Развитие творческого воображения у детей младшего школьного возраста (7-11 лет)
методическая разработка
Развитие творческого воображения у детей младшего школьного возраста (7-11 лет)
Одним из видов воображения, характеризующим его по степени самостоятельности и оригинальности продуктов деятельности, является творческое воображение. В отличие от воссоздающего, воображение творческое есть самостоятельное создание новых образцов в процессе творческой деятельности, которая дает новые, впервые создаваемые, оригинальные продукты, имеющие общественное значение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_tvorcheskogo_voobrazheniya_u_detey_mladshego_shkolnogo_vozrasta_7-11_let.doc | 318.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ
У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА (7 — 11 ЛЕТ)
Выполнила
учитель начальных классов,
воспитатель ГПД:
Каюн Инна Анатольевна
2018г
Содержание
Введение.
Глава 1. Теоретическое обоснование необходимости
развития творческого воображения у детей
7-11 лет.
1.1 Основные положения учения Л.С. Выготского по
проблеме развития творческого воображения.
1.2 Понятие о воображении и творчестве. Виды вооб-
ражения.
1.3 Основы истории развития творческого воображе-
ния.
1.4 Возрастные особенности развития творческого
воображения младших школьников.
1.5 Литературное творчество в школьном возрасте.
Рисование в детском возрасте.
Глава 2. Исследовательская часть.
2.1 Исследование проблемы творческого воображе-
ния детей младшего школьного возраста.
2.2 Процедура исследования. Игровые упражнения-
- средства развития творческого воображения.
Заключение.
Библиография.
Приложение.
Глава 1. Теоретическое обоснование необходимости
развития творческого воображения детей.
7-11 лет
1.1 Основные положения учения Выготского Л.С. по проблеме
развития творческого воображения
Проведенное мною исследование, было основано, на работе известного психолога Выготского Л.С., которой в своем труде обосновал психическую природу воображения и творчества, связывая ее с оригинальной теорией психического развития ребенка. Одна из главных идей которой утверждает творческий характер деятельности человека вообще и ребенка в частности.
В своей работе [ 3 ] Выготский Л.С. тщательно анализирует особенности и механизм воображения как важной психической способности человека, ее связи с творчеством. И прежде всего развернуто обосновывает следующие положения, очень важные для психологии.
В первом положении последовательно раскрывается значение воображения для осуществления человеком творческой деятельности, проявляющейся во всех сторонах его культурной жизни. “ В этом смысле- пишет Выготский Л.С.,- все решительно, что окружает нас и что сделано рукой человека, весь мир культуры, в отличие от мира природы,- все это является продуктом человеческого воображения и творчества, основанного на этом воображении.” [ 3,5 ]
Второе положение нацелено на то, чтобы показать наличие творческого начала в каждодневной жизни всех людей: творчество является необходимым условием их существования. “ И все что выходит за пределы рутины и в чем заключены хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека.” [ 3,7 ] Если так понимать творчество, то его можно обнаружить у человека уже в самом раннем детстве, хотя, конечно, высшее выражение творчества присущи лишь определенной части людей.
Третье положение связано с характеристикой связей воображения ( или фантазии ) и действительностиВыготский Л.С. убедительно показывает , что любой, сколь угодно фантастический образ имеет в себе те или иные черты реальной действительности, опирается на опыт человека, отражает его эмоциональное настроение. Более того, значительная часть образцов воображения находит свое предметное воплощение в машинах, орудиях и в произведениях духовной культуры людей.
В четвертом положении подробно описывается психологический механизм творческого воображения. Этот механизм включает в себе выделение отдельных элементов предмета, их изменение ( например, преувеличение, преуменьшение ), соединение измененных элементов в новые целостные образы, систематизацию этих образов и их “ кристаллизацию “ в предметном воплощении. Хорошо известные “ муки творчества “ как раз и связаны со стремлением образов воображения к воплощению. “ Это и есть подлинная основа и движущее начало творчества “, - пишет Выготский Л.С. [ 3,34 ].
Все эти положения до сих пор сохраняют свое научное значение. Вместе с тем благодаря логическим и психологическим исследованиям, проведенным в последние десятилетия, уточнилось понимание общей природы воображения. К тем его особенностям, которые были описаны выше, добавилась такая новая существенная особенность, как схватывание человеком в образе воображения целостности некоторого предмета раньше выявления его частей. Благодаря этой особенности воображения человек может создавать, например, замысли своих умственных и предметных действий, осуществлять различные виды экспериментирования и т.п.
Опираясь на изложенные выше представления, Выготский Л.С. прослеживает в своей работе развитие воображения в детском возрасте, его проявление в литературном, театральном и изобразительным творчестве школьников. При этом можно выделить, что на каждой возрастной ступени воображение и творчество имеют свои специфические черты, тесно связанные с объемом и характером житейского и эмоционального опыта ребенка, а все эти важнейшие факторы и определяют работу воображения с ее научной точки зрения. Поэтому воображение у ребенка не богаче, но беднее, чем у взрослого человека; в процессе развития ребенка развивается и воображение, достигая своей зрелости только у взрослого человека”. Выготский Л.С. решительно возражает против того, что творчество является уделом избранных: “ Если понимаешь творчество в его истинном психологическом смысле, как создание нового, легко прийти к выводу, что творчество является уделом всех в большей или меньшей степени, оно же является нормальным и постоянным спутником детского развития” [3,32] . Из этого вывода проистекает возвышенная и оптимистическая педагогическая идея, связанная с воспитанием творческих способностей детей. Таким образом, необходима организация такого воспитания детей, которое, прежде всего, будет направлено на развитие их творческого воображения - психологического ядра личности. “ Создание творческой личности,- писал Выготский Л.С., - устремленной в будущее, подготавливается творческим воображением, воплощающемся в настоящем.” [3,79]
1.2 Понятие о воображении и творчестве .
Виды воображения
Одной из важнейших сторон нашей жизни является воображение и фантазия. Если представить на минуту, что человек не обладал бы фантазией, человечество лишилось бы почти всех научных открытий и произведений искусства. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. А как они смогли бы усваивать школьную программу без воображения ? Проще сказать- лишите человека фантазии и прогресс остановится ! Значит воображение, фантазия являются высшей и необходимой способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается она особенно интенсивно в возрасте приблизительно от 5 до 15 лет.
Как уже говорилось выше, развитие воображения и развитие разума( рассудка ) очень расходятся в детском возрасте, и эта относительная самостоятельность детского воображения, его независимость от деятельности рассудка, является выражением не богатства, но бедности детской фантазии. Ребенок может вообразить себе гораздо меньше, чем взрослый человек, но он больше доверяет продуктам своего воображения и меньше их контролирует, а потому воображение в житейском, вульгарном смысле этого слова, т.е. чего-то такого, что является ненастоящим, вымышленным, у ребенка ,конечно, больше, чем у взрослого человека. [3,28 ].
И если в этот период воображение специально не развивать, в последующем наступит быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству и науке. А ведь возможность создавать что-либо новое, необычное, закладывается в детстве, через развитие высших психических функций, таких, как мышление и воображение.
Воображение хоть и стоит отдельно от остальных психических процессов, но и вместе с тем, занимает промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Воображение подразумевает созидательную деятельность образование представлений, что является продуктом воображения. Наиболее благоприятным ( сензитивным ) для развития образного мышления и воображения является период детства ( от 5 до 12 лет ) . И именно развитию этих психических функций необходимо уделить наибольшее внимание в воспитании ребенка.
