Поурочные разработки уроков изобразительного искусства в I полугодии 3 класса по программе Б.М. Неменского УМК "Школа России"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3 класс) по теме

Поурочные разработки

Скачать:


Предварительный просмотр:

3 класс   Тема III четверти – Художник и зрелище

1-2 урок 3 четверти

Театральная маска

Цели:

  1. Привлечение внимания детей к театральному искусству как лицедейству, формирование понимания роли художника в создании персонажа. Выразительность маски, ее характер. Искусство перевоплощения.
  2. Развитие образного, ассоциативного мышления
  3. Воспитание интереса к предмету

Ход урока

  1. Оргмомент
  2. Домашние задания
  • На следующий урок: 1 - цветная бумага, ножницы, клей, перья, конфетти, серпантин, елочный цветной дождь, проч. 2 – альбом, любые живописные материалы
  • Домашнее задание: 1 - найти изображения масок, актеров в гриме; 2 – выбрать детскую сказку для инсценировки в кукольном театре
  1. Изучение нового материала
  • Учебник, с. 94 – 96
  • Беседа. 

Язык масок условен. Так, много морщин на лбу означало преклонный возраст, гладкий лоб – веселое настроение, крутой лоб – настроение мрачное. Большое значение играл цвет «лица» маски: например, желтый цвет говорил о болезненности, смуглый – о грубой силе и крепком здоровье, белый с розовым румянцем – о нежном личике, багровый – о сердитости и раздражительности.

Немаловажное значение имеет расположение глаз, бровей, линии губ и т. д. в маске. Все эти разнообразные расположения принято называть мимикой лица, по которой обычно можно догадаться о чувствах и настроении персонажа.

         Удивление                        Грусть                       Радость                Раздражительность

        Символами комедии и трагедии в театре до сих пор служат античные маски, пришедшие к нам из далеких времен Древней Греции (более трех тысяч лет назад). Их еще называют масками смеха и печали. На эмблемах некоторых театров изображены эти маски.

  1. Практическая работа, постановка учебной задачи

Сегодня мы с вами будем учиться из плоского листа бумаги конструировать объемные маски (поэтапное выполнение работы с демонстрацией)

  1. Самостоятельная работа

Выполните две маски, с различными мимическими настроениями

  1. Выставка и анализ работ
  2. Итог урока

3 класс                                                                       3 урок 3 четверти

     

Театр кукол

Образ театрального героя

Цели:

  1. Знакомство с персонажами театра кукол, виды театральных кукол по способу управления ими. Формирование понимания выразительности кукольного персонажа. Зарисовка «своего» героя
  2. Развитие образного и ассоциативного мышления
  3. Воспитание трудолюбия, уважения к труду художника

Ход урока

  1. Оргмомент
  2. Домашние задания
  • На следующий урок: пластилин, доска, стеки, круглый колпачок от старой маминой помады, кисть, лист картона, тетрадь, ручка
  • Домашнее задание: обдумать выражение лица куклы, форму носа, ушей, волосы, головной убор, воротник. Выучить свою роль по сказке.

  1. Изучение нового материала

Учебник, страницы 88 – 90

  1. Проверка домашнего задания
  • Выбор сказок для инсценировки
  • Определение количества героев в сказке
  • Распределение ролей
  • Учебник, страница 92

  1. Постановка учебной задачи

Вот мы и попробуем каждый представить себе своего героя: как он выглядит, какой у него костюм, какое лицо или мордочка (если это животное), какой у него характер и сегодня нарисуем портрет своего героя – таким, каким вы его себе представляете. По этим рисункам на следующем уроке мы начнем создавать своего героя для кукольного спектакля.

Обведите свою руку на листе бумаги – у вас будет перчаточная кукла – и пририсуйте к «перчатке» ее голову, оформите ей костюм.

