Рабочая программа по ИЗО с тематическим планированием 2 класс Школа России
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему
Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rup_izo_nemenskiy_2_klass_.doc | 292 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Путиловская основная общеобразовательная школа»
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
педагогическим советом школы Директор школы_________
протокол от _________20___ г. № _____ С.А.Парфёнова
Приказ от ______20___г. № ______
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА « ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
ДЛЯ 1-4 КЛАССОВ
НА 2013-2014 УЧЕБНЫЙ ГОД
Составитель:
Немцева Татьяна Геннадьевна
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
2013 г.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с:
- требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования 2009 г.;
- авторской программой «Изобразительное искусство» Б. М. Неменского, В. Г. Горяева, Г. Е. Гуровой и др. 2011 г.;
- основной образовательной программой школы;
- примерной образовательной программой УМК «Школа России» 2011 г.;
- Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- планируемыми результатами начального общего образования.
Учебный курс «Изобразительное искусство» 1 – 4 классы по программе УМК «Школа России» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы, так как познание детьми изобрзительног искусства не ограничивается рамками урока. Программа адресована общеобразовательным школам для 1-4 классов.
Общая характеристика учебного предмета
Цели курса:
- воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
- развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
- освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;
- овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Задачи обучения:
- совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
- развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
- формирование навыков работы с различными художественными материалами.
Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
- изобразительная художественная деятельность;
- декоративная художественная деятельность;
- конструктивная художественная деятельность
Три способа художественного освоения действительности в начальной школе выступают для детей в качестве доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.
Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы, а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).
Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету и является необходимым условием формирования личности каждого.
Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.
Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций.
Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.
Тематическая цельность и последовательность развития,курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры. Принцип опоры на личный опыт ребенка и расширения, обогащения его освоением культуры выражен в самой структуре программы.
Тема 1 класса — «Ты изображаешь, украшаешь и строишь». Дети знакомятся с присутствием разных видов художественной деятельности в повседневной жизни, с работой художника учатся с разных художнических позиций наблюдать реальность, а также, открывая первичные основания изобразительного языка, — рисовать, украшать и конструировать, осваивая выразительные свойства различных художественных материалов.
Тема 2 класса — «Искусство и ты». Художественное развитие ребенка сосредотачивается над способам выражения в искусстве чувств человека, на художественных средствах эмоциональной оценки: доброе — злое, взаимоотношении реальности фантазии в творчестве художника.
Тема 3 класса — «Искусство вокруг нас». Показано присутствие пространственно-визуальных искусств в окружающей нас действительности. Учащийся узнает, какую роль играют искусства и каким образом они воздействуют на нас дома, на улице, в городе и селе, в театре и цирке, на празднике — везде, все люди живут, трудятся и созидают окружающий мир.
Тема 4 класса — «Каждый народ — художник». Дети изучают, почему у разных народов по-разному строятся традиционные жилища, почему такие разные представления о женской и мужской красоте, так отличаются праздники. Но, знакомясь с разнообразием народных культур, дети учатся видеть, как многое их объединяет. Искусство способствует взаимопониманию людей, учит сопереживать и ценить друг друга, а непохожая, иная, красота помогает глубже понять свою родную культуру и ее традиции.
Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и литература, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Коллективные формы работы: работа по группам; индивидуально-коллективная работа (каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки).
Художественная деятельность: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.
Место учебного предмета в учебном плане
На изучение предмета отводится 1 ч в неделю, всего на курс — 131 ч. Предмет изучается: в 1 классе — 32 ч в год, во 2—4 классах — 33 ч в год (при 1 ч в неделю).
1 класс
1 четверть - 9 часов (9 недель),
2 четверть - 7 часов (7 недель),
3 четверть - 9 часов (9 недель),
4 четверть - 7 часов (7 недель).
2-4 классы
1 четверть - 9 часов (9 недель),
2 четверть - 7 часов (7 недель),
3 четверть - 10 часов (10 недель),
4 четверть - 7 часов (7 недель).
