. Козлова «Снежный цветок». | 4 | |
Учимся видеть: Эрмитаж. | 2 | |
Итоговый урок (1ч). «Скоро лето». | 1 | |
Итого | 34 |
4. Содержание тем учебного курса
Учебный курс рассчитан на 34 часа в год (1 час в неделю)
Раздел I. Монументально-декоративное искусство (4 часа)
Изучение некоторых видов монументально-декоративного искусства. Рождение монументальной живописи. Что такое фреска. Особенности этой техники. Фрески Джотто, Ф. Грека, А. Рублёва. Что такое мозаика и витраж.
Русская икона. Помимо икон, предложенных в учебнике, рассматриваются и другие иконы разного времени и школ.
Монументальная скульптура. Памятники, посвященные Великой Отечественной войне. Экскурсия к памятнику в микрорайоне.
Раздел II. Новые виды изобразительного искусства (2 часа)
Дизайн и фотография. Цели и задачи дизайна. Что должен учитывать дизайнер в своей работе. Виды фотографий. Художественная фотография.
Раздел III. На пути к мастерству (20 час)
Изучение осенних пейзажей И. Левитана. Закрепление умения работать акварельными красками: выполнение осеннего пейзажа по воображению или с натуры. Чтение стихов об осени.
Как передать объем предмета, работая цветными карандашами.
Углубление понятий о светотени как способе передачи объема и формы предмета на плоскости. Совершенствование техники штриховки. Понятие о рефлексе, падающих тенях и конструкции предмета.
Составление композиции на заданную тему с использованием опорной схемы. Выполнение собственной композиции «Летние зарисовки». Оформление панно подходящей рамкой.
Зарисовки животных. От зарисовки к иллюстрации. Рисование животного (по выбору).
Композиция. Натюрморт. Изучение основных законов композиции на примере «Натюрморта с тыквой» А.Куприна.
Изучение техник отмывки и гризайли.
Народные промыслы. Изучение особенностей нижегородской резьбы по дереву.
Что такое линейная перспектива. Значение точки схода и положения линии горизонта. Наблюдение перспективных сокращений на улице (уходящая вдаль дорога, уменьшающиеся по мере удаления от зрителя предметы и т.д.), получение представления о воздушной перспективе.
Изучение картин советских художников, посвященных Великой Отечественной войне. Разработка макета альбома Славы. Создание классного альбома Славы.
Изучение пропорций человеческой фигуры. Понятие о модуле. Коллективная работа. Создание панно «Быстрее, выше, сильнее». Изучение, как с помощью пропорций создается образ сказочного героя. Создание панно «Сказочный мир».
Китайский рисунок кистью.
Раздел IV.Учимся видеть и говорить на языке искусства (7 часов)
О русском народном театре. Подготовка и постановка кукольного спектакля по сказке С.Козлова «Снежный цветок». Коллективная работа.
Изучение истории Эрмитажа и некоторых представленных в этом музее шедевров живописи разных стран. Виртуальная экскурсия. Экскурсия в Эрмитаж Санкт-Петербурга.
Итоговый урок (1 час)
«Скоро лето»
5. Требования к уровню подготовки обучающихся
К концу учебного года учащиеся должны иметь представление об эстетических понятиях: соотношение реального и ирреального в жизни и искусстве; средства художественной выразительности; единство формы и содержания. Образ как часть и целое. Ассоциации словесные, визуальные, музыкальные, литературные. Театр как синтетический вид искусства. По художественно-творческой изобразительной деятельности должны иметь представление о взаимосвязи художественного образа и ассоциаций; о простейшем анализе художественного произведения.
Должны знать:
– компоненты композиции и их возможности в создании художественного образа; различные способы организации ритма в живописи, скульптуре, сценографии; основные вехи жизни и творчества выдающихся художников России и региона.
Должны уметь:
– использовать известные средства художественной выразительности в создании художественного образа (ритм, фактура, колорит, соотношения частей, композиция, светотень); создавать произведения по словесным и музыкальным ассоциациям; разрабатывать сценические эскизы для театральных постановок;
– под контролем учителя реализовывать творческий замысел в создании художественного образа в единстве формы и содержания;
– под контролем учителя выстраивать весь процесс выполнения задания (от замысла или анализа готового образца до практической его реализации или исполнения), выбирать оправданные замыслом материалы и техники.