  1. Самостоятельная работа

  1. Выставка и анализ работ

  1. Итог урока

3 класс                                                                       4 урок 3 четверти

Изготовление головы куклы

Цели:

  1. Совершенствование навыков лепки пластической выразительной формы образа театрального героя
  2. Развитие эстетического восприятия мира, чувства пластической гармонии
  3. Воспитание трудолюбия и аккуратности в работе

Ход урока

  1. Оргмомент
  2. Домашние задания:
  • На следующий урок: гуашь, кисти, карандаш, тетрадь, ручку
  • Домашнее задание: обдумать роспись головы куклы

  1. Постановка практической задачи

Сегодня, ребята, когда вы все уже определились со своими героями – кто кого и в каком спектакле будет играть, представили себе своего героя и нарисовали его, приступим к созданию самой куклы. Самая важная часть театральной куклы – ее голова и лицо (мордочка). Поэтому сегодня мы начнем работу над созданием куклы с изготовления ее головы. Чтобы проще было работать и ничего не упустить обратимся к плану:

  1. Три стандартных куска пластилина разминаются и скатываются в общий шар. Цвет головы на этом этапе работы значения не имеет, т. к. для дальнейшей росписи голову нам нужно будет загрунтовать (гуашь не покроет маслянистую поверхность пластилина без особой грунтовки)
  2. Готовая масса пластилина наносится на патронку для пальца (колпачок от губной помады или кусок картона, свернутый трубочкой и склеенный по шву).
  3. Сравним размеры головок всех персонажей спектакля. Они должны быть почти одинаковыми.
  4. Выделим объемные трехмерные особенности – неровности лица (мордочки) персонажей: выпуклость лба, глазные впадины, выступающий нос (мордочка), выпуклые круглые щечки и проч. при помощи стек, приминаний, вдавливаний и дополнительных кусочков пластилина.
  5. Загрунтуем готовую вылепленную голову особой белой краской, поставив ее на патронке на кусочек картона.

      4.   Самостоятельная работа

  • Лепка головы куклы из пластилина
  • Грунтовка головы куклы белой водоэмульсионной краской

      5.   Анализ работ

      6.   Итог урока

3 класс                                                                       5 урок 3 четверти

Театр кукол. Роспись головы куклы.

Цели:

  1. Совершенствование навыков работы с живописными материалами
  2. Развитие эстетического восприятия мира, чувства пластической гармонии
  3. Воспитание трудолюбия и аккуратности в работе

Ход урока

  1. Оргмомент
  2. Домашние задания
  • На следующий урок: белая х/б рабочая перчатка, кусочки тканей, меха, кружев, тесьмы, нитки, иголка, ножницы, клей, пуговки
  • Домашнее задание: обдумать костюм своего персонажа (одежда, головной убор, воротник и проч.)

  1. Постановка практической задачи
  • Затонировать головку куклы гуашью, высушить
  • Добавить (нарисовать) волосы, усы, бороду, глаза (крупно)
  • Поучиться управлять куклой, поиграть ей.

  1. Самостоятельная работа

  1. Выставка работ, обыгрывание персонажей, анализ

  1. Итог урока

3 класс                                                                       6 урок 3 четверти

Костюм театрального героя

Цели:

  1. Формирование понимания выразительности костюма, роль костюма в подчеркивании образа
  2. Развитие образно-ассоциативного мышления
  3. Воспитание трудолюбия и аккуратности в работе

Ход урока

  1. Оргмомент
  2. Домашние задания
  • На следующий урок: несколько ватманских листов (на весь класс), альбом, карандаш, гуашь, крупные кисти, ластик, тетрадь, ручка
  • Домашнее задание:

- подумать, как может быть украшен театральный занавес в детском театре;

- закончить изготовление куклы

  1. Изучение нового материала

Многие герои сказок в своем костюме имеют какую-нибудь характерную деталь, например Незнайка – шляпу и галстук, Карабас Барабас – длинную бороду и хлыст, Красная Шапочка – шапочку алого цвета и черный жилет, юбочку с белым передничком, и т. п. Вы дома уже продумали костюм для своей куклы, решите, что в этом костюме особенно может подчеркнуть образ куклы (воротник, передник, карман, пуговицы, шляпа, шарф, галстук, бантики и прочее)

  1. Постановка практической задачи

Выполним костюм для своей куклы

  1. Самостоятельная работа
  • Изготовление и украшение костюма
  • Обыгрывание куклы (репетиция роли)

  1. Выставка и анализ работ

  1. Итог урока

3 класс                                                                      7 урок 3 четверти

Художник в театре.

