ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
план-конспект занятия (1 класс) на тему
Разработанная корррекционно-развивающая программа, направленная на развитие творческого воображения детей дошкольного и младшего школьного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_razvitiya_tvorcheskogo_voobrazheniya_u_detey_mladshego_shkolnogo_vozrasta.docx | 94.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №44
х. Новоукраинского
АТОРИЗОВАННАЯ ПРОГРАММА
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ
У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Автор программы:
педагог-психолог
Чернявская О. В.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение …………………………………………………………………………… 3
Глава I. Воображение и его особенности в дошкольном возрасте …………….. 5
1.1. Понятие о воображении ……………………………………………… 5
1.2. Виды воображения и способы создания творческих образов ……... 8
1.3. Механизм творческого воображения ……………………………… 10
1.4. Особенности воображения у детей ………………………………… 11
1.5.Влияние изобразительной деятельности детей на развитие их воображения ………………………………………………………………... 13
Глава II. Разработка и апробация коррекционно-развивающей программы, направленная на развитие творческого воображения детей младшего школьного возраста
2.1. Характеристика методов эмпирического исследования …………… 16
2.2. Разработка, апробация и план занятий коррекционно-развивающей программы направленной на развитие творческого воображения детей младшего школьного возраста……………………………21
2.3. Конспект коррекционно-развивающих занятий направленных на развитие творческого воображения детей младшего школьного возраста………………………………………………………………..26
Заключение ………………………………………………………………………. 50
Рекомендации ……………………………………………………………………. 51
Список изученной литературы ………………………………………………... 52
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед дошкольными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования учебно-воспитательного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов.
Проблема развития творческого воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения.
Как показали исследования Л. С. Выгодского, В. В. Давыдова, Е. И.
Игнатьева, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, В. А. Крутецкого и других,
воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, т. е. в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности.
Творческое воображение детей представляет огромный потенциал для
реализации резервов комплексного подхода в обучении и воспитании. Большие возможности для развития творческого воображения представляет изобразительная деятельность детей.
Цель работы: разработать коррекционно-развивающую программу, направленную на развитие творческого воображения детей младшего школьного возраста по средствам изодеятельности.
Задачи исследования:
1. В рамках теоретического анализа изучить специфику детского воображения.
2. Определить возможные пути развития творческого воображения детей в процессе изодеятельности.
3. На основе полученных данных разработать программу для развития творческого воображения детей младшего школьного возраста.
4. Оценить эффективность коррекционно-развивающей программы с использованием контрольной группы испытуемых.
5. Разработать рекомендации по развитию творческого воображения детей.
Ожидаемые результаты:
- Повышения уровня изобразительной деятельности детей младшего школьного возраста (до 75 процентов высокого и среднего).
- Развитие творческого воображения детей младшего школьного возраста высокого и среднего уровня не ниже 75 процентов по результатам диагностических методик и уровням освоения школьной программы.
- Повышение интереса у детей старшего дошкольного возраста к искусству и творческой деятельности.
ГЛАВА 1. ВООБРАЖЕНИЕ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ
В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
- Понятие о воображении
Всякая деятельность человека, результатом которой является не
воспроизведение бывших в его опыте впечатлений и действий, а создание новых образов или действий; будет принадлежать к творческой деятельности. Мозг есть не только орган, сохраняющий и воспроизводящий наш прежний опыт, он есть также орган комбинирующий, творчески перерабатывающий и создающий из элементов этого прежнего опыта новые положения и новое поведение. Если бы деятельность человека ограничивалась одним воспроизведением старого, то человек был бы существом, обращенным только к прошлому, и умел бы приспособляться к будущему только постольку, поскольку он воспроизводит это прошлое. Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающем его и видоизменяющем свое настоящее.
Эту творческую деятельность, основанную на комбинирующей способности нашего мозга, психология называет воображением. Обычно под воображением имеется в виду все то, что не реально, что не соответствует действительности. На деле же воображение как основа всякой творческой деятельности одинаково проявляется во всех решительно сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество.
«Всякое изобретение, – говорит Рибо, – крупное или мелкое, прежде чем окрепнуть, осуществившись фактически, было объединено только воображением – постройкой, возведенной в уме при посредстве новых сочетаний или соотношений».
Воображение – не действительность, но оно не может без действительности, т.к. именно элементы действительности являются для него питающей средой. С другой стороны, именно воображение подчас определяет программу действий человека, ход его мыслей, его отношение к окружающей действительности, к собственной работе, к разнообразным формам своей деятельности.
Воображение порождает замысел, т.е. представление о будущем творении. И когда человек приступает к любой работе, он «видит» цель своей деятельности, ее результат. Даже самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т. е. идеально. Если же человек занимается творческой работой, то он должен вообразить то, что никто, и в том числе он сам, еще не делал и, следовательно, не видел и не слышал. Воображение порождает «образ» того, что лишь будет создано в процессе творческой работы.
В литературе имеются самые разные определения воображения. Так Л.С. Выгодский отмечает, что «Воображение не повторяет в тех же сочетаниях и в тех же формах отдельных впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Иначе говоря, принесение нового в самое течение наших впечатлений и изменение этих впечатлений так, что в результате этой деятельности возникает некоторый новый, ранее не существовавший образ, составляет, как известно самую основу той деятельности, которую мы называем воображением».
«Воображение, – пишет С. Л. Рубинштейн, – связано с нашей способностью, и необходимостью творить новое». И далее «Воображение – это отлет от прошлого опыта, преобразование его. Воображение – это преобразование данного, осуществляемое в образной форме».
«Основной признак процесса воображения, – пишет Е. И. Игнатьев, – в той или иной конкретной практической деятельности заключается в преобразовании и переработке данных восприятия и другого материала прошлого опыта, в результате чего получаются новые впечатления».
«Философская энциклопедия» определяет воображение, как психическую деятельность, заключающуюся в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом непосредственно не воспринимавшихся человеком в действительности.
Многие исследователи отмечают, что воображение есть процесс создания
новых образов в наглядном плане. Эта тенденция относит воображение к формам чувственного материала. Природу воображения составляет синтез, единство логического и чувственного.
Воображение – это психический процесс, в котором отражение действительности происходит в специфической форме – объективно или
субъективно нового (в виде образов, представлений, идей), созданного на
основе образов восприятий, памяти, а также знаний приобретенных в процессе
речевого общения. Когда речь идет об объективно новом, то имеется в виду,
что данный продукт воображения вообще впервые создается в обществе. Когда же речь идет о субъективно новом, то это значит, что созданный продукт обладает новизной только лишь для самого создателя, в то время как в обществе он уже известен.
Воображение – это аналитико-синтетическая деятельность, которая осуществляется под направляющим влиянием сознательно поставленной цели либо чувств, переживаний, которые владеют человеком в данный момент. Чаще всего воображение возникает в проблемной ситуации, т.е. в тех случаях, когда необходимо отыскать новое решение, т.е. требуется опережающее практическое действие отражения, которое происходит в конкретно-образной форме, как результат оперирования образами.
1.2. Виды воображения и способы создания творческих образов
Существуют несколько классификаций видов воображения, каждая из которых имеет в своем основании какой-либо из существенных признаков воображения.
По признаку активности различают пассивное, созерцательное воображение с его непроизвольными формами (грезы, сновидения) и активное, практически деятельное воображение. При активном воображении образы всегда формируются сознательно с условием поставленной цели.
В зависимости от самостоятельности и оригинальности образов воображения бывает воссоздающим и творческим.
Воссоздающее воображение – это представление чего-либо нового для данного человека, опирающееся на словесное описание или условное изображение этого нового (чертеж, схема, нотная запись и т.п.). Этот вид воображения широко используется в разных видах деятельности человека, в том числе и в обучении. Ведущую роль в нем играют образы памяти. Воссоздающее воображение играет важную роль в процессе коммуникации и усвоении социального опыта.
Творческое воображение – это создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение. Творческое воображение заключается в самостоятельном создании новых образов. Почти вся человеческая культура является результатом творческого воображения людей. В творческом комбинировании образов исчезает ведущая роль памяти, но ее место приходит эмоционально окрашенное мышление.
Образы творческого воображения создаются посредством различных приемов, методов. Преобразование материала в воображении подчиняется определенным законам, выражающим его особенность. Для воображения характерны определенные процессы, которые включают элементы наглядности. Так, операцией обобщения при создании образа воображения выступает операция типизации.
Типизация как специфическое обобщение состоит в создании сложного, целостного образа, носящего синтетический характер. Например, существуют профессиональные образы рабочего, врача и т.д.
Приемом воображения является и комбинирование, представляющее собой подбор и соединение определенных черт предметов или явлений. Комбинирование это не простое механическое сочетание исходных элементов, а объединение их по конкретной логической схеме. Основой для комбинирования является опыт человека.
