Методическая разработка урока-путешествия по русскому языку в 3 классе на тему:"Состав слова(обобщение)".
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему

Гарифова Ризиля Хаттуловна

Обобщить знания учащихся о составе слова.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                       

Урок – путешествие.

Русский язык. 3 класс.

Тема: Состав слова (обобщение).

Цель: Обобщить знания учащихся о составе слова.

Задачи:

Обучающие:

- повторить изученные признаки родственных слов;

- проверить сформированность понятий: состав слова, приставка, суффикс,    корень, окончание, основа;

- совершенствовать знания об однокоренных словах и  значимых  частях            слова;

Развивающие:

- развивать память и орфографическую зоркость;

- развивать умение разбирать слова по составу;

- развивать умение образовывать новые слова;

Воспитывающие:

- воспитывать любовь к природе;
- воспитывать активность и аккуратность у учащихся.

Оборудование: предметные картинки, цветные карточки, компьютер, проектор, презентация (Слайд 1)

  1. Организационный момент

    Долгожданный дан звонок,

      Начинается урок.

      Ножки вместе,

      Спинки ровно

      И к уроку всё готово.

II. Сообщение темы урока

-Ребята, на предыдущих уроках мы работали над составом слова. Что значит – разобрать слова по составу? (Находить части слов и выделять их) Вам понравилось разбирать слова по составу? Хотите продолжить эту работу? Так вот сегодня мы будем закреплять и обобщать знания о составе слов, учиться образовывать новые однокоренные слова. Но для этого нам придется потрудиться и активно поработать на уроке.

 

III. Минутка чистописания и словарная работа.

Учитель: - А урок сегодня будет необычным, мы с вами отправимся в путешествие. А для того, чтобы узнать, куда  - посмотрите на слайд и картинку на доске, попробуйте отгадать. Кто догадался? (в космос) (Слайд 2)

- Кто знает значение этого слова?

1206020838_88711

 Космос – «вселенная», «мир»

-А кто помнит стихи  или загадки про космос?

-А теперь сделайте  фонетический анализ этого слова. (Дети выходят к доске и делают разбор).

Что вы представляете, когда говорите слово КОСМОС ? (Звёзды)

Какой первый звук? Какой буквой он обозначается?  Вот сейчас мы вспомним, как пишутся заглавная и строчная буква  З.  (слайд  3)

А теперь попробуйте отгадать ребус. (Слайд 4)

о ← с

море ’’ 

 с

Дети:   космос.

Учитель:  Космос - слово словарное. (Можно открыть орфографические словари и посмотреть как оно пишется). Учитель записывает слово на доске, вместе с учениками ставим ударение, находим безударную гласную, подчеркиваем ее.

-А теперь сравните, как слово слышится и как оно пишется. Есть различия? Какие? (слышится а, а пишется о) Постарайтесь запомнить и запишите это слово до конца строки в тетрадь правильно, красиво и аккуратно.

  Космос

Попробуйте самостоятельно подобрать однокоренные слова к слову космос.

А теперь посмотрите на слайд, подумайте, какое слово лишнее. Почему? (Слайд 5)

Космос, космонавт, ракета, космический .

Дети:  Ракета.  Космос, космонавт, космический,  – однокоренные.

Учитель:  Какое значение имеет слово «ракета»? (1-Летательный аппарат, 2-снаряд для фейерверков, 3-быстроходное судно на подводных крыльях) Как вы думаете, какое значение подходит в нашем случае? (летательный аппарат) Какое это слово? (Словарное, его написание тоже надо запомнить)

- Значение слова космос мы сегодня выяснили. А какое значение имеют остальные слова? (Космонавт- человек, совершающий полет в космос, космический – относящийся к космосу) Почему эти слова можно назвать однокоренными? (Они имеют общий корень и являются родственными, т.е. близкими по значению) Запишите слова. Выделите корень в этих словах. (Слайд 6)

- А теперь составьте предложения с этими словами. Три самых лучших и красивых предложения давайте запишем на доске и в тетради. (Один ученик работает у доски, остальные в тетради). Найдите орфограммы и объясните их.

-Что такое «космос» мы выяснили, а теперь можно и в путь.

Учитель:

     Далекие звезды над нами горят,

     Зовут они в гости хороших ребят.

     Собраться в дорогу нетрудно для нас –

     И вот мы к полету готовы сейчас.

-Итак, в космос мы отправляемся на ракете (Слайд 7)

V. Работа по теме

Учитель:

Но, чтобы попасть в ракету, мы с вами должны выполнить задание. Будем  работать по карточкам.

1.

 Отметь, какие из данных слов являются родственными слову «вода».