Театральный занавес

Цели:

  1. Знакомство со зданием театра – храмом искусства; со сценой, декорациями.
  2. Развитие образно-ассоциативного мышления
  3. Воспитание трудолюбия и аккуратности в работе

Ход урока

  1. Оргмомент
  2. Домашние задания
  • На следующий урок: белая бумага А3-А4, фломастеры, цветные маркеры, карандаш, гуашь, кисти, цветная бумага, ножницы, клей, лист в клеточку
  • Домашнее задание: рассмотреть театральные афиши, плакаты – что на них нарисовано или написано, повторить «свою» роль, «отыграть» ее со своей куклой, порепетировать

  1. Изучение нового материала

В кукольном театре художники делают не только кукол, но и оформление сцены. Собрались зрители перед началом спектакля в зале. Каким будет спектакль – радостным, веселым или грустным? Может ли нам помочь художник узнать это заранее?

К некоторым спектаклям художники делают специальный занавес. Его оформление не рассказывает, но намекает на содержание спектакля, как бы вводит зрителя в атмосферу предстоящего действия. Как вы думаете, почему оформление занавеса всего лишь намекает на содержание спектакля, а не рассказывает все, что там будет происходить? /…/

От того, среди каких вещей – декораций – будет происходить кукольное действие тоже зависит очень многое – создание ощущения правдивости рассказа, создание атмосферы, среды, окружения происходящего. От того, где происходит действие – в доме, на улице, в лесу, - будет зависеть какие предметы декораций нам необходимо изготовить для нашего спектакля. Зрители смотрят издали. Плоские предметы декораций надо делать ярко и выразительно, крупно, но их не должно быть много, чтобы куклы – главные герои спектакля – не «потерялись» в этом окружении.

Еще для кукольного спектакля нам понадобится ширма, за которой прячутся актеры и откуда появляются на сцене «оживающие» куклы. Ширму тоде можно украсить в духе сказочного представления.

  1. Закрепление изученного материала

Что можно изобразить на занавесе для всех наших сказок?

Какими можно сделать общие декорации?

Как можно украсить ширму?

  1. Постановка практической задачи

Сегодня мы будем работать в группах. Одна группа будет выполнять оформление занавеса, вторая группа – оформлять ширму, а третья группа – сделает несколько предметов для декораций (для украшения задней стены сцены)

  1. Самостоятельная работа

  1. Выставка и обсуждение работ

  1. Итог урока

3 класс                                                                     8 урок 3 четверти

Театральная афиша

Цели:

  1. Знакомство с искусством театрального плаката. Целостное решение в плакате образа спектакля и текста
  2. Развитие образно-ассоциативного мышления
  3. Воспитание трудолюбия и аккуратности в работе

Ход урока

  1. Оргмомент
  2. Домашние задания
  • На следующий урок: готовые куклы, готовая ширма, занавес, плакаты, тетрадь, ручка
  • Домашнее задание: повторить и отрепетировать роли своих персонажей, принести книжку со своей сказкой

  1. Изучение нового материала

Представьте себе, что сегодня мы с вами собрались в театр. Как нам узнать заранее какой сегодня спектакль? /Надо посмотреть афишу – театральный плакат-объявление/ (Учебник, страницы 98-99)

Известный график и живописец Ю.Пименов говорил: «Я очень люблю рисовать афиши. Они являются началом спектакля еще на улице города, приглашением в театр. А так как театр всегда в какой-то мере праздник, то, следовательно приглашением к празднику».

А о чем спектакль – можно узнать из плаката? /Да, если там будет крупный и выразительный рисунок. Да еще цветной!.. И буквы крупные!/

Плакат цветной, а мы говорим о художнике-графике. Почему? /Графика – это работа пятнами, линиями; они могут быть и цветными/.

Плакатов надо отпечатать много. Рисуют их художники быстро, небольшим (2-3) количеством цветов. Чтобы рисунок лучше был виден издали, его обводят темным контуром. Шрифт для надписи делают крупным, четким.

  1. Постановка практической задачи

На большом листе нарисуйте эскиз плаката к своему кукольному спектаклю 2 – 3 цветами. Изображение должно быть крупным и выразительным. Оставьте поля и места для надписей: названия спектакля, где и когда он будет проходить.

