Рабочая программа по русскому языку 1-4 классы (Школа России, ФГОС)
рабочая программа по русскому языку по теме
Рабочая программа по русскому языку к УМК "Школа России" (авторский коллектив: Канакина В.П., Горецкий В.Г. и др.) рассчитана на весь период обучения в начальной школе и составлена в соотвествиями с ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma__russkiy_yazyk.doc | 506 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
- ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и ло гического мышления учащихся;
- формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие уст ной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей куль туры человека.
Задачи:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, ор фоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
- формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Программа разработана на основе авторской программы по русскому языку авторского коллектива: Канакина В.П., Горецкий В.Г., Дементьева М.Н., Стефаненко Н.А., Бойкина М.В. - М.: Просвещение,2011г.
Общая характеристика курса
Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:
- формирование первоначальных представлений о единстве и много образии языкового и культурного пространства России, о языке как ос нове национального самосознания;
- развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
- развитие коммуникативных умений;
- развитие нравственных и эстетических чувств;
- развитие способностей к творческой деятельности.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обе спечит достижение основных целей изучения предмета:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, ор фоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
- формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:
• система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
• орфография и пунктуация;
• развитие речи.
Программа направлена на формирование у младших школьников пред ставлений о языке как явлении национальной культуры и основном сред стве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнацио нального общения.
Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографиче ский самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма,
Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и речевому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению В речи основных единиц языка.
Место курса «Русский язык» в учебном плане
На изучение русского языка в начальной школе выделяется 675 ч.
В 1 классе —165 ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели): из них 115 ч ( 23 учебные недели) отводится урокам обучения письму в период обучения грамоте и 50 ч (10 учебных недель) — урокам русского языка.
Во 2—4 классах на уроки русского языка отводится по 170 ч (5 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
Результаты изучения курса
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принад лежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменя ющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мо тивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои по ступки, в том числе в информационной деятельности, на основе пред ставлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отно шению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учеб ной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить рече вое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, от несения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать воз можность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оцен ки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение догова риваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с со держанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятия ми, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде на чального общего образования (в том числе с учебными моделями) в со ответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и много образии языкового и культурного пространства России, о языке как ос нове национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явле ние национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Россий ской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской по зиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлении собственного уровня культуры, применение орфографических правил и при вил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единице языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
Таблица тематического распределения часов
РАЗДЕЛЫ, ТЕМЫ | Количество часов | |||||||||
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | |||||||
по авторской | по авторской | по рабочей | по авторской | по рабочей | по авторской | по рабочей | по авторской | |||
