Методическая разработка урока по предмету «Русский язык» во 2 «А» классе на тему: «Дифференциация д-т. Звукобуквенный анализ. Составление схемы, запись слов»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Урок разработан для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russ.yaz_.docx53.14 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ «Специальная школа-интернат г. Усмань»

Методическая разработка

 урока по предмету

«Русский язык» во 2 «А» классе

на тему:

«Дифференциация д-т. Звукобуквенный анализ. Составление схемы, запись слов»

Разработал:

 учитель высшей

 квалификационной категории

Капустина Светлана Витальевна

Дата проведения: 16.11.2017г.

Тема: «Дифференциация д-т. Звукобуквенный анализ. Составление схемы, запись слов»

Цель:  формировать у обучающихся умение  четко распознавать звуки [т], [д] и букв т и д в слогах и словах.

Задачи:

  1. Образовательные:

продолжать формировать у учащихся представления о звонких и глухих согласных звуках; учить давать характеристику звукам [Т] и [Д], определять их на письме и при чтении.

2. Коррекционно-развивающие:

корригировать внимание путем физкультминутки «Наклонись -потянись»,

коррекция и развитие связной устной речи через выполнение сравнительной характеристики согласных парных звуков; развитие слухового восприятия при выполнении физкультминутки «Наклонись – потянись»; коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук при выполнении пальчиковой гимнастики, минутки чистописания; коррекция и развитие мыслительной деятельности при выполнении заданий на определение парных согласных звуков [Т] и [Д] и букв т и д в слогах и словах на письме и при чтении;

3.Воспитательные: 

воспитывать положительный интерес к письму, аккуратность написания в тетрадях; воспитывать интерес к учебе, предмету.

Оборудование: 

экран, мультимедийное оборудование, презентация к уроку, учебники и тетради, ручки, простые, зелёные и синие карандаши, веера букв (по количеству учащихся), сигнальные карточки(по количеству учащихся), карточки с подчёркнутыми соответственно буквами т и д, схемы слов, индивидуальные карточки с заданиями.

Ход урока.

1. Орг. мом. (эмоциональный настрой)

Собрались все дети в круг

Я твой друг, и ты мой друг

Крепко за руки возьмёмся,

И друг другу улыбнёмся.

(посмотрели на гостей, улыбнулись им, сели на свои места)

2. АОЗ

----- Сегодня мы с вами начинаем путешествие по сказочной стране Знаний. И начнём мы его со станции, которая называется… (СЛОВОГРАД). А давать задания и проверять ваши знания вместе со мной будут жители этой станции: Звонкий и Глухой.  Но сначала давайте вспомним:

- что такое звук? Прошу вас отвечать полными ответами.(звук мы слышим и произносим)

-что мы знаем о букве? (буквы мы видим и пишем)

----- Отгадайте загадку:

Такие звуки нелегко произнести,

Преграда — зубы и язык на их пути.

Они все разные,

А называются они...(согласные)

----- Какие бывают согласные? (звонкие и глухие)

- Как определить, какой согласный звук:глухой или звонкий?(Мы прикладываем ладонь к горлу, произносим звук и слушаем, дрожит горло или нет.Если горло дрожит, то звук звонкий, если не дрожит – звук глухой)

-   Каким цветом выделяем звонкие согласные,  а каким – глухие?

----- Игра «Где чей домик?» (Учитель произносит слово, ученики выделяют первый звук, 1 ученик идёт к доске, выбирает соответствующую букву(работа с интерактивной доской), а остальные определяют с помощью сигнальных карточек, какой это звук – звонкий или глухой.)(слайд 1)

бочка, кочка, вата, фара, полка, гусь.

- Давайте повторим парные согласные. (слайд 2)

3. Сообщение темы урока.

- Наши сказочные гости решили познакомить вас с ещё одной парой звонких и глухих согласных.

- Отгадайте загадки:                                    (демонстрация букв)

Дельфин, весёлый наш дельфин,
Играет в море не один,
Там два дельфина на воде,
Играя, учат букву ...!(Д)

Она на антенну похожа

И на зонт как будто тоже (Т)

4. Изучение нового.

