Рабочая программа по изобразительному искусству 1-4 класс по системе Л.В.Занкова
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) на тему

Ляликова Любовь Афанасьевна

Рабочая программа по изобразительному искусству 1-4 класс по системе Л.В.Занкова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 6.izo_.doc446 КБ

Предварительный просмотр:

                                                          Искусство

Изобразительное искусство

Пояснительная записка

Программа по изобразительному искусству МОУ СОШ №15  разработана на основе требований к результатам освоения ООП НОО, Программы формирования УУД  предназначена для достижения планируемых результатов обучения. 

Цели курса:

  • воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
  • развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
  • освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;
  • овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

Задачи курса

Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:

  • совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
  • развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
  • формирование навыков работы с различными художественными материалами.
  • реализация национально-регионального компонента

Общая характеристика учебного предмета

Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.

Основные содержательные линии учебного предмета «Изобразительное искусство»

Учебный материал в программе представлен блоками, отражающими деятельностный характер и коммуникативно-нравственную сущность художественного образования: «Виды художественной деятельности», «Азбука искусства», «Значимые темы искусства», «Опыт художественно-творческой деятельности».

 Специфика подобного деления на блоки состоит в том, что первый блок раскрывает содержание учебного материала, второй даёт инструментарий для его практической реализации, третий намечает духовно-нравственную эмоционально-ценностную направленность тематики заданий, четвёртый содержит виды и условия деятельности, в которых ребёнок может получить художественно-творческий опыт.

 Все блоки об одном и том же, но раскрывают разные стороны искусства: типологическую, языковую, ценностно-ориентационную и деятельностную. Они (все вместе!) в разной мере присутствуют практически на каждом уроке. Например, подтема «Восприятие искусства» первого блока подразумевает отнесение воспринимаемых произведений к тому или иному виду и жанру искусства, выполнение художественно-творческого задания на тему, связанную с окружающим миром и его ценностями, понимание того, как его выполнять. В комплексе все блоки направлены на решение задач начального художественного образования и воспитания.

 Такое построение программы позволяет создавать различные модели курса изобразительного искусства. 

Место предмета «Изобразительное искусство» в учебном плане

Изобразительное искусство входит в обязательную часть учебного плана.

     В федеральном базисном (образовательном) плане и учебном плане

МОУ СОШ №15 на изучение изобразительного искусства в каждом классе начальной школы отводится по 1 ч в неделю, всего 134 ч.

Технология обучения:

  • деятельностно-компетентностный подход;
  • дидактическая система РО Л.В. Занкова. Автор курса Б.М. Неменский 

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Изобразительное искусство»

Уникальность и значимость курса определяются нацеленностью на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей, творческого потенциала ребёнка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания.

Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного отношения ребёнка к миру, его духовно-нравственное воспитание.

Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.

Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребёнка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству.

Результаты изучения учебного предмета «Изобразительное искусство»

Личностные результаты:

  • в ценностно-эстетической сфере — эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни;
  • в познавательной (когнитивной) сфере — способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;
  • в трудовой сфере — навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование); стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.

Метапредметные результаты:

  • умения видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
  • желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
  • активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир, родной язык и др.);
  • обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;

формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;

  • формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.

Предметные результаты:

  • в познавательной сфере — понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умения различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона;
  • в ценностно-эстетической сфере — умения различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов;
  • в коммуникативной сфере — способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности;
  • в трудовой сфере — умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путём трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).

Содержание курса

 Виды художественной деятельности

Восприятие произведений искусства.

 Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различие. Человек, мир природы в реальной жизни: образы человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России и Республики Адыгея). Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России и Республики Адыгея (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства (Национальный музей Республики Адыгея). Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.

Рисунок.

Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приёмы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.

Живопись.

Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет — основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.

Скульптура.

 Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы). Объём — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.

Художественное конструирование и дизайн.

 Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.

Декоративно-прикладное искусство.

Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отражённые в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декора-тивных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России  и Республики Адыгея (с учётом местных условий).

Азбука искусства (обучение основам художественной грамоты). Как говорит искусство?

Композиция.

Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ— в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе—больше, дальше—меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, тёмное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.

Цвет.

Основные и составные цвета. Тёплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и чёрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.

Линия.

 Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглённые спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного.

Форма.

Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.

Объём.

 Объём в пространстве и объём на плоскости. Способы передачи объёма. Выразительность объёмных композиций.