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное развитие ребенка.
Культуросозидающая роль программы состоит в воспитании гражданственности и патриотизма: ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.
2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 КЛАСС
32 ЧАСА
№ | Наименование раздела программы | Содержание учебного материала | Кол-во часов | Формы контроля. Тип урока |
1 | Раздел 1. Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения (8 часов) | Изображения всюду вокруг нас | 1 | В |
2 | Мастер Изображения учит видеть | 1 | СР | |
3 | Изображать можно пятном | 1 | СР | |
4 | Изображать можно в объёме | 1 | СР | |
5 | Изображать можно линией | 1 | СР | |
6 | Разноцветные краски | 1 | СР | |
7 | Изображать можно и то, что невидимо (настроение) | 1 | СР | |
8 | Художники и зрители (обобщение темы) | 1 | В | |
9 | Раздел 2. Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения (8 часов) | Мир полон украшений | 1 | ИКР |
10 | Красоту надо уметь замечать | 1 | СР | |
11 | Выразительность фактуры | 1 | СР | |
12 | Красоту надо уметь замечать | 1 | СР | |
13 | Узоры, которые создали люди | 1 | СР | |
14 | Как украшает себя человек. | 1 | СР | |
15 | Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы) | 1 | ИКР | |
16 | Новые навыки работы с бумагой и обобщение материала всей темы | 1 | ИКР | |
17 | Раздел 3. Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки (11 ч) | Постройки в нашей жизни | 1 | СР |
18 | Постройки, сделанные человеком | 1 | СР | |
19 | Дома бывают разными | 1 | СР | |
20 | Домики, которые построила природа | 1 | СР | |
21 | Какие можно придумать дома | 1 | СР | |
22 | Дом снаружи и внутри | 1 | СР | |
23 | Строим город | 1 | ИКР | |
24 | Все имеет свое строение | 1 | СР | |
25 | Строим вещи | 1 | СР | |
26 | Город, в котором мы живем (обобщение темы) | 2 | Б-З | |
27 | Город, в котором мы живем (обобщение темы) | КР | ||
28 | Раздел 4. Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (6 ч) | Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе | 1 | В, Б |
29 | «Сказочная страна». Создание панно | 1 | КР | |
30 | «Праздник весны». Конструирование из бумаги | 1 | СР | |
31 | Урок любования. Умение видеть | 1 | КР | |
32 | Здравствуй, лето! (обобщение темы) | 2 | СР | |
Итого | 32 |
В - Выставка
СР - Самостоятельная работа
ИКР - Индивидуально-коллективная работа
КР - Коллективная работа
Б-З — Беседа-зарисовка
2 КЛАСС
33 ЧАСА
№ | Содержание | Кол-во часов | Дата | Виды контроля |
1 четверть | 9 | |||
1 | Чем и как работает художник? | 8 | ||
с … по... | Рисунок - 4 Аппликация - 1 Коллективная работа -1 Вылепленная фигура животного -1 Макет игровой площадки - 1 | |||
2 | Реальность и фантазия | 7 | ||
2 четверть | 7 | |||
Рисунок - 4 Конструкции из бумаги - 1 Елочные игрушки - 1 Макет - 1 | ||||
3 | О чём говорит искусство? | 11 | ||
3 четверть | 10 | |||
Рисунок - 7 Вылепленный из пластилина герой сказки - 3 | ||||
4 четверть | 7 | |||
4 | Как говорит искусство? | 7 | Рисунок - 5 Коллективная работа - 1 Аппликация - 1 | |
Итого: | 33 | Рисунок – 20 Коллективная работа – 2 Вылепленная фигура из пластилина – 4 Макет – 2 Конструкции из бумаги – 1 Елочные игрушки – 1 Аппликация - 2 |
3. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
1 КЛАСС
32 ЧАСА
Тема первого года обучения: ТЫ ИЗОБРАЖАЕШЬ, УКРАШАЕШЬ И
СТРОИШЬ.
