Программы по предмету «Изобразительное искусство» 4 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс) по теме
Рабочая программа по изобразительному искусству для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы для общеобразовательной школы «Изобразительное искусство и художественный труд, 1 – 9 классы», созданной под руководством Б.М. Неменского, утверждённой МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год – 1 час в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
r_pr_po_izo.docx | 34.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья: специальная (коррекционная) начальная школа-детский сад
«ЛУЧИК» V, VII видов
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на педагогическом совете Заместитель директора по УВР Директор МБС(К)ОУ «ЛУЧИК»V,VII видов
Протокол № 1 __________Алдушкина Е.В. _________Семенушкина С.Н.
от « 29 » августа 2013г. «30» августа 2013г. Приказ № 37 от 02.09.2013г.
Рабочая программа
Наименование учебного предмета Изобразительное искусство
Класс «А»________________________________
Учитель Филиппова О.М._______________
Срок реализации программы 2013-2014 уч.год__
Количество часов по учебному плану
Всего 34 час.в год, 1 час в неделю________
Планирование составлено на основе Программы по предмету «Изобразительное искусство» Б.М. Неменского, В.Г.Гурова, Л.А.Неменской
Учебник «Изобразительное искусство» Москва «Просвещение 2013
Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации______________________________________
Рабочую программу составила___________Филиппова О.М.
(подпись)
Изобразительное искусство.
4 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы для общеобразовательной школы «Изобразительное искусство и художественный труд, 1 – 9 классы», созданной под руководством Б.М. Неменского, утверждённой МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год – 1 час в неделю.
Для реализации программного содержания используются:
- Л.А.Неменская; под ред. Б.М. Неменского «Изобразительное искусство. Каждый народ – художник»: учебник для 4 класса. – М.: Просвещение, 2007.
- Поурочные планы по учебнику Л.А. Неменской «Изобразительное искусство. 4 класс» /автор-составитель И.В. Федотова. – Волгоград: Учитель, 2009.
«Изобразительное искусство и художественный труд» является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, декоративно-прикладное искусство, архитектуру, дизайн, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами и их конкретными связями с жизнью общества и человека.
Одна из основных идей программы — «От родного порога — в мир культуры Земли», т. е. вначале должно быть приобщение к культуре своего народа, даже культуре своей малой родины,— без этого нет пути к общечеловеческой культуре.
Обучение в этом классе строится на приобщении детей к миру искусства через познание окружающего предметного мира, его художественного смысла. Детей подводят к пониманию того, что предметы не только имеют утилитарное назначение, но являются также носителями духовной культуры, и так было всегда — от древности до наших дней.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: конструктивной, изобразительной, декоративной.
Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные — живопись, графика, скульптура; конструктивные — архитектура, дизайн; различные декоративно-прикладные искусства.
Выделение принципа художественной деятельности акцентирует перенос внимания не только на произведение искусства, но и на деятельность человека, на выявление его связей с искусством в процессе ежедневной жизни. Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, роль искусства в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка - главный смысловой стержень программы.
Программа построена так, чтобы дать школьникам представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения действительности должно служить источником развития образного мышления.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); выполнение декоративной и конструктивной работы; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом. С целью накопления опыта творческого общения в программу вводятся коллективные задания. Очень важно, чтобы коллективное художественное творчество обучающихся нашло применение в оформлении школьных интерьеров.
Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция группируются вокруг общих закономерностей художественно-образных языков изобразительных, декоративных, конструктивных искусств. Эти средства художественной выразительности учащиеся осваивают на всем протяжении обучения.
Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
Необходимо иметь в виду, что, представленные в начальной школе в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения, Постройки, эти три вида художественной деятельности должны сопутствовать учащимся все годы обучения. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, а затем более глубоко осознавать искусство.
При всей предполагаемой свободе педагогического творчества необходимо постоянно иметь в виду ясную структурную цельность программы, цели и задачи каждого года и каждой четверти, обеспечивающие поступательность развития учащихся.
В процессе обучения изобразительному искусству в начальной школе реализуются
следующие цели и задачи:
- развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
- освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
- овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
- воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
учащихся к концу 4 класса
Учащиеся должны знать:
- отдельные произведения выдающихся мастеров русского изобразительного искусства прошлого и настоящего;
- особенности художественных средств различных видов и жанров изобразительного искусства;
- закономерности конструктивного строения изображаемых предметов, основные закономерности наблюдательной, линейной и воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения, ком¬позиции;
- различные приемы работы карандашом, акварелью, гуашью;
- знать деление изобразительного искусства на жанры, пони¬мать специфику их изобразительного языка;
- роль изобразительного искусства в духовной жизни человека, обогащение его переживаниями и опытом предыдущих поколений.