Следующим существенным способом создания творческих образов является акцентирование, подчеркивание определенных черт, признаков, сторон, свойств, их преувеличение или преуменьшение. Классическим примером является шарж, карикатура.
Определенное значение в деятельности воображения имеет и прием реконструкции, когда по части, признаку, свойству «примысливается» целостная структура образа.
Имеется способ – аплютинация, т.е. «склеивание» различных, несоединимых в повседневной жизни частей. Примером может служить классический персонаж сказок человек – зверь или человек – птица.
Гиперболизация – это парадоксальное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей. (Пример: мальчик с пальчик).
Механизмом функционирования воображения является и прием уподобления, который в форме аллегорий, символов играет значительную роль в эстетическом творчестве. В научном познании прием уподобления тоже важен: он позволяет конструировать схемы, репрезентировать те или иные процедуры (моделирование, схематизация и т.д.).
Прием расчленения заключается в том, что новое получается в результате разъединения частей объектов.
Прием замещения – это замена одних элементов другими.
Существует еще прием аналогии. Его сущность – в создании нового по аналогии (сходству) с известным.
Определяя особенность воображения, связанную с названными приемами действительности следует подчеркнуть, что все они, так или иначе, протекают не только в абстракции, но и в форме чувственности. В основе этих процессов лежат мыслительные операции, но формой всех превращений здесь выступает
именно чувственность.
Конечный источник операций воображения – предметно-практическая
деятельность, служащая фундаментом для преобразования и оформления
содержания образов воображения. Следовательно, основой для воображения
являются чувственные образы, но их преобразование осуществляется в
логической форме.
1.3. Механизм творческого воображения
Базой воображения всегда являются восприятия, предоставляющие материал, из которого будет строиться новое. Затем идет процесс переработки этого материала – комбинирование и перекомбинирование. Составными частями этого процесса являются диссоциации (анализ) и ассоциации (синтез) воспринятого.
На этом деятельность творческого воображения не заканчивается. Полный круг будет завершен тогда, когда воображение воплощается, или кристаллизуется во внешних образах. Будучи воплощено вовне, принявши материальное воплощение, это, «кристаллизованное» воображение, сделавшись вещью, начинает реально существовать в мире и воздействовать на другие вещи. Такое воображение становится действительностью.
Таким образом, продукты воображения в своем развитии описали круг.
Элементы, из которых они построены, были взяты человеком из реальности.
Внутри человека, в его мышлении, они подверглись сложной переработке и превратились в продукты воображения.
Наконец воплотившись, они снова вернулись к реальности, но вернулись уже новой активной силой, изменяющей эту реальность. Таков полный круг творческой деятельности воображения.
1.4. Особенности воображения у детей
Творческое воображение зависит от многих факторов: возраста, умственного развития и особенностей развития (присутствия какого-либо нарушения психофизического развития), индивидуальных особенностей личности (устойчивости, осознанности и направленности мотивов; оценочных структур образа «Я»; особенностей коммуникации; степени самореализации и оценки собственной деятельности; черт характера и темперамента), и, что очень важно, от разработанности процесса обучения и воспитания.
Опыт ребенка складывается и растет постепенно, он отличается глубоким своеобразием по сравнению с опытом взрослого. Отношение к среде, которая своей сложностью или простотой, своими традициями и влияниями стимулирует и направляет процесс творчества, у ребенка опять совсем другое. Интересы ребенка и взрослого различны и поэтому понятно, что воображение у ребенка работает иначе, чем у взрослого.
Как отмечалось выше, воображение у ребенка беднее, чем у взрослого. В то же время до сих пор существует мнение, что у ребенка воображение богаче, чем у взрослого человека. Дети могут из всего сделать все, говорил Гете.
Ребенок живет в фантастическом мире более, нежели в реальном. Но мы знаем, что интересы ребенка проще, элементарнее, беднее, наконец, отношения его со средой также не имеют той сложности, тонкости и многообразия, которые отмечают поведение взрослого человека, а ведь это все важнейшие факторы, которые определяют работу воображения. В процессе развития ребенка развивается и воображение. Вот почему продукты настоящего творческого воображения во всех областях творческой деятельности принадлежат только уже созревшей фантазии.
Французский психолог Т. Рибо представил основной закон развития
воображения в трех стадиях:
детство и отрочество – господство фантазии, игр, сказок, вымысла;
юность – сочетание вымысла и деятельности, «трезвого расчетливого
рассудка»;
зрелость – подчинение воображения уму интеллекту.
Воображение у ребенка начинает развиваться довольно рано, оно слабее, чем у взрослого, но оно занимает больше места в его жизни.
Каковы же этапы развития воображения у детей дошкольного возраста?
До 3-х лет у детей воображение существует внутри других психических процессов, в них закладывается его фундамент. В три года происходит становление словесных форм воображения. Здесь воображение становится самостоятельным процессом.
В 4 – 5 лет ребенок начинает планировать, составлять в уме план
предстоящих действий.
В 6 – 7 лет воображение носит активный характер. Воссоздаваемые образы выступают в различных ситуациях, характеризуясь содержательностью и специфичностью. Появляются элементы творчества.
Психологи считают, что для развития воображения необходимо наличие определенных условий: эмоциональное общение с взрослыми; предметно-манипулятивная деятельность; необходимость разных видов деятельности.
1.5. Влияние изобразительной деятельности в развитии творческого
воображения детей дошкольного возраста
Вот уже почти столетие детское рисование вызывает интерес многочисленных исследователей. Представители различных наук подходят к изучению детского рисунка с разных сторон. Искусствоведы стремятся заглянуть в истоки творчества. Психологи через детское рисование ищут возможность проникнуть в своеобразный внутренний мир ребенка. Педагоги ищут оптимальные пути обучения, способствующие всестороннему развитию детей.
Так что же это такое «изобразительная деятельность», или, другими словами, рисование? Прежде всего – одно из первых и наиболее доступных средств самовыражения ребенка. Дети рисуют то, о чем думают, что привлекает их внимание, вкладывают в изображаемое свое отношение к нему, живут в рисунке. Рисование – это не только забава, но и творческий труд.
При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. В изобразительной деятельности проявляется своеобразие многих сторон детской психики. Рисование помогает нам лучше узнать ребенка, дает возможность получить материал, раскрывающий особенности мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы. Не говоря уже о том, какую пользу приносят занятия рисованием, развивая память и внимание, речь и мелкую моторику, приручая ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.
Подражая действиям взрослых, ребенок уже в раннем детстве начинает манипулировать карандашами и бумагой, создавая каракули. Постепенно ребенок уходит от бездумных чирканий по бумаге. Он начинает понимать функцию карандашей, его движения становятся более точными и разнообразными. Это период доизобразительной деятельности. Рисунок появляется, когда ребенок связывает некоторые из своих каракуль с предметами и специально создает воображаемые объекты. Словесное формулирование намерения является началом изобразительной деятельности. В начале стремление изобразить с воспоминанием знакомого ему графического образа. Чаще всего это
кругоподобные кривые, в которых ребенок «видит» дядю, тетю и т.д.
Постепенно такое изображение его уже не удовлетворяет, и он начинает искать
новые графические образы. Появляются «головоногие». Значительный скачек в развитии, как самого ребенка, так и рисования, происходит в дошкольном
возрасте. Под влиянием взрослых появляются изображения домов, деревьев,
цветов, машин. Ребенок преодолевает шаблоны и начинает рисовать то, что ему интересно. Все, что только он способен вообразить, представить в своей
фантазии, ребенок пытается нарисовать. У многих наблюдается интерес к
фантастическому миру, они рисуют волшебников, принцесс, фей, колдунов т.п.
Дети рисуют и то, что происходит в реальной жизни взрослых. Рисование, как и игра, помогает ребенку освоить его социальное окружение, мир, в котором он живет.
Все необходимые качества воображения (широта, произвольность, устойчивость, яркость, оригинальность) возникают не спонтанно, а при условии систематического влияния со стороны взрослых. Влияние должно обогащать и уточнять восприятие и представления ребенка об окружающем мире, а не сводиться к «навязыванию» ему готовых тем. Ребенку нужно помогать знакомиться с действительностью, чтобы ее изображать, развивать способность оперировать образами, чтобы создавать на их основе новые. Важно формировать у детей познавательные интересы. Если же эту работу с ним не проводить, то и воображение будет значительно отставать в развитии. В результате к началу школьного обучения ребенок может оказаться не готовым к усвоению учебного материала, требующего достаточно сформированного уровня воображения. К этому возрасту уже должны появиться такие психические образования, как произвольность, внутренний план действий, рефлексия. Благодаря этим новообразованиям появляется и качественно новый вид воображения – произвольное воображение. Возрастает целенаправленность, устойчивость замыслов, образы воображения наглядны, динамичны и эмоционально окрашены.
