Методическая разработка урока-игры по русскому языку в 4 классе "Правописание глаголов с частицей не"
методическая разработка по русскому языку (4 класс)
Тема урока: «Правописание глаголов с частицей не»
Цели урока:
Развивать умение правильно употреблять и писать частицу не с глаголами.
Ход урока:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkr.urok_.ne_s_glagolami.doc | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК – ИГРА
Тема:
«Правописание
глаголов с частицей не»
Девиз:
«Что умеете хорошего, то не забывайте,
а чего не умеете, тому учитесь…»
В. Мономах
Учитель начальных классов Маринина И.В.
Санкт-Петербург
2012г.
Тема урока: «Правописание глаголов с частицей не»
Цели урока:
Развивать умение правильно употреблять и писать частицу не с глаголами.
Ход урока:
- Организационный момент
- Подготовительная работа
Урок с игры я начинаю
Всех в части речи превращаю.
1 ряд – местоимение
2 рад – глагол
3 ряд – имя существительное
- Защищайте себя, уважаемые части речи! Составьте рассказ о себе в виде текста-рассуждения.
Защита:
«Я считаю существительное одной из главных частей речи, потому что оно обозначает предмет и т.д. Местоимение само по себе ничего не значит, оно указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их и т.д. Глагол – обозначает действие предмета, его состояние, отвечает на вопросы…, у глаголов никогда не бывает предлогов». (Может идти диалог между детьми)
- Постановка проблемы
- Вы уже знаете, что перед глаголами никогда не стоят предлоги. Но в русском языке, кроме предлогов, есть еще и частицы. Самая распространенная частица не.
1. Обратите внимание на незаконченные пословицы. Добавьте подходящее по смыслу слово – глагол с частицей не.
Друзей и водой … не разольёшь.
Без беды друга … не узнаешь.
Дружбу на деньги… не купишь.
Хорошие друзья в беде… не оставят.
Новых друзей наживай, а старых… не теряй.
- О чем эти пословицы? Как вы их понимаете?
- Нужно всегда следовать этим мудрым советам?
- Обратите внимание на написание выделенных слов.
- Какой смысл вносит частица не? (отрицание) Как пишется?
- Какой вывод можно сделать? (не с глаголами пишется раздельно)
- … (например Коля) предложил такой вывод, но тогда, как быть с такими примерами?
2.
Потчевать велено, а неволить грех.
Кто кого обидит, тот того и ненавидит.
Плохо можется, коли нездоровится.
- Тогда, как надо уточнить вывод? (кроме тех случаев, когда слово без «не» не употребляется)
- Как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока?
- Тема урока
Проверьте! учебник стр. 70
- Прочитайте тему урока и правило. Сравните!
- Упражнение №1 нам разыграет ученик.
Что ты в школе натворил?
-Я (не)дрался, (не)сорил,
И (не)бегал, и (не)прыгал,
И ногами я (не)дрыгал,
И девчонок (не)дразнил,
И чернила (не)разлил,
(Не)валялся на полу,
Я стоял себе в углу…
- Так за что же он простоял в углу?
Спишите этот текст, раскрывая скобки.
- Каким правилом вы пользовались?
Учитель: Дружит не с глаголом?
Ученики: Нет! Это вовсе не секрет!
Учитель: И глагол дружить не стал.
Ученики: Между ними – ин-тер-вал. (показывают рукой)
2. Придумайте глаголы с частицей не
Запишите! Не ругайтесь, не деритесь,
не стоните, не дразнитесь,
не кричите, не спешите.
(Если закончить этими глаголами любой набор, то получится стихотворение, которое ребята могут продолжить)
Вместе «не» не напишите.
Не бегал, не прыгал,
Не пел, не грустил,
Не спорил, не дрался,
И стекла не бил.
Не ползал под партой,
Бумаг не бросал –
Закончи! И вместе с глаголом
Я «не» не писал.
5.Творческая работа
- А сейчас посмотрите на доску. Прочитайте.
Сегодня Илья участвовал в соревнованиях. Разделил с друзьями радостную долгожданную победу. Вместе с классом шагал по необъятным просторам неизвестного. Давал устные объяснения, выполнял письменные работы.
- Можно назвать это текстом? Почему?
Задача! Изменить текст, используя частицу «не».
- Что могло произойти? (мог заболеть)
- Может завершаться текст таким предложением?
Хорошо, когда рядом чувствуешь добрые сердца друзей!
(Может, но надо добавить несколько предложений, чтобы связать две части)
Оставьте строчку для заглавия. Запишите измененный текст, связав обе части.
У ребят должен получиться, например такой текст.
Сегодня Илья не участвовал в соревнованиях, не разделил с друзьями радостную долгожданную победу. Не шагал вместе с классом по необъятным просторам неизвестного, не давал устные объяснения, не выполнял письменные работы. Илья заболел.
Но друзья не оставили его в беде. Они навестили товарища, развеяли грустные мысли, подняли настроение.
Хорошо, когда рядом чувствуешь добрые сердца друзей!
- Из пословиц, выберите ту, которая могла служить названием этого текста.
Хорошие друзья в беде не оставят.
(Второй абзац у всех получится разный)
6. Итог урока
- Что нового вы узнали? Каким правилом пользовались?
На следующем уроке, мы подробнее остановимся на тех словах, без «не» которые не употребляются.
Литература:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка к презетанции урок русского языка в 4 классе
конспект урока к презентации для 4 класса по теме" 1 и 2 Спряжение глагола"...
Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку, посвящённая Дню родного языка.
Работа содержит занимательный материал по русскому языку. Выполняя задания учащиеся развивают у себя такие качества, как любознательность, сообразительность и логическое мышление...
Методическая разработка урока-игры французского языка в 3 классе
Урок-игра французского языка направлен на закрепление умений и навыков практического владения французским языком по всем видам речевой деятельности: аудированию, говорению, чтению и ...
Методическая разработка урока-игры по повести-сказке Джанни Родари «Приключение Чиполлино»
Игровые моменты на уроке литературного чтения вызывают интерес к литературе, делают умственную работу более продуктивной. У младших школьников велика потребность в игре, она необходима им для развития...
Методическая разработка дистанционного занятия по русскому языку "Возвратные глаголы"
В презентации даны слайды, направленные на повторение темы "Спряжение глаголов" и "Правописание личных безударных глагольных окончаний". Дан дополнительно глагол-исключ...
Методическая разработка урока. "Игры. Игрушки". 2 класс
Сложившаяся в наши дни ситуация, связанная с режимом всеобщей изоляции, заставляет педагогов пересматривать привычные формы работы и искать новые подходы, рассчитанные на использование в...
Методическая разработка тематической недели по русскому языку в начальных классах «Я люблю Русский язык!»
Одним из самых эффективных средств активизации познавательной деятельности младших школьников является проведение предметных недель.Предметная неделя по русскому языку позволяет продемонстрировать зна...