Буквы шрифта можно сделать широкие или узкие, прямоугольные или закругленные. Главное – четкость и читаемость издалека этих букв. На клетчатой бумаге нарисуйте буквы из названия спектакля простым карандашом. Если есть одинаковые буквы – нарисуйте только одну. Под клетчатую бумагу подложите цветную и аккуратно вырежьте буквы по контуру. Буквы из клетчатой бумаги здесь послужат вам шаблоном, ведь по клеточкам проще нарисовать буквы одинаковой высоты и ширины.

Композиция надписей может быть самой разнообразной: вверху или внизу, по вертикали слева или справа от рисунка. Надпись можно «положить» по рисунку и т.п.

  1. Самостоятельная работа

  1. Выставка и анализ работ

  1. Итог урока

3 класс                                                                     9 урок 3 четверти

Место художника в зрелищных искусствах

Цели:

  1. Закрепление и контроль полученных знаний, знакомство с искусством актерского мастерства, разыгрывания спектакля с применением изделий, изготовленных на уроках
  2. Развитие речи, дикции, образно-эмоционального мышления, интуиции
  3. Воспитание любви к искусству театра, уважения к труду художника и актера

Ход урока

  1. Оргмомент
  2. Домашние задания
  • На следующий урок: лист А3, гуашь, кисти, карандаш, фломастеры, тетрадь, ручка
  • Домашнее задание: подумать о роли художника в цирковом представлении

  1. Актуализация знаний

Постановка спектаклей кукольного театра, подготовленных ребятами:

«Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок» и др.

  1. Анализ работы

Постановка каких спектаклей оказалась самой трудной, почему?

Какие спектакли вам больше всего понравились, почему?

Какова роль художника в театре, расскажите.

(Оценивание игры каждого актера)

Свои спектакли вы можете показать малышам первых, вторых классов. А если немного потрудиться – выучить свои роли на английском языке (с помощью учителя английского языка), то это будет и для вас,  и для малышей, которые тоже уже начали изучать иностранный язык, хорошим подспорьем в учебе, да и просто может получиться очень необычно и интересно!

  1. Итог урока

3 класс                                                                   10 урок 3 четверти

Художник и цирк

Цели:

  1. Знакомство с работой художника в организации циркового представления
  2. Развитие творческого мышления, оформительских умений
  3. Воспитание трудолюбия, аккуратности в работе

Ход урока

  1. Оргмомент
  2. Домашние задания
  • На следующий урок: белая бумага А4, гуашь, кисти, карандаш
  • Домашнее задание: посетить выставку или музей  

  1. Изучение нового материала

Цирк – зрелище красочное, радостное. Смелые и ловкие артисты цирка: эквилибристы на проволоке, жонглеры, акробаты, дрессировщики, наездники. Зрители цирка сидят далеко от арены, поэтому костюмы для артистов делают яркими, с крупным рисунком. Костюмы, реквизит, лучи цветного света придумывают художники.

Силу, ловкость, мужество артистов подчеркивает гибкость их тел, пластика тела.

(Учебник, страницы 76 – 79)

  1. Постановка практической задачи

Прочитайте задание на странице 79 учебника. Постараемся сегодня его выполнить.

  1. Самостоятельная работа

  1. Выставка и анализ работ

  1. Итог урока

3 класс                      Тема IV четверти -         Художник и музей

1 урок 4 четверти

Музей – хранитель культуры.

Музеи в жизни города

Цели:

  1. Формирование представлений о музеях – хранилищах произведений искусства, носителях радости, смысла жизни; формирование умения быть вдумчивыми зрителями в музее
  2. Развитие умения вдумчиво рассматривать картину, уметь анализировать ее
  3. Воспитание бережного отношения к старинным произведениям искусства, чувства гордости и любви за культурное наследие своей родины

Ход урока

  1. Оргмомент
  2. Домашние задания
  • На следующий урок: белая бумага А3, гуашь, кисти, тетрадь, ручка
  • Домашнее задание: принести открытки, репродукции или фотографии с изображениями природы

  1. Изучение нового материала

Всю эту четверть мы будем с вами знакомиться с музеями искусства и картинами, которые там хранятся. Кто из вас был в музее? Что в них интересного? Где еще, кроме музея, можно увидеть произведения искусства? (На выставке, в выставочном зале, на распродажах)

В музеях, ребята, хранятся сокровища человеческой культуры от древности и до наших времен. Экспонаты музея рассказывают нам о том, как раньше жили люди, как ощущали себя и мир вокруг них, как одевались, что ели, как выглядели и многое другое. Все это сохранилось в вещах, картинах, скульптурах… Экспонаты в музеях время от времени реставрируют, поддерживают в хорошем состоянии, их изучают, ими любуются. Поэтому в музеях экспонаты могут храниться вечно. В музее много залов с выставленными на обозрение посетителей экспонатами, но еще больше их хранится в специальных хранилищах - запасниках музея. Музей – это хранитель истории и культуры народов.

