Поурочные разработки уроков изобразительного искусства в I полугодии 3 класса по программе Б.М. Неменского УМК "Школа России"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3 класс) по теме
Поурочные разработки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
поурочные разработки уроков ИЗО в 3 классе по программе Б.М.Неменского | 25.9 КБ |
Предварительный просмотр:
3 класс Тема III четверти – Художник и зрелище
1-2 урок 3 четверти
Театральная маска
Цели:
- Привлечение внимания детей к театральному искусству как лицедейству, формирование понимания роли художника в создании персонажа. Выразительность маски, ее характер. Искусство перевоплощения.
- Развитие образного, ассоциативного мышления
- Воспитание интереса к предмету
Ход урока
- Оргмомент
- Домашние задания
- На следующий урок: 1 - цветная бумага, ножницы, клей, перья, конфетти, серпантин, елочный цветной дождь, проч. 2 – альбом, любые живописные материалы
- Домашнее задание: 1 - найти изображения масок, актеров в гриме; 2 – выбрать детскую сказку для инсценировки в кукольном театре
- Изучение нового материала
- Учебник, с. 94 – 96
- Беседа.
Язык масок условен. Так, много морщин на лбу означало преклонный возраст, гладкий лоб – веселое настроение, крутой лоб – настроение мрачное. Большое значение играл цвет «лица» маски: например, желтый цвет говорил о болезненности, смуглый – о грубой силе и крепком здоровье, белый с розовым румянцем – о нежном личике, багровый – о сердитости и раздражительности.
Немаловажное значение имеет расположение глаз, бровей, линии губ и т. д. в маске. Все эти разнообразные расположения принято называть мимикой лица, по которой обычно можно догадаться о чувствах и настроении персонажа.
Удивление Грусть Радость Раздражительность
Символами комедии и трагедии в театре до сих пор служат античные маски, пришедшие к нам из далеких времен Древней Греции (более трех тысяч лет назад). Их еще называют масками смеха и печали. На эмблемах некоторых театров изображены эти маски.
- Практическая работа, постановка учебной задачи
Сегодня мы с вами будем учиться из плоского листа бумаги конструировать объемные маски (поэтапное выполнение работы с демонстрацией)
- Самостоятельная работа
Выполните две маски, с различными мимическими настроениями
- Выставка и анализ работ
- Итог урока
3 класс 3 урок 3 четверти
Театр кукол
Образ театрального героя
Цели:
- Знакомство с персонажами театра кукол, виды театральных кукол по способу управления ими. Формирование понимания выразительности кукольного персонажа. Зарисовка «своего» героя
- Развитие образного и ассоциативного мышления
- Воспитание трудолюбия, уважения к труду художника
Ход урока
- Оргмомент
- Домашние задания
- На следующий урок: пластилин, доска, стеки, круглый колпачок от старой маминой помады, кисть, лист картона, тетрадь, ручка
- Домашнее задание: обдумать выражение лица куклы, форму носа, ушей, волосы, головной убор, воротник. Выучить свою роль по сказке.
- Изучение нового материала
Учебник, страницы 88 – 90
- Проверка домашнего задания
- Выбор сказок для инсценировки
- Определение количества героев в сказке
- Распределение ролей
- Учебник, страница 92
- Постановка учебной задачи
Вот мы и попробуем каждый представить себе своего героя: как он выглядит, какой у него костюм, какое лицо или мордочка (если это животное), какой у него характер и сегодня нарисуем портрет своего героя – таким, каким вы его себе представляете. По этим рисункам на следующем уроке мы начнем создавать своего героя для кукольного спектакля.
Обведите свою руку на листе бумаги – у вас будет перчаточная кукла – и пририсуйте к «перчатке» ее голову, оформите ей костюм.