Обучение грамоте | 115 | 115 | ||||||||
1. Добукварный период | 17 | 17 | ||||||||
Пропись – первая учебная тетрадь | 7 | |||||||||
Письмо элементов букв | 3 | |||||||||
Письмо гласных букв | 7 | |||||||||
2. Букварный период | 67 | 67 | ||||||||
Письмо согласных н, с, к, т, л | 10 | |||||||||
Письмо согласных в, п, м, з и гласной е | 10 | |||||||||
Письмо согласных б, д и гласной я | 10 | |||||||||
Письмо согласных г, ч, ш и буквы ь | 10 | |||||||||
Письмо согласных ж, й, х и гласной ё | 10 | |||||||||
Письмо согласной ц и гласных ю, э | 10 | |||||||||
Письмо согласных щ, ф и букв ъ, ь | 7 | |||||||||
3. Послебукварный период | 31 | 31 | ||||||||
Письмо слов и предложений с изученными буквами | 10 | |||||||||
Закрепление написания слов с шипящими и буквой «Й» | 5 | |||||||||
Закрепление написание слов с шипящими и буквой «Я» | 6 | |||||||||
Закрепление написания слов с гласными и-ы, а-я, е-ё-о, у-ю. | 8 | |||||||||
Повторение и систематизация изученного материала | 2 | |||||||||
Систематический курс | 50 | 50 | 170 | 170 | 170 | 170 | 170 | 170 | ||
Наша речь | 2 | 2 | 3 | 3 | ||||||
Язык и речь | 2 | 2 | ||||||||
Текст, предложение, диалог | 3 | 3 | ||||||||
Текст. Предложение. Словосочетание | 14 | 14 | ||||||||
Текст | 4 | 4 | 2 | 2 | ||||||
Предложение | 12 | 12 | 9 | 9 | ||||||
Предложение | 3 | 3 | 1 | 1 | ||||||
Члены предложения | 9 | 9 | ||||||||
Предложения по цели высказывания и по интонации | 3 | 3 | ||||||||
Предложения с обращением | 1 | 1 | ||||||||
Состав предложения | 3 | 3 | ||||||||
Простое и сложное предложения | 2 | 2 | 4 | 4 | ||||||
Словосочетание | 2 | 2 | ||||||||
Однородные членв предложения | 5 | 5 | ||||||||
Слова, слова, слова … | 4 | 4 | 18 | 18 | ||||||
Слово и его значение | 4 | 4 | ||||||||
Синонимы и антонимы | 4 | 4 | ||||||||
Однокоренные слова | 4 | 4 | ||||||||
Слог. Ударение. Перенос слова | 6 | 6 | ||||||||
Слово и слог. Ударение | 6 | 6 | ||||||||
Слово в языке и речи | 19 | 19 | 21 | 21 | ||||||
Лексическое значение слова | 2 | 2 | 4 | 4 | ||||||
Омонимы | 1 | 1 | ||||||||
Слово в словосочетании | 1 | 1 | ||||||||
Фразеологизмы | 2 | 2 | ||||||||
Однокоренные слова | 1 | 1 | ||||||||
Слово и слог. Звуки и буквы | 7 | 7 | ||||||||
Части речи | 5 | 5 | ||||||||
Обобщение и углубление представлений | 3 | 3 | ||||||||
Имя числительное (общее представление) | 2 | 2 | ||||||||
Состав слова | 16 | 16 | 10 | 10 | ||||||
Корень слова | 3 | 3 | ||||||||
Форма слова. Окончание | 3 | 3 | ||||||||
Приставка | 3 | 3 | ||||||||
Суффикс | 3 | 3 | ||||||||
Основа слова | 1 | 1 | ||||||||
Обобщение знаний о составе слова | 3 | 3 | ||||||||
Значимые части слова | 4 | 4 | ||||||||
Правописание частей слова | 29 | 29 | ||||||||
Обобщение представления о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова | 1 | 1 | ||||||||
Правописание слов с безударной гласной в корне | 4 | 4 | ||||||||
Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слова и перед согласным в корне | 5 | 5 | ||||||||
Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне | 5 | 5 | ||||||||
Правописание слов с удвоенными согласными | 2 | 2 | ||||||||
Правописание суффиксов и приставок | 4 | 4 | ||||||||
Правописание приставок и предлогов | 3 | 3 | ||||||||
Правописание слов с разделительным твердым знаком | 5 | 5 | ||||||||
Правописание гласных и согласных в значимых частях слова | 4 | 4 | ||||||||
Звуки и буквы | 34 | 34 | 59 | 59 | ||||||
Звуки и буквы | 2 | 2 | 1 | 1 | ||||||
Русский алфавит, или Азбука | 2 | 2 | 3 | 3 | ||||||
Гласные звуки | 3 | 3 | 2 | 2 | ||||||
Правописание слов с безударными гласными | 15 | 15 | ||||||||
Произношение ударного гласного в корне слов, и его обозначение на письме | 3 | |||||||||
Способы проверки написания буквы, обозначающий безударный гласный звук в корне слова | 6 | |||||||||
Представление об орфограмме. Проверяемые и непроверяемые орфограммы | 6 | |||||||||
Ударные и безударные гласные звуки | 5 | 5 | ||||||||
Согласные звуки | 3 | 3 | 1 | 1 | ||||||
Согласный звук [j´], и буква «и краткое» | 1 | 1 | ||||||||
Слова с удвоенными согласными | 2 | 2 | ||||||||
Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения | 3 | 3 | 2 | 2 | ||||||
Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука | 3 | 3 | 3 | 3 | ||||||
Разделительный мягкий знак | 4 | 4 | ||||||||
Правописание буквосочетаний с шипящими звуками | 8 | 8 | ||||||||
Согласные звонкие и глухие | 5 | 5 | 1 | 1 | ||||||
Правописание слов с парным по глухости- звонкости согласным на конце слова и перед согласным | 14 | 14 | ||||||||
Произношение парного по глухости-звонкости согласного на конце слова и в корне перед согласным и его обозначение буквой на письме | 2 | |||||||||
