Развитие творческого воображения и художественного мышления младших школьников на уроках изобразительного искусства
статья (изобразительное искусство) по теме

Нугаева Людмила Васильевна

В данной статье говорится о возможностях уроков изобразительного искусства в развитии воображения и художественного мышления младших школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие творческого воображения и

 художественного мышления младших школьников

на уроках изобразительного искусства

Нугаева Людмила Васильевна

учитель начальных классов

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» г.Саранска

Проблема развития творческого воображения школьников является актуальной в современном мире. Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед современной школой встаёт важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения.

Если  хочется,  чтобы  ребёнок  вырос  творческой  личностью, большое  внимание  необходимо  уделять  развитию  воображения.

Эйнштейн считал умение воображать  выше  многознания, «ибо  без  воображения  нельзя  сделать открытие». Без воображения  нельзя  мечтать,   планировать,  нельзя  научиться  догадываться  и  нельзя   научиться  видеть  проблемы.

Большие возможности для этого имеет изобразительное искусство.   Поэтому  особое  внимание на уроках ИЗО  нужно уделять  развитию  воображения.

Задачи моего выступления следующие.

  1. Показать возможности уроков изобразительного искусства в развитии воображения.
  2.  Предложить рекомендации по совершенствованию творческого воображения.

Воображение тесно связано с памятью, восприятием, мышлением.

На  одной  ступени  с  воображением  стоит  и  фантазия. Существует  некоторая  разница  между  ними.

Воображение -  это  умение  мысленно  создавать  новые  объекты  и   идеи  на  основе  своих  знаний.

 Фантазия -  это  умение  мысленно  создавать  новые  сказочные, нереальные  идеи  и   объекты, невозможные  ситуации  на  основе  тех  же  знаний.

Младший школьный возраст характеризуется активизацией воображения, вначале воссоздающего, а затем и творческого. Это период - сензитивный для формирования воображения.

Любой продукт воображения ребёнка основан на фактах, наблюдениях, полученных из реальности и закрепившихся в его опыте. Чем больше запас наблюдений, чем шире его чувственный опыт, разнообразнее впечатления и переживания, тем больше есть возможностей его использования в деятельности воображения.

Однако для создания творческого продукта необходима ещё способность своевременно использовать накопленный опыт. У разных детей эта способность развита неодинаково. Необходимо всячески воспитывать способности к его актуализации.

Наиважнейшим источником детской фантазии являются эмоции. Сначала необходимо возбудить  у учеников эмоциональное отношение к заданию, а затем оберегать их от сторонних помех и собственного вмешательства.

Творческая работа на уроке изобразительного искусства – это своего рода связующее звено между ребёнком и взрослым. Деятельность творческого воображения почти никогда не возникает без помощи и участия учителя. Однако роль учителя не в том чтобы поучать, а в том, чтобы совместно с детьми построить занятие так, чтобы дети могли создать и реализовать замыслы своих творческих работ.

Для реализации этого принципа необходимо не только инициировать детское воображение через разные формы связи фантазии и реальности, но и определённым образом построить ту часть урока, когда дети создают и реализуют замыслы своих рисунков.

Урок должен содержать несколько стадий.

  1. Стадия подготовки материала к замыслу

Она включает в себя два рода совместной работы детей и учителя:

  • активизацию накопленного жизненного и культурного опыта;
  •  освоение способов построения художественной формы.

Материал первого рода – это всё, что ребенок может взять готовым из своего жизненного опыта – истории, случаи, бытовая обстановка, житейские отношения и т.п. Материал второго рода (тоже готовый) – это свойство бумаги или картона, графитных или восковых карандашей, красок (гуашь или акварели), фломастеров, пластилина, цветной бумаги. Освоение способов построения художественной формы происходит в процессе обсуждения, наблюдения за работой учителя, поиска своих решений (возможно нестандартных).

  1. Стадия постановки замысла-задачи

Задача–замысел опережает и определяет действия рисующего. Зачастую замыслом служит словесное перечисление того, что будет на рисунке. Замысел–задача и образ складываются не до, а в процессе изображения и могут изменяться или отклоняться от придуманного и названного словами.

  1. Стадия творчества

В процессе творчества ребёнок как бы «отдаёт» накопленные ранее опыт и знания и через эту самоотдачу развивается. Отношения между учителем и детьми на этой стадии строго индивидуальны. Ребёнок будет свободен настолько, насколько учитель знает его характер, интересы, стремления. Исправление ошибок или принуждение к «правильному» изображению недопустимо. Оценка успехов и неудач будет полезна позже, когда произойдёт совместное обсуждение завершенной работы. Задача учителя – внушить ребёнку уверенность в его возможностях и способностях и показать свою уверенность в его успехе.