Ритм.

Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве.

Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?

Земля — наш общий дом.

 Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т. д

Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу. Общность тематики, передаваемых чувств, отношения к природе в произведениях авторов — представителях разных культур, народов, стран (например, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К.  Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.).

Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративно-прикладного

искусства.

Родина моя — Россия.

 Роль природных условий в характере традиционной культуры народов России. Пейзажи России, Республики Адыгея. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудии труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве. Образ защитника Отечества.

Человек и человеческие взаимоотношения.

Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение.

Искусство дарит людям красоту.

 Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительного и декоративно-прикладного искусства народов России, Республики Адыгея). Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.

Опыт художественно-творческой деятельности

Участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и художественно-конструкторской деятельности.

Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Изображение с натуры, по па

мяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).

Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объёмом, фактурой.

Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики.

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании.

Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объёма, фактуры материала.

Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, компьютерной анимации, натурной мультипликации, фотографии, видеосъёмки, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов.

Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.

Требования к уровню подготовки учащихся начальной школы в аспекте содержания программы национально-регионального компонента

 

Изучение прикладного и изобразительного искусства Адыгеи должно предоставить учащимся возможность:

  • развить эмоционально-чувственную отзывчивость на орнаментальное искусство адыгейского народа, эстетическое отношение к народному прикладному искусству;
  • развить образное мышление, способность различать художественно-стилевые особенности народного орнамента адыгов, получить общее представление о разнообразии народного орнамента и художественных ремесел адыгского народа, его выразительных средствах;
  • эмоционально откликаться на проявления красоты (дэхагъ) природы Адыгеи, получать эстетическое наслаждение в процессе самостоятельного изображения ландшафтов родного края.


Тематический план

1 класс

Тема

Количество часов

Аудиторные занятия

Внеаудиторная

самост. работа

Всего

I

II

III

IV

V

VI

план

факт

план

факт

план

факт

план

факт

план

факт

план

факт

план

факт

1

Рисунок

9

1

2

2

2

2

1,2

Изучение нового

2

7

Выработка практических навыков

Контрольные занятия

Резерв

2

Живопись (композиция)

8

1

1

1

1

4

1,2

Изучение нового

6

Выработка практических навыков

Контрольные занятия

Резерв

3

ДПИ

8

1

2

1

2

2

1,2

Изучение нового

2

Выработка практических навыков

6

Контрольные занятия

Резерв

4

Скульптура (лепка)

5

1

1

1

1

1

0,6

Изучение нового

1

Выработка практических навыков

4

Контрольные занятия

Резерв

5

Художественное конструирование и дизайн

2

1

1

1,2

Изучение нового

1

Выработка практических навыков

1

Контрольные занятия

Резерв

6

Восприятие произведений искусства

3

В течении года 3-5 минут в начале урока

1,2

Изучение нового

3

Выработка практических навыков

Контрольные занятия

Резерв

Тематический план

2 класс

Тема

Количество часов 34

Аудиторные занятия

Внеаудиторная

самост. работа

Всего

I

II

III

IV

V

VI

план

факт

план

факт

план

факт

план

факт

план

факт

план

факт

план

факт

1

Восприятие произведений искусства

4

Изучение нового

Выработка практических навыков

Резерв

2

Рисунок

8

Изучение нового

Выработка практических навыков

Резерв

3

Живопись

8

Изучение нового

Выработка практических навыков

Резерв

4

Скульптура

3

Изучение нового

Выработка практических навыков

Резерв

5

Художественное конструирование и дизайн

3

Изучение нового

Выработка практических навыков

Резерв

6

Декоративно-прикладное искусство

8

Изучение нового

Выработка практических навыков

Резерв

Тематический план

3 класс

Тема

Количество часов

Аудиторные занятия

Внеаудиторная

самост. работа

Всего

I

II

III

IV

V

VI

план

факт

план

факт

план

факт

план

факт

план

факт

план

факт

план

факт

1

Рисунок

10

2

3

2

1

1

1

1,2

Изучение нового

2

Выработка практических навыков

8

Контрольные занятия

Резерв

2

Живопись (композиция)

8

2

1

1

1

1

2

1,2

Изучение нового

2

Выработка практических навыков

6

Контрольные занятия

Резерв

3

ДПИ

7

1

2

2

1

1

1,2

Изучение нового

1

Выработка практических навыков

6

Контрольные занятия

Резерв

4

Скульптура (лепка)