Особенности проверяемых и проверочных слов | 3 | |||||||||
Способы проверки написания буквы | 9 | |||||||||
Обобщение знаний об изученных правилах письма | 2 | 2 | ||||||||
Шипящие согласные звуки | 5 | 5 | ||||||||
Заглавная буква в словах | 3 | 3 | ||||||||
Правописание ъ и ь разделительных знаков | 2 | 2 | ||||||||
Части речи | 58 | 58 | 76 | 76 | 7 | 7 | ||||
Повторение и углубление представлений о частях речи | 3 | 3 | ||||||||
Части речи | 2 | 2 | 1 | 1 | ||||||
Наречие | 4 | 4 | ||||||||
Имя существительное | 19 | 19 | 30 | 30 | 43 | 43 | ||||
Повторение и углубление представлений | 8 | 8 | ||||||||
Имя существительное как часть речи | 3 | 3 | ||||||||
Одушевленные и неодушевленные | 4 | 4 | ||||||||
Собственные и нарицательные | 5 | 5 | ||||||||
Число имен существительных | 2 | 2 | 2 | 2 | ||||||
Род имен существительных | 7 | 7 | ||||||||
Падеж имен существительных | 13 | 13 | ||||||||
Изменение существительных по падежам | 3 | 5 | 5 | |||||||
Определение падежа имени существительного | 10 | |||||||||
Три склонения имен существительных | 8 | 8 | ||||||||
Правописание безударных падежных окончаний в ед. числе | 20 | 20 | ||||||||
Способы проверки безударных падежных окончаний имен сущ-ых | 1 | 1 | ||||||||
Именительный и винительный падежи | 1 | 1 | ||||||||
Родительный падеж | 2 | 2 | ||||||||
Именительный, родительный и винительный падежи одушевленных имен существительных | 2 | 2 | ||||||||
Дательный падеж | 3 | 3 | ||||||||
Творительный падеж | 2 | 2 | ||||||||
Предлодный падеж | 2 | 2 | ||||||||
Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах | 7 | 7 | ||||||||
Правописание безударных падежных окончаний во множ. числе | 8 | 8 | ||||||||
Общее представлении о склонении имен существительных во множественном числе | 1 | 1 | ||||||||
Именительный падеж | 1 | 1 | ||||||||
Родительный падеж | 2 | 2 | ||||||||
Винительный падеж одушевленных имен существительный | 1 | 1 | ||||||||
Дательный, творительный, предложный падежи | 3 | 3 | ||||||||
Обобщение знаний об имени существительном | 5 | 5 | 2 | 2 | ||||||
Глагол | 13 | 12 | 21 | 21 | 34 | 34 | ||||
Повторение и углубление знаний о глаголе | 4 | 4 | 3 | 3 | ||||||
Глагол как часть речи | 4 | 4 | ||||||||
Число глаголов | 2 | 2 | 2 | 2 | ||||||
Правописание частицы не с глаголом | 2 | 1 | 2 | 2 | ||||||
Обобщение знаний о глаголе | 2 | 2 | 4 | 4 | 4 | 4 | ||||
Текст-повествование и роль в нем глаголов | 3 | 3 | ||||||||
Формы глагола. Начальная (неопределенная) форма глагола | 2 | 2 | 5 | 5 | ||||||
Времена глаголов | 5 | 5 | ||||||||
Род глаголов в прошедшем времени | 2 | 2 | ||||||||
Спряжение глагола. Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам | 5 | 5 | ||||||||
I и II спряжение глаголов | 3 | 3 | ||||||||
Правописание глаголов с безударными личными окончаниями | 8 | 8 | ||||||||
Правописание возвратных глаголов | 3 | 3 | ||||||||
Правописание глаголов в прошедшем времени | 3 | 3 | ||||||||
Имя прилагательное | 14 | 13 | 19 | 19 | 30 | 30 | ||||
Повторение и углубление знаний об имени прилагательном | 3 | 3 | 4 | 4 | ||||||
Имя прилагательное как часть речи | 6 | 6 | ||||||||
Единственное и множественное число имен прилагательных | 3 | 2 | 2 | 2 | ||||||
Обобщение знаний об имени прилагательном | 2 | 2 | 6 | 6 | 2 | 2 | ||||
Текст-описание и роль в нем имен прилагательных | 3 | 3 | 2 | 2 | ||||||
Формы имен прилагательных. Род имен прилагательных | 4 | 4 | ||||||||
Падеж имен прилагательных | 2 | 2 | ||||||||
Изменение по падежам имен прилагательных | 2 | 2 | ||||||||
Правописание падежных окончаний имен прилагательныхимен прилагательных. Склонение прил. мужского и среднего рода в ед. числе | 10 | 10 | ||||||||
Склонение прил. женского рода в ед. чтсле | 7 | 7 | ||||||||
Склонение имен прилагательных во множественном числе | 5 | 5 | ||||||||
Местоимение | 4 | 4 | 5 | 5 | ||||||
Местоимение (личное) как часть речи | 2 | 2 | ||||||||
Текст-рассуждение | 2 | 2 | ||||||||
Личные местоимения | 7 | 7 | ||||||||
Местоимение | 2 | 2 | ||||||||
Изменение по падежам личных местоимений. Правописание местоимений | 5 | 5 | ||||||||
Предлоги | 6 | 6 | ||||||||
Повторение | 1 | 1 | 16 | 16 | 14 | 14 | 26 | 26 | ||
Повторение о правописании корней | 7 | 5 | 5 | |||||||
Повторение о частях речи | 9 | 9 | 10 | |||||||
Наша речь и наш язык | 1 | 1 | ||||||||
Текст | 3 | 3 | ||||||||
Предложение | 3 | 3 | ||||||||
Обращение | 1 | 1 | ||||||||
Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения | 2 | 2 | ||||||||
Словосочетание | 1 | 1 | ||||||||
Итого 675 | 165 | 165 | 170 | 170 | 170 | 170 | 170 | 170 |
Содержание курса
Виды речевой деятельности.
Ученик научится.