Одним из видов воображения, характеризующим его по степени самостоятельности и оригинальности продуктов деятельности, является творческое воображение. В отличие от воссоздающего, воображение творческое есть самостоятельное создание новых образцов в процессе творческой деятельности, которая дает новые, впервые создаваемые, оригинальные продукты, имеющие общественное значение
Творческость понимается как личная характеристика, но не как тот или иной набор личностных черт, а как реализация человеком ( и ребенком в частности ) собственной индивидуальности. Индивидуальность неповторима и уникальна, поэтому ее реализация- это и есть творческий акт. (внесение в мир нового, ранее не существовавшего ). Характеристики творческости , с точки зрения Яковлевой Е.Л. [ 18 ], не предметны ( в смысле наличия продукта - материального или индивидуального, а процессуальны, так как творческость рассматривается как процесс выявления собственной индивидуальности.) Основными процессуальными характеристиками творческости является следующее:
а) творческость развертывается в процессе субъект- субъектного взаимодействия
б) творческость всегда в той или иной форме адресована другому человеку.
Потребностью человека. Она является сутью человеческого способа существования в мире.
Таким образом максимальное проявление процессуальных характеристик творческости (т.е. ее межличностный характер и адресованность другому человеку) заключается в использовании собственной индивидуальности для выявления и проявления индивидуальности другого человека. А для большинства детей умение предъявить себя окружающим, выразить свою уникальность является проблемой.
Встает вопрос о критериях творческости и его поведения, определение которого вытекает из определения поведения. Под творческим понимается такое поведение, которое характеризуется безоценочным отношением к жизни; вытекающие жизненные ситуации не воспринимаются как характеристики плохие. К ним не прикладываются оценочные критерии; они воспринимаются просто как ситуации, требующие разрешения, т.е. проблемные ситуации. Таким образом творческость рассматривается не как преимущественно интеллектуальная, но как личностная характеристика, т.е. самовыражение.
Творческое воображение- что же это такое ?
Вообще как процесс, воображение характеризуется активностью и действенностью.
Опережающее отражение действительности происходит в воображении в виде ярких представлений, образов. В результате различают пассивное и активное воображение.
Пассивным воображение можно считать тогда, когда образы его возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. Активное же воображение характеризуется тем, что пользуясь им человек по собственному желанию, усилием воли, вызывает у себя соответствующие образы.
Последнее, в свою очередь, разделяют на воссоздающее (создание образа предмета по его описанию ) и творческое ( создание новых образов, требующих отбора материалов в соответствии с замыслом ).
В отличие от воссоздающего воображения творческое есть самостоятельное создание новых образов в процессе творческой деятельности, под которой понимают деятельность, представляющую новые, впервые создаваемые, оригинальные продукты, имеющие собственное значение. Никакая творческая деятельность не возможна без фантазии.
Творчество - сложный психический процесс, связанный с характером, интересами, способностями личности. Воображение является его фокусом, центром. Новый продукт, получаемый личностью, в творчестве может быть субъективно новым, ( т.е. открытием для себя ), что чаще всего наблюдается у детей [ 15, 135 ].
1.3 Основы истории развития творческого воображения
Над проблемой развития творческого воображения работали многие психологи начала века. Но и в современной психологии эта проблема не утратила своей актуальности.
Традиционно под воображением понимается психический процесс, выражающийся:
1) в построении образа средств и конечного результата предметной деятельности субъекта;
2) в создании программы поведения, когда проблемная ситуация неопределенна;
3) в продуцировании образов, которые не программируют, а заменяют деятельность;
4) в создании образов, соответствующих описанию объекта [18,76 ].
В начале века Т. Рибо [12, 39] рассматривал воображение как процесс создания представлений, комбинирования нового из элементов старого. Воображать- значит изображать. Такая характеристика позволила положить основу диагностики представления ребенка, когда он комбинирует предметную среду или кого-то изображает.
Имеющая и другие свидетельства в пользу такого подхода С.Л.Рубинштейн [ 14,263 ] подчеркивал, что основной момент изображения - “ возникновение и формирование целостного образа - представления,” в этом заложено преобразование элементов действительности. По Ж.Пиате [ 9,107 ], образ есть не просто след воспринятого, но и его активная копия; воображение основано на действии как форма имитирования.
Дж.Брунер [ 1,214 ] еще более тесно связывает изображение с действием, подчеркивая, что у детей в начале наблюдается представление действием и только позднее- представление образами.
По мысли известного советского психолога Л.С. Выготского , воображение складывается в игре, которая отличается “ созданием мнимых ситуаций или переносом свойств одних предметов на другие “ [ 2,348 ]. Д.Б. Эльконин [ 17,76 ] рассматривал мнимую ситуацию в игре как модель социальных отношений.
Более развитые формы фантазии исследовал И.М. Розет [ 13,95 ] , выделивший ее важнейший механизм- отстранение- возможность наблюдать создаваемые образы как бы со стороны. В исследованиях О.М. Дьяченко [ 5,17 ] показано, что высокий уровень развития воображения проявляется как вариантность создаваемых ребенком образов. Бескорыстная познавательная активность и варианты способов действия считаются главными характеристиками творческой личности.
В.В. Давыдов [ 4,9 ] характеризовал воображение как фундаментальную способность, связанную с “ с умением человека видеть целое раньше его частей, ... не производя еще его детального анализа.”
Свое об особенностях детского воображения и творчества истолковал Л.С. Выготский в конце 20-х годов [ 2 ], связав внутреннюю психологическую природу данного процесса с оригинальной теорией психического развития ребенка. При этом одна из главных идей была связана с утверждением творческого характера деятельности человека вообще и ребенка в частности.
Обобщив данные представления о воображении Н.Н. Палагин определил его как спонтанную познавательную активность ребенка по созданию новых представлений в следующих показателях [ 11,12 ], соответствующих основным характеристикам воображения : способности воссоздать целостный образ- представление по отдельным элементам ; создавать мнимые ситуации путем перекомбинирования элементов прошлого опыта и моделирование действительности игровыми средствами ; способности отстраняться и видеть воображаемое как бы со стороны.
Основываясь на современные научные сведения Л.Д. Столяренко [ 13,49 ] дает следующее определение : воображение- психический процесс, заключающийся в создании новых образов ( представлений ) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте.
Воображение как своеобразная форма отражения действительности: осуществляет мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого, способствует предвосхищению будущего, “ оживляет “ то , что было ранее.
1.4 Возрастные особенности развития творческого воображения младших школьников
Рассматриваемый мною процесс творческого воображения у детей младшего школьного возраста характеризуется активизацией функции воображения. Этот период- сензитивный для формирования фантазии [ 16.9 ] и средствами самовыражения. Младший школьник большую часть своей деятельности осуществляет с помощью воображения. Их игры- плод буйной фантазии. Они с увлечением занимаются творческой деятельностью. Психологической основой последней также является воображение. Когда в процессе учебы дети сталкиваются с необходимостью осознать абстрактный материал и им требуются аналогии, опоры при общем недостатке жизненного опыта, на помощь ребенку тоже приходит воображение.
При рассмотрении особенностей физического развития младшего школьника, которым считается возраст от 6-7 до 10-11 лет, можно пронаблюдать, что именно в период начального обучения у детей происходит функциональное совершенствование мозга- развивается аналитико-синтетическая функция коры. Постепенно изменяется соотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится все более сильным, хотя по-прежнему преобладает процесс возбуждения, и младшие школьники в высокой степени возбудимы и импульсивны.