- Самостоятельная работа
- Выставка и анализ работ
- Итог урока
3 класс 4 урок 3 четверти
Изготовление головы куклы
Цели:
- Совершенствование навыков лепки пластической выразительной формы образа театрального героя
- Развитие эстетического восприятия мира, чувства пластической гармонии
- Воспитание трудолюбия и аккуратности в работе
Ход урока
- Оргмомент
- Домашние задания:
- На следующий урок: гуашь, кисти, карандаш, тетрадь, ручку
- Домашнее задание: обдумать роспись головы куклы
- Постановка практической задачи
Сегодня, ребята, когда вы все уже определились со своими героями – кто кого и в каком спектакле будет играть, представили себе своего героя и нарисовали его, приступим к созданию самой куклы. Самая важная часть театральной куклы – ее голова и лицо (мордочка). Поэтому сегодня мы начнем работу над созданием куклы с изготовления ее головы. Чтобы проще было работать и ничего не упустить обратимся к плану:
- Три стандартных куска пластилина разминаются и скатываются в общий шар. Цвет головы на этом этапе работы значения не имеет, т. к. для дальнейшей росписи голову нам нужно будет загрунтовать (гуашь не покроет маслянистую поверхность пластилина без особой грунтовки)
- Готовая масса пластилина наносится на патронку для пальца (колпачок от губной помады или кусок картона, свернутый трубочкой и склеенный по шву).
- Сравним размеры головок всех персонажей спектакля. Они должны быть почти одинаковыми.
- Выделим объемные трехмерные особенности – неровности лица (мордочки) персонажей: выпуклость лба, глазные впадины, выступающий нос (мордочка), выпуклые круглые щечки и проч. при помощи стек, приминаний, вдавливаний и дополнительных кусочков пластилина.
- Загрунтуем готовую вылепленную голову особой белой краской, поставив ее на патронке на кусочек картона.
4. Самостоятельная работа
- Лепка головы куклы из пластилина
- Грунтовка головы куклы белой водоэмульсионной краской
5. Анализ работ
6. Итог урока
3 класс 5 урок 3 четверти
Театр кукол. Роспись головы куклы.
Цели:
- Совершенствование навыков работы с живописными материалами
- Развитие эстетического восприятия мира, чувства пластической гармонии
- Воспитание трудолюбия и аккуратности в работе
Ход урока
- Оргмомент
- Домашние задания
- На следующий урок: белая х/б рабочая перчатка, кусочки тканей, меха, кружев, тесьмы, нитки, иголка, ножницы, клей, пуговки
- Домашнее задание: обдумать костюм своего персонажа (одежда, головной убор, воротник и проч.)
- Постановка практической задачи
- Затонировать головку куклы гуашью, высушить
- Добавить (нарисовать) волосы, усы, бороду, глаза (крупно)
- Поучиться управлять куклой, поиграть ей.
- Самостоятельная работа
- Выставка работ, обыгрывание персонажей, анализ
- Итог урока
3 класс 6 урок 3 четверти
Костюм театрального героя
Цели:
- Формирование понимания выразительности костюма, роль костюма в подчеркивании образа
- Развитие образно-ассоциативного мышления
- Воспитание трудолюбия и аккуратности в работе
Ход урока
- Оргмомент
- Домашние задания
- На следующий урок: несколько ватманских листов (на весь класс), альбом, карандаш, гуашь, крупные кисти, ластик, тетрадь, ручка
- Домашнее задание:
- подумать, как может быть украшен театральный занавес в детском театре;
- закончить изготовление куклы
- Изучение нового материала
Многие герои сказок в своем костюме имеют какую-нибудь характерную деталь, например Незнайка – шляпу и галстук, Карабас Барабас – длинную бороду и хлыст, Красная Шапочка – шапочку алого цвета и черный жилет, юбочку с белым передничком, и т. п. Вы дома уже продумали костюм для своей куклы, решите, что в этом костюме особенно может подчеркнуть образ куклы (воротник, передник, карман, пуговицы, шляпа, шарф, галстук, бантики и прочее)
- Постановка практической задачи
Выполним костюм для своей куклы
- Самостоятельная работа
- Изготовление и украшение костюма
- Обыгрывание куклы (репетиция роли)
- Выставка и анализ работ
- Итог урока
3 класс 7 урок 3 четверти
Художник в театре.
Театральный занавес
Цели:
- Знакомство со зданием театра – храмом искусства; со сценой, декорациями.