Присутствует творческая переработка представлений.
Итак, развивая воображение с раннего детства, мы не только совершенствуем познавательные процессы и способность к творчеству, но и формируем личность ребенка.
ГЛАВА II. РАЗРАБОТКА И АПРОБАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ, НАПРАВЛЕННАЯ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА
- Характеристика методов эмпирического исследования
В начале работы над разработкой коррекционно-развивающей программы был собран диагностический материал, который позволил выявить художественно-эстетический уровень развития детей старшего дошкольного возраста. Сюда вошли следующие методики:
- Тест «Изучение оригинальности детских рисунков».
Цель диагностики: оценить оригинальность замысла и исполнения и воображения.
Экспериментальный материал: детям предлагается 10 карточек, на которых изображены различные контурные фигуры (простой геометрической формы – круг, треугольник, квадрат или сложный – силуэт ствола дерева с одной веткой, облака, капли и т.д.). Дети должны дорисовать их, чтобы получилась картина. Время выполнения задания не фиксируется.
Оценка результатов: оценивается оригинальность замысла и исполнения. Оригинальные рисунки оцениваются в 1 балл; малооригинальные - 0,5 балла; неоригинальные – 0.
Показателем оригинальности может также служить сумма набранных ребенком баллов: 6 – 10 баллов – высокий уровень; 4 – 5 баллов – средний; 3 балла и менее – низкий.
- Тест «Сны животных».
Цель диагностики: выявление способности к театральной деятельности, способности стать на точку зрения другого существа, перевоплотиться в образ.
Экспериментальный материал. 5 листов бумаги: в уголке одного нарисован спящий ежик, другого – спящая лисичка, третьего – спящий заяц, четвертого - спящий медведь, пятого – спящая белочка; цветные карандаши.
Ход проведения исследования. Взрослый дает ребенку следующую инструкцию: «Нарисуй на каждом листе то, что, по твоему мнению, снится животному».
Оценка результатов. Результаты каждого ребенка можно отнести к одному из трех уровней развития способности перевоплощаться в образ.
Высокий уровень. Ребенок изображает объект в «поле вещей» (предметное оформление окружающей среды); может создать целостную композицию согласно воображаемому сюжету; использует в своей работе выразительные средства; ему характерна оригинальность работы (не стереотипность). Высокий уровень оценивается в 2 балла.
Средний уровень. Ребенок изображает объект в «поле вещей», но не может создать целостную композицию согласно воображаемому сюжету; использует выразительные средства, но работа характеризуются отсутствием оригинальности. Средний уровень оценивается в 1 балл.
Низкий уровень. Работа ребенка схематична, характеризуется отсутствием дополнительных деталей (нет предметного оформления окружающей среды), работа стереотипна. Низкий уровень оценивается в 0 баллов.
Результаты теста:
0-3 баллов – НИЗКИЙ уровень;
4-7 баллов – СРЕДНИЙ уровень;
8-10 баллов – ВЫСОКИЙ уровень.
- Тест «Замени фигурой».
Цель: определить особенности мыслительных операций при восприятии художественных произведений.
Суть задания: предъявляем детям натюрморт, содержащий предметы разной формы, показываем, как закрыть один предмет геометрической фигурой, и предлагаем все изображенные предметы на картинке заменить в своем рисунке геометрическими фигурами разного цвета.
Инструкция: «Нарисуй точно такой же натюрморт, но вместо предметов у тебя будут геометрические фигуры разного цвета».
Оценка результатов:
Высший балл - 3;
Наполовину точно выполненное задание – 2 балла;
Две фигуры адекватно расположены – 1 балл.
- Тест «Разноцветное настроение».
Цель: определить способность к эмоционально-эстетической отзывчивости на пейзажную лирику и эмоциональной соотнесенности интонационной и цветовой окраски.
Суть задании: детям выразительно читают лирическое пейзажное стихотворение с ярко выраженными эмоциональными состояниями, которые необходимо передать цветом.
Инструкции: «В стихотворении, которое я прочту, меняются состояние и настроение в природе. Цвет тоже говорит нам о настроении. Я буду читать стихотворение, а ты изобрази это изменение цветом».
Оценка результатов:
3 балла, высокий уровень – верный ответ, изображает разнообразным цветом и адекватно стихотворению, вводит разнонаправленность линий, сопровождает речевой активностью;
2 балла, средний уровень – недостаточно точный ответ, использует только цвет адекватно стихотворению;
1 балл, низкий уровень – неверный ответ, цвет или один, или неадекватен.
- Методика развития воображения в речи "Придумай рассказ".
Ребенку дается задание придумать рассказ о ком-либо или о чем-либо, затратив на это всего 1 минуту, а затем пересказать его в течение 2х минут (история, сказка). Оценка результатов.
Воображение оценивается по следующим признакам:
1. Скорость придумывания рассказа.
2. Необычность образцов, использованных в рассказе.
3. Проработанность и детализация образцов, имеющихся в рассказе.
4. Оценка проработанности и детализации образов в рассказе
5. Впечатлительность, эмоциональность образцов, имеющихся в рассказе.
По каждому из названных признаков рассказа может получить от 0 до 2 балов в зависимости от того, насколько в нем выражен тот или иной признак из перечисленных выше. Для выводов об этом используются следующие критерии.
По первому признаку рассказ получает 2 балла в том случае, если ребенку удалось придумать данный рассказ в течение не более, чем 30 сек. 1 балл рассказу ставится тогда, когда на придумывание его ушло от 30 сек до 1 мин. 0 баллов по данному признаку рассказ получает, если за минуту ребенок так и не смог ничего придумать
Необычность, оригинальность сюжета рассказа (второй признак) оценивается так. Если ребенок просто механически пересказывает то, что он когда-то видел или слышал, то его рассказ по данному признаку получает 0 баллов. Если ребенок привнес в виденное или слышанное им что-либо новое от себя, то рассказ получает 1 балл. Наконец, если сюжет рассказа полностью придуман самим ребенком, необычен и оригинален, то он получает 2 балла.
По критерию "разнообразие образов, используемых в рассказе" (третий признак) рассказ получает 0 баллов, если в нем с начала и до конца неизменно говорится об одном и том же, например только о единственном персонаже (событий, вещи), причем с очень бедными характеристиками этого персонажа. В 1 балл под разнообразию используемых образов рассказ оценивается в том случае, если в нем встречаются два-три разных персонажа (вещи, события), и все они характеризуются с разных сторон. Наконец, оценку в 2 балла рассказ может получить лишь тогда, когда в нем имеются четыре и более персонажа (вещи, события), которые, в свою очередь, характеризуются рассказчиком с разных сторон.
Оценка проработанности и детализации образов в рассказе (четвертый признак) производится следующим способом. Если персонажи (события, вещи и т.п.) в рассказе только называются ребенком и никак дополнительно не характеризуются, то по данному признаку рассказ оценивается в 0 баллов. Если, кроме названия, указываются еще один или два признака, то рассказу ставится оценка в 1 балл. Если же объекты, упомянутые в рассказе, характеризуются тремя и более признаками, то он получает оценку 2 балла.
Впечатлительность и эмоциональность образов в рассказе (пятый признак) оценивается так. Если образы рассказа не производят никакого впечатления на слушателя и не сопровождаются никакими эмоциями со стороны самого рассказчика, то рассказ оценивается в 0 баллов. Если у самого рассказчика эмоции едва выражены, а слушатели также слабо эмоционально реагируют на рассказ, то он получает 1 балл. Наконец, если и сам рассказ, и его передачи рассказчиком достаточно эмоциональны и выразительны и, кроме того, слушатель явно заряжается этими эмоциями, то рассказ получает высшую оценку - 2 балла.
Выводы об уровне развития.
8-10 баллов – высокий.
4-7 баллов – средний.
0-3 балла – низкий.
2.2. Разработка, апробация и план занятий коррекционной - развивающей программы направленной на развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста
Одним из способов развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста и их способностей является реализация коррекционно-развивающей программы, которая составлена на основе пособий Л.Ю. Субботиной «Развитие воображения у детей» и М. В. Ильиной «Развитие невербального воображения» и «Развитие вербального воображения».
Коррекционно-развивающая программа – это блок занятий, которые состоят из нескольких частей.
Первая часть занятия состоит из игр, способствующих развитию вербального, то есть непосредственно связанного с речью, воображения. Для их проведения не требуется специальная подготовка, нужно лишь организовать игру и, включившись в нее, фантазировать вместе с детьми.