Ведущим видом деятельности, в период начального обучения, является учебная деятельность, при этом усвоение знаний требует от школьников сравнительно высокого уровня развития наблюдательности, произвольного запоминания, организованного внимания, умения анализировать, обобщать, рассуждать. Особенность же воображения младших школьников- его опора на восприятие. Ученикам бывает иногда довольно трудно вообразить то, что не находит опоры в натуре на демонстративном материале. Основная тенденция развития воображения у детей этого возраста- это совершенствование воссоздающего воображения за счет все более правильного и полного отражения действительности.
В то же время ребенок становится достаточно автономной личностью. Он уже обладает определенной самостоятельностью, достаточно развитыми навыками самообслуживания, навыками социальной, общественной и учебной жизни. дети умеют учиться, ими усвоены основные социальные конвенциональные нормы, приближается латентный период подросткового возраста. Появляющееся на этой основе чувство взрослости порождает потребности в новых средствах самовыражения. ребенок в одно и то же время хочет вести себя как взрослый, хочет признания своей взрослости- и осознает свою зависимость от взрослых, понимает, что не выглядит взрослым. У него кардинально изменяется самосознание, возникает пристальный интерес к собственным переживаниям, который ведет, с одной стороны, к самоуглублению и самоанализу, а с другой- к потребности принятия, поддержки и одобрения своего внутреннего мира ( т.е. принятие себя как личности ) другими людьми. отсюда и характерное для этого возраста стремление к общению.
Итак, у детей к концу младшего школьного возраста ( 10-11 лет ) появляется чувство индивидуальности, а вместе с ним- потребность в поддержке и принятии этой индивидуальности со стороны других, для чего она должна быть донесена до других людей: возникает интерес, с одной стороны, к своему внутреннему миру, а с другой- к средствам его выражения.
Подобная кардинальная характеристика самосознания школьника ( 10-11 лет ) находит свое выражение во всех аспектах его существования: физическом, интеллектуальном, нравственном и эмоциональном.
Эти возрастные изменения необходимо учитывать при организации воспитательного, учебного процессов, а также при проведении диагностики воображения и творческости. Таким образом, значение функции воображения в психическом развитии велико. Однако фантазия, как и любая форма психического отражения, должна иметь позитивное направление развития. Она должна способствовать лучшему познанию окружающего мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности.
Для выполнения этой задачи я считаю необходимым помогать ребенку использовать свои возможности творческого воображения в направлении прогрессивного саморазвития.
ВВЕДЕНИЕ
Основная цель образования заключается в том, чтобы готовить подрастающее поколение к будущему, к появлению новых возможностей, которые представляет жизнь. И той способностью, которая позволяет реализовать эту цель является творческость. [ 18,37 ]
Чтобы адекватно реагировать на изменения в мире, человек должен активизировать свой творческий потенциал, развить в себе творческость. Выражение собственной уникальности через творческость, таким образом, непосредственно связано с переживанием своего соответствия жизни, с переживанием осмысленности. Умение предъявить себя миру, выразить свою уникальность является проблемой для большинства детей. Воображению же принадлежит огромная роль и в творчестве (способствует порождению принципиально нового) и в обучении (дает возможность представить то, чего ученик никогда не видел ), и в повседневной жизни ( помогает предвидению последствий и принятию решений ).
Однако сложившаяся и традиционно существующая система школьного обучения фактически в крайне недостаточной степени содержит в себе специальные меры, направленные на последовательное и систематическое развитие у детей воображения и в частности творческого. При этом творческое воображение развивается в основном стихийно и в результате не достигает высокого уровня своего развития.
Работая с детьми младшего школьного возраста, мне приходилось часто наблюдать как многим из них трудно представить, вообразить что-то без опоры на свой опыт, наглядность, а уж дополнить свой образ чем-то своим, вызывает отторжение. В то время как у других активно действующее воображение так и выплескивается в немыслимых рассказах о своих собственных приключениях. Как для одних, так и для других детей подобные ситуации вызывают дискомфорт. Как для преподавателя начального звена обучения, проблема развития творческого воображения младших школьников является для меня достаточно важной и актуальной по многим причинам. Одними из которых можно назвать следующее развитие творческого воображения:
1) оказывает влияние и на развитие таких психических функций как внимание, память, мышление. При активизации творческого воображения и мышления ребенку обеспечивается новый, необычный взгляд на мир. Эти функции способствуют развитию абстрактно-логической памяти и мышления, обогащают его индивидуальный жизненный опыт [ 15,19 ].
2) способствует формированию у ребенка познавательных способностей и навыков: установление причинно-следственных связей, умение делать выводы, замечать тонкие различия, анализировать ситуации, предвидеть последствия, рассуждать, при этом обогащается словарный запас, повышается любознательность... [ 15,79 ].
3) творческое воображение обеспечивает следующую деятельность ребенка: - построение образа конечного ре-зультата его деятельности;
- создание программы поведения в ситуации неопределенности;
- создание образов, заменяющих деятельность;
- создание образов описываемых объектов [ 15, 20 ];
Поэтому, занимаясь проблемой развития творческого воображения младших школьников и считая ее актуальной для изучения, я поставила следующую цель своей работы: исследовать актуальность целенаправленного и систематического развития творческого воображения в форме дополнительных знаний к основному учебному процессу у детей младшего школьного возраста.
При этом мною была определена такая гипотеза: влияет ли курс игровых упражнений по развитию творческого воображения на учебную деятельность учащихся и развития личности ребенка.
В связи с целью и гипотезой были выдвинуты задачи:
1) Изучить литературу по данному вопросу.
2) Определить уровень развития творческого воображения при использовании специального комплекса игровых упражнений.
3) Доказать необходимость целенаправленного развития у детей младшего школьного возраста творческих способностей с целью повышения творческого потенциала.
В соответствии с поставленными целями и задачами была проведена исследовательская работа, которая включала в себя:
а) исследование уровня развития творческого воображения у детей 9-11 лет на начальном и заключительном этапах.
б) проведение комплекса игр по развитию воображения, разработанного Заика Е.В. [ 6,54 ].
в) выяснение уровня усвоения полученных навыков, по результатам полученных знаний.
В работе были использованы следующие диагностирующие методы, позволяющие выявить уровень развития творческого воображения:
1) Методика О.Дьяченко ( на первых двух этапах исследования ).
2) Тест “ Неоконченный рисунок “ ( на третьем этапе исследования ).
3) Минисочинение ( трехэтапное проведение по темам : - Мой город будущего.
- Моя планета будущего.
- Кем я буду. )
Объектом исследования были: третьеклассники возраст от 9 до 11 лет, учащиеся 3 класса….
Одной из своих задач, как педагога, я ставлю необходимость помогать детям использовать свои возможности в саморазвитии, способствовать лучшему познанию окружающего мира, самораскрытию и самосовершенствованию своей личности. А это не возможно без развития у ребят такого психического процесса, как творческое воображение. Поэтому проблема развития творческого воображения является одной из актуальных проблем, которые привлекают мое внимание.
1.5 Литературное творчество в школьном воз- расте. Рисование в детском возрасте
Психологи давно различают аграмматическую речь ребенка как совершенно особую эпоху в развитии языка. Большее или меньшее богатство грамматических форм, встречающихся в языке, является серьезным показателем детского языка.
Некоторые авторы предлагают различать в развитии детского творчества три основные эпохи: первый период- устного творчества, тянущийся примерно от 3 до 7 лет, второй период- письменности, с 7 и до юношества и, наконец, литературный период, занимающий окончание переходного возраста и эпоху юности. Это деление безусловно отвечает действительности, поскольку, развитие устной речи идет всегда впереди развития письменной. Такое превосходство устной речи над письменной сохраняется и по окончании первого периода устного словесного творчества. Дети и в дальнейшую пору гораздо ярче и красочнее творят устно, чем письменно.
