План-конспект открытого занятия по внеурочной деятельности «Проектируем будущее» по теме: "Профессии моего города через краеведение. Презентация своего опыта"
план-конспект занятия (4 класс)

Мартусова Светлана Николаевна

     Цель: расширение представления о труде людей разных профессий.

Задачи:
Образовательные:
- обобщить знания детей о разнообразных профессиях людей своего города, результатах их труда и общественной значимости;
- презентавать свой опыт работы, используя знания о профессиях родного города, полученные в результате краеведческой и исследовательской деятельности.
Развивающие:
- развивать интерес к разным профессиям и их значимости в нашей жизни,
- развивать связную речь, мышление, внимание, коммуникативные умения и навыки работать в коллективе.
Воспитательные:
- воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий и результатам их труда;
- воспитывать желание жить и трудиться в родном городе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Начальная общеобразовательная школа № 5»

        

       

     

План-конспект открытого занятия по внеурочной деятельности

 «Проектируем будущее»

Цикла Профориентационная выставка «Ярмарка профессий»

для   4    класса муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Начальная общеобразовательная школа №5 »

(МБОУ «НОШ» № 5)

 Тема занятия: Профессии моего города через краеведение. Презентация своего опыта

                                                                                                             Учитель  начальных классов

                                                                                                             Мартусова Светлана Николаевна,

                                    учитель  высшей  категории_____

Город Юрга

2025 год

Тема: Профессии моего города через краеведение. Презентация своего опыта

Цель: расширение представления о труде людей разных профессий.

Задачи:

Образовательные:

- обобщить знания детей о разнообразных профессиях  людей своего города, результатах их труда

и общественной значимости;

- презентавать свой опыт работы,  используя знания о профессиях  родного города, полученные

в результате краеведческой и исследовательской деятельности.

Развивающие:

- развивать интерес к разным профессиям и их значимости в нашей жизни,

- развивать связную речь, мышление, внимание, коммуникативные умения и навыки работать

в коллективе.

Воспитательные:

- воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий  и результатам их труда;

- воспитывать желание жить и трудиться в родном городе.

Методы организации деятельности:  словесные, наглядные (использование презентации, макетов предприятия и памятников  города).

Формы организации деятельности:  групповая

Оборудование: проектор, интерактивная доска, презентация, макеты предприятия и памятников  города, листы с названием профессий, фотографии.

Оформление кабинета:

Фоном звучит песня о городе Юрга.

На столе около двери  стоит макет Машиностроительного завода;

С левой стороны:  стоит макет  Танка на КПП воинской части;   макет Мемориального комплекса и макет сквера им.Басырова;

Гости сидят возле окон,  ученики 4 класса сидят по группам перед своими макетами.

На интерактивной доске открыт  СЛАЙД №1:

Ход занятия

1. Приветствие гостей.

Учитель:  Здравствуйте, уважаемые гости, мы рады  видеть Вас на нашем занятии.

2. Организационный момент.

Учитель:  Ребята, сегодня  мы с вами  проводим итоговое занятие внеурочной

деятельности «Проектируем будущее» цикла  Профориентационная выставка «Ярмарка профессий».

С октября месяца мы  рассматривали разные профессии данного цикла, которые относятся к

таким направлениям как: СЛАЙД №2:

Направления цикла профориентационная выставка  «Ярмарка профессий»

«Образование»  «Наука и исследования»

«Медиа и интернет»

«Искусство и творчество»

«Медицина» «Отдых и здоровье»

«Военные и иные силовые специальности» «Государственный служащий»

«Технологии, промышленность и добыча полезных ископаемых»

«Строительство, транспорт, космос»

«Робототехника»

«Сельское хозяйство»

«Туризм и краеведение»  «Экология»

И сегодня вы презентуете свой опыт работы.  

3. Мотивация.

СЛАЙД №3

Учитель:  Город Юрга находится на уникальной территории и история  города тоже уникальная.

18 января этого года  городу  исполнилось 76 лет. В 2023 году нашему городу присвоено звание «Города трудовой доблести и воинской славы», так как он прославил себя как город труженик и город воин,  и продолжает нести эту вахту. Юрга показывала и показывает себя настоящим патриотом, готовая строить и развивать нашу Родину - Россию.

4. Основная часть.

Учитель читает стихотворение А. Гапоника о городе Юрга:

Средь цветущих садов,

Словно вышел из снов,

Словно вышел навстречу рассвету.

Город наш молодой,

Что зовётся Юргой,

Память сердца, любви беззаветной.

