Творческие задания для развития творческого воображения и мышления
учебно-методический материал по окружающему миру (1, 2, 3 класс) на тему
В статье приводится описание и классификация творческих заданий на развитие воображения и мышления, выделены задания, которые могут обеспечить постепенное погружение в поисковую деятельность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorch_zadan_okr_mir.docx | 666.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Кундина Елена Николаевна
учитель начальных классов МАОУ лицей №64
Творческие задания для развития творческого воображения и мышления
на уроках окружающего мира
Аннотация. В статье, приводится описание и классификация творческих заданий на развитие воображения и мышления, приводятся примеры творческих заданий для уроков окружающего мира, выделены такие задания, которые могут обеспечить постепенное погружение детей в творческий процесс и поисковую деятельность.
Ключевые слова: воображение и мышление, познавательный интерес творческие задания, креативный (творческий) сдвоенный урок.
Возрастающая потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, обусловлена ускорением темпов развития общества и, как следствие, необходимостью подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях. Стратегия [1] современного образования заключается в предоставлении возможности всем учащимся проявить свои таланты и творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации личных планов.
Согласно теории решения изобретательских задач (далее ТРИЗ) [2] в начальной школе, все усилия должны направляться на развитие управляемого творческого воображения (РТВ и Ф), так как потом в дальнейшем в средних классах учебный процесс будет направлен на дальнейшее РТВ и Ф + развитие системности мышления и в старших классах на РТВ и Ф + системности мышления + развитие диалектичности мышления. Периодизация психического развития, предложенная Л. С. Выготским, ставит воображение [3-4]) в центре психологических новообразований дошкольников. Произвольность воображения проявляется в умении младшего школьника сознательно ставить цели действия, преднамеренно искать и находить эффективные средства и приемы их достижения. Кроме того, у детей постепенно формируется способность к выполнению действий, в том числе планирования в уме. Таким образом, рассматривая воображение как возможность осмысления ребенком своей деятельности позволяет, с одной стороны, выделить особую значимость этого процесса для психического развития, а с другой – перенести логику его развития на все виды и формы деятельности в младшем школьном возрасте. С точки зрения Л. С. Выготского, воображение и мышление переплетаются так, что их бывает трудно разграничить; и тот, и другой процессы участвуют в любом творческом акте. Творчество всегда подчинено созданию чего-то нового, неизвестного и в этом смысле прямо противоположно тому, что уже познано. Но чтобы соответствующим образом действовать, необходимо создавать предварительно воображаемые модели творимого объекта. Творческое мышление – это и есть мышление плюс воображение, иначе говоря, это единственный интеллектуально-волевой процесс.
Таким образом, в психологии возрастает интерес к проблемам творчества, а через него и к воображению как важнейшему компоненту любой формы творческой деятельности.
Важную роль при формировании познавательных интересов младших школьников на уроках окружающего мира играют творческие задания. Творческие задания – это такие учебные задания, которые требуют от учащихся не только воспроизведения полученной информации, но и творчества. Они помогают реализовать и раскрыть творческие возможности учащихся.
Творческое задание мотивирует обучающихся, а также придает смысл обучению, помогает развивать беглость мышления, гибкость ума, оригинальность, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы. Возможность найти свой «правильный ответ» или своё «верное решение», основанное на своем личном опыте и опыте своего друга, коллеги, позволяют создать основу для сотрудничества, общения всех участников образовательного процесса, включая учителя и реализуют исследовательские умения обучающихся.
Существует несколько классификаций творческих заданий. Рассмотрим некоторые из них:
Таблица 1
Классификация творческих заданий по В. А. Шелонцеву
Типы творческих заданий | Способствуют развитию, психических свойств | |
Репродуктивного уровня | рисунок | воображение |
сообщение | устная речь, память | |
чайнворды, кроссворды, ребусы, синквейны. | мышление, память, внимание | |
игра “термин-понятия” | память, внимание | |
Частично-поискового уровня | рассказ с ошибками | внимание, память |
составление логических цепочек | внимание, логическое мышление | |
узнай объект (по контуру, фрагменту карты, по описанию) | внимание | |
Творческий уровень | путешествие | внимание, память, мышление, воображение |
решение географических задач | внимание, логическое мышление | |
составление образца территории | внимание, память, логическое мышление, воображение | |
социологический опрос | внимание, мышление | |
свое задание | внимание, память, мышление, воображение |
Выбор творческого задания для школьников сам по себе является творческим заданием для учителя, так как требуется найти такое задание, которое являлось бы полезным и практическим для детей, не имело однозначного ответа, вызывало бы интерес учащихся и соответствовало целям обучения. Всем известно, что дети младшего школьного возраста очень любят различные творческие задания, упражнения. При их выполнении они воображают, придумывают, сочиняют, преобразовывают образы окружающего их мира.