Учебник, страницы 107 – 113

  1. Постановка практической задачи

Представьте себя на экскурсии в залах музея изобразительного искусства. Здесь тихо и торжественно, вокруг на стенах картины, а возле стен на полу расставлены великолепные скульптуры. Говорить громко в музее нельзя. Зрители молча любуются картинами, каждый по-своему переживая то, что видит и чувствует в ней. Идет как бы мысленная беседа каждого зрителя с автором каждой картины. Давайте попробуем это нарисовать.

Вам первый раз сегодня предстоит изобразить внутреннее помещение – интерьер (внутреннее помещение) музея. Построим его вместе. Главное в музее – картины на стенах и скульптуры, стоящие на полу возле стен. Поэтому больше места на листе отведем поверхности стен. Оставим снизу немного поверхности пола, на котором позже изобразим постаменты скульптур и куда поставим наших посетителей музея. Потолок можно не рисовать, или нарисовать его небольшим, если без него здесь не обойтись. На стенах разместим разные по размеру и содержанию картины в дорогих резных и золоченых рамах. А перед картинами нарисуем зрителей – себя, своих друзей, других людей – взрослых и детей. Скульптуры на специальных постаментах из белого гипса или мрамора. Цвет стен и пола должен быть в музее сдержанным и светлым, чтобы не отвлекать зрителей от самих произведений искусства, и в то же время не быть скучным и темным. Это может быть светло-бежевый, светло-розовый, светло-зеленый или светло-голубой цвет стен. Пол должен быть светло-коричневым.

  1. Самостоятельная работа

  1. Выставка и анализ работ

  1. Итог урока

3 класс                                                                      2 урок 4 четверти

Картина – пейзаж

Цели:

  1. Знакомство с жанром пейзажа
  2. Развитие творческих способностей
  3. Воспитание любви к искусству

Ход урока

  1. Оргмомент
  2. Домашние задания
  • На следующий урок: альбом, гуашь, кисти, палитра, тетрадь, ручка
  • Домашнее задание: найти репродукции картин – изображения вещей, фруктов, посуды, цветов и проч., принести

  1. Изучение нового материала

В музеях хранится много картин. Очень часто на картинах мы можем увидеть изображение природы или какой-то местности – города, деревни, далеких гор, море или фантастическую волшебную природу сказки или далекой планеты. Изображение всего этого люди назвали одним иностранным словом «пейзаж». Пейзаж – это изображение природы. 

Учебник, страницы 114 – 118

Посмотрите эти картины. Здесь всюду мы видим разные изображения природы – художники писали пейзажи, но, посмотрите, как по-разному у них это получилось. Какое настроение они нам передали своими картинами? (Анализ) Как же так получилось, что изображали художники почти одно и то же (небо, землю, деревья), а настроение в картинах разное? (Разное время суток, разная погода – состояние в природе) Как вы думаете, а что помогло художникам показать нам это настроение? (Цвет, особая цветовая гамма)

Сегодня вы тоже попробуете изобразить свой пейзаж с разным настроением.

  1. Постановка практической задачи

Изобразите летний пейзаж в ясную погоду, но

1 ряд – утром (все цвета разбеленные утренним туманом, на траве – капельки росы, утренняя желтая заря еще только занимается, солнце рисовать не надо!)

2 ряд – днем (используем теплые чистые цвета солнечного ясного дня и прохладные контрастные тени от всех предметов; солнце очень высоко в небе – его не рисовать!);

3 ряд – вечером (все цвета приглушены темно-сине-серым цветом летних сумерек, на небе догорает алая вечерняя заря, солнце не рисовать!)