        водичка          

        водица        

        водяной

        водитель

        водоем

   проводить

   водянистый

   водокачка

   водопровод

   заводной

2.

Укажи части слов.

зернышко

загадка

повар

обед

побегут

осенний

умная

снежинка


3.

 

Запишите слова в 4 столбика соответственно схемам.

Прогулка, билет, выход, выскочка, выдумка, проезд, конец, забег, соринка, ягодка.

Заканчиваем работу. Сдаем карточки.

- Вспомните, что такое основа. Какое значение она передает? (Смысл конкретного слова)

- Какое значение передается корнем слова? (Смысл всех родственных (однокоренных) слов). Чем отличается основа от корня?

С заданием мы справились хорошо, вот мы с вами уже и в ракете.

 

 Обобщение по теме.

Внимание! Взлет!

И наша ракета мчится вперед.

Прощально мигнут и растают вдали

Огни золотые любимой Земли.

 

 Мы с вами на старте. Как вы думаете, что мы сможем увидеть в космосе? (планеты, спутники, звезды…)  Летим!  Можно даже выйти в открытый космос. (Слайд8)

Сейчас вы закроете глаза и попробуйте представить, как мы с вами летим. А я расскажу, что же нам встретится на пути. Вы будете слушать и в моем рассказе постарайтесь найти слово, которое употребляется в разных формах. Отправляемся в путь.

« Впереди небо, которое усыпано множеством звезд. Очень красиво! Нам на пути встречаются звезды голубого, желтого, красного цвета. Расстояния между звездами огромны. Мы летим. Чувства переполняют. Так и хочется об этих звездах сложить песню».

 

Учитель:

Сейчас я еще раз прочитаю текст, а вы на строке поставьте цифру 1 и  запишите слова, которые вы нашли.

1.Звезд    , звед ы,, звезд ами , о  звезд ах .

Выделите окончания, основы слов. Расскажите все, что знаете об окончании. Дети:

 Окончание – это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.

Давайте вместе проверим, что у вас получилось.(Слайд 9)

Учитель:

Вот мы с вами прилетели на одну из планет. Эта планета очень необычная, фантастическая. А давайте мы сделаем подарок этой планете – посадим дерево. Но сначала вспомним, какие части есть у дерева.

Дети:

 Корень, ствол, ветки, листья. (Слайд 10)

Учитель:

 А какая часть самая главная?

Дети:  Корень.

Учитель:

А дерево мы посадим  необычное  – словообразовательное. На нем будут вырастать новые слова. У нашего будущего дерева корень   -уч- .Что бы оно выросло, надо ответить на вопросы:

- Как с помощью этого корня называют вас? (ученики)

- Почему вас так называют? (т.к. учимся)

- Как называют того человека, который учит? (учитель)

- Какую пословицу про ученье вы знаете? (Ученье – свет, а неученье – тьма.)

Запишите эти слова на вторую строку. Выделите корень.

2. Ученики, учимся, учитель, ученье, неученье.

Учитель:  Какие это слова?

Дети:  Однокоренные.

Учитель: Почему их так называют?

Дети: У этих слов общий корень, они близкие (родственные) по значению.

Учитель: Что такое корень?

Дети:  Корень – это общая часть однокоренных слов.  (Слайд11)

 Учитель: .Вот какое красивое дерево выросло.

-Но у него осталось три пустых ветви. Вы сами придумайте еще три однокоренных слова и запишите их.

Хоть планета и необычная, но на ней очень красиво. Воздух чистый. Вода в реке – прозрачная. Небо голубое. Много цветов. Пора отдохнуть.

V. Физкультминутка.

(Слайд12, 13,14)

VI.Обобщение (продолжение)

Учитель:  А цветы на планете тоже загадочные. Один из них очень похож на цветок, который растет в нашей местности. Какой?

Дети: Ромашка.

Учитель: На этой планете такой цветок называется приставочным.

Как вы думаете, почему?

Дети:  На лепестках – приставки. (Слайд15)

Учитель:

 Образуйте с помощью этих приставок и корня -уч- новые слова. (Проверьте по слайду) Запишите их (записывать будем по одному слову с каждой приставкой) и выделите приставки.

3.Разучивание, выучить, обучение, доучить, проучить, изучать, поучать, научивший,  подучить.

Учитель: Что такое приставка? Для чего она служит?

Д.Приставка – часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. (Слайд16)

Учитель: 

Двигаемся дальше по планете. Перед нами «Суффиксное поле». Но на пути к нему сломался мостик через реку. На одном берегу остались слова, а на другом – суффиксы. Чтобы восстановить мостик, надо присоединить суффиксы к словам. Полученные слова запишите.

