разработка урока изобразительного искусства по теме "Сказка зимнего леса" для 2 класса по программе В.С. Кузина
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему

Абрамова Наталья Анатольевна

Уроки ИЗО - это прежде всего уроки творчества, помогающие детям развивать воображение, мелкую моторику рук, глазомер, цветовое восприятие окружающего мира. В учебном плане этот предмет занимает всего 1 час, поэтому считаю необходимым использовать все возможности интеграции с чтением, музыкой, чтобы урок превратить в сказку, в путешествие по картинной галерее, дать эмоциональный толчок к самовыражению через рисунок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл разработка урока ИЗО для 2 класса21.62 КБ

Предварительный просмотр:

                   Урок изобразительного искусства во 2 классе

Тема.   «Сказка зимнего леса»

 (по программе В.С. Кузина)

Цель. Формирование духовного мира учащихся через восприятие произведений изобразительного искусства, музыки, поэзии.        

Задачи. 1. Познакомить с видами пейзажа, учить изображать деревья, используя возможности работы гуашью.

              2. Формировать композиционные чувства, развивая цветовое восприятие, творческие возможности; развитие кругозора через  использование произведений искусства.    

              3. Воспитывать эмоциональную отзывчивость  к красоте природы, художественный вкус, любовь к родной природе.

Оборудование.

Для учителя:

   - репродукции И. Шишкина «Зима», К. Юона «Зима», И. Грабарь «Февральская лазурь»;

  -   фрагменты музыкальных произведений  П.И.Чайковского «Вальс снежных хлопьев»,  Г.Свиридова «Тройка»;

  - репродукции  или фотографии с изображением зимнего леса;

  - рисунки деревьев;

  - альбомные листы, кисти, баночка с водой, палитра, гуашь, акварель, салфетки;

  - таблички с напечатанными словами «пейзаж», «пейзажист»;    

  -  образец учителя  

Для учащихся:  

- лист  тонированной бумаги, кисти, акварельные краски, палитра, баночка с водой, салфетка, клеёнка.   

                                               Ход урока.

1. Организационный момент.

-   Музыка Георгия Свиридова пригласила  нас на интересный урок.

- Сейчас я вам прочту небольшой текст, а вы его внимательно послушайте, а потом скажите, о каком времени года идет речь.

              «Всё куда-то скрылось, подевалось. Звуки приглушены. Запахи

              заморожены. Время тянется еле-еле. Где вы, зеленые листья?

              Где вы, кусты и травы? Где вы, быстрые бабочки? Льды

              закрыли озера, снега укутали землю. Солнце все ниже и ниже.

               А тени длинней и длинней. И день короче воробьиного носа...»

– Итак, о каком времени года эти строки? (О зиме)

– Как догадались? Докажите.

2. Устное рисование.

Попробуем представить  лес зимой.

Работать предлагаю в ресурсном круге всем желающим детям. (ученики выходят, встают в замкнутый круг вместе с педагогом)

Задание: Представьте, что вы оказались в зимнем лесу, назовите

тот образ, который вы увидели…

Соедините свой образ со звуками зимнего леса, проговорите… Соедините увиденный образ, услышанный звук с чувством, который вы испытываете…

Молодцы, что было труднее: увидеть, услышать или почувствовать? Спасибо за работу, садитесь.

3. Беседа о красоте зимней природы.

-  Я хочу вам показать знакомую красоту зимнего леса.

3.1. (Просмотр мультимедийной презентации с изображением природы зимой: включение репродукций И.Грабарь, К. Юона, фотографий, на фоне музыки П.И. Чайковского)

    Серебристо – белым пушистым ковром снег устилает землю, осыпает ветки деревьев. Бело – серое небо почти сливается с землёй. И вокруг всё сказочное. Сама сказка таится вокруг.

     Белый снег пушистый,

     В воздухе кружится.

     И на землю тихо,

     Падает, ложится.

3.3. Беседа по выставке журнальных иллюстраций.

- Прислушайтесь, какая тишина в лесу зимой. Редко можно услышать только стук дятла или щебет сороки.

- Скажите, страшно в таком лесу?

       Конечно, нет. Вьюга немало потрудилась, намела сугробы. Посмотрите, какие красивые деревья, заворожённые тишиной, окутаны снегом,  переливаются  разноцветными красками в лучах зимнего солнца, а засыпанные снежные пни, как праздничные торты.

- Выскажите свое мнение о том, как сохранить эту красоту и показать нашим потомкам? (сфотографировать, нарисовать…)

  3.4. Беседа по репродукции пейзажа И. Шишкина «Зима».

Нужно уметь видеть эту красоту природы взглядом.

И поэтому художники не могут остаться равнодушными к такой красоте: к зимним уголкам природы.

- Скажите, а как называется изображение природы?

- А художника?

 

      Перед вами репродукция пейзажа русского художника Ивана Ивановича Шишкина «Зима»

      Приходилось ли вам бывать в таком лесу? А что вы чувствуете, глядя на этот пейзаж?

   «… Всю ночь кругом метель шумела

     И только смолкла пред зарёю,

     По утру лес стоит весь белый

     Окутан пышной пеленою…»

И действительно ночью бушевала метель. Какими стали деревья?