  1. Самостоятельная работа

  1. Выставка и анализ работ

  1. Итог урока

3 класс                                                                      3 урок 4 четверти

Картина – натюрморт

Цели:

  1. Знакомство с жанром натюрморта. Мир вещей человека, отображенный в натюрморте. Натюрморт радостный, торжественный, нежный, певучий, мрачный.
  2. Развитие эстетического восприятия мира, зрительной зоркости, наблюдательности
  3. Воспитание трудолюбия, аккуратности в работе

Ход урока

  1. Оргмомент
  2. Домашние задания
  • На следующий урок: белая бумага А3, гуашь, кисти (или цветные мелки, пастель, карандаши)
  • Домашнее задание: найти репродукции картин, рассказывающие о жизни людей в прошлом и теперь
  1. Изучение нового материала (с применением ИКТ)

На позапрошлом уроке мы рисовали залы музея с картинами на стенах. Что может быть изображено на этих картинах, что художники хотели бы выразить в своих произведениях? Они могут рассказать о разных событиях, вещах, состояниях в природе, показать, какими были люди прежде, передать их характер, настроение, показать, как художник относился к тому, что он изобразил.

Даже в обычных вещах люди видели красоту и хотели увековечить ее. Такие картины с изображением предметов назвали натюрмортами (от французского языка, что означает «неживая, застывшая природа»).

Посмотрите, какие здесь представлены натюрморты (учебник, страницы 126 – 128)

Одни натюрморты получились яркими, торжественными. Другие – нежно-певучими. А некоторые – мрачными. Работая над любой картиной, художник передает в ней свое отношение к тому, что изображает, свое настроение и душевное состояние.

Как же художнику удается передать свое настроение? Что ему в этом помогает при написании картины?

В картине все решает колорит – общий цветовой строй картины (как мы ее почувствовали и что нам понравилось) и цвет (яркие, чистые цвета – звонкие, разбеленные – нежные, затемненные – грустные, тихие, иногда мрачные). Значит цветом, колоритом можно передать настроение.

Но в натюрморте одного цвета и колорита мало. Предметы можно разбросать по листу или расставить их в ряд, как в магазине на полке, - и тогда настроения не получится. Художник так размещает предметы на полотне, чтобы они хорошо были скомпонованы, красиво лежали, были не малы и не велики, были связаны между собой и, в то же время, все хорошо были бы видны. Так художник составляет композицию, то есть так «сочиняет» свою картину, чтобы было как можно лучше видна красота всех предметов и каждого в отдельности, а еще был заметен «характер» этого натюрморта.

  1. Постановка практической задачи

Сегодня вы нарисуете простой натюрморт из двух предметов. Рисовать надо сразу кистью и цветом – большими пятнами нарисовать предметы и фон:

1 ряд передает нежное настроение в натюрморте - рисует разбеленными (смешанными с белой краской) цветами;

2 ряд передает радостное настроение в натюрморте – рисует чистыми, взятыми прямо из баночек, цветами;

3 ряд передает грустное или немного мрачное настроение – рисует приглушенными (смешанными с черной краской) цветами.

Понаблюдайте, как освещены предметы? Посмотрите, с какой стороны падает тень, усильте ее цветом, сделайте падающую тень на столе. Выделите самые светлые пятна на предметах – блики.

  1. Самостоятельная работа
  2. Выставка и анализ работ
  3. Итог урока

3 класс                                                                      4 урок 4 четверти  

Картина – портрет

Цели:

  1. Знакомство с жанром портрета, его разновидностями
  2. Развитие глазомера, аналитического мышления, воображения, художественного вкуса
  3. Воспитание трудолюбия и аккуратности в работе

Ход урока

  1. Оргмомент
  2. Домашние задания
  • На следующий урок: альбом, акварель, цветные восковые мелки, карандаш, тетрадь, ручка
  • Домашнее задание: найти репродукции картин, рассказывающие о жизни человека в прошлом и теперь

  1. Изучение нового материала (с применением ИКТ)

Портрет – жанр изобразительного искусства, посвященный изображению одного человека или группы людей. Главное в портрете – облик человека, его сходство с оригиналом. Кроме внешнего сходства, художники стремятся передать в портрете характер человека, его духовный мир, и для этого они общаются с портретируемым, изучают его индивидуальные особенности и только потом передают свои впечатления в портрете. Разные портреты одного человека могут быть у разных художников похожи и непохожи, т. к. каждый художник передает еще и особенности своего отношения к этому человеку.

