Дополнительная общеобразовательная программа По декоративно-прикладному искусству и народным промыслам"Волшебные узоры"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс) на тему
Дымковская сказочная страна
Золотая хохлома
Чудо Филимоновских свистулек
Сине-голубое чудо Гжели
Веселый городец
Каргопольские игрушки
Жестовский букет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_1_klass_volshebnye_uzory.docx | 43.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Лицей имени Героя России Веры Волошиной
Утверждаю:
Директор МАОУ Лицей имени Героя России Веры Волошиной
Л.С. Савенкова_______________________
Приказ№__________________________
От ____________________2018г
Дополнительная общеразвивающая программа
По декоративно – прикладному искусству и народным промыслам
«Волшебные узоры» 1 класс.
Срок реализации программы 1 год
Составитель: Горбунова В.В
Количество часов в год 32
Количество часов в неделю 1
2018-2019г
Программа составлена на основе Программы по внеурочной деятельности федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009г. в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения. Соответствует возрастным особенностям младшего школьника и имеет практическую направленность.
Курс «Волшебные узоры» планирует лишь поверхностное знакомство с русским народным творчеством, так как в последующих классах каждый из предусмотренных к изучению видов русского народного творчества будут изучаться подробно.
Постепенно происходит его усложнение. Познакомив детей с промыслом, вызвав желание создать свое изделие, происходит целенаправленный процесс по его изготовлению.
Для развития творческих способностей рекомендуется использовать нетрадиционные техники рисования, экспериментирование различных художественных материалов, дидактические игры, силуэтное моделирование, физкультминутки, упражнения для прорисовки элементов росписей.
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- устойчивый познавательный интерес к новым видам декоративно-прикладного творчества, новым способам исследования технологий и материалов, новым способам самовыражения;
- адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания;
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
- учитывать этапы работы;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- различать способ и результат действия;
- совместно с учителем давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи;
- строить речевые высказывания в устной форме;
- строить рассуждения об объекте народного творчества, его росписи;
- устанавливать аналогии;
- проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме;
- использовать методы и приемы художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- понимать возможность существования различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
- задавать вопросы;
- учитывать разные мнения;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
В результате освоения программы «Волшебные узоры» формируются следующие
предметные умения:
- начальные знания по композиции и орнаменту;
- умение ориентироваться в цветоведении и подборе красок для выполнения своей работы;
- иметь общее представление о росписи, о народных ремеслах в целом;
- отличать различные виды народных промыслов: Городецкая роспись, Хохлома, Гжель, Жостово; Дымковская и Каргопольская игрушка; Семёновская, Загорская, Полховская матрёшка.
- выполнять несложные композиции с применением полученных знаний, в основном составление цветочных композиций;
- работать как самостоятельно, так и в коллективе;
- иметь представление о народной культуре;
- совершенствоваться и творчески использовать свои умения и навыки;
- правила безопасности труда;
- красиво, выразительно эстетически грамотно оформлять выполненную работу.
Отсутствие контроля деятельности в виде отметок позволяет перенести акцент с результата на процесс, что значительно повышает его качественную сторону.
На первый план выступает самооценка, соотнесение своего
мнения с мнением коллектива. Свободная деятельность в группе обогащает
личный опыт ребенка, тем самым ускоряя творческий процесс.
Формой подведения итогов реализации данной программы являются: участие детей в развлечениях, праздниках, досугах, посвященных народным промыслам, детские выставки, фестивали, мини-проекты.
2. Перспективный план работы кружка по декоративно-прикладному искусству с использованием нетрадиционных художественно-графических техник.