Вторая часть – более сложная, она направлена на создание образов на основе заданных элементов (воссоздание изображений, дорисовывание шаблонов, пиктограмм, эталонов, конструирование фигур, из предложенных деталей, рисование по контуру, кляксография и т.п.). А также представлены игры, предполагающие самостоятельное творчество детей, изображение ими собственных фантазий.
В последней, третьей части, содержаться артистические игры и этюды, которые способствуют не только развитию воображения, но и совершенствованию выразительных движений, эмоциональной сферы, партнерских отношений и саморасслаблению.
Коррекционно-развивающая программа состоит из 22 занятий, которые проводятся один раз в неделю по 25 – 30 минут в течение 6 месяцев. Каждое занятие рекомендуется заканчивать слушанием приятной музыки или исполнением веселых детских песен, что в свою очередь способствует фиксации положительных эмоций и поддержанию интереса к занятиям.
Ключевые элементы разработанной коррекционно-развивающей программы представлены ниже в плане занятий.
План занятий
коррекционно - развивающей программы направленной на развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста
Месяц | Неделя | № занятия | Содержание | Цель занятия |
Октябрь | I | 1 | 1. «Во что с этим можно играть?» 2. «Волшебные кляксы». 3. Этюд «Факир». | - Развитие воображения и творческих способностей; - снятие дискомфорта, напряженности; - саморасслабление. |
II | 2 | 1. «Покажи по-разному». 2. Игра « Рисунок в несколько рук». 3. «Джин» | - дети знакомятся со словами – антонимами; - игра тесно связывает воображение и эмоции. - развитие выразительных движений, групповой сплоченности. | |
III | 3 | 1. «Использование предметов». 2. «Смешной рисунок». 3. «Маленький скульптор». | - развитие воображения мышления речи; - повышение настроения, развитие творческих способностей, координации на листе бумаги. - игра направлена на развитие воображения и сплочения группы. | |
IV | 4 | 1. Беседа: «Способы повышения настроения». 2. «Рисуем эмоции пальцами». 3. «Качели». | - Обсудить с ребенком, как можно самому себе повысить настроение. - игра направлена на выражение осознания своего эмоционального состояния, дать ребенку выразить себя, свои эмоции на листе бумаги. - мышечное расслабление. | |
Ноябрь | I | 5 | 1. «Говори наоборот» 2. «Волшебный салют». 3. «Пружинки». | - развитие воображения мышления речи; - развитие творческих способностей и повышение настроения; - мышечное расслабление. |
II | 6 | 1. «Бывает – не бывает». 2. «Самоцветы». 3. «Скульптурная группа». | - развитие творческих способностей, мышления, речи. - развитие творческих способностей. - упражнение направлено на развитие воображения и сплочение группы. | |
III | 7 | 1. «Люблю – не люблю». 2. «Рисуем музыку». 3. Этюд «Штанга». | - развитие воображения и мимических движений. - развитие воображения. - расслабление мышц. | |
IV | 8 | 1. «Бывает – не бывает». 2. . «Угадай что получится». 3. «Каждый спит». | - развитие творческих способностей, мышления, речи. - игра направлена на сплоченность группы и на развитие воображение ребенка. - упражнение направлено на развитие воображения и мышечного расслабления. | |
Декабрь | I | 9 | 1. «Превращение». 2. «Рисование по точкам». 3. «Мыльные пузыри». | - развитие воображения, мышления, речи. - развитие воображения детей. - развитие воображения, выразительности движений, снятие напряжения. |
II | 10 | 1. «Страна клякс». 2. «Снеговик». | - развитие воображения детей, снятие напряжения. - развитие воображения, выразительности движений, сообразительности, произвольности. | |
III | 11 | 1. «Что может произойти?» 2. «Волшебный лес». 3. «Фея сна». | - развитие воображения, мышления, речи. - игра на развитие воображения, фантазии. - выразительности движений, снятие напряжения. | |
Январь | II | 12 | 1. «Облака». | - игра на развитие воображения, выразительности движений |
III | 13 | 1. «Неоконченный рисунок». 2. Этюд «Факир» | - развивать фантазию и образное мышление. - саморасслабление. | |
IV | 14 | 1. «Три краски». 2. «Насос и мяч». | - развитие воображения. - развитие воображения, выразительности движений, снятие напряжения. | |
Февраль | I | 15 | 1. Упражнение – игра «Музыка». 2. «Винт». | - связать воедино зрительное и слуховое образное воображение ребенка. - расслабление |
II | 16 | 1. «Кто Я?» 2. «Волшебный сон». | - развитие творческих способностей. - расслабление мышц, развитие фантазии ребенка. | |
III | 17 | 1. «Бывает – не бывает». 2. «Самое веселое». 3. «Слушай команду». | - развитие творческих способностей, мышления, речи. - повысить настроение, развитие фантазии. - успокоение и организация. | |
IV | 18 | 1. «Сказочный город». 2. «Говорящие рисунки». 3. «Мыльные пузыри». | - развитие воображения, мышления, речи. - развивать воображение, логику и творческие способности ребенка. - развитие воображения, выразительности движений, снятие напряжения. | |
Март | I | 19 | 1. «Шкатулка со сказками». 2. Игра «Сосулька». | - развивать воображение у детей, мышление, речь, умение работать в коллективе. - мышечное расслабление |
II | 20 | 1. «Цветик – семицветик». 2. «Узнай, кто Я». 3. «Факир». | - игра способствует развитию умения делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками - развивать воображение у детей. - саморасслабление. | |
III | 21 | 1. «Колобок». 2. «Три краски». 3. «Джин». | - развитие коммуникативных навыков, воображение, выразительность речи. - это упражнение хорошо развивает фантазию, образное мышление, художественное восприятие. - развитие выразительных движений, групповой сплоченности. | |
IV | 22 | 1. «Рисуем на асфальте». 2. «Иголка и нитка». | - развитие воображения, творческих способностей. -развитие выразительных движений, групповой сплоченности | |
2.3. Конспект
коррекционно-развивающих занятий направленных на развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста
Занятие №1
«Во что с этим можно играть?»
Цель: развитие творческих способностей.
Игра состоит в том, чтобы придумать, чем могут быть различные предметы: кубик, палочка коробка и т.д. Например, палочка может быть: ложечкой, ключом, удочкой и т.д.
2. «Волшебные кляксы».
Цель: развитие воображения, снятие дискомфорта, напряженности.
До начала игры изготавливают несколько клякс: на середину листа бумаги выливается немного чернил или туши и лист складывается пополам. Затем лист разворачивается, и можно начинать игру играющие по очереди говорят, на что похожа клякса. Выигрывает тот, кто назовет больше всего предметов.
3. Этюд «Факир».
Цель: саморасслабление.
Дети садятся на пол (маты), скрестив по-турецки ноги, руки на коленях, кисти свисают вниз, спина и шея расслаблены, голова опущена, подбородок касается груди, глаза закрыты. Пока звучит музыка, факиры отдыхают.
Занятие №2.
1. «Покажи по-разному».
Цель: дети знакомятся со словами – антонимами.
Высокий – низкий. Дети идут по кругу. Ведущий говорит: «Сейчас мы будим проходить ворота. Если я скажу, что ворота высокие, вы будете продолжать идти так же, как сейчас, а если низкие, то нагнетесь. Тот, кто не нагнется вовремя, выходит из игры».
Тяжелый – легкий. Каждому участнику игры дается пустой пакет или сумка. Взрослый говорит: «Вы несете сумки. Сумка может быть или легкой, или тяжелой.
Быстро – медленно. Игра строится аналогично: дети должны идти или медленно, или быстро.
Следующие пары слов: весело – грустно, жарко – холодно, темно – светло и т.д.
2. Игра « Рисунок в несколько рук».
Цель: игра тесно связывает воображение и эмоции, развитие коммуникативных навыков.
Предлагается всем участникам вообразить про себя какой-либо образ. Затем на листе бумаги первый участник группы изображает отдельный элемент задуманного образа. Второй участник игры, отталкиваясь обязательно от имеющегося элемента, продолжает рисунок, используя работу предшественника для трансформации в свой замысел. Точно также поступает третий и т.д. конечный результат чаще всего представляет нечто абстрактное, поскольку ни одна из форм не завершена, но все плавно перетекают друг в друга.
3. «Джин».
Цель: развитие выразительных движений, групповой сплоченности.
Дети встают в кругу с поднятыми вверх и направленными к центру руками и изображают бутылку, в которой живет Джин. Ребенок, выбранный на роль Джина, находится в центре круга. После волшебных слов «Крибле! Крабле! Бумс!», которые произносят все дети хором, они расступаются и выпускают Джина. Он выбегает и просит, чтобы дети загадали три желания, которые он должен выполнить. Желания должны заключать в себе выражение конкретных эмоциональных состояний с использованием выразительных движений и фраз, подтверждающих данное состояние.