Существует много разновидностей портретного жанра:

- поясной портрет;

- бюст (погрудный портрет в скульптуре);

- портрет в рост;

- групповой портрет в интерьере;

- портрет на фоне пейзажа, архитектуры.

По характеру изображения портрет может быть парадным, который предполагает изображение человека в полный рост, в окружении предметов, говорящих о достоинствах портретируемого. Может быть камерным – чаще поясной или погрудный портрет, где главное – лицо человека и его внутренний духовный мир.

Портреты не только доносят до нас образы людей разных эпох, отражают часть истории, но и говорят о том, каким видел мир художник, как он сам относился к портретируемому. Основное качество портрета – сходство с оригиналом. Но внешнего сходства мало. Наблюдательный глаз художника-портретиста в мимике лица, в выражении глаз, в жестах и позе, в манере ходить, сидеть, одеваться, в окружающей обстановке видит проявление тех или иных черт характера, переживаний, настроений и чувств, т. е. внутреннего состояния человека.

В старину знатные люди заказывали портрет всех членов семьи и передавали их из поколения в поколение. Через портреты можно было познакомиться со своим прадедушкой или же с мамой прабабушки. С изобретением фотоаппарата художники не перестали рисовать портреты, а люди не перестали заказывать их. Ведь фотографию делает механизм, а над картиной работает человек, который по-разному может показать одного и того же человека, он может заметить, почувствовать в человеке то, что не заметит объектив.

Учебник, страницы 121 – 124

  1. Постановка практической задачи

Задание в учебнике на странице 125.

Как же рисовать лицо человека? С чего начать? Для этого надо знать схему – общее для всех строение лица человека (показ).

  1. Самостоятельная работа

  1. Выставка и анализ работ

  1. Итог урока

3 класс                                                                      5 урок 4 четверти

Картины исторические и бытовые

Цели:

  1. Знакомство с историческим и бытовым жанрами в изобразительном искусстве
  2. Развитие фантазии, творческого мышления, познавательного интереса к прошлому и настоящему
  3. Воспитание трудолюбия, аккуратности в работе

Ход урока

  1. Оргмомент

  1. Домашние задания
  • На следующий урок: альбом, карандаш, гуашь, кисти, тетрадь, ручка
  • Домашнее задание: найти, рассмотреть и принести изображения произведений древнерусской архитектуры (деревянной и каменной)

  1. Изучение нового материала

Учебник, страницы 130 – 131

  1. Постановка практической задачи

Выполним задание на странице 131 учебника

  1. Самостоятельная работа

  1. Итог урока

3 класс                                                                      6 урок 4 четверти

Музеи архитектуры.

Деревянное и каменное зодчество

Цели:

  1.  Систематизирование знаний об архитектуре, знакомство с музеями архитектуры – заповедными зонами культуры
  2. Развитие зрительной памяти и художественного воображения
  3. Воспитание любви и чувства гордости за культурное наследие России

Ход урока

  1. Оргмомент
  2. Домашние задания
  • На следующий урок: альбом, карандаш, тетрадь по ИЗО, ручка
  • Домашнее задание: собирать материалы по старинному  народному декоративно-прикладному искусству России (статьи, фотографии, сами предметы)

  1. Изучение нового материала

Издавна русские люди селились на богатых лесом берегах озер и рек. Лесные чащи давали людям приют и кров, пищу и материал для построек. Из дерева рубили избы и амбары, возводили церкви и соборы, строили города, городцы (маленькие города), кремли (крепости). Летописи рассказывают, что уже в IX веке, на заре русской государственности, были построены города-крепости: Новгород Великий, Ростов Великий, Киев и др.

Героический образ крепости – охраны, ограды – укоренился в зодчестве и стал одной из самых характерных и ярких особенностей древней архитектуры. Недаром силуэты многих деревянных церквей и звонниц напоминают нам былинных богатырей, стоящих заставой на русских границах.

Слово «кремль» вошло в употребление при князе Иване Калите в XIV веке, когда Московскую крепость на Боровицком холме опоясали мощные стрельницы, предшественницы нынешних кремлевских башен. Лучшие мастера со всей Руси – из Москвы, Суздаля, Твери, Ростова, Пскова, Владимира – строили башни Московского Кремля. Столетиями складывался его внешний облик.