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передачи его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое и овладение устными монологическими высказываниями в соответствии
с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное из ложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).
Обучение грамоте (115 часов)
Ученик научится.
Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определенной модели.
Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных, твёрдых и мягких, звонких и глухих.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овла дение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы Гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребенка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками пре пинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале Небольших текстов и стихотворений.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство само контроля при письме под диктовку и при списывании.
Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (за главных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов последовательности правильного списывания текста.
Овладение первичными навыками клавиатурного письма.
Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.
Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:
- раздельное написание слов;
- обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);
- прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
- перенос слов по слогам без стечения согласных;
- знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.
Систематический курс (516 часов).
Ученик научится.
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный - согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературной' языка. Фонетический анализ слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ
Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).
Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения.
Ученик получит возможность научиться.
Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.
Состав слова (морфемика).
Ученик научится.
Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса -ся), основы. Различение изменяемых и неиз меняемых слов.
Ученик получит возможность научиться.
Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Сложные слова. Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне. Разбор слова по составу.
Морфология. Части речи.
Ученик получит возможность научиться.
Деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное.
Ученик научится.
Значение и употребление в речи. Различение имен существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что? Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Определение принадлежности ни и существительных к 1, 2, 3-му склонению.
Ученик получит возможность научиться.
Выделение имён существительных собственных и нарицательных.
Начальная форма имени существительного. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Словообразование имён существительных. Морфологический разбор имён существительных.
Имя прилагательное.
Ученик научится.
Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на ий, -ов, -ин,-ья. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного.
Ученик получит возможность научиться.
Начальная форма имени прилагательного.
Словообразование имён прилагательных. Морфологический разбор имён прилагательных.
Местоимение.
Ученик научится.
Общее представление о местоимении.
Ученик получит возможность научиться.
Личные местои мении. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.
Числительное. Общее представление о числительных. Значение и употребление в речи количественных и порядковых числительных.
Глагол.
Ученик научится.
Значение и употребление в речи. Неопределённая форма гла гола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголом (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам.
Ученик получит возможность научиться.
Возвратные глаголы. Словообразование глаголов от других частей речи. Морфологический разбор глаголов.
Наречие. Значение и употребление в речи.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.
Союз. Союзы и, а, но, их роль в речи.
Частица.
Ученик научится.
Частица не, её значение.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Ученик получит возможность научиться.
Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса.
Простое предложение.
Ученик научится.
Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членом предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросом) между словами в словосочетании и предложении. Нахождение однородных членов и самостоятельное составление предложений с ними без союзов и с союзами и, а, но. Использование и то нации перечисления в предложениях с однородными членами.
