Методическая разработка урока-путешествия по русскому языку в 3 классе на тему:"Состав слова(обобщение)".
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему
Обобщить знания учащихся о составе слова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_puteshestvie._russkiy_yazyk._3_klass._tema_-_sostav_slova_ob.docx | 55.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок – путешествие.
Русский язык. 3 класс.
Тема: Состав слова (обобщение).
Цель: Обобщить знания учащихся о составе слова.
Задачи:
Обучающие:
- повторить изученные признаки родственных слов;
- проверить сформированность понятий: состав слова, приставка, суффикс, корень, окончание, основа;
- совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова;
Развивающие:
- развивать память и орфографическую зоркость;
- развивать умение разбирать слова по составу;
- развивать умение образовывать новые слова;
Воспитывающие:
- воспитывать любовь к природе;
- воспитывать активность и аккуратность у учащихся.
Оборудование: предметные картинки, цветные карточки, компьютер, проектор, презентация (Слайд 1)
- Организационный момент
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Ножки вместе,
Спинки ровно
И к уроку всё готово.
II. Сообщение темы урока
-Ребята, на предыдущих уроках мы работали над составом слова. Что значит – разобрать слова по составу? (Находить части слов и выделять их) Вам понравилось разбирать слова по составу? Хотите продолжить эту работу? Так вот сегодня мы будем закреплять и обобщать знания о составе слов, учиться образовывать новые однокоренные слова. Но для этого нам придется потрудиться и активно поработать на уроке.
III. Минутка чистописания и словарная работа.
Учитель: - А урок сегодня будет необычным, мы с вами отправимся в путешествие. А для того, чтобы узнать, куда - посмотрите на слайд и картинку на доске, попробуйте отгадать. Кто догадался? (в космос) (Слайд 2)
- Кто знает значение этого слова?
Космос – «вселенная», «мир»
-А кто помнит стихи или загадки про космос?
-А теперь сделайте фонетический анализ этого слова. (Дети выходят к доске и делают разбор).
Что вы представляете, когда говорите слово КОСМОС ? (Звёзды)
Какой первый звук? Какой буквой он обозначается? Вот сейчас мы вспомним, как пишутся заглавная и строчная буква З. (слайд 3)
А теперь попробуйте отгадать ребус. (Слайд 4)
о ← с | море ’’ | с |
Дети: космос.
Учитель: Космос - слово словарное. (Можно открыть орфографические словари и посмотреть как оно пишется). Учитель записывает слово на доске, вместе с учениками ставим ударение, находим безударную гласную, подчеркиваем ее.
-А теперь сравните, как слово слышится и как оно пишется. Есть различия? Какие? (слышится а, а пишется о) Постарайтесь запомнить и запишите это слово до конца строки в тетрадь правильно, красиво и аккуратно.
Космос
Попробуйте самостоятельно подобрать однокоренные слова к слову космос.
А теперь посмотрите на слайд, подумайте, какое слово лишнее. Почему? (Слайд 5)
Космос, космонавт, ракета, космический .
Дети: Ракета. Космос, космонавт, космический, – однокоренные.
Учитель: Какое значение имеет слово «ракета»? (1-Летательный аппарат, 2-снаряд для фейерверков, 3-быстроходное судно на подводных крыльях) Как вы думаете, какое значение подходит в нашем случае? (летательный аппарат) Какое это слово? (Словарное, его написание тоже надо запомнить)
- Значение слова космос мы сегодня выяснили. А какое значение имеют остальные слова? (Космонавт- человек, совершающий полет в космос, космический – относящийся к космосу) Почему эти слова можно назвать однокоренными? (Они имеют общий корень и являются родственными, т.е. близкими по значению) Запишите слова. Выделите корень в этих словах. (Слайд 6)
- А теперь составьте предложения с этими словами. Три самых лучших и красивых предложения давайте запишем на доске и в тетради. (Один ученик работает у доски, остальные в тетради). Найдите орфограммы и объясните их.
-Что такое «космос» мы выяснили, а теперь можно и в путь.
Учитель:
Далекие звезды над нами горят,
Зовут они в гости хороших ребят.
Собраться в дорогу нетрудно для нас –
И вот мы к полету готовы сейчас.
-Итак, в космос мы отправляемся на ракете (Слайд 7)
V. Работа по теме
Учитель:
Но, чтобы попасть в ракету, мы с вами должны выполнить задание. Будем работать по карточкам.
1.
Отметь, какие из данных слов являются родственными слову «вода». | |
водичка водица водяной водитель водоем | проводить водянистый водокачка водопровод заводной |
2.