        На массивных тёмно – коричневых стволах деревьев хлопья снега. Снег окутал раны нанесённые вьюгой и посыпал мягким пушистым одеялом. Молодые сосенки одел в тёплые шубы. На голые ветки кустарников надел снежную бахрому. Стало тихо, спокойно. Нигде даже веточка не шелохнётся, сучок не треснет. Лес, словно замер.

    «И стоит он, околдован,-

      Не мертвец и не живой –

      Сном волшебным очарован,

      Весь опутан, весь окован

      Лёгкой цепью пуховой…»

       Да, лес заколдован, как будто «спит под сказку сна». Только лишь маленькая птичка устроилась на ветке сосны.

 - Как бы вы назвали пейзаж И. Шишкина?

4. Сообщение темы, цели урока.

      Мы сегодня с вами будем пейзажистами. В работах попробуем передавать красоту зимнего леса.

- Как бы вы назвали тему сегодняшнего урока.

Тема урока «Сказка зимнего леса», а без чего не может быть леса? (без  деревьев).

- Давайте поставим задачи на урок.

- Научиться изображать деревья зимой

- Учиться подбирать краски, пользоваться гуашевыми красками.

- Работать аккуратно

      Итак,   мы можем стать художниками –   волшебниками, попасть в сказку и затем ее изобразить.

5. Объяснение нового материала.

- Какие краски у зимы?

Вот почему наши альбомные листы тонированы.

-Как расположим лист бумаги? (вертикально)

- Почему? (деревья вытянуты в верх)

Альбомный лист для работы я положила вертикально, чтобы передать в работе высоту деревьев.

- С чего начнём изображение дерева? (со ствола)

      На палитре разведу краску для изображения дерева– фиолетово – коричневую и пишу этой краской ствол.

      А я увидела в лесу огромное дерево, которые своей высотой

как будто упираются в небо. (одновременный показ педагогом на доске) Он может быть слегка искривлен, совсем прямым быть не может. Изображаем его снизу вверх, от широкого к узкому.

- Прорисовываем  ветки, одни крупные, другие чуть тоньше. Но самое главное они растут от ствола. А не отдельно от него.

     Если вы хотите изобразить берёзку, например, на опушке леса или в лесу, то, как художник вы должны сначала найти нужный цвет для изображения ствола. Не чёрный, а оттенки фиолетово – коричневые, синевато – чёрные.(показ)

      От ствола в разные стороны отходят тонкие ветви. Их изобразите лёгкими линиями, плавно изгибающиеся, опускающиеся к низу, образующие ажурную  гирлянду.

Рябину вы уже умеете изображать.

      На моем рисунке (образец рисунка дан в приложении к уроку) маленькие ёлочки защищены от метели, их пышную крону окутал снег.

      Для изображения заснеженных деревьев вам поможет белая краска, которую можно смешать на палитре с другими цветами.

А вокруг деревьев такой голубой снег, который искрится в лучах солнца.

      Физминутка

(под музыку П. Чайковского «Вальс снежных хлопьев» выполняются танцевальные движения)

6. Закрепление

- С чего начинаем работу? (Выбираем положение листа и определяем границы)

– С чего начинаем изображение? (Со ствола)

– Что изображаем потом? (Ветви, листья, ягоды, крону)

– Что изображаем последним? (Снег)

Самостоятельная работа детей под приглушённое музыкальное оформление.

7. Итог урока

6.1.Анализ работ, оценивание

     - выразительность работы

     - построение композиции

     - интересный пейзаж

     - умение работать красками, умелый цветовой подбор.

6.2. Организация выставки.

Оформление  этикетки к работе, придумывание названия.

7. Инструктаж по домашнему заданию.

Подобрать стихи, журнальные иллюстрации, репродукции картин на тему «Птицы нашего края»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока изобразительного искусства во 2 классе "Зимний праздник"

Добрый день, уважаемые коллеги! Данный урок возможно провести с 1 по 4 классы, облегчая или усложняя задания с учётом развития художественных навыков детей и  их возвастных особенностей развития....

Разработка урока изобразительного искусства во 2 классе по УМК "Планета знаний "Графика. В мастерской художника-графика. Выразительные средства графики. «Ветвистое дерево»

Цели и задачи: знакомство  с графикой. Обучение умению анализировать средства  художественной выразительности (линия, штрих, тон). Изучение  особенностей материалов и инструментов для г...

Методическая разработка «Уроки изобразительного искусства с применением компьютерных программ в начальной школе»

В данной методической разработке предложена серия уроков с применением компьютерных технологий и программ: на уроках изобразительного искусства. Методическая разработка нацелена на систематическо...

Технологическая карта урока "Изобразительное искусство" на тему "Зимние фантазии" (УМК "Школа России", 4 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: углубление представления о пейзаже как о жанре изобразительного искусства; закрепление навыковбыстрого изображения людей в движении и э...

Технологическая карта урока изобразительное искусство по теме "Зимний пейзаж" - 2 класс

Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: создание условий для формирование углубленных представление об изобразительных и выразительных возможностях белого цвета при смешении его...