Учащиеся должны уметь:
- видеть цветовое богатство окружающего мира и передавать свои впечатления в рисунках;
- выбирать наиболее выразительный сюжет тематической композиции и проводить подготовительную работу (предварительные наблюдения, наброски и зарисовки, эскизы), с помощью изобразительных средств выражать свое отношение к персонажам изображаемого сюжета;
- анализировать форму, конструкцию, пространственное расположение, тональные отношения, цвет изображаемых предметов, сравнивать характерные особенности одного предмета с особенностями другого;
- пользоваться элементами перспективы, светотени, композиции и т. д. в рисовании на темы и с натуры;
- передавать тоном и цветом объем и пространство в натюрморте, пейзаже, портрете;
применять в рисунке выразительные средства (эффекты освещения, композиции, штриховки, разные приемы работы акварелью, гуашью), добиваться образной передачи действительности.
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Название темы урока | Кол-во часов | Практическая работа | Домашнее задание | Дата | Коррек- тировка |
Тема года: «Каждый народ - художник». | ||||||
Тема: «Искусство твоего народа». | ||||||
1 | «Пейзаж родной земли. Гармония жилья и природы». (компоновка) | 1 | Выполнение деревенского пейзажа по представлению. (групповая работа) | Найти репродукции русских пейзажей, поделиться впечатлениями. | ||
2 | «Пейзаж родной земли. Гармония жилья и природы».(цветовое решение) | 1 | Изображение деревни в природной среде, гармонии жилья с природой. Завершение работы в цвете, (групповая работа). | Найти и принести репродукции древних русских городов. | ||
3 | «Образ древних русских городов». (инд. конструирование) | 1 | Конструирование из бумаги кремля с крепостными стенами, башнями, постройками. Презентация. (индивидуальная работа) | Найти изображения памятников русской старины. | ||
4 | «Образ древних русских городов». (создание ансамбля) | 1 | Коллективное конструирование ансамбля кремля. Презентация. | Найти изображения женских образов в произведениях искусства. | ||
5 | «Образ русского человека». (женский образ) | 1 | Изображение русских женских образов, красоты, мягкости, силы, нежности, русских женщин. | Найти изображения мужских образов в произведениях искусства. | ||
6 | «Образ русского человека». (мужской образ) | 1 | Изображение мужских образов (пахаря, богатыря, их силы и мужества). | Чем является труд для родителей и знакомых? Репродукции произведений искусства о труде. | ||
7 | «Воспевание труда в искусстве». | 1 | Изображение сельского труда (пахота, сенокос, уборка урожая). | |||
8 | «Народные праздники» (предварительный рисунок, компоновка) | 1 | Выполнение предварительного рисунка для панно «Ярмарка в русском городе» (коллективная работа). | Вспомнить все, что показывали, о чем говорили в течение четверти. | ||
9 | «Народные праздники». (обобщение темы четверти) | 1 | Создание панно на тему народного праздника «Ярмарка в русском городе», цветовое решение (коллективная работа). Обобщение темы четверти. | |||
Тема: «Искусство разных народов». | ||||||
10 | «Природа и селения разных народов». | 1 | Изображение пейзажа с селениями разных народов. | Найти изобразительный материал о природе и архитектуре разных народов. | ||
11 | «Образы городов и исторических памятников». (рисунок) | 1 | Выполнение рисунка архитектурных ансамблей городов Прибалтики, Закавказья, Средней Азии и т. д. | |||
12 | «Образы городов и исторических памятников». (цветовое решение) | 1 | Работа над композицией архитектурных ансамблей городов в цвете. | Поискать и принести изображения национальных костюмов разных народов. | ||
13 | «Образ человека в искусстве разных народов» | 1 | Изображение женского образа одного из народов (через цвет, рисунок фигуры). | |||
14 | «Труд в искусстве разных народов». (эскиз, рисунок) | 1 | Изображение людей в труде, например: уборка хлопка, лов рыбы, сбор винограда или на заводе, фабрике, шахте и т.д. (выполнение рисунка или эскиза для скульптуры) | Выполнить 2 – 3 наброска фигуры в движении. | ||
15 | «Труд в искусстве разных народов». (цветовое решение, лепка) | 1 | Завершение работы в цвете, лепка в материале (пластилин). | Вспомнить все, о чем говорили в четверти. Принести собранные материалы. | ||
16 | «Искусство разных народов». (выставка работ за четверть) | 1 | Обсуждение материалов по изобразительному искусству, принесенных классом. Выставка работ. | |||
Тема: «Каждый народ земли – художник». | ||||||
17 | «Образ художественной культуры Древней Греции». (рисунки фигуры) | 1 | Наброски фигуры (рисунки) в греческом стиле. | Собирать и изучать литературный, изобразительный, музыкальный материал по культуре Греции, Западной Европы, Японии. | ||
18 | «Образ художественной культуры Древней Греции».(вырезание) | 1 | Вырезание по силуэту элементов архитектуры. | |||
19 | «Образ художественной культуры Древней Греции». (склеивание) | 1 | Склеивание макетов древнегреческих храмов. | Принести литературный, изобразительный материал по культуре Древней Греции. | ||