- Развитие образно-ассоциативного мышления
- Воспитание трудолюбия и аккуратности в работе
Ход урока
- Оргмомент
- Домашние задания
- На следующий урок: белая бумага А3-А4, фломастеры, цветные маркеры, карандаш, гуашь, кисти, цветная бумага, ножницы, клей, лист в клеточку
- Домашнее задание: рассмотреть театральные афиши, плакаты – что на них нарисовано или написано, повторить «свою» роль, «отыграть» ее со своей куклой, порепетировать
- Изучение нового материала
В кукольном театре художники делают не только кукол, но и оформление сцены. Собрались зрители перед началом спектакля в зале. Каким будет спектакль – радостным, веселым или грустным? Может ли нам помочь художник узнать это заранее?
К некоторым спектаклям художники делают специальный занавес. Его оформление не рассказывает, но намекает на содержание спектакля, как бы вводит зрителя в атмосферу предстоящего действия. Как вы думаете, почему оформление занавеса всего лишь намекает на содержание спектакля, а не рассказывает все, что там будет происходить? /…/
От того, среди каких вещей – декораций – будет происходить кукольное действие тоже зависит очень многое – создание ощущения правдивости рассказа, создание атмосферы, среды, окружения происходящего. От того, где происходит действие – в доме, на улице, в лесу, - будет зависеть какие предметы декораций нам необходимо изготовить для нашего спектакля. Зрители смотрят издали. Плоские предметы декораций надо делать ярко и выразительно, крупно, но их не должно быть много, чтобы куклы – главные герои спектакля – не «потерялись» в этом окружении.
Еще для кукольного спектакля нам понадобится ширма, за которой прячутся актеры и откуда появляются на сцене «оживающие» куклы. Ширму тоде можно украсить в духе сказочного представления.
- Закрепление изученного материала
Что можно изобразить на занавесе для всех наших сказок?
Какими можно сделать общие декорации?
Как можно украсить ширму?
- Постановка практической задачи
Сегодня мы будем работать в группах. Одна группа будет выполнять оформление занавеса, вторая группа – оформлять ширму, а третья группа – сделает несколько предметов для декораций (для украшения задней стены сцены)
- Самостоятельная работа
- Выставка и обсуждение работ
- Итог урока
3 класс 8 урок 3 четверти
Театральная афиша
Цели:
- Знакомство с искусством театрального плаката. Целостное решение в плакате образа спектакля и текста
- Развитие образно-ассоциативного мышления
- Воспитание трудолюбия и аккуратности в работе
Ход урока
- Оргмомент
- Домашние задания
- На следующий урок: готовые куклы, готовая ширма, занавес, плакаты, тетрадь, ручка
- Домашнее задание: повторить и отрепетировать роли своих персонажей, принести книжку со своей сказкой
- Изучение нового материала
Представьте себе, что сегодня мы с вами собрались в театр. Как нам узнать заранее какой сегодня спектакль? /Надо посмотреть афишу – театральный плакат-объявление/ (Учебник, страницы 98-99)
Известный график и живописец Ю.Пименов говорил: «Я очень люблю рисовать афиши. Они являются началом спектакля еще на улице города, приглашением в театр. А так как театр всегда в какой-то мере праздник, то, следовательно приглашением к празднику».
А о чем спектакль – можно узнать из плаката? /Да, если там будет крупный и выразительный рисунок. Да еще цветной!.. И буквы крупные!/
Плакат цветной, а мы говорим о художнике-графике. Почему? /Графика – это работа пятнами, линиями; они могут быть и цветными/.
Плакатов надо отпечатать много. Рисуют их художники быстро, небольшим (2-3) количеством цветов. Чтобы рисунок лучше был виден издали, его обводят темным контуром. Шрифт для надписи делают крупным, четким.
- Постановка практической задачи
На большом листе нарисуйте эскиз плаката к своему кукольному спектаклю 2 – 3 цветами. Изображение должно быть крупным и выразительным. Оставьте поля и места для надписей: названия спектакля, где и когда он будет проходить.
Буквы шрифта можно сделать широкие или узкие, прямоугольные или закругленные. Главное – четкость и читаемость издалека этих букв. На клетчатой бумаге нарисуйте буквы из названия спектакля простым карандашом. Если есть одинаковые буквы – нарисуйте только одну. Под клетчатую бумагу подложите цветную и аккуратно вырежьте буквы по контуру. Буквы из клетчатой бумаги здесь послужат вам шаблоном, ведь по клеточкам проще нарисовать буквы одинаковой высоты и ширины.