Тема | Нетрадиционная техника | Кол-во часов | Программное содержание | |
Знакомство с работой кружка | 1 | Познакомить детей с особенностями работы кружка «Диво - дивное». Учить организовывать свое рабочее место. Познакомить с разнообразными художественными материалами. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности средствами различных видов изобразительного искусства | ||
Дымковская игрушка. Рассказ об истории промысла. | Рисование тычком, ватными палочками, пальчиками. | 1 | Продолжать знакомить детей с народным декоративно- прикладным искусством. Расширять представления о народной игрушке. Формировать эстетическое отношение к предметам. Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам. Вызвать желание самим попробовать нарисовать элементы росписи, использовать в работе нетрадиционную технику рисования. | |
Лепка «Дымковская Барышня,индюк». | 1 | Обобщить и расширить знания детей о дымковской игрушке. Учить отражать в лепке характерные особенности внешнего вида: дымковского индюка барышни; развивать умения определять форму и величину исходных форм для лепки разных частей игрушки, использовать при лепке конструктивный способ: тело с шеей и головой лепить из одного куска глины, хвост и ноги из отдельных кусков, мелкие детали - гребень, - лепить налепами; учить для декоративного украшения использовать стеку. | ||
Роспись «Дымковской барышни, индюка» | 1 | Учить расписывать дымковские изделия, сочетая гладкоокрашенные части с узором; учить шахматному расположению элементов в узоре, сочетанию в узоре крупных элементов с мелкими; | ||
Золотая Хохлома. Рассказ об истории промысла. | 1 | Расширять знания детей о народном промысле. Уточнять представления о хохломском промысле. Учить детей находить характерные особенности хохломских изделий. | ||
Хохломские узоры | 1 | Закреплять знания о хохломском промысле. Развивать эстетический вкус, самостоятельность, любовь к декоративно – прикладному искусству. | ||
Хохломские узоры. Прорисовка эскиза хохломской росписи. | Ватные палочки, «тычки». | 1 | Учить отражать элементы окружающей действительности в стилизованной народной росписи. Формировать отношение к произведениям народного искусства. | |
Роспись деревянных ложек хохломскими узорами | 1 | На основе знаний о хохломском промысле закреплять умение создавать самостоятельную композицию, передавая растительный характер орнамента, праздничность. Торжественность колорита Золотой Хохломы. Развивать в детях стремление к творчеству. | ||
Чудо филимоновских свистулек | 1 | Познакомить детей с творчеством филимоновских мастеров. Расширять представления о народной игрушки. Формировать эстетическое отношение к действительности средствами народного декоративно-прикладного искусства. | ||
Лепка «Филимоновский петушок». | 1 | Обобщить знакомство детей о фолимоновских игрушках; формировать умение сделать выразительными; использовать в лепке пластический способ из целого куска глины, развивать уважение и интерес к народному творчеству | ||
Роспись «Филимоновский петушок» | 1 | Закрепить знания детей о цветовой гамме филимоновскои росписи, особенности узора. Закрепить умение узнавать и отличать филимоновские игрушки от других по форме изделия, узору и сочетанию цветов; самостоятельно украшать свою филимоновскую красавицу. Развивать цветовое восприятие, творческую активность | ||
Изготовление тряпичных кукол – оберегов. | 1 | Формировать интерес к народным традициям и духовным ценностям русского народа. Формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с куклами. Познакомить с историей и видами народных тряпичных кукол | ||
Сине-белое чудо Гжели. Рассказ о промысле. | 1 | Познакомить детей с историей гжельского промысла. Учить выделять характерные особенности гжельского промысла. Формировать умение выполнять растительные элементы росписи. | ||
Роспись «Расцветай Гжель васильковая» | Ватные палочки, «тычки», | 1 | Учить рисованию гжельской розы, использованию двойного мазка. Закрепить умение детей передавать своеобразие цветового колорита (сочетание белого и синего), рассматривать глиняные формы после побелки, использовать приёмы кистевой росписи. | |
Лепка «Гжельского колокольчика» | 1 | Развивать у детей замысел. Учить детей лепить пластическим способом из целого куска. Воспитывать аккуратность и самостоятельность в работе. Учить лепить колокольчик и использовать условные приемы, сглаживание мест соединения; | ||
Роспись «Гжельского колокольчика» | 1 | Закреплять умение украшать глиняные изделия гжельскими узорами. Развивать у детей замысел, самостоятельно выбирать элементы росписи и цветовую гамму. Воспитывать интерес к народному творчеству. Альбом с гжельскими элементами росписи | ||
Веселый Городец. Рассказ об истории промысла. | Рисование пальчиками, «тычком» | 1 | Продолжать знакомство детей с русскими народными промыслами, рассказать им о Городецком промысле. Учить узнавать Городецкую технику росписи дерева, ее характерные признаки. Воспитывать уважение к труду народных мастеров, интерес к изучению русской истории. Воспитывать патриотизм, гордость за свою Родину. Учить прорисовывать элементы городецкой росписи используя технику рисования пальчиками. | |