Буземан, проводя исследования по выявлению уровня проявления детской активности в литературном творчестве, вывел особый коэффициент. Он выражает отношения между действиями и качественными признаками, встречающимися в устных и письменных произведениях и наиболее высокий уровень был обнаружен в 9 и 13 лет. При этом Буземан пришел к самому важному выводу его исследования: “ Устная речь тяготеет к более активному, письменная же- к качественному стилю. “ Из этих данных легко увидеть, что наиболее часто в детском рассказе встречаются действия, реже предметы во много раз реже признаки предметов.
Детское литературное творчество может стимулироваться и направляться извне и должно оцениваться с точки зрения того объективного значения, которое оно имеет для развития и воспитания ребенка [ 3,57 ]. Для этого детям задают определенные задачи или темы, предлагается ряд впечатлений: музыкальных, живописных, взятых из действительности... Но все эти приемы крайне искусственны и необходимы для того, чтобы вызвать такую реакцию детей, которая послужила бы хорошим материалом для изучения.
Одним из таких приемов воспользовалась в своей работе и я, предоставив детям темы для минисочинения, чтобы выявить при помощи литературного творчества уровень развития творческого воображения у детей 7-11 лет.
По словам Л.С. Выготского [ 3,60 ] “ смысл и значение литературного творчества только в том, что оно позволяет ребенку проделать тот крутой перевал в развитии творческого воображения, который дает новое и остающееся на всю жизнь направление его фантазии... “
Одной из первичных форм детского творчества является творчество синкретическое, т.е. такое, в котором отдельные виды искусства еще не расчленены и не специализированы. Так литературный синкретизм детей заключается в неразделении поэзии и прозы, рассказа и драмы. но у них существует еще более широкий синкретизм, именно соединение различных видов искусства в одном целом художественном действии.
Ребенок рисует и одновременно рассказывает о том, что он рисует. Этот синкретизм указывает на тот общий корень, из которого разъединились все отдельные виды детского искусства. Этим общим корнем является игра, как подготовительная степень детского творчества. Игры выделяются в отдельные, более или менее самостоятельные, как рисование сочинения. При этом каждый вид не является строго отделенным от другого и охотно впитывает в себя и вбирает элементы других. Рисование ребенка составляет преимущественный вид детского творчества в раннем возрасте. “ По мере того как ребенок растет и входит в период позднего детства, у него обычно наступает разочарование и охлаждение к рисованию “, которое наступает к возрасту между 13 и 14 годами. Оно скрывает за собой, в сущности, переход рисования в новую, высшую стадию развития, которая становится доступна детям только или при благоприятных внешних стимулах ( преподавание рисования в школе... ), или при специальном даровании к этому виду творчества.
Кершенштейнер, производивший систематические опыты над детским рисованием, распределяет весь процесс развития детского рисунка на 4 ступени
Первая ступень - ступень схем, где ребенок рисует схематическое изображение предмета, очень далекая от правдоподобной и реальной передачи его ( человек- головоногий, без туловища ). Существенным отличием этой стадии является то, что ребенок рисует по памяти, а не с натуры, и изображает то, что он знает о вещи, то, что для него кажется существенным.
Вторую ступень называют ступенью возникающего чувства формы и линии, где ребенку уже необходимо передать формальные взаимоотношения частей. Весь рисунок приближается уже к действительному виду предмета (нет пропуска туловища).
Третьей является ступень правдоподобного изображения. Рисунок имеет вид силуэта, или контура, при этом ребенок дает изображение предмета правдоподобнее, реальнее, рисунок похож на оригинал (до 10 лет).
Новый период связан с ослаблением внешней физической активности, с усилием активности умственной. Наступает полоса в детском развитии, которая длится в течении позднего детства, пора отрочества.
На четвертой ступени пластического изображения отдельные части предмета изображаются выпукло при помощи распределения света и тени, появляется перспектива, передается движение и более или менее пластическое впечатление о предмете (с 11 лет).
В развитии детского художественного творчества нужно соблюдать принцип свободы, являющийся вообще непременным условием всякого творчества. подобные занятия детей не могут быть ни обязательными, ни принудительными и могут возникать только из детских интересов.
Создание творческой личности, устремленной в будущее, подготавливается творческим воображением, воплощающимся в настоящем. Все будущее человека постигается при помощи творческого воображения; ориентировка в будущем, поведение, опирающееся на будущее и исходящее из этого будущего, есть главнейшая функция воображения
[ 3,78 ].
В результате изученной мною литературы по теме развития творческого воображения можно сделать следующие выводы:
1) опираясь на основные положения учения Л.С. Выготского по данной проблеме (смотри глава 1-1.1), рассматривая теоретические обоснования и возрастные особенности развития творческого воображения младших школьников, можно сделать предположение о высокой результативности данного исследования в области развития творческого воображения для развития творчества ребенка.
Так как эта тема в современной науке изучена недостаточно широко, то можно говорить о том, что:
2) существует реальная необходимость исследования вопроса развития творческого воображения не только с теоретической точки зрения, но и в практической работе.
Так как развитие творческого процесса обогащает воображение, расширяет знания, опыт и интересы детей, осуществляя процесс творчества, ребенок испытывает целую гамму положительных эмоций как от процесса деятельности, так и от полученного результата. Творческая деятельность способствует более оптимальному и интенсивному развитию высших психических функций, развивает личность. Создавая произведения творчества, ребенок отражает в них свое понимание жизненных ценностей, свои личные свойства, по-новому осмысливает их, проникается их значимостью и глубиной.
Глава 2. Исследовательская часть
2.1. Исследование проблемы творческого воображения детей младшего школьного возраста
Испытуемые.
Одна из задач моей работы включало проведение исследования по выявлению уровня развития творческого воображения дети младшего школьного возраста. Поэтому цель исследования была: исследовать актуальность целенаправленного развития творческого воображения, через влияние курса игровых упражнений на деятельность учащихся. Для этого были выбраны ученики 3 “ б “ класса средней школы № 2 г. Находки в возрасте от 9 до 11 лет.
В ходе исследования класс в составе 24 человек был поделен на две группы : экспериментальную и контрольную ( по 12 человек в каждой ), по следующим параметрам:
1) по половой принадлежности (девочки, мальчики);
2) по уровню творческого характера работ, который был выявлен в результате первичного среза заданий. При этом получилось, что в каждую группу было включено по 5 мальчиков и 7 девочек.
Этапы исследования.
Все исследование было разбито на 4 этапа, которые по времени проведения, заняли шесть недель.
1 этап. Изучение уровня развития творческого воображения у детей на предварительном этапе.
Для этого у всего класса была проведена срезовая работа по следующим диагностическим методикам:
1) методика О. Дьяченко ( N 1 );
2) минисочинение по теме: “ Мой город будущего “.
По результатам диагностики было произведено разделение испытуемых на группы.
2 этап. Проведение с экспериментальной группой комплекса игровых упражнений, разработанного И.В. Заика [ 6,54 ].
В течении 4 недель проводилось по 3 сорокаминутных занятий в послеурочное время по понедельникам, средам, пятницам.
3 этап. Проведение срезовой работы по истечении занятий, спустя 1 день.
При этом в обоих группах были использованы такие диагностирующие методики, как:
1) методика О. Дьяченко (N 2);
2) минисочинение по теме: “ Моя планета будущего “.