Раздел 1: Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения – 8 ч.
Изображения всюду вокруг нас.
Мастер Изображения учит видеть.
Изображать можно пятном.
Изображать можно в объеме.
Изображать можно линией.
Разноцветные краски.
Изображать можно и то, что невидимо.
Художники и зрители (обобщение темы).
Раздел 2: Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения – 8ч.
Мир полон украшений.
Красоту надо уметь замечать.
Выразительность фактуры.
Узоры, которые создали люди.
Как украшает себя человек.
Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы).
Новые навыки работы с бумагой и обобщение материала все темы.
Раздел 3: Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки – 11 ч.
Постройки в нашей жизни.
Постройки, сделанные человеком.
Дома бывают разными.
Домики, которые построила природа.
Какие можно придумать дома.
Дом снаружи и внутри.
Строим город.
Все имеет свое строение.
Строим вещи.
Город, в котором мы живем (обобщение темы).
Раздел 4: Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу– 5 ч.
Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе.
«Сказочная страна». Создание панно.
«Праздник весны». Конструирование из бумаги.
Урок любования. Умение видеть.
Здравствуй, лето! (обобщение темы).
2 КЛАСС
33 ЧАСА
Тема второго года обучения: ИСКУССТВО И ТЫ.
Раздел 1: Чем и как работает художник – 8 ч.
Три основных цвета.
Белая и чёрная краски.
Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.
Выразительные возможности аппликации.
Выразительные возможности графических материалов.
Выразительность материалов для работы в объеме.
Выразительные возможности бумаги.
Неожиданные материалы (обобщение темы).
Раздел 2: Реальность и фантазия – 7 ч.
Изображение и реальность.
Изображение и фантазия.
Украшение и реальность.
Украшение и фантазия.
Постройка и реальность.
Постройка и фантазия.
Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе
(обобщение темы).
Раздел 3: О чём говорит искусство - 11 ч.
Изображение природы в различных состояниях.
Изображение характера животных.
Изображение характера человека: женский образ.
Изображение характера человека: мужской образ.
Образ человека в скульптуре (3 часа).
О чём говорят украшения (3 часа).
В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли,
настроение, свое отношение к миру (обобщение темы).
Раздел 4: Как говорит искусство – 7 ч.
Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.
Тихие и звонкие цвета.
Ритм линий.
Характер линий.
Ритм пятен.
Пропорции выражают характер.
Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности.
Итоговый урок года.
3 КЛАСС
33 ЧАСА
Тема третьего года обучения: ИСКУССТВО ВОКРУГ НАС.
Раздел 1: Искусство в твоём доме – 8 ч.
Твои игрушки.
Посуда у тебя дома.
Обои и шторы в твоем доме.
Мамин платок.
Твои книжки.
Открытки.
Труд художника для твоего дома (обобщение темы).
Раздел 2: Искусство на улицах твоего города – 7 ч.
Памятники архитектуры.
Парки, скверы, бульвары.
Ажурные ограды.
Волшебные фонари.
Витрины.
Удивительный транспорт.
Труд художника на улицах твоего города (села) (обобщение темы).
Раздел 3: Художник и зрелище - 11 ч.
Художник в цирке.
Художник в театре.
Художник-создатель сценического мира.
Театр кукол.
Образ куклы, её конструкция и костюм.
Маски.
Условность языка масок, их декоративная выразительность.
Афиша и плакат.
Праздник в городе.
Элементы праздничного украшения города.
Школьный праздник-карнавал (обобщение темы).
Раздел 4: Художник и музей - 7 ч.
Музеи в жизни города.
Картина - особый мир. Картина - пейзаж.
Картина - портрет.
Картина - натюрморт.
Картины исторические и бытовые.
Учимся смотреть картины.
Скульптура в музее и на улице.
Художественная выставка (обобщение темы).
