Сценарий урока по изобразительному искусству "Рисование народных праздников"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс)

На уроке учащиеся познакомятся с народными праздниками России, с творчеством Б.М. Кустодиева, расширят знания о народных традициях своей страны

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл risovanie_narodnyh_prazdnikov.docx19.56 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: « Рисование народных праздников»

Цели и задачи: продолжить знакомство с народными праздниками России: Рождество и Масленица; познакомить с творчеством Б.М. Кустодиева; расширить знания о народных традициях; закрепить  умения поэтапного раскрашивания работы; развивать интерес и любовь к народным традициям; способствовать формированию коммуникативных, регулятивных, познавательных  универсальных учебных действий и включению каждого ученика в активную деятельность; содействовать воспитанию уважения и интереса к национальным традициям и ценностям культуры русского народа.

Оборудование и материалы:

 А). для учителя: репродукции картин Б.М. Кустодиева «Ярмарка», «Масленица»; иллюстрации «Христославы», «Масленица», «Народные гуляния»; гуашь, кисти, лист ватмана, баночка с водой; ноутбук , видеопроектор, презентация, аудиозапись народных мелодий.

Б) для детей: альбом, краски  акварельные и гуашь, кисти, баночка для воды, палитра, тряпочка.

Ход урока:

1.Организационный момент.

А) Приветствие:

-Добро пожаловать, гости дорогие!

-Веселья вам да радости желаем!

-Давно мы вас ждем-поджидаем, урок без вас не начинаем!

-У нас для каждого из вас найдется и местечко, и словечко!

Б) Знакомство с темой урока, постановка целей и задач.

 -Формулирование темы урока

- О каких народных праздниках пойдёт речь? (Рождество, Масленица)

-Ознакомление с основными  целями и задачами урока

2.Проверка домашнего задания.  Актуализация  опорных знаний.

 Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с народными праздниками, узнаем об истории и традициях празднования Рождества и Масленицы на Руси, поговорим о современных традициях, познакомимся с творчеством нашего соотечественника, запечатлевшего эти народные праздники на своих полотнах.

Начнем с проверки домашнего задания:

А) Сообщения детей: «Рождество»

1. Издревле россияне благоговейно относились к Рождеству Христову, праздновали его весело, ярко и красиво. Люди всех сословий принимали участие в славлении. Они ходили по домам с вертепом, звездой (зажженной свечой) и песнопениями о рождении Спасителя. Не принять христославов считалось большим грехом для хозяина дома оскорблением для христославов и неуважением традиций.

2.  Своё начало эти традиции берут со времен языческой Руси. Тогда праздник назывался Коляда и связан был с зимним солнцестоянием.  Позднее он был приурочен к Рождеству и Святкам. Тогда эти обходы домов с пением  назывались колядованием. Колядки – это песни, в которых славились хозяева дома и содержались пожелания богатого урожая, изобилия.  Обязательными атрибутами праздника являлись подарки и переодевания (ряженье с использованием шкур, масок и рогов).

3. Всем с детства известна эта традиция. 

Началу нового года от рождества Христова придаётся особенное значение: как встретишь Новый год, таков он и весь будет.

.

Сценка «Калядовщики»

Б)  «Масленица»

1. Масленица – праздник проводов зимы и встречи весны. Масленица здавна была общенародным праздником. Это древнейший праздник на Руси, корни которого уходят в глубь веков. Об этом рассказывает легенда.

3. Каждый день масленичной недели имел своё название и свои особые традиции. Понедельник – «встреча», вторник – «заигрыши», среда – «»лакомка», четверг – «широкий четверг», пятница – «»тёщина вечёрка», суббота – «золовкины посиделки», воскресенье – «проводы».

4. Проводы масленицы сопровождались сожжением масленичного чучела.

На занятиях с мастерской валуйских ремесленников мы сделали уменьшенную копию Масленницы. (показ и рассказ из каких материалов, сколько времени потрачено на изготовление)

Едет масленица- дорогая,
Наша гостьюшка годовая,
На саночках расписных,
На конях вороных.
Живет масленица семь деньков!

Зовёт весну, тепло, красное солнышко!

3.Изучение нового материала (рассказ учителя). 

Праздник – это не только веселье. В том, как проводится праздник, в обрядах, традициях, песнях, плясках, ярко проявляется душа народа, его характер.

Яркие краски зимних праздников, особое настроение, русское раздолье отобразил в своих работах замечательный русский живописец Борис Михайлович Кустодиев. Это - талантливый бытописатель (на его картинах изображен быт русских людей, сцены из жизни), мастер психологического портрета, автор книжных иллюстраций и театральный декоратор. Он создал значительные произведения почти во всех областях изобразительного искусства. Жизнь художника и его творчество неразрывно связаны с Волгой, волжскими просторами. Через всю жизнь Борис Михайлович Кустодиев пронес большую и неизменную любовь к родной природе, к русскому народу.