Ученик получит возможность научиться.
Предложения распространённые и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.
Нахождение в предложении обращения (в начале, в середине или в конце предложения).
Сложное предложение (общее представление). Различение простые и сложных предложений.
Орфография и пунктуация.
Ученик научится.
Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания и пунктуации:
- сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением; © сочетания чк—чн, чт, нч, щн и др.;
- перенос слов;
- прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
- проверяемые безударные гласные в корне слова;
- парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
- непроизносимые согласные;
- непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);
- непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова
- гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
- разделительные ъ и ь;
- мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, рожь, мышь);
- безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
- безударные падежные окончания имён прилагательных; раздельное написание предлогов с именами существительными; раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
- раздельное написание частицы не с глаголами;
- мягкий знак после шипящих на конце глаголов во 2-м лице единствен ною числа (читаешь, учишь);
- мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;
- раздельное написание предлогов с другими словами;
- Знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки;
- Знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;
Ученик получит возможность научиться.
- соединительные о и е, в сложных словах (самолёт, вездеход);
- е и и в суффиксах имен существительных (ключик — ключика, за мочек — замочка);
- безударные личные окончания глаголов;
- Запятая при обращении в предложениях;
- Запятая между частями в сложном предложении.
Развитие речи.
Ученик научится.
Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладе ние умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситу ациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с по мощью средств ИКТ.
Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте, заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте.
Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливайте, корректи рование порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к заданным текстам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Знакомство с жанрами письма и поздравления.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письмен ной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений без заучивания учащимися определений: изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.
Ученик получит возможность научиться.
Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.
Учебно-методическая литература
- Горецкий В.Г., Федосова Н.А. Азбука Учебник 1 класс в 2 ч.: ч. 1.
- Горецкий В.Г., Федосова Н.А. Азбука Учебник 1 класс в 2 ч.: ч. 2.
- Горецкий В.Г. и др. Обучение грамоте.
- Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Методическое пособие 1 класс.
- Горецкий В.Г., Федосова Н.А. Прописи р\т 1 класс в 4 ч.: ч. 1.
- Горецкий В.Г., Федосова Н.А. Прописи р\т 1 класс в 4 ч.: ч. 2.
- Горецкий В.Г., Федосова Н.А. Прописи р\т 1 класс в 4 ч.: ч. 3.
- Горецкий В.Г., Федосова Н.А. Прописи р\т 1 класс в 4 ч.: ч. 4.
- Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык: Учебник: 1 класс.
- Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык: Учебник: 2 класс в 2 ч.: Ч. 1.
- Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык: Учебник: 2 класс в 2 ч.: Ч.2.
- Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык: Учебник: 3 класс в 2 ч.: Ч. 1.
- Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык: Учебник: 3 класс в 2 ч.: 4.2.
- Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык: Учебник: 4 класс в 2 ч.: Ч. 1.
- Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык: Учебник: 4 класс в 2 ч.: 4.2.
- Канакина В. П., Щёголева Г.С. Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ 1-4 классы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку для 2 класса "Школа России" Канакина
Программа разработа в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочая программа по русскому языку для 2 класса "Школа России" Канакина
Программа разработа в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочая программа по русскому языку для 2 класса "Школа России" автор Канакина
Рабочая программа по русскому языку автор учебника В.П.Канакина, 5 часов в неделю, итого 170 часов. В рабочей программе учитываются требования ФГОС...
Рабочая программа по русскому языку для 3 класса "Школа России" (Канакина)
Содержание рабочей программы:1.Пояснительная записка.2.Требования к уровню подготовки учащихся (знать/уметь), УУД.3.Учебно-тематическое планирование.4.Календарно-тематическое планирование.5.Учебно-мет...
Рабочая программа по русскому языку для 2 класса. Школа России.
рабочая программа по русскому языку 2 класс. Канакина...
Рабочее планирование по русскому языку в 4 классе. ШКОЛА РОССИИ. ФГОС.
Данное планирование успешно используется в современной общеобразовательной школе в четвёртом классе по УМК "ШКОЛА РОССИИ". Планирование выдержано по критериям ФГОС....
Рабочая программа по русскому языку 1-4 класс Школа России ФГОС
Рабочая программа по русскому языку для 1-4 классов разработана в соответствии с ФГОС. УМК "Школа России"...