Занятие №3.
1. «Использование предметов».
Цель: развитие воображения, мышления, речи.
Взрослый показывает какой-нибудь из предметов, заранее приготовленных (клубок ниток, шапка, стакан, стул, книга, очки), и предлагает детям перечислить все случаи употребления данного предмета, которые они знают или могут вообразить.
Игрок, дающий правильный ответ, получает фишку.
Выигрывает ребенок, который к концу игры собрал больше количество фишек.
2. «Смешной рисунок».
Цель: повышение настроения, развитие творческих способностей, координации на листе бумаги.
Прикрепите лист бумаги на дверь, стену. Играющие выстраиваются в одну линию. Ведущий завязывает первому глаза, подводит его к «мольберту», дает в руки фломастер и говорит, что сейчас все будут рисовать одну корову, слона, зайца, принцессу и т. д.
Все по очереди подходят с завязанными глазами и дорисовывают недостающие детали.
Ну и смешная же картина получается!
3. «Маленький скульптор».
Цель: упражнение направлено на развитие воображения и сплочение группы.
Ребенок изображает скульптора, остальные дети – глину. Скульптор задумывает вылепить из глины злого волка. Он ведет одного ребенка на середину зала и показывает ему, как он должен встать, какое надо сделать лицо, чтобы походить на злого волка. Ребенок-глина застывает в заданной позе. Скульптор обходит вокруг статуи, любуется ею, а если он неудовлетворен своей работой, снова показывает позу и мимику ребенку – глине.
В следующий раз выбирается другой скульптор, который задумывает, например, вылепить смешного человека.
Занятие №4.
1. Беседа: «Способы повышения настроения».
Обсудить с ребенком, как можно самому себе повысить настроение. Постарайтесь придумать как можно больше таких способов (улыбнуться себе в зеркале, попробовать рассмеяться, вспомнить о чем-нибудь хорошем, сделать доброе дело другому, нарисовать себе картинку и т.д.
2. «Рисуем эмоции пальцами».
Цель: игра направлена на выражение осознания своего эмоционального состояния. В данном случае, не важно сюжетным ли будет рисунок. Может быть, ребенок просто нарисует какие-то пятна, надо дать ребенку выразить себя, свои эмоции на листе бумаги.
Ребенку предлагается нарисовать свои эмоции пальцами. Для этого необходимо использовать баночки с гуашевой краской. Можно нарисовать свое настроение с помощью пальцев.
3. «Качели».
Цель: упражнение направлено на мышечное расслабление.
Ребенок стоя качается на качелях.
Выразительные движения. 1. Ноги слегка расставить, обе ступни касаются пола, но вес тела перенесен на одну из ног. Переносить тяжесть тела с одной ноги на другую. 2. Выдвинуть одну ногу вперед, перенести на нее тяжесть тела, покачиваться вперед – назад. Для большей экспрессии сгибать и выпрямлять колени.
Этюд сопровождается музыкой Я. Степовой «На качелях».
Занятие №5.
1. Игра «Говори наоборот».
Цель: развитие воображения, мышления, речи.
Взрослый говорит детям: « Я буду называть слова, а вы – подбирать к ним слова с противоположным значением».
Пушистый – колючий, цветной – бесцветный, ледяной – горячий, узкий – широкий, белый – черный, веселый – грустный, жаркий – холодный, большой – маленький, добрый – злой, радостный – печальный, круглый – квадратный, мокрый – сухой, быстрый – медленный, грязный – чистый, | сильный – слабый, жар – холод, труд – лень, ласково – грубо, внутрь – снаружи, правда – ложь, темно – светло, высоко – низко, начало – конец, горе – радость, друг – враг, острый – тупой, сытый – голодный, глубокий – мелкий, | толстый – тонкий, пустой – полный, легкий – тяжелый, больной – здоровый, ребенок – взрослый, огонь – вода, красивый – безобразный, трус – храбрец, длинный – короткий, мягкий – твердый, съедобный – ядовитый, много – мало, тихо – громко. |
Игрок, дающий правильный ответ первым, получает фишку.
2. «Волшебный салют».
Цель: развитие творческих способностей и повышение настроения.
На полу расстилают газету, кладут большой лист бумаги. Нужны жидкие краски, тазик с водой, тряпочки, кисти, либо старая зубная щетка. Манипулируя любым способом кистью или зубной щеткой, стараться брызгать на лист бумаги, устраивая «волшебный салют». Великолепное зрелище!
Совет: Не пугаться, если частички «салюта» попадут на лицо и руки участников, одежду можно постирать.
3. «Пружинки».
Давайте представим, что мы поставили ноги на пружинки. Они выскакивают из пола и отталкиваются носки наших ног так, что они поднимаются вверх, а пятки продолжают упираться в пол. А теперь нажимаем на пружинки. Крепче! Сильнее! Ноги напряжены! Тяжело так сидеть. Перестали нажимать на пружинки. Ноги расслабились. Приятно. Отдыхаем. Вдох – выдох! Что за странные пружинки
Упираются в ботинки?
Ты носочки опускай,
На пружинки нажимай,
Крепче, крепче нажимай…
Занятие №6.
«Бывает – не бывает?»
Цель: развитие творческих способностей, мышления, речи.
Ребенку надо представить себе ситуацию, которую вы описываете, и сказать, бывает ли то, о чем идет речь. Если он ответит правильно, его очередь загадывать вам загадку (фразу), а неправильно – очередь пропускается. Обязательно чередуйте реальные и нереальные варианты, например: «Волк бродит по лесу», «Волк на дереве сидит», «В кастрюле чашка варится», «Кошка по крыше гуляет», «Собака по крыше гуляет», «Лодка по небу плывет, «Девочка рисует домик», «домик рисует девочку», и т.п. Можно использовать в игре мяч: игрок бросает мяч, произнеся фразу, а второй игрок ловит его, если то, о чем сказано, действительно бывает, и не ловит, если этого не бывает. Желательно чтобы фразы были разнообразными и неожиданными.
«Самоцветы».
Цель: развитие творческих способностей.
Упражнение дает возможность свободно экспериментировать с цветом. Мокрый лист бумаги – это сундук с драгоценными камнями. Все они имеют свой неповторимый цвет. Ребенку предлагается попробовать все возможные сочетания трех красок, разную яркость и насыщенность красочных смесей, наполнить сундук разными самоцветами, просто ставя разноцветные точки.
3. «Скульптурная группа».
Цель: упражнение направлено на развитие воображения и сплочение группы.
Ведущий предлагает вспомнить этюд «Маленький скульптор» и говорит, что на этот раз скульптор решил вылепить скульптурную группу, которая будет называться «Волк и заяц». Он ставит двух детей на середину зала и показывает каждому из них позу и мимику: заяц удит рыбу и не замечает, что за его спиной стоит волк и вот-вот на него набросится. Скульптор обходит вокруг скульптурной группы, любуется ею, а если он неудовлетворен своей работой то поправляет ее. Скульптор устал, он ложится отдохнуть рядом со своей работой. Пока он спит, скульптурная группа оживает. Волк пытается поймать зайца. Они бегают вокруг спящего, но, как только скульптор начинает шевелиться и просыпаться, волк и заяц занимают свои места и застывают в прежних позах. Скульптор встает, снова любуется своей работой. Он и не заметил, что волк и заяц оживали.
Занятие №7.
1. «Люблю – не люблю».
Цель: развитие воображения и мимических движений.
Водящий, а затем дети называют разнообразную пищу; остальные мимически реагируют, показывая свое отношение к данному продукту или блюду.
Например: мороженное, борщ, творог, горький перец, конфета, лимон, чай соленый, кефир, щавель, печенье, кисель.
2. «Рисуем музыку».
Цель: развитие воображения.
Дать детям послушать красивую музыку. Спросить у каждого, что представилось под эту музыку?
Предложить детям нарисовать эту музыку.
3. Этюд «Штанга».
Цель: расслабление мышц.
Ребенок поднимает «тяжелую штангу». Потом бросает ее. Отдыхает.
Занятие №8.
- «Бывает – не бывает».
Цель: развитие творческих способностей, мышления, речи.
Взрослый предлагает каждому игроку придумать и описать ситуации, одна из которых реальная, другая – вымышленная (нелепая).
Например: «В кастрюле варится каша», «В кастрюле варится чашка» и т.д.
2. «Угадай что получится».
Цель: игра направлена на сплоченность группы и на развитие воображение ребенка.