гнездо                               ёнок                                      

сова                                   ышк                                          

ветер                                    к                                            

береза                                 ок                                                

коза                                     ик                                            

мост                                    очк      (Слайд17)

4. Гнездышко, совенок, ветерок, березка, козочка, мостик.

Вот и мостик!  (Слайд18)

Учитель: Выделите суффиксы. Что такое суффикс? Для чего он служит?

Дети:

 Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. (Слайд19)

- Составьте сами новые слова с этими суффиксами. Запишите эти слова и выделите суффиксы.

Учитель:

А теперь проверим, чему вы научились на этой планете. Назовите по порядку части слов, которые вы выделяли.

Дети: Окончание, основу, корень, приставку, суффикс.

Учитель:  Как называется такой разбор?

Дети:  Разбор слова по составу. (Слайд 20)

VII. Самостоятельная работа.

Учитель. Сделайте разбор слов по составу. (Слайд21)

       I группа            II группа            

       садик                 садовый          

Учитель: Проверьте по слайду. Поставьте себе оценку.

Сегодня мы с вами побывали в космосе. Прочитайте запись на доске.

Космос – это пространство за пределами нашей земли. Освоение космического пространства началось давно. Люди стали запускать в космос ракеты и спутники. Первыми в космосе побывали животные. А потом туда полетел человек.

Скажите, это текст? Почему вы так решили? Что такое текст? (Текст – это несколько предложений, в которых говорится об одном и том же и раскрывается общая мысль.) Сколько в тексте предложений? Найдите  третье предложение. Запишите его в тетрадь. Какое оно по цели высказывания и по интонации? (Повествовательное, невосклицательное) 

VIII. Итог.

Учитель:  Нам уже пора домой.

Возвращаться нам пора,

По местам мои друзья!

Из полета возвратились,

Мы на землю приземлились.

Вам понравилось путешествие? Какое настроение у вас после урока? Покажите  карточки, которые соответствуют вашему настроению.

 

IX. Оценка

(Оценивается самостоятельная работа в тетради и работа на уроке.)

IХ. Домашнее задание  

Повторить правила о правописании безударных гласных в корне слов, парных согласных, удвоенных согласных, повторить порядок разбора слов по составу.

                     Прозвени-ка, дружок,

                     Голосистый звонок,

                     Перемену ждут ребята.

                     Поиграть, попрыгать надо.

Литература:

1.Материалы Интернета.

2.Учебник Л.М. Зеленина, Т.Е.Хохлова (первая часть)

КАРТОЧКА 1

Отметь, какие из данных слов являются родственными слову «вода».

        водичка          

        водица        

        водяной

        водитель

        водоем

   проводить

   водянистый

   водокачка

   водопровод

   заводной

КАРТОЧКА 1

Отметь, какие из данных слов являются родственными слову «вода».

        водичка          

        водица        

        водяной

        водитель

        водоем

   проводить

   водянистый

   водокачка

   водопровод

   заводной

        

КАРТОЧКА 2

Укажи части слов.

зернышко

загадка

повар

обед

побегут

осенний

умная

снежинка

КАРТОЧКА 2

Укажи части слов.

зернышко

загадка

повар

обед

побегут

осенний

умная

снежинка

Запишите слова в 4 столбика соответственно схемам.

Прогулка, билет, выход, выскочка, выдумка, проезд, конец, забег, соринка, ягодка.

КАРТОЧКА 3

КАРТОЧКА 3

Запишите слова в 4 столбика соответственно схемам.

Прогулка, билет, выход, выскочка, выдумка, проезд, конец, забег, соринка, ягодка.

КАРТОЧКА 3

Запишите слова в 4 столбика соответственно схемам.

Прогулка, билет, выход, выскочка, выдумка, проезд, конец, забег, соринка, ягодка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме "Состав слова. Обобщение"

В конспекте урока полное описание хода урока с различными интересными заданиями....

Тема. Состав слова (обобщение)

Будем говорить о составе слова и разбирать слова по составу....

Методическая разработка урока по математике для 1 класса.Тема "Состав чисел до 5.Закрепление"

Составлять модель числа.Исследовать ситуации, требующие сравнения чисел и величин, их упорядочения. Наблюдать: устанавливать закономерности в числовой последовательности, составлять числовую посл...

Конспект урока русского языка 3 кл, Тема «Состав слова. Обобщение».

Создание условий для воспроизведения и систематизации знаний о значимых частях слова....

Конспект открытого урока по русскому языку УМК «Школа России» 2 класс. Тема: «Состав слова (обобщение)».

Конспект открытого урока  по русскому языку УМК «Школа России» 2 класс. Тема: «Состав слова (обобщение)»....