4 КЛАСС
33 ЧАСА
Тема четвёртого года обучения: КАЖДЫЙ НАРОД - ХУДОЖНИК
(ИЗОБРАЖЕНИЕ, УКРАШЕНИЕ, ПОСТРОЙКА В ТВОРЧЕСТВЕ НАРОДОВ
ВСЕЙ ЗЕМЛИ).
Раздел 1: Истоки родного искусства – 8 ч.
Пейзаж родной земли.
Красота природы в произведениях русской живописи.
Деревня - деревянный мир.
Украшения избы и их значение.
Красота человека.
Образ русского человека в произведениях художников.
Календарные праздники.
Народные праздники (обобщение темы).
Раздел 2: Древние города нашей Земли – 7 ч.
Родной угол.
Древние соборы.
Города Русской земли.
Древнерусские воины-защитники.
Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва.
Узорочье теремов.
Пир в теремных палатах (обобщение темы).
Раздел 3: Каждый народ — художник - 11 ч.
Страна Восходящего солнца.
Образ художественной культуры Японии.
Образ женской красоты.
Народы гор и степей.
Юрта как произведение архитектуры.
Города в пустыне.
Древняя Эллада.
Мифологические представления Древней Греции.
Европейские города Средневековья.
Образ готического храма.
Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы).
Раздел 4: Искусство объединяет народы – 7 ч.
Материнство.
Образ Богоматери в русском и западноевропейском искусстве.
Мудрость старости.
Сопереживание.
Герои - защитники.
Героическая тема в искусстве разных народов.
Юность и надежды.
Искусство народов мира (обобщение темы).
4.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДАННОЙ ПРОГРАММЕ
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
- использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
- знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
- понимание образной природы искусства;
- эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
- применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
- способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
- умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
- усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
- мение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
- способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
- способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
- умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
- освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
- овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
- умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
- умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
- изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
- умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
- способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
- умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
- выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
- умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
В результате изучения изобразительного искусства в начальной школе у выпускников будут сформированы основы художественной культуры: представления о специфике изобразительного искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства. Начнут развиваться образное мышление и воображение, учебно-творческие способности, формироваться основы анализа произведения искусства; будут проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру и художественный вкус. Учащиеся овладеют практическими умениями и навыками в восприятии произведений пластических искусств и в различных видах художественной деятельности: рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании, декоративно-прикладном искусстве.
Выпускники смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку и выражать свое отношение к событиям и явлениям окружающего мира, к природе, человеку и обществу; воплощать художественные образы в различных формах художественно-творческой деятельности. Они научатся применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и художественно-практических задач.
Раздел «Восприятие искусства и виды художественной деятельности».
Выпускник научится:
• различать виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними для передачи собственного замысла;
• различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;
• эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного языка;
• узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;
• называть ведущие художественные музеи России и художественные музеи своего региона.
Выпускник получит возможность научиться:
• воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, объяснять сюжеты и содержание знакомых произведений;
• видеть проявления художественной культуры вокруг: музеи искусства, архитектура, скульптура, дизайн, декоративные искусства в доме, на улице, в театре;
• высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.
Раздел «Азбука искусства. Как говорит искусство?».
Выпускник научится:
• создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
• использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
• различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
• создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объеме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
• наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
• использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).
Выпускник получит возможность научиться:
• пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
• моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы природы, человека, фантастического существа средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;
• выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
Раздел «Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?».
Выпускник научится:
• осознавать главные темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;
• выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия;
• передавать характер и намерения объекта (природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д.) в живописи, графике и скульптуре, выражая свое отношение к качествам данного объекта.
Выпускник получит возможность научиться:
• видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
• понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;
• изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним свое эмоциональное отношение;
• изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.
Требования к планируемым результатам освоения учебного предмета в 1 классе:
Личностными результатами» является формирование следующих умений:
-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
-основы экологической культуры: принятие ценности природного мира.
-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи.