20 | «Образ художественной культуры Древней Греции». (панно) | 1 | Создание панно «Греческий атлетический праздник», или «Праздник Великих Панафиней». | Принести литературный, изобразительный материал по культуре Японии. | ||
21 | «Образ художественной культуры Японии». (пейзаж) | 1 | Изображение природы через детали, характерные для японских художников (ветка с птичкой, цветок с бабочкой, трава с кузнечиками, стрекозами, ветка цветущей вишни). | |||
22 | «Изображение японок в национальной одежде». | 1 | Передача характерных черт лица, прически, движения, фигуры. | Принести литературный, изобразительный материал по культуре Западной Европы. | ||
23 | «Образ художественной культуры средневековой Западной Европы».(готика) | 1 | Архитектурные зарисовки средневековых западноевропейских городов. | |||
24 | «Одежда и предметы быта горожан средневековья» | 1 | Зарисовки по представлению. | |||
25 | «Праздник цехов ремесленников на городской площади». (панно) | 1 | Работа над созданием коллективного панно | Принести материал по теме четверти, подготовить сообщения к итоговому уроку (можно группами). | ||
26 | «Завершение работы над панно». | 1 | Используя панно, выполненные детьми за четверть, а так же материал, собранный учащимися, провести беседу по закреплению знаний. | Поиск материала посвященного материнству, стихи, песни, репродукции, подготовить рассказ. | ||
Тема: «Представления народов о духовной красоте человека». | ||||||
27 | «Все народы воспевают материнство». | 1 | Работа на тему «Мама». | Найти репродукции, стихи о материнстве. Выполнить мамин портрет с натуры. | ||
28 | «Все народы воспевают мудрость старости». | 1 | Изображение любимого пожилого человека (дедушка, бабушка, учительница и т. д.). | Нарисовать с натуры дедушку или бабушку. | ||
29 | «Искусство всех народов объединяет людей и в радости и в горе». | 1 | Рисунок с драматическим сюжетом (больное животное, погибшее дерево и т. д.). | Написать маленький рассказ о своем рисунке. | ||
30 | «Все народы видят красоту человека в его борьбе за свободу и справедливость». | 1 | Изображение событий, которые волнуют сегодняшних школьников. | |||
31 | «Все народы скорбят о павших за справедливость и воспевают их подвиг». | 1 | Создание эскиза памятника герою. | Вспомнить, какие произведения о героях, борцах за справедливость вы видели в селе, городе, районе. | ||
32 | «Все народы скорбят о павших за справедливость и воспевают их подвиг». | 1 | Выполнение проекта памятника в объеме. | |||
33 | «Представления народов о духовной красоте человека». | 1 | Подготовка работ к выставке. | |||
34 | Обобщение и закрепление знаний по итогам начальной школы. | 1 | Подготовка выставки класса за начальную школу. |
Литература и средства обучения: Литература.
Для учителя:
- Программа «Изобразительное искусство» под редакцией Б.М. Неменского;
- Поурочные планы по учебнику Л.А. Неменской «Изобразительное искусство. 4 класс» /автор-составитель И.В. Федотова. – Волгоград: Учитель, 2009.
Для учащихся:
- Учебник «Изобразительное искусство. Каждый народ – художник», автор Л.А. Неменская; под ред. Б.М. Неменского. –М.: Просвещение, 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по предмету изобразительное искусство 3 класс программа "Школа Росии"
Примерная рабочая программа по изобразительному искусству создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и авторского курса «Изобразительное искусст...
Рабочая программа учебного предмета изобразительное искусство Образовательная область: изобразительное искусство для _I ступени 2 класс
Содержание: 1.Пояснительная записка;2.Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета в данном классе;3.Содержание учебного предмета, курса, модуля и.т.д.;4.Тематичес...
Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" 3 класс программа "Планета знаний"
Рабочая программа написана на основе Федерального образовательного стандартаначального общего образования, Примерной программы начального образования, авторскойпрограммы Н. М. Сокольниковой «Изобразит...
Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" 3 класс по программе "Школа России"
В данном разделе помещёна рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" для 3 класса по программе "Школа России" ....
Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" 3 класс по программе "Школа России"
Представлена рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство"3 класс...
Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" для 4 класса к учебнику В.С.Кузина. УМК РИТМ. Авторы программы С.П.Ломов, С.Е.Игнатьев.
Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" для 4 класса составлена на основе авторской программы С.П.Ломова, С.Е Игнатьева "Изобразительное искусство.1 - 4". Программа включает в ...
Рабочие программы по предметам: Изобразительное искусство, Живопись, Технология, Декоративно прикладное искусство, 2-4 классы, 2018-2019 уч.г. г.
Рабочие программы по предметам: Изобразительное искусство, Живопись, Технология, Декоративно прикладное искусство, 2-4 классы, 2018-2019 уч.г. (Учебный материaл в раздел "Начальное и с...