Над сибирской рекой

Был рабочей рукой

Он построен и славой овеян.

Проходили года -

Город вырос в трудах,

Он юргинцев растил и лелеял.

Словно в сладком бреду

По проспекту пройду,

Запах жёлтых акаций вдыхая.

Воздух волен и свеж,

Город полон надежд -

Я душою его обнимаю!

Учитель:   Город наш - это люди и город славен в профессиях. И вы, ребята, как настоящие краеведы поделитесь результатами своей исследовательской деятельности и расскажите нам о городе, как о территории профессионального развития, о людях разных профессий и результатах  их труда.

   В течение длительного времени каждая группа нашего класса  работала над одной из выбранных

вами тем, помощь в подготовке работы вам оказывали классный руководитель,  воспитатель

группы продлённого дня, а также ваши родители. Во время выполнения своей работы вы были: краеведами, журналистами, проектировщиками, архитекторами ну, а сейчас попробуете себя в роли экскурсоводов. Освещать наше мероприятие  будет фотокорреспондент Медиацентра «Орлята России школы №5» Войнов Дмитрий. Он будет фотографировать, делать записи, а потом вместе с советником

по воспитательной работе Бараксановой Еленой Файзуловной  напишет пост и выставит  в  социальные сети нашего образовательного учреждения.

5. Защита проектов.

Учитель: Так как Машиностроительный завод является градообразующим предприятием нашего города, слово для выступления предоставляется  ученикам 1-ой группы, которые о нем и расскажут.

СЛАЙД №4

Машиностроительный завод

1 ученик:  История  Юргинского дважды орденоносного машиностроительного завода началась в довоенные годы. Постановление о его строительстве  было принято в1939 году. Новый завод должен был стать дублёром Сталинградского завода "Баррикады". Из всех площадок под строительство выбрали именно Юргинскую, так как в этих краях находятся месторождения строительного песка и гравия, протекает река Томь, проходит железная дорога.

  СЛАЙД №5

2 ученик:  Грянула Великая отечественная война. В декабре 1941 года будущий Юрмаш начал приём людей и оборудования с машиностроительных заводов из Сталинграда, Ленинграда, Краматорска, Москвы, Коврова. Семьи рабочих разместили в домах жителей деревень Искитим, Старая Юрга, Зимник. Круглосуточно строили землянки, бараки для жилья, корпуса цехов. Активное участие в строительстве принимало местное население, молодые ребята 16-18 лет работали наравне со взрослыми.

  СЛАЙД №6

В начале 1942 года часть рабочих строителей перешла работать на станки. Это стало для них серьёзным испытанием: стояли лютые холода, а заводские корпуса не отапливались; не хватало инструмента. Работали по 16 часов в сутки без выходных. После работы у станка, надо было отработать ещё 2 часа на строительстве.

СЛАЙД №7

3 ученик:   В 1942 году в Юргу был эвакуирован Ленинградский военно-механический техникум, который в 1944 году выпустил первых специалистов для завода.

В феврале 1943 года Юргинский машзавод был введён в строй действующих предприятий страны, освоил производство элементов орудийного ствола – моноблоков и лейнеров. День 6 февраля 1943 года явился знаменательной датой в истории Юргинского машиностроительного завода: в этот день первые пушки прошли испытания и сразу же были отправлены на фронт. Можно сказать, что с этого месяца юргинцы стали непосредственно принимать участие в разгроме врага. Наши пушки получили высокую оценку у фронтовиков.

СЛАЙД №8

В конце 1945 года завершилось строительство мартеновского инструментального цеха, который на   десятилетия обеспечил производство завода артиллерийской сталью.

 4 ученик:   В послевоенное время   Юргинский машзавод был одним из мощных универсальных предприятий с полным машиностроительным циклом - от выплавки стали в мартенах  до выпуска готовых изделий.

      СЛАЙД №9

На заводе были разработаны и доведены до серийного производства артиллерийские системы, оборудование ракетно-космических стартов, горно-шахтное оборудование, подъёмно-транспортная техника, маслоотжимные агрегаты различной модификации, погрузчики-экскаваторы, а также другие изделия производственно-технического назначения. Завод выпускает продукцию в нескольких направлениях:

- выпуск горно-шахтного оборудования;

- металлургической продукции и оборудования;

- грузоподъёмной техники и других автотранспортных средств;

- сельскохозяйственных, коммунальных машин и оборудования.

  СЛАЙД №10

Учитель:  Слово для выступления предоставляется ученикам 2-ой группы.