Для этой игры нужен лист бумаги и карандаши для каждого играющего. Первый играющий начинает какой-нибудь рисунок (провести можно только одну линию). Следующий играющий говорит, что это может быть и дорисовывает еще одну линию. Следующий должен придумать уже что-нибудь другое и дорисовать линию в соответствии со своим замыслом. Так продолжается до тех пор, пока кто-нибудь из играющих уже не сможет изменить рисунок по-своему. Выигрывает тот, кто внесет последнее изменение.
3. «Каждый спит».
Цель: упражнение направлено на развитие воображения и мышечного расслабления.
В зал входит ведущий и видит…
На дворе встречает он
Тьму людей, и каждый спит;
Тот как вкопанный сидит;
Тот не двигаясь, идет,
Тот стоит, раскрывши рот.
(В.А. Жуковский)
Ведущий подходит к фигурам детей, застывшим в различных позах. Он пытается их разбудить, берет за руки. Он поднимает чью-нибудь руку, но рука опускается.
Занятие №9.
1. «Превращение».
Цель: развитие воображения, мышления, речи.
Взрослый говорит детям: «Представьте, что каждый из вас на сутки превратился в какое-нибудь домашнее животное, и составьте об этом рассказ под названием «День и ночь моей необычной жизни». Выигрывает ребенок, который, по мнению большинства детей, составил наиболее последовательный и интересный рассказ.
Примечание. При возникновении затруднений взрослый задает детям опорные вопросы, например:
- Как бы вы выглядели?
- Как бы вы ели?
- Чем бы вы занимались днем (ночью)?
- Кто был бы вашем хозяином,
- Как бы он к вам относился?
2. «Рисование по точкам».
Цель: развитие воображения детей.
Взрослый заранее готовит схему рисунка, расставляя контурные точки. Ребенку говорят: «Хочешь удивиться? Тогда соединяй точки друг с другом по порядку!» Получившийся контур предложите дорисовать, раскрасить, придумать сюжет и дать название.
3. «Мыльные пузыри».
Цель: развитие воображения, выразительности движений, снятие напряжения.
Психолог или ребенок имитирует выдувание мыльных пузырей, а остальные дети изображают полет мыльных пузырей.
Дети свободно двигаются. После команды «Лопнули!» дети ложатся на пол.
Занятие №10.
1. «Страна клякс».
Цель: развитие воображения детей, снятие напряжения.
Перед детьми кладется большой лист бумаги, на котором они должны нарисовать кляксы: цветные пятна любой величины и формы. Затем детям предлагается попробовать разглядеть в кляксах какую-нибудь картинку, придумать сказку про увиденное.
3. «Снеговик».
Цель: развитие воображения, выразительности движений, сообразительности, произвольности.
Все дети изображают снеговиков. По команде педагога «Наступила весна!» снеговики начинают таять. Дети расслабляют свое тело и постепенно опускаются на пол.
Занятие №11.
1. «Что может произойти?»
Цель: развитие воображения, мышления, речи.
Взрослый говорит детям: «Ребята, попробуйте представить, что может произойти вслед за теми невероятными событиями, которые я буду описывать».
- Из крана вместо воды полился апельсиновый сок.
- Из тучи вместо дождя стал падать изюм.
- Человек изобрел сапоги-скороходы (шапку-невидимку).
- «Волшебный лес».
Цель: игра на развитие воображения.
Каждый участник получает лист бумаги и карандаши. На листе, кроме схематических изображений деревьев, сделаны незаконченные изображения.
Предложить детям нарисовать волшебный лес, а потом рассказать про него интересную историю. Пусть каждый дорисует изображения так, чтобы получилась картина леса. Незаконченные фигурки можно превратить во что угодно: цветы, деревья, бабочки, птички, животные.
Задание можно выполнять под легкую музыку (желательно со звуками живой природы). См. кн. «Чего на свете не бывает?» стр. 58.
3. Этюд «Фея сна».
Цель: выразительности движений, снятие напряжения.
Дети сидят на стульях, стоящих по кругу на достаточно большом расстоянии друг от друга. Звучит «Колыбельная» К. Дуйсейкеева. К детям подходит девочка с тоненькой палочкой в руке – это фея сна (мальчик – волшебник).
Фея касается плеча одного из играющих палочкой, тот засыпает (наклоняет голову и закрывает глаза).
Фея обходит всех детей, касаясь их волшебной палочкой… Фея смотрит на них: все спят, она улыбнулась, и тихонько уходит.
Занятие №12.
1. «Облака».
Цель: развитие воображения, выразительности движений
Прочитать детям стихотворение, а они должны нарисовать облака в соответствии с текстом.
По небу плыли облака,
А я на них смотрел.
И два похожих облачка
Найти я захотел.
Я долго всматривался ввысь
И даже щурил глаз,
А что увидел я, то вам все расскажу сейчас.
Вот облако веселое
Смеется надо мной:
- зачем ты щуришь глазки так?
Какой же ты смешной!
Я тоже посмеялся с ним:
- мне весело с тобой!
И долго-долго облачку
Махал я вслед рукой.
А вот другое облачко
Расстроилось в всерьез:
Его от мамы ветерок
Вдруг далеко унес.
И каплями – дождика
Расплакалось оно…
И стало грустно-грустно так,
А вовсе не смешно.
И вдруг по небу грозное
Страшилище летит
И кулаком громадным
Сердито мне грозит.
Ох, испугался я, друзья,
Но ветер мне помог:
Так дунул, что страшилище
Пустилось наутек.
А маленькое облако
Над озером плывет,
И удивленно облако
Приоткрывает рот:
- Ой, кто там в глади озера
Пушистенький такой,
Такой мохнатый, мягенький?
Летим, летим со мной!
Так очень долго я играл
И вам хочу сказать,
Что два похожих облака не смог я отыскать.
Занятие №13.
1. «Неоконченный рисунок».
Цель: развивать фантазию и образное мышление.
Ребенку предлагается целый ряд различных геометрических фигурок нарисованных на листе бумаги. Его задача – из каждой фигурки изобразить с помощью дополнительных элементов различные образы.
2. Этюд «Факир».
Цель: саморасслабление.
Дети садятся на пол (маты), скрестив по-турецки ноги, руки на коленях, кисти свисают вниз, спина и шея расслаблены, голова опущена, подбородок касается груди, глаза закрыты. Пока звучит музыка, факиры отдыхают.
Занятие №14.
- «Три краски».
Цель: развитие воображения.
Предложить ребенку взять три краски, по его мнению, наиболее подходящие друг другу, и заполнить ими весь лист. На что похож рисунок? Если ему это трудно сделать, разрешите ребенку немного дорисовать рисунок, если требуется. Теперь предложите ему придумать как можно больше названий к рисунку.
2. Этюд «Насос и мяч».
Цель: развитие воображения, выразительности движений, снятие напряжения.
Играют двое. Один – большой надувной мяч, другой насосом надувает этот мяч. Мяч стоит обмякнув всем телом на полусогнутых ногах; руки, шея расслаблена. Корпус отклонен несколько вперед, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). Товарищ начинает надувать мяч, сопровождая движения рук (они качают воздух) звуком «с». С каждой подачей воздуха мяч надувается все больше. Услышав первый звук «с», он вдыхает воздуха, одновременно выпрямляя ноги в коленях, после второго «с» выпрямилось туловище, после третьего у мяча поднимается голова, после четвертого надулись щеки и приподнялись руки. Мяч надут. Насос перестал накачивать. Товарищ выдергивает из мяча шланг насоса… Из мяча с силой выходит воздух со звуком «ш». Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение.
Играющие меняются ролями.
Занятие №15.
1. Упражнение – игра «Музыка».
Цель: связать воедино зрительное и слуховое образное воображение ребенка.
Музыкальное творчество – одна из обязательных сфер преломления и развития фантазии ребенка. Детям предлагается конкретная музыка (пьеса П.И. Чайковского «Песня жаворонка» или любая другая из «Времен года»). После прослушивания музыки ребенку дается четыре краски: красная, зеленая, синяя, желтая. Он должен изобразить услышанную музыку с помощью этих красок и озаглавить. По окончании работы проводится конкурс «Лучший рисунок».
2. Этюд «Винт».
Цель: расслабление.
Исходное положение: пятки и носки вместе. Корпус проворачивают влево и вправо. Одновременно руки свободно следуют за корпусом в том же направлении.
Музыка Рим. – Корсакова «Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка».
Занятие №16.
1. «Кто я».
Цель: развитие творческих способностей.
«Кто Я?» - спрашиваете вы у ребенка и изображаете (жестами, мимикой, звуками и т.п.): поезд, машину, чайник, самолет, продавца, врача, собаку, кошку и т.п.
2. «Волшебный сон».
Цель: 1) расслабление мышц, 2)развитие фантазии ребенка.