Роспись элементов городецкой росписи. | 1 | Продолжать знакомство с Городецкой росписью, ее колоритом, основными элементами узора. Учить рисовать городецкие цветы – купавки и ромашки голубого и розового цвета. Закреплять навыки смешивания красок на палитре для получения нужного цвета. | ||
Эскиз на деревянной доске с городецким орнаментом («Городецкая Лошадка») | 1 | Учить рисовать лошадку, с использованием отличительных особенностей росписи городца. | ||
Декоративное рисование на деревянной доске «Городецкие узоры – сколько радости для глаз» | Рисование пальчиками, оттиск поролоном. | 1 | Расширять представление детей о том, что одинаковые изделия можно украшать по-разному; самостоятельно придумывать узор и его расположение на доске; закрепить умение рисовать прямые и закругленные цветочные гирлянды из самостоятельно подобранных элементов с соблюдением характерных цветосочетаний Городецкой росписи. | |
Знакомство с разнообразием русской матрешки. . | 1 | Продолжать знакомство детей с русской матрешкой. Показать разнообразие видов данной игрушки. | ||
Рисование «Очень любим мы, Матрешки, разноцветные одежки» | Печатки, «тычки» | 1 | Продолжать знакомство детей с русской матрешкой. Показать характерные особенности полхов-майданских, загорских и семеновских матрешек. Формировать технические умения и навыки кистевой росписи. Учить использовать в росписи матрешки печатку-тычок. Формировать эстетический вкус | |
Знакомство с вологодскими кружевами. | Ватные палочки, «тычок» | 1 | Познакомить с народным промыслом «кружевоплетение». Воспитывать уважение к мастерам. Дать представление о содержании и особенностях узора (симметрии, ритме). Воспитывать интерес к искусству кружевоплетения, вызвать эмоциональный 4отклик, желание самому творить, учиться составлять узор на полосе. | |
Рисование «Кружева, как белые ромашки распустили лепестки свои» | Черно-белый граттаж. | 1 | Продолжать знакомить детей с народным промыслом «кружевоплетение»; показать красоту кружевных изделий вологодских мастериц… Учить украшать узором изделия из трафаретов. Учить сочетать плотные части узора с легкой воздушной сеткой. Использовать в работе нетрадиционную технику рисования – черно-белый граттаж. | |
Каргопольские легенды. Рассказ об истории промысла. | Рисование тычком, ватными палочками, пальчиками. | 1 | Познакомить с каргопольской игрушкой. Закреплять знания детей о традициях русского народа, проживающего на севере России. Дать представления об особенностях каргопольской росписи. Учить рисовать элементы росписи. | |
Лепка Каргопольской игрушки «Мишка» | 1 | Развивать у детей замысел. Учить детей лепить пластическим способом из целого куска. Воспитывать аккуратность и самостоятельность в работе. Закреплять умение плотно скреплять части. Передавать пластику перехода одной части к другой . | ||
Искусство Жостова. Рассказ о промысле. | 1 | Познакомить детей с народным промыслом Жостова. Воспитывать уважение к труду народных умельцев. Формировать эстетическое отношение средствами народного декоративно-прикладного искусства. Учить выполнять элементы жостовской росписи и составлять несложные композиции. | ||
Прорисовка элементов жостовской росписи на трафаретах | 1 | Продолжать знакомить детей с народным промыслом Жостова. Дать знания об особенностях жостовской росписи: элементах узора, колорите, композиции. | ||
Создание эскиза на деревянном подносе жостовской росписью | 1 | Учить составлять и прорисовывать композицию на своём изделии. Воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе над эскизом. | ||
Роспись деревянных подносов Жостовской росписью. | Рисование пальчиками | 1 | Закрепить умение составлять узор на круге, овале, квадрате, прямоугольнике, заполняя середину и края -кайму. Составлять букеты из крупных и мелких цветов, наносить мазки. Передавая оттенки, самостоятельно составлять узор на выбранной форме (круг, овал и т.д.). Использовать нетрадиционную технику рисования – пальчиками. | |
Подготовка к ярмарке | 1 | Формировать интерес детей к организации праздника «Путешествие по народным промыслам», разучивание стихов, песни, танца. | ||
Итоговая ярмарка Путешествие по народным промыслам | 1 | Расширять представления детей о многообразии изделий народного декоративно-прикладного искусства. Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа. Показать взаимосвязь устного, изобразительного и музыкального народного искусства. | ||
Итого в год | 32 |
3. Календарно - тематическое планирование.
№ п/п | Название темы | Кол-во часов | По плану | По факту |
1 | Знакомство с работой кружка «Волшебные узоры» | 1 | ||
2 | «Дымковская сказочная страна» | 3 | ||
3 | «Золотая Хохлома» | 4 | ||
4 | «Чудо филимоновских свистулькек» | 3 | ||
5 | Изготовление тряпичных кукол - оберегов | 1 | ||
6 | «Сине-голубое чудо Гжели» | 4 | ||
7 | «Веселый Городец» | 4 | ||
8 | Знакомство с разнообразием русской матрешки. | 2 | ||
9 | Изготовление тряпичной куклы | 2 | ||
10 | «Каргопольские игрушки» | 2 | ||
11 | «Жостовский букет» | 4 | ||
12 | «Красота вологодских кружев» | 2 | ||
13 | Итоговая ярмарка «Путешествие по народным промыслам» | 1 | ||
Итого в год | 32 |
Литература:
- Альбом для раскрашивания детям 8 лет «Сувениры» – Издательство «Малыш», 2000.
- «Вышивка лентами» – Минск «Харвест», 2011.
- Гадаева Ю.В. «Азбука бисероплетения» Практическое пособие.» – Санкт-Петербург «КОРОНА – принт» 1998.