Овладевать языком изобразительного искусства:
• иметь представление о монументально-декоративном искусстве и его видах;
• понимать и уметь объяснять, что такое монументальная живопись (роспись, фреска, мозаика, витраж), монументальная скульптура (памятники, садово-парковая скульптура), икона, дизайн, художник- дизайнер, фотография, градации светотени, рефлекс, падающая тень, конструкция, композиционный центр, контраст, линейная
перспектива, линия горизонта, точка схода, воздушная перспектива, пропорции, идеальное соотношение целого и частей, пропорциональная фигура, модуль;
• рассказывать о живописных произведениях с использованием уже изученных понятий.
Эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства:
• чувствовать и уметь описать, в чём состоит образный характер различных произведений;
• уметь рассказывать о том, какие изобразительные средства используются в различных картинах и как они влияют на настроение, переданное в картине.
Различать и знать, в чём особенности различных видов изобразительной деятельности.
Развитие умений:
• рисовать цветными карандашами с переходами цвета и пере- дачей формы предметов;
• рисовать простым карандашом, передавать объём предметов с помощью градаций светотени;
• разрабатывать и выполнять композицию на заданную тему;
• работать в смешанной технике (совмещение различных приёмов работы акварельными красками с гуашью и цветными карандашами).
Углублять и расширять понятие о некоторых видах изобразительного искусства:
• живопись (натюрморт, пейзаж, картины о жизни людей;
• графика (иллюстрация);
• народные промыслы (филимоновские и дымковские игрушки, изделия мастеров Хохломы и Гжели).
Изучать произведения признанных мастеров изобразительного искусства и уметь рассказывать об их особенностях (Эрмитаж).
Иметь понятие об изобразительных средствах живописи и графики:
• композиция, рисунок, цвет для живописи;
• композиция, рисунок, линия, пятно, точка, штрих для графики.
Контроль знаний, умений, навыков по изобразительному искусству
(текущий, рубежный, итоговый)
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
- Активность участия.
- Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
- Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
- Самостоятельность.
- Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы
1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
Формы контроля уровня обученности
- Викторины
- Кроссворды
- Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ
- Тестирование
Сводная таблица достижения предметных результатов обучения по ИЗО в четвертом классе
Линии развития | Планируемые результаты (Оценка двухуровневая: «+»-справляется, «-» - необходима тренировка) | Фамилии, имена обучающихся | ||||||||||||||||||||||||||||
Овладение языком изобразительного искусства | Имеет четкое представление о жанрах монументально-декоративного искусства и их особенностях. | |||||||||||||||||||||||||||||
Объясняет, что такое блик, светотень, рефлекс, перспектива, точка схода. | ||||||||||||||||||||||||||||||
Объясняет, что такое кукольный театр, театральная декорация, театральный костюм и чем занимаются театральные художники. | ||||||||||||||||||||||||||||||
Описывает живописные произведения с использованием уже изученных понятий. | ||||||||||||||||||||||||||||||
Эмоциональное восприятие произведения искусства | Описывает, в чем состоит образный характер различных произведений. | |||||||||||||||||||||||||||||
Рассказывает о том, какая цветовая гамма используется в различных картинах и как она влияет на настроение, переданное в образе. | ||||||||||||||||||||||||||||||
Различение особенностей различных видов изобразительной деятельности | Владеет приемами рисования цветными и простыми карандашами. | |||||||||||||||||||||||||||||
Владеет приемами изображения фигуры человека и сказочных персонажей в движении. | ||||||||||||||||||||||||||||||
Владеет приемами изображения объемных предметов на плоскости. | ||||||||||||||||||||||||||||||
Владеет приемами выполнения растительного орнамента (нижегородская роспись по дереву). | ||||||||||||||||||||||||||||||
Имеет представление об истории создания Эрмитажа, объясняет значение музеев для сохранения культурного наследия человечества. | ||||||||||||||||||||||||||||||
Владеет приемами однотонной работы акварельными красками (гризайль и отмывка) | ||||||||||||||||||||||||||||||
Владеет приемами работы гуашью. | ||||||||||||||||||||||||||||||
Владеет приемами постановки и оформления кукольного спектакля |
6. Целевая ориентация данной рабочей программы по ИЗО в 4 «__» классе
Настоящая рабочая программа учитывает особенности обучающихся класса, их результативность обучения в предшествующем классе.