-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
-адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
Познавательные УУД:
-строить сообщения в устной и письменной форме;
-ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Коммуникативные УУД:
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
-формулировать собственное мнение и позицию; ·задавать вопросы;
использовать речь для регуляции своего действия.
Предметными результатами изучения изобразительного искусства являются формирование следующих умений:
Обучающийся научится:
-различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
- узнает значение слов: художник, палитра, композиция, иллюстрация, аппликация, коллаж, флористика, гончар;
- узнавать отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;
-различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания;
- эмоциональное значение тёплых и холодных тонов;
- особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи;
- знать правила техники безопасности при работе с режущими и колющими инструментами;
- способы и приёмы обработки различных материалов;
- организовывать своё рабочее место, пользоваться кистью, красками, палитрой; ножницами;
- передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;
- составлять композиции с учётом замысла;
- конструировать из бумаги на основе техники оригами, гофрирования, сминания, сгибания;
- конструировать из ткани на основе скручивания и связывания;
- конструировать из природных материалов;
- пользоваться простейшими приёмами лепки.
Обучающийся получит возможность научиться:
- усвоить основы трех видов художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости , в объеме и пространстве; украшение или декоративная деятельность с использованием различных художественных материалов;
-участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
- приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн, декоративно-прикладные и народные формы искусства;
- развивать фантазию, воображение;
-приобрести навыки художественного восприятия различных видов искусства;
- научиться анализировать произведения искусства;
- приобрести первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных;
- приобрести навыки общения через выражение художественного смысла, выражение эмоционального состояния, своего отношения в творческой художественной деятельности и при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей.
Требования к планируемым результатам освоения учебного предмета во
2 классе:
Учащиеся должны знать/понимать:
- основные жанры и виды произведений изобразительного искусства; уметь:
- различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
- узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных художников (В. М. Васнецов, И. И. Левитан);
- сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);
- использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);
• применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и
скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах: иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для самостоятельной творческой деятельности;
- обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
- оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок.
5. ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ
1 КЛАСС
№ | Наименование разделов | Всего часов | В | СР | ИКР | КР | Б-З |
1 | Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения | 8 | 2 | 6 | |||
2 | Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения | 8 | 5 | 3 | |||
3 | Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки | 11 | 8 | 1 | 1 | 1 | |
4 | Изображение, украшение, постройка. Всегда помогать друг другу | 6 | 1 | 3 | 2 | ||
Итого | 33 | 3 | 22 | 4 | 3 | 1 |
В - Выставка
СР - Самостоятельная работа
ИКР - Индивидуально-коллективная работа
КР - Коллективная работа
Б-З — Беседа-зарисовка
2 КЛАСС
№ | Дата | Виды работы | Раздел/ Тема | Требования к уровню усвоения материала по конкретному разделу |
1 | Рисунок (Р) | 1.Чем и как работает художник (8 часов) Три основных цвета | Обучающиеся будут знать:
Обучающиеся будут уметь:
| |
2 | Рисунок (Р) | Белая и черная краски | ||
3 | Рисунок (Р) | Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности | ||
4 | Аппликация (А) | Выразительные возможности аппликации | ||
5 | Рисунок (Р) | Выразительные возможности графических материалов | ||
6 | Вылепленная фигура животного (Л) | Выразительность материалов для работы в объеме | ||
7 | Макет (М) | Выразительные возможности бумаги | ||
8 | Коллективная работа (КР) | Неожиданные материалы (обобщение темы) | ||
9 | Рисунок (Р) | 2. Реальность и фантазия (7 часов) Изображение и реальность | Обучающиеся будут знать:
Обучающиеся будут уметь:
| |
10 | Рисунок (Р) | Изображение и фантазия. | ||
11 | Рисунок (Р) | Украшение и реальность | ||