- Джашакуев В.М. «Рабочая тетрадь по декоративному рисованию». – Москва, Издательство «Аркти», 2002.
- Диск «Вышивка шёлковыми лентами» из серии «Секреты мастерства».
- Дорожин Ю.Г. «Рабочая тетрадь по основам народного искусства «Городецкая роспись, 2008.
- Дорожин Ю. Г.«Узоры Северной Двины», 2008.
- Дорожин Ю.Г.«Рабочая тетрадь по основам народного искусства «Гжельская роспись», 2008.
- Дорожин Ю.Г. «Рабочая тетрадь по основам народного искусства «Мезенская роспись» 2010.
- Дорожин Ю.Г. «Рабочая тетрадь по основам народного искусства «Полховский Майдан. Роспись», 2008.
- Дорожин Ю.Г. «Рабочая тетрадь по основам народного искусства «Филимоновская роспись», 2008.
- Дорожин Ю.Г. «Рабочая тетрадь по основам народного искусства «Каргопольская роспись», 2008.
- Дорожин Ю.Г. «Рабочая тетрадь по основам народного искусства «Дымковская игрушка», 2008.
- Дроздова С.Б. «Начальная школа. Изобразительное искусство. 2 класс. По учебникам Е.И. Коротеевой, Н.А. Горячевой, под ред Б.М. Неменского» – Волгоград, 2009.
- Жегалова С. «Росписи Хохломы» – Издательство «Детская литература», 1999.
- Искусство – детям. «Хохломская роспись», 2008.
- Золотарёва Е.Н. «Подарки из бисера» – Москва, «Айрис Пресс», 2009.
- «Золотая Хохлома» (Книга на английском языке), 1998.
- Котова И.Н., Котова А.С. «Бисер. Волшебная игла» – Санкт-Петербург, Издательский Дом «МиМ», РЕСПЕКС, 1999.
- Котова И.Н., А.С.Котова «Бисер. Очарование цепочки. Теория композиции.» – Санкт-Петербург, Издательский Дом «МиМ», РЕСПЕКС, 1998.
- Котова И.Н., А.С.Котова «Бисер.Хгуты и шнуры. Приёмы объёмного низания.» – Санкт-Петербург, Издательский Дом «МиМ», РЕСПЕКС, 1998.
- Кокс Энн «Вышиваем шёлковыми лентами» – Издательская группа «Контент», 2011.
- Кох Сабина, Гёр Стефании, .. «Фигурки и игрушки из бисера» – ООО «Издательство Астель», 2009.
- Пигилова Т.А. «Народная культура», 1993.
- Русский дом «Народная культура» Хрестоматия часть №1. Книга 2. (Устюжская и Городецкая росписи)
- Федотова И.В. «Начальная школа. Изобразительное искусство. 1 класс. По учебнику Л.А. Неменской «Искусство и ты», – Волгоград, 2009.
- «Школа рисования для начинающих. Рисуем орнаменты» Издательство «Оникс», 2006.
- Яхнин Л. «Весёлое слово Хохлома». – Издательство «Малыш», 1998 г «Хохлома. Раскраска» Издательство «Околица», 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Современное декоративно-прикладное творчество"
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство. 1-4 классы» создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального ...
КОНСПЕКТ УРОКА "ДЕКОРАТИВНО - ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. РИСОВАНИЕ НАРОДНЫХ ИГРУШЕК. УКРАШЕНИЕ УЗОРОМ ИГРУШКИ МАТРЕШКИ"
Урок по ИЗО в 1 классе....
КОНСПЕКТ УРОКА "ДЕКОРАТИВНО - ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. РИСОВАНИЕ НАРОДНЫХ ИГРУШЕК. УКРАШЕНИЕ УЗОРОМ ИГРУШКИ МАТРЕШКИ"
Урок по ИЗО в 1 классе. Этот урок был проведен в 1 классе. Дети с интересом выполняли задания....
ПРОГРАММА КРУЖКА ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА «Волшебная шкатулочка»
Составитель : Прохоров Надежда Евгеньевна учитель начальных класс...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО НАЧАЛЬНОМУ ТЕХНИЧЕСКОМУ МОДЕЛИРОВАНИЮ И ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ТВОРЧЕСТВУ «МАСТЕРСКАЯ ЧУДЕС»
Программа имеет научно-техническую и художественную направленность, носит общеразвивающий, личностно-ориентированный характер, удовлетворяет интересы детей, увлекающихся конструированием и моделирован...
Дополнительная общеобразовательная программа декоративно – прикладной направленности «Красота без границ».
Дополнительная общеобразовательная программа декоративно - прикладной направленности "Красота без границ"...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА КРУЖКА «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНАЯ РАБОТА»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА КРУЖКА «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНАЯ РАБОТА»...