Таблица 2
Классификация творческих задач по Н. А. Ждан
Типы творческих задач | Виды творческих задач | |
По функциям | По дидактическим целям | |
Конвергентного характера | 1-го уровня по овладению теоретическими и практическими знаниями | рисунок, сообщение, чайнворды, кроссворды, ребусы, игры, синквейны |
2-го уровня по приобретению необходимых умений и навыков | узнай объект, составление рассказа | |
Дивергентного характера | 3-го уровня по развитию логического мышления | рассказ с ошибками, составление алгоритмизированных логических цепочек |
4-го уровня по развитию творческого мышления | выполнение географических задач на моделирование и проектирование, составление образа территории, путешествия по..., сочинение стихотворений |
Таблица 3
Система учебных творческих заданий по Е. С. Цикало
Признак, основание для классификации. | Типы учебно-творческих задач | Виды учебно-творческих задач | Развиваемые компоненты творческих способностей личности |
Задачи по признаку проблемности (видение новых проблем в знакомых ситуациях) | Задачи с явно выраженным противоречием. | Задачи – проблемы; | Видение противоречия, способность формулировать проблему, дивергентное мышление. |
Задачи по полноте информации (самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию) | Задачи с некорректно представленной информацией | Задачи с недостающей информацией; задачи с избытком информации; задачи с противоречивой исходной информацией; задачи, в которых практически отсутствует исходная информация, а есть только цель деятельности | Способности находить нужную информацию и переносить её, применять в условиях задачи. |
Задачи на конструирование (видение структуры объекта, подлежащего изучению) | Конструкторские задачи | Задачи на создание экодизайна | В результате формируется способности к биологическому конструированию |
Задачи на процедуры управления (самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию) | Задачи на управление | Задачи на выработку целей, стратегий деятельности, на планирование деятельности; на организацию деятельности, на контроль деятельности; на нормирование времени деятельности; на оценку результатов деятельности | Способности к самоуправлению в учебной творческой деятельности |
По доминирующей (видение новой функции знакомого объекта | Задачи логические | Задания на описание явлений, процессов; задания на определение понятий, на объяснения, на доказательства, на установление причинно- следственных связей | Интеллектуально- логические способности |
Изобретения (видение новой функции знакомого объекта) | Задачи на изобретение | Задания на изобретения новых, экологических проектов | Способность к изобретательской деятельности |
Инверсия (самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию) | Задачи «оборотни» противоположные некоторой данной | Задачи на поиск способа решения, который противоположен наиболее очевидному, и задачи требующие рассмотрения способа решения от конца к началу | Способность преодолевать инерцию мышления, способность к широкому переносу знаний, умений |
Дети могут выполнять задания «лесенки», разгадывать ребусы, составлять различные предметы из геометрических фигур (растений, животных), собирать паззлы, писать рассказы, сочинения, стихи, создавать викторины, показывать миниатюры, рисовать, делать аппликации, объяснять природные явления – всё это творческие задания, которые помогают активизировать и развивать творческие и познавательные интересы обучаемых.
Рассмотрим некоторые виды творческих заданий на уроке окружающего мира в начальной школе, который сконструирован как креативный урок. Информационная карта урока представлена восьмью блоками. На уроке используется учебник «Окружающий мир» и рабочая тетрадь для 4 класса Комплект является продолжением непрерывного курса развивающей Образовательной системы «Школа 2100».
Педагогическая система непрерывного формирования творческого мышления и развития творческих способностей школьников [5] требует от учителя постепенной смены схемы учебного процесса – с репродуктивной на схему поисково-познавательную. На рис.1 показана структура сдвоенного креативного урока.
Блок 1 Мотивация | Блок 2 Содержательная часть | Блок 3 Психологическая разгрузка | Блок 4 Головоломка | Перерыв П |
Блок 5 Интеллектуальная разминка | Блок 6 Содержательная часть | Блок 7 Компьютерная интеллектуальная поддержка | Блок 8 Резюме |
Рис. 1. Структура креативного урока в инновационной педагогической системе НФТМш
Предлагаю творческий сдвоенный урок [7] в 4 классе по теме «Глаза – орган зрения».
Блок 1. Для побуждения поисковой активности наилучшим способом включения учеников в интеллектуальную работу является акт удивления. С этой целью предлагаю использовать опыт. Путем собственных исследований опыт поможет детям выявить свойства зрения и убедиться в важности двух глаз.
Для этого необходимо попросить учеников сначала закрыть глаза и не подглядывать. На столе поставить 2 разных предмета разного размера, но постараться при этом сделать так, чтобы ученикам не был виден дальний от них. Можно перед предметами положить заслоняющие край стола более низкие предметы (книги, тетради и т. д). Более крупный из двух предметов поставьте чуть дальше от учеников, чем предмет поменьше. После этого попросите учеников прикрыть один глаз рукой, а другим посмотреть на стол и определить (например, голосованием), какой из двух предметов поставлен ближе, а какой дальше. Многие из учеников ошибочно посчитают, что более крупный предмет стоит ближе (это эффект обмана зрения при пользовании только одним глазом). После этого предложите ученикам открыть второй глаз и ответить еще раз на вопрос. Узнав правильный ответ, ученики на опыте убедятся, что именно с помощью пары глаз они умеют определять, что дальше и что ближе.
Блок 2. Содержательная часть урока направлена на развитие творческого воображения и фантазии и обеспечивает пропедевтику теории решения изобретательских задач. Используя текст и рисунки в учебнике на с. 43 ученики выполняют задания кроссворда по вопросу «Части глаза»:
- Назовите основной орган зрения. (Глаз.)
- Какая часть глаза самая объёмная? (Яблоко).
- Часть глаза, расположенная над роговицей.
- Часть глаза, которую ограничивает радужная оболочка.
- Что можно узнать о предмете с помощью глаз.
- Что примыкает к глазному яблоку (выстилает его дно).
- Чем глазное яблоко защищено спереди (роговица).
- Часть глаза, в которой располагаются чувствительные клетки, которые воспринимают предметы окружающего мира (сетчатка).
- Куда направляются сигналы с сетчатки (мозг).
Для поддержания познавательного интереса предлагаю детям опыт с фонариком, светящим через бумагу с прорезанными в ней двумя отверстиями – большего и меньшего диаметра. До начала ставится перед учениками вопрос: Через какое отверстие света проходит больше? Пронаблюдав, за распространением света через прорези ученики делают вывод о роли зрачка.
Блок 3. В качестве психологической разгрузки, снижающей психическую напряженность предлагаю ученикам упражнение в котором проявляются чувства и поддерживается оптимальное состояние внимание к теме урока. Гимнастика для глаз (использование разного рода фигур и линий, по которым дети бегают «глазами» под музыку). На листе ватмана размером 1 х 2 м. изображаются какие-либо цветные фигуры (овал, восьмерка, волна, спираль, ромб и т. д.) или причудливо перекрещенные линии разных цветов толщиной 1 см. Этот плакат размещается выше глаз в любом удобном месте (над доской, на боковой стене и даже на потолке классной комнаты). По просьбе учителя дети начинают бегать глазами по заданной территории. При этом каждому упражнению желательно придавать игровой или творческий характер. Можно на кончик указки прикрепить бабочку и отправиться вместе с ней в путешествие. Упражнение выполняется стоя.
Блок 4. Поддержание наблюдательности и интеллектуальной активности на уроке творчества осуществляется в виде головоломок. Я выбираю на этом уроке головоломку, главная функция которой – развитие пространственного воображения и пополнение знаний учеников о роли зрения для человека.
«Сколько животных и их образов скрыл в своей картине художник Стивен Гарднер?» рис. 2 [8].
Рис. 2. Категория головоломки: размышляем 5 мин.
Блок 5. Творческие задания на этом этапе содержат творческие задания, не требующие специальных знаний, а требуют от учеников размышлений и принятия решения. Рабочая тетрадь по курсу «Окружающий мир» часть 1, содержит на мой взгляд задания по рассматриваемой теме, которые соответствуют главной функции интеллектуальной разминки- подготовиться к выполнению сложных заданий.
При выполнении задания 2 ученики должны обратить внимание на то, что, бросив взгляд на далёкие (или, наоборот, на близкие) предметы, мы должны дать глазу время привыкнуть, настроиться. Это означает, что хрусталик должен изменить свою кривизну. Подобно этому в старых фотоаппаратах-зеркалках приходилось крутить и настраивать объектив. Современные аппараты делают это сами, но им тоже требуется для этого некоторое время.
В задании 3 обращается внимание на необходимость переключаться время от времени с одной работы на другую. Относится это и к работе органа зрения. За час неподвижного стояния на месте устаёшь сильнее, чем за час прогулки, потому что при этом сокращены одни и те же мышцы. Точно так же вредно долго смотреть телевизор: мышцы хрусталика (глаза) устают от продолжительного неподвижного положения (они всё время сокращены).
Задание 4 посвящено правилам разумного поведения. Подобно катанию с горки такой высоты, при которой можно легко двигаться, но нет опасности разбиться, при чтении нужно руководствоваться теми же принципами. Держа книгу ближе 30 см или дальше 40 см от глаз, мы заставляем сильнее напрягаться мышцы хрусталика (глаза). Это может привести к появлению близорукости или дальнозоркости.
Выполняя задание 5, ребята ответят, что тёмные очки используют лишь при ярком солнечном освещении, поэтому рабочее место должно быть хорошо освещено. Оно должно быть освещено не слишком ярко и не слишком тускло.
В задании 7* предлагается провести аналогию между строением фотоаппарата и глаза. Специфику устройства фотоаппарата ученики знают плохо, так как современные «мыльницы» выполняют настройку автоматически. Тем не менее аналогия между фотоплёнкой (хорошо знакомой школьникам) и сетчаткой кажется весьма важной. Также понятна аналогия между преломляющей лучи света линзой объектива и хрусталиком. Диафрагма в фотоаппарате соответствует изменению ширины зрачка, крышечка аналогична веку, а вся камера – глазному яблоку.
Блок 6 На этом этапе учащиеся самостоятельно применяют ранее открытые знания. Предлагается игра «Что было бы, если бы...?». Учащиеся по цепочке задают вопросы, при ответах на которые из муляжа или схематического изображения глаза удаляется одна часть. Учитель объясняет, как работают клетки сетчатки двух типов по рисунку на с. 44. обращает внимание на группы клеток: распознающих цвет, а также на людей с отклонением восприятия цвета.
– Куда направляются сигналы, воспринимаемые глазом?
– Сигналы направляются в головной мозг, где обрабатываются. Так у нас возникает зрительное восприятие предметов.
– Рассмотрите изображение идущей девушки на с. 44 и предположите, как наш глаз воспринимает движущийся предмет.
– Изменение изображения мы воспринимаем как движение.
– Рассмотрите рисунки внизу на с. 44 и определите, одинаково ли мы видим предметы правым и левым глазом.
– Каждый глаз видит немного по-своему.
– Если глаз – очень важный орган, то нуждается ли он в защите? Какой?
Используйте для ответа рисунок на с. 45.
– Да. Глаз необходимо защищать от попадания пыли, пота, от высыхания. Для этого имеются брови, веки, ресницы.
Блок 7 Блок 7 в структуре творческого урока предусматривает компьютерную интеллектуальную поддержку, которая обеспечивает мотивацию и развитие мышления, обеспечивает переход от внешнего плана действий во внутренний план. Например, рассмотрим работу с презентацией, которая оформляется с использованием известных технических способов анимации в слайдах: презентация «Глаза – орган зрения».
Дети читают вопрос, отвечают. Правильность ответа проверяют по компьютеру.
Вопрос 1: Для чего вокруг глаз ресницы?
Ответ: Ресницы защищают глаза от попадания в них соринок.
Вопрос 2: Для чего мы моргаем?
Ответ: Моргаем мы для того, чтобы периодически смазывать слезами роговицу, когда боимся попадания чего-либо в глаз.
Вопрос 3: Для чего закрываются веки, когда мы засыпаем?
Ответ: Веки глаз на время сна закрываются, чтобы отдохнули мышцы век, отдыхал мозг – к нему не поступает новая информация от глаз.
Вопрос 4: Почему мы плачем, когда режем лук?
Ответ: Сок лука, а также некоторые другие резко пахнущие вещества – ацетон, лак – являются раздражителями глаз, вызывая обильное слезотечение. Глаз пытается быстрее смыть со своей поверхности молекулы этих веществ.
Вопрос 5: Можно ли им водить автомобиль?
Ответ: Дальтоникам водить автомобиль опасно, особенно в темноте, когда не видно, верхний (красный) или нижний (зеленый) фонарь горит у светофора (красный или зеленый цвет они воспринимают одинаково, не различая их.
Младшие школьники с удовольствием выполняют разнообразные творческие задания, потому что этот вид работы позволяет им воображать, преобразовывать образы окружающего мира.
Блок 8 На этом этапе учитель подводит краткие итоги урока и устно осуществляет обратную связь, выявляет мнение об уроке. Главное, что на этом уроке оцениваются свои ресурсы: Что тебе нужно было сделать? Удалось тебе выполнить задание? Ты сделал всё правильно или были недочёты? Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? А с другой стороны проводится оценка творческих заданий: Какой был уровень задания? Какие умения формировались при выполнении этого задания? В дополнение возможно использование задания на проведение эмоциональной оценки: предложить цветные карточки наклеить на один общий лист, расположив свою оценку в двух зонах «До урока», «После урока».
Таким образом, можно сделать вывод, что для устойчивого познавательного интереса на уроках окружающего мира, учителям необходимо строить процесс познания на уроке и внеурочной деятельности так, чтобы ребенок испытывал удивление, озадаченность неразгаданной проблемой, радость самостоятельно сделанного открытия, развивать интеллектуальную сферу обучающихся через творческие задания, которые позволяют расширять кругозор учащихся, выходящих за рамки программы по изучаемому предмету, развивать творческие способности и воображение у младших школьников.
Ссылки на источники
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: Фе-дер. закон Рос. Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897-ФЗ.
- Зиновкина М. М. Дополнительные рекомендации по выполнению итоговой работы. Курсы повышения квалификации «Методика развития творческого мышления и творческих способностей учащихся". АНО ДПО «МЦИТО», г. Киров, 2016 г.
- Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1967 – 93 с.
- Уроки развития воображения. – М., 2000 – 44–73 с.
- Субботина, Л. Ю. Развитие воображения детей: учеб. пособие. – / Л.Ю. Субботина. – Ярославль.: Академия развития, 1996. – 240 с.
- Утёмов В. В. Интеллектуальные инструменты ТРИЗ для развития творческого системного мышления учащихся. Курсы повышения квалификации «Методика развития творческого мышления и творческих способностей учащихся". АНО ДПО «МЦИТО», г. Киров, 2016 г.
- Завьялова Т. П., Стародубцева И. В. Сборник игровых занятий по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у младших школьников. – М.: АРКТИ, – 2008. – 56 с. (Начальная школа).
- Виноградова Н. Ф., Рыдзе О. А. “Окружающий мир” как учебный предмет в начальной школе: особенности, возможности, методические подходы http://nsc.1september.ru/article.php
- Логические головоломки онлайн. Все разгадаем ру.роtehechas.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль домашнего задания в развитии творческих способностей учащихся начальных классов.
Приведены виды творческих домашних заданий, которые я использую в начальной школе....
Роль домашнего задания в развитии творческих способностей учащихся
Острым является вопрос о перегрузке школьников домашними заданиями. Домашняя работа служит важнейшим средством углублённого усвоения и закре...
Творческие задания по развитию познавательной активности
Все задания, игры и упражнения направлены на формирование и развитие познавательной активности и способностей на уроках русского языка....
Творческие задания на развитие воображения и умений в области ДПИ
Творческие задания на развитие воображения и умений в области Декоративно Прикладного Искусства....
Задания для развития творческих способностей.
Задания, направленные на развитие творческих способностей на уроках литературного чтения....
Роль домашнего задания в развитии творческих способностей учащихся.
Организация и проверка домашней работы это один из главных вопросов методики преподавания. Усвоение знаний и способов деятельности прочнее, если оно рассредоточено ...
Творческие задания по развитию мыслительной активности младших школьников
Потенциальным способностям ученика придаётся мощь,сила, глубина, гибкость за счёт взаимодействия различных видов мышления....