1) Дети находятся в позе покоя. Взрослый дает им следующую установку: сейчас, когда я буду читать стихи, вы закроете глазки. Начинается игра «Волшебный сон». Вы не заснете по-настоящему, будете все слышать, но не будете двигаться и открывать глаза, пока не «проснетесь». Внимательно слушайте и повторяйте про себя мои слова. Шептать не надо. Спокойно отдыхайте, закрыв глаза. «Волшебный сон» закончится, когда я скажу: «Открыть глаза». Внимание: наступает «волшебный сон».
Реснички опускаются…
Глазки закрываются…
Мы спокойно отдыхаем (2 раза),
Сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Наши руки отдыхают…
Ноги тоже отдыхают
Отдыхают засыпают (2 раза)
Шея не напряжена
И расслаблена она…
Губы чуть приоткрываются,
Все чудесно расслабляются (2 раза).
Дышится легко… ровно… глубоко…
Длительная пауза,
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали.
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем,
Их повыше поднимаем.
Потянуться! Улыбнуться!
Всем открыть глаза и встать.
Это стихотворение читается медленно, тихим голосом, с длительными паузами. Желательно использовать спокойную, расслабляющую музыку. После пробуждения дети показывают, или рассказывают то, что им приснилось.
После чего все садимся дружно рисовать приснившейся сон.
Занятие №17.
- «Бывает – не бывает?»
Цель: развитие воображения.
Ребенку надо представить себе ситуацию, которую вы описываете, и сказать, бывает ли то, о чем идет речь. Если он ответит правильно, его очередь загадывать вам загадку (фразу), а неправильно – очередь пропускается. Обязательно чередуйте реальные и нереальные варианты, например: «Волк бродит по лесу», «Волк на дереве сидит», «В кастрюле чашка варится», «Кошка по крыше гуляет», «Собака по крыше гуляет», «Лодка по небу плывет, «Девочка рисует домик», «домик рисует девочку», и т.п. Можно использовать в игре мяч: игрок бросает мяч, произнеся фразу, а второй игрок ловит его, если то, о чем сказано, действительно бывает, и не ловит, если этого не бывает. Желательно чтобы фразы были разнообразными и неожиданными.
2. «Самое веселое».
Цель: повысить настроение, развитие фантазии.
Для игры потребуются карандаши, а еще лучше – краски и листы бумаги. Всем участникам предлагается нарисовать что-нибудь веселое – самое веселое на свете. На рисунке можно изображать не только предметы: вполне допустимы различные сочетания цветов и форм. Готовые рисунки рассматриваются, и принимается коллективное решение: чей рисунок оказался самым веселым.
Занятие можно выполнять под веселую музыку.
3. Этюд «Слушай команду».
Цель: успокоение и организация.
Дети идут под музыку Р. Газизов «Марш» в колоне друг за другом. Когда музыка прекращается, все останавливаются и слушают шепотом произнесенную команду ведущего и тотчас же ее выполняют. Команды даются только на выполнение спокойных движений. Игра проводится до тех пор, пока группа хорошо слушает и точно выполняет задание.
Занятие №18.
- «Сказочный город».
Цель: развитие воображения, мышления, речи.
Взрослый говорит: «Представьте, что вы попали в сказочный город. Расскажите о нем».
Дети поочередно рассказывают о своих фантазиях.
Выигрывает ребенок, который создал наиболее выразительный и оригинальный образ сказочного города.
2. «Говорящие рисунки».
Цель: развивать воображение, логику и творческие способности ребенка.
«Когда-то давным-давно люди не знали букв и не умели писать, а истории, которые им надо было сохранить и запомнить, они рисовали. Такой вид записи назывался пиктография и им пользовались в древних странах – в Египте и Ассирии, Японии и Китае. Хочешь, и мы с тобой поиграем в нарисованные истории», - говорите вы ребенку. Объясните ему, что рисунки должны быть совсем простыми и в то же время понятными. Только тогда они станут «Говорящими». Попробуйте нарисовать начало одной из историй, допустим такой: Красная Шапочка пошла в лес и встретила волка. Дети должны придумать сами как можно нарисовать историю про Буратино или Дюймовочку.
3. «Мыльные пузыри».
Цель: развитие воображения, выразительности движений, снятие напряжения.
Психолог или ребенок имитирует выдувание мыльных пузырей, а остальные дети изображают полет мыльных пузырей.
Дети свободно двигаются. После команды «Лопнули!» дети ложатся на пол.
Занятие №19.
- «Шкатулка со сказками».
Цель: развивать воображение у детей, мышление, речь, умение работать в коллективе.
Игроки садятся в круг. В центре круга стоит «шкатулка со сказками». Взрослый обращается к детям: «Сейчас мы все вместе будем сочинять сказку. А поможет нам волшебная шкатулка».
Он достает из шкатулки один из кружков, например зеленый, показывает его детям и просит назвать предметы зеленного цвета. (Ответы детей.) Затем взрослый говорит:
«Мне достался зеленый кружок, поэтому в сказке должен появиться предмет или персонаж зеленого цвета. Внимание, начинаю сказку.
Жил-был зеленый кузнечик. Однажды он отправился в путешествие…»
Взрослый произносит два предложения и предлагает сидящему рядом игроку наугад достать кружок и продолжить сказку. Следующий игрок вынимает кружок, например голубого цвета и придумывает продолжение сказки:
- … Кузнечик весело прыгал по тропинке, пока не добрался до голубой речки. Как же переправиться через реку?
Игроки поочередно достают из шкатулки кружки и в соответствии с их цветом подбирают персонажей или предметы и продолжают сказку.
2. Игра «Сосулька».
Цель: мышечное расслабление.
У нас под крышей
Белый гвоздь висит,
Солнце взойдет,
Гвоздь упадет. В. Селивёрстов
Выразительные движения: первая и вторая строчки: руки над головой! Третья и четвертая строчки: уронить расслабленные руки и присесть.
Занятие №20.
1. «Цветик – семицветик».
Цель: игра способствует развитию умения делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками.
Для этой игры понадобится цветик – семицветик, который можно сделать по-разному, главное, чтобы лепестки отрывались (вынимались из цветка), а так же красные и желтые фишки. Каждый, сорвав лепесток, может задумать одно заветное желание. Рассказать о нем другим можно только тогда, когда лепесток облетит весь свет. По очереди дети с лепестками кружатся вместе с остальными:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-моему вели.
Если загаданное желание связано с удовлетворением его личных потребностей – ребенок получает желтую фишку, если оно имеет общественное значение – красную. Собрав в конце игры все фишки, можно определить уровень нравственного развития группы, но не стоит говорить об этом детям, т.к. в дальнейшем они могут скрывать свои заветные желания, подстраиваясь под оценку взрослых. В конце игры можно обсудить, какие желания понравились всем детям и почему.
2. «Узнай, кто Я».
Цель: развивать воображение у детей.
Контурной пунктирной линией нарисовать что-нибудь не очень сложное, например цветок или рыбку. Сказать ребенку, что в точках кто-то прячется. Чтобы узнать кто это, нужно все точки соединить одной линией (не отрывая руки).
3. Этюд «Факир».
Цель: саморасслабление.
Дети садятся на пол (маты), скрестив по-турецки ноги, руки на коленях, кисти свисают вниз, спина и шея расслаблены, голова опущена, подбородок касается груди, глаза закрыты. Пока звучит музыка, факиры отдыхают.
Занятие №21.
- «Колобок».
Цель: развитие коммуникативных навыков, воображение, выразительность речи.
Дети стоят в кругу и катают под музыку друг другу мяч – «Колобок». Тот, к кому попадет «Колобок», должен сказать ему несколько приятных (добрых) слов или задать ему вопрос:
- Как тебя зовут?
- Колобок ты мне нравишься.
- Колобок, давай с тобой дружить?
- Приходи ко мне в гости, Колобок.
После сказанной фразы ребенок передает «Колобка» соседу или кому захочет.
2. «Три краски».
Цель: это упражнение хорошо развивает фантазию, образное мышление, художественное восприятие.
Предложить ребенку взять три краски, по его мнению наиболее подходящие друг другу, и заполнить ими весь лист. На что похож рисунок? Если ему это трудно сделать, разрешите ему немного дорисовать рисунок, если требуется. Теперь предложите ему придумать как можно больше названий к рисунку.
3. «Джин».
Цель: развитие выразительных движений, групповой сплоченности.
Дети встают в кругу с поднятыми вверх и направленными к центру руками и изображают бутылку, в которой живет Джин. Ребенок, выбранный на роль Джина, находится в центре круга. После волшебных слов «Крибле! Крабле! Бумс!», которые произносят все дети хором, они расступаются и выпускают Джина. Он выбегает и просит, чтобы дети загадали три желания, которые он должен выполнить. Желания должны заключать в себе выражение конкретных эмоциональных состояний с использованием выразительных движений и фраз, подтверждающих данное состояние.