Композиция надписей может быть самой разнообразной: вверху или внизу, по вертикали слева или справа от рисунка. Надпись можно «положить» по рисунку и т.п.
- Самостоятельная работа
- Выставка и анализ работ
- Итог урока
3 класс 9 урок 3 четверти
Место художника в зрелищных искусствах
Цели:
- Закрепление и контроль полученных знаний, знакомство с искусством актерского мастерства, разыгрывания спектакля с применением изделий, изготовленных на уроках
- Развитие речи, дикции, образно-эмоционального мышления, интуиции
- Воспитание любви к искусству театра, уважения к труду художника и актера
Ход урока
- Оргмомент
- Домашние задания
- На следующий урок: лист А3, гуашь, кисти, карандаш, фломастеры, тетрадь, ручка
- Домашнее задание: подумать о роли художника в цирковом представлении
- Актуализация знаний
Постановка спектаклей кукольного театра, подготовленных ребятами:
«Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок» и др.
- Анализ работы
Постановка каких спектаклей оказалась самой трудной, почему?
Какие спектакли вам больше всего понравились, почему?
Какова роль художника в театре, расскажите.
(Оценивание игры каждого актера)
Свои спектакли вы можете показать малышам первых, вторых классов. А если немного потрудиться – выучить свои роли на английском языке (с помощью учителя английского языка), то это будет и для вас, и для малышей, которые тоже уже начали изучать иностранный язык, хорошим подспорьем в учебе, да и просто может получиться очень необычно и интересно!
- Итог урока
3 класс 10 урок 3 четверти
Художник и цирк
Цели:
- Знакомство с работой художника в организации циркового представления
- Развитие творческого мышления, оформительских умений
- Воспитание трудолюбия, аккуратности в работе
Ход урока
- Оргмомент
- Домашние задания
- На следующий урок: белая бумага А4, гуашь, кисти, карандаш
- Домашнее задание: посетить выставку или музей
- Изучение нового материала
Цирк – зрелище красочное, радостное. Смелые и ловкие артисты цирка: эквилибристы на проволоке, жонглеры, акробаты, дрессировщики, наездники. Зрители цирка сидят далеко от арены, поэтому костюмы для артистов делают яркими, с крупным рисунком. Костюмы, реквизит, лучи цветного света придумывают художники.
Силу, ловкость, мужество артистов подчеркивает гибкость их тел, пластика тела.
(Учебник, страницы 76 – 79)
- Постановка практической задачи
Прочитайте задание на странице 79 учебника. Постараемся сегодня его выполнить.
- Самостоятельная работа
- Выставка и анализ работ
- Итог урока
3 класс Тема IV четверти - Художник и музей
1 урок 4 четверти
Музей – хранитель культуры.
Музеи в жизни города
Цели:
- Формирование представлений о музеях – хранилищах произведений искусства, носителях радости, смысла жизни; формирование умения быть вдумчивыми зрителями в музее
- Развитие умения вдумчиво рассматривать картину, уметь анализировать ее
- Воспитание бережного отношения к старинным произведениям искусства, чувства гордости и любви за культурное наследие своей родины
Ход урока
- Оргмомент
- Домашние задания
- На следующий урок: белая бумага А3, гуашь, кисти, тетрадь, ручка
- Домашнее задание: принести открытки, репродукции или фотографии с изображениями природы
- Изучение нового материала
Всю эту четверть мы будем с вами знакомиться с музеями искусства и картинами, которые там хранятся. Кто из вас был в музее? Что в них интересного? Где еще, кроме музея, можно увидеть произведения искусства? (На выставке, в выставочном зале, на распродажах)
В музеях, ребята, хранятся сокровища человеческой культуры от древности и до наших времен. Экспонаты музея рассказывают нам о том, как раньше жили люди, как ощущали себя и мир вокруг них, как одевались, что ели, как выглядели и многое другое. Все это сохранилось в вещах, картинах, скульптурах… Экспонаты в музеях время от времени реставрируют, поддерживают в хорошем состоянии, их изучают, ими любуются. Поэтому в музеях экспонаты могут храниться вечно. В музее много залов с выставленными на обозрение посетителей экспонатами, но еще больше их хранится в специальных хранилищах - запасниках музея. Музей – это хранитель истории и культуры народов.
