Методическая разработка урока по ИЗО "Национальный русский костюм" 1 класс
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 1 класс) по теме
Цель урока: познакомить учащихся с творчеством русского народа, его культурой и традициями на примере русского народного костюма. На уроке используются различные ИКТ (интерактивная пристака, проектор, нетбуки для учащихся, документ-камера).Актуальность представленной методической разработки определяется недостаточной разработанностью технологии использования ИКТ в структуре уроков ИЗО в начальной школе.Материалы данной разработки помогут учителям начальной школы не только в подготовке к урокам изобразительного искусства, но и позволят использовать их как источник для воспитания любви к Родине, родной природе, воспитания чувства прекрасного.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenie_2_dlya_netbukov.pptx | 1.24 МБ |
urok.docx | 25.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока изобразительного искусства
для учащихся 1 класса
Предмет: ИЗО
Класс: 1
Тема урока: Национальный русский костюм
Цель урока: познакомить учащихся с творчеством русского народа, его культурой и традициями на примере русского народного костюма.
Задачи:
- Способствовать формированию представления о декоративно-прикладном искусстве русского народа, духовной культуре и эмоционального отношения к действительности.
- Способствовать овладению логическими действиями анализа и сравнения, обобщения.
- Развивать пространственное воображение, интеллектуальные способности, пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного творчества.
- Развивать эстетический и художественный вкус, творческую активность и мышление учащихся, умение работать в команде.
- Прививать интерес к русской народной культуре.
- Воспитывать в детях любовь к родной стране, людям, к культуре, к традициям своего народа.
- Формировать навыки работы с компьютером.
Оборудование:
- Электронное оборудование:
Интерактивная приставка Mimio Teach,
Проектор Panasonic;
Документ камера Ken-a-vision;
Нетбуки для учащихся Lenovo;
Презентация к уроку (приложение 1);
Презентация для нетбуков учащихся (приложение 2);
Мультфильмы «Сказки А.С. Пушкина» (приложение 4)
- Раздаточный материал:
Игра «Одень куклу», комплект на пару (приложение 3);
Шаблоны (эскизы) костюмов (приложение 5);
Простой карандаш, резинка;
Акварельные краски, восковые мелки, карандаши (по выбору учителя).
Ход урока
- Организационный момент
Приветствие .
Проверить готовность учащихся к уроку.
- Сообщение темы и цели урока
–Постарайтесь узнать, о чем мы будем говорить на уроке сегодня и что будем рисовать, прослушав внимательно стихотворение (выходит ученица в русском костюме ?)
Нам, россиянам, русского костюма
Историю полезно очень знать!
Костюм о людях призовет подумать,
О быте, нравах может рассказать.
В себе не станем мы растить невежу,
По выставке пройдемся не спеша,
Рассмотрим древнерусскую одежду:
Не правда ли проста и хороша!
- Верно, сегодня мы с вами будем вести речь о русском национальном костюме. (Приложение 1, слайд 1)
- Объяснение нового материала
- Но прежде, давайте разберемся, какой костюм называют национальным?
Варианты детей.
- Молодцы! Национальным костюмом или национальной одеждой называют костюм, который принадлежит определенному народу, национальности. (слайд 2)
- Давайте посмотрим на костюмы разных народов на слайде. Сравните их. Что в них похоже? Чем они отличаются? Чем интересен костюм каждого народа? (слайд 3)
- А теперь давайте поиграем. Игра называется «Составь пару» (слайд 4). Придвиньте к себе нетбуки, вам надо соединить правильно национальный костюм с названием национальности (один учащийся работает у доски). (Приложение 2)
- Посмотрите, внизу (левый угол) у вас на экране есть значок, похожий на фломастер. Мышкой наводим на него и нажимаем левую клавишу. Появилось окошко. Выбираем строчку, где написано «перо». Теперь можно приступать к работе – наводим мышку на картинку, нажимаем левую клавишу и, не отпуская клавиши, ведем мышку к выбранному слову, т.е. соединяем картинку со словом.
- Проверяем.
- Молодцы, все прекрасно справились.
- Ребята, оказывается, у людей одной национальности может быть несколько видов костюмов. И вид костюма зависел от места, в котором проживал человек. В каждом регионе (области) были свои особенности костюма, но в целом они были похожи. Посмотрите, это все русские национальные костюмы (слайд 5), но все же они отличаются.
- Рассмотрите внимательно рисунки. Чем похожи костюмы и чем они отличаются? Обратите внимание на цвет одежды, на рисунок (орнамент), место расположения рисунка.
Ответы учащихся.
- Рассмотрим мужской праздничный костюм (слайд 6).
- Основой мужского костюма была рубаха. Она доходила до колен и подвязывалась поясом. Шили её из белой, синей, красной ткани.
Частью костюма были штаны (порты). Они заправлялись в сапоги или обёртывались онучами.
- Женский костюм был намного сложнее и многослойнее.
- Основа женского костюма – рубаха (слайд 7). Вышивка на рубахе не только украшала, но и оберегала женщину.
Вышивка располагалась по подолу сарафана, по середине сарафана, на рукавах рубахи, на манжетах, по поясу у мужчин:
нагрудные узоры – защищали сердце и легкие,
наплечные – охраняли руки,
наподольные – не давали пробраться злым силам снизу.
В орнаментах на одежде можно увидеть изображение солнца, звезд, Древа жизни с птицами на ветках, цветы, фигурки людей и животных. Такой символический орнамент связывал человека с окружающей природой, с чудесным миром легенд и мифов.