1.Сравнительная характеристика звуков. 
- Произнесите звуки т и д. Одинаково ли положение губ и языка  при произнесении этих звуков? (Одинаково) 
- Положите руку на горлышко и послушайте, дрожит ли горлышко при произношении звука [д]? (Дрожит). А теперь произнесите звук [т] и послушайте, дрожит ли горлышко при произношении этого звука? (не дрожит)

-Какой вывод можем сделать? (Звук [д] -  звонкий,  а звук [т] –глухой)

(Картинки: буква Д – зелёная, буква Т – синяя)

Физкультминутка «Наклонись - потянись»

трава, дочка, точка, топор, дом, диван, парта, дым.

(Учащиеся слушают слова и выполняют соответствующие движения: если в слове слышится глухой звук [Т], то наклоняются вперёд, а если в слове слышится звонкий звук [Д], то поднимают руки вверх и потягиваетесь на носочках)

2. Пальчиковая гимнастика.

- «Пальцы поздоровались»

- «Мальчик – пальчик»

- «Кулачок,  ребро,  ладошка»

3. Минутка чистописания:

Я тетрадочку открою и как надо положу,

Я друзья от вас не скрою,

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо не согнусь.

За работу я возьмусь!

(Письмо строчных и прописных букв Дд и Тт)

4. Чтение и запись слогов.

(на доске  карточки)

- Надо прочитать слоги, соединив согласные буквы с гласными. Записать получившиеся слоги в тетрадь по образцу: да – та (образец пишет учитель на доске).

- Откройте учебник на стр.48, найдите упр.1 и сверьте ваши записи с записями в учебнике.

5. Составление слов.

- Из чего мы составляли слоги? (из букв)

- А что мы составляем из слогов? (слова)

- Отгадайте загадку:

По небесам оравою

Бегут мешки дырявые,

А бывает иногда -

Из мешков течёт вода.

Спрячемся получше

От дырявой.... (Тучи)

- Звукобуквенный анализ слова Туча(Туча (2 согл., 2 гл., 2 слога) – ту-ча)

                                                           

6. Работа по карточкам.

- Соедините слово с соответствующей ему схемой.

- Сверь с образцом.

Физкультминутка «Упражнения для глаз»(слайд 3)

(Следите глазами за движением листика)

5. Закрепление.

- Игра «Листопад»

Внизу доски слова с пропущенными буквами, а вверху – кленовые листики с буквами Д и Т. Нужно опустить листик в нужное место, чтобы получилось слово. Сначала работаем у доски, а затем записываем получившиеся слова в тетрадь.

- Подчеркните вставленные буквы нужным цветом.

- Сверьте с образцом (слайд 4).

6. Итог

- Какие звуки мы учились различать на уроке?

- Дайте краткую характеристику этих звуков.

- Каким цветом мы выделяли буквы?

7. Д/З.

- Учебник, стр.48, упр.3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект группового логопедического занятия по коррекции смешанной дисграфии во 2 классе. Тема: Дифференциация звуков и букв Б-Д в слогах, словах и предложениях.

Занятие разработано с учетом требований ФГОС. На данном занятии, помимо  традиционных коррекционных методов и приемов работы, применялись интерактивные компьютерные технологии (мультимедийно...

Рабочая программа по предмету Русский родной язык для 2 класса

Рабочая программа по предмету Русский родной язык для 2 класса. Школа России....

АРП по предмету Русский родной язык для 2 класса.

АРП по лпредмету Русский родной язык для 2 класса. Школа России....

Рабочая программа по предмету Русский родной язык 1-4 классы

В учебные планы образовательных организаций, реализующих ФГОС НОО, введены  предметы «Родной язык» и  «Литературное чтение на родном языке».  Предлагаю примерную...

Рабочая программа по предмету Русский родной язык 1-4 классы

В учебные планы образовательных организаций, реализующих ФГОС НОО, введены  предметы «Родной язык» и  «Литературное чтение на родном языке».  Предлагаю примерную...

Рабочая программа по предмету «Русский родной язык» для 2 класса

Рабочая программа по предмету «Русский родной язык» 2 кл Рабочая программа предмета «Русский родной язык» составлена на основе Федерального го¬сударственного стандарта начального общего образ...

Конспект логопедического занятия для учащихся 1 класса Тема: Дифференциация букв и звуков [к] – [т] в слогах, словах, предложениях

Тема: Дифференциация букв и звуков [к] – [т] в слогах, словах, предложенияхЦель: Учить дифференцировать звуки  и буквы [к] – [т] в слогах, словах, предложениях.Оборудование:Раздаточны...