рабочая программа по предмету окружающий мир 3 класс "Школа России"
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему

Лаврухина Маргарита Ивановна
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир», утверждённой МО РФ (Москва, 2009 г.), в соответствии с требованиями федерального компонента государственного Стандарта начального образования (Москва, 2009 г.).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_progr_om.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

       «Рассмотрено»

 

Руководитель МО ___________Богатырёва Е.А.                                                                

Протокол №___  

от «____»  2010г.

 

                                                                               

      «Согласовано»

Заместитель директора по УВР МОУ «СОШ №15»

___________Парфенова А.Е.

        «___» 2010  г.

     «Утверждаю»

Директор  МОУ «СОШ №15» г. Губкин

___________Павлова О.И.

Приказ № _____

от «___» _________2010___г.

Рабочая программа педагога

высшей  квалификационной категории

        Лаврухиной Маргариты Ивановны

по предмету:

Окружающий мир

 3 класс

Рассмотрено на заседании

 педагогического совета.

Протокол №_____от

 «      » _______2010г.

2010-2011 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир», утверждённой МО РФ (Москва, 2009 г.), в соответствии с требованиями федерального компонента государственного Стандарта начального образования (Москва, 2009 г.).

Цель рабочей программы – конкретизация содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников, формирование у учащихся представлений, умений и навыков, которые обеспечат успешное использование приобретенных знаний и умений в практической жизни для удовлетворения познавательных интересов, воспитание гуманной, творческой, социально активной личности, бережно, ответственно относя щейся к богатствам природы и общества.

       Задачи, решаемые при реализации рабочей программы:

  1. развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окру жающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
  2. освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального, о человеке и его месте в природе и в обществе;
  3. воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры; патриотических чувств;
  4. формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

          Рабочая программа рассчитана на 70 часов в год.

          В авторскую программу внесены изменения:

 По количеству часов, отводимых на изучение элементов содержания программы, в соответствии с Уставом школы. В раздел «Эта удивительная природа» добавлено 2 часа. Считаю это необходимым, для более полного представления учащихся  о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы разрушители).

Для реализации программного содержания используются: Плешаков  А.А «Окружающий мир: Мир вокруг нас» Учебник для  3 класса начальной школы в 2 ч. /А.А.Плешаков – М.: Просвещение, 2008. Учебник интересен тем, что одновременно на доступном для обучающихся уровне раскрывается сложившееся противоречие между обществом и природой, пути его разрешения. Материал учебника развивает умения анализировать, сопоставлять, группировать и обобщать. Обучающиеся приобретают также определенные уме ния, позволяющие им участвовать в практической деятельности по охране природы. Важной задачей курса является преодоление утилитарного, потребительского подхода к природе, порождаю щего безответственное отношение к ней;

Плешаков  А. А. Рабочие тетради № 1, № 2 к учебнику для 3 класса «Окружающий мир: Мир вокруг нас» / А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2009.

В курсе 3 класса выделяется несколько содержательных линий:

  1. обобщение, систематизация и расширение уже имеющиеся у детей представлений о многооб разии природы, взаимодействии природы и человека. Обучающиеся получают представление о людях, населяющих нашу планету, знакомятся с понятием «общество»;
  2. изучение воздуха, воды и других компонен тов природы через по лученные детьми элементарные знания о твердых, жидких, га зообразных телах и веществах. Применительно к каждому компоненту рассмат риваются его особенности, значение в природе и жизни челове ка, охрана данного природного компонента. Особое внимание обращается на раскрытие разнообразных взаимосвязей в при роде: внутри неживой природы, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными и т. д.), а также между природой и челове ком;
  3. формирование представлений о человеке как части живой природы, о строении и жизнедеятельности нашего организма как единого целого. Большое внимание уделено в этой теме вопросам гигиены;
  4. изучение основ безопасной жизнедеятельности и формирование соответствующих умений и навыков. Наряду с овладением правилами безопасности в быту, предусмотрено обучение умению ориентироваться в ситуациях, которые могут представлять опасность: на улице и дороге, при обращении с животными и т. д.;
  5. получение элементарных экономических знаний;
  6. формирование первоначальных географических представлений: о родной стране, о разных странах мира. При этом для виртуальных путешествий используются глобус, географическая карта, ИКТ.

Перечисленные содержательные линии выделены в программе в качестве отдельных разделов программы.

К концу 3 класса учащиеся должны знать:

      человек — часть природы и общества;

      что такое тела и вещества, твердые вещества, жидкости и газы;

      основные свойства воздуха и воды, круговорот воды в природе;

      основные группы живого (растения, животные, грибы, бактерии); группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые); группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери); съедобные и несъедобные грибы;

      взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными);

      взаимосвязи между природой и человеком (значение природы для человека, отрицательное и положительное воздействие людей на природу, меры по охране природы, правила личного поведения в природе);

      строение тела человека, основные системы органов и их роль в организме;

      правила гигиены; основы здорового образа жизни;

      правила безопасного поведения в быту и на улице, основные дорожные знаки; правила противопожарной безопасности, основы экологической безопасности;

      потребности людей; товары и услуги;

      роль природных богатств в экономике; основные отрасли сельского хозяйства и промышленности; роль денег в экономике, основы семейного бюджета;

      некоторые города России, их главные достопримечательности; страны, граничащие с Россией (с опорой на карту); страны зарубежной Европы, их столицы (с опорой на карту).