Учебник, страницы 107 – 113
- Постановка практической задачи
Представьте себя на экскурсии в залах музея изобразительного искусства. Здесь тихо и торжественно, вокруг на стенах картины, а возле стен на полу расставлены великолепные скульптуры. Говорить громко в музее нельзя. Зрители молча любуются картинами, каждый по-своему переживая то, что видит и чувствует в ней. Идет как бы мысленная беседа каждого зрителя с автором каждой картины. Давайте попробуем это нарисовать.
Вам первый раз сегодня предстоит изобразить внутреннее помещение – интерьер (внутреннее помещение) музея. Построим его вместе. Главное в музее – картины на стенах и скульптуры, стоящие на полу возле стен. Поэтому больше места на листе отведем поверхности стен. Оставим снизу немного поверхности пола, на котором позже изобразим постаменты скульптур и куда поставим наших посетителей музея. Потолок можно не рисовать, или нарисовать его небольшим, если без него здесь не обойтись. На стенах разместим разные по размеру и содержанию картины в дорогих резных и золоченых рамах. А перед картинами нарисуем зрителей – себя, своих друзей, других людей – взрослых и детей. Скульптуры на специальных постаментах из белого гипса или мрамора. Цвет стен и пола должен быть в музее сдержанным и светлым, чтобы не отвлекать зрителей от самих произведений искусства, и в то же время не быть скучным и темным. Это может быть светло-бежевый, светло-розовый, светло-зеленый или светло-голубой цвет стен. Пол должен быть светло-коричневым.
- Самостоятельная работа
- Выставка и анализ работ
- Итог урока
3 класс 2 урок 4 четверти
Картина – пейзаж
Цели:
- Знакомство с жанром пейзажа
- Развитие творческих способностей
- Воспитание любви к искусству
Ход урока
- Оргмомент
- Домашние задания
- На следующий урок: альбом, гуашь, кисти, палитра, тетрадь, ручка
- Домашнее задание: найти репродукции картин – изображения вещей, фруктов, посуды, цветов и проч., принести
- Изучение нового материала
В музеях хранится много картин. Очень часто на картинах мы можем увидеть изображение природы или какой-то местности – города, деревни, далеких гор, море или фантастическую волшебную природу сказки или далекой планеты. Изображение всего этого люди назвали одним иностранным словом «пейзаж». Пейзаж – это изображение природы.
Учебник, страницы 114 – 118
Посмотрите эти картины. Здесь всюду мы видим разные изображения природы – художники писали пейзажи, но, посмотрите, как по-разному у них это получилось. Какое настроение они нам передали своими картинами? (Анализ) Как же так получилось, что изображали художники почти одно и то же (небо, землю, деревья), а настроение в картинах разное? (Разное время суток, разная погода – состояние в природе) Как вы думаете, а что помогло художникам показать нам это настроение? (Цвет, особая цветовая гамма)
Сегодня вы тоже попробуете изобразить свой пейзаж с разным настроением.
- Постановка практической задачи
Изобразите летний пейзаж в ясную погоду, но
1 ряд – утром (все цвета разбеленные утренним туманом, на траве – капельки росы, утренняя желтая заря еще только занимается, солнце рисовать не надо!)
2 ряд – днем (используем теплые чистые цвета солнечного ясного дня и прохладные контрастные тени от всех предметов; солнце очень высоко в небе – его не рисовать!);
3 ряд – вечером (все цвета приглушены темно-сине-серым цветом летних сумерек, на небе догорает алая вечерняя заря, солнце не рисовать!)
- Самостоятельная работа
- Выставка и анализ работ
- Итог урока
3 класс 3 урок 4 четверти
Картина – натюрморт
Цели:
- Знакомство с жанром натюрморта. Мир вещей человека, отображенный в натюрморте. Натюрморт радостный, торжественный, нежный, певучий, мрачный.