Укажи части слов. | ||||
зернышко загадка повар обед побегут осенний умная снежинка |
3.
Запишите слова в 4 столбика соответственно схемам. Прогулка, билет, выход, выскочка, выдумка, проезд, конец, забег, соринка, ягодка. | |||
Заканчиваем работу. Сдаем карточки.
- Вспомните, что такое основа. Какое значение она передает? (Смысл конкретного слова)
- Какое значение передается корнем слова? (Смысл всех родственных (однокоренных) слов). Чем отличается основа от корня?
С заданием мы справились хорошо, вот мы с вами уже и в ракете.
Обобщение по теме.
Внимание! Взлет!
И наша ракета мчится вперед.
Прощально мигнут и растают вдали
Огни золотые любимой Земли.
Мы с вами на старте. Как вы думаете, что мы сможем увидеть в космосе? (планеты, спутники, звезды…) Летим! Можно даже выйти в открытый космос. (Слайд8)
Сейчас вы закроете глаза и попробуйте представить, как мы с вами летим. А я расскажу, что же нам встретится на пути. Вы будете слушать и в моем рассказе постарайтесь найти слово, которое употребляется в разных формах. Отправляемся в путь.
« Впереди небо, которое усыпано множеством звезд. Очень красиво! Нам на пути встречаются звезды голубого, желтого, красного цвета. Расстояния между звездами огромны. Мы летим. Чувства переполняют. Так и хочется об этих звездах сложить песню».
Учитель:
Сейчас я еще раз прочитаю текст, а вы на строке поставьте цифру 1 и запишите слова, которые вы нашли.
1.Звезд , звед ы,, звезд ами , о звезд ах .
Выделите окончания, основы слов. Расскажите все, что знаете об окончании. Дети:
Окончание – это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.
Давайте вместе проверим, что у вас получилось.(Слайд 9)
Учитель:
Вот мы с вами прилетели на одну из планет. Эта планета очень необычная, фантастическая. А давайте мы сделаем подарок этой планете – посадим дерево. Но сначала вспомним, какие части есть у дерева.
Дети:
Корень, ствол, ветки, листья. (Слайд 10)
Учитель:
А какая часть самая главная?
Дети: Корень.
Учитель:
А дерево мы посадим необычное – словообразовательное. На нем будут вырастать новые слова. У нашего будущего дерева корень -уч- .Что бы оно выросло, надо ответить на вопросы:
- Как с помощью этого корня называют вас? (ученики)
- Почему вас так называют? (т.к. учимся)
- Как называют того человека, который учит? (учитель)
- Какую пословицу про ученье вы знаете? (Ученье – свет, а неученье – тьма.)
Запишите эти слова на вторую строку. Выделите корень.
2. Ученики, учимся, учитель, ученье, неученье.
Учитель: Какие это слова?
Дети: Однокоренные.
Учитель: Почему их так называют?
Дети: У этих слов общий корень, они близкие (родственные) по значению.
Учитель: Что такое корень?
Дети: Корень – это общая часть однокоренных слов. (Слайд11)
Учитель: .Вот какое красивое дерево выросло.
-Но у него осталось три пустых ветви. Вы сами придумайте еще три однокоренных слова и запишите их.
Хоть планета и необычная, но на ней очень красиво. Воздух чистый. Вода в реке – прозрачная. Небо голубое. Много цветов. Пора отдохнуть.
V. Физкультминутка.
(Слайд12, 13,14)
VI.Обобщение (продолжение)
Учитель: А цветы на планете тоже загадочные. Один из них очень похож на цветок, который растет в нашей местности. Какой?
Дети: Ромашка.
Учитель: На этой планете такой цветок называется приставочным.
Как вы думаете, почему?
Дети: На лепестках – приставки. (Слайд15)
Учитель:
Образуйте с помощью этих приставок и корня -уч- новые слова. (Проверьте по слайду) Запишите их (записывать будем по одному слову с каждой приставкой) и выделите приставки.
3.Разучивание, выучить, обучение, доучить, проучить, изучать, поучать, научивший, подучить.
Учитель: Что такое приставка? Для чего она служит?
Д.Приставка – часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. (Слайд16)
Учитель:
Двигаемся дальше по планете. Перед нами «Суффиксное поле». Но на пути к нему сломался мостик через реку. На одном берегу остались слова, а на другом – суффиксы. Чтобы восстановить мостик, надо присоединить суффиксы к словам. Полученные слова запишите.
гнездо ёнок
сова ышк
ветер к
береза ок
коза ик
мост очк (Слайд17)
4. Гнездышко, совенок, ветерок, березка, козочка, мостик.