Занятие №22.
1. «Рисуем на асфальте».
Упражнение проводится на улице.
Цель: развитие воображения, творческих способностей.
Дать детям мелки и расширьте зону рисования как можно больше. Предложите рисовать все, что ему хочется.
2. Этюд «Иголка и нитка».
Цель: развитие выразительных движений, групповой сплоченности.
Дети становятся друг за другом. Первый ребенок – иголка. Он бегает меняя направления. Остальные бегут за ним, стараясь не отставать.
Можно использовать музыку фр. Народная «Горбуны».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Необходимым условием развития творческого воображения детей является включение субъекта в активные формы деятельности и, прежде всего, предметно-творческой. Изобразительная деятельность может быть успешно использована в развитии творческого воображения у детей.
Возможными путями для его развития на занятиях рисования могут быть: применение художественно-дидактических игр; рисование на темы; выразительные средства живописи. Но особенно большую роль играет применение игр на занятиях по изобразительной деятельности.
Исходя из результатов проведенной экспериментальной работы видно, что наша гипотеза подтвердилась. У детей повысился уровень творческого воображения. Дети очень охотно включились в игровые ситуации, у них повысился интерес к рисованию.
Взаимосвязь изобразительной деятельности с игрой создает у детей лично значимый для каждого ребенка мотив деятельности, а это в свою очередь обеспечивает ее эффективность. И результат деятельности получается более высокий, так как ребенок не просто рисует, а передает в изображениях образы игры, что способствует развитию творческого воображения.
Разработанная психолого-педагогическая программа развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста может являться методическим пособием для применения ее в детских садах, как педагогом-психологом, так и воспитателями.
На наш взгляд, это существенный вклад в практическое направление психологической работы в целом и в частности, т.к. наши упражнения являются практическим пособием для педагогов-психологов и тех людей, кто посвящает себя детям и работе с ними, и всем тем, кто заинтересован развивать в ребенке творческую личность.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Для развития творческого воображения, художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста, рекомендуем:
- Использовать в работе с детьми игры и упражнения, стимулирующие развитие воображения, ассоциативности через чувственно-эмоциональное постижение окружающего. Кроме игр и игровых упражнений, которые строятся, с одной стороны, на развитии механизма синестезии, с другой стороны – на развитии механизма эмпатии, рекомендуем использовать эстетическую игру, которая способствует расширению и осознанию эмоционально-чувственного опыта детей; через удовольствие создает условия для развития способностей, помогает преодолеть трудности, возникающие в процессе самовыражения при осуществлении творческой работы. Это позволяет ребенку познавать окружающий мир природы, науки, искусства всеми органами чувств, иметь личностное восприятие, суждение об изучаемом явлении, предмете, и на основе этого наиболее полно усваивать информацию о нем.
- При проведении игр и игровых упражнений, а также в процесс эстетической игры использовать произведения искусства (учитывая эмоционально-чувственный опыт каждого ребенка и группы в целом); использовать в работе наряду с традиционными способами создания изображения – нетрадиционные.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Брунер Д. С. Психология познания. За пределами непосредственной информации. – М. 1977. /Представление. Воображение у детей: 304 – 319/
2. Боровик О. В. Развитие воображения. Методические рекомендации. – М.: ООО «ЦГЛ «Рон»» 2000. – 112с.
3. Веккер Л. М. Психические процессы. – Т.1 – л., 1974. /Воображение и психологическое время: 262 – 271. Представление / воображение/: 278 – 295.
4. Выгодский Л. С. Собрание сочинений: В 6т. – Т. 2 – М., 1982 /Воображение и его развитие в детском возрасте: 436 – 455/.
5. Выгодский Л. С. Проблемы возрастной периодизации детского развития. // Вопросы психологии. 1972. № 2. с. 114 – 123.
6. Дьяченко О. М. Об основных направлениях развития воображения у детей. // Вопросы психологии. 1988. № 6. с. 52 – 59.
7. Дьяченко О. М., Кириллова А. И. О некоторых особенностях развития воображения детей дошкольного возраста. // Вопросы психологии. 1987. № 1. с. 44 – 51.
8. Игнатьев Е. И. О некоторых особенностях изучения представлений и воображения. Вып. 76. М., 1956.
9. Коршунова Л. С. Воображение и его роль в познании. – М., 1979. /Трудности в определении воображения: 3 – 7. Воображение и практическая деятельность: 8 – 30. Воображение как отражение действительности: 31 – 85. Воображение и научное познание мира: 86 – 131/.
10. Кириллова Г. Д. Начальные формы творческого воображения у детей. // Дошкольное воспитание. 1971. – № 2. с. 41 – 46.
11. Карандашов Ю. Н. Развитие представления у детей. Учебное пособие. – Минск, 1987. /Возрастная динамика развития представлений: 74 – 87/.
12. Коршунова Л. С., Пружинин Б. И. Воображение и рациональность. Опыт методологического анализ познавательной функции воображения. – М. 1989. /Психологический подход к воображению. Перспектива и границы: 18 – 39. Воображение и игровая деятельность: 83 – 97. Чувственное отображение и воображение: 113 – 122. Воображение и мышление: 122 – 138/.
13. Лейтес Н. С. Ранние представления одаренности. // Вопросы психологии. 1988. №4. с. 98 – 108.
14. Натадзе Р. Г. Воображение как фактор поведения. Экспериментальное исследование. – Тбилиси, 1972.
15. Немов Р. С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: В 3кн. – 4е. издание – М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2001. – Кн. 1: Общие основы психологии / Воображение: 260 – 271.
16. Найссер У. Познание и реальность. – М. 1981. /Воображение и память: 141 – 165/.
17. Никифорова О. Н. Познавательные процессы и способности в обучении. – М. 1990. /Представление и воображение: 80 – 100/.
18. Рубинштейн С. А. Основы общей психологии. В 2 т. – Т. 1 – М., 1989. /Воображение 344 – 360/.
19. Розетт И. М. Психология фантазии. Эксперементально-теоретическое исследование внутренних закономерностей умственной деятельности. – Минск, 1977. /понятие фантазии: 13 – 24. Теоретические концепции фантазии: 25–78. Психологические механизмы фантазии: 169 – 228. Условия протекания процесса фантазии: 229 – 270/.
20. Субботина Л. Ю. Развитие воображения детей. Популярное пособие для родителей и педагогов / Художник Куров В. Н. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 240с., ил. – /Серия: «Вместе учимся, играем»/.
21. Ильина М.В. Воображение и творческое мышление: Психодиагностические методики – М.: Книголюб, 2004. – 56 с. (Стр.30).
22. Краснощекова Н.В. Диагностика и развитие личностной сферы детей старшего дошкольного возраста. Тесты. Игры. Упражнения / Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 299с. – (Школа развития). (Стр.286)
23. Чумичева Р.М. Ребенок в мире культуры. – Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 198. – 588 с. (Стр.477,478,479).
25. Ильина М.В. Развитие вербального воображения. – М.: Книголюб, 2005. – 64с. (Психологическая служба)
26. Ильина М.В. Развитие невербального воображения. – М.: Книголюб, 2004. – 64с. (Психологическая служба)
27. Алябьева Е.А. Развитие воображения и речи детей 4 – 7 лет: Игровые технологии. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 128 с. (Программа развития)
28. Речицкая Е.Г., Сошина Е.А. Развитие творческого воображения младших школьников в условиях нормального и нарушенного слуха.: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 128с.: ил. – (Коррекционная педагогика).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста"
Родительское собрание "Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста" О том на что родители должны больще обращать внимание....
Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста через развитие речи
Современное общество испытывает потребность в творческой, самостоятельной, активной личности, с ярко выраженными индивидуальными качествами, способной, реализуя свои личнос...
Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста на уроках музыки с помощью различных видов музыкальной деятельности.
"Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста на уроках музыки с помощью различных видов музыкальной деятельности" - авторская концепция....
Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста.
Стремление к творчеству характерно для школы наших дней. Но школа – это всё же мир юности, надежд и радости, где почва для творческой деятельности наиболее благоприятна и где не угас...
Игра на уроках математики, как средство развития творческих способностей детей младшего школьного возраста.
Отчет по методической теме....
Игра на уроках математики и во внеклассной работе, как средство развития творческих способностей детей младшего школьного возраста.
Виды игр для детей очень разнообразны. Есть такие игры, которые предназначены специально для развития умственных способностей школьников, совершенствования и тренировки их памяти и мышления,которые по...
Обобщение опыта "Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста через исследовательскую деятельность"
Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста через исследовательскую деятельность...