- (слайд 8)В центральных и северных районах России женщины на праздники одевали сарафан
Праздничный сарафан шили из дорогой ткани, украшали узорной полоской.
- В праздничный наряд входили и так называемые душегрей – епанечки или коротены – коротенькие кофточки на лямочках, похожие на сарафанчики.
- А в южных районах России (слайд 9) модницы одевали поневный комплекс. Понева – юбка. Она одевалась непременно поверх рубахи, затем шел передник, а затем навершник. Передник щедро украшался вышивкой
- Большое внимание уделялось головным уборам. Для женщин разного возраста были разные уборы (слайд 10).
- А теперь, я предлагаю вам самим попробовать составить русский национальный костюм. В конверте на столах лежат элементы одежды. Вам необходимо «одеть» куклу, выбирая нужную одежду. Работать будете в парах (вспомнить правила работы в парах). (Приложение 3)
Учащиеся собирают русский костюм, приклеивая элементы одежды на бумажную куклу.
- Проверяем.
Выбирается несколько ошибочных работ и выводятся на экран с помощью документ камеры (или сравнить одну ошибочную работу и правильную), проводится обсуждение.
- Ребята, где может использоваться русский национальный костюм прошлых времен сейчас, в нынешнее время? (слайд 11)
Варианты учащихся.
- Чаще всего национальные костюмы используют в мультипликации. Давайте посмотрим несколько отрывков из мультфильмов и попробуем определить, элементы костюмов и костюмы каких районов (северных или южных) использовались в них. Для каждого ряда будет свой отрывок. Если ряд не сможет справиться с заданием, тогда им на помощь приходят другие ряды. (Приложение 4)
- Практическая работа
- Мы посмотрели с вами презентацию, познакомились с историей русского костюма. Теперь, я предлагаю вам на основе полученных знаний, выполнить практическую работу. Вам нужно будет раскрасить готовые фигурки, уже “одетые”. Самим придумать орнамент. (Приложение 5)
Варианты орнаментов и цветового оформления даны на слайде №5(из презентации к уроку).
V. Подведение итогов и анализ урока
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Что запомнилось больше всего?
- Давайте посмотрим ваши работы, что у вас получилось.
Выставка работ учащихся. Определение лучших работ учащимися по критериям: аккуратность, цветовое оформление, орнамент. Лучшие работы дети отмечают цветными магнитами.
VI. Дома
- Придумать современный костюм для девочки или мальчика с использованием элементов и орнаментов русского национального костюма. Можно попробовать нарисовать себя.
http://www.uchportal.ru/load/149-1-0-12294
http://www.uchportal.ru/load/108-1-0-24835
http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3304035
http://nsportal.ru/ap/khudozhestvenno-prikladnoe-tvorchestvo/prezentaciya-russkiy-narodnyy-kostyum
http://nsportal.ru/ap/khudozhestvenno-prikladnoe-tvorchestvo/library/narodnyi-natsionalnyi-kostyum
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/izo/russkiy-narodnyy-kostyum
http://nsportal.ru/ap/drugoe/library/sovremennyi-kostyum-i-ego-interpritatsiya-v-sovremennoi-mode
- Андреева Ю.А. Русский народный костюм. Путешествие с севера на юг. – СПб.: «Паритет», 2006.
- Детям – о традициях народного мастерства. Осень: Учеб.-метод. пособие: В 2 ч. / Под. ред. Т.Я.Шпикаловой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
- Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство. 1 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. - М. : Просвещение, 2011.
- Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 1 класс : пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / Т. Я. Шпикалова [и др.]. - М. : Просвещение, 2011.
- Шпикалова, Т. Я. Методическое пособие к учебнику «Изобразительное искусство». 1 класс / Т. Я. Шпикалова. -М. : Просвещение, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока литературного чтения во втором классе (УМК "Школа России") по теме: "Поэтическое изображение осенних листьев в творчестве русских поэтов"
В данном материале представлен интегрированный урок литературного чтения (Литература, ИЗО, природоведение)...
Методическая разработка урока литературного чтения для 3 класса по теме "Русские народные сказки"
Данная разработка содержит конспект урока по теме "Русские народные сказки" (литературное чтение, 3 класс, УМК "Школа России"). Тип урока - урок-закрепление. Форма проведения - соревнование кома...
Методическая разработка урока литературного чтения во 2 классе по теме: Жанровые особенности русской народной сказки "Гуси - лебеди"
Методическая разработка урока с приложениями и презентация урока....
Методическая разработка урока-игры по русскому языку в 4 классе "Правописание глаголов с частицей не"
Тема урока: «Правописание глаголов с частицей не» Цели урока:Развивать умение правильно употреблять и писать частицу не с глаголами. Ход урока:...
Методическая разработка урока-путешествия по русскому языку в 3 классе на тему:"Состав слова(обобщение)".
Обобщить знания учащихся о составе слова....
Методическая разработка урока по предмету «Русский язык» во 2 «А» классе на тему: «Дифференциация д-т. Звукобуквенный анализ. Составление схемы, запись слов»
Урок разработан для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья....
Методическая разработка урока литературного чтения в 3 классе по теме "Обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели»".
Учитель: Голикова Елена ЮрьевнаЦели урока: обобщить сведения учащихся о писателях, изученных в разделе; совершенствовать навыки выразительного чте...