Для сохранения творений наших предков создаются заповедные зоны культуры – музеи архитектуры (построек, зданий) под открытым небом. Старинный город под стеклянный колпак не запрячешь, но его можно охранять от разрушений, реставрировать и не портить современными огромными зданиями. В таких уголках – музеях архитектуры – идешь по улице и кажется, что попал в далекое прошлое.

Далеко на севере, на Онежском озере, куда не смогли дойти орды завоевателей, сохранились деревянные постройки удивительной красоты и мастерства исполнения, памятники деревянного зодчества, сработанные умелыми руками плотников. На Онежском озере более 1500 островов. Самый знаменитый из них называется ласково Кижи. Чем знаменит этот остров? тем, что когда-то решили организовать здесь настоящий музей архитектуры под открытым небом – музей древнерусского деревянного зодчества. Со всех северных деревень свезли по бревнышку сюда самые интересные памятники древней деревянной архитектуры: часовни, жилые дома, мельницу и амбар.

По-карельски «кижат» - игрище. В древние времена на этот остров из окрестных мест съезжалось множество людей развлечься, позабавиться. Люди сразу замечали здесь Кижский погост – две церкви и колокольню с примыкающими строениями.

Учебник, страница 29

Эта большая церковь-красавица называется Преображенской церковью. Она деревянная, высотой почти в двенадцатиэтажный дом (!) построена 250 лет назад. Преображенская церковь – словно чудо природы, невиданный цветок или волшебное дерево, возросшее в этом суровом краю. 22 купола храма постепенно один за другим поднимаются ввысь. Купола церкви хоть и деревянные, но на солнце блестят и переливаются, словно серебристые чешуйки. Эти чешуйки – осиновые лемешины. Вы только представьте, сколько их пришлось вытесать мастеру топором, чтобы украсить и защитить красавицы головки от дождя и снега – около 30 тысяч штук! Такое трудолюбие, терпение и старание под стать настоящим мастерам, коими во все времена была богата матушка-Россия.

А рядом с Преображенской церковью пристроилась Покровская церковь. По виду она несколько скромнее. Девять утонченных по форме куполов словно хоровод завели.

Ребята, музей-заповедник в Кижах не имеет себе равных по художественной ценности. Здесь всегда огромное количество туристов из разных уголков России и мира. Они приезжают сюда, чтобы взглянуть на невиданные по красоте памятники деревянного зодчества и воздать дань уважения русским мастерам. Разве можно воспринимать эту красоту равнодушно?! Она всегда вызывала и будет вызывать чувство восхищения и гордости за наш народ, наших талантливых предков-мастеров, которые передали нам все это бесценное богатство, как великую память народа, которую мы должны сохранить в наших сердцах.

Учебник, страницы 52-53, 56-66

  1. Постановка практической задачи

Изобразите по памяти или по представлению древнерусские постройки – белокаменный собор, деревянную церковь, башни кремля с крепостными стенами, деревянный терем, избу и прочее.

  1. Самостоятельная работа

  1. Выставка и анализ работ

  1. Итог урока

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поурочное планирование уроков изобразительного искусства в 4 классе по программе Б.М. Неменского.

Подробное поурочное планирование уроков изо в 4 классе. Этапы урока и краткое содердание каждого этапа....

Поурочное планирование уроков изобразительного искусства в 4 классах по программе Б.М. Неменского

Поурочное планирование уроков изобразительного искусства в 4 классах по программе Б.М. Неменского...

Конспект урока изобразительного искусства «Материнство. Изображение матери и дитя» (УМК Б.М. Неменского, 4 класс)

Цели деятельности учителя:формирование представления о едином образе матери в искусстве разных народов; совершенствование навыков и умений в изображении человека.Планируемые результатыПредметные: -уме...

Конспект урока изобразительного искусства «Три брата мастера всегда трудятся вместе. Цветы» (УМК Неменского Б.М., 1 класс)

Цель деятельности учителя: формирование навыка работы гуашью; формирование умения украшать цветы с помощью гуаши.  Планируемые результаты: Предметные:Уметь: украшать цветы;Знать: о возм...

Технологическая карта урока изобразительного искусства «Характер линий» 2 класс Неменский Б. М.

Цель урока: создание условий для формирования представлений о характере линий как средстве художественной выразительности.Задачи урокаДидактическиеПовторить с учащимися понятия: «характер линий...