 СЛАЙД №11

Танк Т-72 на КПП воинской части                                   

1 ученик:  В городе Юрга Кемеровской области находится воинская часть 21005, куда входит 74-ая отдельная гвардейская мотострелковая бригада.  Офицеры и солдаты соединения 74-й бригады принимали участие в боевых действиях на Северном Кавказе. В 2014 году Министром Обороны Российской Федерации бригада  награждена орденом Кутузова за успешное выполнение учебного задания. На сегодняшний день воинская часть является единственным формированием Центрального военного округа, в котором произошло полное перевооружение.

2 ученик:  Подразделение получило новейшие боевые машины и оружие. Формирование состоит из мотострелкового, танкового батальонов, дивизиона артиллеристов и нескольких рот обеспечения. 

В нашем городе есть самый большой и действующий полигон. У одного из КПП полигона на трассе Юрга - Кемерово установлен Памятник Танку Т-72, так как в 2015 году 74-я бригада  была  полностью перевооружёна на танки Т-72Б3.

СЛАЙД №12

   3 ученик:   А ещё мы узнали, что в воинской части действует оркестр Юргинского гарнизона 74-й бригады под управлением дирижёра гвардии старшего лейтенанта Александра Гришина. Он является членом композиторов Кузбасса и ветераном боевых действий. В ходе выполнения работы выяснили, что основными профессиями воинской части являются: танкисты, артиллеристы, наводчики-операторы, водители-механики, военные медики.

Учитель:  Слово для выступления предоставляется ученикам 3-ей группы

СЛАЙД №13

Мемориальный комплекс памяти юргинцев, погибших за Родину в 1941–1945 годах

1 ученик:   Раньше на том месте, где сейчас находится Мемориальный комплекс был  пустырь. И только в 1974 году провели конкурс на лучший проект памятника. Художники Анин и Митянин предоставили свой проект, а главным архитектором Мемориального комплекса был инженер Машиностроительного завода Казазаев. В течение зимы  на Машиностроительном заводе  были изготовлены отдельные конструкции памятника.  Была подготовлена площадка под грандиозное строительство и проведена огромная кропотливая работа. В строительстве Мемориального комплекса приняли участие все предприятия города Юрга.

СЛАЙД №14

2 ученик:   Памятник был открыт 9 мая 1975 года к 30-летию Победы в Великой Отечественной войне и посвящён памяти юргинцев, погибших за Родину в 1941–1945 годах.   Начинается он 100-метровой дорожкой, вымощенной железобетонными плитами. Слева от аллеи — приподнятые мраморные плиты, в которых заложены капсулы со священной землёй городов-героев. Далее следует круглый зал — кольцо Славы, в центре которого горит Вечный огонь.  На внутренней стороне колец Славы помещены списки юргинцев, не вернувшихся с полей сражений.

3 ученик:   8 мая  1985 года композиция мемориала была дополнена  скульптурой - «Скорбящая мать» с прижавшимися к ней детьми, в память о воинах, которые так и не вернулись с фронта. Находится эта скульптура в центре мемориала. Мемориальный  комплекс  считается памятником культуры местного значения и в  этом году  ему исполняется ровно 50 лет.  

4 ученик:   У Мемориального  комплекса находится Монумент «Чёрный тюльпан», который был открыт 2007 году по инициативе ветеранов Афганистана «Боевое братство». Автор проекта - художник Андрей Кухарь.  В ходе  исследовательской работы мы выяснили, что в строительстве памятника  приняли участие люди таких профессий как: проектировщики, архитекторы, скульпторы, электрики, газовщики, строители, шофёры, сварщики и металлурги.

Учитель:  Слово для выступления предоставляется ученикам 4-ой группы

СЛАЙД №15

Сквер имени Басырова. 

1 ученик:    Находится сквер в историческом центре Юрги, рядом  с ДК "Победа". Дворец особенный, с сохранившейся лепниной ещё с советского времени. Построенный в 50-е годы он возводился как театр. Сюда часто приезжают с гастролями артисты, а также драматические и музыкальные театры.

Сквер Басырова, площадью более 10 тысяч квадратных метров, всегда был одним из любимых мест жителей, он — ровесник города. 

   В сквере имени Георгия Васильевича Басырова открыта «Аллея мужества». В торжественной церемонии приняли участие ветераны СВО, родные и близкие погибших, представители Администрации города, общественных организаций. Рядом с портретами юргинских Героев высажены сосны, установлена табличка.

В 2007 году ему было присвоено имя кавалера ордена Славы трех степеней, Почетного гражданина Кемеровской области, города Юрги, Героя Кузбасса Георгия Васильевича Басырова.