12 | Рисунок (Р) | Украшение и фантазия. | ||
13 | Конструкция из бумаги (КБ) | Постройка и реальность. | ||
14 | Макет (М) | Постройка и фантазия | ||
15 | Ёлочная игрушка (ЁИ) | Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы) | ||
16 | Рисунок (Р) | 3. О чём говорит искусство (11 часов) Изображение природы в различных состояниях | Обучающиеся будут знать:
Обучающиеся будут уметь:
| |
17 | Рисунок (Р) | Изображение характера животных | ||
18 | Рисунок (Р) | Изображение характера человека: женский образ | ||
19 | Рисунок (Р) | Изображение характера человека: мужской образ | ||
20 | Вылепленный из пластилина герой сказки (Л) | Образ человека в скульптуре | ||
21 | Вылепленный из пластилина герой сказки (Л) | Образ человека в скульптуре | ||
22 | Вылепленный из пластилина герой сказки (Л) | Образ человека в скульптуре | ||
23 | Рисунок (Р) | О чем говорят украшения | ||
24 | Рисунок (Р) | О чем говорят украшения | ||
25 | Рисунок (Р) | О чем говорят украшения | ||
26 | Оцени себя | В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы) | ||
27 | Рисунок (Р) | 4. Как говорит искусство (8 часов) Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного | Обучающиеся будут знать:
Обучающиеся будут уметь:
использовать изобразительные средства: ритм, объем для создания выразительности образа; построить композицию по заданной теме, используя выразительные средства изобразительного искусства; выражать свои впечатления от произведений искусства. | |
28 | Рисунок (Р) | Тихие и звонкие цвета | ||
29 | Рисунок (Р) | Ритм линий | ||
30 | Рисунок (Р) | Характер линий | ||
31 | Аппликация (А) | Ритм пятен | ||
32 | Рисунок (Р) | Пропорции выражают характер | ||
33 | Коллективная работа (КР) | Ритм линий и пятен, цвет, пропорции - средства выразительности |
Р - рисунок - 20
А - аппликация - 2
Л - лепка - 4
М - макет - 2
КР - коллективная работа - 2
КБ - конструкция из бумаги - 1
ЁИ - ёлочные игрушки - 1
Итого: 32 часа (2 часа - Оцени себя)
Используемые технологии обучения: здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные, игровые, технология проблемного обучения, деятельностного подхода, проектно-исследовательского обучения.
Используемые типы урока: урок изучения нового материала, комбинированный урок, урок повторения, урок-диспут, урок-путешествие, урок-праздник.
Используемые формы урока: групповая, парная, индивидуальная, игровая, игра-путешествие, урок с использованием мультимедийных средств.
Виды и формы промежуточного, итогового контроля: рисунок, аппликация, конструкции из бумаги, макеты, вылепленные из пластилина фигуры животного и героя сказки.
В результате изучения курса изобразительного искусства программа обеспечивает достижение учащимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов, установленными федеральными государственными образовательными стандартами, образовательной программой образовательного учреждения.
6. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Неменский Б. М., Неменская Л. А., Горяева Н. А., Питерских А. С. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвящение, 2011
- Неменский Б. М., Неменская Л. А., Коротеева Е. И. Изобразительное искусство. 1-4 кл.: методическое пособие. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011
- Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2012
- Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 1 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2012
- Коротеева Е. И. Изобразительное искусство. Искусство и ты. 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2012
- Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 2 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2013
Интернет - ресурсы, которые могут быть использованы учителем и учащимися для подготовки уроков, сообщений, докладов и
рефератов:
http://moikompas.ru/tags/plastilin
http://art.thelib.ru/culture/pictures/iskusstvo_yaponii.html
- Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в программе и методических пособиях по изобразительному искусству
- Классная доска
- Мультимедийный проектор
- Компьютер
- Ученические столы с комплектом стульев
- Стол учительский
- Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
- Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
2 КЛАСС
(1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА)
№ | Дата | Тема урока | Решаемые проблемы | Планируемые результаты (предметные) | Планируемые результаты (личностные и метапредметные) Характеристика деятельности | |||
Познавательные УУД | Регулятивные УУД | Коммуника тивные УУД | Личностные УУД | |||||
1 ЧЕТВЕРТЬ - 9 ЧАСОВ ЧЕМ И КАК РАБОТАЕТ ХУДОЖНИК (8 ЧАСОВ) | ||||||||
| Три основных цвета | Как получить разнообраз-ные цвета на основе трех основных? | Приемы получения новых цветов, изображение разнообразных цветов на основе смешивания трех основных цветов (Р) | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. | Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению | |
| Белая и черная краски | Особенности белой и черной краски? | Получать новые цвета путем смешивания (Р) | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению | |
| Пастель и цветные мелки, акварель, их выразитель-ные возможнос-ти | Каковы выразитель-ные возможности пастели, мелков, акварели? | Изображать осенний лес, используя выразительные возможности материалов, работать пастелью, мелками, акварелью (Р) | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению | |
| Выразительные возможнос-ти аппликации | Каковы выразитель-ные возможности аппликации? | Создавать коврик на тему осенней земли, выполнять аппликацию (А) | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению | |
| Выразитель-ные возможнос-ти графических материалов | В чем выразитель-ные возможности графических материалов? | Использовать графические художественные материалы. Изображать зимний лес, используя графические материалы (Р) | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению | |
| Выразительность материалов для работы в объеме | Как использовать выразитель-ность материалов для работы в объеме? | Уметь: работать с целым куском пластилина, создавать объемное изображение (Л) | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению | |
| Выразительные возможности бумаги | Как использовать выразитель-ные возможности бумаги? | Конструировать из бумаги объекты игровой площадки (М) | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению | |
| Неожидан-ные материалы (обобщение темы) | Как использовать неожиданные материалы? | Создавать образ ночного города с помощью разнообразных неожиданных материалов (КР) | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению | |
РЕАЛЬНОСТЬ И ФАНТАЗИЯ (7 ЧАСОВ) | ||||||||
| Изображе-ние и реальность | Где изображения, а где реальность? | Передавать в изображении характер животного (Р) | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | |
2 ЧЕТВЕРТЬ — 7 ЧАСОВ | ||||||||
| Изображе-ние и фантазия. | В чем отличие изображения и фантазии? | Изображать сказочных существ, работать с гуашью (Р) | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | |
| Украшение и реальность | Где используются украшения в природе? | Создавать с помощью графических материалов изображения различных украшений в природе, работать тушью, пером, углем, мелом (Р) | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | |
| Украшение и фантазия. | Где используются декоративные формы? | Преображать реальные формы в декоративные, работать с графическими материалами (Р) | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | |
| Постройка и реальность. | Как сконструиро-вать формы подводного мира? | Конструировать из бумаги формы подводного мира, работать в группе (КБ) | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | |
| Постройка и фантазия | Как создать макет фантастичес-кого здания? | Сравнивать природные формы с архитектурными постройками, создавать макеты фантастических зданий, фантастического города (М) | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | |
| Братья-Мастера Изображе-ния, Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы) | Чему научились? | Обсуждать творческие работы, оценивать собственную художественную деятельность (ЁИ) | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | |
О ЧЁМ ГОВОРИТ ИСКУССТВО (11 ЧАСОВ) | ||||||||
| Изображе-ние природы в различных состояниях | Как изобразить контрастные состояния природы? | Изображать живописными материалами контрастные состояния природы (Р) | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | |
3 ЧЕТВЕРТЬ — 10 ЧАСОВ | ||||||||
| Изображе-ние характера животных | Как изобразить животного с ярко выраженным характером? | Изображать животного с ярко выраженным характером (Р) | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | |
| Изображе-ние характера человека: женский образ | Как изобразить контрастные женские образы? | Иметь представление: о красоте внутренней и внешней. Создавать живописными материалами выразительные контрастные женские образы (Р) | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | Умение слушать и вступать в диалог | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению | |
| Изображе-ние характера человека: мужской образ | Как изобразить контрастные мужские образы? | Иметь представление: о красоте внутренней и внешней. Создавать живописными материалами выразительные, контрастные образы доброго и злого героя (Р) | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | |
| Образ человека в скульптуре | Как передать характер человека в объеме? | Иметь представление: о способах передачи характера в объемном изображении человека. Работать с пластилином (Л) | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | |
| Образ человека в скульптуре | Как передать характер человека в объеме? | Иметь представление: о способах передачи характера в объемном изображении человека. Работать с пластилином (Л) | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | |
| Образ человека в скульптуре | Как передать образ человека в объеме? | Иметь представление: о способах передачи характера в объемном изображении человека Работать с пластилином (Л) | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | |
| О чем говорят украшения | Что такое декор? | Иметь представление: о декоре, декоративно-прикладном искусстве. Использовать цвет для передачи характера изображения (Р)
| Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | |
| О чем говорят украшения | Что такое декоративно – прикладное искусство? | Иметь представление: о декоре, декоративно-прикладном искусстве. Использовать цвет для передачи характера изображения (Р)
| Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | |
| О чем говорят украшения | Как использовать цвет для передачи характера изображения? | Иметь представление: о декоре, декоративно-прикладном искусстве. Использовать цвет для передачи характера изображения (Р) | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | |
| В изображе-нии, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы) | Оцени себя | Обсуждать творческие работы, оценивать собственную художественную деятельность. | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | |
4 ЧЕТВЕРТЬ — 8 ЧАСОВ КАК ГОВОРИТ ИСКУССТВО (8 ЧАСОВ) | ||||||||
| Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного | Как составить теплые и холодные цветовые гаммы? | Составлять теплые и холодные цветовые гаммы (Р) | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | |
| Тихие и звонкие цвета | Как изобразить борьбу тихого и звонкого цветов? | Изображать борьбу тихого и звонкого цветов (Р) | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. | Формирование социальной роли ученика. положительного отношения к учению | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | |
| Ритм линий | Что такое ритм? | Иметь представление: о ритме как выразительном средстве изображения. Работать с пастелью и восковыми мелками (Р) | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. | Формирование социальной роли ученика, положительного отношения к учению | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | |
| Характер линий | Как изобразить ветки деревьев с определен-ным характером? | Изображать ветки деревьев с определенным характером (Р) | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | |
| Ритм пятен | Как использовать технику обрывной аппликации? | Использовать технику обрывной аппликации Изображать борьбу тихого и звонкого цветов (А) | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | |
| Пропорции выражают характер | Как создать образ животных или птиц? | Создавать выразительные образы животных или птиц (Р) | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | |
| Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности | Чему научились? | Работать с разными материалами (КР) | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения | Формирование социальной роли ученика, положительного отношения к учению | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | |
| Итоговый урок года | Чему научились за год? | Обсуждать творческие работы, оценивать собственную художественную деятельность | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выв | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа и КТП по математике 2 класс "Школа России"
Рабочая программа по математике составлена на основе Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторской программы М. И. Моро, Ю. М. Колягина, М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюков...
Рабочая программа по предмету " Окружающий мир" 1 класс " Школа России"
Представлена рабочая программа по предмету " Окружающий мир" авт. А.А.Плешаков....
Рабочая программа по ИЗО Б.Неменский 1 класс, школа России.
Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование для 1 класса....
рабочая программа по предмету окружающий мир 3 класс "Школа России"
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир», утверждённой МО РФ (Мос...
Рабочая программа и КТП по математике 1 класс Школа России
этот файл содержит рабочую пограмм и КТП по математике...
Рабочая программа по русскому языку 1-4 классы (Школа России, ФГОС)
Рабочая программа по русскому языку к УМК "Школа России" (авторский коллектив: Канакина В.П., Горецкий В.Г. и др.) рассчитана на весь период обучения в начальной школе и составлена в соотвествиями с Ф...
Рабочая программа по русскому языку 1-4 классы (Школа России) и планированием для 1 класса
Предложена рабочая программа по русскому языку с приложением календарно-тематического планирования для 1 класса...