С учетом результатов успеваемости по изобразительному искусству обучающихся в 3-ем классе учебно-тематическое планирование для 4 класса ориентировано на устранение выявленных недочетов и пробелов в знаниях и умениях обучающихся: особое внимание уделено таким вопросам программы как культура труда школьников, формирование универсальных учебных действий , проектная деятельность.
По велению времени и требований ФГОСа в данную рабочую программу включен новый раздел «Новые виды искусства», где предполагается знакомство с современным информационным миром, работа с доступной информацией, с ПК и его использованием в разных сферах жизнедеятельности человека и т.д.
Во избежание перегрузок детей и для поддержания интереса к предмету включены уроки для любознательных; определено соотношение теоретического и практического материала, объем проверочных, самостоятельных работ и разнообразие форм контроля .
В классе есть ученики с высоким уровнем развития, они будут вовлекаться в дополнительную творческую деятельность, к проектной деятельности, конкурсным работам.. Программа предусматривает возможность осваивать материал каждой категории обучающихся на их уровне и в их темпе.
7. Учебно-методическое обеспечение
К учебно-методическому комплекту наряду с учебниками «Изобразительное искусство» («Разноцветный мир») относятся также рабочие тетради под аналогичным названием для 1–4 классов (авт. О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская) с методическим пошаговым комментарием. Все практические приёмы и навыки, теоретические основы которых даются в учебнике, затем более подробно описываются и отрабатываются в рабочей тетради.
8. Календарно-тематическое планирование учебного материала по ИЗО в 4 «__» классе
№ п/п | Дата | Разделы и темы уроков | Тип урока: УОНМ- урок ознаком. с новым матер.; УРУиН- урок развития умен. и навыков | Основные виды деятельности | Планируемые предметные результаты | Универсальные учебные действия | Личностные результаты | |
по плану | факт | |||||||
1 | Сент. | Раздел I. Монументально-декоративное искусство (4 ч) Рождение монументальной живописи. Что такое фреска. | УОНМ | Изучение фресок Джотто, Феофана Грека, А.Рублёва. выполнение творческих заданий. | Иметь представление о некоторых видах монументально-декоративного искусства. Рассказывать о происхождении монументальной живописи (характеризовать особенности фресковой живописи), о таких мастерах фрески, работавших в Средние века на Руси, как Ф.Грек и А.Рублев. | Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Перерабатывать полученную информацию; делать выводы в результате совместной работы всего класса. | Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. | |
2 | Сент. | Что такое мозаика и витраж. | УРУиН | Рассматривание репродукций фресок. Знакомство с техникой выполнения фресок и витражей. Выполнение узора, имитирующего мозаику, с использованием любых материалов. | Иметь представление о некоторых видах монументально-декоративного искусства: мозаика, витраж. Находить различия между витражами Средневековья и ХХ века. | Планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи; оценивать ход и результат выполнения работы; участвовать в обсуждении учебной задачи; делать выводы в результате совместной работы всего класса. | Самостоятельно определять и описывать собственные чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, обсуждения наблюдаемых объектов. | |
3 | Сент. | Русская икона. Звенигородская находка. | УОНМ | Рассматривание репродукций икон; сюжеты, цветовая гамма. Характеристика особенностей работы иконописцев. | Рассказывать об истории иконы на Руси. Иметь представление о звенигородских иконах, написанных А.Рублевым. различать иконы, фрески, витражи; уметь использовать речевые средства для их описания. | Оценивать собственную успешность выполнения заданий; планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи; оценивать ход и результат выполнения работы; участвовать в обсуждении учебной задачи. | Осознавать свою этническую и национальную принадлежность, целостно воспринимать окружающий мир в его органическом единстве и разнообразии народов, культур и религий. | |
4 | Сент. | Монументальная скульптура. | УОНМ | Изучение памятников героям ВОВ. Прослушивание песни «Вставай, страна огромная». Анализ настроения, которое создают у зрителя памятники героям ВОВ. | Представлять особенности монументальной скульптуры. Характеризовать памятники героям ВОВ, расположенные в г. Колпино. Выполнять эскиз памятника герою ВОВ по собственному замыслу. | Оценивать собственную успешность выполнения заданий; планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи; воспринимать учебное задание; выбирать последовательность действий. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. | Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. Испытывать чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России. | |