3

1

1

1

0,6

Изучение нового

Выработка практических навыков

3

Контрольные занятия

Резерв

5

Художественное конструирование и дизайн

2

2

1,2

Изучение нового

1

Выработка практических навыков

1

Контрольные занятия

Резерв

6

Восприятие произведений искусства

4

В течении года 5-10 минут в начале урока

1,2

Изучение нового

4

Выработка практических навыков

Контрольные занятия

Резерв

Тематический план

4 класс

Тема

Количество часов

Аудиторные занятия

Внеаудиторная

самост. работа

Всего

I

II

III

IV

V

VI

план

факт

план

факт

план

факт

план

факт

план

факт

план

факт

план

факт

1

Рисунок и живопись

12

3

1

3

3

1

1

2,2

Изучение нового

2

Выработка практических навыков

Контрольные занятия

10

Резерв

2

Композиция

7

1

1

2

1

1

1

1,2

Изучение нового

1

Выработка практических навыков

6

Контрольные занятия

Резерв

3

ДПИ

7

1

1

2

1

2

1,2

Изучение нового

1

Выработка практических навыков

6

Контрольные занятия

Резерв

4

Скульптура (лепка)

2

1

1

0,6

Изучение нового

Выработка практических навыков

Контрольные занятия

2

Резерв

5

Художественное конструирование и дизайн

2

1

1

1,2

Изучение нового

Выработка практических навыков

Контрольные занятия

2

Резерв

6

Восприятие произведений искусства

4

В течение года 10-15 минут в начале урока

1,2

Изучение нового

4

Выработка практических навыков

Контрольные занятия

Резерв


                       Материально-техническое обеспечение

Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

Примечания



Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Примерная   программа   начального общего образования по изобразительному искусству. Программа РО Л.В. Занкова, автор программы по ИЗО Б.М. Неменский

Рабочие тетради.

Методические пособия (рекомендации к проведению уроков изобразительного искусства).

Методические журналы по искусству.

Учебно-наглядные пособия.

Хрестоматии литературных произведений к урокам изобразительного искусства.

Справочные пособия, энциклопедии по искусству.

Альбомы по искусству.

Книги о художниках и художественных музеях, по стилям изобразительного искусства и архитектуры.

Научно-популярная   литература   по искусству

Портреты русских и зарубежных художников.

Таблицы по народным промыслам, русскому костюму,  народов, населяющих Республику Адыгея, декоративно-прикладному искусству.

Д



К

Д


Д

Д

Д


П

Д

П


Д


Д

Д

Технические средства обучения

CD/DVD-проигрыватели.

Телевизор.

Аудиовидеомагнитофон.

Компьютер

 Мультимедиапроектор

Магнитная доска.

Экран (на штативе или навесной).

Фотокамера цифровая.

Д

Д

Д

Д

Д
Д
Д
Д

Учебно-практическое оборудование

Краски акварельные, гуашевые.

Бумага A3, А4.

Фломастеры.

Восковые мелки

Уголь.

Кисти беличьи    № 5, 10, 20

Кисти из щетины № 3, 10, 13

Емкости для воды.

Стеки (набор).

Пластилин

Клей.

Ножницы.

Конструктор.

К
К
К
К
К
К
К
К
К
К
К

К
К

Модели и натурный фонд

Муляжи фруктов и овощей

Гербарии

Изделия   декоративно-прикладного искусства и народных промыслов

Модель фигуры человека.

Керамические изделия (вазы, кринки и др.).

Предметы быта

Д
Д
Д

Д
Д
Д


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по системе Л.В.Занкова

разработанная программа по по литературе опирается на принципы методической системы Л.В.Занкова...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по системе Л.В.Занкова

В "Рабочую программу" вошли пояснительная записка и тематическое планирование....

"Рабочая программа" по русскому языку для 3 класса по системе Л.В.Занкова

В "Рабочую программу" вошли пояснительная записка и тематическое планирование....

Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса Образовательная система «Школа 2100»

Рабочая программа по «Изобразительное  искусство» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта начального общего образования и на основе авторской программы по...

Рабочая программа по русскому языку 1-4 класс по системе Л.В.Занкова

Рабочая программа по русскому языку 1-4 класс по системе Л.В.Занкова...

Рабочая программа по изобразительному исскуству для 3 класса по системе Л.В. Занкова

Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса составлена на основе:•Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минист...

Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса ( система Л.В.Занкова)

Данная рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса будет полезна учителям, работающим по учебнику Ашиковой С.Г....