- Развитие эстетического восприятия мира, зрительной зоркости, наблюдательности
- Воспитание трудолюбия, аккуратности в работе
Ход урока
- Оргмомент
- Домашние задания
- На следующий урок: белая бумага А3, гуашь, кисти (или цветные мелки, пастель, карандаши)
- Домашнее задание: найти репродукции картин, рассказывающие о жизни людей в прошлом и теперь
- Изучение нового материала (с применением ИКТ)
На позапрошлом уроке мы рисовали залы музея с картинами на стенах. Что может быть изображено на этих картинах, что художники хотели бы выразить в своих произведениях? Они могут рассказать о разных событиях, вещах, состояниях в природе, показать, какими были люди прежде, передать их характер, настроение, показать, как художник относился к тому, что он изобразил.
Даже в обычных вещах люди видели красоту и хотели увековечить ее. Такие картины с изображением предметов назвали натюрмортами (от французского языка, что означает «неживая, застывшая природа»).
Посмотрите, какие здесь представлены натюрморты (учебник, страницы 126 – 128)
Одни натюрморты получились яркими, торжественными. Другие – нежно-певучими. А некоторые – мрачными. Работая над любой картиной, художник передает в ней свое отношение к тому, что изображает, свое настроение и душевное состояние.
Как же художнику удается передать свое настроение? Что ему в этом помогает при написании картины?
В картине все решает колорит – общий цветовой строй картины (как мы ее почувствовали и что нам понравилось) и цвет (яркие, чистые цвета – звонкие, разбеленные – нежные, затемненные – грустные, тихие, иногда мрачные). Значит цветом, колоритом можно передать настроение.
Но в натюрморте одного цвета и колорита мало. Предметы можно разбросать по листу или расставить их в ряд, как в магазине на полке, - и тогда настроения не получится. Художник так размещает предметы на полотне, чтобы они хорошо были скомпонованы, красиво лежали, были не малы и не велики, были связаны между собой и, в то же время, все хорошо были бы видны. Так художник составляет композицию, то есть так «сочиняет» свою картину, чтобы было как можно лучше видна красота всех предметов и каждого в отдельности, а еще был заметен «характер» этого натюрморта.
- Постановка практической задачи
Сегодня вы нарисуете простой натюрморт из двух предметов. Рисовать надо сразу кистью и цветом – большими пятнами нарисовать предметы и фон:
1 ряд передает нежное настроение в натюрморте - рисует разбеленными (смешанными с белой краской) цветами;
2 ряд передает радостное настроение в натюрморте – рисует чистыми, взятыми прямо из баночек, цветами;
3 ряд передает грустное или немного мрачное настроение – рисует приглушенными (смешанными с черной краской) цветами.
Понаблюдайте, как освещены предметы? Посмотрите, с какой стороны падает тень, усильте ее цветом, сделайте падающую тень на столе. Выделите самые светлые пятна на предметах – блики.
- Самостоятельная работа
- Выставка и анализ работ
- Итог урока
3 класс 4 урок 4 четверти
Картина – портрет
Цели:
- Знакомство с жанром портрета, его разновидностями
- Развитие глазомера, аналитического мышления, воображения, художественного вкуса
- Воспитание трудолюбия и аккуратности в работе
Ход урока
- Оргмомент
- Домашние задания
- На следующий урок: альбом, акварель, цветные восковые мелки, карандаш, тетрадь, ручка
- Домашнее задание: найти репродукции картин, рассказывающие о жизни человека в прошлом и теперь
- Изучение нового материала (с применением ИКТ)
Портрет – жанр изобразительного искусства, посвященный изображению одного человека или группы людей. Главное в портрете – облик человека, его сходство с оригиналом. Кроме внешнего сходства, художники стремятся передать в портрете характер человека, его духовный мир, и для этого они общаются с портретируемым, изучают его индивидуальные особенности и только потом передают свои впечатления в портрете. Разные портреты одного человека могут быть у разных художников похожи и непохожи, т. к. каждый художник передает еще и особенности своего отношения к этому человеку.
Существует много разновидностей портретного жанра:
- поясной портрет;
- бюст (погрудный портрет в скульптуре);
- портрет в рост;
- групповой портрет в интерьере;
- портрет на фоне пейзажа, архитектуры.