4 этап. Выявление уровня развития творческого воображения по результатам остаточных знаний.
После двухнедельного перерыва от окончания проведения комплекса игровых упражнений в экспериментальной группе, был проведен третий диагностирующий срез, в котором использовались:
1) тест “ Неоконченный рисунок “;
2) минисочинение по теме: “ Кем я буду “.
Схема исследования имела следующий вид:
КЛАСС %
срез 1
*
1 Группа 2 Группа
Экспериментальная Контрольная
срез 2
**
Δ t ∅
2 недели срез 3
***
Материал. Методики.
При работе в исследовании был использован такой диагностирующий материал, как:
1) методика О. Дьяченко;
2) тест “ Неоконченный рисунок “;
3) минисочинения.
1) Методика О. Дьяченко используется как диагностирующая по выявлению уровня творческого воображения. В ней испытуемым предлагается на демонстрационных карточках, изображение 10-ти неоконченных фигур (рисунков) и предоставляется возможность пририсовать к ним все, что угодно. Таким образом на основе контурной фигуры, ребенок, используя свой творческий потенциал воображения, изображает увиденное им, дорисованное по своему представленному образу, который и является продуктом воображения. Для работы испытуемым предоставлялся такой материал:
а) демонстрационные карточки белого цвета с изображенными на каждой десятью фигурами (см. приложение 1, карточки № 1, № 2);
б) стандартные листы белой бумаги для изображения; в) простые карандаши.
Сам процесс дорисовки по созданию образов воображения может осуществляться несколькими способами при этом используется, ребенком, в основном неосознанно. На основе таких способов как синтез, аналогия и построение образов воображения и созданы многочисленные приемы диагностики воображения и его развития [16,47].
2) Тест “ Неоконченный рисунок “ предназначен для исследования фантазии и творческого воображения. В данной методике на основе 12-ти кружков, расположенных по 3 в четыре ряда, испытуемым предлагается, используя круги, изобразить с помощью дополнительных элементов различные образы, при этом чем больше образов будет изображено, тем лучше. Критерием оценки здесь является оригинальность изображения и количественный параметр, что и было определенным стимульным материалом для каждого ребенка. Используемый материал:
а) демонстрационная карточка белого цвета с изображенном на ней десятью фигурами ввиде кругов по три в четыре ряда ( смотри приложение 1, карточка №3 );
б) листы белой бумаги для изображения;
в) простые карандаши.
Данные диагностики (1,2 ) были выбраны для проведения исследования по следующим причинам: 1) научная обоснованность;
2) опробированность и надежность;
3) возможность проявления оригинальности творческого воображения.
3. Методика написания минисочинения основным критерием оценки работы имела принцип оригинальности сюжета, заключающийся в использовании новых образов, действий. Данный метод направлен на выявление уровня творческого воображения испытуемых, которому способствовали и темы сочинений, предложенные мною.
В качестве материала использовались:
а) листы бумаги в линейку;
б) ручки.
2.2 Процедура исследования. Игровые упражнения-средства развития творческого воображения
Исследование проходило в 4 этапа в течении 6 недель с 26 января по 21 февраля.
Описание по этапам. 1 этап заключался в установлении предварительного уровня развития творческого воображения детей на момент начала работы. Суть его в следующем. В первый день было произведено обследование и выявление уровня развития детей творческих способностей по методике О. Дьяченко. После предъявления испытуемым 10-ти неоконченных фигур ( см. приложение 1, карточка N 1 ) им было предложено перерисовать на свои листы бумаги данные фигуры, оставив достаточно места для дорисовки деталей. Инструкция к методике такова: “ Посмотри на эти фигуры. Ты можешь пририсовать к ним все, что угодно(Что ты видишь, глядя на каждую фигуру ? ). Лист можно крутить как угодно. После дорисовали подпиши каждый рисунок. “ После того, как работы были собраны, был проведен качественный и количественный анализ работы, данные которых были распределены по трем уровням: низкий, средний, высокий; и занесены в таблицу см. приложение 2, таблица № 1 ).
Параметры распределения работ по уровням, следующие:
1) К низкому уровню исполнения относилась стереотипность работы, следования за формами фигур.
2) К среднему уровню следовало относить работу стереотипного вида, дополненную деталями (дом ).
3) Высокий уровень работы считался, если в ней появлялось два - три оригинальных рисунка.
После выборки все работы раскладывались и если обнаруживались повторы-это считалось стереотипным, если фигуры не повторялись-это было проявление оригинальности. Таким образом работы были распределены по уровням. По выявленному уровню творческого воображения и по половой принадлежности дети были разбиты на две равные группы: экспериментальную и контрольную, с которыми и проводилась дальнейшая работа. В этой части исследования уровень творческого воображения был уравновешен и были выведены процентные соотношения по уровням.
Расчет процентного соотношения рассчиты- вался так: R ∙ 100%
12 , где R — количество учащихся по уровню,
12 — количество учащихся в группе.
Это соотношение в обоих группах составило на низком уровне — 66 %, на среднем — 34 %, высокий уровень не показал никто. Следующая часть этого этапа состояло в написании минисочинения по теме: “ Мой город будущего “ ( эта работа была проведена на второй день ). При этом основными критериями оценивания уровня творческого воображения служили показатели наибольшего использования новых образов и действий в сюжете. Таким образом была определена оригинальность, предложенного сюжета. Результаты предполагали приблизительно одинаковый уровень в показателях обеих групп. Отличие было выявлено такое: в экспериментальной группе средний уровень показали (4 человека ) — 34 %, низкий — 66 %, а в контрольной группе средний ( 3 человека ) — 25 %, низкий — 75 %. Высокий уровень выявлен не был. При этом низким уровень считался там, где оригинальность сюжета не прослеживалась, средний уровень включал наличие 1--2-х таких сюжетов, а высокие — 3 и более (см. приложение 2, таблица № 2). Таким образом в результате первого этапа был приведен в равновесие уровень творчества, проявляемый в воображении детей данного класса, было произведено разбиение испытуемых на группы. В итоге одна группа была определена как экспериментальная (та, в которой планировалось проведение дальнейшей работы над усовершенствованием и развитием уровня творческого воображения ), а вторая контрольная ( с которой только сравнивались дальнейшие результаты ).
2 этап включал в себя проведение в течении четырех последующих недель специальные занятия по развитию творческого воображения.
Эти занятия проводились три раза в неделю (всего 12), во внеурочное время (с 16-40 до 17-20), в определенные дни: понедельник, среда, Пятница. Для этой работы мною был использован специально разработанный (опробированный) комплекс игр по развитию воображения, созданный Е.В. Заика [6,54 ]. Он включал в себя выполнение серии заданий, направленных на развитие различных приемов воображения. Были соблюдены все основные требования по его проведению. Одним условий успешности тренинга являлись неформальная игровая обстановка, возможность постоянного общения со сверстниками, доброжелательная эмоциональная атмосфера, использование в играх простого, житейского, хорошо знакомого материала. И главное - систематический взаимообмен результатами и приемами воображения, что обеспечивало возможность существенного взаимного обогащения всех участников игры разнообразными тактиками и стратегиями творческого воображения, что позволило значительно расширить диапазон их воображения и усилить его мощность. Обязательное условие, которое также соблюдалось при работе с данным комплексом игр, было проведение каждой игры по нескольку раз на различном конкретном материале. В течении одного занятия проводилось по три-четыре игры, как разученные ранее, так и новые. особенно полюбившиеся детям игры проводились чаще других и с их помощью активизировалась работа учащихся. Часть своей письменной работы дети фиксировали в тетрадях, специально заведенных для данных занятий, которые постоянно просматривались мною для отслеживания динамики усовершенствования уровня творческого воображения.