Он писал: «Не знаю, удалось ли мне сделать и выразить в моих вещах то, что я хотел любовь к жизни, радость и бодрость, любовь к своему русскому. Это было всегда единственным "сюжетом" моих картин».

Сегодня мы с вами познакомимся с работами этого художника, посвященными народным праздникам. Праздником в России всегда было устройство ярмарок. Здесь все встречались, а поэтому надевали самое лучшее, парадное: себя показать – других посмотреть. В парках или на площадях устраивались карусели, потешные балаганчики. Торговцы расхваливали свой товар.

Одни горожане смотрят представление, другие прохаживаются по набережной, дети катаются на санях с горы. Морозный зимний, солнечный день. Деревья покрыты инеем. Но мороз для праздника не помеха. Он лишь раззадоривает лихую молодёжь.

 На льду озёр и рек разыгрывались целые баталии по взятию и разрушению «снежных городков». многолюдные спортивные соревнования – «кулачные бои», знаменитый столб, который обливали водой, и отважные юноши стремились влезть на него, показать удаль молодецкую и добыть заветный подарок.  С утра вздымали снежные катальные горки, строили качели, балаганы, начинали печь блины. На одни сани усаживали чучело Масленицы. На другие сани водружают столб с вертящимся колесом - символом солнца. Санный поезд, запряженный ряжеными, проезжает по улицам, зазывая всех на праздник. Лица людей радостные. Они улыбаются, смеются. На морозе раскраснелись лица красавиц. Удалым молодцам холод нипочем, вороты их одежд распахнуты, развиваются на ветру ленты и расписные платки, громко играет гармонь, льётся задорная песня, развернулась, гуляет русская душа. А ноги так и просятся в пляс.

Физкультминутка

Танцевальные движения под музыку. «Барыня»

Г) Работа над исполнением рисунка народного праздника, с изображением традиционного обряда.  Начало работы. Фон. Показ приемов работы кистью, используя палитру. (Учитель на листе, закрепленном на доске или мольберте)

Работу начинаем сверху вниз. Фон наносится более светлыми тонами. Для рисования неба необходимо использовать краски холодных тонов, обратите внимание, что сверху оно более тёмное, но чем ближе к линии горизонта(земле) становится светлее и незаметно переходит в снежный покров. На снегу видны неровности, следы саней или людей, тени. После высыхания фона можно приступать к раскрашиванию основного сюжета. При этом используются более густые, яркие краски.

4. Самостоятельная работа

Во время выполнения практической работы провожу индивидуальную работу. На часто повторяющиеся ошибки обращаю внимание всего класса. 

5. Итог урока.

А) Выставка и анализ выполненных работ:

композиционное размещение ;

правильность выполнения;

аккуратность выполнения;

выбор наиболее удачно выполненных работ;

 анализ ошибок.

Б) Игра «Угадай праздник по рисунку». Учащиеся определяют, какие праздники изображены на рисунках. Оргументируют свои ответы (работа в группах с иллюстрациями)

6. Задание на дом.

 Подготовить сообщение на тему «Традиции народных праздников «Рождество» и «Масленница» в моей семье». Принести фотографии, книги о народных праздниках.

7.Рефлексия «Закончи фразу»

Мне понравилось…

Я узнал…

Я научился…

Было интересно…

Хочу похвалить…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока по изобразительному искусству в 4 классе "Художник в лесу" (Рисуем деревья угольком).

Урок построен в виде виртуальной экскурсии в лес. Цели:1.Дать представление о деревьях, как обьектах изображения.2.Научить видеть различия, характерные для тех или иных пород деревьев, и отобража...

конспект урока по изобразительному искусству "НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИЧНЫЕ ОБРЯДЫ" 4КЛАСС

конспект урока по изобразительному искусству "НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИЧНЫЕ ОБРЯДЫ" 4 КЛАСС...

Сценарий урока по изобразительному искусству по теме: "Мастер Изображения учит видеть. Изображаем любимых животных. Хомячок."

Сценарий урока по изобразительному искусству по теме: "Мастер Изображения учит видеть. Изображаем любимых животных. Хомячок."...

урок в 4 классе "Народные праздники. ТРОИЦА"

Урок-разгуляй завершает фольклорный раздел народным праздником Троицы и его прочтением в иконописных образах "Троицы" Андрея Рублёва.Знакомство с обычаями празднования Троицы на Руси, исполн...

Технологическая карта урока изобразительного искусства «Народные праздники» (УМК "Школа России", 4 класс)

Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока: знакомство обучающихся с народными праздниками и развитие навыков коллективной работы посредством выполнения коллективного панно &l...

Технологическая карта урока изобразительного искусства «Народные праздники (изображение осенней ярмарки)» (4 класс, УМК "Школа России")

Тип урока: «открытие» новых знанийЦель урока: дать представление о народных праздниках через изображение осенней ярмарки.Задачи урока:Дидактические:1. познакомить с видами народных праздни...