С точки зрения методики преподавания изобразительного искусства, развивать творческое воображение можно с помощью специальной организации уроков.

Уроки не должны проходить скучно и однообразно. На каждом уроке необходимо поддерживать атмосферу увлеченности. Это зависит и от личности учителя, его живого слова, умения интересно преподнести материал.

 В начале каждого урока нужно настроить учащихся на встречу с чем-то необычным, увлекательным. Формулировка темы урока должна интриговать учащихся. Например, вместо «Сегодня будем рисовать на тему «Цветы» лучше сказать: «Сегодня мы отправляемся в чудесное царство цветов». 

Чтобы не пропал интерес к рисованию, не рассеивалось внимание, нужно использовать игровые формы активности детей. Метод перевоплощения в различных героев и метод одушевления различных предметов развивает творческое воображение.

Очень важный момент урока - работа над образом. Исходя из целей и задач урока,  необходимо продумывать, какие методы  использовать, что лучше применить для создания художественного образа - стихи или прозу, репродукцию картины, а может быть, музыку  как метод стимулирования образного мышления.

Стихи, сказки, музыка - непременные составляющие активизации творческой деятельности младших школьников на уроках ИЗО.

Неотъемлемой частью учебного процесса становится современная техника. Вместе с техникой в школу  пришли  и новые педагогические технологии. Соединение поэтического слова, музыки, слова учителя и современной техники может превратить урок изобразительного искусства в увлекательное зрелище.

Ни в коем случае нельзя говорить, что учащиеся должны нарисовать... Это вызывает негативное отношение к заданию. Лучше сказать: «Давайте попробуем выразить в рисунках своё отношение...». На такое предложение реагируют лучше.

Ребенок задумал работу, сделал её. Теперь работу нужно обязательно кому-то показать. Иначе весь процесс творчества останется незавершённым, усечённым. Результат очень важен: если он хорош, то хочется рисовать ещё, если нет, то не хочется. В конце урока  необходимо проводить  коллективное обсуждение работ, отметить самые удачные из них и всех похвалить за активное участие на уроке. Ученик понимает, что к его работе относятся уважительно, а это, в свою очередь, стимулирует творчество. Часто, увидев хорошую работу товарища, учащиеся стараются сделать такую же. Нужно поощрять творческую индивидуальность.

Делая вывод по всему вышесказанному, предлагаю несколько рекомендаций по развитию творческого воображения младших школьников:

  • необходимо расширять сенсорный опыт детей;
  • ориентироваться не на стандарт, а на индивидуальные особенности;
  • развивать мыслительные операции, в обучении помогать включать самостоятельный интеллектуальный поиск;
  • обеспечивать ребёнку максимальную самостоятельность в творчестве, не сдерживать инициативы детей;
  • наряду с творческим воображением развивать восприятие, внимание, память, мышление;
  • развивать воображение, используя богатство эмоциональных состояний ребенка, его чувства;
  • предлагать детям решать творчески возникающие у них проблемы;
  • способствовать оттачиванию художественных навыков как главного инструмента художественного творчества.

Рисуя, ребёнок развивает себя как физически, так и умственно, т.к. функционирование мелкой моторики напрямую влияет на работу мозга. Мышление и творчество неотделимы. Хорошо рисующие дети логичнее рассуждают, больше замечают, внимательнее слушают. По характеру того, что и как изображает ребенок, можно судить о его восприятии окружающей действительности, об особенностях памяти, воображения, мышления. Проявление и развитие творческих способностей учит ребёнка не просто смотреть, а видеть, помогает ему стать неординарной, развитой личностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Разработанная корррекционно-развивающая программа, направленная на развитие творческого воображения детей дошкольного и младшего школьного возраста...

Творческие задания для развития творческого воображения и мышления

В статье приводится описание и классификация творческих заданий на развитие воображения и мышления, выделены задания, которые могут обеспечить постепенное погружение в поисковую деятельность...

Развитие творческого воображения у детей младшего школьного возраста (7-11 лет)

Развитие творческого воображения у детей младшего школьного возраста (7-11 лет)Одним из видов воображения, характеризующим его по степени самостоятельности и оригинальности продуктов деятельности, явл...

Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста средствами искусства во внеурочной деятельности

Творчество – сложный  процесс, связанный с интересами, с характером, способностями личности....

Развитие творческого воображения у детей младшего школьного возраста.

В статье говорится о приёмах развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста....

Развитие творческого воображения и фантазии младших школьников через игру.

Игра, как основная деятельность ребёнка в раннем и младшем школьном возрасте, является постоянным его спутником. Игра для ребёнка – первая возможность проявить себя, само выразиться и самоутверд...