Так как этот комплекс игр основывается на известных методиках развития и исследования воображения, еще одной особенностью является их последовательное проведение, поскольку данное сочетание и порядок расположения отражают их тематическую связь друг с другом, а внутри тематической группы игры распределены по возрастанию сложности. Комплекс содержит 25 игр. Приведу для примера одну из них.
Игра: отгадывание предмета по паре других предметов.
Цель: формирование умения быстро и точно оперировать с разнообразными характерными признаками предметов: выделять их, сопоставлять друг с другом, образовывать всевозможные их сочетания, а также создавать целостные образы и понятия по отдельным, разрозненным их характеристикам.
Проведение. Руководитель игры (а в дальнейшем и сами игроки) называет пары предметов, которые, по их мнению, однозначно кодируют некоторый третий задуманный ими предмет например, задумав “ фонтан “, говорят: “ дерево “ и “ ливень “), предлагая участникам игры отгадать задуманное. При этом задачей игроков является записывание как можно большего числа разнообразных предметов и явлений, представляющих собой возможные расшифровки заданной пары, т.е. образующих синтезы различных признаков этих предметов ( к примеру у нас это может быть дельта реки: вода “ ветвится “ подобно дереву, сыплющиеся на голову древесные опилки... ). Побеждает тот, кто наряду с задуманным предметом назовет наибольшее число других, особенно неожиданных предметов и четко обоснует свои ответы. Результатами, проведенного упражнения, можно считать то, что дети привели множество разнообразных предметов, активно участвуя в подборе. Ответы были такие: зонтик, крыша, взрыв, сок в банке, карта, цветок, кузнечик, земля, шапка с бубоном...
При этом ребята активно обосновывали свои предположения и предлагали другие пары предметов для кодирования своих слов. В ходе работы, что предусматривает и инструкция, ребята вносили свои предложения по изменению, совершенствованию процедуры проведения игры, а также самостоятельно подбирали, изменяли, дополняли игровые задания. В результаты проведения этого комплекса игр, можно записать также и то, что уже с 4-5 занятия у ребят наблюдались моменты положительного влияния упражнений на развитие функций воображения, на их эмоциональное состояние (дети были заинтересованы своими результатами, у них поднималось настроение, и чувствовалось удовольствие от выполненной работы). А также дети с удовольствием общались, делились своими находками, опытом, результатами, слушали мнения других, таким образом происходило влияние на коммуникативные качества испытуемых.
В итоге, был проработан полный комплекс игровых упражнений с экспериментальной группой учащихся в полном соответствии предоставленными нормами и инструкциями.
3 этап позволит судить о результативности работы по развитию и усовершенствованию уровня творческого воображения вследствие комплекса специальных игр. Этот этап включал в себя проведение диагностирующих методик:
- методика О. Дьяченко с измененными видами фигур ( см. приложение 1 карточка № 2). Инструкция звучала так же, как и на первом этапе. Результаты этого этапа тестирования занесены в таблицу (см. приложение 3, таблица № 1) и дают возможность провести следующий анализ данной работы.
- В экспериментальной группе результативность заметно повысилась: низкий уровень показал только один испытуемый, что составило 8 % - это на 58 % выше, чем на предыдущем этапе; а на среднем уровне показатели увеличились на 41 % (с 44 % на первом этапе до 75 % на втором этапе). Появились показатели высокого уровня развития, что составило 16 % (2 человека ). А вот в контрольной группе результаты наоборот упали: на низком- с 66 % до 75 % (т.е. на 9 % ); На среднем с 34 % до 25 %- это также на 9 % ниже, чем на первом этапе. При обработке результатов минисочинение, которое проводилось по теме: “ Моя планета будущего “, было выявлено следующее: в экспериментальной группе низкий уровень не был обнаружен, таким образом он увеличился на 66 %; средний уровень вырос с 34 % ( 1 этап ) до 75 % - это на 41 % больше, а три человека ( 25 % ), показали высокий уровень. В контрольной группе также произошли изменения в сторону увеличения в обоих уровнях на 25 %, высокого уровня не показал никто. В результате в экспериментальной группе по сравнению с контрольной показатели на низком уровне выше на 50 % , на среднем- на 25 % на высоком- на 25 %. Из полученных результатов сравнения двух этапов ( 1-го и 3-го ) видно, что уровень творческого воображения в экспериментальной группе увеличился ( см. приложение 3. таблица № 3 ).
4 этап исследования заключался в выявлении уровня развития творческого воображения по результатам остаточных знаний. После двухнедельного перерыва третьего этапа, был проведен очередной ( третий ), диагностирующий срез в обеих группах, где использовались: первое тест “ Неоконченный рисунок “, представляющий собой диагностирующее средство для исследования фантазии и воображения. Детям была предложена демонстрационная карточка, с изображенными на ней одинаковыми фигурами кружков, расположенных по три в четыре ряда (см. приложение 1, карточка № 3).
Испытуемым давалась такая же инструкция, как и при проведении методики О. Дьяченко, дополнением было лишь предложение: “ Чем больше образов ты нарисуешь, тем лучше. “ Аналогично с методикой О. Дьяченко были и критерии оцениваний. Результаты сведены в таблицу (см. приложение 4, таблица № ), где в экспериментальной группе ( при сравнении с предыдущим срезом ) низкий уровень показали два человека - это составило 17 %; средний- 58 % ( снизился на 17 % ), а высокий- 25 % (увеличился на 9 % ). Судя по увеличению показателей высокого уровня, можно утверждать об устойчивости и незначительном, но повышении всего уровня творческого воображения группы. При этом в контрольной группе также наблюдается тенденция роста на ( 17 % ) на первых двух уровнях, но высокий уровень все же не наблюдался.
Вторым методом исследования было минисочинение по теме: “ Кем я буду. “ Оценивание осуществлялось по параметрам, аналогичным предыдущим этапам и результаты были оформлены в таблицу ( см. приложение 4, таблица №2 ). При этом, сравнивая итоги последних двух срезов, высокий уровень экспериментальной группы остался прежним- 25 %, что говорит о стабильности, а на низком и среднем- понизился на 25 %. В контрольной группе низкий уровень увеличился на 8 %, аналогично с высоким ( на 8 % ), средний- упал на 18 %.
Таким образом заключительный этап исследования по выявлению уровня развития творческого воображения детей был окончен.
Результаты исследования
Полученные в ходе исследования результаты были оформлены ввиде таблиц сырых данных ( см. приложения 2, 3, 4 ). Обобщив данные в процентном соотношении по группам ( экспериментальная, контрольная ) и по уровням ( низкий, средний, высокий ), была выведена следующая итоговая таблица ( см. приложение 5, таблица N 1 ). Из этой таблицы видно, что на первом этапе исследования уровень развития творческого воображения у детей был в основном расположен на низком уровне и составлял в обеих группах ≈ 66 %, средний уровень в результате только ≈ 34 %, а высокий показатель не был выявлен ни в одной из групп. Поэтому обе группы к этапу проведения специальных игровых занятий, подошли приблизительно с одинаковыми уровнями развития творческого воображения. После проведения второй срезовой работы результаты показали, что в экспериментальной группе ( где с помощью комплекса игровых упражнений целенаправленно осуществлялась работа по развитию и повышению уровня творческого воображения ) показатели, в сравнении с первым срезом, низкого уровня упали на 54 %, среднего увеличились на 41 %, и появился высокий уровень, составивший 16 %. Это по методике О. Дьяченко. А в минисочинении исчез низкий уровень, средний увеличился на 41 %, а высокий достиг 25 %.