Учащиеся должны уметь:

      распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;

      проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты;

      объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;

      выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы;

      выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи; обращаться с бытовым фильтром для очистки воды;

      владеть элементарными приемами чтения карты;

      приводить примеры городов России, стран — соседей России, стран зарубежной Европы и их столиц.

Календарно- тематический план

п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного

времени

Плановые сроки

прохождения

Примечание

1

 Как устроен мир

.

7ч.

сентябрь

2

Эта удивительная природа

21ч.

октябрь-

ноябрь

3

Мы и наше здоровье

8ч.

декабрь

4

Наша безопасность

9ч.

январь

5

Чему учит экономика

12ч.

февраль-март

6

Путешествие по городам и странам

13ч.

апрель-май

ИТОГО

70ч.

Как устроен мир (7 ч)

      Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии — царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.

      Человек — часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение — ступеньки познания человеком окружающего мира.

      Общество. Семья, народ, государство — части общества. Человек — часть общества. Человечество.

      Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология — наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.

      Экскурсия: ознакомление с разнообразием природы, распознавание природных объектов с помощью атласа-определителя, наблюдение изменений в природе, происходящих под влиянием человека.

      Практические работы: посадка дерева или кустарника, изготовление кормушек для птиц.

Эта удивительная природа (21 ч)

      Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.

      Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.

      Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.

      Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.

      Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.

      Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.).

      Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.

      Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.

      Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.

      Практические работы: обнаружение крахмала в продуктах питания; изучение свойств воды, очистка загрязненной воды с помощью фильтра; рассматривание плодов и семян растений, определение признаков их приспособленности к распространению ветром, животными; распознавание природных объектов с помощью атласа-определителя.

Мы и наше здоровье (8 ч)

      Организм человека. Органы и системы органов.

      Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.

      Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.

      Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.

      Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.

      Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.

      Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.

      Практические работы: знакомство с внешним строением кожи; упражнения в оказании первой помощи при небольших повреждениях кожи; изучение содержания питательных веществ в различных продуктах (по информации на упаковках); подсчет ударов пульса.

Наша безопасность (9 ч)

      Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.

      Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.

      Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме — источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза — опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.

      Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.

      Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.

      Экскурсия: знакомство с дорожными знаками в окрестностях школы.

      Практическая работа: знакомство с устройством и работой бытового фильтра для воды.

Чему учит экономика (12 ч)

      Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.

      Природные богатства — основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.

      Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.

      Растениеводство и животноводство — отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.

      Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.

      Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.

      Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи.

      Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики — одна из важнейших задач общества в ХХI веке.

      Практические работы: рассматривание и определение образцов полезных ископаемых; знакомство с культурными растениями, составление устного описания рассмотренных растений; знакомство с современными российскими монетами.

Путешествие по городам и странам (13 ч)

      Города Золотого кольца России — слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.

      Страны, граничащие с Россией, — наши ближайшие соседи.

      Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.

      Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).

      Бережное отношение к культурному наследию человечества — долг всего общества и каждого человека.

      Практическая работа: поиск и показ на карте изучаемых географических объектов.

 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Плешаков  А.А «Окружающий мир: Мир вокруг нас» Учебник для  3 класса начальной школы в 2 ч. /А.А.Плешаков – М.: Просвещение, 2008.

Плешаков  А. А. Рабочие тетради № 1, № 2 к учебнику для 3 класса «Окружающий мир: Мир вокруг нас» / А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2009.

Дмитриева О.И.., Максимова Т.В.  «Поурочные разработки по курсу Окружающий мир. 3 класс» – М.: «Вако», 2006.

Тихомирова Е. М. «Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир» - М.: «Экзамен», 2007.

Яценко И.Ф. Контрольно-измерительные материалы. Окружающий мир.- Москва: «ВАКО», 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету " Окружающий мир" 1 класс " Школа России"

Представлена рабочая программа по предмету " Окружающий мир" авт. А.А.Плешаков....

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир. 1 класс" к УМК "Школа России" (А.А.Плешаков) для школы индивидуального надомного обучения.

Рабочая программа учебного предмета "Окружающий мир" 1 класс к УМК "Школа России" предназначена для детей, обучающихся на дому по медицинским показаниям. Программа разработана на основе Федерального о...

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" для 4 класса к учебнику А.А.Плешакова. УМК "Школа России". Автор программы Плешаков А.А.

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" для 4 класса составлена на основе авторской программы А.А.Плешакова "Окружающий мир. 1 - 4". Программа включает в себя пояснительную записку, общую харак...

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" Школа России

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" Школа России (+ КТП 1 и 3 класс)...

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир", "Школа России", учебник А.А. Плешаков "Окружающий мир" - 1 класс

Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной образовательной программы начального общег...

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" "Школа России" 1-4 классы

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" "Школа России" 1-4 классы...

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" (учебник А. А. Плешакова, программа "Школа России")

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" составлена в соответствии с ФГОС и отражает содержание учебника А. А. Плешакова. Окружающий мир. - М. : Просвещение, 2019....