2 ученик:  Георгий Васильевич Басыров — советский военнослужащий с 1942 по 1952 год. Участник Великой Отечественной войныПолный кавалер ордена Славы. Воинское звание — гвардии старшина. Воинские специальности — наводчик противотанкового ружья и механик-водитель танка. На фронте был механиком-водителем танка Т-34, дошедшего на нём до Берлина, о подвигах которого знали по обе стороны фронта. После демобилизации вернулся в Сибирь. Жил в городе Юрга, работал слесарем-сборщиком, затем мастером механосборочных работ на Юргинском машиностроительном заводе. За многолетний добросовестный труд был награждён медалями «За трудовое отличие» и «За доблестный труд». Георгий Васильевич активно участвовал  в патриотическом воспитании молодёжи и военнослужащих. Общественную работу он продолжал и после выхода на заслуженный отдых в июле 1990 года.

3 ученик:  В конце сквера, у ДК «Победа» установлен Памятник авторской песне «Вороненок с гитарой». Его открыли в 2005 году на 14-ом Всероссийском фестивале авторской песни «Бабье лето». Прототипом этой скульптуры является вороненок из популярной песни барда, бывшего кузбассовца, члена жюри Грушинского фестиваля, Сергея Матвеенко.

  Художник Андрей Кухарь нарисовал озорного и симпатичного птенца, который был воплощён в металле. Замысел творцов воплотили умельцы предприятия «Металлургмонтаж». Коллектив предприятия «Юрстрой» оказал помощь в установке скульптуры.

   Фестиваль проводился в Юрге  с 1992 года по 2005 год, а теперь проводится ежегодно в Томске. Почётными гостями фестиваля были ведущие барды России, лауреаты Грушинского фестиваля. Открывался концертом почётных гостей, популярных бардов. Песни звучали для всех и на любой вкус.

После защиты макета «Сквер имени Басырова»,  звучит песня Олега Митяева «Изгиб гитары жёлтой» (исполняют ученики 4 класса).

СЛАЙД №16

6. Итог занятия.

Учитель:   Дорогие ребята, благодарим вас  за предоставленный опыт работы. Впереди  вас ждет следующий цикл  профориентации: «Пробую. Получаю опыт».

Уважаемые гости, большое спасибо, что Вы присутствовали на нашем занятии.

                                                                                                                                              Приложение

                                         

                   

     Участники 1-ой группы рядом с макетом Машзавода

                   

    Участники 2-ой группы рядом с макетом Танка - Т72Б3

                                                                             

         

   Участники 3-ей группы рядом с макетом Мемориального комплекса      

Участники 4-ой группы рядом с макетом сквера им.Г.В.Басырова

                                                               

                                                               

Исполнение бардовской песни Олега Митяева «Изгиб гитары жёлтой»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект регионального открытого занятия по шахматам "Виват, короли"

Учебный материал расчитан на 1и 2 классы. Конспект и презентацию можно использовать на открытом уроке. Материал насыщен интересными игровыми моментами, включена инсценировка с участием детей. На таком...

План - конспект по открытому занятию «Истоки» Тема: «Лес"

План - конспект по открытому занятию    «Истоки» Тема:  «Лес – зеленый друг. Царство природы.  Дары леса.  Тайны леса."...

План - конспект открытого занятия по внеурочной деятельности «Лоцманы книжных морей»

Конспект занятия на тему"Изобразительно - выразительные средства языка. Эпитеты"...

План-конспект открытого занятия по внеурочной деятельности «Why do we like to play together? » во 2-х классах

Тема: Играем и поем вместе. Глаголы движения.Цель: Активизация и расширение словарного запаса.Задачи: I Познавательный аспект:формировать некоторые универсальные лингвистические умения, в иностра...

Внеурочная деятельность. Проектируем будущее

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫОбучающийся научится:различать типы профессий;развитие интереса  к профессиям;перечислять известные профессии и соотносить их с необходимыми для каждой из них качествами и сп...

План-конспект занятия по внеурочной деятельности «Проектируем будущее»Тема занятия: «Мир труда и профессий. Профессии нашей страны: Важные и очень важные»

Цель занятия: формирование представления о России как о стране безграничных возможностей для профессионального развития.Задачи: Образовательные: - расширять представление обучающи...

План-конспект занятия по внеурочной деятельности «Проектируем будущее» Пост/Публикация «Медицина»

                Цель занятия: формирование представления о профессии «врач». дать представление о некоторых врачебных специальностях (окулист...