5 | Окт. | Раздел II. Новые виды искусства. Дизайн. Что такое дизайн. | УОНМ | Знакомство с понятием дизайн, с особенностями работы дизайнера. Разработка проекта календаря для класса. | Понимать задачи дизайна и уметь рассказывать о его происхождении и целях работы художников-дизайнеров. | В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. | Определять под руководством педагога самые простые правила поведения при сотрудничестве; понимать причины успеха и неудач в собственной учебе. | |
6 | Окт. | Фотография. Художественная фотография. | УОНМ | Подготовка фотографий для конкурса «Моя семья» | Представлять различные виды фотографии, отличать художественные фотографии от других видов этого искусства. | В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. | Определять под руководством педагога самые простые правила поведения при сотрудничестве; понимать причины успеха и неудач в собственной учебе. | |
7 | Окт. | Раздел III. На пути к мастерству (20 час) Родная природа. Поэт пейзажа. | УРУиН | Изучение работ мастера: И.Левитан «Печальная, но дивная пора». Рассматривание и анализ картин И. Левитана. Повторение знаний об особенностях пейзажа. | Представлять и рассказывать о творчестве И.Левитана. анализировать картины И. Левитана об осени, подбирать к ним подходящие стихи, выполнять осенний пейзаж по воображению или с натуры. | Оценивать собственную успешность выполнения заданий; планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи; воспринимать учебное задание; выбирать последовательность действий. | Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. | |
8 | Окт. | Твоя мастерская: использование разных видов штриховки. | УРУиН | Развитие умения воспринимать и анализировать содержание различных произведений искусства. Изучение работы мастера: Д.Митрохин «Яблоки» | Использовать различные виды штриховки для более выразительной передачи объема. Изучить на примере рисунка Д.Митрохина «Яблоки», как можно передать объем предмета с помощью цветных карандашей. | Оценивать собственную успешность выполнения заданий; планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи; воспринимать учебное задание; выбирать последовательность действий. | Самостоятельно определять и описывать собственные чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, обсуждения наблюдаемых объектов. | |
9 | Окт. | Градации светотени. Рефлекс. Падающая тень. Твоя мастерская: конструкция предмета. | УРУиН | Работа цветными карандашами. Выполнение различных видов штриховки (различное направление штрихов, послойное уплотнение штриховки); передача объема с помощью штриховки. | Определить, откуда на постановку падает свет и как в зависимости от этого на предметах распределяется светотень. Различать, где на предметах свет, тень, полутень, блик, рефлекс и падающая тень. Передавать светотень с помощью цветных карандашей. | Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Выполнять анализ (выделение признаков), относить объекты к известным понятиям. | Анализировать свои действия и управлять ими; сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой учителя. Понимать причины успеха и неудач в собственной учебе. | |
10 | Нояб. | Градации светотени. Рефлекс. Падающая тень. Твоя мастерская: конструкция предмета. | УРУиН | Выполнение упражнений на передачу формы предмета с помощью штриховки. | Находить на предмете свет, тень, полутень, блик, рефлекс и падающая тень. Понимать конструкцию предмета. Передавать светотень с помощью простого карандаша. | Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения. Участвовать в диалоге при обсуждении плана выполнения учебного задания. | Понимать причины успеха и неудач в собственной учебе. | |
11 | Нояб. | Композиция на заданную тему. Оформление творческих работ. | УОНМ | Уточнение представлений о последовательности составления композиции на заданную тему. Работа по технике коллажа. | Составлять и использовать для создания композиции опорную схему. Изготавливать законченную композицию – панно на тему «Лето» из материалов по выбору. | Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. | Испытывать эстетические чувства и эстетические потребности, эмоционально воспринимать окружающий мир природы. | |
12 | Нояб. | Композиция на заданную тему. Оформление творческих работ. | Комбин. | Изготовление рамки для панно. Работа в технике коллажа. Творческая деятельность. | Составлять и использовать для создания композиции опорную схему. Представлять значение рамки для цельности восприятия любой творческой работы. Изготавливать законченную композицию – панно на тему «Лето» из материалов по выбору. | Оценивать собственную успешность выполнения заданий; планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи; воспринимать учебное задание; выбирать последовательность действий. | Стремиться передавать собственное настроение в творческой работе, уважительно относиться к творчеству, как своему, так и других людей. | |
13 | Дек. | Зарисовки животных. Твоя мастерская: от зарисовок к иллюстрации. | УРУиН | Рассматривание и анализ зарисовок животных, выполненных немецким художником А.Дюрером. развитие умений передавать в рисунке движения животных. | Представлять значение зарисовок с натуры для создания более крупных творческих работ. Выполнять творческое задание на тему «твой пушистый друг» с передачей характерного для выбранного животного движения. | Владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. | Анализировать свои действия и управлять ими; сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой учителя. | |
14 | Дек. | Зарисовки животных. Твоя мастерская: от зарисовок к иллюстрации. | УРУиН | Продолжение работы над набросками животных. Прорисовывание набросков. Передача фактуры шерсти животного с помощью красок или цветных карандашей. | Выполнять творческое задание на тему «твой пушистый друг» с передачей характерного для выбранного животного движения, фактуры шерсти животного. Оформить работу для выставки рисунков в классе на тему «Наши любимые животные». | Уметь оценивать собственную успешность выполнения заданий. Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения. Участвовать в диалоге при обсуждении плана выполнения учебного задания. | Анализировать свои действия и управлять ими; сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой учителя. | |
15 | Дек. | Композиция и ее основные законы. | УОНМ | Изучение на примере «Натюрморта с тыквой» А.Куприна основных законов композиции и определение их в натюрмортах других авторов. | Представлять основные законы композиции. Выполнять простым карандашом эскиз натюрморта с натуры, стараясь следовать основным законам композиции. | Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. | Стремиться передавать собственное настроение в творческой работе, уважительно относиться к творчеству, как своему, так и других людей. | |
16 | Дек. | Композиция и ее основные законы. | УРУиН | Уточнение понятия «композиционные средства». Развитие умений определять композиционный центр, цельность и выразительность композиции натюрморта. | Анализировать натюрморты, созданные одноклассниками, с позиции соблюдения основных законов композиции. Выполнить в любом материале простой натюрморт с натуры, стараясь следовать основным законам композиции. | Уметь оценивать собственную успешность выполнения заданий. Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения. Участвовать в обсуждении учебной задачи. | Стремиться передавать собственное настроение в творческой работе, уважительно относиться к творчеству, как своему, так и других людей. | |
17 | Янв. | Твоя мастерская: гризайль. Отмывка. | УРУиН | Знакомство с новыми техниками однотонной живописи – отмывка и гризайль. Самостоятельная работа. | Представлять технику ГРИЗАЙЛЬ и ОТМЫВКА, рассказывать об отличиях в выполнении изображений в этих двух техниках. Выполнять изображение любого предмета (по выбору) в технике отмывки, стараясь передавать тончайшие переходы светотени. | Выбирать последовательность действий; оценивать ход и результат выполнения работы; участвовать в обсуждении учебной задачи. Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, адекватно воспринимать оценку своей работы учителем. | Уважительно относиться к творчеству, как своему, так и других людей. | |
18 | Янв. | Родная история и искусство. Народные промыслы: нижегородская резьба по дереву. | УОНМ | Углубление знаний о декоративно-прикладном искусстве, народных промыслах России. Ознакомление с особенностями нижегородской резьбы по дереву. | Характеризовать особенности нижегородской резьбы по дереву и выполнять эскиз рисунка для резьбы, самостоятельно составлять законченную композицию, выбирать для нее элементы, характерные для нижегородской резьбы по дереву. | Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. | Самостоятельно определять и описывать собственные чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, обсуждения объектов. | |
19 | Янв. | Линейная перспектива. | УОНМ | Знакомство с понятиями ЛИНЕЙНАЯ ПЕРСПЕКТИВА, ТОЧКА СХОДА. Наблюдение над реальными объектами, находящимися на разном расстоянии от наблюдателя. | Понимать линейную перспективу: как влияет на построение перспективы положение линии горизонта. Объяснять, что такое точка схода, делать простые построения перспективы; находить точку схода, линию горизонта в произведениях известных художников. | Владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. Высказывать оценочные суждения при восприятии произведений изобразительного искусства. | Самостоятельно делать выбор, какое мнение принять в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения. | |
20 | Февр. | Линейная перспектива. | УРУиН | Продолжение наблюдения над реальными объектами, находящимися на разном расстоянии от наблюдателя. | Характеризовать законы перспективы, позволяющие изображать объемные предметы на плоскости. Уметь изображать объемные предметы на плоскости, определяя линию горизонта, точку схода. | Оценивать собственную успешность выполнения заданий; планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи; воспринимать учебное задание. | Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. | |
21 | Февр. | Родная история и искусство. Изучаем работы мастеров: А.Дайнеки и П.Оссовского. | УОНМ | Анализ произведений изобразительного искусства на примере картин А. Дайнеки «Оборона Севастополя» и П. Оссовского «Салют Победы». Изучение работ советских художников, посвященных Великой Победе. | Представлять изученные жанры живописи и их характерные особенности. Рассказывать об особенностях исторического жанра в живописи; анализировать изучаемое произведение изобразительного искусства. Разработать макет обложки коллективного «Альбома Славы». | Владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. Высказывать оценочные суждения при восприятии произведений ИЗО. | Испытывать чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России. Стремиться передавать собственное настроение в творческой работе, уважительно относиться к творчеству других людей. | |
22 | Февр. | Родная история и искусство. Изучаем работу мастера М. Кугач «Дед и внук». | Комбин. | Разработка макета классного «Альбома Славы». Коллективная работа. | Подбирать фотографии и другие иллюстративные материалы для оформления альбома; подготавливать текстовое сообщение для странички альбома, компоновать подготовленные материалы с целью создания коллективной работы. | Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнерами. | Испытывать чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России. Стремиться передавать собственное настроение в творческой работе. | |
23 | Февр. | Фигура человека. Пропорции. | УОНМ | Изучение пропорций человеческой фигуры; определение различий пропорций мужской и женской фигуры. | Представлять необходимость соблюдения определенных пропорций при изображении фигуры человека. Выполнять наброски с натуры (одноклассников или родственников). | Владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. | Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. | |
24 | Март | Фигура человека. Пропорции. | УРУиН | Изучение пропорций человеческой фигуры. Изготовление подвижной модели фигуры человека. | Использовать знания о пропорциях человеческой фигуры и роли суставов в обеспечении подвижности частей тела для изготовления подвижной модели фигуры человека. С помощью модели выполнить изображение спортсмена ( по выбору) в движении. | Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. | Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. | |
25 | Март | Фигура человека. Пропорции. | Комбин. | Применение полученных знаний о пропорциях фигуры человека для создания образов сказочных персонажей в движении. | Рассматривать и анализировать пропорции фигур различных сказочных персонажей. Определение пропорционального соотношения фигурок эльфа и гнома. Создавать образы сказочных персонажей в движении, пользуясь пропорциональной сеткой, костюмы для них. Выполнить коллективную работу – иллюстрацию к сказке (по выбору), используя законы композиции при составлении иллюстрации. | Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения. Участвовать в диалоге при обсуждении плана выполнения учебного задания. Сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях. Работать в группе, распределять обязанности при выполнении коллективной работы. | Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. | |
26 | Март | Китайский рисунок кистью. | Комбин. | Самостоятельное изучение темы, выполнение практических заданий. | Представлять особенности китайского искусства рисования. Выполнять набросок цветущей ветки акварельными красками, соблюдая заданную последовательность. | Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения. Участвовать в диалоге при обсуждении плана выполнения учебного задания. | Уважительно относиться к творчеству, как своему, так и других людей. | |
27 | Апр. | Раздел IV «Учимся видеть и говорить на языке искусства» (7 часов) Родная история и искусство – русский народный театр. | УОНМ | Знакомство с историей возникновения театра. | Рассказывать об особенностях русского народного театра; об особенностях национального кукольного театра. | Использование речевых, музыкальных, знаково-символических средств, информационных и коммуникационных технологий в решении творческих задач. | Понимать особую роль культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека. | |
28 | Апр. | Кукольный спектакль по сказке С.Козлова «Снежный цветок». | Урок-проект | Коллективный проект: подготовка к постановке кукольного спектакля по сказке С.Козлова «Снежный цветок». | Иметь представление о работе различных театральных художников; реализовывать творческий замысел на основе жанровых закономерностей, выполнять заготовки для кукол; использовать в работе приемы обработки различных материалов. | Составлять план работы и согласованно действовать в коллективе. Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения работы; участвовать в обсуждении учебной задачи. | Понимать особую роль культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека. Уважительно относиться к творчеству, как своему, так и других людей. | |
29 | Апр. | Кукольный спектакль по сказке С.Козлова «Снежный цветок». | Урок-проект | Коллективный проект: подготовка к постановке кукольного спектакля по сказке С. Козлова «Снежный цветок». | Иметь представление о работе различных театральных художников; реализовывать творческий замысел на основе жанровых закономерностей, выполнять заготовки для кукол; использовать в работе приемы обработки различных материалов. | Составлять план работы и согласованно действовать в коллективе. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. | Самостоятельно делать выбор, какое мнение принять в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения. | |
30 | Апр. | Кукольный спектакль по сказке С.Козлова «Снежный цветок». | Урок-проект | Коллективный проект: подготовка к постановке кукольного спектакля по сказке С. Козлова «Снежный цветок». | Завершить работу по изготовлению коробки театра-балагана, декораций и фигурок персонажей. Подготовить текст для персонажей на основе пьесы-сказки С. Козлова «Снежный цветок». | Составлять план работы и согласованно действовать в коллективе. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. | Самостоятельно делать выбор, какое мнение принять в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения. | |
31 | Апр. | Кукольный спектакль по сказке С.Козлова «Снежный цветок». | Урок-проект | Коллективный проект: подготовка к постановке кукольного спектакля по сказке С. Козлова «Снежный цветок». | Реализовывать творческий замысел в коллективном проекте. | Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Уметь оценивать собственную успешность выполнения заданий, адекватно воспринимать оценку своей работы. | Уважительно относиться к творчеству, как своему, так и других людей. | |
32 | Май | Учимся видеть: Эрмитаж. | УОНМ | Знакомство с историей создания Эрмитажа. Расширение знаний обучающихся о жанрах изобразительного искусства. Создание виртуальной экскурсии. | Составлять рассказ об истории основания Эрмитажа. Рассказывать о живописных произведениях на языке искусства; о значении музеев для сохранения культурного наследия отечественных и зарубежных мастеров изобразительного искусства. | Уметь оценивать собственную успешность выполнения заданий, адекватно воспринимать оценку своей работы. Владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. | Самостоятельно определять и описывать собственные чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, обсуждения наблюдаемых объектов. | |
33 | Май | Учимся видеть: Эрмитаж. | экскурсия | Посетить Эрмитаж в Санкт-Петербурге, познакомиться с произведениями искусства. | Осмыслить значение музеев для сохранения культурного наследия мастеров изобразительного искусства. | Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. | Понимать особую роль культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека; уважительно относиться к творчеству других людей. | |
34 | Май | Итоговый урок «Скоро лето!» | Урок-игра | Организация игры-путешествия «Скоро лето!» по станциям. | Обобщить и систематизировать полученные знания в коллективной игре. | Составлять план работы и согласованно действовать в коллективе. Использование речевых, музыкальных, знаково-символических средств, информационных и коммуникационных технологий в решении творческих задач. | Мотивировать себя на получение новых знаний , расширение своего кругозора. Демонстрировать творческий подход к выполнению заданий. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике. 1 класс школа 2100.
Рабочая программа по математике. 1 класс школа 2100....
Рабочая программа по математике 4 класс "Школа 2100" (Демидова, Козлова)
в соответствии с ФГОС...
Рабочая программа по музыке 4 класс "Школа 2100"
по программе Критской...
Рабочая программа по информатике 4 класс "Школа 2100"
по программе А.В. Горячева...
Рабочая программа по риторике 4 класс "Школа 2100"
Ладыженская...
Рабочая программа по ИЗО 4 класс "Школа 2100"
"Разноцветный мир"...
Рабочая программа по технологии 4 класс "Школа 2100"
"Прекрасное рядом с тобой"...