По характеру изображения портрет может быть парадным, который предполагает изображение человека в полный рост, в окружении предметов, говорящих о достоинствах портретируемого. Может быть камерным – чаще поясной или погрудный портрет, где главное – лицо человека и его внутренний духовный мир.
Портреты не только доносят до нас образы людей разных эпох, отражают часть истории, но и говорят о том, каким видел мир художник, как он сам относился к портретируемому. Основное качество портрета – сходство с оригиналом. Но внешнего сходства мало. Наблюдательный глаз художника-портретиста в мимике лица, в выражении глаз, в жестах и позе, в манере ходить, сидеть, одеваться, в окружающей обстановке видит проявление тех или иных черт характера, переживаний, настроений и чувств, т. е. внутреннего состояния человека.
В старину знатные люди заказывали портрет всех членов семьи и передавали их из поколения в поколение. Через портреты можно было познакомиться со своим прадедушкой или же с мамой прабабушки. С изобретением фотоаппарата художники не перестали рисовать портреты, а люди не перестали заказывать их. Ведь фотографию делает механизм, а над картиной работает человек, который по-разному может показать одного и того же человека, он может заметить, почувствовать в человеке то, что не заметит объектив.
Учебник, страницы 121 – 124
- Постановка практической задачи
Задание в учебнике на странице 125.
Как же рисовать лицо человека? С чего начать? Для этого надо знать схему – общее для всех строение лица человека (показ).
- Самостоятельная работа
- Выставка и анализ работ
- Итог урока
3 класс 5 урок 4 четверти
Картины исторические и бытовые
Цели:
- Знакомство с историческим и бытовым жанрами в изобразительном искусстве
- Развитие фантазии, творческого мышления, познавательного интереса к прошлому и настоящему
- Воспитание трудолюбия, аккуратности в работе
Ход урока
- Оргмомент
- Домашние задания
- На следующий урок: альбом, карандаш, гуашь, кисти, тетрадь, ручка
- Домашнее задание: найти, рассмотреть и принести изображения произведений древнерусской архитектуры (деревянной и каменной)
- Изучение нового материала
Учебник, страницы 130 – 131
- Постановка практической задачи
Выполним задание на странице 131 учебника
- Самостоятельная работа
- Итог урока
3 класс 6 урок 4 четверти
Музеи архитектуры.
Деревянное и каменное зодчество
Цели:
- Систематизирование знаний об архитектуре, знакомство с музеями архитектуры – заповедными зонами культуры
- Развитие зрительной памяти и художественного воображения
- Воспитание любви и чувства гордости за культурное наследие России
Ход урока
- Оргмомент
- Домашние задания
- На следующий урок: альбом, карандаш, тетрадь по ИЗО, ручка
- Домашнее задание: собирать материалы по старинному народному декоративно-прикладному искусству России (статьи, фотографии, сами предметы)
- Изучение нового материала
Издавна русские люди селились на богатых лесом берегах озер и рек. Лесные чащи давали людям приют и кров, пищу и материал для построек. Из дерева рубили избы и амбары, возводили церкви и соборы, строили города, городцы (маленькие города), кремли (крепости). Летописи рассказывают, что уже в IX веке, на заре русской государственности, были построены города-крепости: Новгород Великий, Ростов Великий, Киев и др.
Героический образ крепости – охраны, ограды – укоренился в зодчестве и стал одной из самых характерных и ярких особенностей древней архитектуры. Недаром силуэты многих деревянных церквей и звонниц напоминают нам былинных богатырей, стоящих заставой на русских границах.
Слово «кремль» вошло в употребление при князе Иване Калите в XIV веке, когда Московскую крепость на Боровицком холме опоясали мощные стрельницы, предшественницы нынешних кремлевских башен. Лучшие мастера со всей Руси – из Москвы, Суздаля, Твери, Ростова, Пскова, Владимира – строили башни Московского Кремля. Столетиями складывался его внешний облик.
Для сохранения творений наших предков создаются заповедные зоны культуры – музеи архитектуры (построек, зданий) под открытым небом. Старинный город под стеклянный колпак не запрячешь, но его можно охранять от разрушений, реставрировать и не портить современными огромными зданиями. В таких уголках – музеях архитектуры – идешь по улице и кажется, что попал в далекое прошлое.
Далеко на севере, на Онежском озере, куда не смогли дойти орды завоевателей, сохранились деревянные постройки удивительной красоты и мастерства исполнения, памятники деревянного зодчества, сработанные умелыми руками плотников. На Онежском озере более 1500 островов. Самый знаменитый из них называется ласково Кижи. Чем знаменит этот остров? тем, что когда-то решили организовать здесь настоящий музей архитектуры под открытым небом – музей древнерусского деревянного зодчества. Со всех северных деревень свезли по бревнышку сюда самые интересные памятники древней деревянной архитектуры: часовни, жилые дома, мельницу и амбар.
По-карельски «кижат» - игрище. В древние времена на этот остров из окрестных мест съезжалось множество людей развлечься, позабавиться. Люди сразу замечали здесь Кижский погост – две церкви и колокольню с примыкающими строениями.
Учебник, страница 29
Эта большая церковь-красавица называется Преображенской церковью. Она деревянная, высотой почти в двенадцатиэтажный дом (!) построена 250 лет назад. Преображенская церковь – словно чудо природы, невиданный цветок или волшебное дерево, возросшее в этом суровом краю. 22 купола храма постепенно один за другим поднимаются ввысь. Купола церкви хоть и деревянные, но на солнце блестят и переливаются, словно серебристые чешуйки. Эти чешуйки – осиновые лемешины. Вы только представьте, сколько их пришлось вытесать мастеру топором, чтобы украсить и защитить красавицы головки от дождя и снега – около 30 тысяч штук! Такое трудолюбие, терпение и старание под стать настоящим мастерам, коими во все времена была богата матушка-Россия.
А рядом с Преображенской церковью пристроилась Покровская церковь. По виду она несколько скромнее. Девять утонченных по форме куполов словно хоровод завели.
Ребята, музей-заповедник в Кижах не имеет себе равных по художественной ценности. Здесь всегда огромное количество туристов из разных уголков России и мира. Они приезжают сюда, чтобы взглянуть на невиданные по красоте памятники деревянного зодчества и воздать дань уважения русским мастерам. Разве можно воспринимать эту красоту равнодушно?! Она всегда вызывала и будет вызывать чувство восхищения и гордости за наш народ, наших талантливых предков-мастеров, которые передали нам все это бесценное богатство, как великую память народа, которую мы должны сохранить в наших сердцах.
Учебник, страницы 52-53, 56-66
- Постановка практической задачи
Изобразите по памяти или по представлению древнерусские постройки – белокаменный собор, деревянную церковь, башни кремля с крепостными стенами, деревянный терем, избу и прочее.
- Самостоятельная работа
- Выставка и анализ работ
- Итог урока
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поурочное планирование уроков изобразительного искусства в 4 классе по программе Б.М. Неменского.
Подробное поурочное планирование уроков изо в 4 классе. Этапы урока и краткое содердание каждого этапа....
Поурочное планирование уроков изобразительного искусства в 4 классах по программе Б.М. Неменского
Поурочное планирование уроков изобразительного искусства в 4 классах по программе Б.М. Неменского...
Конспект урока изобразительного искусства «Материнство. Изображение матери и дитя» (УМК Б.М. Неменского, 4 класс)
Цели деятельности учителя:формирование представления о едином образе матери в искусстве разных народов; совершенствование навыков и умений в изображении человека.Планируемые результатыПредметные: -уме...
Конспект урока изобразительного искусства «Три брата мастера всегда трудятся вместе. Цветы» (УМК Неменского Б.М., 1 класс)
Цель деятельности учителя: формирование навыка работы гуашью; формирование умения украшать цветы с помощью гуаши. Планируемые результаты: Предметные:Уметь: украшать цветы;Знать: о возм...
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ В 5-ОМ КЛАССЕ. ПО ПРОГРАММЕ Б.Н.НЕМЕНСКОГО.
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс)...
Технологическая карта урока изобразительного искусства «Характер линий» 2 класс Неменский Б. М.
Цель урока: создание условий для формирования представлений о характере линий как средстве художественной выразительности.Задачи урокаДидактическиеПовторить с учащимися понятия: «характер линий...