По сравнению с контрольной группой, где показатели по первой методике даже уменьшились в среднем на 9 %, а высокий не был продемонстрирован (по минисочинению средний уровень повысился на 25 %, а высокий, не наблюдался вообще). В экспериментальной группе заметен значительный прогресс в уровне развития, что дает возможность предположить о результативности проведенных игровых упражнений и о влиянии их на уровень творческого воображения. Это отчетливо видно и по разницам сравнения двух групп, как по методике О. Дьяченко она составила: в среднем- 50 %, в высоком- 16 %; по минисочинению и в среднем и в высоком уровне составила 25 % (см. приложение 5, таблица № 2 ).
Для выявления остаточных знаний был проведен третий срез диагностических методик: 1) “ Неоконченный рисунок “ , 2) минисочинение. Разница показателей обобщена в таблице № 2 (см. приложение 5).
По первому срезу разница на низком уровне составила 41 %, на среднем 16 %, а на высоком 25 %. По минисочинению: низкий уровень с разницей в 33 %, средний в 16 % и высокий в 17 %. В результате показатели по всем трем уровням выросли в экспериментальной группе. Опираясь на таблицу разниц показателей ( см. приложение 5, таблица № 2 ), рассмотрим тенденцию роста по этапам и уровням.
По методике О. Дьяченко и тесту “ Неоконченный рисунок “ разница составила:
низкий уровень: 0 %, 67 %, 41 % средний уровень: 0 %, 50 %, 16 %
высокий уровень: 0 %, 16 %, 25 %.
Минисочинение:
низкий уровень: 9 %, 50 %, 33 % средний уровень: 9 %, 25 %, 16 %
высокий уровень: 0 %, 25 %, 17 %.
Следовательно, результаты демонстрируют стойкую тенденцию роста успешности выполнения предложенных методик в экспериментальной группе.
Это может свидетельствовать о том, что наше предположение о значительном влиянии курса игровых упражнений на развитие творческого воображения детей младшего школьного возраста (7-10 лет ) подтверждается. При этом для дальнейшего поддержания и развития данного уровня необходима последующая работа в направлении усовершенствования навыков творческого воображения.
Заключение
В результате проведенной работы по изучению теоретического материала по данной тематике и проведению практического исследования, можно сделать следующие выводы: 1. Проблема развития творческого воображения является одной из актуальных проблем, так как само воображение - это всегда создание нового в результате переработки прошлого опыта, а творчество- сложный психический процесс, связанный с характером, интересами, способностями личности, при котором воображение является центром творчества. А развитие творческого воображения обогащает и расширяет знания, опыт и интересы ребенка. 2. Творческое воображение способствует более оптимальному и интенсивному развитию таких высших психических функций, как память, мышление, восприятие, внимание. Последнее, в свою очередь, определяют успешность учебного процесса ребенка.
3. Проведенная исследовательская работа доказывает необходимость целенаправленного развития творческого воображения с помощью применения и проведения комплекса игровых упражнений. Все это в целом влияет на развитие последующей деятельности учащихся.
4. В результате последнего этапа исследования, направленного на выявления уровня остаточных знаний, развитых в процессе работы над игровыми упражнениями по творческому воображению, видно, что показатели в экспериментальной группе по всем трем уровням возросли по сравнению с показателями в контрольной группе. А это подтверждает мое предположение о значительном влиянии данного курса упражнений на развитие творческого воображения детей младшего школьного возраста.
5. Поэтому, для дальнейшего поддержания и развития полученного уровня необходимо и в последующем проводить работу в направлении усовершенствования навыков творческого воображения.
Таким образом, моя гипотеза о значительном влиянии курса игровых упражнений по развитию творческого воображения на учебную деятельность учащихся и развитие личности ребенка младшего школьного возраста, подтвердилась.
Так как в ходе работы я пришла к обоснованию и подтверждению необходимости целенаправленного и систематического развития творческого воображения детей младшего школьного возраста, то мне хотелось бы продолжить работу в направлении усовершенствования данного психологического процесса. А с детьми, входившими в контрольную группу, провести комплекс игровых упражнений для поднятия их уровня творческого воображения.
Библиография.
1. Брунер Д.К. Психология познания. Москва, 1977.
2. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах Т. 4. Москва, 1983.
3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Москва “ Просвещение “, 1991.
4. Давыдов В.В. Теоретические проблемы учебной деятельности, творчества, личности // Учебная деятельность и творческое мышление. Тезисы. 1-ая часть, Уфа-Москва, 1985.
5. Дьяченко О.И. Развитие воображения в дошкольном возрасте: Автореф. докл. дис. Москва,1990.
6. Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения. Журнал “ Вопросы психологии “ № 2, 1993.
7. Крутецкий В.А. Психология. Москва “Просвещение“, 1986.
8. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психологический словарь. Москва “ Политиздат “ , 1990.
9. Пиаже Ж. Теория Пиаже // История зарубежной психологии. Тесты. Москва, 1986.
10. Палагина Н.Н. Диагностика уровня развития воображения детей раннего возраста. Журнал “ Вопросы психологии “ № 5, 1994.
11. Палагина Н.Н. Воображение у самого истока. Психологические механизмы формирования. Бишкек, 1992.
12. Рибо Т. Опыт исследования творческого воображения. СПб. : изд. Пантелеева, 1901.
13. Розет И.М. Психология фантазии. Минск, 1977.
14. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1940.
15. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону “ Феникс “ , 1997.
16. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. Ярославль “ Академия развития “, 1997.
17. Эльконин Д.Б. Психология игры. Москва, 1978.
18. Яковлева Е.Л. Психологические условия развития творческого потенциала личности школьника. Журнал “ Вопросы психологии “ № 5, 1994.
Приложение № 1.
Карточка № 1.
Карточка № 2.
Карточка № 3.
Приложение № 2.
Таблица № 1. Результаты исследования. Методика
О. Дьяченко ( срез № 1 ).
экспериментальная группа | контрольная группа | ||||||||
№ | Имя | Н.ур. | Ср.ур. | В. ур. | № | Имя | Н.ур. | Ср.ур. | В.ур. |
1. | Оля | + | 1. | Виталя | + | ||||
2. | Витя | + | 2. | Нина | + | ||||
3. | Валя | + | 3. | Саша | + | ||||
4. | Витя* | + | 4. | Леша | + | ||||
5. | Оля* | + | 5. | Олеся | + | ||||
6. | Наташа | + | 6. | Леша* | + | ||||
7. | Лиля | + | 7. | Катя | + | ||||
8. | Катя | + | 8. | Настя | + | ||||
9. | Саша | + | 9. | Паша | + | ||||
10. | Захар | + | 10. | Вика | + | ||||
11. | Аня | + | 11. | Инна | + | ||||
12. | Вася | + | 12. | Инна* | + | ||||
% | 66 % | 34 % | % | 66 % | 34 % |
Таблица № 2. Результаты минисочинения по теме:
“ Мой город будущего “ ( Срез № 1 ).