Вот и мостик! (Слайд18)
Учитель: Выделите суффиксы. Что такое суффикс? Для чего он служит?
Дети:
Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. (Слайд19)
- Составьте сами новые слова с этими суффиксами. Запишите эти слова и выделите суффиксы.
Учитель:
А теперь проверим, чему вы научились на этой планете. Назовите по порядку части слов, которые вы выделяли.
Дети: Окончание, основу, корень, приставку, суффикс.
Учитель: Как называется такой разбор?
Дети: Разбор слова по составу. (Слайд 20)
VII. Самостоятельная работа.
Учитель. Сделайте разбор слов по составу. (Слайд21)
I группа II группа
садик садовый
Учитель: Проверьте по слайду. Поставьте себе оценку.
Сегодня мы с вами побывали в космосе. Прочитайте запись на доске.
Космос – это пространство за пределами нашей земли. Освоение космического пространства началось давно. Люди стали запускать в космос ракеты и спутники. Первыми в космосе побывали животные. А потом туда полетел человек.
Скажите, это текст? Почему вы так решили? Что такое текст? (Текст – это несколько предложений, в которых говорится об одном и том же и раскрывается общая мысль.) Сколько в тексте предложений? Найдите третье предложение. Запишите его в тетрадь. Какое оно по цели высказывания и по интонации? (Повествовательное, невосклицательное)
VIII. Итог.
Учитель: Нам уже пора домой.
Возвращаться нам пора,
По местам мои друзья!
Из полета возвратились,
Мы на землю приземлились.
Вам понравилось путешествие? Какое настроение у вас после урока? Покажите карточки, которые соответствуют вашему настроению.
IX. Оценка
(Оценивается самостоятельная работа в тетради и работа на уроке.)
IХ. Домашнее задание
Повторить правила о правописании безударных гласных в корне слов, парных согласных, удвоенных согласных, повторить порядок разбора слов по составу.
Прозвени-ка, дружок,
Голосистый звонок,
Перемену ждут ребята.
Поиграть, попрыгать надо.
Литература:
1.Материалы Интернета.
2.Учебник Л.М. Зеленина, Т.Е.Хохлова (первая часть)
КАРТОЧКА 1
Отметь, какие из данных слов являются родственными слову «вода». | |
водичка водица водяной водитель водоем | проводить водянистый водокачка водопровод заводной |
КАРТОЧКА 1
Отметь, какие из данных слов являются родственными слову «вода». | |
водичка водица водяной водитель водоем | проводить водянистый водокачка водопровод заводной |
КАРТОЧКА 2
Укажи части слов. | ||||
зернышко загадка повар обед побегут осенний умная снежинка |
КАРТОЧКА 2
Укажи части слов. | ||||
зернышко загадка повар обед побегут осенний умная снежинка |
Запишите слова в 4 столбика соответственно схемам. Прогулка, билет, выход, выскочка, выдумка, проезд, конец, забег, соринка, ягодка. | |||
КАРТОЧКА 3
КАРТОЧКА 3
Запишите слова в 4 столбика соответственно схемам. Прогулка, билет, выход, выскочка, выдумка, проезд, конец, забег, соринка, ягодка. | |||
КАРТОЧКА 3
Запишите слова в 4 столбика соответственно схемам. Прогулка, билет, выход, выскочка, выдумка, проезд, конец, забег, соринка, ягодка. | |||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка по теме "Состав слова. Обобщение"
В конспекте урока полное описание хода урока с различными интересными заданиями....
Урок русского языка в 3 классе по программе « Школа России» На тему: « Состав слова. Обобщение».
Цель: Обобщить полученные знания о составе слова....
Тема. Состав слова (обобщение)
Будем говорить о составе слова и разбирать слова по составу....
Методическая разработка урока по математике для 1 класса.Тема "Состав чисел до 5.Закрепление"
Составлять модель числа.Исследовать ситуации, требующие сравнения чисел и величин, их упорядочения. Наблюдать: устанавливать закономерности в числовой последовательности, составлять числовую посл...
Конспект урока русского языка 3 кл, Тема «Состав слова. Обобщение».
Создание условий для воспроизведения и систематизации знаний о значимых частях слова....
Урок по русскому языку в 3 классе по теме " Состав слова" ( обобщение)
Открытый урок по русскому языку в 3 классе....
Конспект открытого урока по русскому языку УМК «Школа России» 2 класс. Тема: «Состав слова (обобщение)».
Конспект открытого урока по русскому языку УМК «Школа России» 2 класс. Тема: «Состав слова (обобщение)»....