экспериментальная группа | контрольная группа | ||||||||
№ | Имя | Н.ур. | Ср.ур. | В. ур. | № | Имя | Н.ур. | Ср.ур. | В.ур. |
1. | Оля | + | 1. | Виталя | + | ||||
2. | Витя | + | 2. | Нина | + | ||||
3. | Валя | + | 3. | Саша | + | ||||
4. | Витя* | + | 4. | Леша | + | ||||
5. | Оля* | + | 5. | Олеся | + | ||||
6. | Наташа | + | 6. | Леша* | + | ||||
7. | Лиля | + | 7. | Катя | + | ||||
8. | Катя | + | 8. | Настя | + | ||||
9. | Саша | + | 9. | Паша | + | ||||
10. | Захар | + | 10. | Вика | + | ||||
11. | Аня | + | 11. | Инна | + | ||||
12. | Вася | + | 12. | Инна* | + | ||||
% | 66 % | 34 % | % | 75 % | 25 % |
Приложение № 3
Таблица № 1. Результаты исследования по методике О. Дьяченко. ( Срез № 2).
экспериментальная группа | контрольная группа | ||||||||
№ | Имя | Н.ур. | Ср.ур. | В. ур. | № | Имя | Н.ур. | Ср.ур. | В.ур. |
1. | Оля | + | 1. | Виталя | + | ||||
2. | Витя | + | 2. | Нина | + | ||||
3. | Валя | + | 3. | Саша | + | ||||
4. | Витя* | + | 4. | Леша | + | ||||
5. | Оля* | + | 5. | Олеся | + | ||||
6. | Наташа | + | 6. | Леша* | + | ||||
7. | Лиля | + | 7. | Катя | + | ||||
8. | Катя | + | 8. | Настя | + | ||||
9. | Саша | + | 9. | Паша | + | ||||
10. | Захар | + | 10. | Вика | + | ||||
11. | Аня | + | 11. | Инна | + | ||||
12. | Вася | + | 12. | Инна* | + | ||||
% | 8 % | 75 % | 16 % | % | 75 % | 25 % |
Таблица № 2. Результаты исследования минисочинения по теме: “ Моя планета будущего “ (Срез № 2 ).
экспериментальная группа | контрольная группа | ||||||||
№ | Имя | Н.ур. | Ср.ур. | В. ур. | № | Имя | Н.ур. | Ср.ур. | В.ур. |
1. | Оля | + | 1. | Виталя | + | ||||
2. | Витя | + | 2. | Нина | + | ||||
3. | Валя | + | 3. | Саша | + | ||||
4. | Витя* | + | 4. | Леша | + | ||||
5. | Оля* | + | 5. | Олеся | + | ||||
6. | Наташа | + | 6. | Леша* | + | ||||
7. | Лиля | + | 7. | Катя | + | ||||
8. | Катя | + | 8. | Настя | + | ||||
9. | Саша | + | 9. | Паша | + | ||||
10. | Захар | + | 10. | Вика | + | ||||
11. | Аня | + | 11. | Инна | + | ||||
12. | Вася | + | 12. | Инна* | + | ||||
% | 75 % | 25 % | % | 50 % | 50 % |
Приложение № 4.
Таблица № 1. Результаты исследования по тесту
“ Неоконченный рисунок “ ( Срез № 3 ).
экспериментальная группа | контрольная группа | ||||||||
№ | Имя | Н.ур. | Ср.ур. | В. ур. | № | Имя | Н.ур. | Ср.ур. | В.ур. |
1. | Оля | + | 1. | Виталя | + | ||||
2. | Витя | + | 2. | Нина | + | ||||
3. | Валя | + | 3. | Саша | + | ||||
4. | Витя* | + | 4. | Леша | + | ||||
5. | Оля* | + | 5. | Олеся | + | ||||
6. | Наташа | + | 6. | Леша* | + | ||||
7. | Лиля | + | 7. | Катя | + | ||||
8. | Катя | + | 8. | Настя | + | ||||
9. | Саша | + | 9. | Паша | + | ||||
10. | Захар | + | 10. | Вика | + | ||||
11. | Аня | + | 11. | Инна | + | ||||
12. | Вася | + | 12. | Инна* | + | ||||
% | 17 % | 58 % | 25 % | % | 58 % | 42 % |
Таблица № 2. Результаты минисочинения по теме:
“ Кем я буду “. ( Срез № 3 ).
экспериментальная группа | контрольная группа | ||||||||
№ | Имя | Н.ур. | Ср.ур. | В. ур. | № | Имя | Н.ур. | Ср.ур. | В.ур. |
1. | Оля | + | 1. | Виталя | + | ||||
2. | Витя | + | 2. | Нина | + | ||||
3. | Валя | + | 3. | Саша | + | ||||
4. | Витя* | + | 4. | Леша | + | ||||
5. | Оля* | + | 5. | Олеся | + | ||||
6. | Наташа | + | 6. | Леша* | + | ||||
7. | Лиля | + | 7. | Катя | + | ||||
8. | Катя | + | 8. | Настя | + | ||||
9. | Саша | + | 9. | Паша | + | ||||
10. | Захар | + | 10. | Вика | + | ||||
11. | Аня | + | 11. | Инна | + | ||||
12. | Вася | + | 12. | Инна* | + | ||||
% | 25 % | 50 % | 25 % | % | 58 % | 34 % | 8 % |
Приложение № 5.
Таблица № 1. Обобщающие данные в процентном соотношении по этапам, группам и уровням.
Методики по | Эксперимент. группа | Контрольная группа | |||||
ср. | срезам | Н. ур. | Ср.ур. | В. ур. | Н. ур. | Ср. ур. | В. ур. |
1. | 1) М-ка О. Дьяченко | 66 % | 34 % | — | 66 % | 34 % | — |
2) Минисочинение | 66 % | 34 % | — | 75 % | 25 % | — | |
2. | 1) М-ка О. Дьяченко | 8 % | 75 % | 16 % | 75 % | 25 % | — |
2) Минисочинение | — | 75 % | 25 % | 50 % | 50 % | — | |
3. | 1) Тест “Неок. рис.” | 17 % | 58 % | 25 % | 58 % | 42 % | — |
2) Минисочинение | 25 % | 50 % | 25 % | 58 % | 34 % | 8 % |
Таблица № 2. Процентная разница данных в группах по этапам и уровням.
Методики по | Уровни | |||
ср. | срезам | Низкий | Средн. | Высок. |
1. | 1) М-ка О. Дьяченко | — | — | — |
2) Минисочинение | 9 % | 9 % | — | |
2. | 1) М-ка О. Дьяченко | 67 % | 50 % | 16 % |
2) Минисочинение | 50 % | 25 % | 25 % | |
3. | 1) Тест “Неок. рис.” | 41 % | 16 % | 25 % |
2) Минисочинение | 33 % | 16 % | 17 % |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста на занятии в мастерской "Сувенир"
В данной презентации обобщен опыт работы в детском объединении "Сувенир"...
Приемы развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста (Методические рекомендации)
Творческие способности - являются сердцевиной интеллекта. Должна ли идея быть совершенно новой, чтобы считаться творческой? Является ли артистизм или эстетическое наслаждение необходимым услови...
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Разработанная корррекционно-развивающая программа, направленная на развитие творческого воображения детей дошкольного и младшего школьного возраста...
“Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста».
“Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста» обусловлена противоречием между ростом потребности общества в людях, имеющих прочные, г...
СТАТЬЯ НА ТЕМУ: «Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста».
В наше время проблема равития творческой личности получает небывалую актуальность, а работа в этом направлении практическ...
Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста.Темы для творческих работ
9 тем для творческих работ на каждый месяц учебного года.Совместное творчество ребёнка и родителей.Развитие уверенности в себе,раскрытие таланта рассказчика и писателя....
Развитие творческого воображения у детей младшего школьного возраста.
В статье говорится о приёмах развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста....